Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Чинькова Н.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Шалиевой И.П.,
судей Марченко А.А., Родиной А.К.
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Челябинске 03 апреля 2014 года гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Копейского городского округа Челябинской области на решение Копейского городского суда Челябинской области от 23 января 2014 года по иску М.В.В., М.Л. к администрации Копейского городского округа Челябинской области, Управлению по имуществу и земельным отношениям администрации Копейского городского округа о признании отказа администрации Копейского городского округа в утверждении схемы расположения земельного участка незаконным, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка.
Заслушав доклад судьи Шалиевой И.П. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, объяснения истцов М.Л., М.В.В., возражавших относительно доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
М.В.В., М.Л. обратились в суд с иском к администрации Копейского городского округа Челябинской области, Управлению по имуществу и земельным отношениями администрации Копейского городского округа о признании отказа администрации Копейского городского округа в утверждении схемы расположения земельного участка незаконным, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка (л.д. 5-7).
В обосновании иска указали, что являются с М.В.В. собственниками квартиры, расположенной по адресу: г. Копейск, ул. ***, *** кв. *** на основании договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан от 30 октября 2001 года, указанная квартира расположена в двухквартирном жилом доме. К принадлежащей им квартире прилегает земельный участок площадью *** кв. м. При обращении в администрацию за оформлением в собственность указанного земельного участка 03 июля 2013 года получили отказ в утверждении схемы расположения земельного участка обоснованный тем, что Земельным кодексом Российской Федерации не предусматривается утверждение схемы расположения земельного участка для эксплуатации квартиры. Дальнейшее оформление права на земельный участок не представляется возможным, поскольку для постановки на учет земельного участка требуется межевой план и распоряжение администрации КГО о согласовании схемы расположения земельного участка. Полагают, что их права нарушены данным отказом.
Истец М.В.В. в суде первой инстанции настаивал на иске по изложенным в нем основаниям.
В суде первой инстанции истец М.Л. при надлежащем извещении участие не принимала.
Представитель ответчиков - администрации Копейского городского округа Челябинской области, Управления по имуществу и земельным отношениям администрации Копейского городского округа М.М. в суде первой инстанции иск не признала, суду пояснила, что на орган местного самоуправления не может быть возложена обязанность по утверждению схемы расположения земельного участка под отдельной квартирой в многоквартирном жилом доме.
В суде первой инстанции третьи лица М.В.В.1 и П.А.А. при надлежащем извещении участия не принимали.
Суд вынес решение об удовлетворении исковых требований (л.д. 147-154).
В апелляционной жалобе представитель администрации Копейского городского округа Челябинской области просит решение суда отменить в иске отказать, ссылаясь на то, что в согласно ст. 36 Жилищного кодекса Российской федерации и ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской федерации" орган местного самоуправления не вправе утверждать схему расположения земельного участка, расположенного под отдельной квартирой. При этом согласно п. 5 Положения утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47 квартира не является ни зданием, ни строением, ни сооружением, следовательно, на ответчика не может быть возложена обязанность по утверждению схемы расположения земельного участка (л.д. 157-158).
Представители ответчиков администрации Копейского городского округа Челябинской области, Управления по имуществу и земельным отношениям администрации Копейского городского округа, третьи лица П.А.А.1, М.В.В.1 извещены о рассмотрении дела судом апелляционной инстанции, в суд не явились, об отложении дела не просили (л.д. 174, 175, 177, 178). Третье лицо М.В.В.1 отбывает наказание в ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Челябинской области. Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Челябинского областного суда. В связи с чем, на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, что собственниками трехкомнатной квартиры N *** в двухквартирном доме по адресу: Челябинская область, г. Копейск, ул. ***, *** являются М.Л., М.В.В., М.В.В.1 по 1/3 доли в праве собственности на основании договора безвозмездной передачи квартиры в собственность граждан N *** от 30 октября 2001 года, договора дарения от 01 июля 2005 года, право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке 29 декабря 2001, 05 августа 2005 года (л.д. 9, 10-12, 28, 29, 31,70, 76-80).
Собственником трехкомнатной квартиры N *** в вышеуказанном доме и земельного участка площадью *** кв. м является П.А.А. на основании договоров дарения от 29 января 1993 года, 20 февраля 2003 года, право собственности зарегистрировано на земельный участок 06 марта 2003 года и на квартиру - 05 июля 2010 года (л.д. 71-73, 85, 86).
М.В.В. в целях последующего приобретения права собственности на земельный участок, расположенный у принадлежащей ему квартиры, обратился в администрацию Копейского городского округа для утверждения схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Копейск, ул. ***, *** (л.д. 75).
Право собственности на испрашиваемый земельный участок не зарегистрировано (л.д. 30).
Как усматривается из межевого плана, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Копейск, ул. ***, ***, в соответствии с которым спорный земельный участок относится к категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для эксплуатации квартиры, расположенной в блокированном жилом доме, площадью *** кв. м (л.д. 14-16, 113-126).
03 июля 2013 года администрация Копейского городского округа отказала в удовлетворении заявления об утверждении схемы расположения земельного участка, поскольку квартира расположена в многоквартирном жилом доме, а Земельным кодексом Российской Федерации не предусмотрено утверждение схемы расположения земельного участка, занимаемого квартирой (л.д. 13).
В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность или в аренду.
На основании ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с п. 4 с. 34 ЗК РФ, орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом (п. 1 ст. 36 ЗК РФ).
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п. 7 ст. 36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, либо обращения предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления, указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
По смыслу названной нормы схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории выдается в случае, когда объект недвижимости находится на земельном участке, не прошедшем кадастровый учет, либо орган кадастрового учета не выдает заявителю кадастровый паспорт испрашиваемого участка ввиду отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке, необходимых для выдачи кадастрового паспорта.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что жилой дом N *** по ул. *** г. Копейска Челябинской области является блокированным с расположенными в нем двумя квартирами с наличием изолированных выходов и приквартирных земельных участков, находящихся в пользовании у собственников квартир.
Возлагая обязанность на администрацию Копейского городского округа по утверждению схемы расположения земельного участка, суд правомерно учел то обстоятельство, что земельный участок по адресу г. Копейск, р.п. Бажово, ул. ***, ***, оформлен в собственность собственником соседней квартиры, которая расположена на указанном земельном участке.
Приведенные выводы суда первой инстанции подробно мотивированы, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, представленным доказательствам, положениям закона, являются правильными.
Ссылки в жалобе на то, что квартира не является ни зданием, ни строением, ни сооружением, а жилой дом, расположенный на спорном земельном участке является многоквартирным домом, в связи с чем орган местного самоуправления не вправе утверждать схему расположения земельного участка, расположенного под отдельной квартирой, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, в связи с неправильным толкованием норм материального права.
Так, понятие многоквартирного дома дано в п. 6 постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" - это совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме.
Блокированный дом - это жилой дом с количеством этажей не более чем три, состоящий из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как следует из положений ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, был сформирован и прошел кадастровый учет до введения в действие Жилищного кодекса РФ, то такой участок переходит в общую долевую собственность (часть 2). Если земельный участок не был сформирован до указанного момента, участок подлежит формированию и после прохождения кадастрового учета переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (части 3, 5).
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления (ч. 4 ст. 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").
В силу п. 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции от 01 марта 2005 года, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Как усматривается из решения исполнительного комитета Копейского городского совета народных депутатов Челябинской области от 29 ноября 1988 года N 273 (л.д. 179), технических паспортов на жилой дом N *** по ул. *** в г. Копейске Челябинской области по состоянию на 26 июля 1990 года (л.д. 55-60) земельный участок площадью *** га, расположенный в микрорайоне бывшей шахты N *** р.п. Старокамышенск отведен под строительство двухквартирных жилых домов шахте "Подозерная" производственного объединения "Челябинскуголь".
При этом земельный участок с кадастровым номером *** по адресу Челябинская область, г. Копейск, р.п. Бажово, ул. ***, ***, на котором расположена квартира N ***, принадлежащий на праве собственности П.А.А. сформирован в 2003 г., право собственности зарегистрировано 06.03.2003 г., то есть до введения в действие Жилищного кодекса РФ. (л.д. 71-72, 85).
При таких, обстоятельствах, земельный участок под многоквартирным домом *** по ул. *** не может находится в общей долевой собственности собственников помещений, и быть сформированным для эксплуатации многоквартирного дома.
В соответствии со ст. 31 ЗК РФ на орган местного самоуправления возложена обязанность по утверждению и предоставлению схемы границ земельного участка.
В силу ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
В соответствии со ст. 22 Закона Челябинской области от 28 августа 2003 года N 171-30 "О земельных отношениях" к полномочиям органов местного самоуправления относится утверждение и выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте земельного участка соответствующей территории в случаях, установленных федеральным законодательством.
Кроме того, в соответствии с п. 4 Порядка оформления документов о предоставлении земельных участков для эксплуатации существующих объектов индивидуального жилищного фонда, расположенных на территории Копейского городского округа, утвержденного Решением Собрания депутатов Копейского городского округа Челябинской области от 28.11.2012 года N 626-МО (далее - Порядок), гражданин, заинтересованный в приобретении прав на земельный участок для эксплуатации существующих объектов индивидуального жилищного фонда (далее - заявитель), либо уполномоченный представитель заявителя, подает заявление о выдаче схемы расположения земельного участка (приложение 1 к настоящему порядку) в отдел по предоставлению государственных и муниципальных услуг Администрации Копейского городского округа Челябинской области (далее - отдел по предоставлению государственных и муниципальных услуг). Указанное заявление подается на имя первого заместителя Главы администрации Копейского городского округа с указанием цели использования земельного участка, его предполагаемых размеров, но не более установленных действующим законодательством предельных размеров, местоположения.
Указанный Порядок является обязательным для органов местного самоуправления Копейского городского округа, граждан и юридических лиц, имеющих в собственности здания, строения, сооружения на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территории Копейского городского округа.
При таких обстоятельствах, у администрации Копейского городского округа не имелось оснований для отказа истцам, собственникам квартиры N *** по адресу: Челябинская область, г. Копейск, ул. ***, *** в утверждении схемы расположения земельного участка, лишь на том основании, что квартира расположена в многоквартирном жилом доме.
Решение суда первой инстанции законно и обоснованно, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Копейского городского суда Челябинской области от 23 января 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Копейского городского округа Челябинской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 03.04.2014 ПО ДЕЛУ N 11-3382/2014
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 апреля 2014 г. по делу N 11-3382/2014
Судья: Чинькова Н.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Шалиевой И.П.,
судей Марченко А.А., Родиной А.К.
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Челябинске 03 апреля 2014 года гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Копейского городского округа Челябинской области на решение Копейского городского суда Челябинской области от 23 января 2014 года по иску М.В.В., М.Л. к администрации Копейского городского округа Челябинской области, Управлению по имуществу и земельным отношениям администрации Копейского городского округа о признании отказа администрации Копейского городского округа в утверждении схемы расположения земельного участка незаконным, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка.
Заслушав доклад судьи Шалиевой И.П. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, объяснения истцов М.Л., М.В.В., возражавших относительно доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
М.В.В., М.Л. обратились в суд с иском к администрации Копейского городского округа Челябинской области, Управлению по имуществу и земельным отношениями администрации Копейского городского округа о признании отказа администрации Копейского городского округа в утверждении схемы расположения земельного участка незаконным, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка (л.д. 5-7).
В обосновании иска указали, что являются с М.В.В. собственниками квартиры, расположенной по адресу: г. Копейск, ул. ***, *** кв. *** на основании договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан от 30 октября 2001 года, указанная квартира расположена в двухквартирном жилом доме. К принадлежащей им квартире прилегает земельный участок площадью *** кв. м. При обращении в администрацию за оформлением в собственность указанного земельного участка 03 июля 2013 года получили отказ в утверждении схемы расположения земельного участка обоснованный тем, что Земельным кодексом Российской Федерации не предусматривается утверждение схемы расположения земельного участка для эксплуатации квартиры. Дальнейшее оформление права на земельный участок не представляется возможным, поскольку для постановки на учет земельного участка требуется межевой план и распоряжение администрации КГО о согласовании схемы расположения земельного участка. Полагают, что их права нарушены данным отказом.
Истец М.В.В. в суде первой инстанции настаивал на иске по изложенным в нем основаниям.
В суде первой инстанции истец М.Л. при надлежащем извещении участие не принимала.
Представитель ответчиков - администрации Копейского городского округа Челябинской области, Управления по имуществу и земельным отношениям администрации Копейского городского округа М.М. в суде первой инстанции иск не признала, суду пояснила, что на орган местного самоуправления не может быть возложена обязанность по утверждению схемы расположения земельного участка под отдельной квартирой в многоквартирном жилом доме.
В суде первой инстанции третьи лица М.В.В.1 и П.А.А. при надлежащем извещении участия не принимали.
Суд вынес решение об удовлетворении исковых требований (л.д. 147-154).
В апелляционной жалобе представитель администрации Копейского городского округа Челябинской области просит решение суда отменить в иске отказать, ссылаясь на то, что в согласно ст. 36 Жилищного кодекса Российской федерации и ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской федерации" орган местного самоуправления не вправе утверждать схему расположения земельного участка, расположенного под отдельной квартирой. При этом согласно п. 5 Положения утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47 квартира не является ни зданием, ни строением, ни сооружением, следовательно, на ответчика не может быть возложена обязанность по утверждению схемы расположения земельного участка (л.д. 157-158).
Представители ответчиков администрации Копейского городского округа Челябинской области, Управления по имуществу и земельным отношениям администрации Копейского городского округа, третьи лица П.А.А.1, М.В.В.1 извещены о рассмотрении дела судом апелляционной инстанции, в суд не явились, об отложении дела не просили (л.д. 174, 175, 177, 178). Третье лицо М.В.В.1 отбывает наказание в ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Челябинской области. Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Челябинского областного суда. В связи с чем, на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, что собственниками трехкомнатной квартиры N *** в двухквартирном доме по адресу: Челябинская область, г. Копейск, ул. ***, *** являются М.Л., М.В.В., М.В.В.1 по 1/3 доли в праве собственности на основании договора безвозмездной передачи квартиры в собственность граждан N *** от 30 октября 2001 года, договора дарения от 01 июля 2005 года, право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке 29 декабря 2001, 05 августа 2005 года (л.д. 9, 10-12, 28, 29, 31,70, 76-80).
Собственником трехкомнатной квартиры N *** в вышеуказанном доме и земельного участка площадью *** кв. м является П.А.А. на основании договоров дарения от 29 января 1993 года, 20 февраля 2003 года, право собственности зарегистрировано на земельный участок 06 марта 2003 года и на квартиру - 05 июля 2010 года (л.д. 71-73, 85, 86).
М.В.В. в целях последующего приобретения права собственности на земельный участок, расположенный у принадлежащей ему квартиры, обратился в администрацию Копейского городского округа для утверждения схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Копейск, ул. ***, *** (л.д. 75).
Право собственности на испрашиваемый земельный участок не зарегистрировано (л.д. 30).
Как усматривается из межевого плана, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Копейск, ул. ***, ***, в соответствии с которым спорный земельный участок относится к категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для эксплуатации квартиры, расположенной в блокированном жилом доме, площадью *** кв. м (л.д. 14-16, 113-126).
03 июля 2013 года администрация Копейского городского округа отказала в удовлетворении заявления об утверждении схемы расположения земельного участка, поскольку квартира расположена в многоквартирном жилом доме, а Земельным кодексом Российской Федерации не предусмотрено утверждение схемы расположения земельного участка, занимаемого квартирой (л.д. 13).
В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность или в аренду.
На основании ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с п. 4 с. 34 ЗК РФ, орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом (п. 1 ст. 36 ЗК РФ).
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п. 7 ст. 36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, либо обращения предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления, указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
По смыслу названной нормы схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории выдается в случае, когда объект недвижимости находится на земельном участке, не прошедшем кадастровый учет, либо орган кадастрового учета не выдает заявителю кадастровый паспорт испрашиваемого участка ввиду отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке, необходимых для выдачи кадастрового паспорта.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что жилой дом N *** по ул. *** г. Копейска Челябинской области является блокированным с расположенными в нем двумя квартирами с наличием изолированных выходов и приквартирных земельных участков, находящихся в пользовании у собственников квартир.
Возлагая обязанность на администрацию Копейского городского округа по утверждению схемы расположения земельного участка, суд правомерно учел то обстоятельство, что земельный участок по адресу г. Копейск, р.п. Бажово, ул. ***, ***, оформлен в собственность собственником соседней квартиры, которая расположена на указанном земельном участке.
Приведенные выводы суда первой инстанции подробно мотивированы, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, представленным доказательствам, положениям закона, являются правильными.
Ссылки в жалобе на то, что квартира не является ни зданием, ни строением, ни сооружением, а жилой дом, расположенный на спорном земельном участке является многоквартирным домом, в связи с чем орган местного самоуправления не вправе утверждать схему расположения земельного участка, расположенного под отдельной квартирой, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, в связи с неправильным толкованием норм материального права.
Так, понятие многоквартирного дома дано в п. 6 постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" - это совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме.
Блокированный дом - это жилой дом с количеством этажей не более чем три, состоящий из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как следует из положений ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, был сформирован и прошел кадастровый учет до введения в действие Жилищного кодекса РФ, то такой участок переходит в общую долевую собственность (часть 2). Если земельный участок не был сформирован до указанного момента, участок подлежит формированию и после прохождения кадастрового учета переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (части 3, 5).
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления (ч. 4 ст. 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").
В силу п. 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции от 01 марта 2005 года, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Как усматривается из решения исполнительного комитета Копейского городского совета народных депутатов Челябинской области от 29 ноября 1988 года N 273 (л.д. 179), технических паспортов на жилой дом N *** по ул. *** в г. Копейске Челябинской области по состоянию на 26 июля 1990 года (л.д. 55-60) земельный участок площадью *** га, расположенный в микрорайоне бывшей шахты N *** р.п. Старокамышенск отведен под строительство двухквартирных жилых домов шахте "Подозерная" производственного объединения "Челябинскуголь".
При этом земельный участок с кадастровым номером *** по адресу Челябинская область, г. Копейск, р.п. Бажово, ул. ***, ***, на котором расположена квартира N ***, принадлежащий на праве собственности П.А.А. сформирован в 2003 г., право собственности зарегистрировано 06.03.2003 г., то есть до введения в действие Жилищного кодекса РФ. (л.д. 71-72, 85).
При таких, обстоятельствах, земельный участок под многоквартирным домом *** по ул. *** не может находится в общей долевой собственности собственников помещений, и быть сформированным для эксплуатации многоквартирного дома.
В соответствии со ст. 31 ЗК РФ на орган местного самоуправления возложена обязанность по утверждению и предоставлению схемы границ земельного участка.
В силу ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
В соответствии со ст. 22 Закона Челябинской области от 28 августа 2003 года N 171-30 "О земельных отношениях" к полномочиям органов местного самоуправления относится утверждение и выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте земельного участка соответствующей территории в случаях, установленных федеральным законодательством.
Кроме того, в соответствии с п. 4 Порядка оформления документов о предоставлении земельных участков для эксплуатации существующих объектов индивидуального жилищного фонда, расположенных на территории Копейского городского округа, утвержденного Решением Собрания депутатов Копейского городского округа Челябинской области от 28.11.2012 года N 626-МО (далее - Порядок), гражданин, заинтересованный в приобретении прав на земельный участок для эксплуатации существующих объектов индивидуального жилищного фонда (далее - заявитель), либо уполномоченный представитель заявителя, подает заявление о выдаче схемы расположения земельного участка (приложение 1 к настоящему порядку) в отдел по предоставлению государственных и муниципальных услуг Администрации Копейского городского округа Челябинской области (далее - отдел по предоставлению государственных и муниципальных услуг). Указанное заявление подается на имя первого заместителя Главы администрации Копейского городского округа с указанием цели использования земельного участка, его предполагаемых размеров, но не более установленных действующим законодательством предельных размеров, местоположения.
Указанный Порядок является обязательным для органов местного самоуправления Копейского городского округа, граждан и юридических лиц, имеющих в собственности здания, строения, сооружения на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территории Копейского городского округа.
При таких обстоятельствах, у администрации Копейского городского округа не имелось оснований для отказа истцам, собственникам квартиры N *** по адресу: Челябинская область, г. Копейск, ул. ***, *** в утверждении схемы расположения земельного участка, лишь на том основании, что квартира расположена в многоквартирном жилом доме.
Решение суда первой инстанции законно и обоснованно, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Копейского городского суда Челябинской области от 23 января 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Копейского городского округа Челябинской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)