Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 февраля 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тюкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Волгограда
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22 октября 2014 года по делу N А12-27137/2014 (судья Пономарев А.В.)
по заявлению администрации Волгограда (400066, г. Волгоград, ул. Володарского, 5, ИНН 3444059139, ОГРН 1023403433822)
к инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (400066, г. Волгоград, ул. Новороссийская, 5, ИНН 3445079787, ОГРН 1063460031580)
о признании недействительным предписания,
лица, участвующие в деле явку представителей в судебное заседание не обеспечили, извещены надлежащим образом,
установил:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилась администрация Волгограда (далее - заявитель, Администрация) с заявлением о признании недействительными пунктов 1, 3, 4 предписания инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее - Инспекция) от 16.07.2014 N 1276 о проведении мероприятий по обеспечению обязательных требований п. 3 ч. 2 ст. 65 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 22 октября 2014 года по делу N А12-27137/2014 в удовлетворении требований администрации Волгограда отказано.
Не согласившись с принятым решением, администрация Волгограда обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п. 1 ст. 123, п. 3 ст. 156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в Инспекцию поступило обращение гражданки Богровой В.Н., проживающей к квартире N 14 многоквартирного дома N 205 по ул. Лазоревая в г. Волгограде, по вопросу непригодности муниципального жилого помещения для проживания в связи неудовлетворительным техническим состоянием инженерных систем, оборудования, приборов, конструктивных элементов в границах квартиры.
В ходе проверки доводов обращения установлено, в том числе, следующее: инженерная система водоотведения выполнена из чугунных труб, по всему периметру санузла и кухни имеет значительные разрушения (сквозные дыры), в настоящий момент не используется. Коммунальная услуга по водоотведению не предоставляется. Унитаз находится в неисправном состоянии, отсутствует сливной бочок. Отсекающее устройство (водонапорный кран), расположенное в границе смесителя в санузле, неисправно (отсутствует ручка). Газоиспользующее оборудование (газовая водогрейная колонка), предусмотренная проектом, отсутствует, в связи с чем, коммунальная услуга по горячему водоснабжению не предоставляется.
В ходе проверки установлено также, что квартира N 14 многоквартирного дома N 205 по ул. Лазоревая в г. Волгограде является муниципальной, гр. Богрова В.Н. проживает в указанной квартире на основании договора социального найма. Данное обстоятельство стороны не оспаривают.
Учитывая, что администрация Волгограда выступает наймодателем вышеуказанного жилого помещения и является лицом, ответственным за производство капитального ремонта жилого помещения, предоставление нанимателю коммунальных услуг надлежащего качества, администрации Волгограда должностным лицом Инспекции выдано предписание от 16.07.2014 N 1276 на устранение выявленных нарушений.
Не согласившись с пунктами 1, 3, 4 предписания Инспекции от 16.07.2014 N 1276, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 3 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В силу пункта 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) бремя содержания имущества возложено на собственника.
Согласно пункту 1 статьи 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
В силу п. 2 ст. 681 ГК РФ капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения.
Согласно ст. 676 ГК РФ наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.
В соответствии со статьями 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Как установлено судом первой инстанции из обращения гражданки Богровой В.Н., капитальный ремонт многоквартирного дома N 205 по ул. Лазоревая 1961 года постройки, ни разу не проводился. Газовая колонка снята специалистами газовой службы в 2007 году, т.к. не подлежит более ремонту. Согласно акту проверки от 16.07.2014 N 1276 установлено, что в ходе длительного срока эксплуатации пришла в негодность инженерная система водоотведения, которая выполнена из чугунных труб, и по всему периметру санузла и кухни имеет значительные разрушения (сквозные дыры) и в настоящий момент не используется.
Согласно техническому паспорту на многоквартирный дом N 205 по ул. Лазоревая подача горячей воды в жилые помещения осуществляется через газовые колонки.
Согласно пункту 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) под "внутриквартирным оборудованием" понимаются находящиеся в жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме и не входящие в состав внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, с использованием которых осуществляется потребление коммунальных услуг.
Таким образом, газовая водогрейная колонка является внутриквартирным оборудованием, с использованием которого осуществляется потребление коммунальной услуги по горячему водоснабжению, надлежащую эксплуатацию которого обязан осуществлять именно собственник (наймодатель) жилого помещения.
Кроме того, отсекающее устройство (водонапорный кран), расположенное в границе смесителя в санузле является внутриквартирным оборудованием, с использованием которого осуществляется потребление коммунальной услуги по горячему водоснабжению (при исправности газовой колонки), а сливной бачок в унитазе относятся к внутриквартирному оборудованию, с использованием которого осуществляется потребление коммунальной услуги по водоотведению, в силу чего, надлежащую эксплуатацию вышеуказанных устройств в силу закона обязан осуществлять наймодатель.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно указал, что нанимателю жилого помещения - квартиры N 14 по ул. Лазоревая, 205, не обеспечено предоставление таких видов коммунальных услуг, как водоотведение и горячее водоснабжение.
Требования, которым должно отвечать жилое помещение, установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, в соответствии с п. 12 которого жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).
Судом первой инстанции правомерно отклонены доводы Администрации о том, что нанимателю квартиры N 14 дома N 205 по ул. Лазоревая жилое помещение было предоставлено в надлежащем состоянии, а наниматель не исполнил обязанности по сохранению данного помещения в надлежащем состоянии.
Как следует из материалов дела, вышеуказанное жилое помещение было предоставлено нанимателю по договору социального найма в 1961, более 50 лет назад, и за все это продолжительное время наймодатель ни разу не исполнил свою обязанность по проведению капитального ремонта как самого многоквартирного дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение с заменой инженерных систем и инженерного оборудования, так и жилого помещения. Именно в результате длительного срока эксплуатации (более 50 лет) многоквартирного дома и его инженерных систем без капитального ремонта пришла в негодность инженерная система водоотведения, выполненная из чугунных труб, стал непригодным для эксплуатации унитаз в квартире (сливной бачок), а также пришла в негодность (не подлежащей ремонту) газовая водонагревательная колонка, которая была установлена при вводе дома в эксплуатацию в 1961 году.
При таких обстоятельствах, в настоящее время наниматель жилого помещения - квартиры N 14 в многоквартирном доме N 205 по ул. Лазоревая не обеспечивается коммунальными услугами по водоотведению и горячему водоснабжению, в связи с чем, жилое помещение является непригодным для проживания. Более того, указанная квартира находится в состоянии, которое не обеспечивает безопасность жизни и здоровья, проживающих в ней граждан, и без проведения капитального ремонта ее дальнейшая эксплуатация в качестве жилого помещения невозможна.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, Положением об Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области установлено, что Инспекция является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным на осуществление государственного жилищного надзора, направленного на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных жилищным законодательством, в том числе по использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности, законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Пунктом 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено право должностных лиц органов государственного жилищного надзора, являющихся государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Согласно частям 2, 3 статьи 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан: принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения; обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества. Наймодатель жилого помещения по договору социального найма помимо указанных обязанностей несет иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения.
Факт нарушения Администрацией указанных норм установлен административным органом и подтвержден материалами дела, которым судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка в их совокупности.
Имея возможность для соблюдения положений действующего законодательства, администрация не приняла всех зависящих от нее мер по содержанию и ремонту названного выше жилищного фонда в объеме, обеспечивающим нормативные условия для проживания.
Исходя из характера установленных в ходе проверки нарушений, не усматривается, что их устранение относится к текущему ремонту, выполняемому силами нанимателя жилого помещения.
Довод заявителя о том, что субъектом ответственности по приведению в надлежащее техническое состояние отсекающего устройства (водонапорного крана), расположенного в границе смесителя в санузле, в данном случае является управляющая организация, которой переданы функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации и ремонту данного жилого дома отклоняется судом, поскольку указанное устройство не относится к общему имуществу собственников помещений.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы Администрации подлежат отклонению, как несостоятельные. Аналогичные доводы являлись предметом исследования суда первой инстанции, им дана полная и надлежащая оценка. Суд, пришел к правомерному выводу о том, что предписание соответствует требованиям жилищного законодательства и не нарушает прав и законных интересов Администрации. Администрацией не представлено в материалы дела доказательств соблюдения требований жилищного законодательства.
Все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется. Апелляционную жалобу администрации Волгограда следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22 октября 2014 года по делу N А12-27137/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
М.Г.ЦУЦКОВА
Судьи
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
А.В.СМИРНИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.02.2015 N 12АП-13078/2014 ПО ДЕЛУ N А12-27137/2014
Разделы:Управление многоквартирным домом; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 февраля 2015 г. по делу N А12-27137/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 февраля 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тюкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Волгограда
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22 октября 2014 года по делу N А12-27137/2014 (судья Пономарев А.В.)
по заявлению администрации Волгограда (400066, г. Волгоград, ул. Володарского, 5, ИНН 3444059139, ОГРН 1023403433822)
к инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (400066, г. Волгоград, ул. Новороссийская, 5, ИНН 3445079787, ОГРН 1063460031580)
о признании недействительным предписания,
лица, участвующие в деле явку представителей в судебное заседание не обеспечили, извещены надлежащим образом,
установил:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилась администрация Волгограда (далее - заявитель, Администрация) с заявлением о признании недействительными пунктов 1, 3, 4 предписания инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее - Инспекция) от 16.07.2014 N 1276 о проведении мероприятий по обеспечению обязательных требований п. 3 ч. 2 ст. 65 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 22 октября 2014 года по делу N А12-27137/2014 в удовлетворении требований администрации Волгограда отказано.
Не согласившись с принятым решением, администрация Волгограда обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п. 1 ст. 123, п. 3 ст. 156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в Инспекцию поступило обращение гражданки Богровой В.Н., проживающей к квартире N 14 многоквартирного дома N 205 по ул. Лазоревая в г. Волгограде, по вопросу непригодности муниципального жилого помещения для проживания в связи неудовлетворительным техническим состоянием инженерных систем, оборудования, приборов, конструктивных элементов в границах квартиры.
В ходе проверки доводов обращения установлено, в том числе, следующее: инженерная система водоотведения выполнена из чугунных труб, по всему периметру санузла и кухни имеет значительные разрушения (сквозные дыры), в настоящий момент не используется. Коммунальная услуга по водоотведению не предоставляется. Унитаз находится в неисправном состоянии, отсутствует сливной бочок. Отсекающее устройство (водонапорный кран), расположенное в границе смесителя в санузле, неисправно (отсутствует ручка). Газоиспользующее оборудование (газовая водогрейная колонка), предусмотренная проектом, отсутствует, в связи с чем, коммунальная услуга по горячему водоснабжению не предоставляется.
В ходе проверки установлено также, что квартира N 14 многоквартирного дома N 205 по ул. Лазоревая в г. Волгограде является муниципальной, гр. Богрова В.Н. проживает в указанной квартире на основании договора социального найма. Данное обстоятельство стороны не оспаривают.
Учитывая, что администрация Волгограда выступает наймодателем вышеуказанного жилого помещения и является лицом, ответственным за производство капитального ремонта жилого помещения, предоставление нанимателю коммунальных услуг надлежащего качества, администрации Волгограда должностным лицом Инспекции выдано предписание от 16.07.2014 N 1276 на устранение выявленных нарушений.
Не согласившись с пунктами 1, 3, 4 предписания Инспекции от 16.07.2014 N 1276, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 3 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В силу пункта 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) бремя содержания имущества возложено на собственника.
Согласно пункту 1 статьи 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
В силу п. 2 ст. 681 ГК РФ капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения.
Согласно ст. 676 ГК РФ наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.
В соответствии со статьями 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Как установлено судом первой инстанции из обращения гражданки Богровой В.Н., капитальный ремонт многоквартирного дома N 205 по ул. Лазоревая 1961 года постройки, ни разу не проводился. Газовая колонка снята специалистами газовой службы в 2007 году, т.к. не подлежит более ремонту. Согласно акту проверки от 16.07.2014 N 1276 установлено, что в ходе длительного срока эксплуатации пришла в негодность инженерная система водоотведения, которая выполнена из чугунных труб, и по всему периметру санузла и кухни имеет значительные разрушения (сквозные дыры) и в настоящий момент не используется.
Согласно техническому паспорту на многоквартирный дом N 205 по ул. Лазоревая подача горячей воды в жилые помещения осуществляется через газовые колонки.
Согласно пункту 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) под "внутриквартирным оборудованием" понимаются находящиеся в жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме и не входящие в состав внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, с использованием которых осуществляется потребление коммунальных услуг.
Таким образом, газовая водогрейная колонка является внутриквартирным оборудованием, с использованием которого осуществляется потребление коммунальной услуги по горячему водоснабжению, надлежащую эксплуатацию которого обязан осуществлять именно собственник (наймодатель) жилого помещения.
Кроме того, отсекающее устройство (водонапорный кран), расположенное в границе смесителя в санузле является внутриквартирным оборудованием, с использованием которого осуществляется потребление коммунальной услуги по горячему водоснабжению (при исправности газовой колонки), а сливной бачок в унитазе относятся к внутриквартирному оборудованию, с использованием которого осуществляется потребление коммунальной услуги по водоотведению, в силу чего, надлежащую эксплуатацию вышеуказанных устройств в силу закона обязан осуществлять наймодатель.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно указал, что нанимателю жилого помещения - квартиры N 14 по ул. Лазоревая, 205, не обеспечено предоставление таких видов коммунальных услуг, как водоотведение и горячее водоснабжение.
Требования, которым должно отвечать жилое помещение, установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, в соответствии с п. 12 которого жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).
Судом первой инстанции правомерно отклонены доводы Администрации о том, что нанимателю квартиры N 14 дома N 205 по ул. Лазоревая жилое помещение было предоставлено в надлежащем состоянии, а наниматель не исполнил обязанности по сохранению данного помещения в надлежащем состоянии.
Как следует из материалов дела, вышеуказанное жилое помещение было предоставлено нанимателю по договору социального найма в 1961, более 50 лет назад, и за все это продолжительное время наймодатель ни разу не исполнил свою обязанность по проведению капитального ремонта как самого многоквартирного дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение с заменой инженерных систем и инженерного оборудования, так и жилого помещения. Именно в результате длительного срока эксплуатации (более 50 лет) многоквартирного дома и его инженерных систем без капитального ремонта пришла в негодность инженерная система водоотведения, выполненная из чугунных труб, стал непригодным для эксплуатации унитаз в квартире (сливной бачок), а также пришла в негодность (не подлежащей ремонту) газовая водонагревательная колонка, которая была установлена при вводе дома в эксплуатацию в 1961 году.
При таких обстоятельствах, в настоящее время наниматель жилого помещения - квартиры N 14 в многоквартирном доме N 205 по ул. Лазоревая не обеспечивается коммунальными услугами по водоотведению и горячему водоснабжению, в связи с чем, жилое помещение является непригодным для проживания. Более того, указанная квартира находится в состоянии, которое не обеспечивает безопасность жизни и здоровья, проживающих в ней граждан, и без проведения капитального ремонта ее дальнейшая эксплуатация в качестве жилого помещения невозможна.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, Положением об Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области установлено, что Инспекция является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным на осуществление государственного жилищного надзора, направленного на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных жилищным законодательством, в том числе по использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности, законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Пунктом 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено право должностных лиц органов государственного жилищного надзора, являющихся государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Согласно частям 2, 3 статьи 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан: принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения; обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества. Наймодатель жилого помещения по договору социального найма помимо указанных обязанностей несет иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения.
Факт нарушения Администрацией указанных норм установлен административным органом и подтвержден материалами дела, которым судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка в их совокупности.
Имея возможность для соблюдения положений действующего законодательства, администрация не приняла всех зависящих от нее мер по содержанию и ремонту названного выше жилищного фонда в объеме, обеспечивающим нормативные условия для проживания.
Исходя из характера установленных в ходе проверки нарушений, не усматривается, что их устранение относится к текущему ремонту, выполняемому силами нанимателя жилого помещения.
Довод заявителя о том, что субъектом ответственности по приведению в надлежащее техническое состояние отсекающего устройства (водонапорного крана), расположенного в границе смесителя в санузле, в данном случае является управляющая организация, которой переданы функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации и ремонту данного жилого дома отклоняется судом, поскольку указанное устройство не относится к общему имуществу собственников помещений.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы Администрации подлежат отклонению, как несостоятельные. Аналогичные доводы являлись предметом исследования суда первой инстанции, им дана полная и надлежащая оценка. Суд, пришел к правомерному выводу о том, что предписание соответствует требованиям жилищного законодательства и не нарушает прав и законных интересов Администрации. Администрацией не представлено в материалы дела доказательств соблюдения требований жилищного законодательства.
Все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется. Апелляционную жалобу администрации Волгограда следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22 октября 2014 года по делу N А12-27137/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
М.Г.ЦУЦКОВА
Судьи
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
А.В.СМИРНИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)