Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Суд Еврейской автономной области в составе судьи Папуловой С.А.,
с участием:
прокурора Болгова Д.В.,
представителей заинтересованного лица - управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО Корж А.Ю., Левковского Д.П.,
при секретаре Серебряковой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Биробиджане гражданское дело по заявлению прокурора ЕАО о признании недействительным приказа управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области от 28.05.2013 N 30 (в редакции приказа от 22.12.2014 N 101) "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению, а также нормативов потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек для населения, проживающего на территории Еврейской автономной области, применяемых для расчета размера платы за потребленные услуги при отсутствии приборов учета" в части,
Приказом управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области от 28.05.2013 N 30 (в редакции приказа от 22.12.2014 N 101) "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению, а также нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек для населения, проживающего на территории Еврейской автономной области, применяемых для расчета размера платы за потребленные услуги при отсутствии приборов учета" (далее - Приказ N 30) утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению для населения, проживающего на территории ЕАО, применяемые для расчета размера платы за потребленные услуги при отсутствии приборов учета.
Нормативный правовой акт опубликован в издании "Биробиджанская звезда" от 29.05.2013 N 38, от 24.12.2014 N 92.
Прокурор ЕАО обратился в суд с заявлением о признании недействующим обжалуемого приказа в части утверждения нормативов потребления коммунальных услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению для населения, проживающего на территории ЕАО, применяемых для расчета размера платы за потребленные услуги при отсутствии приборов учета, ввиду их несоответствия требованиям ст. 157 ЖК РФ, Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306).
В судебном заседании прокурор Болгов Д.В. уточненные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении. Дополнительно пояснил, что управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО не обосновало невозможность применения метода аналогов при принятии оспариваемого приказа.
При расчете нормативов потребления коммунальных услуг в шестиэтажных, девятиэтажных и десятиэтажных домах управлением жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО использовался расчетный метод. Вместе с тем при использовании расчетного метода нарушены правила его применения, поскольку использовались сведения о среднесуточной температуре наружного воздуха, представленные не органами гидрометеорологической службы, как это предусмотрено Правилами N 306, а данные, применяемые при проектировании зданий и сооружений. Также управлением жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО не истребованы из органов гидрометеорологической службы данные о средней температуре холодной воды из сети водопровода. Ненадлежащим образом определено количество процедур пользования водоразборными устройствами, а именно без проведения экспертных оценок и получения статистических данных в отношении определения количества этих процедур.
При использовании метода аналогов для расчета нормативов потребления коммунальной услуги по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению, утвержденных приказом управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО от 22.12.2014 N 101, нарушены требования Правил N 306, поскольку не были сформированы объемы выборки домов, по которым должно производиться снятие показаний приборов учета для последующего расчета нормативов. Не сформирован план, на основании которого не были проведены измерения и снятие показаний приборов учета.
Пункт 32 Правил N 306 предусматривает случаи и порядок применения метода аналогов для расчета нормативов потребления коммунальных услуг. Уполномоченный орган дифференцирует нормативы потребления коммунальных услуг по группам многоквартирных домов или жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях.
В соответствии с внесенными приказом от 22.12.2014 N 101 изменениями нормативы по теплоснабжению домов в г. Биробиджане утверждены для пятиэтажных многоквартирных жилых домов до 1999 года постройки включительно. Критерий определения года постройки не относится к критериям, установленным п. 32 Правил N 306, и используется только при применении расчетного метода определения нормативов потребления коммунальных услуг. Положив в основу расчета метода аналогов данные по теплоснабжению пятиэтажных жилых домов до 1999 года постройки, управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО нарушило установленный п. 32 Правил N 306 порядок расчета нормативов потребления коммунальной услуги по теплоснабжению.
При утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по водоснабжению с использованием уличных водоразборных колонок управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО не предоставило расчеты, положенные в основу определения указанного норматива.
Представитель заинтересованного лица - управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО Левковский Д.П. заявленные требования признал частично. Не признал в части признания недействительными изменений, внесенных в оспариваемый приказ приказом от 22.12.2014 N 101. Указал, что нормативы потребления коммунальных услуг рассчитаны в соответствии с показаниями приборов учета, запрошенных в ресурсоснабжающих организациях. Управлением жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО объем выборки многоквартирных домов по группам домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства не формировался, план проведения измерений и снятия показаний приборов учета не составлялся.
Представитель заинтересованного лица - управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО Корж А.Ю. заявленные требования признал в части установления норматива по уличным водоразборным колонкам. Не признал в части признания недействительными нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных приказом от 22.12.2014 N 101.
Суд, изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Частью 1 ст. 157 ЖК РФ определено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такой порядок утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".
Согласно п. 40 ст. 7 закона Еврейской автономной области от 27.06.2012 N 79-ОЗ "О правительстве Еврейской автономной области" правительство области определяет орган исполнительной власти, уполномоченный утверждать нормативы потребления коммунальных услуг, применяемые для расчета размера платы за коммунальные услуги, потребляемые гражданами при отсутствии приборов учета.
В соответствии с п. 5.11 Положения об управлении жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО, утвержденного постановлением правительства ЕАО от 04.03.2014 N 75-пп, управление утверждает нормативы потребления коммунальных услуг, в том числе по теплоснабжению, водоснабжению, водоотведению, применяемые для расчета размера платы за вышеуказанные коммунальные услуги, потребляемые гражданами, при отсутствии приборов учета.
В силу п. 9 указанного Положения начальник управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО в соответствии с законодательством Российской Федерации издает приказы, в том числе носящие нормативный характер, в пределах своей компетенции.
Приказом начальника управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО от 28.05.2013 N 30 утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению, а также нормативы потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек для населения, проживающего на территории Еврейской автономной области, применяемые для расчета размера платы за потребленные услуги при отсутствии приборов учета.
Пунктом 5 установлено, что данный приказ вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникающие с 01.06.2013.
29.05.2013 приказ опубликован в газете "Биробиджанская звезда".
22.12.2014 в указанный приказ приказом N 101 внесены изменения и дополнения.
Считая настоящий приказ противоречащим федеральному законодательству, прокурор ЕАО оспорил его.
Рассматривая порядок принятия оспариваемого приказа, суд пришел к выводу, что он принят компетентным органом в пределах его полномочий с соблюдением правил введения его в действие и правил опубликования, соответствует установленной законом форме.
Проверяя содержание приказа на предмет его соответствия нормативному правовому акту, регулирующему данные правоотношения и имеющему большую юридическую силу, а именно Правилам N 306, суд установил следующее.
Управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО при установлении нормативов по отоплению, водоснабжению и водоотведению использовало расчетный метод.
Согласно пункту 19 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода.
Пунктом 22 указанных Правил установлено, что расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
В судебном заседании представители заинтересованного лица мотивировали выбор расчетного метода своим правом, а также невозможностью применения аналогового метода в связи с отсутствием необходимого количества домов, оборудованных приборами учета, отвечающих условиям выборки.
Из п. 19 Правил N 306, предусматривающего метод аналогов или расчетный метод при установлении нормативов потребления коммунальных услуг, и пункта 22 Правил следует, что субъект Российской Федерации при определении нормативов потребления коммунальных услуг вправе выбрать расчетный метод только в том случае, если невозможно применить метод аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями (п. 21 Правил N 306).
Порядок определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях с применением метода аналогов предусматривает строгую последовательность действий на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, изложенных в пунктах 32 - 42 Правил N 306.
Описание последовательности и формулы расчета при определении объема выборки, необходимой для применения метода аналогов, приведены в приложении к Правилам N 306 (формулы 1 - 4).
Таким образом, переход к расчетному методу не может быть осуществлен без обоснования причин, которые делают невозможным использование метода аналогов.
В соответствии с ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности возлагается на орган, принявший нормативный правовой акт.
Управлением жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО не представлены доказательства невозможности использования метода аналогов.
В судебном заседании представители заинтересованного лица требования в указанной части признали.
Довод представителей заинтересованного лица об обоснованности применения метода аналогов при установлении нормативов потребления коммунальных услуг в муниципальном образовании "Город Биробиджан" ЕАО по отоплению в жилых помещениях пятиэтажных многоквартирных жилых домов до 1999 года постройки включительно и по горячему и холодному водоснабжению, водоотведению в многоквартирных домах, оборудованных водопроводом, канализацией, ваннами, с централизованным горячим водоснабжением, утвержденными приказом от 22.12.2014 N 101, несостоятелен, поскольку не подтверждается доказательствами по делу.
Представленные суду расчет нормативов расхода тепловой энергии на отопление для пятиэтажных многоквартирных домов до 1999 года постройки на территории муниципального образования "Город Биробиджан" ЕАО, расчеты норматива расхода горячего и холодного водоснабжения для многоквартирных домов с полным благоустройством на территории муниципального образования "Город Биробиджан" ЕАО, сведения о показаниях общедомовых приборов учета по отоплению и холодному водоснабжению, сведения о количестве домов, оборудованных приборами учета по горячему водоснабжению и отоплению, не содержат сведений соблюдения порядка определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях с применением метода аналогов, предусмотренных п.п. 32 - 42 Правил N 306.
Так, п. 32 Правил N 306 предусмотрено, что уполномоченный орган дифференцирует нормативы потребления коммунальных услуг по группам многоквартирных домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома и расположенных в аналогичных климатических условиях.
Согласно п.п. 34, 36 Правил N 306 количество многоквартирных домов или жилых домов в выборке по каждой группе домов определяется в соответствии с п. 1 и 2 приложения N 1 к настоящим Правилам.
После формирования объема выборки многоквартирных домов или жилых домов составляется план проведения измерений и снятий показаний приборов учета. Однако при установлении указанного норматива расчет в соответствии с вышеуказанной нормой не производился, план проведения измерений и снятия показаний приборов учета отсутствует. Данные обстоятельства не отрицались представителями заинтересованного лица.
В соответствии с пп. "б" п. 37, п.п. 38, 39 Правил N 306 показания приборов учета снимаются в отношении отопления первого и последнего числа отопительного периода.
При снятии показаний приборов учета для определения нормативов потребления коммунальных услуг фиксируется: количество квартир; дата и время снятия показаний приборов учета.
Указанные требования управлением жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО не соблюдены, что подтверждается информацией управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО от 21.01.2015 N 137/15.
Кроме того, в соответствии с изменениями, внесенными в оспариваемый нормативный правовой акт приказом от 22.12.2014 N 101, по установлению норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в пятиэтажных домах до 1999 года постройки включительно с применением метода аналогов уполномоченный орган применил такой критерий, как год постройки.
Вместе с тем год постройки не относится к критериям, установленным п. 32 Правил N 306, и используется только при применении расчетного метода определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Следовательно, положив в основу расчета метода аналогов данные по теплоснабжению пятиэтажных жилых домов до 1999 года постройки, управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО нарушило установленный п. 32 Правил N 306 порядок расчета нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению.
При таких обстоятельствах нормативы потребления коммунальных услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению для населения, проживающего на территории ЕАО, применяемые для расчета размера платы за потребленные услуги при отсутствии приборов учета, нельзя признать законными и обоснованными, соответствующими Правилам N 306.
Более того, и при использовании расчетного метода имеются несоответствия Правилам N 306.
Согласно пункту 43 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды с применением расчетного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом II приложения к настоящим Правилам.
Расчет норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях определяется по формулам 18 - 20 приложения к Правилам N 306.
Для расчета количества тепловой энергии, необходимой для отопления (формула 19), учитываются, в том числе: {\dn12{\pict\wmetafile8\picw609\pich635\picwgoal345\pichgoal360\picscalex79\picscaley79\bin728 Для расчета количества тепловой энергии, необходимой для отопления (формула 19), учитываются, в том числе: [^2]
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ СУДА ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ ОТ 12.02.2015 ПО ДЕЛУ N 3-6/2015
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СУД ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 12 февраля 2015 г. по делу N 3-6/2015
Суд Еврейской автономной области в составе судьи Папуловой С.А.,
с участием:
прокурора Болгова Д.В.,
представителей заинтересованного лица - управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО Корж А.Ю., Левковского Д.П.,
при секретаре Серебряковой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Биробиджане гражданское дело по заявлению прокурора ЕАО о признании недействительным приказа управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области от 28.05.2013 N 30 (в редакции приказа от 22.12.2014 N 101) "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению, а также нормативов потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек для населения, проживающего на территории Еврейской автономной области, применяемых для расчета размера платы за потребленные услуги при отсутствии приборов учета" в части,
установил:
Приказом управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области от 28.05.2013 N 30 (в редакции приказа от 22.12.2014 N 101) "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению, а также нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек для населения, проживающего на территории Еврейской автономной области, применяемых для расчета размера платы за потребленные услуги при отсутствии приборов учета" (далее - Приказ N 30) утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению для населения, проживающего на территории ЕАО, применяемые для расчета размера платы за потребленные услуги при отсутствии приборов учета.
Нормативный правовой акт опубликован в издании "Биробиджанская звезда" от 29.05.2013 N 38, от 24.12.2014 N 92.
Прокурор ЕАО обратился в суд с заявлением о признании недействующим обжалуемого приказа в части утверждения нормативов потребления коммунальных услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению для населения, проживающего на территории ЕАО, применяемых для расчета размера платы за потребленные услуги при отсутствии приборов учета, ввиду их несоответствия требованиям ст. 157 ЖК РФ, Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306).
В судебном заседании прокурор Болгов Д.В. уточненные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении. Дополнительно пояснил, что управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО не обосновало невозможность применения метода аналогов при принятии оспариваемого приказа.
При расчете нормативов потребления коммунальных услуг в шестиэтажных, девятиэтажных и десятиэтажных домах управлением жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО использовался расчетный метод. Вместе с тем при использовании расчетного метода нарушены правила его применения, поскольку использовались сведения о среднесуточной температуре наружного воздуха, представленные не органами гидрометеорологической службы, как это предусмотрено Правилами N 306, а данные, применяемые при проектировании зданий и сооружений. Также управлением жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО не истребованы из органов гидрометеорологической службы данные о средней температуре холодной воды из сети водопровода. Ненадлежащим образом определено количество процедур пользования водоразборными устройствами, а именно без проведения экспертных оценок и получения статистических данных в отношении определения количества этих процедур.
При использовании метода аналогов для расчета нормативов потребления коммунальной услуги по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению, утвержденных приказом управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО от 22.12.2014 N 101, нарушены требования Правил N 306, поскольку не были сформированы объемы выборки домов, по которым должно производиться снятие показаний приборов учета для последующего расчета нормативов. Не сформирован план, на основании которого не были проведены измерения и снятие показаний приборов учета.
Пункт 32 Правил N 306 предусматривает случаи и порядок применения метода аналогов для расчета нормативов потребления коммунальных услуг. Уполномоченный орган дифференцирует нормативы потребления коммунальных услуг по группам многоквартирных домов или жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях.
В соответствии с внесенными приказом от 22.12.2014 N 101 изменениями нормативы по теплоснабжению домов в г. Биробиджане утверждены для пятиэтажных многоквартирных жилых домов до 1999 года постройки включительно. Критерий определения года постройки не относится к критериям, установленным п. 32 Правил N 306, и используется только при применении расчетного метода определения нормативов потребления коммунальных услуг. Положив в основу расчета метода аналогов данные по теплоснабжению пятиэтажных жилых домов до 1999 года постройки, управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО нарушило установленный п. 32 Правил N 306 порядок расчета нормативов потребления коммунальной услуги по теплоснабжению.
При утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по водоснабжению с использованием уличных водоразборных колонок управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО не предоставило расчеты, положенные в основу определения указанного норматива.
Представитель заинтересованного лица - управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО Левковский Д.П. заявленные требования признал частично. Не признал в части признания недействительными изменений, внесенных в оспариваемый приказ приказом от 22.12.2014 N 101. Указал, что нормативы потребления коммунальных услуг рассчитаны в соответствии с показаниями приборов учета, запрошенных в ресурсоснабжающих организациях. Управлением жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО объем выборки многоквартирных домов по группам домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства не формировался, план проведения измерений и снятия показаний приборов учета не составлялся.
Представитель заинтересованного лица - управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО Корж А.Ю. заявленные требования признал в части установления норматива по уличным водоразборным колонкам. Не признал в части признания недействительными нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных приказом от 22.12.2014 N 101.
Суд, изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Частью 1 ст. 157 ЖК РФ определено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такой порядок утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".
Согласно п. 40 ст. 7 закона Еврейской автономной области от 27.06.2012 N 79-ОЗ "О правительстве Еврейской автономной области" правительство области определяет орган исполнительной власти, уполномоченный утверждать нормативы потребления коммунальных услуг, применяемые для расчета размера платы за коммунальные услуги, потребляемые гражданами при отсутствии приборов учета.
В соответствии с п. 5.11 Положения об управлении жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО, утвержденного постановлением правительства ЕАО от 04.03.2014 N 75-пп, управление утверждает нормативы потребления коммунальных услуг, в том числе по теплоснабжению, водоснабжению, водоотведению, применяемые для расчета размера платы за вышеуказанные коммунальные услуги, потребляемые гражданами, при отсутствии приборов учета.
В силу п. 9 указанного Положения начальник управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО в соответствии с законодательством Российской Федерации издает приказы, в том числе носящие нормативный характер, в пределах своей компетенции.
Приказом начальника управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО от 28.05.2013 N 30 утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению, а также нормативы потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек для населения, проживающего на территории Еврейской автономной области, применяемые для расчета размера платы за потребленные услуги при отсутствии приборов учета.
Пунктом 5 установлено, что данный приказ вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникающие с 01.06.2013.
29.05.2013 приказ опубликован в газете "Биробиджанская звезда".
22.12.2014 в указанный приказ приказом N 101 внесены изменения и дополнения.
Считая настоящий приказ противоречащим федеральному законодательству, прокурор ЕАО оспорил его.
Рассматривая порядок принятия оспариваемого приказа, суд пришел к выводу, что он принят компетентным органом в пределах его полномочий с соблюдением правил введения его в действие и правил опубликования, соответствует установленной законом форме.
Проверяя содержание приказа на предмет его соответствия нормативному правовому акту, регулирующему данные правоотношения и имеющему большую юридическую силу, а именно Правилам N 306, суд установил следующее.
Управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО при установлении нормативов по отоплению, водоснабжению и водоотведению использовало расчетный метод.
Согласно пункту 19 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода.
Пунктом 22 указанных Правил установлено, что расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
В судебном заседании представители заинтересованного лица мотивировали выбор расчетного метода своим правом, а также невозможностью применения аналогового метода в связи с отсутствием необходимого количества домов, оборудованных приборами учета, отвечающих условиям выборки.
Из п. 19 Правил N 306, предусматривающего метод аналогов или расчетный метод при установлении нормативов потребления коммунальных услуг, и пункта 22 Правил следует, что субъект Российской Федерации при определении нормативов потребления коммунальных услуг вправе выбрать расчетный метод только в том случае, если невозможно применить метод аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями (п. 21 Правил N 306).
Порядок определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях с применением метода аналогов предусматривает строгую последовательность действий на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, изложенных в пунктах 32 - 42 Правил N 306.
Описание последовательности и формулы расчета при определении объема выборки, необходимой для применения метода аналогов, приведены в приложении к Правилам N 306 (формулы 1 - 4).
Таким образом, переход к расчетному методу не может быть осуществлен без обоснования причин, которые делают невозможным использование метода аналогов.
В соответствии с ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности возлагается на орган, принявший нормативный правовой акт.
Управлением жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО не представлены доказательства невозможности использования метода аналогов.
В судебном заседании представители заинтересованного лица требования в указанной части признали.
Довод представителей заинтересованного лица об обоснованности применения метода аналогов при установлении нормативов потребления коммунальных услуг в муниципальном образовании "Город Биробиджан" ЕАО по отоплению в жилых помещениях пятиэтажных многоквартирных жилых домов до 1999 года постройки включительно и по горячему и холодному водоснабжению, водоотведению в многоквартирных домах, оборудованных водопроводом, канализацией, ваннами, с централизованным горячим водоснабжением, утвержденными приказом от 22.12.2014 N 101, несостоятелен, поскольку не подтверждается доказательствами по делу.
Представленные суду расчет нормативов расхода тепловой энергии на отопление для пятиэтажных многоквартирных домов до 1999 года постройки на территории муниципального образования "Город Биробиджан" ЕАО, расчеты норматива расхода горячего и холодного водоснабжения для многоквартирных домов с полным благоустройством на территории муниципального образования "Город Биробиджан" ЕАО, сведения о показаниях общедомовых приборов учета по отоплению и холодному водоснабжению, сведения о количестве домов, оборудованных приборами учета по горячему водоснабжению и отоплению, не содержат сведений соблюдения порядка определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях с применением метода аналогов, предусмотренных п.п. 32 - 42 Правил N 306.
Так, п. 32 Правил N 306 предусмотрено, что уполномоченный орган дифференцирует нормативы потребления коммунальных услуг по группам многоквартирных домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома и расположенных в аналогичных климатических условиях.
Согласно п.п. 34, 36 Правил N 306 количество многоквартирных домов или жилых домов в выборке по каждой группе домов определяется в соответствии с п. 1 и 2 приложения N 1 к настоящим Правилам.
После формирования объема выборки многоквартирных домов или жилых домов составляется план проведения измерений и снятий показаний приборов учета. Однако при установлении указанного норматива расчет в соответствии с вышеуказанной нормой не производился, план проведения измерений и снятия показаний приборов учета отсутствует. Данные обстоятельства не отрицались представителями заинтересованного лица.
В соответствии с пп. "б" п. 37, п.п. 38, 39 Правил N 306 показания приборов учета снимаются в отношении отопления первого и последнего числа отопительного периода.
При снятии показаний приборов учета для определения нормативов потребления коммунальных услуг фиксируется: количество квартир; дата и время снятия показаний приборов учета.
Указанные требования управлением жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО не соблюдены, что подтверждается информацией управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО от 21.01.2015 N 137/15.
Кроме того, в соответствии с изменениями, внесенными в оспариваемый нормативный правовой акт приказом от 22.12.2014 N 101, по установлению норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в пятиэтажных домах до 1999 года постройки включительно с применением метода аналогов уполномоченный орган применил такой критерий, как год постройки.
Вместе с тем год постройки не относится к критериям, установленным п. 32 Правил N 306, и используется только при применении расчетного метода определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Следовательно, положив в основу расчета метода аналогов данные по теплоснабжению пятиэтажных жилых домов до 1999 года постройки, управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО нарушило установленный п. 32 Правил N 306 порядок расчета нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению.
При таких обстоятельствах нормативы потребления коммунальных услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению для населения, проживающего на территории ЕАО, применяемые для расчета размера платы за потребленные услуги при отсутствии приборов учета, нельзя признать законными и обоснованными, соответствующими Правилам N 306.
Более того, и при использовании расчетного метода имеются несоответствия Правилам N 306.
Согласно пункту 43 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды с применением расчетного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом II приложения к настоящим Правилам.
Расчет норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях определяется по формулам 18 - 20 приложения к Правилам N 306.
Для расчета количества тепловой энергии, необходимой для отопления (формула 19), учитываются, в том числе: {\dn12{\pict\wmetafile8\picw609\pich635\picwgoal345\pichgoal360\picscalex79\picscaley79\bin728 Для расчета количества тепловой энергии, необходимой для отопления (формула 19), учитываются, в том числе: [^2]
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)