Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Гребенькова Л.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Бакуменко Т.Н.
судей Селезневой Е.Н., Чуфистова И.В.
при секретаре У.
рассмотрела в открытом судебном заседании 25 ноября 2013 года апелляционную жалобу Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 31 июля 2013 года по делу N 2-991/13 по заявлению Б. о признании незаконным бездействия государственного органа, обязании совершить действия
Заслушав доклад судьи Бакуменко Т.Н., выслушав объяснения представителя заявителя Б. - Л., представителя заинтересованного лица Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга - Ш.С., судебная коллегия
установила:
Б. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия государственного органа, обязании совершить определенные действия. В обоснование требований указал, что является собственником <...> долей квартиры, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>. Право собственности было приобретено по договору мены от <дата> года, зарегистрировано <дата> года. В <адрес>, согласно справке о размерах площадей помещений в многоквартирном доме, выданной Филиалом ГУП "ГУИОН" ПИБ Выборгского района Санкт-Петербурга <дата>, учтено: одна квартира общей площадью 161,4 кв. м; нежилые помещения 1-Н площадью 147,0 кв. м, 4-Н площадью 52,1 кв. м, 5-Н площадью 19,0 кв. м, 6-Н площадью 20,6 кв. м, 7-Н площадью 24,1 кв. м. Собственниками квартиры являются заявитель Б. и Ш.Д., собственником нежилых помещений является город Санкт-Петербург. <дата> по инициативе собственника Б. было проведено общее собрание собственников помещений в многоквартирном жилом доме по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>. Единогласным решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, было решено обратиться в уполномоченные органы для формирования земельного участка, проведения государственного кадастрового учета, оформления и регистрации общей долевой собственности на земельный участок, находящийся по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, были назначены лица, уполномоченные от имени собственников на совершение этих действий. В Выборгский районный отдел Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга подано заявление о формировании земельного участка по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, на котором расположен многоквартирный дом, и проведения его государственного кадастрового учета. Выборгский районный отдел направил в адрес собственников письмо (исх. N <...>), в котором, сославшись на письмо (заключение) от <дата> N <...> Комитета по градостроительству и архитектуре, указал, что формирование земельного участка по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, в порядке, установленном распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 29.03.2005 года N 25-рп - невозможно. Было предложено ознакомиться с порядком формирования земельного участка в Выборгском районном отделе КЗРиЗ в часы приема. <дата> подано заявление с просьбой разъяснить процедуру дальнейшего формирования земельного участка. <дата> представителю заявителя на руки был выдан письменный ответ от <дата> на заявление от <дата> года, согласно которому дом по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, не является многоквартирным, и формирование земельного участка по данному адресу в порядке, предусмотренном распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 29.03.2005 года N 25-рп, невозможно. Одновременно предложено обратиться в Выборгский районный отдел КЗРиЗ с соответствующим заявлением, с приложением планового материала, разработанного КГА в установленном порядке, для формирования участка в порядке, утвержденном распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2003 года N 31-рп. Заявитель указывает, что со стороны органа государственной власти - Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, в лице его Выборгского районного отдела, имеет место незаконное бездействие, нарушающее законные права и свободы гражданина. В справке о размерах площадей помещений, выданной Филиалом ГУН "ГУИОН" ПИБ Выборгского района Санкт-Петербурга <дата> года, указано, что дом по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, - является многоквартирным жилым домом. Требование о предоставлении документов в соответствии с распоряжением N 31-рп фактически означает незаконный отказ государственного органа признать права заявителя, установленные ЖК РФ, неисполнение требований закона о формировании на основании обращения собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, относящегося общему имуществу данного дома. Заявитель считает, что имеет место незаконное бездействие Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, выразившееся в длительном неформировании земельного участка под многоквартирным жилым домом, которое нарушает права на владение, пользование и распоряжение земельным участком, относящимся к общедомовому имуществу. Просил признать незаконным бездействие Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, выразившееся в длительном сформировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, просил обязать Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга совершить действия по формированию земельного участка по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, в порядке, установленном распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 29.03.2005 года N 25-рп "О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций при формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом".
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 31.07.2013 года заявленные требования Б. - удовлетворены. Бездействие Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, выразившееся в неформировании земельного участка, на котором расположен жилой дом <адрес> - признаны незаконными. Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга обязан совершить действия по формированию земельного участка по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, в порядке, установленном распоряжением правительства Санкт-Петербурга от 29.03.05 года N 25-рп "О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций при формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом".
В апелляционной жалобе Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга просит решение отменить, принять по делу новое решение.
В заседание суда апелляционной инстанции заявитель - Б., заинтересованные лица - Ш.Д., Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга, Выборгский районный отдел Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, администрация Выборгского района Санкт-Петербурга не явились, о явке извещались по правилам ст. 113 ГПК РФ. Б. извещен лично по телефону <дата> Ш.Д. извещен посредством направления <дата>. судебной повестки по месту регистрации; Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга, Выборгский районный отдел Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, администрация Выборгского района Санкт-Петербурга извещены <дата>. посредством факсимильной связи. Данное извещение судебная коллегия считает надлежащим, заблаговременным. О причинах своей неявки в судебное заседание стороны не известили, в связи с чем, судебная коллегия в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В пункте 1 ст. 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" указывается, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно статье 16 Федерального закона N 189-ФЗ от 29.12.2004 г. "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Материалами дела установлено, что Ш.Д. является собственником <...> долей квартиры, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, Б. является собственником <...> долей указанной квартиры на основании договора мены от <дата> года. Право собственности зарегистрировано <дата> года.
Согласно справке о размерах площадей помещений в многоквартирном доме, выданной Филиалом ГУН "ГУИОН" ПИБ Выборгского района Санкт-Петербурга <дата> в <адрес> в <адрес> учтено: одна квартира общей площадью 161,4 кв. м; нежилые помещения 1-М площадью 147,0 кв. м, 4-М площадью 52,1 кв. м, 5-М площадью 19,0 кв. м, 6-М площадью 20,6 кв. м, 7-М площадью 24,1 кв. м
<дата> жилой дом <адрес> подвергся разрушению в результате пожара.
Решением общего собрания собственников помещений от <дата> принято решение о переустройстве квартиры N <...>, пострадавшей в результате пожара, с изменением внешних границ квартиры, с соблюдением требований, предусмотренных ст. ст. 36, 40 ЖК РФ.
Решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, от <дата> принято решение об обращении в уполномоченные органы для формирования земельного участка, проведения государственного кадастрового учета, оформления и регистрации общей долевой собственности на земельный участок, находящийся по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>.
<дата> в Выборгский районный отдел Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга подано заявление о формировании земельного участка по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, на котором расположен многоквартирный дом, и проведения его государственного кадастрового учета.
<дата> ведущим специалистом Выборгского районного отдела Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга В. проведено обследование земельного участка, составлен акт о том, что на обследуемой территории расположен многоквартирный жилой дом; на первом этаже здания расположен магазин; произведена реконструкция дома после пожара. Границы земельного участка предлагается сформировать - с западной, северо-восточной сторон по красным линиям, с южной и юго-западной сторон - по границе прилегающих земельных участков, прошедших кадастровый учет с кадастровыми номерами N <...> и N <...> Формируемый участок накладывается на земельный участок с кадастровым номером N <...>.
<дата> Выборгский районный отдел направил в адрес собственников письмо (исх. N <...>), в котором, сославшись на письмо (заключение) от <дата> N <...> Комитета по градостроительству и архитектуре, указал, что формирование земельного участка по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, в порядке, установленном распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 29.03.2005 года N 25-рп - невозможно, в связи с тем, что указанный дом не является многоквартирным. Формирование указанного участка может быть продолжено в соответствии с порядком утвержденным распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2003 N 31-рп "О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при утверждении границ земельного участка"
Согласно ответу Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от <дата> N <...> дом по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, не является многоквартирным, и формирование земельного участка по данному адресу в порядке, предусмотренном Распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 29.03.2005 года N 25-рп невозможно. Одновременно заявителям предложено обратиться в Выборгский районный отдел Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга с соответствующим заявлением, с приложением планового материала, разработанного Комитетом по градостроительству и архитектуре в установленном порядке, для формирования участка в порядке, утвержденном распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2003 года N 31-рп.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что, так как дом <адрес> используется для проживания граждан, поскольку в доме имеются две изолированные друг от друга квартиры, а также используется по договору аренды в качестве учрежденческого, складского, торгового помещения; данный дом состоит в настоящее время из трех этажей; согласно заключению эксперта в доме имеются элементы общего имущества собственников помещений, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме - <адрес> относится к многоквартирному, в связи с чем порядок формирования земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, на территории Санкт-Петербурга регулируется распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 29.03.2005 года N 25-рп "О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций при формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом".
С выводом суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться.
На основании п. 1 Положения "О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций при формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом" утвержденного распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 29.03.2005 N 25-рп, настоящее Положение устанавливает порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций при формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества (далее - земельный участок), с учетом требований земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Распоряжением правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2003 N 31-рп утвержден Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при утверждении границ земельного участка.
Согласно пункту 4.2 названного Порядка решение об утверждении границ земельных участков, площадь которых по результатам топогеодезических работ составляет до 3 га включительно, принимает Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга.
Согласно техническому паспорту от <дата> на жилой дом <адрес>, жилой дом состоит из одной пятикомнатной квартиры общеполезной площадью 161,40 кв. м, жилой площадью 130,20 кв. м, а также нежилых помещений общей площадью 192,10 кв. м.
На основании письма Выборгского районного отдела Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга указанный земельный участок под данным строением с кадастровым номером N <...> расположен в территориальной зоне Т1Ж2-2.
В соответствии с приложением N 3 к Закону Санкт-Петербурга от 04.02.2009 N 29-10 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" территориальная зона Т1Ж2-2 - зона индивидуальных (одноквартирных) отдельно стоящих жилых домов с участками не менее 1200 квадратных метров, с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры.
Основные и условно разрешенные виды использования земельных участков в территориальной зоне Т1Ж2-2 определены ст. 18 приложения N 3 к Закону Санкт-Петербурга от 04.02.2009 N 29-10 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" и не предполагают возможность размещения многоквартирного жилого дома или блокированного жилого дома.
В соответствии с Генеральным планом Санкт-Петербурга, утвержденным Законом Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга" от 22.12.2005 N 728-99 земельный участок, на котором расположен жилой дом по адресу: <адрес> находится в границах функциональной зоны 1ЖД - зоне застройки односемейными (индивидуальными) жилыми домами (отдельно стоящими и/или блокированными).
Согласно п. 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47. многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
Жилищным кодексом Российской Федерации установлено, что объектами жилищных прав являются жилые помещения, к которым относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната (часть 1 статьи 15, часть 1 статьи 16). Статья 16 этого кодекса признает жилым домом индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (часть 2), а квартирой - структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (часть 3).
В силу статьи 289 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома.
Состав общего имущества собственников квартир в многоквартирном доме, а также их права и обязанности в отношении данного имущества определены в статье 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьях 36 - 40 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из приведенных законоположений следует, что под многоквартирным домом понимается дом, который имеет не менее двух квартир, отвечающих требованиям части 3 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также принадлежащее собственникам этих квартир на праве общей долевой собственности общее имущество, в состав которого согласно части 1 статьи 36 названного кодекса входят помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Данная правовая позиция закреплена в Определении апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 03.10.2013 г. N АПЛ13-410 по заявлению Б. о признании недействующим абзаца первого пункта 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47,
Судебная коллегия считает, что при принятии решения, судом не оценены в полном объеме имеющиеся в материалах дела доказательства а именно: технический паспорт, согласно которому в состав объекта входит всего одна квартира, в силу чего объект не может быть отнесен к многоквартирному дому; письмо филиала Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "<Г...>" проектно-инвентаризационного бюро Выборгского района от <дата> N <...> о том, что по адресу: <адрес> числится синхронизированное строение (жилой дом), в состав которого входит жилая квартира и вторичный объект недвижимости (нежилые помещения 1-Н, 4-Н. 5-Н, 6-Н, 7-Н); письмо филиала Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "<Г...>" проектно-инвентаризационного бюро Выборгского района от <дата> N <...> о том, что по указанному адресу числится жилой дом, в состав данного строения входят нежилые помещения и квартира, сведениями о разделе/объединении квартиры не располагает; письмо (заключение) Комитета по градостроительству и архитектуре от <дата> N <...>, из которого следует что формирование земельного участка в порядке, установленном распоряжением N 25-рп, невозможно; сведения из Управления Росреестра по Санкт-Петербургу от <дата> N <...> об отсутствии в ЕГРП записи о зарегистрированных правах на объект, расположенный по указанному адресу.
Таким образом, вывод суда, что синхронизированное строение по адресу: <адрес> относится к многоквартирному дому, не основан на имеющихся доказательствах, т.к. ни из одного документа не следует, что в строении две квартиры, а именно такой объект может быть отнесен к многоквартирному дому.
Вывод суда первой инстанции о том, что <дата> районным отделом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга было проведено полевое обследование, по результатам которого установлен факт наличия многоквартирного дома, не имеет значения, т.к. Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга не является органом, уполномоченным определять является ли строение многоквартирным домом.
При рассмотрении дела судом была назначена судебная экспертиза, проведение которой было поручено ООО "<Ц...>".
Согласно Заключению эксперта N <...> от <дата> в доме по адресу: <адрес>, имеются жилые помещения в виде многокомнатных квартир с индивидуальными входами, имеются элементы общего имущества.
Однако в Заключении эксперта N <...> от <дата> не содержится вывода об отнесении синхронизированного строения по адресу: <адрес>, к категории многоквартирных домов.
Тем самым выводы эксперта основаны на визуальном осмотре, субъективны и не подтверждены документально.
Учитывая, что объект, расположенный на земельном участке по адресу: <адрес> не относится к многоквартирному дому, положения ЖК РФ о праве собственности собственника помещения по многоквартирному дому на долю в земельном участке применены быть не могут.
В силу ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", при приватизации расположенных на неделимом земельном участке частей зданий, строений и сооружений, признаваемых самостоятельными объектами недвижимости, с покупателями такого имущества заключаются договоры аренды указанного земельного участка со множественностью лиц на стороне арендатора в порядке, установленном законодательством.
Собственники указанных объектов недвижимости вправе одновременно приобрести в общую долевую собственность земельный участок после приватизации всех частей зданий, строений и сооружений, расположенных на этом земельном участке.
Размер доли в праве собственности на земельный участок определяется пропорционально отношению площади соответствующей части здания, строения или сооружения к общей площади здания, строения или сооружения.
В соответствии со ст. ст. 130, 261 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации объектом права собственности может быть земельный участок, то есть часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральным законодательством.
Следовательно, объектом приватизации, в том числе объектом права общей долевой собственности является не часть земельного участка и не доля в праве общей долевой собственности на земельный участок, а весь земельный участок в утвержденных границах.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что в состав объекта входит всего одна квартира, объект не может быть отнесен к многоквартирному дому и, соответственно, земельный участок под объектом не может формироваться в порядке, установленном распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 29.03.2005 года N 25-рп "О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций при формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом".
Таким образом, предложение Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга обратиться заявителю за формированием земельного участка по иной административной процедуре, установленной распоряжением 31-рп, не нарушает жилищные права заявителя.
В соответствии со статьей 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу положений статьи 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Заявителем не представлено доказательств нарушения Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга ни норм действующего законодательства, ни прав заявителя, с учетом того факта, что отказа в формировании земельного участка со стороны Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга не было.
Ссылка заявителя на то обстоятельство, что после пожара, была произведена реконструкция указанного жилого дома, в связи с чем, образовано две квартиры, не принимается судом во внимание, так как бесспорных и достоверных доказательств образования новых объектов недвижимости в связи с проведенной реконструкцией суду не представлено.
Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает определенный порядок производства переустройства и перепланировки жилого помещения. Для этого собственник соответствующего помещения представляет ряд документов. В числе прочих должен быть предоставлен подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки помещения. Проект переустройства или перепланировки является основанием проведения соответствующих работ. Завершение указанных работ по переустройству и (или) перепланировке и (или) иных работ подтверждается актом приемочной комиссии. Произведенная перепланировка указанного дома документально не оформлена и не зарегистрирована, вновь созданные объекты недвижимости в установленном законом порядке также не зарегистрированы.
В статье 194 ГПК РФ указано, что решением является постановление суда первой инстанции, которым дело разрешается по существу.
Решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19.12.2003 г. "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ) (п. 2).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п. 3).
Постановленное судом в рамках настоящего спора решение не может быть признано отвечающим требованиям ч. 1 ст. 195 ГПК РФ.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 31.07.2013 года - отменить.
В удовлетворении требований Б. - отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 25.11.2013 N 33-16726/13
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 ноября 2013 г. N 33-16726/13
Судья: Гребенькова Л.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Бакуменко Т.Н.
судей Селезневой Е.Н., Чуфистова И.В.
при секретаре У.
рассмотрела в открытом судебном заседании 25 ноября 2013 года апелляционную жалобу Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 31 июля 2013 года по делу N 2-991/13 по заявлению Б. о признании незаконным бездействия государственного органа, обязании совершить действия
Заслушав доклад судьи Бакуменко Т.Н., выслушав объяснения представителя заявителя Б. - Л., представителя заинтересованного лица Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга - Ш.С., судебная коллегия
установила:
Б. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия государственного органа, обязании совершить определенные действия. В обоснование требований указал, что является собственником <...> долей квартиры, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>. Право собственности было приобретено по договору мены от <дата> года, зарегистрировано <дата> года. В <адрес>, согласно справке о размерах площадей помещений в многоквартирном доме, выданной Филиалом ГУП "ГУИОН" ПИБ Выборгского района Санкт-Петербурга <дата>, учтено: одна квартира общей площадью 161,4 кв. м; нежилые помещения 1-Н площадью 147,0 кв. м, 4-Н площадью 52,1 кв. м, 5-Н площадью 19,0 кв. м, 6-Н площадью 20,6 кв. м, 7-Н площадью 24,1 кв. м. Собственниками квартиры являются заявитель Б. и Ш.Д., собственником нежилых помещений является город Санкт-Петербург. <дата> по инициативе собственника Б. было проведено общее собрание собственников помещений в многоквартирном жилом доме по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>. Единогласным решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, было решено обратиться в уполномоченные органы для формирования земельного участка, проведения государственного кадастрового учета, оформления и регистрации общей долевой собственности на земельный участок, находящийся по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, были назначены лица, уполномоченные от имени собственников на совершение этих действий. В Выборгский районный отдел Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга подано заявление о формировании земельного участка по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, на котором расположен многоквартирный дом, и проведения его государственного кадастрового учета. Выборгский районный отдел направил в адрес собственников письмо (исх. N <...>), в котором, сославшись на письмо (заключение) от <дата> N <...> Комитета по градостроительству и архитектуре, указал, что формирование земельного участка по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, в порядке, установленном распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 29.03.2005 года N 25-рп - невозможно. Было предложено ознакомиться с порядком формирования земельного участка в Выборгском районном отделе КЗРиЗ в часы приема. <дата> подано заявление с просьбой разъяснить процедуру дальнейшего формирования земельного участка. <дата> представителю заявителя на руки был выдан письменный ответ от <дата> на заявление от <дата> года, согласно которому дом по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, не является многоквартирным, и формирование земельного участка по данному адресу в порядке, предусмотренном распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 29.03.2005 года N 25-рп, невозможно. Одновременно предложено обратиться в Выборгский районный отдел КЗРиЗ с соответствующим заявлением, с приложением планового материала, разработанного КГА в установленном порядке, для формирования участка в порядке, утвержденном распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2003 года N 31-рп. Заявитель указывает, что со стороны органа государственной власти - Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, в лице его Выборгского районного отдела, имеет место незаконное бездействие, нарушающее законные права и свободы гражданина. В справке о размерах площадей помещений, выданной Филиалом ГУН "ГУИОН" ПИБ Выборгского района Санкт-Петербурга <дата> года, указано, что дом по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, - является многоквартирным жилым домом. Требование о предоставлении документов в соответствии с распоряжением N 31-рп фактически означает незаконный отказ государственного органа признать права заявителя, установленные ЖК РФ, неисполнение требований закона о формировании на основании обращения собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, относящегося общему имуществу данного дома. Заявитель считает, что имеет место незаконное бездействие Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, выразившееся в длительном неформировании земельного участка под многоквартирным жилым домом, которое нарушает права на владение, пользование и распоряжение земельным участком, относящимся к общедомовому имуществу. Просил признать незаконным бездействие Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, выразившееся в длительном сформировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, просил обязать Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга совершить действия по формированию земельного участка по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, в порядке, установленном распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 29.03.2005 года N 25-рп "О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций при формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом".
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 31.07.2013 года заявленные требования Б. - удовлетворены. Бездействие Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, выразившееся в неформировании земельного участка, на котором расположен жилой дом <адрес> - признаны незаконными. Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга обязан совершить действия по формированию земельного участка по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, в порядке, установленном распоряжением правительства Санкт-Петербурга от 29.03.05 года N 25-рп "О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций при формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом".
В апелляционной жалобе Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга просит решение отменить, принять по делу новое решение.
В заседание суда апелляционной инстанции заявитель - Б., заинтересованные лица - Ш.Д., Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга, Выборгский районный отдел Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, администрация Выборгского района Санкт-Петербурга не явились, о явке извещались по правилам ст. 113 ГПК РФ. Б. извещен лично по телефону <дата> Ш.Д. извещен посредством направления <дата>. судебной повестки по месту регистрации; Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга, Выборгский районный отдел Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, администрация Выборгского района Санкт-Петербурга извещены <дата>. посредством факсимильной связи. Данное извещение судебная коллегия считает надлежащим, заблаговременным. О причинах своей неявки в судебное заседание стороны не известили, в связи с чем, судебная коллегия в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В пункте 1 ст. 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" указывается, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно статье 16 Федерального закона N 189-ФЗ от 29.12.2004 г. "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Материалами дела установлено, что Ш.Д. является собственником <...> долей квартиры, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, Б. является собственником <...> долей указанной квартиры на основании договора мены от <дата> года. Право собственности зарегистрировано <дата> года.
Согласно справке о размерах площадей помещений в многоквартирном доме, выданной Филиалом ГУН "ГУИОН" ПИБ Выборгского района Санкт-Петербурга <дата> в <адрес> в <адрес> учтено: одна квартира общей площадью 161,4 кв. м; нежилые помещения 1-М площадью 147,0 кв. м, 4-М площадью 52,1 кв. м, 5-М площадью 19,0 кв. м, 6-М площадью 20,6 кв. м, 7-М площадью 24,1 кв. м
<дата> жилой дом <адрес> подвергся разрушению в результате пожара.
Решением общего собрания собственников помещений от <дата> принято решение о переустройстве квартиры N <...>, пострадавшей в результате пожара, с изменением внешних границ квартиры, с соблюдением требований, предусмотренных ст. ст. 36, 40 ЖК РФ.
Решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, от <дата> принято решение об обращении в уполномоченные органы для формирования земельного участка, проведения государственного кадастрового учета, оформления и регистрации общей долевой собственности на земельный участок, находящийся по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>.
<дата> в Выборгский районный отдел Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга подано заявление о формировании земельного участка по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, на котором расположен многоквартирный дом, и проведения его государственного кадастрового учета.
<дата> ведущим специалистом Выборгского районного отдела Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга В. проведено обследование земельного участка, составлен акт о том, что на обследуемой территории расположен многоквартирный жилой дом; на первом этаже здания расположен магазин; произведена реконструкция дома после пожара. Границы земельного участка предлагается сформировать - с западной, северо-восточной сторон по красным линиям, с южной и юго-западной сторон - по границе прилегающих земельных участков, прошедших кадастровый учет с кадастровыми номерами N <...> и N <...> Формируемый участок накладывается на земельный участок с кадастровым номером N <...>.
<дата> Выборгский районный отдел направил в адрес собственников письмо (исх. N <...>), в котором, сославшись на письмо (заключение) от <дата> N <...> Комитета по градостроительству и архитектуре, указал, что формирование земельного участка по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, в порядке, установленном распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 29.03.2005 года N 25-рп - невозможно, в связи с тем, что указанный дом не является многоквартирным. Формирование указанного участка может быть продолжено в соответствии с порядком утвержденным распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2003 N 31-рп "О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при утверждении границ земельного участка"
Согласно ответу Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от <дата> N <...> дом по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, не является многоквартирным, и формирование земельного участка по данному адресу в порядке, предусмотренном Распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 29.03.2005 года N 25-рп невозможно. Одновременно заявителям предложено обратиться в Выборгский районный отдел Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга с соответствующим заявлением, с приложением планового материала, разработанного Комитетом по градостроительству и архитектуре в установленном порядке, для формирования участка в порядке, утвержденном распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2003 года N 31-рп.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что, так как дом <адрес> используется для проживания граждан, поскольку в доме имеются две изолированные друг от друга квартиры, а также используется по договору аренды в качестве учрежденческого, складского, торгового помещения; данный дом состоит в настоящее время из трех этажей; согласно заключению эксперта в доме имеются элементы общего имущества собственников помещений, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме - <адрес> относится к многоквартирному, в связи с чем порядок формирования земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, на территории Санкт-Петербурга регулируется распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 29.03.2005 года N 25-рп "О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций при формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом".
С выводом суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться.
На основании п. 1 Положения "О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций при формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом" утвержденного распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 29.03.2005 N 25-рп, настоящее Положение устанавливает порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций при формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества (далее - земельный участок), с учетом требований земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Распоряжением правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2003 N 31-рп утвержден Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при утверждении границ земельного участка.
Согласно пункту 4.2 названного Порядка решение об утверждении границ земельных участков, площадь которых по результатам топогеодезических работ составляет до 3 га включительно, принимает Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга.
Согласно техническому паспорту от <дата> на жилой дом <адрес>, жилой дом состоит из одной пятикомнатной квартиры общеполезной площадью 161,40 кв. м, жилой площадью 130,20 кв. м, а также нежилых помещений общей площадью 192,10 кв. м.
На основании письма Выборгского районного отдела Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга указанный земельный участок под данным строением с кадастровым номером N <...> расположен в территориальной зоне Т1Ж2-2.
В соответствии с приложением N 3 к Закону Санкт-Петербурга от 04.02.2009 N 29-10 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" территориальная зона Т1Ж2-2 - зона индивидуальных (одноквартирных) отдельно стоящих жилых домов с участками не менее 1200 квадратных метров, с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры.
Основные и условно разрешенные виды использования земельных участков в территориальной зоне Т1Ж2-2 определены ст. 18 приложения N 3 к Закону Санкт-Петербурга от 04.02.2009 N 29-10 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" и не предполагают возможность размещения многоквартирного жилого дома или блокированного жилого дома.
В соответствии с Генеральным планом Санкт-Петербурга, утвержденным Законом Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга" от 22.12.2005 N 728-99 земельный участок, на котором расположен жилой дом по адресу: <адрес> находится в границах функциональной зоны 1ЖД - зоне застройки односемейными (индивидуальными) жилыми домами (отдельно стоящими и/или блокированными).
Согласно п. 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47. многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
Жилищным кодексом Российской Федерации установлено, что объектами жилищных прав являются жилые помещения, к которым относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната (часть 1 статьи 15, часть 1 статьи 16). Статья 16 этого кодекса признает жилым домом индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (часть 2), а квартирой - структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (часть 3).
В силу статьи 289 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома.
Состав общего имущества собственников квартир в многоквартирном доме, а также их права и обязанности в отношении данного имущества определены в статье 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьях 36 - 40 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из приведенных законоположений следует, что под многоквартирным домом понимается дом, который имеет не менее двух квартир, отвечающих требованиям части 3 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также принадлежащее собственникам этих квартир на праве общей долевой собственности общее имущество, в состав которого согласно части 1 статьи 36 названного кодекса входят помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Данная правовая позиция закреплена в Определении апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 03.10.2013 г. N АПЛ13-410 по заявлению Б. о признании недействующим абзаца первого пункта 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47,
Судебная коллегия считает, что при принятии решения, судом не оценены в полном объеме имеющиеся в материалах дела доказательства а именно: технический паспорт, согласно которому в состав объекта входит всего одна квартира, в силу чего объект не может быть отнесен к многоквартирному дому; письмо филиала Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "<Г...>" проектно-инвентаризационного бюро Выборгского района от <дата> N <...> о том, что по адресу: <адрес> числится синхронизированное строение (жилой дом), в состав которого входит жилая квартира и вторичный объект недвижимости (нежилые помещения 1-Н, 4-Н. 5-Н, 6-Н, 7-Н); письмо филиала Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "<Г...>" проектно-инвентаризационного бюро Выборгского района от <дата> N <...> о том, что по указанному адресу числится жилой дом, в состав данного строения входят нежилые помещения и квартира, сведениями о разделе/объединении квартиры не располагает; письмо (заключение) Комитета по градостроительству и архитектуре от <дата> N <...>, из которого следует что формирование земельного участка в порядке, установленном распоряжением N 25-рп, невозможно; сведения из Управления Росреестра по Санкт-Петербургу от <дата> N <...> об отсутствии в ЕГРП записи о зарегистрированных правах на объект, расположенный по указанному адресу.
Таким образом, вывод суда, что синхронизированное строение по адресу: <адрес> относится к многоквартирному дому, не основан на имеющихся доказательствах, т.к. ни из одного документа не следует, что в строении две квартиры, а именно такой объект может быть отнесен к многоквартирному дому.
Вывод суда первой инстанции о том, что <дата> районным отделом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга было проведено полевое обследование, по результатам которого установлен факт наличия многоквартирного дома, не имеет значения, т.к. Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга не является органом, уполномоченным определять является ли строение многоквартирным домом.
При рассмотрении дела судом была назначена судебная экспертиза, проведение которой было поручено ООО "<Ц...>".
Согласно Заключению эксперта N <...> от <дата> в доме по адресу: <адрес>, имеются жилые помещения в виде многокомнатных квартир с индивидуальными входами, имеются элементы общего имущества.
Однако в Заключении эксперта N <...> от <дата> не содержится вывода об отнесении синхронизированного строения по адресу: <адрес>, к категории многоквартирных домов.
Тем самым выводы эксперта основаны на визуальном осмотре, субъективны и не подтверждены документально.
Учитывая, что объект, расположенный на земельном участке по адресу: <адрес> не относится к многоквартирному дому, положения ЖК РФ о праве собственности собственника помещения по многоквартирному дому на долю в земельном участке применены быть не могут.
В силу ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", при приватизации расположенных на неделимом земельном участке частей зданий, строений и сооружений, признаваемых самостоятельными объектами недвижимости, с покупателями такого имущества заключаются договоры аренды указанного земельного участка со множественностью лиц на стороне арендатора в порядке, установленном законодательством.
Собственники указанных объектов недвижимости вправе одновременно приобрести в общую долевую собственность земельный участок после приватизации всех частей зданий, строений и сооружений, расположенных на этом земельном участке.
Размер доли в праве собственности на земельный участок определяется пропорционально отношению площади соответствующей части здания, строения или сооружения к общей площади здания, строения или сооружения.
В соответствии со ст. ст. 130, 261 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации объектом права собственности может быть земельный участок, то есть часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральным законодательством.
Следовательно, объектом приватизации, в том числе объектом права общей долевой собственности является не часть земельного участка и не доля в праве общей долевой собственности на земельный участок, а весь земельный участок в утвержденных границах.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что в состав объекта входит всего одна квартира, объект не может быть отнесен к многоквартирному дому и, соответственно, земельный участок под объектом не может формироваться в порядке, установленном распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 29.03.2005 года N 25-рп "О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций при формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом".
Таким образом, предложение Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга обратиться заявителю за формированием земельного участка по иной административной процедуре, установленной распоряжением 31-рп, не нарушает жилищные права заявителя.
В соответствии со статьей 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу положений статьи 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Заявителем не представлено доказательств нарушения Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга ни норм действующего законодательства, ни прав заявителя, с учетом того факта, что отказа в формировании земельного участка со стороны Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга не было.
Ссылка заявителя на то обстоятельство, что после пожара, была произведена реконструкция указанного жилого дома, в связи с чем, образовано две квартиры, не принимается судом во внимание, так как бесспорных и достоверных доказательств образования новых объектов недвижимости в связи с проведенной реконструкцией суду не представлено.
Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает определенный порядок производства переустройства и перепланировки жилого помещения. Для этого собственник соответствующего помещения представляет ряд документов. В числе прочих должен быть предоставлен подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки помещения. Проект переустройства или перепланировки является основанием проведения соответствующих работ. Завершение указанных работ по переустройству и (или) перепланировке и (или) иных работ подтверждается актом приемочной комиссии. Произведенная перепланировка указанного дома документально не оформлена и не зарегистрирована, вновь созданные объекты недвижимости в установленном законом порядке также не зарегистрированы.
В статье 194 ГПК РФ указано, что решением является постановление суда первой инстанции, которым дело разрешается по существу.
Решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19.12.2003 г. "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ) (п. 2).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п. 3).
Постановленное судом в рамках настоящего спора решение не может быть признано отвечающим требованиям ч. 1 ст. 195 ГПК РФ.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 31.07.2013 года - отменить.
В удовлетворении требований Б. - отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)