Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Хабаровский краевой суд в составе:
судьи Барабаш Н.Ю.
при секретаре О.
с участием прокурора Доськовой Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" о признании недействующим в части постановления Правительства Хабаровского края от 11 апреля 2013 г. N 83-пр "О внесении изменений в постановление Правительства Хабаровского края от 31 октября 2012 г. N 388-пр "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, нормативов потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и надворных построек" и о признании недействующим в части постановления Правительства Хабаровского края от 20 мая 2013 г. N 127-пр "О внесении изменений в постановление Правительства Хабаровского края от 31 октября 2012 г. N 388-пр "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, нормативов потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и надворных построек",
Правительством Хабаровского края 31 октября 2012 года принято постановление N 388-пр "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, нормативов потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и надворных построек".
Постановлениями Правительства Хабаровского края N 83-пр от 11 апреля 2013 года (далее - Постановление N 83-пр) и N 127-пр от 20 мая 2013 года (далее - Постановление N 127-пр) внесены изменения в постановление Правительства Хабаровского края от 31 октября 2012 г. N 388-пр.
Открытое акционерное общество "Дальневосточная генерирующая компания" (далее - ОАО "ДГК"), ссылаясь на нарушение прав и законных интересов ОАО "ДГК", выразившееся в том, что применение Постановления N 83 и Постановления N 127-пр при исполнении заключенных договоров поставки горячей воды приведет к неправильному (заниженному) объему потребительской услуги в зоне деятельности ОАО "ДГК", и соответственно, причинению убытков ОАО "ДГК", обратилось в Хабаровский краевой суд с заявлением, в котором просит признать недействующим со дня принятия Постановление N 83-пр в части внесения изменений в нормативы потребления услуг горячего водоснабжения по городскому округу "Город Хабаровск", по городскому округу "Город Комсомольск-на-Амуре", по городскому поселению "Город Амурск" Амурского муниципального района, по городскому поселению "Город Николаевск-на-Амуре" Николаевского муниципального района, по городскому поселению "Рабочий поселок Майский" Советско-Гаванского муниципального района, по Мирненскому сельскому поселению Хабаровского муниципального района, по Тополевскому сельскому поселению Хабаровского муниципального района, по Ракитненскому сельскому поселению Хабаровского муниципального района. А также признать недействующим со дня принятия Постановление N 127-пр в части внесения изменений в нормативы потребления услуг горячего водоснабжения по городскому округу "Город Хабаровск" и по городскому округу "Город Комсомольск-на-Амуре".
В обоснование заявленных требований ОАО "ДГК" указывает на то, что оспариваемые нормативные правовые акты не соответствует положениям Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 (далее - Правила N 306).
Нарушения, по мнению заявителя, выразились в противоречии оспариваемых нормативных актов нормам Правил N 306, устанавливающим сроки действия нормативов и отсутствии оснований для пересмотра нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Хабаровского края N 388-пр от 31 октября 2012 г. и введенных в действие с 1 декабря 2012 г., поскольку в период с 31 октября 2012 г. до 11 апреля 2013 г. каких-либо изменений конструктивных и технических параметров, степени благоустройства жилых домов, климатических условий не происходило. Между тем, в нарушение пунктов 14, 15, 16 Правил N 306 Постановлением N 83-пр внесены изменения, в ранее установленные нормативы потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Помимо этого изменения, внесенные в нормативы потребления услуги по горячему водоснабжению в г. Хабаровске в домах с централизованным холодным, горячим водоснабжением, водоотведением, оснащенных ванными с душем, раковиной, мойкой кухонной, унитазом, вступающие в силу с 01 мая 2013 г. рассчитаны с применением метода аналогов, что противоречит пунктам 21, 31, 33, 34 Правил N 306.
ОАО "ДГК" указывает на необоснованную, по мнению Общества, дифференциацию нормативов потребления горячей воды для домов с полным благоустройством (оборудованные ванной, душем, мойкой и раковиной) в зависимости от их этажности по г. Комсомольску-на-Амуре при определении нормативов расчетным методом. В соответствии с пунктом 45 Правил при определении нормативов расчетным методом, основополагающим критерием разделения домов является степень их благоустроенности. Этажность на величину норматива определенного расчетным методом влияния не оказывает и в формулах не участвует. По мнению ОАО "ДГК" расчет нормативов произведен аналоговым методом, вместе с тем, для указанных домов в г. Комсомольске-на-Амуре, расчет аналоговым методом невозможен и противоречит пункту 2 Приложения к Правилам.
Также заявитель ссылается на то, что норматив потребления горячего водоснабжения в жилых помещениях в рабочем поселке "Майский" Советско-Гаванского муниципального района в нарушение пункта 45 Правил занижен в 2 раза от расчетной величины, а величина нормативов во всех сельских поселениях Хабаровского муниципального района, несмотря на то, что они расположены в одинаковых климатических условиях является различной.
Кроме того, заявитель указывает на то, что в Постановлении N 127-пр оспариваемые нормативы по городу Хабаровску и городу Комсомольску-на-Амуре были изложены в новой редакции. При этом по существу, ранее измененные Постановлением N 83-пр нормативы горячего водоснабжения, не претерпели никаких изменений.
В судебном заседании представители заявителя, по доверенности Д., А., К. уточнили требования о признании недействующим нормативного правового акта в части и просили признать недействующим:
1. пункт 2 Постановления N 83-пр в части внесения изменений в нормативы потребления услуг горячего водоснабжения по городским округам "Город Хабаровск", "Город Комсомольск-на-Амуре", по городским поселениям "Город Амурск" Амурского муниципального района, "Город Николаевск-на-Амуре" Николаевского муниципального района, "Рабочий поселок Майский" Советско-Гаванского муниципального района, по Тополевскому и Ракитненскому сельским поселениям Хабаровского муниципального района, а также признать недействующими:
- пункт 1 графы 5 и 6 Приложения "Нормативы потребления коммунальных услуг холодного, горячего водоснабжения и водоотведения по городскому округу "Город Хабаровск", устанавливающие норматив для жилых помещений и на общедомовые нужды (определены с применением метода аналогов) домов с централизованным холодным, горячим водоснабжением, водоотведением, оснащенных ванными с душем, раковиной, мойкой кухонной, унитазом;
- пункт 2 графа 5 Приложения "Нормативы потребления коммунальных услуг холодного, горячего водоснабжения и водоотведения по городскому округу "Город Комсомольск-на-Амуре", устанавливающие норматив для жилых помещений (определены с применением расчетного метода) 4-этажных домов с централизованным холодным, горячим водоснабжением, водоотведением, оснащенных душевыми, мойкой кухонной, унитазом;
- пункт 2 графа 5 Приложения "Нормативы потребления коммунальных услуг холодного, горячего водоснабжения и водоотведения по городскому поселению "Город Амурск" Амурского муниципального района устанавливающие норматив для жилых помещений (определены с применением расчетного метода) 3-этажных и 4-этажных домов с централизованным холодным, горячим водоснабжением, водоотведением, оснащенных душем, мойкой кухонной, унитазом;
- пункт 3 графа 5 Приложения "Нормативы потребления коммунальных услуг холодного, горячего водоснабжения и водоотведения по городскому поселению "Город Амурск" Амурского муниципального района, устанавливающие норматив для жилых помещений (определены с применением расчетного метода) 5-этажных и 9-этажных домов с централизованным холодным, горячим водоснабжением, водоотведением, оснащенных душем, раковиной, унитазом;
- пункт 3 графа 5 Приложения "Нормативы потребления коммунальных услуг холодного, горячего водоснабжения и водоотведения по городскому поселению "Город Николаевск-на-Амуре" Николаевского муниципального района, устанавливающие норматив для жилых помещений (определены с' применением расчетного метода) 5-этажных домов с централизованным холодным, горячим водоснабжением, водоотведением, оснащенных ванными длиной 1500-1550 мм с душем, мойкой кухонной, унитазом;
- пункт 4 графа 5 Приложения "Нормативы потребления коммунальных услуг холодного, горячего водоснабжения и водоотведения по городскому поселению "Город Николаевск-на-Амуре" Николаевского муниципального района, устанавливающие норматив для жилых помещений (определены с применением расчетного метода) 2-этажных домов с централизованным холодным, горячим водоснабжением, водоотведением, оснащенных ванными без душа, мойкой кухонной, унитазом;
- пункт 7 графа 5 Приложения "Нормативы потребления коммунальных услуг холодного, горячего водоснабжения и водоотведения по городскому поселению "Город Николаевск-на-Амуре" Николаевского муниципального района, устанавливающие норматив для жилых помещений (определены с применением расчетного метода) 5-этажных домов с централизованным холодным, горячим водоснабжением, водоотведением, оснащенных душем, мойкой кухонной, унитазом;
- пункт 1 графа 5 Приложения "Нормативы потребления коммунальных услуг холодного, горячего водоснабжения и водоотведения по городскому поселению "Рабочий поселок Майский" Советско-Гаванского муниципального района, устанавливающие норматив для жилых помещений (определены с применением расчетного метода) 1-этажных, 2 этажных, 3-этажных, 4-этажных, 5-этажных домов с централизованным холодным, горячим водоснабжением, водоотведением, оснащенных ванными длиной 1500-1550 мм с душем, раковиной, мойкой кухонной, унитазом;
- пункт 2 графа 5 Приложения "Нормативы потребления коммунальных услуг холодного, горячего водоснабжения и водоотведения по Тополевскому сельскому поселению Хабаровского муниципального района, устанавливающие норматив для жилых помещений (определены с применением расчетного метода) 5-этажных домов с централизованным холодным, горячим водоснабжением, водоотведением, оснащенных душевыми, раковиной, мойкой кухонной, унитазом;
- пункт 2 графа 5 Приложения "Нормативы потребления коммунальных услуг холодного, горячего водоснабжения и водоотведения по Ракитненскому сельскому поселению Хабаровского муниципального района, устанавливающие норматив для жилых помещений (определены с применением расчетного метода) 2-этажных домов с централизованным холодным, горячим водоснабжением, оснащенных ванными длиной 1500-1550 мм с душем, раковиной, мойкой кухонной, унитазом.
2. признать недействующим со дня его принятия:
- пункт 1 графы 5 и 6 Приложения "Нормативы потребления коммунальных услуг холодного, горячего водоснабжения и водоотведения по городскому округу "Город Хабаровск" Постановления N 127-пр в части нормативов горячего водоснабжения для жилых помещений и на общедомовые нужды (определенных с применением метода аналогов) для домов с централизованным холодным, горячим водоснабжением, водоотведением, оснащенных ванными с душем, раковиной, мойкой кухонной, унитазом;
- пункт 2 графа 5 Приложения "Нормативы потребления коммунальных услуг холодного, горячего водоснабжения и водоотведения по городскому округу "Город Комсомольск-на-Амуре" Постановления N 127-пр в части нормативов горячего водоснабжения для жилых помещений (определены с применением расчетного метода) для 4-этажных домов с централизованным холодным, горячим водоснабжением, водоотведением, оснащенных душевыми, мойкой кухонной, унитазом.
Представитель Правительства Хабаровского края, по доверенности З. просила в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на то, что нормативы потребления коммунальных услуг устанавливались и определялись в соответствии с Правилами N 306. При разработке нормативов потребления использовались методические рекомендации разработчика Правил N 306 - ЗАО "Центр муниципальной экономики".
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заслушав пояснения свидетеля В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Доськовой Т.Ю., полагавшей заявления ОАО "ДГК" не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 16 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
23 мая 2006 г. Постановлением Правительства Российской Федерации N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
Пунктом 3 Правил N 306 установлено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы).
Во исполнение предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий 31 октября 2012 г. Правительством Хабаровского края принято постановление N 388-пр "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, нормативов потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и надворных построек", в которое оспариваемыми ОАО "ДГК" Постановлениями N 83-пр и 127-пр внесены изменения, в том числе в нормативы потребления коммунальных услуг горячего водоснабжения.
Суд находит несостоятельными доводы заявителя об отсутствии у Правительства Хабаровского края оснований для внесения Постановлениями N 83-пр и N 127-пр изменений в нормативы потребления коммунальных услуг, установленных постановлением Правительства Хабаровского края N 388-пр от 31 октября 2012 г., по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 14 Правил N 306 срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами. К указанным исключениям в соответствии с пунктом 16 Правил относятся, в том числе:
а) изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов (холодной воды, горячей воды, природного и (или) сжиженного углеводородного газа, электрической энергии, тепловой энергии, сточных бытовых вод, отводимых по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов;
б) внесение изменений в настоящие Правила в части, касающейся требований к составу нормативов потребления коммунальных услуг, условий и методов установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
04 февраля 2013 при Президенте Российской Федерации состоялось совещание по вопросу принимаемых мер по улучшению качества предоставления коммунальных услуг, по результатам которого Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Президентом поручено провести анализ установленных нормативов потребления коммунальных услуг и подготовить предложения о необходимости их пересмотра, исходя из принципа их соответствия фактическому потреблению по разным категориям многоквартирных домов, а также с учетом данных о фактическом потреблении услуг в многоквартирных домах, оборудованных приборами учета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 N 344 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" внесены изменения в вышеуказанные Правила N 306, в том числе в части изменения формул, определяющих размер норматива потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Таким образом, с 16 апреля 2013 у Правительства края имелись основания для изменения размера нормативов потребления услуги горячего водоснабжения, поскольку федеральным законодателем в Правила установления и определения нормативов были внесены соответствующие изменения. При этом заявителем не представлено доказательств нарушения его прав и понесенных убытков вследствие преждевременного (5 дней) изменения нормативов потребления услуги горячего водоснабжения Постановлением N 83-пр.
Кроме того, суд находит заслуживающими внимания доводы представитель Правительства Хабаровского края о том, что правовыми основаниями для принятия Постановления N 83-пр в том числе послужили обстоятельства, свидетельствующие об изменении степени благоустройства многоквартирных домов, выразившиеся в существенном увеличении количества установленных в 2012 году в г.Хабаровске общедомовых и индивидуальных приборов учета горячего водоснабжения, по следующим основаниям.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещении в многоквартирных домах и жилых домов" под степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома понимается его качественная характеристика, определяемая наличием и составом внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление потребителям коммунальных услуг тех видов, которые могут быть предоставлены с использованием таких внутридомовых инженерных систем. При этом в соответствии с пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных упомянутым Постановлением Правительства Российской Федерации коллективный (общедомовой) прибор учета и индивидуальный прибор учета являются не только средством измерения, как утверждали в судебном заседании представители заявителя, а совокупностью средств измерения и дополнительного оборудования. Также коллективные (общедомовые) приборы учета холодной и горячей воды включены в состав внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме надлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность".
Как следует из представленных представителем Правительства доказательств, в 2012 году по сравнению с 2011 годом существенно увеличилось количество установленных в многоквартирных домах г.Хабаровска приборов учета горячего водоснабжения, являющихся неотъемлемой частью внутридомовых систем и внутри квартирного оборудования. Учитывая, что мониторинг сведений об объемах потребления услуг горячего водоснабжения за 2012 год по г. Хабаровску свидетельствовал об изменении объема более чем на 5%, норматив потребления горячего водоснабжения на индивидуальные и общедомовые нужды измен обоснованно.
Доводы заявителя о нарушении Правительством края методики расчетов при установлении норматива аналоговым методом являются несостоятельными.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются единым для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
Согласно пунктам 19, 21 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода,
Метод аналогов является приоритетным и применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета, в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями.
Согласно пункту 31 Правил N 306 определение нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды с применением метода аналогов производится на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах.
Представительность выборки определяется для каждой из групп многоквартирных домов и жилых домов количеством домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях (пункт 33 Правил N 306).
В соответствии с пунктом 34 количество многоквартирных домов или жилых домов в выборке по каждой группе домов определяется в соответствии с пунктами 1 и 2 приложения к настоящим Правилам N 306.
Согласно пункту 40 Правил N 306 при обработке данных по объему выборки в целях определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды необходимо исключить значения расхода коммунальных ресурсов, отличающиеся от средних расходов по выборке более чем на 20 процентов.
Как следует из пояснений представителя Правительства Хабаровского края и свидетеля В. - начальника нормативно-технического отдела Министерства ЖКХ Хабаровского края нормативы потребления коммунальных услуги горячего водоснабжения по г. Хабаровску определены с применением метода аналогов, то есть по показаниям приборов учета. Основанием для применения аналогового метода явились сведения, представленные органами местного самоуправления и энергоснабжающей организацией. Информация была предоставлена по 60 многоквартирным домам с централизованным холодным, горячим водоснабжением, водоотведением, оснащенными ванными с душем, раковиной, мойкой кухонной, унитазом с различной этажностью и годом постройки при одинаковой системе теплоснабжения. Правительством края была проанализирована представленная информация. В представленной выборке дома по г. Хабаровску были сгруппированы по единому признаку наличия в них внутридомовых систем и санитарно-технических приборов, то есть имелись аналогичные конструктивные и технические параметры. Затем была проведена оценка на превышение 20 процентного отклонения от среднего значения по группе в два этапа. В предварительной выборке осталось 43 дома. Генеральная совокупность домов с аналогичными техническими и конструктивными параметрами, а именно дома с централизованным холодным, горячим водоснабжением, водоотведением, оснащенные ванными с душем, раковиной, мойкой кухонной, унитазом составила 2523 единицы. Нормативы потребления были определены по формулам приложения к Правилам установления и определения нормативов.
Ссылки представителей заявителя на то, что имеющегося объема выборки домов недостаточно для применения метода аналогов и под критерий, установленный пунктом 34 Правил N 306 подпадают только дома с этажностью в 5, 9 и 10 этажей, а многоквартирные дома с иным количеством этажей не собирают определенного Правилами N 306 минимального порога являются несостоятельными, поскольку дома по г. Хабаровску группировались в зависимости от наличия внутридомовых инженерных сетей. Этажность многоквартирных домов в г.Хабаровске не оказывает влияния на величину среднего объема потребления горячей воды отдельным гражданином. Показатель этажности дома учитывался при определении норматива, но не влиял на группировку многоквартирных домов для принятия решения о выборе метода установления нормативов.
При таких правовых и фактических обстоятельствах суд находит обоснованным и соответствующим Правилам N 306 определение оспариваемыми нормативными правовыми актами нормативов на коммунальную услугу горячее водоснабжение по городскому округу "Город Хабаровск" методом аналогов.
Признавая не противоречащими федеральному законодательству нормативы потребления коммунальной услуги горячего водоснабжения по городскому округу "Город Комсомольск-на-Амуре" суд исходит из того, что при определении норматива горячего водоснабжения в г. Комсомольске-на-Амуре, органом государственной власти определен расчетный метод определения потребляемых коммунальных ресурсов. Как следует из пункта 22 Правил N 306 расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений. По г. Комсомольску-на-Амуре данных приборов учетов не достаточно для определения нормативов путем метода аналогов. При таком положении использование в отношении многоквартирных домов данного муниципального образования расчетного метода не противоречит действующему законодательству. При этом мнение ОАО "ДГК" о том, что расчет норматива потребления горячей воды по г. Комсомольску-на-Амуре произведен аналоговым методом в судебном заседании не нашел подтверждения.
Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды с применением расчетного метода определяются по формулам, предусмотренным 2 разделом Приложения к настоящим Правилам N 306 (п. 43 Правил).
Согласно пункту 45 Правил N 306 норматив потребления коммунальной услуги по холодному (горячему) водоснабжению в жилых помещениях определяется исходя из оснащенности жилых помещений водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием. Норма расхода воды водоразборными устройствами на 1 процедуру предусмотрена в таблице 5 приложения к настоящим Правилам.
Формулой 23 пункта 24 приложения к Правилам N 306, определяется норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилых помещениях (куб. м в месяц на 1 человека), в которой учитывается такой показатель, как количество процедур пользования 1 водоразборным устройством в течение 1 календарного месяца, определяемый уполномоченным органом, в том числе на основании экспертных оценок и статистических данных.
Как установлено в судебном заседании министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края на основании статистических данных о половозрастных группах населения Хабаровского края и периодичности использования санитарных приборов было определено среднестатистическое количество процедур пользования для определения нормативов потребления услуги по водоснабжению.
При этом постановлением Правительства Хабаровского края N 388-пр от 31 октября 2012 г. нормативы потребления коммунальных услуг горячего водоснабжения в жилых помещениях по городским поселениям "Город Амурск" Амурского муниципального района, "Рабочий поселок Майский" Советско-Гаванского муниципального района, по Тополевскому сельскому поселению Хабаровского муниципального района были рассчитаны с применением расчетных (единых) статистических данных о численности и о половозрастных группах населения Хабаровского края и периодичности использования санитарных приборов (средние по Хабаровскому краю).
В Постановлении N 83-пр нормативы потребления услуги горячего водоснабжения установленные по городскому поселению "Город Амурск" Амурского муниципального района для 3-этажных и 4-этажных домов с централизованным холодным, горячим водоснабжением, водоотведением, оснащенных душем, мойкой кухонной, унитазом, для 5-этажных и 9-этажных домов с централизованным холодным, горячим водоснабжением, водоотведением, оснащенных душем, раковиной, по городскому поселению "Рабочий поселок Майский" Советско-Гаванского муниципального района для жилых помещений 1-этажных, 2 этажных, 3-этажных, 4-этажных, 5-этажных домов с централизованным холодным, горячим водоснабжением, водоотведением, оснащенных ванными длиной 1500-1550 мм с душем, раковиной, мойкой кухонной, унитазом; по Тополевскому сельскому поселению Хабаровского муниципального района, устанавливающие норматив для 5-этажных домов с централизованным холодным, горячим водоснабжением, водоотведением, оснащенных душевыми, раковиной, мойкой кухонной, унитазом, изменены в соответствии с формулой 23 пункта) 24 раздела 2 Приложения к Правилам N 306 на основании представленных администрациями муниципальных образований данных о количестве процедур пользования 1 водоразборным устройством в течение 1 календарного месяца, составленных на основании репрезентативных данных о количестве процедур пользования 1 водоразборными устройством за один календарный месяц в домах с аналогичными параметрами (по степени благоустройства), собранных с применением анкетирования жителей домов или другим способом, имеющим высокую достоверность.
Также судом установлено, что при расчете норматива горячего водоснабжения в 2-этажных домах с центральным холодным, горячим водоснабжением, оснащенных ванными 1500-1550 мм с душем, раковиной, мойкой кухонной, унитазом по Ракитненскому сельскому поселению Хабаровского муниципального района ошибочно в расчете был учтен объем воды для ванны длиной 1650-1700 мм с душем. На основании письма администрации Ракитненского сельского поселения об отсутствии в данном районе жилищного фонда, оснащенного ванной длиной 1650-1700 мм, норматив на коммунальную услугу по горячему водоснабжению на индивидуальное потребление Постановлением N 83-пр был изменен с 3,6103 на 3,0430 куб.м.
Как следует из пояснений представителя заинтересованного лица, подтвержденных письменными доказательствами, расчеты норматива горячего водоснабжения для 4-этажных домов с централизованным холодным, горячим водоснабжением, водоотведением, оснащенных душевыми, мойкой кухонной, унитазом по городскому округу "Город г.Комсомольск-на-Амуре" производились на основании информации, представленной муниципальным образованием г. Комсомольска-на-Амуре о наличии санитарных приборов в домах, в соответствии с таблицей 5 раздела 2 Приложения к Правилам N 306. При уточнении данных администрацией г. Комсомольска-на-Амуре были представлены технические паспорта и уточненная информация по наличию санитарных приборов в доме и установлено, что при расчете нормативов ошибочно были учтены раковины. Постановлением N 83-пр нормативы горячего водоснабжения для 4-этажных домов с централизованным холодным, горячим водоснабжением, оснащенные душевыми мойкой кухонной, унитазом приведены в соответствие с уточненными данными.
Таким образом, нормативы потребления коммунальных услуг горячего водоснабжения в жилых помещениях по городскому округу "Город Комсомольск-на-Амуре", по городским поселениям "Город Амурск" Амурского муниципального района, "Рабочий поселок Майский" Советско-Гаванского муниципального района, по Тополевскому и Ракитненскому сельским поселениям Хабаровского муниципального района, установленные Постановлениями N 83-пр, 127-пр в оспариваемой части определены уполномоченным органом в соответствии с Правилами N 306. При этом суд принимает во внимание то, что по существу органами местного самоуправления была представлена достоверная информация о количестве санитарных приборов, Правительством края до решения вопроса о пересмотре размера нормативов проводилась соответствующая работа по выяснению обстоятельств правильности исчисления норматива горячего водоснабжения населению в вышеуказанных районах, оснований для признания постановлений Правительства края N 83-пр и 127-пр в данной части не имеется.
Также в судебном заседании установлено, что норматив горячего водоснабжения, установленный для жилых помещений городского поселения "Город Николаевск-на-Амуре" Николаевского муниципального района в оспариваемой части был уменьшен Постановлением N 83-пр на 0,0001, в целях более точного расчета (округлением значений не до 2-го, а до 4 знака), то есть, в целях соблюдения прав населения края исправлены технические неточности, допущенные при установлении норматива потребления коммунальной услуги горячего водоснабжения, что не противоречит требованиям федерального законодательства, тем более что у Правительства Хабаровского края имелись законные основания для принятия Постановления N 83-пр.
Доводы заявителя о необходимости установления равной величины норматива горячего водоснабжения во всех сельских поселения Хабаровского района в силу их расположения в одинаковых климатических условиях, не основаны на законе.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
Из указанной выше нормы следует, что различие как минимум в одном критерии, используемом для определения нормативов является основанием для изменения метода расчета потребляемых коммунальных ресурсов.
Таким образом, несмотря на факт нахождения поселений Хабаровского района в идентичной климатической зоне, орган государственной власти имеет право исходить из расчетного метода, в связи с возможным дифференцированием иных используемых для расчета характеристик, в том числе конструктивных и технических параметров многоквартирных домов, что использовалось при определении нормативов в отношении муниципальных образований Хабаровского района.
С учетом изложенного руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
в удовлетворении заявления Открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" о признании недействующим в части постановления Правительства Хабаровского края от 11 апреля 2013 г. N 83-пр "О внесении изменений в постановление Правительства Хабаровского края от 31 октября 2012 г. N 388-пр "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, нормативов потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и надворных построек" и о признании недействующим в части постановления Правительства Хабаровского края от 20 мая 2013 г. N 127-пр "О внесении изменений в постановление Правительства Хабаровского края от 31 октября 2012 г. N 388-пр "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, нормативов потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и надворных построек", отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 20 ноября 2013 г.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 14.11.2013 ПО ДЕЛУ N 3-73/2013
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 14 ноября 2013 г. по делу N 3-73/2013
Хабаровский краевой суд в составе:
судьи Барабаш Н.Ю.
при секретаре О.
с участием прокурора Доськовой Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" о признании недействующим в части постановления Правительства Хабаровского края от 11 апреля 2013 г. N 83-пр "О внесении изменений в постановление Правительства Хабаровского края от 31 октября 2012 г. N 388-пр "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, нормативов потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и надворных построек" и о признании недействующим в части постановления Правительства Хабаровского края от 20 мая 2013 г. N 127-пр "О внесении изменений в постановление Правительства Хабаровского края от 31 октября 2012 г. N 388-пр "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, нормативов потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и надворных построек",
установил:
Правительством Хабаровского края 31 октября 2012 года принято постановление N 388-пр "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, нормативов потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и надворных построек".
Постановлениями Правительства Хабаровского края N 83-пр от 11 апреля 2013 года (далее - Постановление N 83-пр) и N 127-пр от 20 мая 2013 года (далее - Постановление N 127-пр) внесены изменения в постановление Правительства Хабаровского края от 31 октября 2012 г. N 388-пр.
Открытое акционерное общество "Дальневосточная генерирующая компания" (далее - ОАО "ДГК"), ссылаясь на нарушение прав и законных интересов ОАО "ДГК", выразившееся в том, что применение Постановления N 83 и Постановления N 127-пр при исполнении заключенных договоров поставки горячей воды приведет к неправильному (заниженному) объему потребительской услуги в зоне деятельности ОАО "ДГК", и соответственно, причинению убытков ОАО "ДГК", обратилось в Хабаровский краевой суд с заявлением, в котором просит признать недействующим со дня принятия Постановление N 83-пр в части внесения изменений в нормативы потребления услуг горячего водоснабжения по городскому округу "Город Хабаровск", по городскому округу "Город Комсомольск-на-Амуре", по городскому поселению "Город Амурск" Амурского муниципального района, по городскому поселению "Город Николаевск-на-Амуре" Николаевского муниципального района, по городскому поселению "Рабочий поселок Майский" Советско-Гаванского муниципального района, по Мирненскому сельскому поселению Хабаровского муниципального района, по Тополевскому сельскому поселению Хабаровского муниципального района, по Ракитненскому сельскому поселению Хабаровского муниципального района. А также признать недействующим со дня принятия Постановление N 127-пр в части внесения изменений в нормативы потребления услуг горячего водоснабжения по городскому округу "Город Хабаровск" и по городскому округу "Город Комсомольск-на-Амуре".
В обоснование заявленных требований ОАО "ДГК" указывает на то, что оспариваемые нормативные правовые акты не соответствует положениям Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 (далее - Правила N 306).
Нарушения, по мнению заявителя, выразились в противоречии оспариваемых нормативных актов нормам Правил N 306, устанавливающим сроки действия нормативов и отсутствии оснований для пересмотра нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Хабаровского края N 388-пр от 31 октября 2012 г. и введенных в действие с 1 декабря 2012 г., поскольку в период с 31 октября 2012 г. до 11 апреля 2013 г. каких-либо изменений конструктивных и технических параметров, степени благоустройства жилых домов, климатических условий не происходило. Между тем, в нарушение пунктов 14, 15, 16 Правил N 306 Постановлением N 83-пр внесены изменения, в ранее установленные нормативы потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Помимо этого изменения, внесенные в нормативы потребления услуги по горячему водоснабжению в г. Хабаровске в домах с централизованным холодным, горячим водоснабжением, водоотведением, оснащенных ванными с душем, раковиной, мойкой кухонной, унитазом, вступающие в силу с 01 мая 2013 г. рассчитаны с применением метода аналогов, что противоречит пунктам 21, 31, 33, 34 Правил N 306.
ОАО "ДГК" указывает на необоснованную, по мнению Общества, дифференциацию нормативов потребления горячей воды для домов с полным благоустройством (оборудованные ванной, душем, мойкой и раковиной) в зависимости от их этажности по г. Комсомольску-на-Амуре при определении нормативов расчетным методом. В соответствии с пунктом 45 Правил при определении нормативов расчетным методом, основополагающим критерием разделения домов является степень их благоустроенности. Этажность на величину норматива определенного расчетным методом влияния не оказывает и в формулах не участвует. По мнению ОАО "ДГК" расчет нормативов произведен аналоговым методом, вместе с тем, для указанных домов в г. Комсомольске-на-Амуре, расчет аналоговым методом невозможен и противоречит пункту 2 Приложения к Правилам.
Также заявитель ссылается на то, что норматив потребления горячего водоснабжения в жилых помещениях в рабочем поселке "Майский" Советско-Гаванского муниципального района в нарушение пункта 45 Правил занижен в 2 раза от расчетной величины, а величина нормативов во всех сельских поселениях Хабаровского муниципального района, несмотря на то, что они расположены в одинаковых климатических условиях является различной.
Кроме того, заявитель указывает на то, что в Постановлении N 127-пр оспариваемые нормативы по городу Хабаровску и городу Комсомольску-на-Амуре были изложены в новой редакции. При этом по существу, ранее измененные Постановлением N 83-пр нормативы горячего водоснабжения, не претерпели никаких изменений.
В судебном заседании представители заявителя, по доверенности Д., А., К. уточнили требования о признании недействующим нормативного правового акта в части и просили признать недействующим:
1. пункт 2 Постановления N 83-пр в части внесения изменений в нормативы потребления услуг горячего водоснабжения по городским округам "Город Хабаровск", "Город Комсомольск-на-Амуре", по городским поселениям "Город Амурск" Амурского муниципального района, "Город Николаевск-на-Амуре" Николаевского муниципального района, "Рабочий поселок Майский" Советско-Гаванского муниципального района, по Тополевскому и Ракитненскому сельским поселениям Хабаровского муниципального района, а также признать недействующими:
- пункт 1 графы 5 и 6 Приложения "Нормативы потребления коммунальных услуг холодного, горячего водоснабжения и водоотведения по городскому округу "Город Хабаровск", устанавливающие норматив для жилых помещений и на общедомовые нужды (определены с применением метода аналогов) домов с централизованным холодным, горячим водоснабжением, водоотведением, оснащенных ванными с душем, раковиной, мойкой кухонной, унитазом;
- пункт 2 графа 5 Приложения "Нормативы потребления коммунальных услуг холодного, горячего водоснабжения и водоотведения по городскому округу "Город Комсомольск-на-Амуре", устанавливающие норматив для жилых помещений (определены с применением расчетного метода) 4-этажных домов с централизованным холодным, горячим водоснабжением, водоотведением, оснащенных душевыми, мойкой кухонной, унитазом;
- пункт 2 графа 5 Приложения "Нормативы потребления коммунальных услуг холодного, горячего водоснабжения и водоотведения по городскому поселению "Город Амурск" Амурского муниципального района устанавливающие норматив для жилых помещений (определены с применением расчетного метода) 3-этажных и 4-этажных домов с централизованным холодным, горячим водоснабжением, водоотведением, оснащенных душем, мойкой кухонной, унитазом;
- пункт 3 графа 5 Приложения "Нормативы потребления коммунальных услуг холодного, горячего водоснабжения и водоотведения по городскому поселению "Город Амурск" Амурского муниципального района, устанавливающие норматив для жилых помещений (определены с применением расчетного метода) 5-этажных и 9-этажных домов с централизованным холодным, горячим водоснабжением, водоотведением, оснащенных душем, раковиной, унитазом;
- пункт 3 графа 5 Приложения "Нормативы потребления коммунальных услуг холодного, горячего водоснабжения и водоотведения по городскому поселению "Город Николаевск-на-Амуре" Николаевского муниципального района, устанавливающие норматив для жилых помещений (определены с' применением расчетного метода) 5-этажных домов с централизованным холодным, горячим водоснабжением, водоотведением, оснащенных ванными длиной 1500-1550 мм с душем, мойкой кухонной, унитазом;
- пункт 4 графа 5 Приложения "Нормативы потребления коммунальных услуг холодного, горячего водоснабжения и водоотведения по городскому поселению "Город Николаевск-на-Амуре" Николаевского муниципального района, устанавливающие норматив для жилых помещений (определены с применением расчетного метода) 2-этажных домов с централизованным холодным, горячим водоснабжением, водоотведением, оснащенных ванными без душа, мойкой кухонной, унитазом;
- пункт 7 графа 5 Приложения "Нормативы потребления коммунальных услуг холодного, горячего водоснабжения и водоотведения по городскому поселению "Город Николаевск-на-Амуре" Николаевского муниципального района, устанавливающие норматив для жилых помещений (определены с применением расчетного метода) 5-этажных домов с централизованным холодным, горячим водоснабжением, водоотведением, оснащенных душем, мойкой кухонной, унитазом;
- пункт 1 графа 5 Приложения "Нормативы потребления коммунальных услуг холодного, горячего водоснабжения и водоотведения по городскому поселению "Рабочий поселок Майский" Советско-Гаванского муниципального района, устанавливающие норматив для жилых помещений (определены с применением расчетного метода) 1-этажных, 2 этажных, 3-этажных, 4-этажных, 5-этажных домов с централизованным холодным, горячим водоснабжением, водоотведением, оснащенных ванными длиной 1500-1550 мм с душем, раковиной, мойкой кухонной, унитазом;
- пункт 2 графа 5 Приложения "Нормативы потребления коммунальных услуг холодного, горячего водоснабжения и водоотведения по Тополевскому сельскому поселению Хабаровского муниципального района, устанавливающие норматив для жилых помещений (определены с применением расчетного метода) 5-этажных домов с централизованным холодным, горячим водоснабжением, водоотведением, оснащенных душевыми, раковиной, мойкой кухонной, унитазом;
- пункт 2 графа 5 Приложения "Нормативы потребления коммунальных услуг холодного, горячего водоснабжения и водоотведения по Ракитненскому сельскому поселению Хабаровского муниципального района, устанавливающие норматив для жилых помещений (определены с применением расчетного метода) 2-этажных домов с централизованным холодным, горячим водоснабжением, оснащенных ванными длиной 1500-1550 мм с душем, раковиной, мойкой кухонной, унитазом.
2. признать недействующим со дня его принятия:
- пункт 1 графы 5 и 6 Приложения "Нормативы потребления коммунальных услуг холодного, горячего водоснабжения и водоотведения по городскому округу "Город Хабаровск" Постановления N 127-пр в части нормативов горячего водоснабжения для жилых помещений и на общедомовые нужды (определенных с применением метода аналогов) для домов с централизованным холодным, горячим водоснабжением, водоотведением, оснащенных ванными с душем, раковиной, мойкой кухонной, унитазом;
- пункт 2 графа 5 Приложения "Нормативы потребления коммунальных услуг холодного, горячего водоснабжения и водоотведения по городскому округу "Город Комсомольск-на-Амуре" Постановления N 127-пр в части нормативов горячего водоснабжения для жилых помещений (определены с применением расчетного метода) для 4-этажных домов с централизованным холодным, горячим водоснабжением, водоотведением, оснащенных душевыми, мойкой кухонной, унитазом.
Представитель Правительства Хабаровского края, по доверенности З. просила в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на то, что нормативы потребления коммунальных услуг устанавливались и определялись в соответствии с Правилами N 306. При разработке нормативов потребления использовались методические рекомендации разработчика Правил N 306 - ЗАО "Центр муниципальной экономики".
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заслушав пояснения свидетеля В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Доськовой Т.Ю., полагавшей заявления ОАО "ДГК" не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 16 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
23 мая 2006 г. Постановлением Правительства Российской Федерации N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
Пунктом 3 Правил N 306 установлено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы).
Во исполнение предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий 31 октября 2012 г. Правительством Хабаровского края принято постановление N 388-пр "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, нормативов потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и надворных построек", в которое оспариваемыми ОАО "ДГК" Постановлениями N 83-пр и 127-пр внесены изменения, в том числе в нормативы потребления коммунальных услуг горячего водоснабжения.
Суд находит несостоятельными доводы заявителя об отсутствии у Правительства Хабаровского края оснований для внесения Постановлениями N 83-пр и N 127-пр изменений в нормативы потребления коммунальных услуг, установленных постановлением Правительства Хабаровского края N 388-пр от 31 октября 2012 г., по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 14 Правил N 306 срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами. К указанным исключениям в соответствии с пунктом 16 Правил относятся, в том числе:
а) изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов (холодной воды, горячей воды, природного и (или) сжиженного углеводородного газа, электрической энергии, тепловой энергии, сточных бытовых вод, отводимых по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов;
б) внесение изменений в настоящие Правила в части, касающейся требований к составу нормативов потребления коммунальных услуг, условий и методов установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
04 февраля 2013 при Президенте Российской Федерации состоялось совещание по вопросу принимаемых мер по улучшению качества предоставления коммунальных услуг, по результатам которого Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Президентом поручено провести анализ установленных нормативов потребления коммунальных услуг и подготовить предложения о необходимости их пересмотра, исходя из принципа их соответствия фактическому потреблению по разным категориям многоквартирных домов, а также с учетом данных о фактическом потреблении услуг в многоквартирных домах, оборудованных приборами учета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 N 344 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" внесены изменения в вышеуказанные Правила N 306, в том числе в части изменения формул, определяющих размер норматива потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Таким образом, с 16 апреля 2013 у Правительства края имелись основания для изменения размера нормативов потребления услуги горячего водоснабжения, поскольку федеральным законодателем в Правила установления и определения нормативов были внесены соответствующие изменения. При этом заявителем не представлено доказательств нарушения его прав и понесенных убытков вследствие преждевременного (5 дней) изменения нормативов потребления услуги горячего водоснабжения Постановлением N 83-пр.
Кроме того, суд находит заслуживающими внимания доводы представитель Правительства Хабаровского края о том, что правовыми основаниями для принятия Постановления N 83-пр в том числе послужили обстоятельства, свидетельствующие об изменении степени благоустройства многоквартирных домов, выразившиеся в существенном увеличении количества установленных в 2012 году в г.Хабаровске общедомовых и индивидуальных приборов учета горячего водоснабжения, по следующим основаниям.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещении в многоквартирных домах и жилых домов" под степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома понимается его качественная характеристика, определяемая наличием и составом внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление потребителям коммунальных услуг тех видов, которые могут быть предоставлены с использованием таких внутридомовых инженерных систем. При этом в соответствии с пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных упомянутым Постановлением Правительства Российской Федерации коллективный (общедомовой) прибор учета и индивидуальный прибор учета являются не только средством измерения, как утверждали в судебном заседании представители заявителя, а совокупностью средств измерения и дополнительного оборудования. Также коллективные (общедомовые) приборы учета холодной и горячей воды включены в состав внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме надлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность".
Как следует из представленных представителем Правительства доказательств, в 2012 году по сравнению с 2011 годом существенно увеличилось количество установленных в многоквартирных домах г.Хабаровска приборов учета горячего водоснабжения, являющихся неотъемлемой частью внутридомовых систем и внутри квартирного оборудования. Учитывая, что мониторинг сведений об объемах потребления услуг горячего водоснабжения за 2012 год по г. Хабаровску свидетельствовал об изменении объема более чем на 5%, норматив потребления горячего водоснабжения на индивидуальные и общедомовые нужды измен обоснованно.
Доводы заявителя о нарушении Правительством края методики расчетов при установлении норматива аналоговым методом являются несостоятельными.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются единым для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
Согласно пунктам 19, 21 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода,
Метод аналогов является приоритетным и применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета, в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями.
Согласно пункту 31 Правил N 306 определение нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды с применением метода аналогов производится на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах.
Представительность выборки определяется для каждой из групп многоквартирных домов и жилых домов количеством домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях (пункт 33 Правил N 306).
В соответствии с пунктом 34 количество многоквартирных домов или жилых домов в выборке по каждой группе домов определяется в соответствии с пунктами 1 и 2 приложения к настоящим Правилам N 306.
Согласно пункту 40 Правил N 306 при обработке данных по объему выборки в целях определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды необходимо исключить значения расхода коммунальных ресурсов, отличающиеся от средних расходов по выборке более чем на 20 процентов.
Как следует из пояснений представителя Правительства Хабаровского края и свидетеля В. - начальника нормативно-технического отдела Министерства ЖКХ Хабаровского края нормативы потребления коммунальных услуги горячего водоснабжения по г. Хабаровску определены с применением метода аналогов, то есть по показаниям приборов учета. Основанием для применения аналогового метода явились сведения, представленные органами местного самоуправления и энергоснабжающей организацией. Информация была предоставлена по 60 многоквартирным домам с централизованным холодным, горячим водоснабжением, водоотведением, оснащенными ванными с душем, раковиной, мойкой кухонной, унитазом с различной этажностью и годом постройки при одинаковой системе теплоснабжения. Правительством края была проанализирована представленная информация. В представленной выборке дома по г. Хабаровску были сгруппированы по единому признаку наличия в них внутридомовых систем и санитарно-технических приборов, то есть имелись аналогичные конструктивные и технические параметры. Затем была проведена оценка на превышение 20 процентного отклонения от среднего значения по группе в два этапа. В предварительной выборке осталось 43 дома. Генеральная совокупность домов с аналогичными техническими и конструктивными параметрами, а именно дома с централизованным холодным, горячим водоснабжением, водоотведением, оснащенные ванными с душем, раковиной, мойкой кухонной, унитазом составила 2523 единицы. Нормативы потребления были определены по формулам приложения к Правилам установления и определения нормативов.
Ссылки представителей заявителя на то, что имеющегося объема выборки домов недостаточно для применения метода аналогов и под критерий, установленный пунктом 34 Правил N 306 подпадают только дома с этажностью в 5, 9 и 10 этажей, а многоквартирные дома с иным количеством этажей не собирают определенного Правилами N 306 минимального порога являются несостоятельными, поскольку дома по г. Хабаровску группировались в зависимости от наличия внутридомовых инженерных сетей. Этажность многоквартирных домов в г.Хабаровске не оказывает влияния на величину среднего объема потребления горячей воды отдельным гражданином. Показатель этажности дома учитывался при определении норматива, но не влиял на группировку многоквартирных домов для принятия решения о выборе метода установления нормативов.
При таких правовых и фактических обстоятельствах суд находит обоснованным и соответствующим Правилам N 306 определение оспариваемыми нормативными правовыми актами нормативов на коммунальную услугу горячее водоснабжение по городскому округу "Город Хабаровск" методом аналогов.
Признавая не противоречащими федеральному законодательству нормативы потребления коммунальной услуги горячего водоснабжения по городскому округу "Город Комсомольск-на-Амуре" суд исходит из того, что при определении норматива горячего водоснабжения в г. Комсомольске-на-Амуре, органом государственной власти определен расчетный метод определения потребляемых коммунальных ресурсов. Как следует из пункта 22 Правил N 306 расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений. По г. Комсомольску-на-Амуре данных приборов учетов не достаточно для определения нормативов путем метода аналогов. При таком положении использование в отношении многоквартирных домов данного муниципального образования расчетного метода не противоречит действующему законодательству. При этом мнение ОАО "ДГК" о том, что расчет норматива потребления горячей воды по г. Комсомольску-на-Амуре произведен аналоговым методом в судебном заседании не нашел подтверждения.
Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды с применением расчетного метода определяются по формулам, предусмотренным 2 разделом Приложения к настоящим Правилам N 306 (п. 43 Правил).
Согласно пункту 45 Правил N 306 норматив потребления коммунальной услуги по холодному (горячему) водоснабжению в жилых помещениях определяется исходя из оснащенности жилых помещений водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием. Норма расхода воды водоразборными устройствами на 1 процедуру предусмотрена в таблице 5 приложения к настоящим Правилам.
Формулой 23 пункта 24 приложения к Правилам N 306, определяется норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилых помещениях (куб. м в месяц на 1 человека), в которой учитывается такой показатель, как количество процедур пользования 1 водоразборным устройством в течение 1 календарного месяца, определяемый уполномоченным органом, в том числе на основании экспертных оценок и статистических данных.
Как установлено в судебном заседании министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края на основании статистических данных о половозрастных группах населения Хабаровского края и периодичности использования санитарных приборов было определено среднестатистическое количество процедур пользования для определения нормативов потребления услуги по водоснабжению.
При этом постановлением Правительства Хабаровского края N 388-пр от 31 октября 2012 г. нормативы потребления коммунальных услуг горячего водоснабжения в жилых помещениях по городским поселениям "Город Амурск" Амурского муниципального района, "Рабочий поселок Майский" Советско-Гаванского муниципального района, по Тополевскому сельскому поселению Хабаровского муниципального района были рассчитаны с применением расчетных (единых) статистических данных о численности и о половозрастных группах населения Хабаровского края и периодичности использования санитарных приборов (средние по Хабаровскому краю).
В Постановлении N 83-пр нормативы потребления услуги горячего водоснабжения установленные по городскому поселению "Город Амурск" Амурского муниципального района для 3-этажных и 4-этажных домов с централизованным холодным, горячим водоснабжением, водоотведением, оснащенных душем, мойкой кухонной, унитазом, для 5-этажных и 9-этажных домов с централизованным холодным, горячим водоснабжением, водоотведением, оснащенных душем, раковиной, по городскому поселению "Рабочий поселок Майский" Советско-Гаванского муниципального района для жилых помещений 1-этажных, 2 этажных, 3-этажных, 4-этажных, 5-этажных домов с централизованным холодным, горячим водоснабжением, водоотведением, оснащенных ванными длиной 1500-1550 мм с душем, раковиной, мойкой кухонной, унитазом; по Тополевскому сельскому поселению Хабаровского муниципального района, устанавливающие норматив для 5-этажных домов с централизованным холодным, горячим водоснабжением, водоотведением, оснащенных душевыми, раковиной, мойкой кухонной, унитазом, изменены в соответствии с формулой 23 пункта) 24 раздела 2 Приложения к Правилам N 306 на основании представленных администрациями муниципальных образований данных о количестве процедур пользования 1 водоразборным устройством в течение 1 календарного месяца, составленных на основании репрезентативных данных о количестве процедур пользования 1 водоразборными устройством за один календарный месяц в домах с аналогичными параметрами (по степени благоустройства), собранных с применением анкетирования жителей домов или другим способом, имеющим высокую достоверность.
Также судом установлено, что при расчете норматива горячего водоснабжения в 2-этажных домах с центральным холодным, горячим водоснабжением, оснащенных ванными 1500-1550 мм с душем, раковиной, мойкой кухонной, унитазом по Ракитненскому сельскому поселению Хабаровского муниципального района ошибочно в расчете был учтен объем воды для ванны длиной 1650-1700 мм с душем. На основании письма администрации Ракитненского сельского поселения об отсутствии в данном районе жилищного фонда, оснащенного ванной длиной 1650-1700 мм, норматив на коммунальную услугу по горячему водоснабжению на индивидуальное потребление Постановлением N 83-пр был изменен с 3,6103 на 3,0430 куб.м.
Как следует из пояснений представителя заинтересованного лица, подтвержденных письменными доказательствами, расчеты норматива горячего водоснабжения для 4-этажных домов с централизованным холодным, горячим водоснабжением, водоотведением, оснащенных душевыми, мойкой кухонной, унитазом по городскому округу "Город г.Комсомольск-на-Амуре" производились на основании информации, представленной муниципальным образованием г. Комсомольска-на-Амуре о наличии санитарных приборов в домах, в соответствии с таблицей 5 раздела 2 Приложения к Правилам N 306. При уточнении данных администрацией г. Комсомольска-на-Амуре были представлены технические паспорта и уточненная информация по наличию санитарных приборов в доме и установлено, что при расчете нормативов ошибочно были учтены раковины. Постановлением N 83-пр нормативы горячего водоснабжения для 4-этажных домов с централизованным холодным, горячим водоснабжением, оснащенные душевыми мойкой кухонной, унитазом приведены в соответствие с уточненными данными.
Таким образом, нормативы потребления коммунальных услуг горячего водоснабжения в жилых помещениях по городскому округу "Город Комсомольск-на-Амуре", по городским поселениям "Город Амурск" Амурского муниципального района, "Рабочий поселок Майский" Советско-Гаванского муниципального района, по Тополевскому и Ракитненскому сельским поселениям Хабаровского муниципального района, установленные Постановлениями N 83-пр, 127-пр в оспариваемой части определены уполномоченным органом в соответствии с Правилами N 306. При этом суд принимает во внимание то, что по существу органами местного самоуправления была представлена достоверная информация о количестве санитарных приборов, Правительством края до решения вопроса о пересмотре размера нормативов проводилась соответствующая работа по выяснению обстоятельств правильности исчисления норматива горячего водоснабжения населению в вышеуказанных районах, оснований для признания постановлений Правительства края N 83-пр и 127-пр в данной части не имеется.
Также в судебном заседании установлено, что норматив горячего водоснабжения, установленный для жилых помещений городского поселения "Город Николаевск-на-Амуре" Николаевского муниципального района в оспариваемой части был уменьшен Постановлением N 83-пр на 0,0001, в целях более точного расчета (округлением значений не до 2-го, а до 4 знака), то есть, в целях соблюдения прав населения края исправлены технические неточности, допущенные при установлении норматива потребления коммунальной услуги горячего водоснабжения, что не противоречит требованиям федерального законодательства, тем более что у Правительства Хабаровского края имелись законные основания для принятия Постановления N 83-пр.
Доводы заявителя о необходимости установления равной величины норматива горячего водоснабжения во всех сельских поселения Хабаровского района в силу их расположения в одинаковых климатических условиях, не основаны на законе.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
Из указанной выше нормы следует, что различие как минимум в одном критерии, используемом для определения нормативов является основанием для изменения метода расчета потребляемых коммунальных ресурсов.
Таким образом, несмотря на факт нахождения поселений Хабаровского района в идентичной климатической зоне, орган государственной власти имеет право исходить из расчетного метода, в связи с возможным дифференцированием иных используемых для расчета характеристик, в том числе конструктивных и технических параметров многоквартирных домов, что использовалось при определении нормативов в отношении муниципальных образований Хабаровского района.
С учетом изложенного руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении заявления Открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" о признании недействующим в части постановления Правительства Хабаровского края от 11 апреля 2013 г. N 83-пр "О внесении изменений в постановление Правительства Хабаровского края от 31 октября 2012 г. N 388-пр "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, нормативов потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и надворных построек" и о признании недействующим в части постановления Правительства Хабаровского края от 20 мая 2013 г. N 127-пр "О внесении изменений в постановление Правительства Хабаровского края от 31 октября 2012 г. N 388-пр "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, нормативов потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и надворных построек", отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 20 ноября 2013 г.
Судья Хабаровского краевого суда
Н.Ю.БАРАБАШ
Н.Ю.БАРАБАШ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)