Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.07.2014 ПО ДЕЛУ N А42-6509/2013

Разделы:
Земля под домом; Управление многоквартирным домом; Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июля 2014 г. по делу N А42-6509/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июля 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Дмитриевой И.А.
судей Будылевой М.В., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания: Тихоновой Н.И.
при участии:
от истца (заявителя): Фигуриной Т.В. по доверенности от 05.11.2013
от ответчика (должника): Атабаевой Н.В. по доверенности от 12.08.2013 N 14-27/027053
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13500/2014) ИП Георгиева Г.В. на решение Арбитражного суда Мурманской области от 18.03.2014 по делу N А42-6509/2013 (судья Муратшаев Д.В.), принятое
по иску (заявлению) ИП Георгиева Георгия Вадимовича
к ИФНС России по г. Мурманску, ИФНС России по г. Мурманску
о признании недействительным решения

установил:

Индивидуальный предприниматель Георгиев Георгий Вадимович, ИНН 519040389894, ОГРН 304519027300454, адрес регистрации: пр. Кирова, д. 49, кв. 7, г. Мурманск (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску, ИНН 5190100360, ОГРН 1045100223850, дата регистрации 24.12.2004, адрес: ул. Комсомольская, д. 2, г. Мурманск (далее - ответчик, Инспекция) о признании недействительным решения от 22.04.2013 N 19139/земля.
Решением суда от 18.03.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе заявитель, не согласившись с решением суда первой инстанции, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представитель Инспекции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией была проведена камеральная проверка представленной заявителем декларации по земельному налогу за 2011 год.
По результатам проверки налоговым органом был составлен акт камеральной налоговой проверки N 16626/2/Земля от 05.03.2013.
По результатам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки и возражений предпринимателя инспекцией 22.04.2013 принято решение N 19139/2/Земля о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде взыскания штрафа по пункту 1 статьи 119 НК РФ в сумме 2 405 руб. и по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 1 603 руб. 60 коп.
Указанным решением предпринимателю доначислен земельный налог в сумме 8 018 руб., а также за просрочку его уплаты начислены пени на дату решения в сумме 968 руб. 37 коп.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области N 163 от 21.06.2013, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика, решение Инспекции от 22.04.2013 N 19139/2/Земля оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми налоговым органом ненормативными актами, Общество обратилось с заявлением в суд.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, отказал в удовлетворении требований.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно пункту 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
В силу части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, а также земельный участок, на котором расположен данный дом (далее - общее имущество в многоквартирном доме).
Согласно статье 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Если земельный участок сформирован после введения в действие Жилищного кодекса, то он переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме с момента формирования участка и проведения его государственного кадастрового учета.
В пункте 2 статьи 23 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрено, что государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.
В пункте 66 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" также указано, что если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета.
Согласно пункту 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 64 право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции предприниматель Георгиев Г.В. с 15.08.200 является собственником нежилого помещения (часть здания - магазин непродовольственных товаров) в многоквартирном доме по адресу: г. Мурманск, проспект Кирова, 49, площадь помещения 62,7 кв. м - собственность (индивидуальная).
Земельный участок под многоквартирным домом N 49, расположенный по адресу: г. Мурманск, проспект Кирова, 49 поставлен на государственный кадастровый учет - 24.10.2002 с кадастровым номером 51:20:002129:3 и считается сформированным, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка (л.д. 56-58). Кадастровый паспорт содержит сведения о возникшем в силу закона праве общей долевой собственности на земельный участок собственников помещений данного многоквартирного дома.
Согласно справке Филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы
государственной регистрации, кадастра и картографии" по Мурманской области кадастровая стоимость земельного участка (с кадастровым N 51:20:002129:3) под многоквартирным домом N 49, расположенного по адресу: г. Мурманск, пр. Кирова, 49 на 01.01.2011 составляла 27 556 033 руб. (л.д. 108).
Согласно кадастровому паспорту здания по адресу: г. Мурманск, пр. Кирова, 49, общая площадь здания составляет 3238,3 кв. м (л.д. 44-45).
Сумма земельного налога в отношении земельных участков, на которых расположены принадлежащие налогоплательщику помещения в многоквартирных домах, должна быть исчислена как соответствующая налоговой ставке процентная доля кадастровой стоимости соответствующего земельного участка, определенная пропорционально доле налогоплательщика в общей долевой собственности.
В 2011 году ИП Георгиев Г.В. являлся налогоплательщиком земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 51:20:002129:3, расположенному по адресу г. Мурманск, пр. Кирова, 49.
Решением Совета Депутатов города Мурманска от 07.11.2005 N 13-159 "Об установлении земельного налога на территории Муниципального образования г. Мурманск" определены ставки земельного налога. В отношении прочих земельных участков ставка земельного налога составляет 1,5% от кадастровой стоимости участка (пункт 4.1).
Налоговым органом правомерно произведен расчет налоговой базы за 2011 год в размере 534 587 руб. (27 556 033 руб. х 0,0194), где 27 556 033 руб. - кадастровая стоимость, 0,0194 - доля налогоплательщика в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Сумма земельного налога составляет - 534 587 руб. х 1,5% = 8 018 руб.
Следовательно, доначисление Инспекцией земельного налога за 2011 год в сумме 8 018 руб., соответствующих ему пени и привлечение к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 1 603 руб. 60 коп. произведено налоговым органом правомерно.
На основании Решения Совета Депутатов города Мурманска от 07.11.2005 N 13-159 "Об установлении земельного налога на территории Муниципального образования г. Мурманск" налогоплательщики - организации и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, уплачивают налог не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 5.1).
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 398 НК РФ налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговым периодом признается календарный год (пункт статьи 393 НК РФ). Следовательно, срок представления налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год - не позднее 01.02.2012.
В нарушение указанных положений налоговая декларация по земельному налогу за 2011 года представлена заявителем в налоговый орган 19.11.2012.
Таким образом, индивидуальный предприниматель Георгиев Г.В. был правомерно привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ за несвоевременное представление налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год в размере 2 495 руб.
При рассмотрении апелляционной жалобы представитель предпринимателя данные обстоятельства не оспаривала.
В соответствии с пунктом 4 статьи 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.
В силу статьи 114 НК РФ налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.06.2009 N 11-П указано, что в силу статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Согласно пункту 1 статьи 112 НК РФ к смягчающим ответственность обстоятельствам отнесены: совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
При применении санкций за налоговое правонарушение суд в соответствии со статьей 112 НК РФ должен установить обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, которые учитываются им в порядке, предусмотренном статьей 114 настоящего Кодекса.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", если при рассмотрении дела о взыскании санкции за налоговое правонарушение будет установлено хотя бы одно из смягчающих ответственность обстоятельств, перечисленных в пункте 1 статьи 112 Кодекса, суд при определении размера подлежащего взысканию штрафа обязан в соответствии с пунктом 3 статьи 114 Кодекса уменьшить его размер не менее, чем в два раза по сравнению с предусмотренным соответствующей нормой главы 16 НК РФ.
Ни налоговый орган, принимая оспариваемое решение, ни суд не исследовали вопрос о наличии обстоятельств, смягчающих ответственность, а отсутствие ходатайства налогоплательщика о применении судом смягчающих ответственность обстоятельств не исключает обязанности судов дать оценку соразмерности исчисленного штрафа тяжести совершенного правонарушения и установления наличия смягчающих ответственность обстоятельства в соответствии со статьей 112 НК РФ.
Суд апелляционной инстанции считает неподлежащим учету довод налогоплательщика об имеющихся у него смягчающих ответственность обстоятельств для снижения размера штрафных санкций.
В дополнениях к апелляционной жалобе налогоплательщик в качестве смягчающего ответственность обстоятельства указывает на отсутствие у налогоплательщика на момент подачи декларации возможности определить налоговую базу и объект налогообложения по земельному налогу в связи с отсутствием информации по кадастровой стоимости земельного участка, площади здания по кадастровому паспорту и возможности бесплатного получения данной информации.
На дату представления налоговой декларации 16.11.2012 года предприниматель мог определить налоговую базу по земельному налогу.
Кадастровая стоимость на 01.01.2011 года была определена, на кадастровый учет земельный участок поставлен в 2002 году
Ссылка на отсутствие бесплатной информации о постановке на кадастровый учет здания до 29.06.2012, таким обстоятельствам не является.
Кроме того налоговые санкции 1 603 руб. 60 коп. и 2 405 руб. не являются чрезмерными, являются разумными и соотносятся с минимальным размером штрафа, установленного статьей 119 НК РФ.
Кроме того, в соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ N 36 от 28.05.2009 следует также учитывать, что согласно части 7 статьи 268 АПК РФ новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции. К примеру, не могут быть приняты и рассмотрены требования о снижении размера пеней, неустойки, штрафа, которые не были заявлены в суде первой инстанции.
Ходатайство о снижении налоговых санкций не было заявлено в суде первой инстанции.
С учетом изложенного апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Мурманской области от 18.03.2014 по делу N А42-6509/2013 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
И.А.ДМИТРИЕВА

Судьи
М.В.БУДЫЛЕВА
Н.О.ТРЕТЬЯКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)