Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 18.02.2015 ПО ДЕЛУ N 33-924

Требование: О переносе общедомового прибора учета электрической энергии, об оспаривании расчета платы.

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Ресурсоснабжающей организацией дома, в котором проживает истец, является ответчик, который начисляет плату за энергоснабжение по прибору учета, расположенному вне пределов дома.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 февраля 2015 г. по делу N 33-924


Судья Щипунова М.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Ефимовой И.В.,
судей Перовой Т.А., Тришкиной М.А.,
при секретаре Ц.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Тришкиной М.А. дело по иску Х. к ООО О. ОАО С. о переносе общедомового прибора учета электрической энергии, признании незаконной установки общедомового прибора учета электрической энергии, об оспаривании расчета платы за электроэнергию на общедомовые нужды по апелляционной жалобе Х. на решение Вольского районного суда Саратовской области от 04 декабря 2014 года, которым в удовлетворении иска отказано.
Заслушав доклад судьи, объяснения Х., поддержавшей доводы жалобы, представителя ОАО С. - К., возражавшей против доводов жалобы и полагавшей решение суда законным и обоснованным, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия

установила:

Х., являясь собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на <адрес> А по <адрес> в <адрес>, обратилась в суд с исковым заявлением, указав, что с февраля 2013 года плата за электроэнергию, потраченную на общедомовые нужды, жильцам дома начисляется на основании показаний прибора учета, находящегося в ТП-220, расположенного возле автобусной остановки "Школа N 3". По мнению истца, счетчик учета электроэнергии на общедомовые нужды, установленный в ТП-220, являющейся собственностью ОАО (ОАО) О. не входит в состав инженерных сетей дома, расположен за границей эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности дома, а потому использование его показаний при расчете электроэнергии является незаконным. Кроме того, Х., полагая незаконной установку счетчика учета электроэнергии на общедомовые нужды вне пределов многоквартирного дома, указывает, что акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, заключенный прежней управляющей компанией - ООО В. (далее - УК ООО В. и ответчиком, с собственниками жилого дома не был согласован.
В связи с чем истец, обратилась в суд с данным иском к ОАО "О ОАО "С и просила (с учетом заявлений об уточнении исковых требований - л.д. 126, 174) перенести прибор учета электроэнергии общедомовых нужд в границы балансовой принадлежности общего имущества <адрес> А по <адрес> в <адрес>. Также просила признать незаконной установку прибора учета электроэнергии общедомовых нужд в трансформаторной подстанции ПТ-220, признать незаконным произведенный ОАО "С. расчет платы за электроэнергию на общедомовые нужды с февраля 2013 года по настоящее время, начисленной жильцам <адрес>, обязать ОАО "С." произвести перерасчет платы за электроэнергию на общедомовые нужды за период с февраля 2013 года по настоящее время в соответствии действующими нормативами.
Решением Вольского районного суда Саратовской области от 04 декабря 2014 года Х. отказано в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, заявленные исковые требования удовлетворить в полном объеме. Автор жалобы указывает на незаконность принятого решения, в связи с неправильным применением норм материального права. Остальные доводы жалобы аналогичны доводам, изложенным в исковом заявлении.
В письменных возражениях ОАО "С. просит оставить решение суда без изменения.
Другие лица, участвующие в деле, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда не явились, представителей в суд второй инстанции не направили, о причинах неявки не сообщили и не просили дело не рассматривать в их отсутствие, в связи с чем на основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия по гражданским делам находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого постановления суда.
Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что Х. является собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на <адрес> А по <адрес> в <адрес> (л.д. 38). Сособственниками общей долевой собственности на указанное жилое помещение являются ФИО6-1/3 доли и ФИО7-1/3 доли.
В 2010 году управление многоквартирного жилого <адрес> А по <адрес> в <адрес> осуществляла УК ООО "В.
С 2012 года вышеуказанный многоквартирный дом находится в обслуживании УК ООО "С-С". С 01 августа 2014 года собственниками помещений избрана форма управления домом - непосредственное управление. 01 августа 2014 года заключен договор на выполнение работ по содержанию и текущему ремонту с ООО "С-С" (л.д. 175, 177).
Из материалов дела следует, что Х. является потребителем услуг по энергоснабжению. Представление данной услуги с 31 мая 2012 года осуществляется непосредственно ресурсоснабжающей организацией - ОАО С.
На основании положений ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. До 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии. До 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи), в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Таким образом, указанным предусмотрена обязанность собственников помещений в многоквартирном жилом доме установить счетчики и не содержится указаний на освобождение от этой обязанности в отсутствие технической возможности, а при невыполнении собственниками этой обязанности предусмотрена их принудительная установка ресурсоснабжающей организацией.
Как установлено судом и не оспаривалось сторонами, до 01 июля 2012 года решение об установке коллективного (общедомового) прибора учета используемой электрической энергии, а также ввода установленного прибора учета в эксплуатацию собственниками многоквартирного жилого <адрес> А по <адрес> в <адрес> не принималось. Управляющими компаниями, осуществляющими управление и обслуживание многоквартирного жилого <адрес> А по <адрес> в <адрес>, УК ООО В. и УК ООО С-С в установленные законом сроки не произведено обеспечение дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемой электрической энергии и его ввод в эксплуатацию.
Данные обстоятельства явились основанием для самостоятельной установки ОАО О. коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии в многоквартирном жилом <адрес> А, за счет собственных средств.
Согласно п. 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Судом установлено, что ОАО "Облкоммунэнерго", являющимся сетевой организацией, наряду с ОАО "М.", осуществляющим транспортировку электроэнергии в многоквартирный жилой <адрес> А по <адрес> в <адрес>, во исполнение требований Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ, за свой счет была произведена установка и приемка поста учета электроэнергии на границе балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон, находящихся в ТП-220.
При этом УК ООО В. осуществляющая управление многоквартирным домом, в котором проживает истец, приглашалась для участия и определения места установки спорного коллективного (общедомового) прибора учета в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности. Однако представитель управляющей компании для участию в указанном мероприятии направлен не был, в связи с чем ОАО О. для принятия поста учета электроэнергии в ТП-220 были приглашены смежные сетевые организации - ООО П. и ОАО М. По результатам осмотра прибора учета электроэнергии был составлен акт, прибор учета принят в эксплуатацию.
Сведения об установке и приемке поста учета электроэнергии в ТП-220 ОАО О. были переданы УК ООО В. и гарантирующему поставщику ОАО С.
Пунктом 3.2 Правил учета электрической энергии, утвержденных Минтопэнерго РФ 19 сентября 1996 г., Минстроем РФ 26 сентября 1996 г. предусмотрено, что учет активной и реактивной энергии и мощности, а также контроль качества электроэнергии для расчетов между энергоснабжающей организацией и потребителем производится, как правило, на границе балансовой принадлежности электросети.
В п. 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861, даны определения понятия акта разграничения балансовой принадлежности электросетей - это документ, составленный в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) физических и юридических лиц к электрическим сетям, определяющий границы балансовой принадлежности; акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон - это документ, составленный сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств, определяющий границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства; точка поставки - это место исполнения обязательств по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии, используемое для определения объема взаимных обязательств сторон по договору, расположенное на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств, определенной в акте разграничения балансовой принадлежности электросетей, а до составления в установленном порядке акта разграничения балансовой принадлежности электросетей - в точке присоединения энергопринимающего устройства (объекта электроэнергетики); точка присоединения к электрической сети - место физического соединения энергопринимающего устройства (энергетической установки) потребителя услуг по передаче электрической энергии (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) с электрической сетью сетевой организации.
В соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N 530, исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящим документом приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей (п. 89).
Такие же положения содержатся в п. 144 действующего Постановления Правительства РФ от 04 мая 2012 г. N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (вместе с "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", "Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии").
Как было установлено судом, спорный коллективный (общедомовой) прибор учета электроэнергии в многоквартирном жилом <адрес> А по <адрес> в <адрес> был установлен на границе балансовой принадлежности электрических сетей.
Судом была установлена граница балансовой принадлежности ОАО О. на кабельных наконечниках КЛ-0,4 кВ в РУ-0,4 кВ ТП-220.
При этом собственник электрического кабеля от указанных наконечников до стены многоквартирного жилого <адрес> А по <адрес> в <адрес> установлен не был. ОАО О. представлены доказательства, подтверждающие, что указанный кабель им не принадлежит.
13 марта 2012 года ОАО О. и УК ООО В. составлен акт разграничения балансовой принадлежности электросетей (электроустановок) и эксплуатационной ответственности многоквартирному жилому дому N А, согласно которому граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности установлена в месте присоединения кабельных наконечников КЛ-0,4 кВ в РУ-0,4 кВ ТП-220 к указанному жилому дому (том 1 л.д. 78).
С учетом установленных по делу обстоятельств, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что ответчик исполнил за жильцов спорного дома обязанность по приобретению и установке прибора учета, спорный коллективный (общедомовой) прибор учета электроэнергии установлен ОАО О. на законных основаниях. В связи с чем требования истца о переносе прибора учета электроэнергии общедомовых нужд в границы жилого <адрес> А по <адрес> в <адрес> обоснованно оставлены без удовлетворения.
Поскольку коллективный (общедомовой) прибор учета электроэнергии, установленный на законных основаниях сетевой организацией на границе балансовой принадлежности, обеспечивает учет количества электроэнергии, подаваемой в дом, его показания могут быть использованы для расчета количества электроэнергии, потребленной собственниками (нанимателями) квартир указанного дома на общедомовые нужды, освещения мест общего пользования в порядке, предусмотренном действующими нормативными актами.
Согласно п. 1 ст. 13 Федерального Закона N 261-ФЗ от 23 ноября 2009 г. "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Статья 210 ГК РФ устанавливает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Жилищный кодекс Российской Федерации в ч. 3 ст. 30 обязывает собственника жилого помещения нести бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В соответствии со ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Как установлено судом первой инстанции, с 31 мая 2012 года ресурсоснабжающей организацией, предоставляющей услугу - электроснабжение для собственников дома, в котором проживает истец, является ОАО С.
В отношении правильности осуществления ОАО "Саратовэнерго" расчета платы за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды жильцам многоквартирного жилого <адрес> А по <адрес> в <адрес> проводилась проверка Вольской межрайонной прокуратурой <адрес>, в ходе которой было установлено, что работа общедомового прибора учета электрической энергии, а также учет им электрической энергии соответствует требованиям, предъявляемым к учету электроэнергии. Расчет количества потребленной электрической энергии, затраченной жильцами вышеуказанного дома, на общедомовые нужды осуществляется ОАО С. в соответствии с действующими нормами и правилами (надзорное производство N 92ж-2014).
Таким образом, с учетом вышеприведенных положений закона, представленных доказательств, установив, что истец оплачивает услугу - электроснабжение на основе показаний законно установленного общедомового прибора учета потребленной электрической энергии, суд пришел к правильному выводу об отказе Х. в удовлетворении заявленных исковых требований.
Проведенная судебной коллегией проверка законности решения суда по доводам жалобы свидетельствует о том, что судом при рассмотрении дела правильно установлены юридически значимые обстоятельства, доказательствам дана надлежащая оценка, закон применен правильно, процессуальных нарушений, ведущих к безусловной отмене решения, судом не допущено. При таких обстоятельствах правовых оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда

определила:

решение Вольского районного суда Саратовской области от 04 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)