Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Асмыковича А.В., Подвального И.О., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Дирекция единого заказчика" Зюзенковой Е.В. (решение общего собрания участников общества от 20.01.2012 N 1), рассмотрев 18.03.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дирекция единого заказчика" на решение Арбитражного суда Тверской области от 13.05.2013 (судья Пугачев А.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2013 (судьи Пестерева О.Ю., Мурахина Н.В., Осокина Н.Н.) по делу N А66-96/2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Дирекция единого заказчика", место нахождения: 172520, Тверская область, Нелидовский район, город Нелидово, улица Матросова, дом 4, ОГРН 1056912012607 (далее - заявитель, общество, ООО "ДЕЗ") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тверской области, место нахождения: 170100, город Тверь, Советская улица, дом 23, ОГРН 1036900080722 (далее - управление, УФАС, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене решения от 28.09.2012 по делу N 03-6/1-17-2012 в части нарушения обществом порядка ценообразования при расчете стоимости услуги по утилизации твердых бытовых отходов (далее - ТБО) путем применения тарифов, увеличенных на сумму налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной налоговой службы по Тверской области, место нахождения: 170100, город Тверь, улица Вагжанова, дом 23, ОГРН 1046900100653 (далее - УФНС по Тверской области), Нелидовское муниципальное унитарное предприятие "Твердые бытовые отходы - Сервис", место нахождения: 172521, Тверская область, город Нелидово, Советская лица, дом 30, ОГРН 1086912000658 (далее - предприятие, МУП "ТБО-Сервис"), Главное управление "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области, место нахождения: 170026, город Тверь, Комсомольский проспект, дом 4/4, ОГРН 1026900585942 (далее - ГУ "РЭК" Тверской области).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 13.05.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.10.2013, в удовлетворении требований общества отказано.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в судебных актах обстоятельствам дела, просит решение от 13.05.2013 и постановление от 09.10.2013 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Управление в отзыве на кассационную жалобу считает ее доводы несостоятельными, просит оставить судебные акты по настоящему делу без изменения, а жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители антимонопольного органа и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 27.03.2012 в антимонопольный орган поступило обращение жителей многоквартирных домов города Нелидово, расположенных по адресам: проспект Ленина, дома 4, 5, 6; улица Куйбышева, дом 38; улица Шменкеля, дом 8; улица Панфилова, дом 3; улица Нахимова, дом 2; улица Победы, дом 9; улица Кирова, дом 39, о злоупотреблении ООО "ДЕЗ" доминирующим положением на рынке управления многоквартирными домами в городе Нелидово в части нарушения порядка ценообразования при расчете стоимости жилищно-коммунальных услуг.
По результатам рассмотрения заявления УФАС приказом от 25.05.2012 N 84 возбудило дело N 03-6/1-17-2012 по признакам нарушения обществом пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
В рамках данного дела управлением установлено, что положение ООО "ДЕЗ" на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в границах города Нелидово Тверской области в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона N 135-ФЗ является доминирующим, следовательно, на общество распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 названного Закона.
Общество с 05.06.2006 является управляющей компанией указанных выше многоквартирных домов и осуществляет с жителей сбор денежных средств за поставленные ресурсы.
В целях обеспечения граждан жилищно-коммунальными услугами общество оформило договоры с ресурсоснабжающими организациями, в том числе с МУП "ТБО-Сервис" (договоры на утилизацию твердых бытовых отходов от 01.01.2009, 01.01.2010, 27.12.2010,10.01.2012).
За период с 01.01.2009 по 18.01.2012 предприятие предъявляло ООО "ДЕЗ" к оплате счета за оказание услуг по захоронению твердых бытовых отходов с указанием тарифа установленного за данную услугу.
Поскольку с 27.05.2008 МУП "ТБО-Сервис" применяет упрощенную систему налогообложения, данные счета выставлялись без учета НДС.
Платежи за коммунальные услуги поступали от жителей многоквартирных домов города Нелидово непосредственно на расчетный счет ООО "ДЕЗ" на основании индивидуальных квитанций.
В ходе проверки управление, на основании представленных квитанций и исходя из утвержденных нормативов накопления твердых бытовых отходов и тарифов, рассчитало стоимость данной услуги для жителей многоквартирных домов и установило, что общество при расчете стоимости услуги по утилизации твердых бытовых отходов неправомерно включало НДС.
По результатам проведенной проверки УФАС вынесло решение от 12.10.2012 по делу N 03-6/1-17-2012 (исх. N 03-6/1-17-33058ВФ) в котором признало применение ООО "ДЕЗ" в период с 01.01.2009 по 18.01.2012 при расчете стоимости услуги по утилизации твердых бытовых отходов тарифов, увеличенных на сумму НДС, нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ (пункт 2 решения).
Не согласившись с законностью пункта 2 решения антимонопольного органа, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии со статьями 1 и 3 Закона N 135-ФЗ целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения - отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона N 135-ФЗ доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Определение доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках отнесено к числу полномочий территориального антимонопольного органа, закрепленных в пункте 10 части 1 статьи 23 Закона N 135-ФЗ.
В рамках рассмотрения дела N 03-6/1-17-2012 управлением был проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по управлению многоквартирными домами на территории города Нелидово Тверской области, по результатам которого установлено, что ООО "ДЕЗ" имеет возможность определять общие условия обращения товара на данном рынке и влиять в целом на ситуацию на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в границах города Нелидова Тверской области.
Кроме того, приказом УФАС от 27.10.2011 N 261 ООО "ДЕЗ" включено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов по позиции услуги по управлению эксплуатацией жилого фонда в географических границах города Нелидово с долей рынка указанного товара более 50 процентов.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Квалифицируя действия хозяйствующего субъекта как нарушение им запретов на злоупотребление доминирующим положением, предусмотренных Законом N 135-ФЗ, в частности частью 1 статьи 10 названного Закона, антимонопольный орган обязан доказать, что результатом именно таких действий являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
На основании договоров управления многоквартирными домами заключенных с ООО "ДЕЗ", общество является управляющей компанией многоквартирных домов подателей жалобы.
В соответствии с условиями вышеуказанных договоров общество обязано осуществлять управление общим имуществом в соответствии с условиями договора и действующим законодательством с наибольшей выгодой в интересах собственника.
В соответствии с пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества включает в себя, в том числе, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов.
Согласно Письму Министерства регионального развития Российской Федерации от 03.10.2008 N 25080-СК/14 утилизация (захоронение) твердых бытовых отходов является регулируемым видом услуг, оказываемых организациями коммунального комплекса, и оплачивается гражданами в составе платы за жилое помещение. При согласии потребителя стоимость утилизации может включаться в стоимость услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов.
Организация, оказывающая услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, вправе самостоятельно урегулировать взаимоотношения с организациями, оказывающими услуги по захоронению твердых бытовых отходов.
С целью утилизации твердых бытовых отходов ООО "ДЕЗ" (заказчик) заключило с МУП "ТБО-Сервис" (исполнитель) договоры, предметом которых является оказание услуг исполнителем заказчику по утилизации (приему, складированию, захоронению) отходов, вывозимых заказчиком на свалку твердых бытовых отходов.
В пунктах 3.1 договоров определены тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов.
Поскольку с 27.05.2008 МУП "ТБО-Сервис" применяет упрощенную систему налогообложения, а также согласно постановлению главы Нелидовского района 25.12.2008 N 636, решению Совета депутатов городского поселения - города Нелидово от 29.12.2009 N 116-2, приказам ГУ "РЭК" Тверской области от 29.11.2010 N 426-нп и от 29.12.2011 N 967-нп, которыми установлено, что на основании главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) тарифы на услуги утилизации твердых бытовых отходов, оказываемые МУП "ТБО-Сервис" не облагаются НДС, начисление платы ООО "ДЕЗ" за период с 01.01.2009 по 18.01.2012 производилось исходя из количества зарегистрированных граждан, утвержденного тарифа и нормы накопления без учета НДС.
В свою очередь начисление и взимание платы за утилизацию твердых бытовых отходов в счетах-квитанциях по оплате за жилье и коммунальные услуги, выставляемых обществом жителям многоквартирных домов, производилось отдельной строкой как за отдельно предоставляемую услугу. Причем стоимость данной услуги была увеличено на сумму НДС.
В обоснование своей позиции общество, ссылаясь на пункт 1 статьи 168 НК РФ, указывает, что поскольку оно является плательщиком НДС, то при реализации этих услуг оно обязано дополнительно к цене (тарифу) реализуемых услуг предъявить к оплате покупателю этих услуг соответствующую сумму налога.
Данный довод отклонен судом кассационной инстанции как основанный на неверном толковании норм права.
Федеральным законом от 28.11.2009 N 287-ФЗ "О внесении изменений в статьи 149 и 162 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", вступившим в законную силу с 01.01.2010, пункт 3 статьи 149 НК РФ дополнен подпунктом 30, в соответствии с которым не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) на территории Российской Федерации реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).
Право отказаться от освобождения таких операций от налогообложения предусмотрено пунктом 5 статьи 149 НК РФ.
Однако, согласно представленному в материалы дела письму Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области от 03.08.2012 N 12-08/06938, ООО "ДЕЗ" с 01.10.2010 использует льготу предусмотренную подпунктом 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ. Доказательств, свидетельствующих об обратном, общество не представило.
Исходя из вышеизложенного, суды пришли к верному выводу о необоснованном изъятии обществом денежных средств с жителей многоквартирных домов в связи с начислением НДС.
Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали оспариваемое решение УФАС законным и обоснованным и отказали обществу в удовлетворении заявления.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 13.05.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2013 по делу N А66-96/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дирекция единого заказчика" - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.Б.МУНТЯН
Судьи
А.В.АСМЫКОВИЧ
И.О.ПОДВАЛЬНЫЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 25.03.2014 ПО ДЕЛУ N А66-96/2013
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 марта 2014 г. по делу N А66-96/2013
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Асмыковича А.В., Подвального И.О., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Дирекция единого заказчика" Зюзенковой Е.В. (решение общего собрания участников общества от 20.01.2012 N 1), рассмотрев 18.03.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дирекция единого заказчика" на решение Арбитражного суда Тверской области от 13.05.2013 (судья Пугачев А.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2013 (судьи Пестерева О.Ю., Мурахина Н.В., Осокина Н.Н.) по делу N А66-96/2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Дирекция единого заказчика", место нахождения: 172520, Тверская область, Нелидовский район, город Нелидово, улица Матросова, дом 4, ОГРН 1056912012607 (далее - заявитель, общество, ООО "ДЕЗ") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тверской области, место нахождения: 170100, город Тверь, Советская улица, дом 23, ОГРН 1036900080722 (далее - управление, УФАС, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене решения от 28.09.2012 по делу N 03-6/1-17-2012 в части нарушения обществом порядка ценообразования при расчете стоимости услуги по утилизации твердых бытовых отходов (далее - ТБО) путем применения тарифов, увеличенных на сумму налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной налоговой службы по Тверской области, место нахождения: 170100, город Тверь, улица Вагжанова, дом 23, ОГРН 1046900100653 (далее - УФНС по Тверской области), Нелидовское муниципальное унитарное предприятие "Твердые бытовые отходы - Сервис", место нахождения: 172521, Тверская область, город Нелидово, Советская лица, дом 30, ОГРН 1086912000658 (далее - предприятие, МУП "ТБО-Сервис"), Главное управление "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области, место нахождения: 170026, город Тверь, Комсомольский проспект, дом 4/4, ОГРН 1026900585942 (далее - ГУ "РЭК" Тверской области).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 13.05.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.10.2013, в удовлетворении требований общества отказано.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в судебных актах обстоятельствам дела, просит решение от 13.05.2013 и постановление от 09.10.2013 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Управление в отзыве на кассационную жалобу считает ее доводы несостоятельными, просит оставить судебные акты по настоящему делу без изменения, а жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители антимонопольного органа и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 27.03.2012 в антимонопольный орган поступило обращение жителей многоквартирных домов города Нелидово, расположенных по адресам: проспект Ленина, дома 4, 5, 6; улица Куйбышева, дом 38; улица Шменкеля, дом 8; улица Панфилова, дом 3; улица Нахимова, дом 2; улица Победы, дом 9; улица Кирова, дом 39, о злоупотреблении ООО "ДЕЗ" доминирующим положением на рынке управления многоквартирными домами в городе Нелидово в части нарушения порядка ценообразования при расчете стоимости жилищно-коммунальных услуг.
По результатам рассмотрения заявления УФАС приказом от 25.05.2012 N 84 возбудило дело N 03-6/1-17-2012 по признакам нарушения обществом пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
В рамках данного дела управлением установлено, что положение ООО "ДЕЗ" на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в границах города Нелидово Тверской области в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона N 135-ФЗ является доминирующим, следовательно, на общество распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 названного Закона.
Общество с 05.06.2006 является управляющей компанией указанных выше многоквартирных домов и осуществляет с жителей сбор денежных средств за поставленные ресурсы.
В целях обеспечения граждан жилищно-коммунальными услугами общество оформило договоры с ресурсоснабжающими организациями, в том числе с МУП "ТБО-Сервис" (договоры на утилизацию твердых бытовых отходов от 01.01.2009, 01.01.2010, 27.12.2010,10.01.2012).
За период с 01.01.2009 по 18.01.2012 предприятие предъявляло ООО "ДЕЗ" к оплате счета за оказание услуг по захоронению твердых бытовых отходов с указанием тарифа установленного за данную услугу.
Поскольку с 27.05.2008 МУП "ТБО-Сервис" применяет упрощенную систему налогообложения, данные счета выставлялись без учета НДС.
Платежи за коммунальные услуги поступали от жителей многоквартирных домов города Нелидово непосредственно на расчетный счет ООО "ДЕЗ" на основании индивидуальных квитанций.
В ходе проверки управление, на основании представленных квитанций и исходя из утвержденных нормативов накопления твердых бытовых отходов и тарифов, рассчитало стоимость данной услуги для жителей многоквартирных домов и установило, что общество при расчете стоимости услуги по утилизации твердых бытовых отходов неправомерно включало НДС.
По результатам проведенной проверки УФАС вынесло решение от 12.10.2012 по делу N 03-6/1-17-2012 (исх. N 03-6/1-17-33058ВФ) в котором признало применение ООО "ДЕЗ" в период с 01.01.2009 по 18.01.2012 при расчете стоимости услуги по утилизации твердых бытовых отходов тарифов, увеличенных на сумму НДС, нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ (пункт 2 решения).
Не согласившись с законностью пункта 2 решения антимонопольного органа, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии со статьями 1 и 3 Закона N 135-ФЗ целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения - отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона N 135-ФЗ доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Определение доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках отнесено к числу полномочий территориального антимонопольного органа, закрепленных в пункте 10 части 1 статьи 23 Закона N 135-ФЗ.
В рамках рассмотрения дела N 03-6/1-17-2012 управлением был проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по управлению многоквартирными домами на территории города Нелидово Тверской области, по результатам которого установлено, что ООО "ДЕЗ" имеет возможность определять общие условия обращения товара на данном рынке и влиять в целом на ситуацию на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в границах города Нелидова Тверской области.
Кроме того, приказом УФАС от 27.10.2011 N 261 ООО "ДЕЗ" включено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов по позиции услуги по управлению эксплуатацией жилого фонда в географических границах города Нелидово с долей рынка указанного товара более 50 процентов.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Квалифицируя действия хозяйствующего субъекта как нарушение им запретов на злоупотребление доминирующим положением, предусмотренных Законом N 135-ФЗ, в частности частью 1 статьи 10 названного Закона, антимонопольный орган обязан доказать, что результатом именно таких действий являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
На основании договоров управления многоквартирными домами заключенных с ООО "ДЕЗ", общество является управляющей компанией многоквартирных домов подателей жалобы.
В соответствии с условиями вышеуказанных договоров общество обязано осуществлять управление общим имуществом в соответствии с условиями договора и действующим законодательством с наибольшей выгодой в интересах собственника.
В соответствии с пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества включает в себя, в том числе, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов.
Согласно Письму Министерства регионального развития Российской Федерации от 03.10.2008 N 25080-СК/14 утилизация (захоронение) твердых бытовых отходов является регулируемым видом услуг, оказываемых организациями коммунального комплекса, и оплачивается гражданами в составе платы за жилое помещение. При согласии потребителя стоимость утилизации может включаться в стоимость услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов.
Организация, оказывающая услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, вправе самостоятельно урегулировать взаимоотношения с организациями, оказывающими услуги по захоронению твердых бытовых отходов.
С целью утилизации твердых бытовых отходов ООО "ДЕЗ" (заказчик) заключило с МУП "ТБО-Сервис" (исполнитель) договоры, предметом которых является оказание услуг исполнителем заказчику по утилизации (приему, складированию, захоронению) отходов, вывозимых заказчиком на свалку твердых бытовых отходов.
В пунктах 3.1 договоров определены тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов.
Поскольку с 27.05.2008 МУП "ТБО-Сервис" применяет упрощенную систему налогообложения, а также согласно постановлению главы Нелидовского района 25.12.2008 N 636, решению Совета депутатов городского поселения - города Нелидово от 29.12.2009 N 116-2, приказам ГУ "РЭК" Тверской области от 29.11.2010 N 426-нп и от 29.12.2011 N 967-нп, которыми установлено, что на основании главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) тарифы на услуги утилизации твердых бытовых отходов, оказываемые МУП "ТБО-Сервис" не облагаются НДС, начисление платы ООО "ДЕЗ" за период с 01.01.2009 по 18.01.2012 производилось исходя из количества зарегистрированных граждан, утвержденного тарифа и нормы накопления без учета НДС.
В свою очередь начисление и взимание платы за утилизацию твердых бытовых отходов в счетах-квитанциях по оплате за жилье и коммунальные услуги, выставляемых обществом жителям многоквартирных домов, производилось отдельной строкой как за отдельно предоставляемую услугу. Причем стоимость данной услуги была увеличено на сумму НДС.
В обоснование своей позиции общество, ссылаясь на пункт 1 статьи 168 НК РФ, указывает, что поскольку оно является плательщиком НДС, то при реализации этих услуг оно обязано дополнительно к цене (тарифу) реализуемых услуг предъявить к оплате покупателю этих услуг соответствующую сумму налога.
Данный довод отклонен судом кассационной инстанции как основанный на неверном толковании норм права.
Федеральным законом от 28.11.2009 N 287-ФЗ "О внесении изменений в статьи 149 и 162 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", вступившим в законную силу с 01.01.2010, пункт 3 статьи 149 НК РФ дополнен подпунктом 30, в соответствии с которым не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) на территории Российской Федерации реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).
Право отказаться от освобождения таких операций от налогообложения предусмотрено пунктом 5 статьи 149 НК РФ.
Однако, согласно представленному в материалы дела письму Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области от 03.08.2012 N 12-08/06938, ООО "ДЕЗ" с 01.10.2010 использует льготу предусмотренную подпунктом 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ. Доказательств, свидетельствующих об обратном, общество не представило.
Исходя из вышеизложенного, суды пришли к верному выводу о необоснованном изъятии обществом денежных средств с жителей многоквартирных домов в связи с начислением НДС.
Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали оспариваемое решение УФАС законным и обоснованным и отказали обществу в удовлетворении заявления.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 13.05.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2013 по делу N А66-96/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дирекция единого заказчика" - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.Б.МУНТЯН
Судьи
А.В.АСМЫКОВИЧ
И.О.ПОДВАЛЬНЫЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)