Судебные решения, арбитраж
Переустройство и перепланировка жилого помещения; Жилищное право
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
резолютивная часть постановления оглашена 22.09.2015
постановление изготовлено в полном объеме 05.10.2015
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.
судей Мухина С.М., Румянцева П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тер-Акопян Г.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГБУ "ФКП Росреестра" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.06.2015
по делу N А40-41249/2015, принятое судьей Уточкиным И.Н. (92-369)
по заявлению Департамента городского имущества г. Москвы
к ФГБУ "ФКП Росреестра"
- об оспаривании решения;
- при участии:
- от заявителя - Кузнецов Н.А. по доверенности от 30.12.2014;
- от заинтересованного лица - не явился, извещен;
- установил:
решением Арбитражного суда г. Москвы от 29.06.2015 заявление Департамента городского имущества г. Москвы о признании незаконным решения ФГБУ "ФКП Росреестра" от 27.11.2014 N 77/601/14-163505 об отказе в осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости, расположенных по адресу: Москва, пер. Трубниковский, дом 30, образованных в результате раздела объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0001059:2812 и обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" произвести государственный кадастровый учет объектов недвижимости, образованных в результате раздела объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0001059:2812, удовлетворено.
ФГБУ "ФКП Росреестра" не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе, представитель в судебное заседание не явился, информация о времени и месте судебного заседания размещена на сайте суда http://www.9aas.arbitr.ru.
Представитель Департамента в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Департамент городского имущества г. Москвы обратился в ФГБУ "ФКП Росреестра" с заявлением о государственном кадастровом учете объектов недвижимости, расположенных по адресу: Москва, пер. Трубниковский, дом 30, стр. 3, образованных в результате раздела объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0001059:2812.
Решением ФГБУ "ФКП Росреестра" от 27.08.2014 N 77/601/14-119035 осуществление государственного кадастрового учета приостановлено в связи с тем, что заявителем не представлено решение органа исполнительной власти г. Москвы о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения.
Решением от 27.11.2014 N 77/601/14-163505 заявителю отказано в удовлетворении заявления на основании п. 6 ч. 2 ст. 27 Закона о государственном кадастре.
Департамент, не согласившись с решением об отказе в осуществлении кадастрового учета N 77/601/14-163505, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение не соответствует действующему законодательству.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Предусмотренные Законом о государственном кадастре недвижимости полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных ст. 30 Закона о государственном кадастре недвижимости, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных Законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета. При этом соответствующие положения Закона о государственном кадастре недвижимости применяются к указанным государственным бюджетным к учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений. На государственные бюджетные учреждения, наделенные в соответствии со ст. 3 Закона о государственном кадастре недвижимости полномочиями органа кадастрового учета, распространяются предусмотренные Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" требования к организации и порядку взаимодействия с заявителями при предоставлении государственных услуг и положения об ответственности за нарушение данных требований.
На основании ведомственного перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии федеральными государственными бюджетными учреждениями в качестве основных видов деятельности, утвержденного приказом Росреестра от 24.12.2012 N П/599 "Об утверждении ведомственного перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии федеральными государственными бюджетными учреждениями в качестве основных видов деятельности", полномочиями по осуществлению государственного кадастрового учета недвижимого имущества, в том числе ведению государственного кадастра недвижимости наделено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра").
Согласно ч. 3 ст. 1 Закона о государственном кадастре недвижимости государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Из материалов дела следует, что осуществление государственного кадастрового учета объектов недвижимости приостановлено решением от 27.08.2014 N 77/601/14-119035, в качестве основания приостановления указано не предоставление решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения, выданного уполномоченным органом исполнительной власти г. Москвы.
Согласно ст. 15 Закона г. Москвы от 27.01.2010 N 2 "Основы жилищной политики г. Москвы", на которую ссылается ФГБУ "Росреестра" в решении о приостановлении государственного кадастрового учета объектов, не допускается самовольное переустройство или перепланировка жилого помещения в г. Москве. Постановлением Правительства г. Москвы от 25.10.2011 N 508-ПП утверждены требования к проведению переустройства и административный регламент по предоставлению государственной услуги "согласование переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах и оформление приемочной комиссией акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещений в многоквартирных домах и жилых домах" в г. Москве.
Указанные нормативные акты регламентируют действующий порядок согласования перепланировки на объектах жилого и нежилого назначения, но не распространяются свое действие на выполнение кадастровых работ, в том числе, на подготовку технических планов.
Часть 1 ст. 22 Закона о государственном кадастре недвижимости содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых для кадастрового учета.
Решение органа местного самоуправления о согласовании переустройства и (или) перепланировки, оформленное в соответствии с постановлением Правительства г. Москвы от 25.10.2011 N 508-ПП, в этот перечень не входит.
На основании ч. 4 ст. 21 Закона о государственном кадастре недвижимости орган кадастрового учета не вправе требовать от заявителя или его представителя представлять документы, не установленные Законом о государственном кадастре недвижимости.
Согласно п. 8 ст. 41 Закона о государственном кадастре недвижимости сведения о помещении, за исключением сведений о его местоположении в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения, указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости.
В соответствии с п. 10 Приложения 2 к приказу Минэкономразвития России от 29.11.2010 N 583 "Об утверждении формы технического плана помещения и требований к его подготовке" при необходимости включения в технический план дополнительных документов соответствующие документы включаются в качестве приложений к техническому плану.
В представленных в ФГБУ "ФКП Росреестра" технических планах содержатся декларации об объектах недвижимости, составленные и заверенные правообладателем объекта недвижимости, копия свидетельства, подтверждающая государственную регистрацию права собственности г. Москвы на исходное помещение, проведенную в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество сделок с ним". Общая площадь объектов, образуемых в результате разделения, равна площади разделяемого объекта. Границы объектов, образуемых в результате разделения, не выходят за границы разделяемого объекта. Перечень помещений (комнат) объектов, образуемых в результате разделения, совпадает с перечнем помещений (комнат) разделяемого объекта.
Таким образом, действия ФГБУ "ФКП Росреестра" выражаются в незаконных требованиях по представлению документов, не требуемых Законом о государственном кадастре недвижимости, что нарушает права Департамента распоряжаться имуществом в соответствии с действующим законодательством.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции на основании п. 3 ч. 4 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерно возложена обязанность ФГБУ "ФКП Росреестра" устранить нарушения прав и законных интересов Департамента в установленном законом порядке.
Нормы материального права применены судом правильно.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.06.2015 по делу N А40-41249/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
Т.Т.МАРКОВА
Судьи
С.М.МУХИН
П.В.РУМЯНЦЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.10.2015 N 09АП-37737/2015 ПО ДЕЛУ N А40-41249/15
Разделы:Переустройство и перепланировка жилого помещения; Жилищное право
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 октября 2015 г. N 09АП-37737/2015
Дело N А40-41249/15
резолютивная часть постановления оглашена 22.09.2015
постановление изготовлено в полном объеме 05.10.2015
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.
судей Мухина С.М., Румянцева П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тер-Акопян Г.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГБУ "ФКП Росреестра" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.06.2015
по делу N А40-41249/2015, принятое судьей Уточкиным И.Н. (92-369)
по заявлению Департамента городского имущества г. Москвы
к ФГБУ "ФКП Росреестра"
- об оспаривании решения;
- при участии:
- от заявителя - Кузнецов Н.А. по доверенности от 30.12.2014;
- от заинтересованного лица - не явился, извещен;
- установил:
решением Арбитражного суда г. Москвы от 29.06.2015 заявление Департамента городского имущества г. Москвы о признании незаконным решения ФГБУ "ФКП Росреестра" от 27.11.2014 N 77/601/14-163505 об отказе в осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости, расположенных по адресу: Москва, пер. Трубниковский, дом 30, образованных в результате раздела объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0001059:2812 и обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" произвести государственный кадастровый учет объектов недвижимости, образованных в результате раздела объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0001059:2812, удовлетворено.
ФГБУ "ФКП Росреестра" не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе, представитель в судебное заседание не явился, информация о времени и месте судебного заседания размещена на сайте суда http://www.9aas.arbitr.ru.
Представитель Департамента в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Департамент городского имущества г. Москвы обратился в ФГБУ "ФКП Росреестра" с заявлением о государственном кадастровом учете объектов недвижимости, расположенных по адресу: Москва, пер. Трубниковский, дом 30, стр. 3, образованных в результате раздела объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0001059:2812.
Решением ФГБУ "ФКП Росреестра" от 27.08.2014 N 77/601/14-119035 осуществление государственного кадастрового учета приостановлено в связи с тем, что заявителем не представлено решение органа исполнительной власти г. Москвы о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения.
Решением от 27.11.2014 N 77/601/14-163505 заявителю отказано в удовлетворении заявления на основании п. 6 ч. 2 ст. 27 Закона о государственном кадастре.
Департамент, не согласившись с решением об отказе в осуществлении кадастрового учета N 77/601/14-163505, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение не соответствует действующему законодательству.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Предусмотренные Законом о государственном кадастре недвижимости полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных ст. 30 Закона о государственном кадастре недвижимости, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных Законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета. При этом соответствующие положения Закона о государственном кадастре недвижимости применяются к указанным государственным бюджетным к учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений. На государственные бюджетные учреждения, наделенные в соответствии со ст. 3 Закона о государственном кадастре недвижимости полномочиями органа кадастрового учета, распространяются предусмотренные Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" требования к организации и порядку взаимодействия с заявителями при предоставлении государственных услуг и положения об ответственности за нарушение данных требований.
На основании ведомственного перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии федеральными государственными бюджетными учреждениями в качестве основных видов деятельности, утвержденного приказом Росреестра от 24.12.2012 N П/599 "Об утверждении ведомственного перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии федеральными государственными бюджетными учреждениями в качестве основных видов деятельности", полномочиями по осуществлению государственного кадастрового учета недвижимого имущества, в том числе ведению государственного кадастра недвижимости наделено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра").
Согласно ч. 3 ст. 1 Закона о государственном кадастре недвижимости государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Из материалов дела следует, что осуществление государственного кадастрового учета объектов недвижимости приостановлено решением от 27.08.2014 N 77/601/14-119035, в качестве основания приостановления указано не предоставление решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения, выданного уполномоченным органом исполнительной власти г. Москвы.
Согласно ст. 15 Закона г. Москвы от 27.01.2010 N 2 "Основы жилищной политики г. Москвы", на которую ссылается ФГБУ "Росреестра" в решении о приостановлении государственного кадастрового учета объектов, не допускается самовольное переустройство или перепланировка жилого помещения в г. Москве. Постановлением Правительства г. Москвы от 25.10.2011 N 508-ПП утверждены требования к проведению переустройства и административный регламент по предоставлению государственной услуги "согласование переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах и оформление приемочной комиссией акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещений в многоквартирных домах и жилых домах" в г. Москве.
Указанные нормативные акты регламентируют действующий порядок согласования перепланировки на объектах жилого и нежилого назначения, но не распространяются свое действие на выполнение кадастровых работ, в том числе, на подготовку технических планов.
Часть 1 ст. 22 Закона о государственном кадастре недвижимости содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых для кадастрового учета.
Решение органа местного самоуправления о согласовании переустройства и (или) перепланировки, оформленное в соответствии с постановлением Правительства г. Москвы от 25.10.2011 N 508-ПП, в этот перечень не входит.
На основании ч. 4 ст. 21 Закона о государственном кадастре недвижимости орган кадастрового учета не вправе требовать от заявителя или его представителя представлять документы, не установленные Законом о государственном кадастре недвижимости.
Согласно п. 8 ст. 41 Закона о государственном кадастре недвижимости сведения о помещении, за исключением сведений о его местоположении в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения, указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости.
В соответствии с п. 10 Приложения 2 к приказу Минэкономразвития России от 29.11.2010 N 583 "Об утверждении формы технического плана помещения и требований к его подготовке" при необходимости включения в технический план дополнительных документов соответствующие документы включаются в качестве приложений к техническому плану.
В представленных в ФГБУ "ФКП Росреестра" технических планах содержатся декларации об объектах недвижимости, составленные и заверенные правообладателем объекта недвижимости, копия свидетельства, подтверждающая государственную регистрацию права собственности г. Москвы на исходное помещение, проведенную в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество сделок с ним". Общая площадь объектов, образуемых в результате разделения, равна площади разделяемого объекта. Границы объектов, образуемых в результате разделения, не выходят за границы разделяемого объекта. Перечень помещений (комнат) объектов, образуемых в результате разделения, совпадает с перечнем помещений (комнат) разделяемого объекта.
Таким образом, действия ФГБУ "ФКП Росреестра" выражаются в незаконных требованиях по представлению документов, не требуемых Законом о государственном кадастре недвижимости, что нарушает права Департамента распоряжаться имуществом в соответствии с действующим законодательством.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции на основании п. 3 ч. 4 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерно возложена обязанность ФГБУ "ФКП Росреестра" устранить нарушения прав и законных интересов Департамента в установленном законом порядке.
Нормы материального права применены судом правильно.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.06.2015 по делу N А40-41249/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
Т.Т.МАРКОВА
Судьи
С.М.МУХИН
П.В.РУМЯНЦЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)