Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Председательствующий: Кириенко И.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Илларионова А.В.,
судей областного суда Иволгиной Н.В., Старостиной Г.Г.,
при секретаре У.,
рассмотрела в судебном заседании 23 апреля 2014 года дело по апелляционной жалобе М.А. на решение Первомайского районного суда г. Омска от 20 февраля 2014 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований М.А. отказать".
Заслушав доклад судьи областного суда Иволгиной Н.В., пояснения М.А., судебная коллегия
установила:
М.А. обратился в суд с иском к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области", Администрации г. Омска, Департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска об оспаривании границ земельного участка, ссылаясь на то, что он является собственником квартиры N <...>. Также он является председателем совета собственников указанного жилого дома. При получении кадастрового паспорта им было обнаружено, что к земельному участку под его домом и около него, мерою <...> соток, включены также асфальт около почтового отделения, дорога межквартального проезда. О формировании земельного участка его не информировали.
Считает, что земельный участок сформирован незаконно.
С учетом уточнения заявленных требований просил изменить границы земельного участка под жилым домом N <...>, исключив из его границ дорогу и тротуар общего пользования.
В судебном заседании М.А. уточненные требования поддержал.
Представитель ФГБУ "ФКП Росреестр по Омской области" С. в судебном заседании заявленные требования не признала.
Представитель МП г. Омска "Городское кадастровое бюро "Земля и недвижимость" Ш. заявленные требования сочла необоснованными.
Представители Администрации г. Омска, департамента имущественных отношений Администрации г. Омска в судебное заседание не явились.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе М.А. просит решение суда отменить, вновь ссылаясь на то, что формирование земельного участка под указанным многоквартирным жилым домом осуществлено без воли собственников этого дома. К земельному участку необоснованно включены более <...> соток. Считает, что необходимо исключить из него территорию, занятую межквартальными и внутриквартальными проездами и тротуарами.
Рассмотрев материалы дела, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Из материалов дела следует, что М.А. является собственником <...> доли в праве общей долевой собственности на квартиру N <...>. Также заявитель является председателем совета собственников указанного многоквартирного дома (л.д. <...>).
Распоряжением департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от <...>2009 N <...> "Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории", утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образованного в границах кадастрового квартала N <...>, относящегося к категории земель населенных пунктов, и установлено использование земельного участка - для размещения домов многоэтажной застройки, местоположение земельного участка установлено относительно многоэтажного жилого дома с почтовым адресом: <...> (л.д. <...>).
Земельный участок общей площадью <...> кв. м, под указанным многоквартирным жилым домом, был сформирован на основании землеустроительного дела, границы земельного участка установлены и утверждены на основании межевого плана от <...>2009, подготовленного МП города Омска ГКБ "Земля и недвижимость" по заказу департамента имущественных отношений Администрации г. Омска (л.д. <...>).
При формировании указанного земельного участка в газете "<...>" от <...>2009 было размещено объявление о формировании земельного участка, предложено было представить возражения по проекту межевого плана (л.д. <...>).
Данный земельный участок в установленных границах с разрешенным использованием - для размещения домов многоэтажной жилой застройки был поставлен на кадастровый учет <...>2009 и ему был присвоен кадастровый номер N <...>.
Общие условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной ил муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, урегулированы земельным законодательством в ст. 36 ЗК РФ.
Пунктом 2 ст. 36 ЗК РФ, предусмотрено, что в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, установленных жилищным законодательством.
Порядок возникновения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, определен статьей 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ".
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189 - в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу ч. 7 ст. 36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
На основании п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ, п. 4 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ границы и размеры земельного участка в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования, красных линий, смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.
Совокупный анализ вышеуказанных норм закона позволяет заключить, что в отличие от установленного земельным законодательством (ч. 1 ст. 36 ЗК РФ) порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки под объектами недвижимости, основанием перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме является осуществление органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведение его государственного кадастрового учета.
Как разъясняется в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования, однако по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 ГК Российской Федерации имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав.
В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Земельного кодекса РФ площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 названного Кодекса.
В силу п. 3 ст. 33 Земельного кодекса РФ предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Таким образом, площадь земельного участка должна соответствовать нормам предоставления земельных участков, установленным статьей 33 Земельного кодекса Российской Федерации, и должна быть достаточной для эксплуатации соответствующего здания, строения или сооружения
Согласно п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 этого Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
В пунктах 2.3 и 4.3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 N 12-П "По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Ю. Дугенец, В.П. Минина и Е.А. Плеханова" определена правовая позиция, согласно которой в отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен Земельным кодексом Российской Федерации, для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется. Обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.
Из анализа указанных норм права следует, что формирование земельного участка под многоквартирным домом предполагает проведение всего комплекса мероприятий, включающих в себя определение границ участка путем утверждения проекта планировки и межевания территории, проведение работ по межеванию и постановку земельного участка на кадастровый учет. При этом с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации не требуется принятие каких-либо специальных правовых актов о представлении земельных участков под многоквартирными домами, в том числе и вновь построенными, а образование таких участков (их формирование и проведение кадастрового учета) должно осуществляться соответствующими органами власти.
Учитывая изложенное, суд пришел к правильному выводу о том, что, поскольку до постановки на кадастровый учет спорный земельный участок не был сформирован, согласия всех жильцов многоквартирного жилого дома <...>, не требовалось.
Обращаясь в суд с данным заявлением, М.А. фактически оспаривает границы земельного участка с кадастровым номером N <...>, ссылаясь на то, что к земельному участку под домом N <...> необоснованно включены асфальт около почтового отделения и дорога межквартального проезда.
Оценив все обстоятельства дела, суд пришел к правильному выводу о том, что заявленные М.А. требования приводят к уменьшению площади земельного участка с кадастровым номером N <...>, который находится в общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома N <...>, что напрямую затрагивает права и законные интересы собственников помещений указанного многоквартирного дома, в связи с чем необходимо согласие всех собственников помещений дома.
Между тем, согласие всех собственников помещений указанного жилого дома на установление новых границ оспариваемого земельного участка, заявителем не представлено.
Суд правильно установил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных М.А. требований.
Доводы апелляционной жалобы М.А. не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, направлены на иную оценку доказательств, а поэтому не могут служить основанием к отмене судебного решения.
Нарушений норма материального и процессуального права не установлено.
Решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Первомайского районного суда г. Омска от 20 февраля 2014 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу М.А. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 23.04.2014 ПО ДЕЛУ N 33-2540/2014
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 апреля 2014 г. по делу N 33-2540/2014
Председательствующий: Кириенко И.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Илларионова А.В.,
судей областного суда Иволгиной Н.В., Старостиной Г.Г.,
при секретаре У.,
рассмотрела в судебном заседании 23 апреля 2014 года дело по апелляционной жалобе М.А. на решение Первомайского районного суда г. Омска от 20 февраля 2014 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований М.А. отказать".
Заслушав доклад судьи областного суда Иволгиной Н.В., пояснения М.А., судебная коллегия
установила:
М.А. обратился в суд с иском к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области", Администрации г. Омска, Департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска об оспаривании границ земельного участка, ссылаясь на то, что он является собственником квартиры N <...>. Также он является председателем совета собственников указанного жилого дома. При получении кадастрового паспорта им было обнаружено, что к земельному участку под его домом и около него, мерою <...> соток, включены также асфальт около почтового отделения, дорога межквартального проезда. О формировании земельного участка его не информировали.
Считает, что земельный участок сформирован незаконно.
С учетом уточнения заявленных требований просил изменить границы земельного участка под жилым домом N <...>, исключив из его границ дорогу и тротуар общего пользования.
В судебном заседании М.А. уточненные требования поддержал.
Представитель ФГБУ "ФКП Росреестр по Омской области" С. в судебном заседании заявленные требования не признала.
Представитель МП г. Омска "Городское кадастровое бюро "Земля и недвижимость" Ш. заявленные требования сочла необоснованными.
Представители Администрации г. Омска, департамента имущественных отношений Администрации г. Омска в судебное заседание не явились.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе М.А. просит решение суда отменить, вновь ссылаясь на то, что формирование земельного участка под указанным многоквартирным жилым домом осуществлено без воли собственников этого дома. К земельному участку необоснованно включены более <...> соток. Считает, что необходимо исключить из него территорию, занятую межквартальными и внутриквартальными проездами и тротуарами.
Рассмотрев материалы дела, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Из материалов дела следует, что М.А. является собственником <...> доли в праве общей долевой собственности на квартиру N <...>. Также заявитель является председателем совета собственников указанного многоквартирного дома (л.д. <...>).
Распоряжением департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от <...>2009 N <...> "Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории", утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образованного в границах кадастрового квартала N <...>, относящегося к категории земель населенных пунктов, и установлено использование земельного участка - для размещения домов многоэтажной застройки, местоположение земельного участка установлено относительно многоэтажного жилого дома с почтовым адресом: <...> (л.д. <...>).
Земельный участок общей площадью <...> кв. м, под указанным многоквартирным жилым домом, был сформирован на основании землеустроительного дела, границы земельного участка установлены и утверждены на основании межевого плана от <...>2009, подготовленного МП города Омска ГКБ "Земля и недвижимость" по заказу департамента имущественных отношений Администрации г. Омска (л.д. <...>).
При формировании указанного земельного участка в газете "<...>" от <...>2009 было размещено объявление о формировании земельного участка, предложено было представить возражения по проекту межевого плана (л.д. <...>).
Данный земельный участок в установленных границах с разрешенным использованием - для размещения домов многоэтажной жилой застройки был поставлен на кадастровый учет <...>2009 и ему был присвоен кадастровый номер N <...>.
Общие условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной ил муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, урегулированы земельным законодательством в ст. 36 ЗК РФ.
Пунктом 2 ст. 36 ЗК РФ, предусмотрено, что в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, установленных жилищным законодательством.
Порядок возникновения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, определен статьей 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ".
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189 - в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу ч. 7 ст. 36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
На основании п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ, п. 4 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ границы и размеры земельного участка в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования, красных линий, смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.
Совокупный анализ вышеуказанных норм закона позволяет заключить, что в отличие от установленного земельным законодательством (ч. 1 ст. 36 ЗК РФ) порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки под объектами недвижимости, основанием перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме является осуществление органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведение его государственного кадастрового учета.
Как разъясняется в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования, однако по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 ГК Российской Федерации имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав.
В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Земельного кодекса РФ площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 названного Кодекса.
В силу п. 3 ст. 33 Земельного кодекса РФ предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Таким образом, площадь земельного участка должна соответствовать нормам предоставления земельных участков, установленным статьей 33 Земельного кодекса Российской Федерации, и должна быть достаточной для эксплуатации соответствующего здания, строения или сооружения
Согласно п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 этого Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
В пунктах 2.3 и 4.3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 N 12-П "По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Ю. Дугенец, В.П. Минина и Е.А. Плеханова" определена правовая позиция, согласно которой в отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен Земельным кодексом Российской Федерации, для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется. Обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.
Из анализа указанных норм права следует, что формирование земельного участка под многоквартирным домом предполагает проведение всего комплекса мероприятий, включающих в себя определение границ участка путем утверждения проекта планировки и межевания территории, проведение работ по межеванию и постановку земельного участка на кадастровый учет. При этом с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации не требуется принятие каких-либо специальных правовых актов о представлении земельных участков под многоквартирными домами, в том числе и вновь построенными, а образование таких участков (их формирование и проведение кадастрового учета) должно осуществляться соответствующими органами власти.
Учитывая изложенное, суд пришел к правильному выводу о том, что, поскольку до постановки на кадастровый учет спорный земельный участок не был сформирован, согласия всех жильцов многоквартирного жилого дома <...>, не требовалось.
Обращаясь в суд с данным заявлением, М.А. фактически оспаривает границы земельного участка с кадастровым номером N <...>, ссылаясь на то, что к земельному участку под домом N <...> необоснованно включены асфальт около почтового отделения и дорога межквартального проезда.
Оценив все обстоятельства дела, суд пришел к правильному выводу о том, что заявленные М.А. требования приводят к уменьшению площади земельного участка с кадастровым номером N <...>, который находится в общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома N <...>, что напрямую затрагивает права и законные интересы собственников помещений указанного многоквартирного дома, в связи с чем необходимо согласие всех собственников помещений дома.
Между тем, согласие всех собственников помещений указанного жилого дома на установление новых границ оспариваемого земельного участка, заявителем не представлено.
Суд правильно установил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных М.А. требований.
Доводы апелляционной жалобы М.А. не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, направлены на иную оценку доказательств, а поэтому не могут служить основанием к отмене судебного решения.
Нарушений норма материального и процессуального права не установлено.
Решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Первомайского районного суда г. Омска от 20 февраля 2014 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу М.А. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)