Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.02.2014 N 17АП-951/2014-АКУ ПО ДЕЛУ N А71-11828/2013

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 февраля 2014 г. N 17АП-951/2014-АКу

Дело N А71-11828/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 февраля 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Муравьевой Е.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мальцевой Л.П.,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "ЖРП N 8": не явились,
от заинтересованного лица Административной комиссии при администрации города Ижевска: не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя общества с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "ЖРП N 8"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27 декабря 2013 года по делу N А71-11828/2013, принятое судьей Коковихиной Т.С., при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "ЖРП N 8" (ОГРН 1111840012767, ИНН 1840003344)
к Административной комиссии при Администрации города Ижевска
о признании незаконным и отмене постановления,

установил:

ООО Управляющая компания "ЖРП N 8" (далее - ООО УК "ЖРП N 8", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии при Администрации г. Ижевска N 417 от 09.10.2013.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27 декабря 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что в деле нет доказательств того, что именно общество совершило вменяемое административное правонарушение. Общество отмечает, что контейнерная площадка не входит в состав общего имущества многоквартирного дома и не расположена на придомовой территории домов, находящиеся в управлении общества, таким образом, по мнению общества, обязанности по ее содержанию у него не возникло. Ссылается на то, что составленный односторонний акт осмотра не соответствует Федеральному закону N 294-ФЗ. Кроме того, отмечает, что протокол об административном правонарушении составлен членом Административной комиссии при Администрации Индустриального района г. Ижевска, а постановление вынесено Административной комиссией при Администрации г. Ижевска, которая является ненадлежащим административным органом.
Заинтересованное лицо письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 23.09.2013 членом Административной комиссии при Администрации Индустриального района г. Ижевска при осуществлении регулярного обхода территории района выявлен факт размещения на площадке, расположенной рядом с жилым многоквартирным домом по адресу: г. Ижевск ул. 9 января, 183, контейнеров для сбора ТБО с нарушением требований Правил благоустройства города Ижевска, утвержденных Решением Городской думы г. Ижевска от 28.06.2012 N 308 (далее - Правила благоустройства N 308).
В акте осмотра территории от 23.09.2013 с фототаблицей и картой-схемой зафиксировано, что контейнерная площадка сплошными ограждениями с трех сторон не оборудована; навес для защиты от атмосферных осадков не обустроен; на площадке не установлен информационный щит (табличка) содержащий информацию об организации, осуществляющих управление жилым фондом и эксплуатирующей контейнерную площадку; отсек для сбора крупногабаритного мусора не обустроен, КГМ складируется рядом с контейнерами; надписи о владельце контейнеров на четыре их стороны не нанесены.
По данному факту, который был признан нарушением требований пунктов 3.1.2, 3.2.1, 10.2.1.2 Правил N 308, установив, что эксплуатацию указанной контейнерной площадки осуществляет заявитель, уполномоченное лицо Административной комиссии при Администрации Индустриального района г. Ижевска составило в отношении общества протокол об административном правонарушении N 79 от 02.10.2013, в котором нарушение было квалифицировано по ст. 11.4 Закона УР от 13.10.2011 N 57-РЗ "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений" (далее - Закон УР N 57-РЗ).
09 октября 2013 постановлением Административной комиссии при Администрации г. Ижевска N 417 общество привлечено к административной ответственности по ст. 11.4 Закона УР N 57-РЗ, в виде штрафа в размере 15 000 руб.
Посчитав привлечение к ответственности незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, посчитав состав правонарушения доказанным, порядок привлечения к ответственности соблюденным, не усмотрев оснований для признания правонарушения малозначительным.
Проверив доводы апелляционной жалобы, которые сводятся к недоказанности состава правонарушения, нарушению порядка проведения проверки и вынесения постановления, апелляционный суд считает, что они не могут быть приняты по следующим мотивам.
В соответствии со ст. 11.4 Закона УР N 57-РЗ нарушение установленных муниципальными правовыми актами сроков и порядка проведения работ по сбору, временному хранению и вывозу отходов производства и потребления, не повлекшее нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований, а именно:
- неисполнение лицом, у которого образуются отходы производства и потребления, требований по организации сбора, временного хранения и вывоза отходов на санкционированный объект размещения своими силами или по договору со специализированной организацией;
- несоблюдение требований по оборудованию площадки (контейнерной площадки) для сбора отходов, в том числе несоответствие оборудования контейнерной площадки установленному органами местного самоуправления образцу;
- отсутствие информации на ограждении площадки (контейнерной площадки) для сбора отходов о лице, ее использующем;
- размещение крупногабаритного мусора за пределами площадки (контейнерной площадки) для сбора отходов;
- нахождение контейнеров для отходов за пределами оборудованной площадки (контейнерной площадки) для сбора отходов;
- складирование строительных отходов на площадке (контейнерной площадке) для сбора отходов,
влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Решением Городской Думы г. Ижевска от 28.06.2012 N 308 утверждены Правила благоустройства города Ижевска. Данные Правила устанавливают обязательные для исполнения требования в сфере благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в городе Ижевске и распространяются на всех физических и юридических лиц независимо от форм собственности.
Согласно п. 3.1 Правил N 308 в целях благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в городе Ижевске юридические лица, физические лица в соответствии и в пределах, установленных настоящими Правилами, обязаны:
- содержать в чистоте и исправном состоянии цоколи, витрины, вывески, объекты наружной рекламы и информации, телевизионные антенные устройства, уличные и дворовые светильники, а также киоски, павильоны, будки телефонов-автоматов, объекты мелкорозничной торговли, контейнерные площадки и территории объектов благоустройства (п. 3.1.2 Правил благоустройства);
- В силу 3.2.1 Правил благоустройства в целях обеспечения чистоты и порядка в городе Ижевске запрещается загрязнять и засорять территорию, здания, строения города, объекты благоустройства.
В п. 10.2.1.2 Правил благоустройства установлено, что контейнеры для отходов должны находиться на оборудованной площадке (контейнерной площадке) для сбора отходов. Размещение контейнерной площадки осуществляется в соответствии с требованиями СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест". Контейнерные площадки должны иметь твердое водонепроницаемое покрытие и быть оборудованы бордюрами (обваловка) высотой не менее 10 см для исключения возможности скатывания контейнеров в сторону и стока ливневых вод с площадок на внутридворовую территорию; освещены, иметь с трех сторон глухое ограждение высотой 1,5-2,0 м; иметь удобные пути для подъезда машин и подхода жителей и должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. С целью защиты от атмосферных осадков в конструкции контейнерной площадки должен быть предусмотрен навес. Допускается изготовление контейнерных площадок закрытого типа по индивидуальным проектам (эскизам). На ограждении контейнерной площадки должны быть установлены информационные щиты (таблички) об организации, осуществляющей управление жилищным фондом и использующей данную контейнерную площадку. Контейнеры должны иметь надписи с указанием информации о владельце контейнера, соответствующая информация должна быть нанесена на каждой стороне контейнера. В составе контейнерной площадки организуется отсек для сбора крупногабаритного мусора, отделенный от площадки для сбора твердых бытовых отходов ограждением. Не допускается нахождение крупногабаритного мусора за пределами отсека для сбора крупногабаритного мусора, а также площадки (контейнерной площадки) для сбора отходов.
Организации, управляющие жилищным фондом, обязаны обеспечить соблюдение требований, предусмотренных п.п. 10.2.1.1-10.2.1.5 настоящих Правил (п. 10.2.1.5 Правил).
Ответственность за сбор и вывоз отходов с территории жилых многоквартирных домов возлагается на лицо (юридическое или физическое), которое осуществляет функции управления данным многоквартирным домом (п. 10.2.1.14 Правил благоустройства).
Судом первой инстанции установлено, что ООО УК "ЖРП N 8" является управляющей компанией многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. 9 Января, д. 183 согласно списку многоквартирных домов, размещенному на официальном сайте жрп8.рф. Мусор с указанного дома складируется на обследованной контейнерной площадке, расположенной у дома N 183а по ул. 9 Января, г. Ижевска, что подтверждается договором на оказании услуг по сбору и транспортировке и сдаче для размещения на полигоне твердых бытовых отходов крупногабаритного мусора N 410/1.И от 01.01.2013 (л.д. 44-46).
Как обоснованно указал суд первой инстанции, факт нарушения требований пунктов 3.1.2, 3.2.1, 10.2.1.2 Правил N 308 подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе, актом осмотра территории от 23.09.2013 с приложенными фотоматериалами (л.д. 36-39), протоколом об административном правонарушении от 02.10.2013 N 79 (л.д. 10-12).
Изложенный в апелляционной жалобе довод о том, что акт осмотра территории (объекта) от 16.07.2013, составленный в одностороннем порядке, не может быть признан надлежащим доказательством, судом апелляционной инстанции отклоняется по следующим основаниям.
Положениями ст. 27.8 КоАП РФ регламентируется порядок осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, при этом в ч. 2 ст. 27.8 КоАП РФ предусмотрено, что осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в порядке, установленном ст. 27.8 КоАП РФ, оформляется осмотр территорий, принадлежащих юридическому лицу, а в данном случае осматривалась территория общего пользования. По своему содержанию акт осмотра от 23.09.2013 является документом, который составлен до возбуждения дела об административном правонарушении и который фиксирует обнаруженный факт.
Довод заявителя о несоответствии акта положениям Федерального закона N 294-ФЗ апелляционный суд отклоняет, поскольку проверка, регламентированная нормами данного Закона, в отношении общества не проводилась.
Таким образом, событие административного правонарушения подтверждается надлежащими доказательствами и обоснованно признано судом первой инстанции установленным в ходе рассмотрения административного дела.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения исследован комиссией в ходе производства по делу об административном правонарушении, вина общества установлена, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы о недоказанность вины заявителя в совершении административного правонарушения со ссылкой на недоказанность обязанности общества содержать контейнерную площадку, поскольку спорная контейнерная площадка не входит в состав общего имущества многоквартирного дома и не расположена на придомовой территории домов, находящихся под управлением ООО УК "ЖРП N 8", судом апелляционной инстанции отклоняются по следующим основаниям.
Как было отмечено выше, согласно информации с официального сайта ООО УК "ЖРП N 8" данная организация является управляющей компанией многоквартирных домов, расположенных по адресу: г. Ижевск, ул. 9 Января, 183. Мусор с указанных домов складируется на обследованной контейнерной площадке, что подтверждается договором на оказание услуг по сбору, транспортировке и сдаче для размещения на полигоне твердых бытовых отходов, крупногабаритных отходов N 410/1.И от 01.01.2012 (л.д. 44-46).
В силу ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации в числе прочего имущества собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Оборудование и иные объекты, используемые для сбора ТБО (контейнеры, специально оборудованные площадки и т.п.) предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома. Следовательно, сбор и вывоз ТБО, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома, содержание контейнерной площадки и прилегающей территории являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.
Согласно п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя от 27.09.2003 N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых бытовых отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов без переполнения и загрязнения территории.
Таким образом, действующим законодательством на ООО "УК "ЖРП N 8" как на организацию, осуществляющую обслуживание жилого дома, возложена обязанность по содержанию площадок для сбора твердых бытовых отходов, образующихся при эксплуатации многоквартирного дома, независимо от определения границ земельного участка и постановки участка на кадастровый учет.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности в действиях (бездействии) заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 11.4 Закона Удмуртской Республики от 13.10.2011 N 57-РЗ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом первой и апелляционной инстанций не установлено. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а также о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении общество извещено надлежащим образом, что подтверждено материалами дела.
Довод общества о том, что протокол об административном правонарушении составлен членом Административной комиссии при Администрации Индустриального района г. Ижевска, а постановление вынесено Административной комиссией при Администрации г. Ижевска, которая является ненадлежащим административным органом, апелляционным судом рассмотрен и отклонен.
Из ст. 32 Закона УР N 57-РЗ следует, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 11.4 настоящего Закона, подведомственны административным комиссиям.
В соответствии со ст. 5 Закона УР N 53-РЗ "Об административных комиссиях в Удмуртской Республике" в муниципальном образовании "Город Ижевск" административные комиссии формируются в городском округе и в каждом внутригородском районе.
Разграничение полномочий административных комиссией, созданных внутри муниципального образования "Город Ижевск", названным Законом не установлено.
Полномочия административной комиссии города и ее членов определены в Положении об административной комиссии при администрации города Ижевска, утвержденном постановлением Администрации города Ижевска от 13.03.2012 N 224 (действовавшем до 01.11.2013), согласно пункту 3.1 которого к компетенции Административной комиссии города отнесено рассмотрение дел об административных правонарушениях, которые возбуждены на основании протоколов об административных правонарушениях, составленных членами административных комиссий, являющихся должностными лицами Управления муниципальной милиции Администрации города Ижевска.
Поскольку в данном случае дело рассмотрено Административной комиссией при Администрации города Ижевска на основании протокола об административном правонарушении, составленного ведущим специалистом-экспертом отдела муниципальной милиции Управления муниципальной милиции Администрации города Ижевска Зубковой М.В. (членом административной комиссии при Администрации Индустриального района города Ижевска), постановление о привлечении к административной ответственности вынесено компетентным административным органом, в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности. Назначенное наказание соответствует минимальному размеру санкции ст. 11.4 Закона Удмуртской Республики от 13.10.2011 N 57-РЗ.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения оснований для признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ апелляционный суд не усматривает.
Доводы, приведенные обществом в апелляционной жалобе, отклонены судом апелляционной инстанции полностью по изложенным выше мотивам, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм материального права и опровергаются материалами дела.
Нарушений, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27 декабря 2013 года по делу N А71-11828/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "ЖРП N 8" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Судья
Е.Ю.МУРАВЬЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)