Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 августа 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Г.В. Борисовой
при ведении протокола судебного заседания: Халиковой К.Н.
при участии:
- от заявителя: не явился - извещен (уведомление N 20800);
- от заинтересованного лица: Гункина В.В. по доверенности от 10.01.2014;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14724/2014) Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.05.2014 по делу N А56-11969/2014 (судья Соколова Н.Г.), принятое в порядке упрощенного производства
установил:
ООО "Управляющая компания "Прокси" (194100, Санкт-Петербург, Лесной пр., д. 73, ОГРН 10578118463, далее - ООО "УК "Прокси", общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (190068, Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 68, ОГРН 1037867000115, далее - ГЖИ Санкт-Петербурга, инспекция) от 30.01.2014 по делу об административном правонарушении N 217/14 о привлечении общества к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решением суда первой инстанции заявленные требования ООО "УК "Прокси" удовлетворены в связи с ненадлежащим уведомлением общества о времени и месте рассмотрения материалов административного дела.
Не согласившись с решением суда, ГЖИ Санкт-Петербурга направила апелляционную жалобу, в которой просила решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ООО "УК "Прокси" требований.
В судебном заседании представитель ГЖИ Санкт-Петербурга поддержал доводы апелляционной жалобы, указав, что материалами дела подтверждается факт непринятия управляющей компанией всех возможных мер по соблюдению Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда. Относительно вывода суда первой инстанции о ненадлежащем уведомлении общества о времени и месте рассмотрения материалов административного дела, представитель пояснил, что общество уведомлялось о необходимости явки для вынесения постановления посредством факсимильной связи и телеграммой по его фактическому адресу местонахождения, все направленные извещения обществом получены, следовательно, права и интересы общества соблюдены в полной мере.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направило.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Выслушав представителя ГЖИ, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 10.12.2013 N 09/490-р специалистом отдела контроля ГЖИ Санкт-Петербурга была проведена внеплановая выездная проверка ООО "УК "Прокси" по вопросу надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, улица Вавиловых, дом 6 корпус 1.
10.12.2013 по результатам проверки, с участием представителя общества, составлен акт, в котором зафиксированы нарушения пунктов 4.7.2; 5.6.1; 3.2.8; 4.8.1; 3.2.11; 3.2.3; 3.2.2; 5.9.3; 3.4.1; 5.6.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила).
Выявленные нарушения послужили основанием для составления ГЖИ 17.12.2013 в отношении ООО "УК "Прокси" протокола об административном правонарушении N 09/490-р по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
30.01.2014 на основании данного протокола и материалов административного дела, административным органом вынесено постановление N 217/14 о привлечении ООО "УК "Прокси" к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 45 000 рублей за следующие нарушения,
- - частично отсутствуют плотно пригнанные притворы дверей на незадымляемой лестнице и мусорных клапанов со 2-го этажа по 14 этаж (нарушение пункта 4.7.2 Правил N 170);
- - на 1-м этаже в приквартирном холле отсутствует плафон на осветительном приборе (нарушение требований пункта 5.6.1 Правил N 170, пункта 2.12.7 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утв. Приказом Минэнерго России от 13.01.2003);
- - имеется местное отслоение штукатурного и окрасочного слоя на стенах лестничных клеток с 1-го этажа по 14 этаж (нарушение пункта 3.2.8 Правил N 170); - неисправное состояние лестниц: выбоины, отслоения и углубления на лестничных площадках в парадной (нарушение пункта 4.8.1 Правил N 170);
- - отсутствуют дверные доводчики на дверях в парадной с 1-го этажа по 14 этаж между лифтовым и приквартирным холлом (нарушение пункта 3.2.11 Правил N 170);
- - частично отсутствуют плотно пригнанные притворы с установкой уплотняющих прокладок, частично отсутствует двойное остекление дверных полотен в парадной со 2-го этажа по 14 этаж (нарушение пункта 3.2.3 Правил N 170);
- - не обеспечено требуемое санитарное состояние лестничных клеток, имеется мусор у лифтов (нарушение пункта 3.2.2 Правил N 170);
- - не обеспечен плотный притвор загрузочного клапана к мусорному стволу на 12 этаже (нарушение пункта 5.9.3 Правил N 170);
- - не обеспечена чистота и доступность прохода ко всем элементам подвала (нарушение пункта 3.4.1 Правил N 170);
- - не обеспечена эксплуатация внутридомового электрооборудования (не обеспечено закрытие межэтажных электрощитов с 1-го этажа по 14 этаж (нарушение пункта 5.6.2 Правил N 170).
Общество с указанным постановлением административного органа не согласилось и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным в связи с отсутствием вины в совершении правонарушения, ненадлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрения материалов административного дела.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, согласился с доводами общества, признал незаконным и отменил оспариваемое постановление. Апелляционный суд находит выводы суда первой инстанции ошибочными по следующим основаниям.
Субъектами ответственности по ст. 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях являются должностное лицо жилищно-коммунальной службы, иная организация или юридическое лицо, ответственное за содержание жилых домов и (или) жилых помещений.
В отношении субъекта правонарушения, указанные в статье 7.22 Кодекса РФ об административных нарушениях, юридические лица или их должностные лица являются лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов и (или) жилых помещений (в том числе жилых домов), если юридическое лицо является:
а) собственником жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме, который на основании частей 3 и 4 статьи 30 и статьи 39 Кодекса обязан нести бремя содержания принадлежащего ему имущества;
б) товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с разделами V и VI Кодекса. При заключении товариществом договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией или договора с подрядной организацией к административной ответственности привлекается лицо (товарищество, управляющая или подрядная организация), непосредственно виновное в совершении правонарушения;
в) управляющей организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом, заключенным в соответствии со статьей 162 Кодекса на условиях, указанных в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или определенных по результатам открытого конкурса, проводимого в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 года N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом". В случае заключения управляющей организацией договора с подрядной организацией к административной ответственности привлекается лицо, непосредственно виновное в совершении правонарушения в соответствии с обязательствами, определенными договором;
г) лицом, осуществляющим при непосредственном управлении собственниками помещений многоквартирным домом деятельность по оказанию услуг и выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества на основании договоров, заключенных собственниками помещений в соответствии со статьей 164 ЖК РФ на основании решений общего собрания указанных собственников;
д) организацией, отвечающей в соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома в соответствии с обязательствами, возникшими до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями частей 2 - 4 статьи 161 Кодекса. Такие обязательства могли возникнуть на основании договоров, заключенных в соответствии со статьями 20 - 23 Федерального закона от 15.06.1996 N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья".
Аналогичные разъяснения содержатся в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Судом первой инстанции установлено, что дом по адресу: Санкт-Петербург, улица Вавиловых, дом 6 корпус 1 находится в управлении общества (протокол собрания собственников помещений многоквартирного дома, проведенного в форме заочного голосования в период с 20.10.2010 по 30.11.2010). Данный факт общество не отрицает
В соответствии со статьей 39 Жилищного кодекса РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила содержания), пунктом 11 которых предусмотрено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя его текущий и капитальный ремонт.
В силу подпункта "б" пункта 16 Правил содержания надлежащее содержание общего имущества обеспечивается товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом) путем членства собственников помещений в указанных организациях - в соответствии с разделами V и VI Жилищного кодекса Российской Федерации.
Нормативно-техническим документом в области содержания и текущего ремонта объектов жилищно-коммунальной сферы являются Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170.
Пунктом 1.8 указанных Правил установлено, что техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя управление жилищным фондом, техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий, санитарное содержание.
Согласно абзацу 1 раздела II Правил, техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств, включающих в себя следующее.
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить:
исправное состояние строительных конструкций, отопительных приборов и трубопроводов, расположенных на лестничных клетках; требуемое санитарное состояние лестничных клеток; нормативный температурно-влажностный режим на лестничных клетках (пункт 3.2.2 Правил N 170).
Окна и двери лестничных клеток должны иметь плотно пригнанные притворы с установкой уплотняющих прокладок (пункт 3.2.3 Правил N 170).
Окраску лестничных клеток допускается производить улучшенными высококачественными, безводными составами; поверхности, окрашенные малярными, безводными составами, должны иметь однотонную глянцевую или матовую поверхность; не допускается просвечивание нижележащих слоев краски, отслоения, пятна, потеки; не допускается в местах сопряжения поверхностей, искривления линий, закраски высококачественной окраски в различные цвета (пункт 3.2.8 Правил).
Наружные входные двери в подъезды и лестничные клетки должны иметь самозакрывающие устройства (доводчики), а также ограничители хода дверей (остановы). Для снижения теплопотерь и шума от ударов входных дверей при отсутствии самозакрывающих устройств в притворах дверей следует устанавливать упругие уплотняющие прокладки (пункта 3.2.11 Правил N 170).
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: температурно-влажностный режим помещений подвалов и технических подполий, препятствующий выпадению конденсата на поверхностях ограждающих конструкций; чистоту и доступность прохода ко всем элементам подвала и технического подполья; защиту помещений от проникновения животных: грызунов, кошек, собак (пункт 3.4.1 Правил N 170).
Неисправности заполнений оконных и дверных проемов:
неплотности по периметру оконных и дверных коробок; зазоры повышенной ширины в притворах переплетов и дверей; разрушение замазки в фальцах; отслоение штапиков; отсутствие или износ уплотняющих прокладок; загнивание и коробление элементов заполнений; ослабление сопряжений в узлах переплетов и дверных полотен; недостаточный уклон и некачественная заделка краев оконных сливов; отсутствие и ослабление крепления стекол и приборов, отслоение и разрушение окраски оконных коробок, переплетов и дверных полотен; засорение желобов в коробке для стока конденсата, промерзание филенок балконных дверей; проникание атмосферной влаги через заполнение проемов; щели в соединениях отдельных элементов между собой; обледенение отдельных участков окон и балконных дверей, приточных отверстий вентиляционных приборов под подоконниками в крупнопанельных домах следует устранять по мере их накопления, не допуская дальнейшего развития (пункт 4.7.2 Правил N 170).
Эксплуатация электрооборудования жилых зданий должна производиться в соответствии с установленными требованиями (пункт 5.6.1 Правил N 170).
Организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать эксплуатацию:
- шкафов вводных и вводно-распределительных устройств, начиная с входных зажимов питающих кабелей или от вводных изоляторов на зданиях, питающихся от воздушных электрических сетей, с установленной в них аппаратурой защиты, контроля и управления;
- внутридомового электрооборудования и внутридомовых электрических сетей питания электроприемников общедомовых потребителей;
- этажных щитков и шкафов, в том числе слаботочных с установленными в них аппаратами защиты и управления, а также электроустановочными изделиями, за исключением квартирных счетчиков энергии;
- осветительных установок общедомовых помещений с коммутационной и автоматической аппаратурой их управления, включая светильники, установленные на лестничных клетках, поэтажных коридорах, в вестибюлях, подъездах, лифтовых холлах, у мусоросбросов и мусоросборников, в подвалах и технических подпольях, чердаках, подсобных помещениях и встроенных в здание помещениях, принадлежащих организациям по обслуживанию жилищного фонда;
- силовых и осветительных установок, автоматизации котельных и установок автоматизации котельных, бойлерных, тепловых пунктов и других помещений, находящихся на балансе организации по обслуживанию жилищного фонда;
- электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов (если они имеются);
- автоматически запирающихся устройств (АЗУ) дверей дома (пункт 5.6.2 Правил N 170).
Загрузочный клапан мусоропровода должен удовлетворять таким требованиям:
а) размеры ковша клапана должны исключать возможность выбрасывания в мусоропровод предметов, габариты которых больше внутреннего диаметра ствола;
б) ковш должен быть съемным, легко открываться и закрываться и иметь в крайних положениях плотный притвор с упругими прокладками, обеспечивающими дымо- и воздухонепроницаемость загрузочного клапана;
в) ковш должен иметь блокировку в закрытом положении;
г) в любом положении ковш не должен перекрывать внутреннее сечение ствола мусоропровода;
д) при открытом ковше его загрузочное отверстие фиксируется в положении, близком к горизонтальному;
е) загрузочные клапан и ковш должны обеспечивать свободное перемещение ТБО в ствол мусоропровода;
ж) внутренняя поверхность ковша должна быть гладкой и иметь стойкое антикоррозионное покрытие (пункт 5.9.3 Правил N 170).
Материалами административного дела подтверждается, что осуществляемая управляющей компанией работа не соответствует требованиям Правил N 170, письмами жильцов и актом проверки, подтверждается невыполнение обществом вышеназванных обязанностей.
С учетом изложенного, невыполнение обществом данных работ является нарушением требований пунктов 4.7.2; 5.6.1; 3.2.8; 4.8.1; 3.2.11; 3.2.3; 3.2.2; 5.9.3; 3.4.1; 5.6.2 Правил N 170.
Согласно статье 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Как установлено статьей 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Апелляционный суд, изучив материалы административного дела, считает, что обществом не представлены доказательства, что оно поступает с той степенью заботливости и осмотрительности, при которых общее имущество собственников помещений содержится в исправном состоянии в соответствии с установленными требованиями, либо им принимаются действенные меры для обеспечения благоприятных условий проживания в виде осуществления надлежащего текущего ремонта.
Наличие существенных процессуальных нарушений, служащих основанием для отмены оспариваемого постановления, допущенных ГЖИ Санкт-Петербурга при привлечении ООО "УК "Прокси" к административной ответственности, апелляционным судом не установлено.
В соответствии с п. 1 ст. 25.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Апелляционным судом установлено, что о дате, времени и месте рассмотрения материалов административного дела общество извещалось определением от 23.01.2014 и телеграммой от 29.01.2014.
Имеющийся в деле отчет о направлении 29.01.2014 заявителю определения о назначении дела об административном правонарушении к рассмотрению, подтверждает, что отправленный факс содержит все необходимые атрибуты, включая текст пересылаемого сообщения, информацию о прохождении факса, свидетельствующие о его направлении по номеру 291-42-48. Данный номер указывается заявителем на своих бланках и исходящих документах (л.д. 50)
Более того, о рассмотрении 30.01.2014 административного дела общество было уведомлено посредством направления 29.01.2014 телеграммы. Данная телеграмма получена 29.01.2014 уполномоченным на получение почтовой корреспонденции лицом - Сертаковой (л.д. 49).
Определение от 29.01.2014 и телеграмма, направлялись ГЖИ по фактическому адресу местонахождения и осуществления деятельности общества.
Так согласно информации с официального сайта общества http://proksi.spb.ru/, а также сайта http://www.reformagkh.ru (на котором заявитель в соответствии со Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 731 раскрывает информацию о своей деятельности), фактическим адресом общества является улица Есенина, дом 9 корпус 1 в городе Санкт-Петербурге. При подаче заявления в суд общество также указало данный адрес в качестве почтового и получало по нему всю судебную корреспонденцию.
Таким образом, общество было надлежащим образом уведомлено о дате и времени рассмотрения материалов административного дела, процессуальные нарушения прав общества отсутствуют.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене, апелляционная жалоба ГЖИ Санкт-Петербурга удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05 мая 2014 года по делу N А56-11969/2014, принятое в порядке упрощенного производства, отменить.
ООО "Управляющая компания "Прокси" в удовлетворении заявления о признании незаконным постановления Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от 30.01.2014 по делу об административном правонарушении N 217/14 о привлечении общества к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях, отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья
Г.В.БОРИСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.08.2014 ПО ДЕЛУ N А56-11969/2014
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 августа 2014 г. по делу N А56-11969/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 августа 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Г.В. Борисовой
при ведении протокола судебного заседания: Халиковой К.Н.
при участии:
- от заявителя: не явился - извещен (уведомление N 20800);
- от заинтересованного лица: Гункина В.В. по доверенности от 10.01.2014;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14724/2014) Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.05.2014 по делу N А56-11969/2014 (судья Соколова Н.Г.), принятое в порядке упрощенного производства
установил:
ООО "Управляющая компания "Прокси" (194100, Санкт-Петербург, Лесной пр., д. 73, ОГРН 10578118463, далее - ООО "УК "Прокси", общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (190068, Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 68, ОГРН 1037867000115, далее - ГЖИ Санкт-Петербурга, инспекция) от 30.01.2014 по делу об административном правонарушении N 217/14 о привлечении общества к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решением суда первой инстанции заявленные требования ООО "УК "Прокси" удовлетворены в связи с ненадлежащим уведомлением общества о времени и месте рассмотрения материалов административного дела.
Не согласившись с решением суда, ГЖИ Санкт-Петербурга направила апелляционную жалобу, в которой просила решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ООО "УК "Прокси" требований.
В судебном заседании представитель ГЖИ Санкт-Петербурга поддержал доводы апелляционной жалобы, указав, что материалами дела подтверждается факт непринятия управляющей компанией всех возможных мер по соблюдению Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда. Относительно вывода суда первой инстанции о ненадлежащем уведомлении общества о времени и месте рассмотрения материалов административного дела, представитель пояснил, что общество уведомлялось о необходимости явки для вынесения постановления посредством факсимильной связи и телеграммой по его фактическому адресу местонахождения, все направленные извещения обществом получены, следовательно, права и интересы общества соблюдены в полной мере.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направило.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Выслушав представителя ГЖИ, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 10.12.2013 N 09/490-р специалистом отдела контроля ГЖИ Санкт-Петербурга была проведена внеплановая выездная проверка ООО "УК "Прокси" по вопросу надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, улица Вавиловых, дом 6 корпус 1.
10.12.2013 по результатам проверки, с участием представителя общества, составлен акт, в котором зафиксированы нарушения пунктов 4.7.2; 5.6.1; 3.2.8; 4.8.1; 3.2.11; 3.2.3; 3.2.2; 5.9.3; 3.4.1; 5.6.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила).
Выявленные нарушения послужили основанием для составления ГЖИ 17.12.2013 в отношении ООО "УК "Прокси" протокола об административном правонарушении N 09/490-р по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
30.01.2014 на основании данного протокола и материалов административного дела, административным органом вынесено постановление N 217/14 о привлечении ООО "УК "Прокси" к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 45 000 рублей за следующие нарушения,
- - частично отсутствуют плотно пригнанные притворы дверей на незадымляемой лестнице и мусорных клапанов со 2-го этажа по 14 этаж (нарушение пункта 4.7.2 Правил N 170);
- - на 1-м этаже в приквартирном холле отсутствует плафон на осветительном приборе (нарушение требований пункта 5.6.1 Правил N 170, пункта 2.12.7 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утв. Приказом Минэнерго России от 13.01.2003);
- - имеется местное отслоение штукатурного и окрасочного слоя на стенах лестничных клеток с 1-го этажа по 14 этаж (нарушение пункта 3.2.8 Правил N 170); - неисправное состояние лестниц: выбоины, отслоения и углубления на лестничных площадках в парадной (нарушение пункта 4.8.1 Правил N 170);
- - отсутствуют дверные доводчики на дверях в парадной с 1-го этажа по 14 этаж между лифтовым и приквартирным холлом (нарушение пункта 3.2.11 Правил N 170);
- - частично отсутствуют плотно пригнанные притворы с установкой уплотняющих прокладок, частично отсутствует двойное остекление дверных полотен в парадной со 2-го этажа по 14 этаж (нарушение пункта 3.2.3 Правил N 170);
- - не обеспечено требуемое санитарное состояние лестничных клеток, имеется мусор у лифтов (нарушение пункта 3.2.2 Правил N 170);
- - не обеспечен плотный притвор загрузочного клапана к мусорному стволу на 12 этаже (нарушение пункта 5.9.3 Правил N 170);
- - не обеспечена чистота и доступность прохода ко всем элементам подвала (нарушение пункта 3.4.1 Правил N 170);
- - не обеспечена эксплуатация внутридомового электрооборудования (не обеспечено закрытие межэтажных электрощитов с 1-го этажа по 14 этаж (нарушение пункта 5.6.2 Правил N 170).
Общество с указанным постановлением административного органа не согласилось и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным в связи с отсутствием вины в совершении правонарушения, ненадлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрения материалов административного дела.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, согласился с доводами общества, признал незаконным и отменил оспариваемое постановление. Апелляционный суд находит выводы суда первой инстанции ошибочными по следующим основаниям.
Субъектами ответственности по ст. 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях являются должностное лицо жилищно-коммунальной службы, иная организация или юридическое лицо, ответственное за содержание жилых домов и (или) жилых помещений.
В отношении субъекта правонарушения, указанные в статье 7.22 Кодекса РФ об административных нарушениях, юридические лица или их должностные лица являются лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов и (или) жилых помещений (в том числе жилых домов), если юридическое лицо является:
а) собственником жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме, который на основании частей 3 и 4 статьи 30 и статьи 39 Кодекса обязан нести бремя содержания принадлежащего ему имущества;
б) товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с разделами V и VI Кодекса. При заключении товариществом договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией или договора с подрядной организацией к административной ответственности привлекается лицо (товарищество, управляющая или подрядная организация), непосредственно виновное в совершении правонарушения;
в) управляющей организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом, заключенным в соответствии со статьей 162 Кодекса на условиях, указанных в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или определенных по результатам открытого конкурса, проводимого в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 года N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом". В случае заключения управляющей организацией договора с подрядной организацией к административной ответственности привлекается лицо, непосредственно виновное в совершении правонарушения в соответствии с обязательствами, определенными договором;
г) лицом, осуществляющим при непосредственном управлении собственниками помещений многоквартирным домом деятельность по оказанию услуг и выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества на основании договоров, заключенных собственниками помещений в соответствии со статьей 164 ЖК РФ на основании решений общего собрания указанных собственников;
д) организацией, отвечающей в соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома в соответствии с обязательствами, возникшими до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями частей 2 - 4 статьи 161 Кодекса. Такие обязательства могли возникнуть на основании договоров, заключенных в соответствии со статьями 20 - 23 Федерального закона от 15.06.1996 N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья".
Аналогичные разъяснения содержатся в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Судом первой инстанции установлено, что дом по адресу: Санкт-Петербург, улица Вавиловых, дом 6 корпус 1 находится в управлении общества (протокол собрания собственников помещений многоквартирного дома, проведенного в форме заочного голосования в период с 20.10.2010 по 30.11.2010). Данный факт общество не отрицает
В соответствии со статьей 39 Жилищного кодекса РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила содержания), пунктом 11 которых предусмотрено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя его текущий и капитальный ремонт.
В силу подпункта "б" пункта 16 Правил содержания надлежащее содержание общего имущества обеспечивается товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом) путем членства собственников помещений в указанных организациях - в соответствии с разделами V и VI Жилищного кодекса Российской Федерации.
Нормативно-техническим документом в области содержания и текущего ремонта объектов жилищно-коммунальной сферы являются Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170.
Пунктом 1.8 указанных Правил установлено, что техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя управление жилищным фондом, техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий, санитарное содержание.
Согласно абзацу 1 раздела II Правил, техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств, включающих в себя следующее.
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить:
исправное состояние строительных конструкций, отопительных приборов и трубопроводов, расположенных на лестничных клетках; требуемое санитарное состояние лестничных клеток; нормативный температурно-влажностный режим на лестничных клетках (пункт 3.2.2 Правил N 170).
Окна и двери лестничных клеток должны иметь плотно пригнанные притворы с установкой уплотняющих прокладок (пункт 3.2.3 Правил N 170).
Окраску лестничных клеток допускается производить улучшенными высококачественными, безводными составами; поверхности, окрашенные малярными, безводными составами, должны иметь однотонную глянцевую или матовую поверхность; не допускается просвечивание нижележащих слоев краски, отслоения, пятна, потеки; не допускается в местах сопряжения поверхностей, искривления линий, закраски высококачественной окраски в различные цвета (пункт 3.2.8 Правил).
Наружные входные двери в подъезды и лестничные клетки должны иметь самозакрывающие устройства (доводчики), а также ограничители хода дверей (остановы). Для снижения теплопотерь и шума от ударов входных дверей при отсутствии самозакрывающих устройств в притворах дверей следует устанавливать упругие уплотняющие прокладки (пункта 3.2.11 Правил N 170).
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: температурно-влажностный режим помещений подвалов и технических подполий, препятствующий выпадению конденсата на поверхностях ограждающих конструкций; чистоту и доступность прохода ко всем элементам подвала и технического подполья; защиту помещений от проникновения животных: грызунов, кошек, собак (пункт 3.4.1 Правил N 170).
Неисправности заполнений оконных и дверных проемов:
неплотности по периметру оконных и дверных коробок; зазоры повышенной ширины в притворах переплетов и дверей; разрушение замазки в фальцах; отслоение штапиков; отсутствие или износ уплотняющих прокладок; загнивание и коробление элементов заполнений; ослабление сопряжений в узлах переплетов и дверных полотен; недостаточный уклон и некачественная заделка краев оконных сливов; отсутствие и ослабление крепления стекол и приборов, отслоение и разрушение окраски оконных коробок, переплетов и дверных полотен; засорение желобов в коробке для стока конденсата, промерзание филенок балконных дверей; проникание атмосферной влаги через заполнение проемов; щели в соединениях отдельных элементов между собой; обледенение отдельных участков окон и балконных дверей, приточных отверстий вентиляционных приборов под подоконниками в крупнопанельных домах следует устранять по мере их накопления, не допуская дальнейшего развития (пункт 4.7.2 Правил N 170).
Эксплуатация электрооборудования жилых зданий должна производиться в соответствии с установленными требованиями (пункт 5.6.1 Правил N 170).
Организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать эксплуатацию:
- шкафов вводных и вводно-распределительных устройств, начиная с входных зажимов питающих кабелей или от вводных изоляторов на зданиях, питающихся от воздушных электрических сетей, с установленной в них аппаратурой защиты, контроля и управления;
- внутридомового электрооборудования и внутридомовых электрических сетей питания электроприемников общедомовых потребителей;
- этажных щитков и шкафов, в том числе слаботочных с установленными в них аппаратами защиты и управления, а также электроустановочными изделиями, за исключением квартирных счетчиков энергии;
- осветительных установок общедомовых помещений с коммутационной и автоматической аппаратурой их управления, включая светильники, установленные на лестничных клетках, поэтажных коридорах, в вестибюлях, подъездах, лифтовых холлах, у мусоросбросов и мусоросборников, в подвалах и технических подпольях, чердаках, подсобных помещениях и встроенных в здание помещениях, принадлежащих организациям по обслуживанию жилищного фонда;
- силовых и осветительных установок, автоматизации котельных и установок автоматизации котельных, бойлерных, тепловых пунктов и других помещений, находящихся на балансе организации по обслуживанию жилищного фонда;
- электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов (если они имеются);
- автоматически запирающихся устройств (АЗУ) дверей дома (пункт 5.6.2 Правил N 170).
Загрузочный клапан мусоропровода должен удовлетворять таким требованиям:
а) размеры ковша клапана должны исключать возможность выбрасывания в мусоропровод предметов, габариты которых больше внутреннего диаметра ствола;
б) ковш должен быть съемным, легко открываться и закрываться и иметь в крайних положениях плотный притвор с упругими прокладками, обеспечивающими дымо- и воздухонепроницаемость загрузочного клапана;
в) ковш должен иметь блокировку в закрытом положении;
г) в любом положении ковш не должен перекрывать внутреннее сечение ствола мусоропровода;
д) при открытом ковше его загрузочное отверстие фиксируется в положении, близком к горизонтальному;
е) загрузочные клапан и ковш должны обеспечивать свободное перемещение ТБО в ствол мусоропровода;
ж) внутренняя поверхность ковша должна быть гладкой и иметь стойкое антикоррозионное покрытие (пункт 5.9.3 Правил N 170).
Материалами административного дела подтверждается, что осуществляемая управляющей компанией работа не соответствует требованиям Правил N 170, письмами жильцов и актом проверки, подтверждается невыполнение обществом вышеназванных обязанностей.
С учетом изложенного, невыполнение обществом данных работ является нарушением требований пунктов 4.7.2; 5.6.1; 3.2.8; 4.8.1; 3.2.11; 3.2.3; 3.2.2; 5.9.3; 3.4.1; 5.6.2 Правил N 170.
Согласно статье 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Как установлено статьей 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Апелляционный суд, изучив материалы административного дела, считает, что обществом не представлены доказательства, что оно поступает с той степенью заботливости и осмотрительности, при которых общее имущество собственников помещений содержится в исправном состоянии в соответствии с установленными требованиями, либо им принимаются действенные меры для обеспечения благоприятных условий проживания в виде осуществления надлежащего текущего ремонта.
Наличие существенных процессуальных нарушений, служащих основанием для отмены оспариваемого постановления, допущенных ГЖИ Санкт-Петербурга при привлечении ООО "УК "Прокси" к административной ответственности, апелляционным судом не установлено.
В соответствии с п. 1 ст. 25.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Апелляционным судом установлено, что о дате, времени и месте рассмотрения материалов административного дела общество извещалось определением от 23.01.2014 и телеграммой от 29.01.2014.
Имеющийся в деле отчет о направлении 29.01.2014 заявителю определения о назначении дела об административном правонарушении к рассмотрению, подтверждает, что отправленный факс содержит все необходимые атрибуты, включая текст пересылаемого сообщения, информацию о прохождении факса, свидетельствующие о его направлении по номеру 291-42-48. Данный номер указывается заявителем на своих бланках и исходящих документах (л.д. 50)
Более того, о рассмотрении 30.01.2014 административного дела общество было уведомлено посредством направления 29.01.2014 телеграммы. Данная телеграмма получена 29.01.2014 уполномоченным на получение почтовой корреспонденции лицом - Сертаковой (л.д. 49).
Определение от 29.01.2014 и телеграмма, направлялись ГЖИ по фактическому адресу местонахождения и осуществления деятельности общества.
Так согласно информации с официального сайта общества http://proksi.spb.ru/, а также сайта http://www.reformagkh.ru (на котором заявитель в соответствии со Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 731 раскрывает информацию о своей деятельности), фактическим адресом общества является улица Есенина, дом 9 корпус 1 в городе Санкт-Петербурге. При подаче заявления в суд общество также указало данный адрес в качестве почтового и получало по нему всю судебную корреспонденцию.
Таким образом, общество было надлежащим образом уведомлено о дате и времени рассмотрения материалов административного дела, процессуальные нарушения прав общества отсутствуют.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене, апелляционная жалоба ГЖИ Санкт-Петербурга удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05 мая 2014 года по делу N А56-11969/2014, принятое в порядке упрощенного производства, отменить.
ООО "Управляющая компания "Прокси" в удовлетворении заявления о признании незаконным постановления Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от 30.01.2014 по делу об административном правонарушении N 217/14 о привлечении общества к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях, отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья
Г.В.БОРИСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)