Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Колемасова В.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе
председательствующего Бугаевой Е.М.,
судей Петровой Н.А., Паршиной С.В.,
при секретаре Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ф. на решение Ленинского районного суда г. Саратова от 05 марта 2014 года по делу по иску Ф. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом об образовании земельного участка, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Бугаевой Е.М., объяснения представителя истца Ф. - Б. (доверенность от 20 июня 2012 года сроком действия 3 года), председателя ТСЖ "На Ипподромной" М. (протокол заседания правления ТСЖ от 12 апреля 2013 года), поддержавших доводы жалобы, обсудив доводы жалобы и возражения на нее, судебная коллегия
установила:
Ф. обратилась в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, в котором просила признать незаконным бездействие ответчика по формированию по ее заявлению земельного участка, необходимого для эксплуатации многоквартирного дома 12Б <адрес>, путем раздела земельного участка с кадастровым номером N, а также образовать земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома <адрес>. В обоснование заявленных требований ссылалась на то, что ей на праве собственности принадлежит квартира <адрес>, частично расположенном на земельном участке с кадастровым номером N площадью 7392 кв. м, находящемся в собственности Российской Федерации. На основании обращения собственников помещений в многоквартирном доме <адрес> о формировании земельного участка под названным многоквартирным домом Территориальным Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области сформирован и поставлен на временный кадастровый учет земельный участок под иным многоквартирным домом. В результате данного действия ответчика земельный участок с кадастровым номером N, на котором расположена часть многоквартирного дома <адрес> (часть блок-секции 3А, а также блок-секции 4А, 5А), составляет площадь 4149 кв. м, но его характеристики как объекта кадастрового учета не изменены, что препятствует переходу земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме <адрес>.
В процессе рассмотрения дела судом первой инстанции истец отказалась от исковых требований в части признания незаконным бездействия ответчика по формированию земельного участка. Определением Ленинского районного суда г. Саратова от 26 ноября 2013 года производство по делу в указанной части прекращено.
Впоследствии истец уточнила исковые требования и просила образовать земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного кирпичного жилого дома (его части), расположенного на земельном участке, находящемся в федеральной собственности, с кадастровым номером N по адресу: <адрес>, площадью 4055 кв. м в границах и координатах согласно заключению эксперта от 11 декабря 2013 года на демонстрационном плане: от правого верхнего угла <данные изъяты> м с разрешенным использованием - занимаемый многоквартирным кирпичным домом, путем раздела земельного участка с кадастровым номером N площадью 7392 кв. м.
Судом первой инстанции в качестве соответчика привлечено к участию в деле Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе истец ставит вопрос об отмене принятого решения и принятии нового. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на отсутствие в материалах дела доказательств тому, что образование земельного участка в соответствии с экспертным заключением противоречит действующему законодательству. Полагает, что судом не принято во внимание и не дана оценка тому, что ответчиком не оспаривались результаты экспертизы и границы испрашиваемого земельного участка, и что ответчик признает отсутствие ограничений, предусмотренных законом, на образование земельного участка, испрашиваемого истцом согласно заключению эксперта. Полагает, что бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению имуществом в Саратовской области по формированию земельного участка, необходимого для эксплуатации дома по заявлению истца, препятствует ей как собственнику помещения в жилом доме <адрес> в реализации исключительного права, предусмотренного земельным и жилищным законодательством Российской Федерации, на земельный участок, на котором расположен указанный жилой дом.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Б. и председатель ТСЖ "На Ипподромной" М. доводы апелляционной жалобы поддержали.
Истец Ф. представила заявление с просьбой рассмотреть апелляционную жалобу в ее отсутствие.
Иные лица, участвующие в деле, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда не явились, представителей в суд второй инстанции не направили, о причинах неявки не сообщили и не просили дело не рассматривать в их отсутствие, в связи с чем на основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия по гражданским делам рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобах (в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Ф. на основании договора дарения квартиры от <дата>, зарегистрированного <дата>, является собственником квартиры <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <дата> (т. 1 л.д. 72).
Истец обращалась в Управление Росреестра по Саратовской области с заявлением о регистрации права собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме - земельный участок площадью 7392 кв. м, кадастровый номер N, расположенный по адресу: <адрес>, 09 августа 2012 года ей отказано в государственной регистрации права.
17 августа 2012 года председатель ТСЖ "Лидер-2008" Б. обратилась в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области с заявлением о предоставлении ТСЖ "Лидер-2008" земельного участка с кадастровым номером N в собственность бесплатно, в чем также было отказано.
Как установил суд первой инстанции, блок-секции 4А, 5А кирпичного дома в эксплуатацию не введены, фактически часть блок-секции 3А, и указанные блок-секции 4А, 5А дома <адрес> возведены на земельном участке федеральной собственности, не отведенном в установленном порядке под строительство многоэтажного дома.
Распоряжением администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" от 24 января 2008 года N-р 10-этажному 3-подъездному кирпичному жилому дому, построенному на земельном участке по <адрес>, присвоен номер N.
Решением Ленинского районного суда г. Саратова от 15 июня 2009 года по гражданскому делу по искам ФИО19 к ООО "Гермес-97" о признании права собственности на квартиры, по иску прокурора Ленинского района г. Саратова в интересах Б.Г.В. к ООО "Гермес-97", ЗАО "Саратовоблжилстрой" о признании права собственности на квартиру, по иску Б.М.В. к ООО "Гермес-97", ЗАО "Саратовоблжилстрой" о признании права собственности на квартиру, оставленным без изменения кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 19 августа 2009 года, установлено, что ЗАО "Саратовоблжилстрой" осуществило строительство домов 12А N на земельном участке, расположенном на пересечении улиц <адрес>, ООО "Гермес-97" как заказчик строительства с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства жилых домов в установленном порядке не обращалось. Указанным судебным актом установлено, что названные жилые дома построены без разрешения на строительство и без отвода земельного участка в установленном порядке, земельный участок находится в собственности Российской Федерации. Истцам отказано в удовлетворении требований о признании права собственности на квартиры в названных домах, которые имеют признаки самовольные постройки.
Согласно сообщению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области вопрос о предоставлении в собственность Российской Федерации взамен испрашиваемого земельного участка иного земельного участка не разрешен.
На помещения, расположенные в блок-секциях 1А, 2А, 3А многоквартирного жилого дома N по ул. <адрес>, права собственности зарегистрированы. На жилые и нежилые помещения, расположенные в блок-секциях 4А, 5А данного многоквартирного дома, права собственности не зарегистрированы.
В отношении ООО "Гермес-97" введена процедура банкротства.
Согласно кадастровому плану территории земельный участок с кадастровым номером N по адресу: <адрес>, категория земли - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения домов многоэтажной жилой застройки, площадью 1605 кв. м, находится в общей долевой собственности, обременений не зарегистрировано (т. 1 л.д. 170).
Смежный с ним спорный земельный участок с кадастровым номером N образован 15 декабря 2010 года из земельного участка с кадастровым номером N общей площадью 243512 кв. м (право собственности Российской Федерации на данный земельный участок зарегистрировано 03 февраля 2005 года путем раздела на четыре земельных участка, в том числе земельный участок площадью 7392 кв. м (т. 1 л.д. 15).
Свидетельство о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок N площадью 7392 кв. м по адресу: <адрес>, выдано на основании распоряжения Правительства РФ от 19 января 2004 года N 69-Р (перечень N 63:124 земельных участков, расположенных на территории Саратовской области в границах г. Саратова, на которые у Российской Федерации возникает право собственности) 01 декабря 2011 года (т. 3 л.д. 62).
Право постоянного бессрочного пользования ФГУ "Государственная заводская конюшня "Саратовская" с ипподромом" на земельный участок с кадастровым номером N прекращено распоряжением Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 24 сентября 2012 года N, прекращение права зарегистрировано в установленном порядке.
Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Саратова от 01 марта 2013 года исковые требования прокурора Ленинского района г. Саратова в интересах К.Н.П. удовлетворены в части признания незаконным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области в удовлетворении обращения К.Н.П.. о формировании земельного участка под многоквартирным домом, датированного 05 февраля 2013 года с дополнениями от 20 февраля 2013 года (по указанным в них основаниям отказа), постановлено повторно рассмотреть обращение К.Н.П.. и при наличии к тому оснований в установленном законом порядке предпринять меры по формированию земельного участка под многоквартирным домом (т. 3 л.д. 196-216).
Во исполнение указанного решения суда Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области сообщило о проведении кадастровых работ по формированию земельного участка с кадастровым номером N в измененных границах, о направлении документов для согласования в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, о принятии Федеральным агентством по управлению государственным имуществом решения об отказе в согласовании раздела земельного участка, принадлежащего Российской Федерации, с кадастровым номером N в целях формирования земельных участков под объектами самовольного строительства.
Из кадастровой выписки о земельном участке с кадастровым номером N (предыдущий номер N) следует, что площадь его составляет 7392 +/- 30 кв. м, местоположение: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные дома (от 6 этажей и выше), в т.ч. со встроенными и (или) встроенно-пристроенными нежилыми помещениями, правообладатель Российская Федерация, вид права - собственность, из земельного участка образован земельный участок с кадастровым номером N, сведения о котором носят временный характер, сведений об обременениях не имеется (т. 1 л.д. 15-24).
В настоящее время земельный участок с кадастровым номером N расположен в территориальной зоне Ж-1.
Из кадастровой выписки о земельном участке с кадастровым номером N (предыдущий номер N) следует, что площадь его составляет 3243+/-20 кв. м, дата внесения сведений в государственный кадастр недвижимости - 05 июля 2013 года, местоположение: <адрес>, категория земли - земли населенных пунктов, разрешенное использование - многоквартирные дома (от 6 этажей и выше), в том числе со встроенными и (или) встроенно-пристроенными нежилыми помещениями, сведения о правах отсутствуют, сведения о земельном участке носят временный характер (т. 1 л.д. 153-166).
В соответствии с Положением о Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, утвержденным Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29 сентября 2009 года N 278 (с учетом Приказа Минэкономразвития России от 18 сентября 2013 года N 538 (действует с 09 февраля 2014 года), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области самостоятельно осуществляет полномочия собственника: принимает решения о согласовании местоположения границ земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации; принимает в соответствии с законодательством РФ решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности площадью, равной либо меньше десяти гектар (4.1.18).
Из ответа на запрос суда Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области следует, что ответчик не оспаривает выводов землеустроительной экспертизы и при совершении действий по формированию земельного участка под многоквартирным домом <адрес>, однако руководствовался решением Федерального агентства по управлению государственным имуществом об отказе в согласовании раздела земельного участка с кадастровым номером N как направленного на легализацию объектов самовольного строительства (т. 5 л.д. 69-70).
Как следует из п. 1 ст. 11 ГК РФ в судебном порядке осуществляется защита нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Способы защиты гражданских прав предусмотрены ст. 12 ГК РФ.
В соответствии со ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Статья 11.2 ЗК РФ предусматривает образование земельных участков при выделе из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу п. п. 1 - 3 ст. 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
При разделе земельного участка, находящегося в общей собственности, участники общей собственности сохраняют право общей собственности на все образуемые в результате такого раздела земельные участки, если иное не установлено соглашением между такими участниками.
При разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (п. 6 ст. 11.4 ЗК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Право частной собственности охраняется законом, и каждому гарантируется право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ч. ч. 1, 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации).
Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю, владение, пользование и распоряжение которой осуществляется ее собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ст. 36 Конституции Российской Федерации).
Согласно п. 2 ст. 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости, в п. 2.1 Постановления N 12-П от 28 мая 2010 года, указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных жилых домах, установил в ЖК РФ общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме на праве общей долевой собственности (ст. 36), а в Федеральном законе от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (ст. 16 указанного Закона).
Из ч. ч. 2 - 5 ст. 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", с учетом разъяснений, данных в п. 66 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", следует, что в случае, когда земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие ЖК и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений считается возникшим в силу закона с момента введения в действие данного Кодекса.
Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета.
Таким образом, переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
При этом каких-либо актов органов власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности не требуется, так же как и государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу ч. ч. 3 и 4 ст. 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться ч. 1 ст. 36 ЖК РФ.
В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу ст. 36 ЖК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка (п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Пунктом 1 ч. 4 ст. 37 ЖК РФ для собственников помещений в многоквартирном доме установлен запрет на выдел в натуре доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
В ч. 4 ст. 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, осуществляют соответствующие публичные органы.
Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (п. п. 4.2, 4.3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации N 12-П от 28 мая 2010 года).
Согласно ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер. Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
В силу ст. 16 указанного Закона кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в законе сведений об объекте недвижимости или любых указанных в п. п. 7, 10 - 21, 25 - 29 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 4 ст. 24 Закона).
В соответствии со ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Для установления площади земельного участка, необходимого для эксплуатации многоквартирного дома 12Б по ул. Ипподромной г. Саратова, судом первой инстанции по настоящему делу назначалась судебная землеустроительная экспертиза.
Согласно заключению эксперта N 12/13-24 от 11 декабря 2013 года в соответствии со СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" площадь земельного участка, необходимая для эксплуатации многоквартирного дома <адрес>, должна составлять не менее 10478,4 кв. м. С учетом фактически используемой части земельного участка с кадастровым номером N и границ смежных земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет, в том числе границы земельного участка с кадастровым номером N (сведения о котором в государственном кадастре недвижимости носят временный характер), границы земельного участка с кадастровым номером N, общая площадь земельного участка, занимаемого частью жилого дома <адрес> в пределах земельного участка, находящегося в федеральной собственности, составляет 4055 кв. м. Общая площадь земельного участка под многоквартирным домом <адрес> составит в случае образования земельного участка путем объединения 5631 кв. м.
Установив, что земельный участок, в отношении которого заявлены требования, необходим для эксплуатации части многоквартирного дома, часть которого является самовольной постройкой, расположенной на земельном участке, находящемся в федеральной собственности, с кадастровым номером N по адресу: г. <адрес>, площадью 7392 кв. м, лицо, осуществляющее полномочия собственника, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области не согласно на такой раздел земельного участка, которым, по существу, разрешается вопрос легализации части жилого дома <адрес> при отсутствии установленного законом порядка признания права собственности на такой объект, суд первой инстанции с учетом обстоятельств дела и в соответствии со ст. ст. 11.4, 36 ЗК РФ, ст. ст. 219, 222 ГК РФ, ст. 37 ЖК РФ, ст. 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" обоснованно отказал в удовлетворении исковых требовании.
Нормативные акты, которыми установлены основания возникновения права общей долевой собственности на земельный участок у собственников жилых помещений многоквартирного дома, применимы в отношении легализированных объектов недвижимости - многоквартирных домов, введенных в гражданский оборот. Поскольку часть многоквартирного дома возведена на земельном участке, не отведенном для таких целей, которая является самовольной постройкой, требования Ф. о формировании земельного участка противоречат закону.
Кроме того, формирование земельного участка под частью многоквартирного дома противоречит положениям ч. 4 ст. 37 ЗК РФ.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы о том, что ответчик не оспаривал результаты экспертизы и границы испрашиваемого земельного участка, значения не имеют.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований Ф.
Доводы жалобы сводятся к несогласию с данной судом оценкой доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны тем, на которые ссылалась сторона ответчика в суде первой инстанции в обоснование своих возражений на исковые требования, которые были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности.
С учетом изложенного судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы и не усматривает оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены обжалуемого судебного постановления.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саратова от 05 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 28.05.2014 N 33-3120
Разделы:Управление многоквартирным домом; Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 мая 2014 г. N 33-3120
Судья Колемасова В.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе
председательствующего Бугаевой Е.М.,
судей Петровой Н.А., Паршиной С.В.,
при секретаре Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ф. на решение Ленинского районного суда г. Саратова от 05 марта 2014 года по делу по иску Ф. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом об образовании земельного участка, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Бугаевой Е.М., объяснения представителя истца Ф. - Б. (доверенность от 20 июня 2012 года сроком действия 3 года), председателя ТСЖ "На Ипподромной" М. (протокол заседания правления ТСЖ от 12 апреля 2013 года), поддержавших доводы жалобы, обсудив доводы жалобы и возражения на нее, судебная коллегия
установила:
Ф. обратилась в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, в котором просила признать незаконным бездействие ответчика по формированию по ее заявлению земельного участка, необходимого для эксплуатации многоквартирного дома 12Б <адрес>, путем раздела земельного участка с кадастровым номером N, а также образовать земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома <адрес>. В обоснование заявленных требований ссылалась на то, что ей на праве собственности принадлежит квартира <адрес>, частично расположенном на земельном участке с кадастровым номером N площадью 7392 кв. м, находящемся в собственности Российской Федерации. На основании обращения собственников помещений в многоквартирном доме <адрес> о формировании земельного участка под названным многоквартирным домом Территориальным Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области сформирован и поставлен на временный кадастровый учет земельный участок под иным многоквартирным домом. В результате данного действия ответчика земельный участок с кадастровым номером N, на котором расположена часть многоквартирного дома <адрес> (часть блок-секции 3А, а также блок-секции 4А, 5А), составляет площадь 4149 кв. м, но его характеристики как объекта кадастрового учета не изменены, что препятствует переходу земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме <адрес>.
В процессе рассмотрения дела судом первой инстанции истец отказалась от исковых требований в части признания незаконным бездействия ответчика по формированию земельного участка. Определением Ленинского районного суда г. Саратова от 26 ноября 2013 года производство по делу в указанной части прекращено.
Впоследствии истец уточнила исковые требования и просила образовать земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного кирпичного жилого дома (его части), расположенного на земельном участке, находящемся в федеральной собственности, с кадастровым номером N по адресу: <адрес>, площадью 4055 кв. м в границах и координатах согласно заключению эксперта от 11 декабря 2013 года на демонстрационном плане: от правого верхнего угла <данные изъяты> м с разрешенным использованием - занимаемый многоквартирным кирпичным домом, путем раздела земельного участка с кадастровым номером N площадью 7392 кв. м.
Судом первой инстанции в качестве соответчика привлечено к участию в деле Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе истец ставит вопрос об отмене принятого решения и принятии нового. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на отсутствие в материалах дела доказательств тому, что образование земельного участка в соответствии с экспертным заключением противоречит действующему законодательству. Полагает, что судом не принято во внимание и не дана оценка тому, что ответчиком не оспаривались результаты экспертизы и границы испрашиваемого земельного участка, и что ответчик признает отсутствие ограничений, предусмотренных законом, на образование земельного участка, испрашиваемого истцом согласно заключению эксперта. Полагает, что бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению имуществом в Саратовской области по формированию земельного участка, необходимого для эксплуатации дома по заявлению истца, препятствует ей как собственнику помещения в жилом доме <адрес> в реализации исключительного права, предусмотренного земельным и жилищным законодательством Российской Федерации, на земельный участок, на котором расположен указанный жилой дом.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Б. и председатель ТСЖ "На Ипподромной" М. доводы апелляционной жалобы поддержали.
Истец Ф. представила заявление с просьбой рассмотреть апелляционную жалобу в ее отсутствие.
Иные лица, участвующие в деле, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда не явились, представителей в суд второй инстанции не направили, о причинах неявки не сообщили и не просили дело не рассматривать в их отсутствие, в связи с чем на основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия по гражданским делам рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобах (в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Ф. на основании договора дарения квартиры от <дата>, зарегистрированного <дата>, является собственником квартиры <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <дата> (т. 1 л.д. 72).
Истец обращалась в Управление Росреестра по Саратовской области с заявлением о регистрации права собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме - земельный участок площадью 7392 кв. м, кадастровый номер N, расположенный по адресу: <адрес>, 09 августа 2012 года ей отказано в государственной регистрации права.
17 августа 2012 года председатель ТСЖ "Лидер-2008" Б. обратилась в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области с заявлением о предоставлении ТСЖ "Лидер-2008" земельного участка с кадастровым номером N в собственность бесплатно, в чем также было отказано.
Как установил суд первой инстанции, блок-секции 4А, 5А кирпичного дома в эксплуатацию не введены, фактически часть блок-секции 3А, и указанные блок-секции 4А, 5А дома <адрес> возведены на земельном участке федеральной собственности, не отведенном в установленном порядке под строительство многоэтажного дома.
Распоряжением администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" от 24 января 2008 года N-р 10-этажному 3-подъездному кирпичному жилому дому, построенному на земельном участке по <адрес>, присвоен номер N.
Решением Ленинского районного суда г. Саратова от 15 июня 2009 года по гражданскому делу по искам ФИО19 к ООО "Гермес-97" о признании права собственности на квартиры, по иску прокурора Ленинского района г. Саратова в интересах Б.Г.В. к ООО "Гермес-97", ЗАО "Саратовоблжилстрой" о признании права собственности на квартиру, по иску Б.М.В. к ООО "Гермес-97", ЗАО "Саратовоблжилстрой" о признании права собственности на квартиру, оставленным без изменения кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 19 августа 2009 года, установлено, что ЗАО "Саратовоблжилстрой" осуществило строительство домов 12А N на земельном участке, расположенном на пересечении улиц <адрес>, ООО "Гермес-97" как заказчик строительства с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства жилых домов в установленном порядке не обращалось. Указанным судебным актом установлено, что названные жилые дома построены без разрешения на строительство и без отвода земельного участка в установленном порядке, земельный участок находится в собственности Российской Федерации. Истцам отказано в удовлетворении требований о признании права собственности на квартиры в названных домах, которые имеют признаки самовольные постройки.
Согласно сообщению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области вопрос о предоставлении в собственность Российской Федерации взамен испрашиваемого земельного участка иного земельного участка не разрешен.
На помещения, расположенные в блок-секциях 1А, 2А, 3А многоквартирного жилого дома N по ул. <адрес>, права собственности зарегистрированы. На жилые и нежилые помещения, расположенные в блок-секциях 4А, 5А данного многоквартирного дома, права собственности не зарегистрированы.
В отношении ООО "Гермес-97" введена процедура банкротства.
Согласно кадастровому плану территории земельный участок с кадастровым номером N по адресу: <адрес>, категория земли - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения домов многоэтажной жилой застройки, площадью 1605 кв. м, находится в общей долевой собственности, обременений не зарегистрировано (т. 1 л.д. 170).
Смежный с ним спорный земельный участок с кадастровым номером N образован 15 декабря 2010 года из земельного участка с кадастровым номером N общей площадью 243512 кв. м (право собственности Российской Федерации на данный земельный участок зарегистрировано 03 февраля 2005 года путем раздела на четыре земельных участка, в том числе земельный участок площадью 7392 кв. м (т. 1 л.д. 15).
Свидетельство о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок N площадью 7392 кв. м по адресу: <адрес>, выдано на основании распоряжения Правительства РФ от 19 января 2004 года N 69-Р (перечень N 63:124 земельных участков, расположенных на территории Саратовской области в границах г. Саратова, на которые у Российской Федерации возникает право собственности) 01 декабря 2011 года (т. 3 л.д. 62).
Право постоянного бессрочного пользования ФГУ "Государственная заводская конюшня "Саратовская" с ипподромом" на земельный участок с кадастровым номером N прекращено распоряжением Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 24 сентября 2012 года N, прекращение права зарегистрировано в установленном порядке.
Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Саратова от 01 марта 2013 года исковые требования прокурора Ленинского района г. Саратова в интересах К.Н.П. удовлетворены в части признания незаконным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области в удовлетворении обращения К.Н.П.. о формировании земельного участка под многоквартирным домом, датированного 05 февраля 2013 года с дополнениями от 20 февраля 2013 года (по указанным в них основаниям отказа), постановлено повторно рассмотреть обращение К.Н.П.. и при наличии к тому оснований в установленном законом порядке предпринять меры по формированию земельного участка под многоквартирным домом (т. 3 л.д. 196-216).
Во исполнение указанного решения суда Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области сообщило о проведении кадастровых работ по формированию земельного участка с кадастровым номером N в измененных границах, о направлении документов для согласования в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, о принятии Федеральным агентством по управлению государственным имуществом решения об отказе в согласовании раздела земельного участка, принадлежащего Российской Федерации, с кадастровым номером N в целях формирования земельных участков под объектами самовольного строительства.
Из кадастровой выписки о земельном участке с кадастровым номером N (предыдущий номер N) следует, что площадь его составляет 7392 +/- 30 кв. м, местоположение: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные дома (от 6 этажей и выше), в т.ч. со встроенными и (или) встроенно-пристроенными нежилыми помещениями, правообладатель Российская Федерация, вид права - собственность, из земельного участка образован земельный участок с кадастровым номером N, сведения о котором носят временный характер, сведений об обременениях не имеется (т. 1 л.д. 15-24).
В настоящее время земельный участок с кадастровым номером N расположен в территориальной зоне Ж-1.
Из кадастровой выписки о земельном участке с кадастровым номером N (предыдущий номер N) следует, что площадь его составляет 3243+/-20 кв. м, дата внесения сведений в государственный кадастр недвижимости - 05 июля 2013 года, местоположение: <адрес>, категория земли - земли населенных пунктов, разрешенное использование - многоквартирные дома (от 6 этажей и выше), в том числе со встроенными и (или) встроенно-пристроенными нежилыми помещениями, сведения о правах отсутствуют, сведения о земельном участке носят временный характер (т. 1 л.д. 153-166).
В соответствии с Положением о Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, утвержденным Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29 сентября 2009 года N 278 (с учетом Приказа Минэкономразвития России от 18 сентября 2013 года N 538 (действует с 09 февраля 2014 года), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области самостоятельно осуществляет полномочия собственника: принимает решения о согласовании местоположения границ земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации; принимает в соответствии с законодательством РФ решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности площадью, равной либо меньше десяти гектар (4.1.18).
Из ответа на запрос суда Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области следует, что ответчик не оспаривает выводов землеустроительной экспертизы и при совершении действий по формированию земельного участка под многоквартирным домом <адрес>, однако руководствовался решением Федерального агентства по управлению государственным имуществом об отказе в согласовании раздела земельного участка с кадастровым номером N как направленного на легализацию объектов самовольного строительства (т. 5 л.д. 69-70).
Как следует из п. 1 ст. 11 ГК РФ в судебном порядке осуществляется защита нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Способы защиты гражданских прав предусмотрены ст. 12 ГК РФ.
В соответствии со ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Статья 11.2 ЗК РФ предусматривает образование земельных участков при выделе из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу п. п. 1 - 3 ст. 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
При разделе земельного участка, находящегося в общей собственности, участники общей собственности сохраняют право общей собственности на все образуемые в результате такого раздела земельные участки, если иное не установлено соглашением между такими участниками.
При разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (п. 6 ст. 11.4 ЗК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Право частной собственности охраняется законом, и каждому гарантируется право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ч. ч. 1, 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации).
Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю, владение, пользование и распоряжение которой осуществляется ее собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ст. 36 Конституции Российской Федерации).
Согласно п. 2 ст. 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости, в п. 2.1 Постановления N 12-П от 28 мая 2010 года, указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных жилых домах, установил в ЖК РФ общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме на праве общей долевой собственности (ст. 36), а в Федеральном законе от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (ст. 16 указанного Закона).
Из ч. ч. 2 - 5 ст. 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", с учетом разъяснений, данных в п. 66 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", следует, что в случае, когда земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие ЖК и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений считается возникшим в силу закона с момента введения в действие данного Кодекса.
Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета.
Таким образом, переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
При этом каких-либо актов органов власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности не требуется, так же как и государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу ч. ч. 3 и 4 ст. 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться ч. 1 ст. 36 ЖК РФ.
В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу ст. 36 ЖК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка (п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Пунктом 1 ч. 4 ст. 37 ЖК РФ для собственников помещений в многоквартирном доме установлен запрет на выдел в натуре доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
В ч. 4 ст. 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, осуществляют соответствующие публичные органы.
Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (п. п. 4.2, 4.3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации N 12-П от 28 мая 2010 года).
Согласно ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер. Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
В силу ст. 16 указанного Закона кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в законе сведений об объекте недвижимости или любых указанных в п. п. 7, 10 - 21, 25 - 29 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 4 ст. 24 Закона).
В соответствии со ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Для установления площади земельного участка, необходимого для эксплуатации многоквартирного дома 12Б по ул. Ипподромной г. Саратова, судом первой инстанции по настоящему делу назначалась судебная землеустроительная экспертиза.
Согласно заключению эксперта N 12/13-24 от 11 декабря 2013 года в соответствии со СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" площадь земельного участка, необходимая для эксплуатации многоквартирного дома <адрес>, должна составлять не менее 10478,4 кв. м. С учетом фактически используемой части земельного участка с кадастровым номером N и границ смежных земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет, в том числе границы земельного участка с кадастровым номером N (сведения о котором в государственном кадастре недвижимости носят временный характер), границы земельного участка с кадастровым номером N, общая площадь земельного участка, занимаемого частью жилого дома <адрес> в пределах земельного участка, находящегося в федеральной собственности, составляет 4055 кв. м. Общая площадь земельного участка под многоквартирным домом <адрес> составит в случае образования земельного участка путем объединения 5631 кв. м.
Установив, что земельный участок, в отношении которого заявлены требования, необходим для эксплуатации части многоквартирного дома, часть которого является самовольной постройкой, расположенной на земельном участке, находящемся в федеральной собственности, с кадастровым номером N по адресу: г. <адрес>, площадью 7392 кв. м, лицо, осуществляющее полномочия собственника, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области не согласно на такой раздел земельного участка, которым, по существу, разрешается вопрос легализации части жилого дома <адрес> при отсутствии установленного законом порядка признания права собственности на такой объект, суд первой инстанции с учетом обстоятельств дела и в соответствии со ст. ст. 11.4, 36 ЗК РФ, ст. ст. 219, 222 ГК РФ, ст. 37 ЖК РФ, ст. 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" обоснованно отказал в удовлетворении исковых требовании.
Нормативные акты, которыми установлены основания возникновения права общей долевой собственности на земельный участок у собственников жилых помещений многоквартирного дома, применимы в отношении легализированных объектов недвижимости - многоквартирных домов, введенных в гражданский оборот. Поскольку часть многоквартирного дома возведена на земельном участке, не отведенном для таких целей, которая является самовольной постройкой, требования Ф. о формировании земельного участка противоречат закону.
Кроме того, формирование земельного участка под частью многоквартирного дома противоречит положениям ч. 4 ст. 37 ЗК РФ.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы о том, что ответчик не оспаривал результаты экспертизы и границы испрашиваемого земельного участка, значения не имеют.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований Ф.
Доводы жалобы сводятся к несогласию с данной судом оценкой доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны тем, на которые ссылалась сторона ответчика в суде первой инстанции в обоснование своих возражений на исковые требования, которые были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности.
С учетом изложенного судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы и не усматривает оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены обжалуемого судебного постановления.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саратова от 05 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)