Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28.08.2014.
Постановление в полном объеме изготовлено 04.09.2014.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Протасова А.И.,
Семенюта Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Малыгиной Е.Г.,
при участии:
- от Государственной жилищной инспекции Белгородской области: Еремина Т.И., по доверенности от 26.08.2014;
- от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Аспект": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Белгородской области на решение Арбитражного суда Белгородской области от 24.06.2014 по делу N А08-2693/2014 (судья Полухин Р.О.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Аспект" (ИНН 3123106588) к Государственной жилищной инспекции Белгородской области (ОГРН 1023101674771) о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Белгородской области от 18.02.2014 N 259/1002/2-13 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "УК Аспект" к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Аспект" (далее - ООО "Управляющая компания "Аспект", Общество) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Белгородской области (далее - ГЖИ, Инспекция, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу N 259/1002/2-13 от 18.02.2014 о привлечении ООО "УК" Аспект" к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Решением арбитражного суда от 24.06.2014 заявленные требования удовлетворены. Принимая указанное решение, суд исходил из того, что все указанные в предписаниях нарушения устранены заявителем в установленные сроки.
Не согласившись с принятым судебным актом, ГЖИ обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять новый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что добровольное устранение нарушений заявителем после их выявления и выдачи предписания ГЖИ не свидетельствует об отсутствии в действиях (бездействии) заявителя события и состава вменяемого ему правонарушения, а доказывает, что у данного юридического лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять новый судебный акт.
Общество в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечило. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данного лица о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие его представителей в порядке статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
На основании распоряжения ГЖИ от 09.12.2013 N 1002-р, в период с 24.12.2013 по 26.12.2013 по адресу: г. Белгород, пр. Белгородский, д. 116, должностным лицом ГЖИ проведена плановая проверка в отношении Общества, утвержденная органами прокуратуры с целью проверки соблюдения обязательных требований законодательства и нормативно-правовых актов по содержанию и технической эксплуатации жилищного фонда.
В ходе проверки установлено, что ООО "УК Аспект" нарушены требования:
1) "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме" N 491, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006;
2) "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных постановлением Госстроя РФ N 170 от 27.09.2003.
По результатам проверки составлен акт проверки от 26.12.2013.
ГЖИ в отношении ООО "УК Аспект" были вынесены предписания N 1002/1, 1002/2, 1002/3, 1002/4, 1002/5, 1002/6, 1002/7, 1002/8 от 26.12.2013.
Должностным лицом ГЖИ в отношении Общества, в присутствии представителя Общества, составлен протокол об административном правонарушении от 27.12.2013.
Согласно протоколу об административном правонарушении, Обществу в вину вменяется нарушение требований:
1) "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме" N 491, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 (далее также - Правила);
2) "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных постановлением Госстроя РФ N 170 от 27.09.2003 (далее также - ПиН), а именно:
- - в элеваторных узлах 7, 8 подъездов ж/дома 30 по ул. Садовая капельная течь на задвижках, в подвальном помещении 7 подъезда ж/дома 30 по ул. Садовая затопление подвального помещения, в элеваторном узле 8 подъезда ж/дома 30 по ул. Садовая затопление помещения, в подвальном помещении 8 подъезда ж/дома 30 по ул. Садовая течь на стояке горячего водоснабжения; в подвальном помещении 3 подъезда ж/дома 9 по ул. Чехова капельная течь на магистрали трубопровода холодного водоснабжения и капельная течь на вентиле на трубопроводе холодного водоснабжения; в подвальном помещении 4 подъезда ж/дома 7 по ул. Чехова в элеваторном узле капельная течь на задвижке; в подвальном помещении 5 подъезда ж/дома 7 по ул. Чехова на магистрали отопления имеется капельная течь; в подвальном помещении 5 подъезда ж/дома N 7 по ул. Чехова в месте прохождения трубопровода канализации имеются следы залития; в подвальном помещении, в элеваторном узле 1 подъезда ж/дома 26 по ул. Садовая имеются капельные течи на задвижках горячего водоснабжения и отопления, а также на магистрали холодного водоснабжения имеется капельная течь; в элеваторном узле 3 подъезда ж/дома 28 по ул. Садовая имеется капельная течь на задвижке. Вследствие всех перечисленных замечаний происходит намокание полов в подвальных помещениях ж/домов, обслуживаемых ООО "УК Аспект". В подвальном помещении 7 подъезда ж/дома 30 по ул. Садовая на трубопровод-| канализации имеются отверстия, - в подвальном помещении 3 подъезда ж/дома 9 по ул Чехова на трубопроводе системы канализации имеются отверстия (3 шт.), выполненные целью прочистки канализации; на ревизии канализации не имеется закрывающей крышки - все это нарушает требования подпункта "в" пункта 11 Правил, пунктов 4.10.2.1, 4.1.15, 3.4,1, 3.4.2, 5.8.2, 5.8.3 ПиНа;
- - в цокольной части ж/домов по ул. Чехова 7, ул. Садовая 28 по периметру дом отсутствуют решетки на продухах, возможно проникновение животных, что нарушает требования пунктов 3.4.1, 4.1.4, 3.4.7 ПиНа;
- - в тамбурных помещениях при входах в подъезды 4, 5 многоквартирного жилого дом 7 по ул. Чехова над металлическими дверями намокание стен, вследствие неисправности покрытий подъездных козырьков, что нарушает требования подпунктов "а", "в", "з" пункта 11 Правил; пунктов 3.2.1, 3.2.2, 4.10.2.1, 4.2.1.1 ПиНа;
- - в эл. узлах подвального помещения 7 подъезда ж/дома 30 по ул. Садовая, подвального помещения 4 подъезда ж/дома N 7 по ул. Чехова и подвального помещения подъезда ж/дома 28 по ул. Садовая не установлены приборы КИП (манометры, термометры), что нарушает требования пункта 5.2.24 ПиНа;
- - в подвальном помещении 8 подъезда ж/дома 30 по ул. Садовая имеется мусор, что нарушает требования пункта 3.4.1 ПиНа;
- - кровельное покрытие дома 9 по ул. Чехова в нескольких местах неисправно, отхождение примыкания (6 мест), вследствие чего, оголение ж/бетонной плиты, в нескольких местах имеется повреждение ж/бетонных плит с раскрашиванием материала, что нарушает требования пунктов 4.6.1.1, п. 4.6.1.2, 4.6.3.3 ПиНа;
- ГЖИ вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 259/1002/2 - 13 от 18 февраля 2014 года, которым ООО "Управляющая компания Аспект" привлечено к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с постановлением административного органа, Общество обратилось в суд с указанными требованиями.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя ГЖИ, апелляционная коллегия приходит к следующему.
Статьей 7.22 предусмотрена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
В силу пункта 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:
а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;
б) обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения;
в) поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях;
г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;
д) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме;
д(1)) организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности;
е) меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности;
ж) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
и) проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий;
Согласно пункту 3.2.1 ПиН содержание лестничных клеток может включать в себя:
- техническое обслуживание (плановые, внеплановые осмотры, подготовка к сезонной эксплуатации, текущий ремонт конструктивных элементов и инженерных систем и домового оборудования);
- капитальный ремонт в составе капитального или выборочного ремонта зданий;
- мероприятия, обеспечивающие нормативно-влажностный режим на лестничных клетках;
- обслуживание мусоропроводов;
- обслуживание автоматических запирающихся устройств, входных дверей, самозакрывающихся устройств;
- обслуживание лифтового оборудования;
- обслуживание системы ДУ;
- организация дежурства в подъездах;
- оборудование помещений для консьержек с установкой телефона.
Согласно пункту 3.2.2 ПиН Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить:
- исправное состояние строительных конструкций, отопительных приборов и трубопроводов, расположенных на лестничных клетках;
- требуемое санитарное состояние лестничных клеток;
- нормативный температурно-влажностный режим на лестничных клетках.
В силу пункта 3.4.1 ПиН организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить:
- температурно-влажностный режим помещений подвалов и технических подполий, препятствующий выпадению конденсата на поверхностях ограждающих конструкций;
- чистоту и доступность прохода ко всем элементам подвала и технического подполья;
- защиту помещений от проникновения животных: грызунов, кошек, собак.
В силу пункта 3.4.2 ПиН подвалы и технические подполья должны иметь температурно-влажностный режим согласно установленным требованиям.
Согласно пункту 4.1.4 ПиН площадь продухов должна составлять примерно 1/400 площади пола техподполья или подвала; располагаются продухи на противоположных стенах для сквозного проветривания (не менее 2-х продухов на каждой секции дома); желательно оборудовать продухи жалюзийными решетками.
С целью предохранения конструкций от появления конденсата и плесени, а также устранения затхлого запаха необходимо организовывать регулярно сквозное проветривание, открыв все продухи, люки, двери в сухие и не морозные дни.
В силу пункта 4.1.15 ПиН не допускается:
- подтопление подвалов и техподполий из-за неисправностей и утечек от инженерного оборудования;
- захламлять и загрязнять подвальные помещения;
- устанавливать в подвалах и техподпольях дополнительные фундаменты под оборудование, увеличивать высоту помещений за счет понижения отметки пола без утвержденного проекта;
- рытье котлованов, траншей и прочие земляные работы в непосредственной близости от здания (до 10 м) без специального разрешения;
- подсыпка грунта вокруг здания выше расположения отмостки на 10 - 15 см;
- использовать подвалы и технические подполья жителями для хозяйственных и других нужд без соответствующего разрешения.
В соответствии с пунктом 4.2.1.1 ПиН организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать:
- заданный температурно-влажностный режим внутри здания;
- исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность);
- устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития;
- теплозащиту, влагозащиту наружных стен.
В силу пункта 4.6.1.1 ПиН организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить:
- исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода;
- защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования;
- воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий;
- обеспечение проектной высоты вентиляционных устройств;
- чистоту чердачных помещений и освещенность;
- достаточность и соответствие нормативным требованиям теплоизоляции всех трубопроводов и стояков; усиление тепловой изоляции следует выполнять эффективными теплоизоляционными материалами;
- исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка;
- выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.
Согласно пункту 4.6.1.2 ПиН следует устранять, не допуская дальнейшего развития, деформации в кровельных несущих конструкциях: деревянных (нарушения соединений между элементами, разрушение гидроизоляции мауэрлатов, загнивание и прогиб стропильных ног, обрешетки и др. элементов); железобетонных (разрушение защитного слоя бетона, коррозия арматуры, прогибы и трещины, выбоины в плитах и др.); в кровлях из листовой стали (ослабление гребней и фальцев, пробоины и свищи, коррозия, разрушение окрасочного или защитного слоя); в кровлях из асбестоцементных плиток, листов черепицы и других штучных материалов (повреждения и смещения отдельных элементов, недостаточный напуск друг на друга и ослабление крепления элементов кровель к обрешетке); в кровлях из рулонных материалов (отслоение от основания, разрывы и пробоины, местные просадки, расслоение в швах и между полотнищами, вздутия, растрескивание покровного и защитного слоев); мастичных (отслоение, разрушение мастичного слоя).
В силу пункта 4.6.3.3 ПиН приклейка гидроизоляционных слоев к основанию и оклейка их между собой должна быть прочной, отслоение рулонных материалов не допускается, поверхность кровли должна быть ровной, без вмятин, прогибов и воздушных мешков и иметь защитный слой с втопленным мелким гравием или крупнозернистым песком или окраска светлого тона. Рулонный ковер в местах примыкания к выступающим элементам должен иметь механическое закрепление с устройством фартука с промазкой его примыкания герметиком, армированной стеклотканью и т.п.
Кровля должна быть водонепроницаемой, с поверхности должен обеспечиваться полный отвод воды по наружным или внутренним водостокам, должны быть выдержаны заданные уклоны кровли.
В соответствии с пунктом 4.10.2.1 ПиН организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; содержание в исправном состоянии санитарно-технических систем, кровли и внутренних водостоков, гидро- и пароизоляционных слоев стен, перекрытий, покрытий и пола, герметизации стыков и швов полносборных зданий, утепление дефектных ограждающих конструкций, тепло- и пароизоляции трубопроводов, на поверхности которых образуется конденсат, обеспечение бесперебойной работы дренажей, просушивание увлажненных мест, содержание в исправном состоянии отмосток и водоотводящих устройств и др.).
Согласно пункту 5.2.24 ПиН на вводе в здание теплопроводов ЦО должна быть установлена запорная арматура, до и после нее - приборы КИП (манометры, термометры, приборы учета тепловой энергии и теплоносителя).
Контрольно-измерительные приборы, регулирующая и запорная арматура должны находиться в технически исправном состоянии и отвечать установленным требованиям.
В силу пункта 5.8.2 ПиН система водопровода должна выдерживать давление до 10 кгс/кв. см (1 МПа), канализационные трубопроводы, фасонные части, стыковые соединения, ревизии, прочистки должны быть герметичны при давлении 1, 0 кгс/кв. см (0, 1 МПа).
Согласно пункту 5.8.3 ПиН организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать:
а) проведение профилактических работ (осмотры, наладка систем), планово-предупредительных ремонтов, устранение крупных дефектов в строительно-монтажных работах по монтажу систем водопровода и канализации (установка уплотнительных гильз при пересечении трубопроводами перекрытий и др.) в сроки, установленные планами работ организаций по обслуживанию жилищного фонда;
б) устранение сверхнормативных шумов и вибрации в помещениях от работы систем водопровода (гидравлические удары, большая скорость течения воды в трубах и при истечении из водоразборной арматуры и др.), регулирование (повышение или понижение) давления в водопроводе до нормативного в установленные сроки;
в) устранение утечек, протечек, закупорок, засоров, дефектов при осадочных деформациях частей здания или при некачественном монтаже санитарно-технических систем и их запорно-регулирующей арматуры, срывов гидравлических затворов, гидравлических ударов (при проникновении воздуха в трубопроводы), заусенцев в местах соединения труб, дефектов в гидравлических затворах санитарных приборов и негерметичности стыков соединений в системах канализации, обмерзания оголовков канализационных вытяжек и т.д. в установленные сроки;
г) предотвращение образования конденсата на поверхности трубопроводов водопровода и канализации;
д) обслуживание насосных установок систем водоснабжения и местных очистных установок систем канализации;
е) изучение слесарями-сантехниками систем водопровода и канализации в натуре и по технической (проектной) документации (поэтажных планов с указанием типов и марок установленного оборудования, приборов и арматуры; аксонометрической схемы водопроводной сети с указанием диаметров труб и ведомости-спецификации на установленное оборудование, водозаборную и водоразборную арматуру). При отсутствии проектной документации должна составляться исполнительная документация и схемы систем водоснабжения и канализации составляются вновь;
ж) контроль за соблюдением нанимателями, собственниками и арендаторами настоящих правил пользования системами водопровода и канализации;
з) инженерный контроль за своевременным исполнением заявок нанимателей на устранение неисправностей водопровода и канализации.
Совершение Обществом вменяемых ему нарушений подтверждается совокупностью представленных материалов административного дела, в том числе, актом проверки от 26.12.2013, протоколом об административном правонарушении, замечаниями к предписаниям.
Обстоятельств, исключающих вину Общества, не установлено.
Устранение допущенных нарушений к таковым не относится.
Нормы КоАП РФ не относят факт добровольного устранения нарушений либо факт выдачи предписания об устранении выявленных нарушений к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении и предписание выданы по результатам одной проверки.
Выдача предписания не исключает привлечение к административной ответственности за допущенные нарушения.
Обстоятельств, исключающих производство по делу о привлечении к административной ответственности, не установлено.
Процедура привлечения Общества к административной ответственности административным органом соблюдена.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных требований не усматривается, в связи с чем, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.
Вопрос о распределении судебных расходов судом не решается, поскольку по смыслу статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционных жалоб на решения суда о привлечении к административной ответственности государственная пошлина уплате не подлежит.
руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
решение Арбитражного суда Белгородской области от 24.06.2014 по делу N А08-2693/2014 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275, части 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Н.Д.МИРОНЦЕВА
Судьи
А.И.ПРОТАСОВ
Е.А.СЕМЕНЮТА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.09.2014 ПО ДЕЛУ N А08-2693/2014
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 сентября 2014 г. по делу N А08-2693/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 28.08.2014.
Постановление в полном объеме изготовлено 04.09.2014.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Протасова А.И.,
Семенюта Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Малыгиной Е.Г.,
при участии:
- от Государственной жилищной инспекции Белгородской области: Еремина Т.И., по доверенности от 26.08.2014;
- от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Аспект": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Белгородской области на решение Арбитражного суда Белгородской области от 24.06.2014 по делу N А08-2693/2014 (судья Полухин Р.О.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Аспект" (ИНН 3123106588) к Государственной жилищной инспекции Белгородской области (ОГРН 1023101674771) о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Белгородской области от 18.02.2014 N 259/1002/2-13 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "УК Аспект" к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Аспект" (далее - ООО "Управляющая компания "Аспект", Общество) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Белгородской области (далее - ГЖИ, Инспекция, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу N 259/1002/2-13 от 18.02.2014 о привлечении ООО "УК" Аспект" к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Решением арбитражного суда от 24.06.2014 заявленные требования удовлетворены. Принимая указанное решение, суд исходил из того, что все указанные в предписаниях нарушения устранены заявителем в установленные сроки.
Не согласившись с принятым судебным актом, ГЖИ обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять новый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что добровольное устранение нарушений заявителем после их выявления и выдачи предписания ГЖИ не свидетельствует об отсутствии в действиях (бездействии) заявителя события и состава вменяемого ему правонарушения, а доказывает, что у данного юридического лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять новый судебный акт.
Общество в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечило. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данного лица о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие его представителей в порядке статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
На основании распоряжения ГЖИ от 09.12.2013 N 1002-р, в период с 24.12.2013 по 26.12.2013 по адресу: г. Белгород, пр. Белгородский, д. 116, должностным лицом ГЖИ проведена плановая проверка в отношении Общества, утвержденная органами прокуратуры с целью проверки соблюдения обязательных требований законодательства и нормативно-правовых актов по содержанию и технической эксплуатации жилищного фонда.
В ходе проверки установлено, что ООО "УК Аспект" нарушены требования:
1) "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме" N 491, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006;
2) "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных постановлением Госстроя РФ N 170 от 27.09.2003.
По результатам проверки составлен акт проверки от 26.12.2013.
ГЖИ в отношении ООО "УК Аспект" были вынесены предписания N 1002/1, 1002/2, 1002/3, 1002/4, 1002/5, 1002/6, 1002/7, 1002/8 от 26.12.2013.
Должностным лицом ГЖИ в отношении Общества, в присутствии представителя Общества, составлен протокол об административном правонарушении от 27.12.2013.
Согласно протоколу об административном правонарушении, Обществу в вину вменяется нарушение требований:
1) "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме" N 491, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 (далее также - Правила);
2) "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных постановлением Госстроя РФ N 170 от 27.09.2003 (далее также - ПиН), а именно:
- - в элеваторных узлах 7, 8 подъездов ж/дома 30 по ул. Садовая капельная течь на задвижках, в подвальном помещении 7 подъезда ж/дома 30 по ул. Садовая затопление подвального помещения, в элеваторном узле 8 подъезда ж/дома 30 по ул. Садовая затопление помещения, в подвальном помещении 8 подъезда ж/дома 30 по ул. Садовая течь на стояке горячего водоснабжения; в подвальном помещении 3 подъезда ж/дома 9 по ул. Чехова капельная течь на магистрали трубопровода холодного водоснабжения и капельная течь на вентиле на трубопроводе холодного водоснабжения; в подвальном помещении 4 подъезда ж/дома 7 по ул. Чехова в элеваторном узле капельная течь на задвижке; в подвальном помещении 5 подъезда ж/дома 7 по ул. Чехова на магистрали отопления имеется капельная течь; в подвальном помещении 5 подъезда ж/дома N 7 по ул. Чехова в месте прохождения трубопровода канализации имеются следы залития; в подвальном помещении, в элеваторном узле 1 подъезда ж/дома 26 по ул. Садовая имеются капельные течи на задвижках горячего водоснабжения и отопления, а также на магистрали холодного водоснабжения имеется капельная течь; в элеваторном узле 3 подъезда ж/дома 28 по ул. Садовая имеется капельная течь на задвижке. Вследствие всех перечисленных замечаний происходит намокание полов в подвальных помещениях ж/домов, обслуживаемых ООО "УК Аспект". В подвальном помещении 7 подъезда ж/дома 30 по ул. Садовая на трубопровод-| канализации имеются отверстия, - в подвальном помещении 3 подъезда ж/дома 9 по ул Чехова на трубопроводе системы канализации имеются отверстия (3 шт.), выполненные целью прочистки канализации; на ревизии канализации не имеется закрывающей крышки - все это нарушает требования подпункта "в" пункта 11 Правил, пунктов 4.10.2.1, 4.1.15, 3.4,1, 3.4.2, 5.8.2, 5.8.3 ПиНа;
- - в цокольной части ж/домов по ул. Чехова 7, ул. Садовая 28 по периметру дом отсутствуют решетки на продухах, возможно проникновение животных, что нарушает требования пунктов 3.4.1, 4.1.4, 3.4.7 ПиНа;
- - в тамбурных помещениях при входах в подъезды 4, 5 многоквартирного жилого дом 7 по ул. Чехова над металлическими дверями намокание стен, вследствие неисправности покрытий подъездных козырьков, что нарушает требования подпунктов "а", "в", "з" пункта 11 Правил; пунктов 3.2.1, 3.2.2, 4.10.2.1, 4.2.1.1 ПиНа;
- - в эл. узлах подвального помещения 7 подъезда ж/дома 30 по ул. Садовая, подвального помещения 4 подъезда ж/дома N 7 по ул. Чехова и подвального помещения подъезда ж/дома 28 по ул. Садовая не установлены приборы КИП (манометры, термометры), что нарушает требования пункта 5.2.24 ПиНа;
- - в подвальном помещении 8 подъезда ж/дома 30 по ул. Садовая имеется мусор, что нарушает требования пункта 3.4.1 ПиНа;
- - кровельное покрытие дома 9 по ул. Чехова в нескольких местах неисправно, отхождение примыкания (6 мест), вследствие чего, оголение ж/бетонной плиты, в нескольких местах имеется повреждение ж/бетонных плит с раскрашиванием материала, что нарушает требования пунктов 4.6.1.1, п. 4.6.1.2, 4.6.3.3 ПиНа;
- ГЖИ вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 259/1002/2 - 13 от 18 февраля 2014 года, которым ООО "Управляющая компания Аспект" привлечено к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с постановлением административного органа, Общество обратилось в суд с указанными требованиями.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя ГЖИ, апелляционная коллегия приходит к следующему.
Статьей 7.22 предусмотрена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
В силу пункта 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:
а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;
б) обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения;
в) поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях;
г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;
д) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме;
д(1)) организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности;
е) меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности;
ж) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
и) проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий;
Согласно пункту 3.2.1 ПиН содержание лестничных клеток может включать в себя:
- техническое обслуживание (плановые, внеплановые осмотры, подготовка к сезонной эксплуатации, текущий ремонт конструктивных элементов и инженерных систем и домового оборудования);
- капитальный ремонт в составе капитального или выборочного ремонта зданий;
- мероприятия, обеспечивающие нормативно-влажностный режим на лестничных клетках;
- обслуживание мусоропроводов;
- обслуживание автоматических запирающихся устройств, входных дверей, самозакрывающихся устройств;
- обслуживание лифтового оборудования;
- обслуживание системы ДУ;
- организация дежурства в подъездах;
- оборудование помещений для консьержек с установкой телефона.
Согласно пункту 3.2.2 ПиН Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить:
- исправное состояние строительных конструкций, отопительных приборов и трубопроводов, расположенных на лестничных клетках;
- требуемое санитарное состояние лестничных клеток;
- нормативный температурно-влажностный режим на лестничных клетках.
В силу пункта 3.4.1 ПиН организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить:
- температурно-влажностный режим помещений подвалов и технических подполий, препятствующий выпадению конденсата на поверхностях ограждающих конструкций;
- чистоту и доступность прохода ко всем элементам подвала и технического подполья;
- защиту помещений от проникновения животных: грызунов, кошек, собак.
В силу пункта 3.4.2 ПиН подвалы и технические подполья должны иметь температурно-влажностный режим согласно установленным требованиям.
Согласно пункту 4.1.4 ПиН площадь продухов должна составлять примерно 1/400 площади пола техподполья или подвала; располагаются продухи на противоположных стенах для сквозного проветривания (не менее 2-х продухов на каждой секции дома); желательно оборудовать продухи жалюзийными решетками.
С целью предохранения конструкций от появления конденсата и плесени, а также устранения затхлого запаха необходимо организовывать регулярно сквозное проветривание, открыв все продухи, люки, двери в сухие и не морозные дни.
В силу пункта 4.1.15 ПиН не допускается:
- подтопление подвалов и техподполий из-за неисправностей и утечек от инженерного оборудования;
- захламлять и загрязнять подвальные помещения;
- устанавливать в подвалах и техподпольях дополнительные фундаменты под оборудование, увеличивать высоту помещений за счет понижения отметки пола без утвержденного проекта;
- рытье котлованов, траншей и прочие земляные работы в непосредственной близости от здания (до 10 м) без специального разрешения;
- подсыпка грунта вокруг здания выше расположения отмостки на 10 - 15 см;
- использовать подвалы и технические подполья жителями для хозяйственных и других нужд без соответствующего разрешения.
В соответствии с пунктом 4.2.1.1 ПиН организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать:
- заданный температурно-влажностный режим внутри здания;
- исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность);
- устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития;
- теплозащиту, влагозащиту наружных стен.
В силу пункта 4.6.1.1 ПиН организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить:
- исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода;
- защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования;
- воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий;
- обеспечение проектной высоты вентиляционных устройств;
- чистоту чердачных помещений и освещенность;
- достаточность и соответствие нормативным требованиям теплоизоляции всех трубопроводов и стояков; усиление тепловой изоляции следует выполнять эффективными теплоизоляционными материалами;
- исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка;
- выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.
Согласно пункту 4.6.1.2 ПиН следует устранять, не допуская дальнейшего развития, деформации в кровельных несущих конструкциях: деревянных (нарушения соединений между элементами, разрушение гидроизоляции мауэрлатов, загнивание и прогиб стропильных ног, обрешетки и др. элементов); железобетонных (разрушение защитного слоя бетона, коррозия арматуры, прогибы и трещины, выбоины в плитах и др.); в кровлях из листовой стали (ослабление гребней и фальцев, пробоины и свищи, коррозия, разрушение окрасочного или защитного слоя); в кровлях из асбестоцементных плиток, листов черепицы и других штучных материалов (повреждения и смещения отдельных элементов, недостаточный напуск друг на друга и ослабление крепления элементов кровель к обрешетке); в кровлях из рулонных материалов (отслоение от основания, разрывы и пробоины, местные просадки, расслоение в швах и между полотнищами, вздутия, растрескивание покровного и защитного слоев); мастичных (отслоение, разрушение мастичного слоя).
В силу пункта 4.6.3.3 ПиН приклейка гидроизоляционных слоев к основанию и оклейка их между собой должна быть прочной, отслоение рулонных материалов не допускается, поверхность кровли должна быть ровной, без вмятин, прогибов и воздушных мешков и иметь защитный слой с втопленным мелким гравием или крупнозернистым песком или окраска светлого тона. Рулонный ковер в местах примыкания к выступающим элементам должен иметь механическое закрепление с устройством фартука с промазкой его примыкания герметиком, армированной стеклотканью и т.п.
Кровля должна быть водонепроницаемой, с поверхности должен обеспечиваться полный отвод воды по наружным или внутренним водостокам, должны быть выдержаны заданные уклоны кровли.
В соответствии с пунктом 4.10.2.1 ПиН организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; содержание в исправном состоянии санитарно-технических систем, кровли и внутренних водостоков, гидро- и пароизоляционных слоев стен, перекрытий, покрытий и пола, герметизации стыков и швов полносборных зданий, утепление дефектных ограждающих конструкций, тепло- и пароизоляции трубопроводов, на поверхности которых образуется конденсат, обеспечение бесперебойной работы дренажей, просушивание увлажненных мест, содержание в исправном состоянии отмосток и водоотводящих устройств и др.).
Согласно пункту 5.2.24 ПиН на вводе в здание теплопроводов ЦО должна быть установлена запорная арматура, до и после нее - приборы КИП (манометры, термометры, приборы учета тепловой энергии и теплоносителя).
Контрольно-измерительные приборы, регулирующая и запорная арматура должны находиться в технически исправном состоянии и отвечать установленным требованиям.
В силу пункта 5.8.2 ПиН система водопровода должна выдерживать давление до 10 кгс/кв. см (1 МПа), канализационные трубопроводы, фасонные части, стыковые соединения, ревизии, прочистки должны быть герметичны при давлении 1, 0 кгс/кв. см (0, 1 МПа).
Согласно пункту 5.8.3 ПиН организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать:
а) проведение профилактических работ (осмотры, наладка систем), планово-предупредительных ремонтов, устранение крупных дефектов в строительно-монтажных работах по монтажу систем водопровода и канализации (установка уплотнительных гильз при пересечении трубопроводами перекрытий и др.) в сроки, установленные планами работ организаций по обслуживанию жилищного фонда;
б) устранение сверхнормативных шумов и вибрации в помещениях от работы систем водопровода (гидравлические удары, большая скорость течения воды в трубах и при истечении из водоразборной арматуры и др.), регулирование (повышение или понижение) давления в водопроводе до нормативного в установленные сроки;
в) устранение утечек, протечек, закупорок, засоров, дефектов при осадочных деформациях частей здания или при некачественном монтаже санитарно-технических систем и их запорно-регулирующей арматуры, срывов гидравлических затворов, гидравлических ударов (при проникновении воздуха в трубопроводы), заусенцев в местах соединения труб, дефектов в гидравлических затворах санитарных приборов и негерметичности стыков соединений в системах канализации, обмерзания оголовков канализационных вытяжек и т.д. в установленные сроки;
г) предотвращение образования конденсата на поверхности трубопроводов водопровода и канализации;
д) обслуживание насосных установок систем водоснабжения и местных очистных установок систем канализации;
е) изучение слесарями-сантехниками систем водопровода и канализации в натуре и по технической (проектной) документации (поэтажных планов с указанием типов и марок установленного оборудования, приборов и арматуры; аксонометрической схемы водопроводной сети с указанием диаметров труб и ведомости-спецификации на установленное оборудование, водозаборную и водоразборную арматуру). При отсутствии проектной документации должна составляться исполнительная документация и схемы систем водоснабжения и канализации составляются вновь;
ж) контроль за соблюдением нанимателями, собственниками и арендаторами настоящих правил пользования системами водопровода и канализации;
з) инженерный контроль за своевременным исполнением заявок нанимателей на устранение неисправностей водопровода и канализации.
Совершение Обществом вменяемых ему нарушений подтверждается совокупностью представленных материалов административного дела, в том числе, актом проверки от 26.12.2013, протоколом об административном правонарушении, замечаниями к предписаниям.
Обстоятельств, исключающих вину Общества, не установлено.
Устранение допущенных нарушений к таковым не относится.
Нормы КоАП РФ не относят факт добровольного устранения нарушений либо факт выдачи предписания об устранении выявленных нарушений к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении и предписание выданы по результатам одной проверки.
Выдача предписания не исключает привлечение к административной ответственности за допущенные нарушения.
Обстоятельств, исключающих производство по делу о привлечении к административной ответственности, не установлено.
Процедура привлечения Общества к административной ответственности административным органом соблюдена.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных требований не усматривается, в связи с чем, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.
Вопрос о распределении судебных расходов судом не решается, поскольку по смыслу статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционных жалоб на решения суда о привлечении к административной ответственности государственная пошлина уплате не подлежит.
руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
решение Арбитражного суда Белгородской области от 24.06.2014 по делу N А08-2693/2014 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275, части 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Н.Д.МИРОНЦЕВА
Судьи
А.И.ПРОТАСОВ
Е.А.СЕМЕНЮТА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)