Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.02.2015 N 09АП-57600/2014-ГК ПО ДЕЛУ N А40-57628/13

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 февраля 2015 г. N 09АП-57600/2014-ГК

Дело N А40-57628/13

Резолютивная часть постановления объявлена 03.02.2015
Постановление изготовлено в полном объеме 10.02.2015
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Алексеевой Е.Б.,
Судей: Лящевского И.С., Седова С.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Казьминой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ДЕЗ Левобережный"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.11.2014 по делу N А40-57628/13, принятое судьей Матюшенковой Ю.Л. (шифр 117-548),
по иску Общества с ограниченной ответственностью "ДЕЗ Левобережный" (125195, г. Москва, Ленинградское шоссе, д. 96, к. 1)
к Открытому акционерному обществу "МОЭК" (119048, г. Москва, ул. Ефремова, д. 10)
о признании договора недействительным
при участии в судебном заседании:
- от истца: Евсеев М.Л. по доверенности от 02.09.2013;
- от ответчика: Семин А.Д. по доверенности N 1323 от 15.02.2012,

установил:

ООО "ДЕЗ Левобережный" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском о признании недействительными пунктов 1.2., 2.7, 2.8, 2.9, 2.11, 3.3, 3.4, 3.7, 4.1.1, 4.2.2, 5.1.8, 6.1, 6.2, 6.4, 6.5.1, 7.1, 7.2, 7.3, 7.6, 7.8, 3.9, 6.6 договора энергоснабжения от 01.07.2010 N 02.117000-ТЭ, заключенного между ООО "МОЭК" и ООО "ДЕЗ Левобережный", в части, возлагающей на ООО "ДЕЗ Левобережный" обязанность по оплате в пользу ООО "МОЭК" стоимости теплоносителя и потерь тепловой энергии.
Решением суда от 15.10.2013, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2014, в удовлетворении заявленных требования отказано.
Постановлением ФАС МО от 05.08.2014 судебные акты по настоящему делу отменены, дело направлено на новое рассмотрение. При этом сумм кассационной инстанции указал на то, что тепловая энергия поставляется ответчиком по спорному договору в обслуживаемых истцом жилых домах для использования населением в бытовых нуждах.
Правительством Российской Федерации в пределах предоставленной им компетенции утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам в соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса РФ в целях защиты прав потребителей коммунальных услуг.
Исходя из буквального толкования п. 2, 3, 8 указанных Правил их действие распространяется и на отношения, связанные с продажей коммунальных ресурсов.
Утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 Правила предоставления коммунальных услуг гражданам в п. 8 урегулировали вопрос соответствия договоров о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемых с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами.
Согласно п. 8 Правил условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Положения указанной нормы направлены на обеспечение соответствия условий договоров о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемых исполнителем коммунальных услуг с ресурсоснабжающей организацией, и основанных на Правилах обязательств исполнителей перед потребителями коммунальных услуг в многоквартирных домах.
Понятия "коммунальные услуги, исполнители коммунальных услуг, коммунальные ресурсы, ресурсоснабжающие организации, потребители коммунальных услуг, управляющая организация" определены в п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
Исходя из изложенного, суд кассационной инстанции указал на то, что при новом рассмотрении спора следует учесть соотношение Жилищного кодекса РФ и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
Решение суда от 13.11.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика в судебном заседании и отзыве на апелляционную жалобу, поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Как следует из материалов дела, 01.07.2010 между сторонами заключен договор энергоснабжения N 02.1170000-ТЭ, предметом которого является продажа (подача) энергоснабжающей организацией (МОЭК) абоненту (ДЕЗ), присоединенному к тепловой сети энергоснабжающей организации, и покупка (потребление) абонентом тепловой энергии и теплоносителя для собственных нужд и/или оказания коммунальных услуг гражданам (для нужд граждан, проживающих в многоквартирном доме, по их поручению и за их счет) на условиях, предусмотренных договором и действующим законодательством.
Поскольку, по мнению истца, договор в оспариваемой части не соответствует закону, так как, на него не может быть возложена обязанность по оплате коммунальных услуг в размере, превышающем размер платы, подлежащей внесению населением, истец обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии противоречий оспариваемых положений договора закону.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, судом первой инстанции осуществлена проверка соответствия оспариваемых положений договора нормам Жилищного кодекса РФ и Постановлений Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
Так, сопоставляя оспариваемые условия договора, судом первой инстанции произведен анализ содержания понятия "коммунальные услуги", порядок расчета платы, а также внесения платы за коммунальные услуги, кроме того судом первой инстанции установлена необходимость провести сопоставление указанных условий договора с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Суд апелляционной инстанции считает, что в результате проведенного анализа правового регулирования отношений по поставке организациям, осуществляющим управление многоквартирными домами, тепловой энергии и теплоносителя для целей оказания коммунальных услуг населению, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о необходимости применения к отношениям между ресурсоснабжающими организациями и исполнителями коммунальных услуг (лицами, осуществляющими управлением многоквартирными домами) положений Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", а также принятых в его развитие нормативных правовых актов.
Указанное обуславливается тем обстоятельством, что отношения по предоставлению населению коммунальных услуг (ресурсоснабжению) являются составной частью процесса энергоснабжения.
Применение положений Жилищного кодекса РФ, Правил оказания коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, в отрыве от норм законодательства о теплоснабжении способствует формированию правовой неопределенности в смежных вопросах: в технологическом присоединении, порядке определения объемов энергетических ресурсов, порядке проведения мероприятий по прекращению горячего водоснабжения в связи с проведения планово-предупредительного ремонта основного оборудования тепловой станции и тепловых сетей.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у исполнителей коммунальных услуг обязанности по оплате поставляемого теплоснабжающей организацией теплоносителя.
В соответствии со ст. 539 Гражданского кодекса РФ предметом договора теплоснабжения является передача потребителю через присоединенную сеть тепловой энергии.
Тепловая энергия доставляется до потребителя с помощью теплоносителя - горячей воды (сетевой воды).
Системы теплоснабжения многоквартирных домов, находящихся в управлении потребителя, являются централизованными и закрытыми: тепловая энергия поставляется от источника тепла с помощью теплоносителя через тепловую сеть к потребителю, и после передачи части тепла через тепловую сеть потребителя происходит возврат теплоносителя к источнику тепловой энергии.
По договору теплоснабжения теплоснабжающая организация обязуется поставить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, а потребитель тепловой энергии обязан принять и оплатить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, соблюдая режим потребления тепловой энергии (ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и п. 20 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808).
В силу приведенных норм теплоноситель выступает в качестве отдельного объекта договора теплоснабжения - товара, поставленного потребителю, и по этой причине подлежащего оплате потребителем.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" потребителем является лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
Таким образом, лица, выполняющие функции по управлению многоквартирными домами (УК, ТСЖ, ЖСК), являются потребителями, приобретающими у теплоснабжающих организаций на основании договоров теплоснабжения тепловую энергию и теплоноситель для предоставления коммунальных услуг гражданам.
Указанный вывод также соотносится и с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, п. 10 которых предусмотрено, что в целях подачи потребителям коммунального ресурса исполнитель коммунальных услуг заключает с ресурсоснабжающей организацией договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения), в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Кроме того, в соответствии с п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг коммунальной услугой признается деятельность исполнителя коммунальных услуг по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или двух и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов.
Исходя из пп. "е" п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг под коммунальной услугой по отоплению понимается подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в п. 15 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг.
Предоставление собственникам и (или) нанимателям жилых помещений коммунальной услуги по отоплению производится с помощью двух составляющих: тепловой энергии и теплоносителя - горячей воды (сетевой воды), путем изменения его термодинамических параметров (температуры, давления).
Следовательно, технологическая возможность предоставления коммунальной услуги по отоплению связана с приобретением потребителем теплоносителя (сетевой воды), посредством которого будет осуществляться подача отопления в жилые и нежилые помещения многоквартирных домов и жилых домов.
Следует отметить, что аналогичные определения понятий "коммунальные услуги" и "отопление" содержались в п. п. 3, 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307. При этом данные положения признаны утратившими силу с 01.09.2012 в связи с вступлением в силу Правил предоставления коммунальных услуг.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции пришел в к обоснованному выводу о том, что оспариваемые ООО "ДЕЗ "Левобережный" пункты договора, касающиеся оплаты потребителем теплоносителя, соответствуют положениям Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808, и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, и не могут быть признаны недействительными.
Согласно ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения не определена иная точка учета.
В соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации.
Пунктом 5 ст. 161 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставку указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома.
Таким образом, местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является расположенная на границе балансовой принадлежности тепловых сетей (наружной стене многоквартирного дома) точка поставки.
В случаях, когда точка учета расположена не на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон (то есть не на внешней стене дома, а смещен в сторону участка сети, проходящего внутри помещения многоквартирного жилого дома (в подвале дома и т.п.), прибор учета не может зафиксировать весь объем поставленной теплоснабжающей организацией потребителю тепловой энергии в точке поставки, поскольку на соответствующем участке тепловой сети при транспортировке энергии от точки поставки до точки учета имеют место неизбежные потери тепловой энергии.
Пунктом 21 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808, и в п. 17 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124, одним из существенных условий договора теплоснабжения выделяет условие об объеме тепловых потерь тепловой энергии в тепловых сетях абонента от границы балансовой принадлежности до точки учета. Без согласования объема таких потерь договор теплоснабжения не может быть признан заключенным.
Таким образом, обязанность оплаты потерь, возникающих в тепловых сетях потребителя, правомерно возложена условиями договора теплоснабжения на потребителя (п. п. 3.9, 6.6 договора).
Так, в соответствии с п. п. 3.9, 6.6 договора теплоснабжения при установке узлов учета тепловой энергии не на границе раздела балансовой принадлежности тепловых сетей количество учтенной тепловой энергии увеличивается (уменьшается) на величину потерь тепловой энергии на участке от места установки узла учета до границы раздела балансовой принадлежности.
Обратное влечет за собой фактическое смещение границы балансовой принадлежности тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации, а как следствие и точки поставки, что является нарушением как заключенного договора теплоснабжения, так и императивных требований законодательства в сфере теплоснабжения и жилищного законодательства.
Кроме того, в силу п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
В соответствии с п. 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306, нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды по каждому виду коммунальных услуг включают в себя нормативные технологические потери коммунальных ресурсов.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что возложение на потребителя по договору теплоснабжения обязанности по оплате потерь тепловой энергии не противоречит действующему законодательству, а соответствующие положения договора не могут быть признаны недействительными.
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция приходит к выводу, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права. В свою очередь, доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных ст. 270 АПК, для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта, не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ и относятся на истца.
Руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.11.2014 по делу N А40-57628/13 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ДЕЗ Левобережный" - без удовлетворения.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "ДЕЗ Левобережный" (125195, г. Москва, Ленинградское шоссе, д. 96, к. 1) в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 2 000 (две тысячи) руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья
Е.Б.АЛЕКСЕЕВА

Судьи
И.С.ЛЯЩЕВСКИЙ
С.П.СЕДОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)