Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.03.2010 N 06АП-544/2010 ПО ДЕЛУ N А73-16870/2009

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 марта 2010 г. N 06АП-544/2010


Резолютивная часть постановления объявлена 3 марта 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2010 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балинской И.И.
судей Сапрыкиной Е.И., Михайловой А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О.
при участии в судебном заседании:
- от Общества с ограниченной ответственностью "Бруслит Сервис": Василенко Д.С. по доверенности от 30.12.2009 N 2/10-8п;
- от Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края: Полякова В.Н. по доверенности от 30.12.2009 N 01-31/8370
рассмотрел апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Бруслит Сервис"
на решение от 19.01.2010
по делу N А73-16870/2009
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Калашниковым А.Г.
по Общества с ограниченной ответственностью "Бруслит Сервис"
к Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края
об оспаривании постановлений от 09.09.2009 N 714/09-Ю, от 02.09.2009 N 709/09-Ю

Общество с ограниченной ответственностью "Бруслит Сервис" (далее - заявитель, ООО "Бруслит Сервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлениями о признании незаконными и отмене постановлений Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края (далее - жилищная инспекция, административный орган) от 02.09.2009 N 709/09-Ю (принятое к производству определением от 28.10.2009), и от 09.09.2009 N 714/09-Ю (принятое к производству определением от 28.10.2009), которыми заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде наложения штрафа в размере 40 000 руб., по каждому постановлению, за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Определением арбитражного суда первой инстанции от 24.11.2009 заявления ООО "Бруслит-Сервис" объединены в одно производство, делу присвоен общий номер А73-16870/2009.
Решением суда от 19.01.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано, по мотиву доказанности фактов административных правонарушений и вины ООО "Бруслит Сервис".
Не согласившись с судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований ввиду неполного выяснения арбитражным судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильного применения норм материального права.
Представитель ООО "Бруслит Сервис" в заседании суда доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, на заявленных требованиях настаивал.
Государственная жилищная инспекция в отзыве на жалобу и ее представитель в судебном заседании просил обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, поскольку представленными в материалы дела доказательствами подтверждается вина общества во вмененных административных правонарушениях.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела установлено, что 13.08.2009 административным органом на основании обращения гражданки Николиной И.И., проживающей в квартире N 30 дома 2 "И" по улице Больничной в городе Хабаровске, проведена внеплановая проверка деятельности ООО "Бруслит Сервис" на предмет соблюдения требований Жилищного кодекса РФ, Правил и норм технической эксплуатации, в ходе которой установлено, что последним допущены следующие нарушения: не обеспечена защита от увлажнения ограждающих конструкций от протечек кровли в квартире N 30; не приняты меры по обеспечению нормативных и безопасных условий для проживания людей - в коридоре наблюдается течь с потолка, отслоение штукатурного слоя, видны желтые разводы. Указанные нарушения зафиксированы в акте от 13.08.2009 N 3-411/49.
21.08.2009 составлен протокол об административном правонарушении N 3-246/49 и 02.09.2009 вынесено постановление N 709/09-Ю о привлечении ООО "Бруслит Сервис" к административной ответственности за нарушение правил содержания жилых домов и (или) жилых помещений по статье 7.22 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Из материалов дела следует, что 17.08.2009 административным органом на основании обращения жильцов дома N 27 по улице Хабаровской города Хабаровска проведена внеплановая проверка деятельности ООО "Бруслит Сервис" по соблюдению требований Жилищного кодекса РФ, Правил и норм технической эксплуатации, по результатам которой составлен акт от 17.08.2009 N 3-414/49. Административным органом установлено нарушение, выразившееся в не обеспечении защиты от увлажнения ограждающих конструкций от протечек кровли в квартирах N 13, 17: в квартире N 13, в комнате на потолке видны желтые разводы, над дверью под обоями видны черные пятна; в квартире N 17 в кухне на стене возле окна наблюдаются влажные следы протечек, отслоение обоев, в комнате на обоях видны желтые разводы, по потолку отслоение штукатурного слоя и потолочной плитки, черные пятна; при обследовании кровли видны трещины кровельного покрытия.
По данному факту 26.08.2009 составлен протокол об административном правонарушении N 3-253/49 и 09.09.2009 вынесено постановление N 714/09-Ю о привлечении ООО "Бруслит Сервис" к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с постановлениями административного органа о привлечении общества к административной ответственности, оно обжаловало их в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности административного правонарушения, вменяемого обществу, наличия вины в его совершении, соблюдения административным органом порядка привлечения к административной ответственности, применения наказания с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом.
Статьей 7.22 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Согласно статье 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - Правила содержания в общего имущества в многоквартирном доме).
Согласно пункту 10 указанных Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите и прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и на здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, - государственного, муниципального и иного имущества.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства РФ, а также угрозы безопасности жизни и здоровья граждан; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования; меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества (пункт 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда), которые определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда.
В соответствии с пунктами 4.6.1.1, 4.6.1.2, 4.10.2.1 названных Правил организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить, в том числе, исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования. Следует устранять, не допуская дальнейшего развития, деформации в кровельных несущих конструкциях: в кровлях из рулонных материалов (отслоение от основания, разрывы и пробоины, местные просадки, расслоение в швах и между полотнищами, вздутия, растрескивание покровного и защитного слоев). Организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; содержание в исправном состоянии санитарно-технических систем, кровли и внутренних водостоков, гидро- и пароизоляционных слоев стен, перекрытий, покрытий и пола, герметизации стыков и швов полносборных зданий, утепление дефектных ограждающих конструкций, тепло- и пароизоляции трубопроводов, на поверхности которых образуется конденсат, обеспечение бесперебойной работы дренажей, просушивание увлажненных мест, содержание в исправном состоянии отмосток и водоотводящих устройств и др.).
Судом установлено, что 13.08.2009 представителем Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края с участием представителя ООО "Бруслит Сервис" составлен акт проверки квартиры N 30 дома 2 "И" по улице Больничной в городе Хабаровске, которым зафиксировано, что в коридоре наблюдаются желтые разводы, течь с потолка, отслоение штукатурного и побелочного слоя, вода стекает в тазик установленный жильцом.
При этом гражданка Николина И.И. неоднократно (начиная с 2005 года) обращалась с заявлениями к управляющей организации о принятии мер по устранению дефектов кровли. Кроме того, в материалы дела представлены акты обследования квартиры N 30 по улице Больничная, дом 2 "И" от 16.04.2009 и 17.07.2009, в которых зафиксированы аналогичные нарушения.
Согласно договору управления многоквартирным домом от 27.08.2008 N 1/20-у на ООО "Бруслит Сервис", как управляющую организацию, возложены функции по управлению, содержанию и ремонту жилого дома 2 "И" по улице Больничная. Следовательно, общество обязано обеспечивать техническое обслуживание и ремонт (текущий и капитальный) общего имущества названного дома, в частности, кровли.
Пунктами 3.1.7, 3.1.9 договора управления от 27.08.2008 установлены обязанности управляющей организации: обеспечить аварийно-диспетчерское обслуживание жилого дома с соблюдением предельных сроков устранения неисправностей; осуществлять рассмотрение предложений, заявлений, жалоб собственников помещений в многоквартирном доме; принимать соответствующие меры по ним (за исключением работ капитального характера, по которым собственники принимают отдельные решения). Пунктом 3.2.4 названного договора также предусмотрено, что управляющая организация осуществляет аварийное обслуживание, в том числе, по обращению собственников, имеющих просроченную задолженность.
В связи с чем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемой ситуации требовался ремонт кровли, обусловленный аварийной ситуацией, Кроме того, гражданка Николина И.И. обращалась с заявками по вопросу устранения протечки кровли. Названные неисправности должны быть устранены в течение суток (пункт 2.2.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда).
Поскольку факт административного правонарушения, выразившийся в несоблюдении требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, и вина организации подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, оцененными судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ, то арбитражным судом сделан обоснованный вывод об отказе в удовлетворении требования ООО "Бруслит Сервис" о признании незаконным постановления Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края от 02.09.2009 N 709/09-Ю незаконным.
С данным выводом суд апелляционной инстанции соглашается и считает, что обжалуемый судебный акт в данной части отмене не подлежит.
Между тем, суд первой инстанции, признавая законным постановление жилищной инспекции от 09.09.2009 N 714/09-Ю, не учел следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов дела следует, что управление многоквартирным домом по улице Хабаровская, дом 27 осуществляет управляющая компания ООО "Бруслит Сервис" на основании договора от 29.08.2008 N 1/132-у, на нее, как на управляющую организацию, возложены функции по управлению, содержанию и ремонту жилого дома, следовательно, общество обязано обеспечивать техническое обслуживание и ремонт (текущий и капитальный) общего имущества названного дома, в частности, кровли.
Пунктом 3.2.4 названного договора также предусмотрено, что управляющая организация осуществляет аварийное обслуживание, в том числе, по обращению собственников, имеющих просроченную задолженность.
Согласно пункту 2.2.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда заявки на неисправность инженерного оборудования или конструкций должны рассматриваться в день их поступления, не позднее чем на следующий день должно быть организовано их устранение. В тех случаях, когда для устранения неисправностей требуется длительное время или запчасти, которых в данный момент нет в наличии, необходимо о принятых решениях сообщить заявителю. Аналогичные меры должны быть приняты и по заявкам, полученным по телефону или через систему диспетчерской связи.
Как следует из материалов дела, основанием для вынесения постановления от 09.09.2009 N 714/09-Ю послужили материалы проверки проведенной 17.08.2009 по коллективному обращению граждан Швеина Л.К., Широких В.В., Сидоренко Е., которой установлено нарушение пунктов 4.6.1.1, 4.6.1.2, 4.10.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, не обеспечена защита от увлажнения ограждающих конструкций от протечек кровли в квартирах N 13,7, не приняты меры по обеспечению нормативных и безопасных условий для проживания людей.
Вместе с тем, в материалы дела не представлены доказательства обращения собственников названных квартир с соответствующими заявлениями жалобами в управляющую организацию; не представлены данные доказательства и в апелляционную инстанцию. Кроме того, данный факт не отрицался в заседании суда апелляционной инстанции и административным органом.
Таким образом, ООО "Бруслит Сервис" не владело информацией о выявленных в ходе проверки нарушениях, следовательно, не имело возможности по своевременному их устранению.
С учетом изложенного, вывод суда о доказанности вины управляющей организации по данному эпизоду являются необоснованными, в связи с чем решение арбитражного суда первой инстанции в данной части подлежит отмене, а постановление административного органа от 09.09.2009 N 714/09-Ю признанию незаконным.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 19.01.2010 по делу N А73-16870/2009 изменить:
признать незаконным и отменить постановление Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края от 09.09.2009 N 714/09-ю о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Бруслит-Сервис" к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке.

Председательствующий
И.И.БАЛИНСКАЯ

Судьи
Е.И.САПРЫКИНА
А.И.МИХАЙЛОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)