Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 19 мая 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Осокиной Н.Н. и Пестеревой О.Ю.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,
при участии от заявителя Белоглазовой А.Е. по доверенности от 02.12.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 10 февраля 2015 года по делу N А13-17722/2014 (судья Логинова О.П.),
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ВекторСервис" (ОГРН 1133525000510, ИНН 3525292599; место нахождения: 160011, город Вологда, улица Комсомольская, дом 3; далее - общество, ООО "УК "ВекторСервис") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Вологодской области (ОГРН 1033500076609; ИНН 3525131538; место нахождения: 160001, город Вологда, улица Мальцева, дом 52; далее - инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 10.12.2014 N 335, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 40 200 рублей.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 10 февраля 2015 года по делу N А13-17722/2014 заявленные требования удовлетворены.
Инспекция с судебным актом не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на то, что постановлением от 10.12.2014 N 335 не нарушены права и законные интересы общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ВекторСервис" (ОГРН 1133525000510, ИНН 3525292599), следовательно оно неправомерно обратилось в суд первой инстанции с заявлением об оспаривании указанного постановления.
ООО "УК "ВекторСервис" в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Инспекция надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направила, в связи с этим дело рассмотрено в ее отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, инспекцией на основании распоряжения от 21.11.2014 N 3367 проведена внеплановая выездная проверка с целью рассмотрения обращения гражданки Казенновой С.В., проживающей по адресу: город Вологда, улица Пугачева, дом 73в, на предмет соблюдения управляющей компанией обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.
В ходе проведения проверки выявлены нарушения требований, установленных пунктами 4.1.1, 4.1.3, 5.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), выразившиеся в том, что:
- - подвальное помещение дома находится в затопленном состоянии, уровень воды составляет примерно 0,5 м;
- - фундамент дома подвергается увлажнению, выявлен запах канализационных стоков и наличие насекомых в подвале, повышенная влажность;
- - на лестничных площадках в подъездах дома отсутствует отопление; в умывальных комнатах, расположенных в середине дома, отопление не предусмотрено проектом.
Данные обстоятельства зафиксированы в акте проверки от 27.11.2014.
Установив в действиях ООО "УК "ВекторСервис" (ОГРН 1123525003788, ИНН 3525276244) нарушения пунктов 4.1.1, 4.1.3, 5.2.1 Правил N 170, инспекцией 28.11.2014 в отношении указанного лица составлен протокол об административном правонарушении N 3367-29.
По результатам рассмотрения материалов административного дела инспекцией 10.12.2014 вынесено постановление N 335, которым ООО "УК "ВекторСервис" (ОГРН 1133525000510, ИНН 3525292599) привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40 200 рублей.
Определением от 22.12.2014 по делу об административном правонарушении N 3367-29 административным органом в постановлении от 10.12.2014 N 335 исправлена опечатка, допущенная при указании ОГРН и ИНН лица, привлекаемого к административной ответственности, а именно отмечено, что вместо ООО "УК "ВекторСервис" (ОГРН 1133525000510, ИНН 3525292599) следовало читать ООО "УК "ВекторСервис" (ОГРН 1123525003788, ИНН 3525276244).
Не согласившись с данным постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются отношения в сфере права собственности на жилые помещения и установленный порядок использования данных помещений. Организация содержания и ремонта жилищного фонда осуществляется с соблюдением требований жилищного и гражданского законодательства.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в нарушении ответственным лицом правил содержания и ремонта жилых домов.
На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что бремя содержания общего имущества в многоквартирном доме несет собственник жилого помещения и на нем лежит обязанность по соблюдению правил содержания общего имущества.
На основании части 1 статьи 161 названного Кодекса управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу части 2 статьи 162 данного Кодекса по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Частью 3 статьи 39 ЖК РФ предусмотрено, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491), которыми предусмотрено, что в состав общего имущества включаются, в частности, помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
Согласно пункту 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, его текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества (пункт 11 Правил N 491).
В силу пункта 12 названных Правил собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом может обеспечиваться собственниками помещений, в частности, путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК РФ (пункт 16 Правил N 491).
Пунктом 42 названных Правил предусмотрено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
В свою очередь, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами N 170, которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
Согласно пункту 4.1.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить:
- - нормируемый температурно-влажностный режим подвалов и техподполий;
- - исправное состояние фундаментов и стен подвалов зданий;
- - предотвращение сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий;
- - работоспособное состояние внутридомовых и наружных дренажей.
В силу пункта 4.1.3 названных Правил подвальные помещения должны быть сухими, чистыми, иметь освещение и вентиляцию. Температура воздуха должна быть не ниже +5 градусов С, относительная влажность воздуха - не выше 60%.
Пунктом 5.2.1 Правил N 170 предусмотрено, что эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать: поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях; немедленное устранение всех видимых утечек воды; наладку системы отопления, ликвидацию излишне установленных отопительных приборов и установку дополнительных в отдельных помещениях, отстающих по температурному режиму.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что управляющая организация обязана соблюдать вышеуказанные требования и нормативы по содержанию и обслуживанию вышеуказанного многоквартирного дома.
При этом пунктом 3 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ предусмотрено обязательное указание в протоколе об административном правонарушении сведений о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а в постановлении о привлечении к административной ответственности - сведений о лице, в отношении которого рассмотрено дело.
В данном случае из материалов дела следует, что нарушения правил содержания многоквартирного дома в ходе проведенной проверки выявлены инспекцией в деятельности ООО "УК "ВекторСервис" (ОГРН 1123525003788, ИНН 3525276244).
Протокол об административном правонарушении от 28.11.2014 N 3367-29 также составлен инспекцией в отношении ООО "УК "ВекторСервис" (ОГРН 1123525003788, ИНН 3525276244; место нахождения: город Вологда, улица Козленская, дом 15, офис 103).
При этом в оспариваемом постановлении в качестве лица, привлекаемого к ответственности, указано ООО "УК "ВекторСервис" (ОГРН 1133525000510, ИНН 3525292599; место нахождения: город Вологда, улица Комсомольская, дом 3).
Ссылка административного органа на исправление указанной опечатки определением от 22.12.2014, что, по его мнению, свидетельствует об отсутствии нарушения прав общества, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку указанное определение вынесено административным органом после принятия судом первой инстанции заявления общества к производству (18.12.2014), то есть после того, как общество воспользовалось правом на судебную защиту.
Копия постановления от 10.12.2014 N 335 направлена ООО "УК "ВекторСервис" (ОГРН 1133525000510, ИНН 3525292599) по адресу: город Вологда, улица Комсомольская, дом 3.
Помимо того, следует отметить, что в материалы дела представлена копия договора управления многоквартирным домом от 18.11.2014, согласно которому обязательства по управлению домом N 73в по улице Пугачева в городе Вологде приняло на себя ООО "УК "ВекторСервис" (ОГРН 1123525003788, ИНН 3525276244).
При этом, как указано выше, оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении вынесено в отношении ООО "УК "ВекторСервис" (ОГРН 1133525000510, ИНН 3525292599) в отсутствие его представителя.
Доказательств того, что Кобеев И.В. является представителем заявителя, в материалы дела инспекцией не представлено. Из имеющейся в деле доверенности от 10.12.2014 (лист дела 45) следует, что указанное лицо является представителем ООО "УК ВекторСервис" (ОГРН 1123525003788, ИНН 3525276244), а не общества (ОГРН 1133525000510, ИНН 3525292599).
В силу своей значимости, как документ, порождающий права и обязанности как для лица, привлекаемого к административной ответственности, так и для органа, рассматривающего дело об административном правонарушении, постановление по делу об административном правонарушении в обязательном порядке должно соответствовать по форме и содержанию всем требованиям статьи 29.10 Кодекса.
В данном случае иных сведений, позволяющих идентифицировать лицо, привлекаемое к административной ответственности, обжалуемое постановление не содержит.
При этом доказательства совершения ООО "УК "ВекторСервис" (ОГРН 1133525000510, ИНН 3525292599) вмененного ему в вину административного правонарушения в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемым постановлением к административной ответственности привлечено иное лицо, чем то, в отношении которого инспекцией составлен протокол об административном правонарушении, что в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении и влечет признание недействительным постановления инспекции.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствуют закону либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил оспариваемое постановление административного органа.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции установил, что решение арбитражным судом первой инстанции вынесено при полном выяснении обстоятельств дела, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Вологодской области от 10 февраля 2015 года по делу N А13-17722/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Вологодской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.05.2015 ПО ДЕЛУ N А13-17722/2014
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 мая 2015 г. по делу N А13-17722/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 19 мая 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Осокиной Н.Н. и Пестеревой О.Ю.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,
при участии от заявителя Белоглазовой А.Е. по доверенности от 02.12.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 10 февраля 2015 года по делу N А13-17722/2014 (судья Логинова О.П.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ВекторСервис" (ОГРН 1133525000510, ИНН 3525292599; место нахождения: 160011, город Вологда, улица Комсомольская, дом 3; далее - общество, ООО "УК "ВекторСервис") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Вологодской области (ОГРН 1033500076609; ИНН 3525131538; место нахождения: 160001, город Вологда, улица Мальцева, дом 52; далее - инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 10.12.2014 N 335, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 40 200 рублей.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 10 февраля 2015 года по делу N А13-17722/2014 заявленные требования удовлетворены.
Инспекция с судебным актом не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на то, что постановлением от 10.12.2014 N 335 не нарушены права и законные интересы общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ВекторСервис" (ОГРН 1133525000510, ИНН 3525292599), следовательно оно неправомерно обратилось в суд первой инстанции с заявлением об оспаривании указанного постановления.
ООО "УК "ВекторСервис" в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Инспекция надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направила, в связи с этим дело рассмотрено в ее отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, инспекцией на основании распоряжения от 21.11.2014 N 3367 проведена внеплановая выездная проверка с целью рассмотрения обращения гражданки Казенновой С.В., проживающей по адресу: город Вологда, улица Пугачева, дом 73в, на предмет соблюдения управляющей компанией обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.
В ходе проведения проверки выявлены нарушения требований, установленных пунктами 4.1.1, 4.1.3, 5.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), выразившиеся в том, что:
- - подвальное помещение дома находится в затопленном состоянии, уровень воды составляет примерно 0,5 м;
- - фундамент дома подвергается увлажнению, выявлен запах канализационных стоков и наличие насекомых в подвале, повышенная влажность;
- - на лестничных площадках в подъездах дома отсутствует отопление; в умывальных комнатах, расположенных в середине дома, отопление не предусмотрено проектом.
Данные обстоятельства зафиксированы в акте проверки от 27.11.2014.
Установив в действиях ООО "УК "ВекторСервис" (ОГРН 1123525003788, ИНН 3525276244) нарушения пунктов 4.1.1, 4.1.3, 5.2.1 Правил N 170, инспекцией 28.11.2014 в отношении указанного лица составлен протокол об административном правонарушении N 3367-29.
По результатам рассмотрения материалов административного дела инспекцией 10.12.2014 вынесено постановление N 335, которым ООО "УК "ВекторСервис" (ОГРН 1133525000510, ИНН 3525292599) привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40 200 рублей.
Определением от 22.12.2014 по делу об административном правонарушении N 3367-29 административным органом в постановлении от 10.12.2014 N 335 исправлена опечатка, допущенная при указании ОГРН и ИНН лица, привлекаемого к административной ответственности, а именно отмечено, что вместо ООО "УК "ВекторСервис" (ОГРН 1133525000510, ИНН 3525292599) следовало читать ООО "УК "ВекторСервис" (ОГРН 1123525003788, ИНН 3525276244).
Не согласившись с данным постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются отношения в сфере права собственности на жилые помещения и установленный порядок использования данных помещений. Организация содержания и ремонта жилищного фонда осуществляется с соблюдением требований жилищного и гражданского законодательства.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в нарушении ответственным лицом правил содержания и ремонта жилых домов.
На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что бремя содержания общего имущества в многоквартирном доме несет собственник жилого помещения и на нем лежит обязанность по соблюдению правил содержания общего имущества.
На основании части 1 статьи 161 названного Кодекса управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу части 2 статьи 162 данного Кодекса по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Частью 3 статьи 39 ЖК РФ предусмотрено, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491), которыми предусмотрено, что в состав общего имущества включаются, в частности, помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
Согласно пункту 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, его текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества (пункт 11 Правил N 491).
В силу пункта 12 названных Правил собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом может обеспечиваться собственниками помещений, в частности, путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК РФ (пункт 16 Правил N 491).
Пунктом 42 названных Правил предусмотрено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
В свою очередь, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами N 170, которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
Согласно пункту 4.1.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить:
- - нормируемый температурно-влажностный режим подвалов и техподполий;
- - исправное состояние фундаментов и стен подвалов зданий;
- - предотвращение сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий;
- - работоспособное состояние внутридомовых и наружных дренажей.
В силу пункта 4.1.3 названных Правил подвальные помещения должны быть сухими, чистыми, иметь освещение и вентиляцию. Температура воздуха должна быть не ниже +5 градусов С, относительная влажность воздуха - не выше 60%.
Пунктом 5.2.1 Правил N 170 предусмотрено, что эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать: поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях; немедленное устранение всех видимых утечек воды; наладку системы отопления, ликвидацию излишне установленных отопительных приборов и установку дополнительных в отдельных помещениях, отстающих по температурному режиму.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что управляющая организация обязана соблюдать вышеуказанные требования и нормативы по содержанию и обслуживанию вышеуказанного многоквартирного дома.
При этом пунктом 3 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ предусмотрено обязательное указание в протоколе об административном правонарушении сведений о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а в постановлении о привлечении к административной ответственности - сведений о лице, в отношении которого рассмотрено дело.
В данном случае из материалов дела следует, что нарушения правил содержания многоквартирного дома в ходе проведенной проверки выявлены инспекцией в деятельности ООО "УК "ВекторСервис" (ОГРН 1123525003788, ИНН 3525276244).
Протокол об административном правонарушении от 28.11.2014 N 3367-29 также составлен инспекцией в отношении ООО "УК "ВекторСервис" (ОГРН 1123525003788, ИНН 3525276244; место нахождения: город Вологда, улица Козленская, дом 15, офис 103).
При этом в оспариваемом постановлении в качестве лица, привлекаемого к ответственности, указано ООО "УК "ВекторСервис" (ОГРН 1133525000510, ИНН 3525292599; место нахождения: город Вологда, улица Комсомольская, дом 3).
Ссылка административного органа на исправление указанной опечатки определением от 22.12.2014, что, по его мнению, свидетельствует об отсутствии нарушения прав общества, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку указанное определение вынесено административным органом после принятия судом первой инстанции заявления общества к производству (18.12.2014), то есть после того, как общество воспользовалось правом на судебную защиту.
Копия постановления от 10.12.2014 N 335 направлена ООО "УК "ВекторСервис" (ОГРН 1133525000510, ИНН 3525292599) по адресу: город Вологда, улица Комсомольская, дом 3.
Помимо того, следует отметить, что в материалы дела представлена копия договора управления многоквартирным домом от 18.11.2014, согласно которому обязательства по управлению домом N 73в по улице Пугачева в городе Вологде приняло на себя ООО "УК "ВекторСервис" (ОГРН 1123525003788, ИНН 3525276244).
При этом, как указано выше, оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении вынесено в отношении ООО "УК "ВекторСервис" (ОГРН 1133525000510, ИНН 3525292599) в отсутствие его представителя.
Доказательств того, что Кобеев И.В. является представителем заявителя, в материалы дела инспекцией не представлено. Из имеющейся в деле доверенности от 10.12.2014 (лист дела 45) следует, что указанное лицо является представителем ООО "УК ВекторСервис" (ОГРН 1123525003788, ИНН 3525276244), а не общества (ОГРН 1133525000510, ИНН 3525292599).
В силу своей значимости, как документ, порождающий права и обязанности как для лица, привлекаемого к административной ответственности, так и для органа, рассматривающего дело об административном правонарушении, постановление по делу об административном правонарушении в обязательном порядке должно соответствовать по форме и содержанию всем требованиям статьи 29.10 Кодекса.
В данном случае иных сведений, позволяющих идентифицировать лицо, привлекаемое к административной ответственности, обжалуемое постановление не содержит.
При этом доказательства совершения ООО "УК "ВекторСервис" (ОГРН 1133525000510, ИНН 3525292599) вмененного ему в вину административного правонарушения в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемым постановлением к административной ответственности привлечено иное лицо, чем то, в отношении которого инспекцией составлен протокол об административном правонарушении, что в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении и влечет признание недействительным постановления инспекции.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствуют закону либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил оспариваемое постановление административного органа.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции установил, что решение арбитражным судом первой инстанции вынесено при полном выяснении обстоятельств дела, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 10 февраля 2015 года по делу N А13-17722/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Вологодской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Н.В.МУРАХИНА
Н.В.МУРАХИНА
Судьи
Н.Н.ОСОКИНА
О.Ю.ПЕСТЕРЕВА
Н.Н.ОСОКИНА
О.Ю.ПЕСТЕРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)