Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 17.09.2015 ПО ДЕЛУ N 33-15417/2015

Требование: О понуждении предоставить квартиру по договору социального найма.

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истцы не приобрели внеочередного права на предоставление жилого помещения по договору социального найма, поскольку проживали в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности одному из них. В материалах дела отсутствуют доказательства невозможности ремонта или реконструкции указанного жилого помещения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 сентября 2015 г. по делу N 33-15417/2015


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Железнова О.Ф.,
судей Голубевой И.В. и Куловой Г.Р.
при секретаре Ш.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации ГО г. Уфа РБ М. на решение Октябрьского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от дата.
Заслушав доклад судьи Голубевой И.В., судебная коллегия

установила:

Т.В.Л., Т.З.Ф., Т.А.В., действующая также в интересах несовершеннолетнего ФИО5, обратились в суд к Администрации городского округа город Уфа о понуждении предоставить квартиру по договору социального найма. В обоснование исковых требований указали, что Т.А.В. принадлежит на праве собственности однокомнатная квартира N... общей площадью... кв. м, расположенная на первом этаже многоквартирного дома N... по адресу: адрес. В указанной квартире зарегистрированы Т.А.В., Т.В.Л., Т.З.Ф., ФИО8, дата года рождения. На основании Постановления N... от дата Главы Администрации Ленинского района город Уфа Т.З.Ф. с составом семьи четыре человека: Т.А.В., Т.В.Л., Т.А.И. приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Как следует из письма N... от дата Администрации Ленинского района городского округа город Уфа РБ, жилой адрес признан непригодным для постоянного проживания, и включен в перечень жилых домов, подлежащих расселению согласно адресной программе Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на дата годы. Истцы полагают, что поскольку их семья признана малоимущей, то есть неспособной приобрести на свои личные средства жилое помещение, и принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении - у органов местного самоуправления (Администрация Городского округа город Уфа РБ) в силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ возникла обязанность предоставить им жилое помещение по договору социального найма в размере не менее... кв. м общей площади жилого помещения на одного человека вне очереди.
дата судом принято решение об удовлетворении исковых требования Т.В.Л., Т.З.Ф., Т.А.В., действующей также в интересах несовершеннолетнего ФИО5, к Администрации городского округа город Уфа о понуждении предоставить квартиру по договору социального найма. Администрацию городского округа город Уфа РБ обязали предоставить Т.В.Л., Т.З.Ф., Т.А.В., ФИО5 благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в размере не менее... кв. м общей площади жилого помещения на одного человека вне очереди.
В апелляционной жалобе представитель Администрации городского округа г. Уфа РБ М. просит отменить решение суда и вынести новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований. Полагает, что суд необоснованно обязал предоставить жилое помещение по договору социального найма Т.А.В. без учета имеющегося у нее в собственности жилого помещения площадью... кв. м. Истцы не приобрели внеочередного права на предоставление жилого помещения по договору социального найма, поскольку проживали в жилом помещении, принадлежащим на праве собственности Т.А.В. В материалах дела отсутствуют доказательства невозможности ремонта или реконструкции жилого помещения Т.А.В.
Апелляционным определением Верховного Суда РБ от дата решение Октябрьского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата оставлено без изменения.
Постановлением Президиума Верховного Суда РБ от дата апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от дата отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в ином составе судей.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя Администрации городского округа г. Уфа РБ М., поддержавшего доводы жалобы, Т.З.Ф., полагавшей решение суда законным, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Решение суда первой инстанции, с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РБ от 2 апреля 2015 года, оставлено без изменения.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно исходили из того, что поскольку истцы, состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, проживают в непригодном для проживания жилом помещении, в соответствии с положениями части 1, пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации они имеют право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди.
Вместе с тем, удовлетворяя исковые требования, суд исходили из того, что истцам должно быть предоставлено жилое помещение по норме предоставления в размере от 14 до 18 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека, которая установлена решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 12/22 от 08 июня 2006 года "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения, об установлении порога размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, периода накопления денежных средств, достаточного для приобретения жилого помещения, действующих на территории городского округа г. Уфа".
Данный вывод суда о предоставлении истцам жилого помещения по нормам социального найма основан на неправильном применении норм материального права.
Согласно Конституции Российской Федерации (часть 3 статьи 40) малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу ч. 1 ст. 57 ЖК Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
В соответствии с п. 1 ч. 2 данной правовой нормы вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
Иное толкование п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК Российской Федерации противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего правила о предоставлении жилых помещений в порядке очередности в отношении лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
В соответствии со статьей 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В силу части 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Признание жилого помещения непригодным для проживания, равно как и не подлежащим ремонту или реконструкции, влечет возникновение права на внеочередное предоставление жилого помещения, поскольку в силу п. п. 38, 47 Положения "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, признание жилого помещения непригодным для проживания свидетельствует о том, что данное жилое помещение восстановлению и ремонту не подлежит.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" ЖК Российской Федерации не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу и реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают собственники жилых помещений. При рассмотрении споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений в таком многоквартирном доме, суд вправе исходя из норм ч. 1 ст. 7 ЖК Российской Федерации о применении жилищного законодательства по аналогии применить к названным отношениям положения ч. 10 ст. 32 ЖК Российской Федерации об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме согласно ч. 10 ст. 32 ЖК Российской Федерации применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 ЖК Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 Жилищного кодекса Российской Федерации), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Т.А.В. принадлежит на праве собственности однокомнатная квартира N..., общей площадь... кв. м, расположенная на первом этаже многоквартирного дома N... по адресу: адрес, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N..., выданным дата Управлением Росреестра по РБ.
В указанной квартире зарегистрированы Т.А.В., Т.В.Л., Т.З.Ф., ФИО5, что подтверждается справкой о регистрации N... от дата года.
На основании Постановления N... от дата Главы Администрации Ленинского района город Уфа Т.З.Ф. с составом семьи четыре человека: Т.А.В., Т.В.Л., ФИО5 принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, что подтверждается выпиской N... от дата, выданной Администрацией Ленинского района городского округа город Уфа РБ.
Как следует из письма N... от дата Администрации Ленинского района городского округа город Уфа РБ жилой дом N... по адрес признан непригодным для постоянного проживания, и включен в перечень жилых домов, подлежащих расселению согласно адресной программе Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на дата годы.
Таким образом, органом местного самоуправления признано право истцов на улучшение их жилищных условий в льготном - внеочередном порядке и в силу п. п. 1, 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ у Администрации ГО город Уфа Республики Башкортостан возникла обязанность вне очереди предоставить данным гражданам жилое помещение по договору социального найма. При этом, законодательство не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий с правом, на котором гражданину принадлежит жилое помещение, а потому таковым может быть признан как наниматель жилого помещения, так и собственник жилого помещения.
Суд первой инстанции, определяя размер жилого помещения, подлежащего предоставлению в связи с расселением указанных граждан, не верно определил площадь жилого помещения, подлежащего предоставлению.
В соответствии со ст. ст. 2 и 16 Федерального закона от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп по правилам ст. 32 ЖК РФ.
Предоставление жилого помещения в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу и включением его в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, в связи с чем при его предоставлении следует учитывать положения ст. 89 ЖК РФ.
В разделе II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 года, указано, что если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.
Таким образом, законодатель определил, что жилищные права собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, подлежат защите в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса РФ, то есть жилое помещение может быть изъято у собственника либо путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав, а права и обязанности сторон относительно выкупной цены жилого помещения либо предоставления другого жилого помещения устанавливаются на основании соглашения между ними.
Как следует из материалов дела, между истцами и Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан не достигнуто соглашение относительно предоставления другого жилого помещения взамен занимаемого.
При таких обстоятельствах, Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при отсутствии соглашения с собственником о предоставлении ему другого жилого помещения, жилое помещение может быть изъято у собственника лишь путем выкупа.
В связи с изложенным, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения исковых требований о предоставлении жилого помещения по нормам социального найма.
Таким образом, учитывая вышеизложенные обстоятельства, судебная коллегия считает необходимым решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата изменить в части площади предоставляемого жилого помещения, указав о предоставлении жилого помещения Т.З.Ф., Т.А.В., Т.В.Л., ФИО5 площадью... кв. м.
Доводы жалобы о том, что в решении суда отсутствуют сведения о том, что дом ремонту или реконструкции не подлежит, доказательства признания дома непригодным для проживания и невозможности осуществить ремонт и реконструкцию, не могут быть приняты судебной коллегией, поскольку жилой дом признан не пригодным для проживания в дата и до настоящего времени жильцам не предоставлено другое жилое помещение. Доказательств об изменении технического состояния данного дома суду не представлено. Также ответчиком не представлено доказательств возможности и целесообразности реконструкции данного дома, предпринятых ответчиком мер по их проведению и финансированию.
Руководствуясь статьями 198, 199, 327 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата изменить в части площади предоставляемого жилого помещения, указав о предоставлении жилого помещения Т.З.Ф., Т.А.В., Т.В.Л., ФИО5 площадью... кв. м.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан М. - без удовлетворения.

Председательствующий
О.Ф.ЖЕЛЕЗНОВ

Судьи
И.В.ГОЛУБЕВА
Г.Р.КУЛОВА

Справка: судья Нурисламова Р.Р.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)