Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 14 марта 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.
судей Киричек Ю.Н., Кливера Е.П.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-70/2014) закрытого акционерного общества "Сибирский Коммунальник" на решение Арбитражного суда Омской области от 19.12.2013 по делу N А46-10765/2013 (судья Голобородько Н.А.), принятое по заявлению закрытого акционерного общества "Сибирский Коммунальник" (ИНН 5506054120, ОГРН 1045511001337) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области об оспаривании постановления от 20.08.2013 N 2185/2186/13,
при участии в судебном заседании представителей:
- от закрытого акционерного общества "Сибирский Коммунальник" - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
- от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области - Стародубцева Н.Г. по доверенности б/н от 13.01.2014 сроком действия один год, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации,
установил:
Закрытое акционерное общество "Сибирский Коммунальник" (далее - заявитель, ЗАО "Сибирский коммунальник") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Омской области, административный орган, Управление) по делу об административном правонарушении от 20.08.2013 N 2185/2186/13.
Определением Арбитражного суда Омской области от 20.09.2013 заявление ЗАО "Сибирский коммунальник" принято к производству в порядке упрощенного судопроизводства.
19.11.2013 Арбитражный суд Омской области, руководствуясь пунктом 4 части 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), назначил дело к рассмотрению по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Омской области от 19.12.2013 по делу N А46-10765/2013 в удовлетворении требований ЗАО "Сибирский Коммунальник" об отмене постановления Управления Роспотребнадзора по Омской области от 20.08.2013 N 2185/2186/13 отказано.
Судебный акт мотивирован наличием оснований для привлечения Общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы указано на отсутствие состава правонарушения. По мнению общества, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации.
По мнению подателя жалобы, в решение арбитражного суда отсутствует сведения о нарушении ЗАО "Сибирский коммунальник" установленного порядка ценообразования при определении платы за содержание и ремонт жилья на 2013 год.
Общество ссылается на судебные акты, принятые в рамках дела N А46-3528/2013.
Также податель жалобы считает, что постановление об административном наказании принято неуполномоченным лицом.
До начала судебного заседания от Управления поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу без доказательств направления указанного отзыва лицам, участвующим в деле.
Ввиду невручения и ненаправления указанного документа другим участвующим в деле лицам, тем самым несоблюдения части 1 статьи 262 АПК РФ суд не может приобщить его в качестве отзыва, в связи с чем отзыв остается в материалах дела, но оценке не подлежит.
В судебном заседании представитель Управления просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителя административного органа, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Определением Управления Роспотребнадзора по Омской области от 28.05.2013 N 286/13 было возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ЗАО "Сибирский Коммунальник" по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ и назначено проведение административного расследования.
Основанием для вынесения определения от 28.05.2013 N 286/13 послужило обращение потребителя N Г-500/1-2013.жкх, в отношении ЗАО "Сибирский коммунальник".
В ходе административного расследования установлено, что между собственниками многоквартирного жилого дома N 8 по ул. Б. Цемента в г. Омске и ЗАО "Сибирский коммунальник" 01.03.2007 заключен договор управления многоквартирным домом N 81, согласно пп. 5.1.-5.4. которого, изменение тарифов на оплату услуг и работ по договору осуществляется на основании решения собрания Заказчиков жилых помещений. Решение об изменении тарифов принимается на основании предложений Управляющей компании. При возникновении необходимости изменения тарифов Управляющая компания формирует в письменной форме предложение об изменении тарифов и направляет Заказчикам жилых помещений. Собственники жилых помещений в течение месяца с момента получения предложения Управляющей компании об изменении тарифов обязаны провести собрание по изменению тарифов. При непроведении собрания по изменению тарифов в установленный срок со следующего месяца вводятся тарифы, увеличенные на предельный индекс изменения тарифов платы за жилое помещение, установленный для г. Омска на соответствующий календарных год. В платежной квитанции на оплату за содержание и ремонт жилья, выставленную потребителям, проживающим по адресу: г. Омск, ул. Б. Цемента, д. 8 за декабрь 2012 года, ЗАО "Сибирский коммунальник" уведомило о необходимости проведения общего собрания собственников до 30.01.2013 по вопросу увеличения платы за содержание и ремонт жилья на 2013 год.
Протокол общего собрания собственников многоквартирного жилого дома N 8 по ул. Б. Цемента от 21.01.2013 об увеличении размера платы за содержание и ремонт жилья на 2013 год, в размере- 10,76 рублей за м/кв, был направлен для согласования в ЗАО "Сибирский коммунальник", что подтверждается входящим штампом N 80 от 29.01.2013, однако, ЗАО "Сибирский коммунальник" не приняло установленную решением общего собрания плату за содержание и ремонт жилья, выставляя с января 2013 года в платежных квитанциях плату за содержание и ремонт жилья в размере 13,29 рублей за м/кв., т.е. согласно Постановления Администрации города Омска от 28.11.2012 N 1546-п "О плате за содержание и ремонт жилого помещения". При этом с 01.03.2013, размер платы был изменен на 12,66 рублей за м/кв. жилья, в нарушение ч. 7 ст. 156 ЖК, согласно которой, размер платы за содержание и ремонт жилья устанавливается на общем собрании собственников и не менее, чем на один год.
По окончании административного расследования 25.07.2013 в присутствии представителя ЗАО "Сибирский Коммунальник" Управлением Роспотребнадзора по Омской области в отношении Общества был составлен протокол N 2185/13 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Кроме того, определением Управления Роспотребнадзора по Омской области от 16.07.2013 N 378/13 было возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ЗАО "Сибирский Коммунальник" по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ и назначено проведение административного расследования.
Основанием для вынесения определения от 16.07.2013 N 378/12 послужило обращение потребителя N М-1642/13-2013.жкх, в отношении ЗАО "Сибирский коммунальник".
В ходе административного расследования установлено, что между собственниками многоквартирного жилого дома N 25/2 по ул. Харьковская в г. Омске и ЗАО "Сибирский коммунальник" 20.06.2006 заключен договор управления многоквартирным домом N 91, согласно пп. 5.1.-5.4. которого, изменение тарифов на оплату услуг и работ по договору осуществляется на основании решения собрания Заказчиков жилых помещений. Решение об изменении тарифов принимается на основании предложений Управляющей компании. При возникновении необходимости изменения тарифов Управляющая компания формирует в письменной форме предложение об изменении тарифов и направляет Заказчикам жилых помещений. Собственники жилых помещений в течение месяца с момента получения предложения Управляющей компании об изменении тарифов обязаны провести собрание по изменению тарифов. При непроведении собрания по изменению тарифов в установленный срок со следующего месяца вводятся тарифы, увеличенные на предельный индекс изменения тарифов платы за жилое помещение, установленный для г. Омска на соответствующий календарных год. В платежной квитанции на оплату за содержание и ремонт жилья, выставленную потребителям, проживающим по адресу: г. Омск, ул. Харьковская, д. 25/2 за декабрь 2012 года, ЗАО "Сибирский коммунальник" уведомило о необходимости проведения общего собрания собственников до 30.01.2013 по вопросу увеличения платы за содержание и ремонт жилья на 2013 год.
Протокол общего собрания собственников многоквартирного жилого дома N 25/2 по ул. Харьковская N 2 от 20.01.2013 об установлении размера платы за содержание и ремонт жилья на 2013 год в размере 16,65 рублей за м/кв, направлен для согласования в ЗАО "Сибирский коммунальник", что подтверждается входящим штампом N 79 от 28.01.2013, однако, ЗАО "Сибирский коммунальник" не приняло установленную решением общего собрания плату за содержание и ремонт жилья, выставляя с января 2013 года в платежных квитанциях плату за содержание и ремонт жилья в размере 19,73 рублей за м/кв., согласно Постановления Администрации города Омска от 28.11.2012 N 1546-п "О плате за содержание и ремонт жилого помещения", в нарушение ч. 7 ст. 156 ЖК, согласно которой, размер платы за содержание и ремонт жилья устанавливается на общем собрании собственников и не менее, чем на один год.
По окончании административного расследования 25.07.2013 в присутствии представителя ЗАО "Сибирский Коммунальник" Управлением Роспотребнадзора по Омской области в отношении Общества был составлен протокол N 2186/13 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов дел об административном правонарушении 20.08.2013 заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по Омской области Усковым П.А. было вынесено постановление N 2185/2186/13, согласно которому ЗАО "Сибирский Коммунальник" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в размере 100 000 руб.
Полагая, что привлечение к административной ответственности незаконно, ЗАО "Сибирский Коммунальник" обратилось в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
19.12.2013 Арбитражным судом Омской области принято решение, которое обжаловано Обществом в порядке апелляционного производства.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены или изменения, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).
Как следует из части 2 статьи 14.6 КоАП РФ, занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
Частью 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Согласно части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Из материалов дела усматривается, что 01.03.2007 между собственниками многоквартирного жилого дома N 8 по улице Б.Цемента в городе Омске и ЗАО "Сибирский Коммунальник" заключен договор управления многоквартирным домом N 81.
В пункте 5.1 данного договора стороны предусмотрели, что изменение тарифов на оплату услуг и работ по договору осуществляется на основании решения собрания заказчиков жилых помещений. Решение об изменении тарифов принимается на основании предложений Управляющей компании.
Собственники жилых помещений в течение месяца с момента получения предложения Управляющей компании об изменении тарифов обязаны провести собрание по изменению тарифов (пункт 5.3 договора).
При непроведении собрания по изменению тарифов в установленный срок со следующего месяца вводятся тарифы, увеличенные на предельный индекс изменения тарифов платы за жилое помещение, установленный для города Омска на соответствующий календарный год (пункт 5.4 договора).
Согласно пункту 5.5 названного договора в случае отказа собранием собственников в изменении тарифов Собственники проводят собрание по выбору новой Управляющей компании. До передачи дома в управление новой Управляющей компании управление домом осуществляется на основании данного договора по тарифам, предложенным Управляющей компанией.
В платежных квитанциях на оплату за содержание и ремонт жилья, выставленных потребителям, проживающим по адресу: город Омск, улица Б.Цемента, дом 8 за декабрь 2012, ЗАО "Сибирский Коммунальник" уведомило потребителей о необходимости проведения общего собрания собственников до 30.01.2013 по вопросу увеличения платы за содержание и ремонт жилья на 2013 год.
Общим собранием собственников помещений многоквартирного дома по адресу: город Омск, улица Б. Цемента, дом 8, был утвержден размер платы за содержание и ремонт жилого помещения на 2013 год в сумме 10 руб. 76 коп. Указанное решение собственников было доведено до ЗАО "Сибирский Коммунальник". Однако ЗАО "Сибирский Коммунальник" в квитанциях с января 2013 года выставляло плату за содержание и ремонт жилья в размере 13 руб. 29 коп. Кроме того, общим собранием собственников помещений многоквартирного дома по адресу: город Омск, улица Харьковская, дом 25/2, был утвержден размер платы за содержание и ремонт жилого помещения на 2013 год в сумме 16 руб. 65 коп., однако ЗАО "Сибирский Коммунальник" в квитанциях выставляло плату за содержание и ремонт жилья в размере 19 руб. 73 коп.
20.06.2006 между собственниками многоквартирного жилого дома N 25/2 по улице Харьковская в городе Омске и ЗАО "Сибирский Коммунальник" заключен договор управления многоквартирным домом N 91.
В пункте 5.1 данного договора стороны предусмотрели, что изменение тарифов на оплату услуг и работ по договору осуществляется на основании решения собрания заказчиков жилых помещений. Решение об изменении тарифов принимается на основании предложений Управляющей компании.
Собственники жилых помещений в течение месяца с момента получения предложения Управляющей компании об изменении тарифов обязаны провести собрание по изменению тарифов (пункт 5.3 договора).
При непроведении собрания по изменению тарифов в установленный срок со следующего месяца вводятся тарифы, увеличенные на предельный индекс изменения тарифов платы за жилое помещение, установленный для города Омска на соответствующий календарный год (пункт 5.4 договора).
Согласно пункту 5.5 названного договора в случае отказа собранием собственников в изменении тарифов Собственники проводят собрание по выбору новой Управляющей компании. До передачи дома в управление новой Управляющей компании управление домом осуществляется на основании данного договора по тарифам, предложенным Управляющей компанией.
В платежных квитанциях на оплату за содержание и ремонт жилья, выставленных потребителям, проживающим по адресу: город Омск, улица Харьковская, дом 25/2 за декабрь 2012, ЗАО "Сибирский Коммунальник" уведомило потребителей о необходимости проведения общего собрания собственников до 30.01.2013 по вопросу увеличения платы за содержание и ремонт жилья на 2013 год.
Общим собранием собственников многоквартирного жилого дома N 25/2 по улице Харьковская в городе Омске 20.01.2013 принято решение об установлении платы за содержание и ремонт жилья на 2013 год в размере 16 руб. 65 коп. за кв/м. Указанное решение собственников было доведено до ЗАО "Сибирский Коммунальник".
Однако ЗАО "Сибирский Коммунальник" в платежных квитанциях с января 2013 года плату за содержание и ремонт жилья указывало в размере 19 руб. 73 коп. за кв/м.
Совершенное Обществом административное правонарушение заключается в самовольном изменении платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома при наличии решения общего собрания собственников с указанием на иной размер платы, и считается завершенным в момент осуществления такого самовольного изменения платы.
В рассматриваемом случае действия Общества в силу части 2 статьи 14.6 КоАП РФ подпадают под иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Податель жалобы считает, что требования закона им не нарушены, собственникам направлена оферта (квитанции за декабрь 2012 года) в виде предложения утвердить размер платы (т. д. 1 л.д. 65).
Действительно, пунктом 5.1 договора предусмотрено изменение тарифов на оплату услуг на основании решения собрания заказчиков жилых помещений. Решение об изменении тарифов принимается на основании предложений управляющей компании.
Как указано в пункте 5.3 договора, собственники жилых помещений в течение месяца с момента получения предложения обязаны провести собрание.
Такое собрание собственники провели в установленный срок, однако утвердили не тот размер, который предложила управляющая компания (13 руб. 29 коп. с 1 кв. м), а иной размер платы (10 руб. 76 коп. с 1 кв. м). И, как указывалось ранее, общим собранием собственников помещений многоквартирного дома по адресу: город Омск, улица Харьковская, дом 25/2, был утвержден размер платы за содержание и ремонт жилого помещения на 2013 год в сумме 16 руб. 65 коп., тогда как ЗАО "Сибирский Коммунальник" в квитанциях выставляло плату за содержание и ремонт жилья в размере 19 руб. 73 коп.
Однако ЗАО "Сибирский Коммунальник" самовольно, без утверждения общим собранием жильцов, в платежных квитанциях с января 2013 плату за содержание и ремонт жилья указало в размере 19 руб. 73 коп. за кв/м.
Указанные действия являются иным нарушением установленного порядка ценообразования, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Как следует из условий договора (пункт 5.4) тариф мог быть изменен управляющей компанией только в случае не проведения общего собрания. Однако, как указано ранее, такое собрание жильцами было проведено, тариф платы за жилье согласован.
В силу части 1 статьи 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Факт совершения правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от 25.07.2013 N 2186/13 (т. д. 1 л.д. 59), договором управления многоквартирным домом от 01.03.2007 (т. д. 1 л.д. 77-78), квитанциями за 2013 год (т. д. 1 л.д. 65-66), протоколом внеочередного общего собрания от 20.01.2013 (т. д. 1 л.д. 75-76), протоколом внеочередного общего собрания от 21.01.2013 (т. д. 1 л.д. 109) и другими доказательствами.
Поскольку факт нарушения ЗАО "Сибирский Коммунальник" порядка ценообразования платы за содержание и ремонт жилого помещения подтверждается материалами дела и заявителем не опровергнут, Управление Роспотребнадзора по Омской области правомерно привлекло ЗАО "Сибирский Коммунальник" к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Доводов ЗАО "Сибирский Коммунальник" о вынесении обжалуемого постановления неуполномоченным лицом апелляционным судом отклоняется, поскольку на основании пункта 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ органы Роспотребнадзора вправе в рамках административного расследования рассматривать обращения граждан, в том числе касающиеся предоставления коммунальных услуг и внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в которых указывается на наличие события административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.6, 14.6, 14.8 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При таких обстоятельствах, оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении от 20.08.2013 N 2185/2186/13 о привлечении ЗАО "Сибирский Коммунальник" к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 100 000 рублей, является законным и обоснованным.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Поскольку, исходя из части 4 статьи 208 АПК РФ, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по государственной пошлине.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Омской области от 19.12.2013 по делу N А46-10765/2013-оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
О.Ю.РЫЖИКОВ
Судьи
Ю.Н.КИРИЧЕК
Е.П.КЛИВЕР
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.03.2014 N 08АП-70/2014 ПО ДЕЛУ N А46-10765/2013
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 марта 2014 г. N 08АП-70/2014
Дело N А46-10765/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 14 марта 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.
судей Киричек Ю.Н., Кливера Е.П.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-70/2014) закрытого акционерного общества "Сибирский Коммунальник" на решение Арбитражного суда Омской области от 19.12.2013 по делу N А46-10765/2013 (судья Голобородько Н.А.), принятое по заявлению закрытого акционерного общества "Сибирский Коммунальник" (ИНН 5506054120, ОГРН 1045511001337) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области об оспаривании постановления от 20.08.2013 N 2185/2186/13,
при участии в судебном заседании представителей:
- от закрытого акционерного общества "Сибирский Коммунальник" - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
- от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области - Стародубцева Н.Г. по доверенности б/н от 13.01.2014 сроком действия один год, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации,
установил:
Закрытое акционерное общество "Сибирский Коммунальник" (далее - заявитель, ЗАО "Сибирский коммунальник") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Омской области, административный орган, Управление) по делу об административном правонарушении от 20.08.2013 N 2185/2186/13.
Определением Арбитражного суда Омской области от 20.09.2013 заявление ЗАО "Сибирский коммунальник" принято к производству в порядке упрощенного судопроизводства.
19.11.2013 Арбитражный суд Омской области, руководствуясь пунктом 4 части 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), назначил дело к рассмотрению по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Омской области от 19.12.2013 по делу N А46-10765/2013 в удовлетворении требований ЗАО "Сибирский Коммунальник" об отмене постановления Управления Роспотребнадзора по Омской области от 20.08.2013 N 2185/2186/13 отказано.
Судебный акт мотивирован наличием оснований для привлечения Общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы указано на отсутствие состава правонарушения. По мнению общества, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации.
По мнению подателя жалобы, в решение арбитражного суда отсутствует сведения о нарушении ЗАО "Сибирский коммунальник" установленного порядка ценообразования при определении платы за содержание и ремонт жилья на 2013 год.
Общество ссылается на судебные акты, принятые в рамках дела N А46-3528/2013.
Также податель жалобы считает, что постановление об административном наказании принято неуполномоченным лицом.
До начала судебного заседания от Управления поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу без доказательств направления указанного отзыва лицам, участвующим в деле.
Ввиду невручения и ненаправления указанного документа другим участвующим в деле лицам, тем самым несоблюдения части 1 статьи 262 АПК РФ суд не может приобщить его в качестве отзыва, в связи с чем отзыв остается в материалах дела, но оценке не подлежит.
В судебном заседании представитель Управления просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителя административного органа, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Определением Управления Роспотребнадзора по Омской области от 28.05.2013 N 286/13 было возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ЗАО "Сибирский Коммунальник" по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ и назначено проведение административного расследования.
Основанием для вынесения определения от 28.05.2013 N 286/13 послужило обращение потребителя N Г-500/1-2013.жкх, в отношении ЗАО "Сибирский коммунальник".
В ходе административного расследования установлено, что между собственниками многоквартирного жилого дома N 8 по ул. Б. Цемента в г. Омске и ЗАО "Сибирский коммунальник" 01.03.2007 заключен договор управления многоквартирным домом N 81, согласно пп. 5.1.-5.4. которого, изменение тарифов на оплату услуг и работ по договору осуществляется на основании решения собрания Заказчиков жилых помещений. Решение об изменении тарифов принимается на основании предложений Управляющей компании. При возникновении необходимости изменения тарифов Управляющая компания формирует в письменной форме предложение об изменении тарифов и направляет Заказчикам жилых помещений. Собственники жилых помещений в течение месяца с момента получения предложения Управляющей компании об изменении тарифов обязаны провести собрание по изменению тарифов. При непроведении собрания по изменению тарифов в установленный срок со следующего месяца вводятся тарифы, увеличенные на предельный индекс изменения тарифов платы за жилое помещение, установленный для г. Омска на соответствующий календарных год. В платежной квитанции на оплату за содержание и ремонт жилья, выставленную потребителям, проживающим по адресу: г. Омск, ул. Б. Цемента, д. 8 за декабрь 2012 года, ЗАО "Сибирский коммунальник" уведомило о необходимости проведения общего собрания собственников до 30.01.2013 по вопросу увеличения платы за содержание и ремонт жилья на 2013 год.
Протокол общего собрания собственников многоквартирного жилого дома N 8 по ул. Б. Цемента от 21.01.2013 об увеличении размера платы за содержание и ремонт жилья на 2013 год, в размере- 10,76 рублей за м/кв, был направлен для согласования в ЗАО "Сибирский коммунальник", что подтверждается входящим штампом N 80 от 29.01.2013, однако, ЗАО "Сибирский коммунальник" не приняло установленную решением общего собрания плату за содержание и ремонт жилья, выставляя с января 2013 года в платежных квитанциях плату за содержание и ремонт жилья в размере 13,29 рублей за м/кв., т.е. согласно Постановления Администрации города Омска от 28.11.2012 N 1546-п "О плате за содержание и ремонт жилого помещения". При этом с 01.03.2013, размер платы был изменен на 12,66 рублей за м/кв. жилья, в нарушение ч. 7 ст. 156 ЖК, согласно которой, размер платы за содержание и ремонт жилья устанавливается на общем собрании собственников и не менее, чем на один год.
По окончании административного расследования 25.07.2013 в присутствии представителя ЗАО "Сибирский Коммунальник" Управлением Роспотребнадзора по Омской области в отношении Общества был составлен протокол N 2185/13 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Кроме того, определением Управления Роспотребнадзора по Омской области от 16.07.2013 N 378/13 было возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ЗАО "Сибирский Коммунальник" по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ и назначено проведение административного расследования.
Основанием для вынесения определения от 16.07.2013 N 378/12 послужило обращение потребителя N М-1642/13-2013.жкх, в отношении ЗАО "Сибирский коммунальник".
В ходе административного расследования установлено, что между собственниками многоквартирного жилого дома N 25/2 по ул. Харьковская в г. Омске и ЗАО "Сибирский коммунальник" 20.06.2006 заключен договор управления многоквартирным домом N 91, согласно пп. 5.1.-5.4. которого, изменение тарифов на оплату услуг и работ по договору осуществляется на основании решения собрания Заказчиков жилых помещений. Решение об изменении тарифов принимается на основании предложений Управляющей компании. При возникновении необходимости изменения тарифов Управляющая компания формирует в письменной форме предложение об изменении тарифов и направляет Заказчикам жилых помещений. Собственники жилых помещений в течение месяца с момента получения предложения Управляющей компании об изменении тарифов обязаны провести собрание по изменению тарифов. При непроведении собрания по изменению тарифов в установленный срок со следующего месяца вводятся тарифы, увеличенные на предельный индекс изменения тарифов платы за жилое помещение, установленный для г. Омска на соответствующий календарных год. В платежной квитанции на оплату за содержание и ремонт жилья, выставленную потребителям, проживающим по адресу: г. Омск, ул. Харьковская, д. 25/2 за декабрь 2012 года, ЗАО "Сибирский коммунальник" уведомило о необходимости проведения общего собрания собственников до 30.01.2013 по вопросу увеличения платы за содержание и ремонт жилья на 2013 год.
Протокол общего собрания собственников многоквартирного жилого дома N 25/2 по ул. Харьковская N 2 от 20.01.2013 об установлении размера платы за содержание и ремонт жилья на 2013 год в размере 16,65 рублей за м/кв, направлен для согласования в ЗАО "Сибирский коммунальник", что подтверждается входящим штампом N 79 от 28.01.2013, однако, ЗАО "Сибирский коммунальник" не приняло установленную решением общего собрания плату за содержание и ремонт жилья, выставляя с января 2013 года в платежных квитанциях плату за содержание и ремонт жилья в размере 19,73 рублей за м/кв., согласно Постановления Администрации города Омска от 28.11.2012 N 1546-п "О плате за содержание и ремонт жилого помещения", в нарушение ч. 7 ст. 156 ЖК, согласно которой, размер платы за содержание и ремонт жилья устанавливается на общем собрании собственников и не менее, чем на один год.
По окончании административного расследования 25.07.2013 в присутствии представителя ЗАО "Сибирский Коммунальник" Управлением Роспотребнадзора по Омской области в отношении Общества был составлен протокол N 2186/13 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов дел об административном правонарушении 20.08.2013 заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по Омской области Усковым П.А. было вынесено постановление N 2185/2186/13, согласно которому ЗАО "Сибирский Коммунальник" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в размере 100 000 руб.
Полагая, что привлечение к административной ответственности незаконно, ЗАО "Сибирский Коммунальник" обратилось в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
19.12.2013 Арбитражным судом Омской области принято решение, которое обжаловано Обществом в порядке апелляционного производства.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены или изменения, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).
Как следует из части 2 статьи 14.6 КоАП РФ, занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
Частью 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Согласно части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Из материалов дела усматривается, что 01.03.2007 между собственниками многоквартирного жилого дома N 8 по улице Б.Цемента в городе Омске и ЗАО "Сибирский Коммунальник" заключен договор управления многоквартирным домом N 81.
В пункте 5.1 данного договора стороны предусмотрели, что изменение тарифов на оплату услуг и работ по договору осуществляется на основании решения собрания заказчиков жилых помещений. Решение об изменении тарифов принимается на основании предложений Управляющей компании.
Собственники жилых помещений в течение месяца с момента получения предложения Управляющей компании об изменении тарифов обязаны провести собрание по изменению тарифов (пункт 5.3 договора).
При непроведении собрания по изменению тарифов в установленный срок со следующего месяца вводятся тарифы, увеличенные на предельный индекс изменения тарифов платы за жилое помещение, установленный для города Омска на соответствующий календарный год (пункт 5.4 договора).
Согласно пункту 5.5 названного договора в случае отказа собранием собственников в изменении тарифов Собственники проводят собрание по выбору новой Управляющей компании. До передачи дома в управление новой Управляющей компании управление домом осуществляется на основании данного договора по тарифам, предложенным Управляющей компанией.
В платежных квитанциях на оплату за содержание и ремонт жилья, выставленных потребителям, проживающим по адресу: город Омск, улица Б.Цемента, дом 8 за декабрь 2012, ЗАО "Сибирский Коммунальник" уведомило потребителей о необходимости проведения общего собрания собственников до 30.01.2013 по вопросу увеличения платы за содержание и ремонт жилья на 2013 год.
Общим собранием собственников помещений многоквартирного дома по адресу: город Омск, улица Б. Цемента, дом 8, был утвержден размер платы за содержание и ремонт жилого помещения на 2013 год в сумме 10 руб. 76 коп. Указанное решение собственников было доведено до ЗАО "Сибирский Коммунальник". Однако ЗАО "Сибирский Коммунальник" в квитанциях с января 2013 года выставляло плату за содержание и ремонт жилья в размере 13 руб. 29 коп. Кроме того, общим собранием собственников помещений многоквартирного дома по адресу: город Омск, улица Харьковская, дом 25/2, был утвержден размер платы за содержание и ремонт жилого помещения на 2013 год в сумме 16 руб. 65 коп., однако ЗАО "Сибирский Коммунальник" в квитанциях выставляло плату за содержание и ремонт жилья в размере 19 руб. 73 коп.
20.06.2006 между собственниками многоквартирного жилого дома N 25/2 по улице Харьковская в городе Омске и ЗАО "Сибирский Коммунальник" заключен договор управления многоквартирным домом N 91.
В пункте 5.1 данного договора стороны предусмотрели, что изменение тарифов на оплату услуг и работ по договору осуществляется на основании решения собрания заказчиков жилых помещений. Решение об изменении тарифов принимается на основании предложений Управляющей компании.
Собственники жилых помещений в течение месяца с момента получения предложения Управляющей компании об изменении тарифов обязаны провести собрание по изменению тарифов (пункт 5.3 договора).
При непроведении собрания по изменению тарифов в установленный срок со следующего месяца вводятся тарифы, увеличенные на предельный индекс изменения тарифов платы за жилое помещение, установленный для города Омска на соответствующий календарный год (пункт 5.4 договора).
Согласно пункту 5.5 названного договора в случае отказа собранием собственников в изменении тарифов Собственники проводят собрание по выбору новой Управляющей компании. До передачи дома в управление новой Управляющей компании управление домом осуществляется на основании данного договора по тарифам, предложенным Управляющей компанией.
В платежных квитанциях на оплату за содержание и ремонт жилья, выставленных потребителям, проживающим по адресу: город Омск, улица Харьковская, дом 25/2 за декабрь 2012, ЗАО "Сибирский Коммунальник" уведомило потребителей о необходимости проведения общего собрания собственников до 30.01.2013 по вопросу увеличения платы за содержание и ремонт жилья на 2013 год.
Общим собранием собственников многоквартирного жилого дома N 25/2 по улице Харьковская в городе Омске 20.01.2013 принято решение об установлении платы за содержание и ремонт жилья на 2013 год в размере 16 руб. 65 коп. за кв/м. Указанное решение собственников было доведено до ЗАО "Сибирский Коммунальник".
Однако ЗАО "Сибирский Коммунальник" в платежных квитанциях с января 2013 года плату за содержание и ремонт жилья указывало в размере 19 руб. 73 коп. за кв/м.
Совершенное Обществом административное правонарушение заключается в самовольном изменении платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома при наличии решения общего собрания собственников с указанием на иной размер платы, и считается завершенным в момент осуществления такого самовольного изменения платы.
В рассматриваемом случае действия Общества в силу части 2 статьи 14.6 КоАП РФ подпадают под иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Податель жалобы считает, что требования закона им не нарушены, собственникам направлена оферта (квитанции за декабрь 2012 года) в виде предложения утвердить размер платы (т. д. 1 л.д. 65).
Действительно, пунктом 5.1 договора предусмотрено изменение тарифов на оплату услуг на основании решения собрания заказчиков жилых помещений. Решение об изменении тарифов принимается на основании предложений управляющей компании.
Как указано в пункте 5.3 договора, собственники жилых помещений в течение месяца с момента получения предложения обязаны провести собрание.
Такое собрание собственники провели в установленный срок, однако утвердили не тот размер, который предложила управляющая компания (13 руб. 29 коп. с 1 кв. м), а иной размер платы (10 руб. 76 коп. с 1 кв. м). И, как указывалось ранее, общим собранием собственников помещений многоквартирного дома по адресу: город Омск, улица Харьковская, дом 25/2, был утвержден размер платы за содержание и ремонт жилого помещения на 2013 год в сумме 16 руб. 65 коп., тогда как ЗАО "Сибирский Коммунальник" в квитанциях выставляло плату за содержание и ремонт жилья в размере 19 руб. 73 коп.
Однако ЗАО "Сибирский Коммунальник" самовольно, без утверждения общим собранием жильцов, в платежных квитанциях с января 2013 плату за содержание и ремонт жилья указало в размере 19 руб. 73 коп. за кв/м.
Указанные действия являются иным нарушением установленного порядка ценообразования, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Как следует из условий договора (пункт 5.4) тариф мог быть изменен управляющей компанией только в случае не проведения общего собрания. Однако, как указано ранее, такое собрание жильцами было проведено, тариф платы за жилье согласован.
В силу части 1 статьи 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Факт совершения правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от 25.07.2013 N 2186/13 (т. д. 1 л.д. 59), договором управления многоквартирным домом от 01.03.2007 (т. д. 1 л.д. 77-78), квитанциями за 2013 год (т. д. 1 л.д. 65-66), протоколом внеочередного общего собрания от 20.01.2013 (т. д. 1 л.д. 75-76), протоколом внеочередного общего собрания от 21.01.2013 (т. д. 1 л.д. 109) и другими доказательствами.
Поскольку факт нарушения ЗАО "Сибирский Коммунальник" порядка ценообразования платы за содержание и ремонт жилого помещения подтверждается материалами дела и заявителем не опровергнут, Управление Роспотребнадзора по Омской области правомерно привлекло ЗАО "Сибирский Коммунальник" к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Доводов ЗАО "Сибирский Коммунальник" о вынесении обжалуемого постановления неуполномоченным лицом апелляционным судом отклоняется, поскольку на основании пункта 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ органы Роспотребнадзора вправе в рамках административного расследования рассматривать обращения граждан, в том числе касающиеся предоставления коммунальных услуг и внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в которых указывается на наличие события административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.6, 14.6, 14.8 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При таких обстоятельствах, оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении от 20.08.2013 N 2185/2186/13 о привлечении ЗАО "Сибирский Коммунальник" к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 100 000 рублей, является законным и обоснованным.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Поскольку, исходя из части 4 статьи 208 АПК РФ, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по государственной пошлине.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Омской области от 19.12.2013 по делу N А46-10765/2013-оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
О.Ю.РЫЖИКОВ
Судьи
Ю.Н.КИРИЧЕК
Е.П.КЛИВЕР
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)