Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 10 июня 2014 года
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Петровой В.В.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ЗАО "Фарот": не явились, извещены
- от ответчика Управления Росреестра по Московской области: Бадмаева С.А. (дов. N 211-Д от 23.12.2013 г.);
- рассмотрев 05 июня 2014 г. в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 февраля 2014 г.,
принятое судьями Шевченко Е.Е., Виткаловой Е.Н., Немчиновой М.А.,
по делу N А41-43720/13
по заявлению закрытого акционерного общества "Фарот" (ОГРН 1035004465583; 117461, г. Москва, ул. Каховка, д. 20А)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ОГРН 1047727043561; 143407, Московская область, г. Красногорск, ул. Речная, д. 8)
о признании незаконным отказа,
установил:
29 января 2013 г. закрытое акционерное общество "Фарот" (далее - ЗАО "Фарот", общество, заявитель) обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области, регистрирующий орган, ответчик) с заявлением вх. N 61/001/2013-343 о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - квартиру, расположенную по адресу: Московская область, Одинцовский район, г. Одинцово, ул. Чистяковой, д. 42, кв. 402.
Для государственной регистрации права собственности заявителем был представлен, в том числе кадастровый паспорт на указанный выше объект недвижимого имущества - квартиру, составленный 27 августа 2012 г. Московским областным филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ".
29 января 2013 г. Управлением Росреестра по Московской области государственная регистрация права собственности в отношении недвижимого имущества по адресу: Московская область, Одинцовский район, г. Одинцово, ул. Чистяковой, д. 42, кв. 402 была приостановлена в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации прав) на срок с 15 февраля 2013 г. по 14 марта 2013 г.
Основанием для приостановления государственной регистрации явилось отсутствие в представленном заявителем кадастровом паспорте кадастрового номера объекта недвижимого имущества (квартиры), вследствие чего, не удается установить учтена ли спорная квартира в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), и имеются ли сведения о нем в государственном кадастре недвижимости.
Кроме того, регистрирующим органом в целях предоставления необходимых сведений и документов для устранения причин, препятствующих государственной регистрации, был направлен запрос в кадастровую палату по Московской области с просьбой предоставить кадастровый паспорт на объект, заявленный к государственной регистрации права.
В связи с тем, что причины, препятствующие проведению государственной регистрации, заявителем не были устранены, Управление Росреестра по Московской области 14 марта 2013 г. отказало в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - квартиру, расположенную по адресу: Московская область, Одинцовский район, г. Одинцово, ул. Чистяковой, д. 42, кв. 402 на основании абзаца 12 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации права, о чем направило сообщение за N 61/001/2013-343.
В обоснование отказа указано на то, что регистрирующему органу не удалось установить, учтена ли квартира как объект недвижимости (ответ на упомянутый запрос в кадастровую палату не был получен) в соответствии с Законом о кадастре, имеются ли сведения о ней в государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН).
Полагая, что указанный отказ не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы общества, ЗАО "Фарот" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Московской области о признании незаконным отказ в государственной регистрации от 14 марта 2013 г. N 61/001/2013-343.
Определением Арбитражного суда Московской области от 27 августа 2013 г. по делу N А41-32103/13 требование ЗАО "Фарот" в отношении отказа в государственной регистрации права собственности на квартиру N 402 в многоквартирном доме по адресу: Московская область, Одинцовский район, г. Одинцово, ул. Чистяковой, д. 42 выделено в отдельное производство с присвоением номера дела А41-43720/13.
Решением Арбитражного суда Московской области от 06 ноября 2013 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемого заявителем отказа, поскольку в установленный статьей 43 Закона о кадастре переходный период (до 01 января 2013 г.) отсутствие в кадастровом паспорте сведений о кадастровом номере объекта не может являться основанием для отказа в государственной регистрации права, поскольку сведения о ранее учтенных объектах недвижимости, каковым является квартира N 402 в многоквартирном доме по адресу: Московская область, г. Одинцово, ул. Чистяковой, д. 42, подлежат включению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с Порядком, установленным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1 "О сроках и Порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости", но в связи с уже осуществленной государственной регистрацией прав на эту квартиру по повторному обращению заявителя, поданному в регистрирующий орган после полученного отказа по первому заявлению, признал недоказанным факт нарушения прав заявителя оспариваемым им отказом.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 февраля 2014 г. решение суда первой инстанции отменено, отказ Управления Росреестра по Московской области в государственной регистрации, выраженный в сообщении от 14 марта 2013 г. N 61/001/2013-343, признан незаконным.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Москве просит об отмене постановления суда апелляционной инстанции, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие порядок государственной регистрации права на недвижимое имущество (квартиру), поскольку выданный Московским областным филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" кадастровый паспорт от 27 августа 2012 г. на заявленную к регистрации квартиру подтверждал только прохождение государственного технического, но не кадастрового учета и что для прохождения государственного кадастрового учета сведения об этом объекте должны быть внесены в государственный кадастр недвижимости Кадастровой палатой. Управлением Росреестра по Московской области также указано на то, что на момент обращения общества в суд регистрирующим органом произведена не только государственная регистрация права собственности этого лица, но и государственная регистрация перехода права собственности к последующему приобретателю квартиры.
Отзыв на кассационную жалобу от ЗАО "Фарот" не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель Управления Росреестра по Московской области поддержали доводы кассационной жалобы.
Представитель ЗАО "Фарот" в заседание суда кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ответчика, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене постановления суда апелляционной инстанции.
В соответствии с абзацем 12 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации права в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.
Согласно статьям 16 - 18 указанного закона государственная регистрация прав проводится при наличии оснований для государственной регистрации, на основании заявления, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения и которые в свою очередь должны соответствовать требования к предоставляемым на государственную регистрацию документам.
Пунктом 3 статьи 12 Закона о государственной регистрации права установлено, что в случае, если в установленном порядке объекту недвижимого имущества не присвоен кадастровый номер, идентификация объекта недвижимого имущества в ЕГРП осуществляется по условному номеру, который присваивается ему органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.
В соответствии со статьей 43 Закона о кадастре до 01 января 2013 г. устанавливается переходный период применения Закона о кадастре к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (пункт 1).
В переходный период положения Закона о кадастре не применяются в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (пункт 2).
В переходный период государственный учет зданий, сооружений, помещений объектов незавершенного строительства осуществляется в порядке, установленном на день вступления в силу Закона о кадастре нормативными правовыми актами в сфере соответственно осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда (пункт 2.1).
В переходный период государственный учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляют органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в ранее установленном порядке осуществления государственного учета (пункт 2.3).
В переходный период соответствующие органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в целях, связанных с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выдают кадастровые паспорта объектов недвижимости (пункт 3).
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Закона о кадастре государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе, технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 Закона о кадастре особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с этим Законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости).
Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что сведения о ранее учтенных объектах недвижимости включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. В срок до 01 января 2013 г. органы по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, осуществившие до дня вступления в силу Закона о кадастре или в переходный период его применения, государственный технический учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, передают в органы кадастрового учета по месту расположения соответствующих объектов недвижимости в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, заверенные уполномоченными должностными лицами органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации копии технических паспортов соответствующих зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
При включении сведений и соответствующих документов о ранее учтенном здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости такому объекту недвижимости присваивается кадастровый номер (пункт 4 статьи 45 Закона о кадастре).
Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости предоставляются в порядке, установленном статьей 14 Закона о кадастре, с учетом определенных этой статьей Закона особенностей (пункт 4 статьи 45 Закона о кадастре).
Порядок включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1 "О сроках и Порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости" (далее - Порядок), в соответствии с которым на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии в срок до 01 января 2013 г. возложена обязанность обеспечить включение в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих такие сведения документов о ранее учтенных зданиях, сооружениях, помещениях, объектах незавершенного строительства, а также о земельных участках, государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера.
В соответствии с пунктом 4 Порядка включение в ГКН сведений и содержащих указанные сведения документов о ранее учтенных объектах недвижимости осуществляется органом кадастрового учета.
Согласно пункту 5 Порядка источниками для включения в ГКН сведений и содержащих данные сведения документов о ранее учтенных объектах недвижимости являются, в том числе, технические и кадастровые паспорта зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, хранящиеся в архивах органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации.
Пунктом 7 Порядка установлено, что включение в ГКН сведений и содержащих данные сведения документов о ранее учтенном объекте недвижимости сопровождается присвоением такому объекту кадастрового номера в соответствии с порядком присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, установленным Минэкономразвития России в соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
В силу пунктов 8 и 12 Порядка включение в ГКН сведений и содержащих данные сведения документов о ранее учтенном объекте недвижимости осуществляется на основании переданных организациями технического учета копий технических паспортов объектов технического учета в орган кадастрового учета по его письменному запросу. В целях организации работ по передаче копий технических паспортов объектов технического учета орган кадастрового учета изначально направляет письменный запрос в организацию технической инвентаризации о представлении перечня объектов технического учета, в отношении которых такой организацией изготовлены технические или кадастровые паспорта. Копии технических паспортов объектов технического учета передаются организациями технической инвентаризации в орган кадастрового учета по его письменному запросу в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения такого запроса.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции указал на то, что отсутствие кадастрового номера в кадастровом паспорте недвижимости в рассматриваемом случае не могло являться основанием для отказа в государственной регистрации права на квартиру, в связи с чем оспариваемый отказ не соответствует требованиям закона, и поскольку оспариваемый отказ привел к несвоевременной реализации права общества на внесение в ЕГРП записи о регистрации права на квартиру, а также к необходимости дважды оплачивать государственную пошлину, что повлияло на имущественное положение общества, то он нарушает права и законные интересы заявителя.
Вывод суда основан на тех обстоятельствах, что представленный заявителем на государственную регистрацию кадастровый паспорт на квартиру, составленный Московским областным филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от 27 августа 2012 г., подтверждал, что заявленный к регистрации объект является ранее учтенным объектом недвижимости, а отсутствие кадастрового номера в кадастровом паспорте объекта недвижимости свидетельствует лишь о том, что сведения об объекте недвижимости на момент получения кадастрового паспорта не внесены в ГКН, а не о том, что объект недвижимости считается неучтенным в соответствии с Законом о кадастре.
Учитывая изложенное суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод суда о том, что отсутствие кадастрового номера в кадастровом паспорте объекта недвижимости в рассматриваемом случае не могло являться основанием для отказа в государственной регистрации права на квартиру.
Обоснованным является и вывод суда апелляционной инстанции о нарушении оспариваемым отказом прав и законных интересов заявителя, поскольку оспариваемый отказ привел в данном случае к несвоевременной реализации права общества на внесение в ЕГРП записи о регистрации права на квартиру, к необходимости повторного предоставления документов на регистрации, а также к необходимости дважды оплачивать государственную пошлину.
При изложенных обстоятельствах следует признать, что основания для отказа в удовлетворении заявленных требований у суда первой инстанции отсутствовали.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта.
При таком положении постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 февраля 2014 г. по делу N А41-43720/13 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА
Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
В.В.ПЕТРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 10.06.2014 N Ф05-4433/2014 ПО ДЕЛУ N А41-43720/13
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июня 2014 г. по делу N А41-43720/13
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 10 июня 2014 года
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Петровой В.В.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ЗАО "Фарот": не явились, извещены
- от ответчика Управления Росреестра по Московской области: Бадмаева С.А. (дов. N 211-Д от 23.12.2013 г.);
- рассмотрев 05 июня 2014 г. в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 февраля 2014 г.,
принятое судьями Шевченко Е.Е., Виткаловой Е.Н., Немчиновой М.А.,
по делу N А41-43720/13
по заявлению закрытого акционерного общества "Фарот" (ОГРН 1035004465583; 117461, г. Москва, ул. Каховка, д. 20А)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ОГРН 1047727043561; 143407, Московская область, г. Красногорск, ул. Речная, д. 8)
о признании незаконным отказа,
установил:
29 января 2013 г. закрытое акционерное общество "Фарот" (далее - ЗАО "Фарот", общество, заявитель) обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области, регистрирующий орган, ответчик) с заявлением вх. N 61/001/2013-343 о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - квартиру, расположенную по адресу: Московская область, Одинцовский район, г. Одинцово, ул. Чистяковой, д. 42, кв. 402.
Для государственной регистрации права собственности заявителем был представлен, в том числе кадастровый паспорт на указанный выше объект недвижимого имущества - квартиру, составленный 27 августа 2012 г. Московским областным филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ".
29 января 2013 г. Управлением Росреестра по Московской области государственная регистрация права собственности в отношении недвижимого имущества по адресу: Московская область, Одинцовский район, г. Одинцово, ул. Чистяковой, д. 42, кв. 402 была приостановлена в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации прав) на срок с 15 февраля 2013 г. по 14 марта 2013 г.
Основанием для приостановления государственной регистрации явилось отсутствие в представленном заявителем кадастровом паспорте кадастрового номера объекта недвижимого имущества (квартиры), вследствие чего, не удается установить учтена ли спорная квартира в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), и имеются ли сведения о нем в государственном кадастре недвижимости.
Кроме того, регистрирующим органом в целях предоставления необходимых сведений и документов для устранения причин, препятствующих государственной регистрации, был направлен запрос в кадастровую палату по Московской области с просьбой предоставить кадастровый паспорт на объект, заявленный к государственной регистрации права.
В связи с тем, что причины, препятствующие проведению государственной регистрации, заявителем не были устранены, Управление Росреестра по Московской области 14 марта 2013 г. отказало в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - квартиру, расположенную по адресу: Московская область, Одинцовский район, г. Одинцово, ул. Чистяковой, д. 42, кв. 402 на основании абзаца 12 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации права, о чем направило сообщение за N 61/001/2013-343.
В обоснование отказа указано на то, что регистрирующему органу не удалось установить, учтена ли квартира как объект недвижимости (ответ на упомянутый запрос в кадастровую палату не был получен) в соответствии с Законом о кадастре, имеются ли сведения о ней в государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН).
Полагая, что указанный отказ не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы общества, ЗАО "Фарот" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Московской области о признании незаконным отказ в государственной регистрации от 14 марта 2013 г. N 61/001/2013-343.
Определением Арбитражного суда Московской области от 27 августа 2013 г. по делу N А41-32103/13 требование ЗАО "Фарот" в отношении отказа в государственной регистрации права собственности на квартиру N 402 в многоквартирном доме по адресу: Московская область, Одинцовский район, г. Одинцово, ул. Чистяковой, д. 42 выделено в отдельное производство с присвоением номера дела А41-43720/13.
Решением Арбитражного суда Московской области от 06 ноября 2013 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемого заявителем отказа, поскольку в установленный статьей 43 Закона о кадастре переходный период (до 01 января 2013 г.) отсутствие в кадастровом паспорте сведений о кадастровом номере объекта не может являться основанием для отказа в государственной регистрации права, поскольку сведения о ранее учтенных объектах недвижимости, каковым является квартира N 402 в многоквартирном доме по адресу: Московская область, г. Одинцово, ул. Чистяковой, д. 42, подлежат включению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с Порядком, установленным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1 "О сроках и Порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости", но в связи с уже осуществленной государственной регистрацией прав на эту квартиру по повторному обращению заявителя, поданному в регистрирующий орган после полученного отказа по первому заявлению, признал недоказанным факт нарушения прав заявителя оспариваемым им отказом.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 февраля 2014 г. решение суда первой инстанции отменено, отказ Управления Росреестра по Московской области в государственной регистрации, выраженный в сообщении от 14 марта 2013 г. N 61/001/2013-343, признан незаконным.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Москве просит об отмене постановления суда апелляционной инстанции, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие порядок государственной регистрации права на недвижимое имущество (квартиру), поскольку выданный Московским областным филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" кадастровый паспорт от 27 августа 2012 г. на заявленную к регистрации квартиру подтверждал только прохождение государственного технического, но не кадастрового учета и что для прохождения государственного кадастрового учета сведения об этом объекте должны быть внесены в государственный кадастр недвижимости Кадастровой палатой. Управлением Росреестра по Московской области также указано на то, что на момент обращения общества в суд регистрирующим органом произведена не только государственная регистрация права собственности этого лица, но и государственная регистрация перехода права собственности к последующему приобретателю квартиры.
Отзыв на кассационную жалобу от ЗАО "Фарот" не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель Управления Росреестра по Московской области поддержали доводы кассационной жалобы.
Представитель ЗАО "Фарот" в заседание суда кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ответчика, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене постановления суда апелляционной инстанции.
В соответствии с абзацем 12 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации права в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.
Согласно статьям 16 - 18 указанного закона государственная регистрация прав проводится при наличии оснований для государственной регистрации, на основании заявления, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения и которые в свою очередь должны соответствовать требования к предоставляемым на государственную регистрацию документам.
Пунктом 3 статьи 12 Закона о государственной регистрации права установлено, что в случае, если в установленном порядке объекту недвижимого имущества не присвоен кадастровый номер, идентификация объекта недвижимого имущества в ЕГРП осуществляется по условному номеру, который присваивается ему органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.
В соответствии со статьей 43 Закона о кадастре до 01 января 2013 г. устанавливается переходный период применения Закона о кадастре к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (пункт 1).
В переходный период положения Закона о кадастре не применяются в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (пункт 2).
В переходный период государственный учет зданий, сооружений, помещений объектов незавершенного строительства осуществляется в порядке, установленном на день вступления в силу Закона о кадастре нормативными правовыми актами в сфере соответственно осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда (пункт 2.1).
В переходный период государственный учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляют органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в ранее установленном порядке осуществления государственного учета (пункт 2.3).
В переходный период соответствующие органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в целях, связанных с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выдают кадастровые паспорта объектов недвижимости (пункт 3).
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Закона о кадастре государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе, технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 Закона о кадастре особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с этим Законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости).
Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что сведения о ранее учтенных объектах недвижимости включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. В срок до 01 января 2013 г. органы по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, осуществившие до дня вступления в силу Закона о кадастре или в переходный период его применения, государственный технический учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, передают в органы кадастрового учета по месту расположения соответствующих объектов недвижимости в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, заверенные уполномоченными должностными лицами органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации копии технических паспортов соответствующих зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
При включении сведений и соответствующих документов о ранее учтенном здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости такому объекту недвижимости присваивается кадастровый номер (пункт 4 статьи 45 Закона о кадастре).
Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости предоставляются в порядке, установленном статьей 14 Закона о кадастре, с учетом определенных этой статьей Закона особенностей (пункт 4 статьи 45 Закона о кадастре).
Порядок включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1 "О сроках и Порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости" (далее - Порядок), в соответствии с которым на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии в срок до 01 января 2013 г. возложена обязанность обеспечить включение в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих такие сведения документов о ранее учтенных зданиях, сооружениях, помещениях, объектах незавершенного строительства, а также о земельных участках, государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера.
В соответствии с пунктом 4 Порядка включение в ГКН сведений и содержащих указанные сведения документов о ранее учтенных объектах недвижимости осуществляется органом кадастрового учета.
Согласно пункту 5 Порядка источниками для включения в ГКН сведений и содержащих данные сведения документов о ранее учтенных объектах недвижимости являются, в том числе, технические и кадастровые паспорта зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, хранящиеся в архивах органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации.
Пунктом 7 Порядка установлено, что включение в ГКН сведений и содержащих данные сведения документов о ранее учтенном объекте недвижимости сопровождается присвоением такому объекту кадастрового номера в соответствии с порядком присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, установленным Минэкономразвития России в соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
В силу пунктов 8 и 12 Порядка включение в ГКН сведений и содержащих данные сведения документов о ранее учтенном объекте недвижимости осуществляется на основании переданных организациями технического учета копий технических паспортов объектов технического учета в орган кадастрового учета по его письменному запросу. В целях организации работ по передаче копий технических паспортов объектов технического учета орган кадастрового учета изначально направляет письменный запрос в организацию технической инвентаризации о представлении перечня объектов технического учета, в отношении которых такой организацией изготовлены технические или кадастровые паспорта. Копии технических паспортов объектов технического учета передаются организациями технической инвентаризации в орган кадастрового учета по его письменному запросу в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения такого запроса.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции указал на то, что отсутствие кадастрового номера в кадастровом паспорте недвижимости в рассматриваемом случае не могло являться основанием для отказа в государственной регистрации права на квартиру, в связи с чем оспариваемый отказ не соответствует требованиям закона, и поскольку оспариваемый отказ привел к несвоевременной реализации права общества на внесение в ЕГРП записи о регистрации права на квартиру, а также к необходимости дважды оплачивать государственную пошлину, что повлияло на имущественное положение общества, то он нарушает права и законные интересы заявителя.
Вывод суда основан на тех обстоятельствах, что представленный заявителем на государственную регистрацию кадастровый паспорт на квартиру, составленный Московским областным филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от 27 августа 2012 г., подтверждал, что заявленный к регистрации объект является ранее учтенным объектом недвижимости, а отсутствие кадастрового номера в кадастровом паспорте объекта недвижимости свидетельствует лишь о том, что сведения об объекте недвижимости на момент получения кадастрового паспорта не внесены в ГКН, а не о том, что объект недвижимости считается неучтенным в соответствии с Законом о кадастре.
Учитывая изложенное суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод суда о том, что отсутствие кадастрового номера в кадастровом паспорте объекта недвижимости в рассматриваемом случае не могло являться основанием для отказа в государственной регистрации права на квартиру.
Обоснованным является и вывод суда апелляционной инстанции о нарушении оспариваемым отказом прав и законных интересов заявителя, поскольку оспариваемый отказ привел в данном случае к несвоевременной реализации права общества на внесение в ЕГРП записи о регистрации права на квартиру, к необходимости повторного предоставления документов на регистрации, а также к необходимости дважды оплачивать государственную пошлину.
При изложенных обстоятельствах следует признать, что основания для отказа в удовлетворении заявленных требований у суда первой инстанции отсутствовали.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта.
При таком положении постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 февраля 2014 г. по делу N А41-43720/13 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА
Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
В.В.ПЕТРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)