Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жуковой Т.В.
судей Поповой Н.М., Смирновой Я.Г.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Алчубаевой Т.Е.,
при участии:
от истца: Петрушичева Ю.А. по доверенности от 31.10.2013 N 01-30-541/13,
от ответчика: Хлебодаровой Я.С. по доверенности от 01.07.2014 N 5
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18969/2014) ООО "Жилкомсервис N 1 Красногвардейского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.07.2014 по делу N А56-9810/2014 (судья Ульянова М.Н.), принятое
по иску ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга"
к ООО "Жилкомсервис N 1 Красногвардейского района"
о взыскании
установил:
Государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга" (далее - истец, ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Красногвардейского района" (далее - ответчик, ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района") 177 208,23 руб. задолженности по документам, сформированным за период с 31.08.2013 по 31.10.2013, 1 605,81 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением суда от 11.07.2014 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением, ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района" обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, на нарушение норм процессуального и материального права, просит обжалуемое решение отменить, апелляционную жалобу ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района" удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что расчетный объем коммунального ресурса в спорный период при отсутствии индивидуального прибора учета должен определяться в порядке, установленном пунктом 59 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
По мнению ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района", неправильный расчет объема коммунального ресурса, произведенный истцом, привел к необоснованному завышению расчетов на 26 870,62 руб., неправильное применение тарифов привело к завышению счетов за спорный период на 12 247,26 руб. Поскольку, поскольку, по мнению ответчика, с 01.06.2013 норматив потребления водоотведения на ОДН отменен, счета истца необоснованно завышены на объем услуги по водоотведению на общедомовые нужды в размере 1 297,80 руб.
Как указывает податель апелляционной жалобы, с учетом разногласий по оплате задолженность ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района" перед ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" за период с августа 2013 по октябрь 2013 по договору N 11-544186-ЖФ-ВО от 01.07.2013 составляет 84 861,26 руб.
ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" в отзыве на апелляционную жалобу (вх. Э-15150/14) возражает против доводов ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района", просит обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кроме того, представители сторон пояснили суду, что в настоящем споре оспаривается задолженность по договорам N 11-600757-ЖФ-ВС и N 11-554186-ЖФ-ВО, а указание судом первой инстанции в тексте обжалуемого решения на договор N 544186-ЖФ-ВС является опечаткой.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующее.
21.07.2013 между ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" (Предприятие, ресурсоснабжающая организация) и ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района" (абонент, исполнитель коммунальных услуг) был заключен договор на отпуск питьевой воды N 11-600757-ЖФ-ВС (далее - договор N 11-600757-ЖФ-ВС) с протоколом согласования разногласий от 21.07.2013.
В соответствии с пунктом 1.1. данного договора в редакции протокола согласования разногласий (здесь и далее приводятся условия названного договора в редакции протокола согласования разногласий от 21.07.2013) предметом настоящего договора является отпуск исполнителю коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией (получение исполнителем коммунальных услуг от ресурсоснабжающей организации) из системы коммунального водоснабжения ресурсоснабжающей организации питьевой воды по водопроводным вводам диаметрами, указанными в Приложении N 1 к настоящему договору для предоставления исполнителем коммунальных услуг коммунальной услуги по водоснабжению собственникам и пользователям помещений многоквартирного дома, указанного в приложении N 1 к настоящему договору (далее именуемые - Потребители).
В соответствии с пунктом 2.1. указанного договора абонент обязан обеспечить учет отпущенной (полученной) питьевой воды.
В пункте 2.2. названного договора стороны, в том числе, установили порядок определения объемов водопотребления в многоквартирных домах, необорудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета питьевой воды.
В разделе 3 спорного договора стороны согласовали расчеты, в том числе: исполнитель коммунальных услуг обязан в полном объеме производить ресурсоснабжающей организации оплату за поданную питьевую воду в соответствии с условиями настоящего договора (пункт 3.1.); расчеты по настоящему договору производятся: по показаниям приборов учета, передаваемым исполнителем коммунальных услуг в сроки, установленные пунктом 2.7. настоящего договора; на основании сведений об объемах (количестве) питьевой воды, определенных в соответствии с пунктом 2.2. настоящего договора, передаваемых исполнителем коммунальных услуг в сроки, установленные пунктом 2.7. настоящего договора. Определение объемов водопотребления в соответствии с пунктом 2.2. настоящего договора в отношении многоквартирных домов, необорудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета питьевой воды, осуществляются ресурсоснабжающей организацией в период, установленный для такого определения объемов законодательством Российской Федерации. При изменении законодательства Российской Федерации (вступлений в силу соответствующих нормативных правовых актов), регулирующих порядок определения объемов питьевой воды в многоквартирных домах, неоснащенных коллективными (общедомовыми) приборами учета питьевой воды, применяются нормы действующего законодательства вне зависимости от оформления дополнительного соглашения к настоящему договору (пункт 3.2.).
01.07.2013 между сторонами был заключен договор N 11-554186-ЖФ-ВО на прием сточных вод и загрязняющих веществ (далее - договор 11-554186-ЖФ-ВО) с учетом протокола согласования разногласий от 01.07.2013, предметом которого в соответствии с пунктом 1.1. договора является прием от исполнителя коммунальных услуг (сброс исполнителем коммунальных услуг) сточных вод в систему коммунальной канализации ресурсоснабжающей организации канализационным выпускам диаметрами, указанными в приложении N 1 к настоящему договору, для предоставления исполнителем коммунальных услуг коммунальной услуги по водоотведению собственникам и пользователям помещений многоквартирных домов, указанных в приложении N 1 к настоящему договору (далее именуемые - Потребители).
Порядок учета объемов водоотведения установлен в главе 2 указанного договора. Согласно пункту 2.2. названного договора учет количества сбрасываемых сточных вод производится по показаниям приборов учета.
В соответствии с пунктами 3.5. указанных выше договоров расчеты за отпущенную питьевую воду и принятые сточные воды производятся на основании платежных требований, выставляемых ресурсоснабжающей организацией в банк, обслуживающий ресурсоснабжающую организацию, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным. Ресурсоснабжающая организация выставляет платежное требование в банк, обслуживающий ресурсоснабжающую организацию, и поручает ему получить от исполнителя коммунальных услуг платеж и зачислить денежные средства на расчетный счет ресурсоснабжающей организации. Денежные средства списываются со счета исполнителя коммунальных услуг в порядке акцепта.
Поскольку платежные требования, выставленные за оказанные услуги водоснабжения и водоотведения в период с 31.08.2013 по 31.10.2013 ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района", не оплачены, истец обратился в суд с настоящим иском.
Статья 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает пределы рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции, согласно которым при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Повторно рассмотрев настоящее дело в порядке апелляционного производства, апелляционный суд полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
При вынесении решения суд, правильно квалифицировав спорные правоотношения, руководствовался нормами статьи 309, статьи 310, статьи 548, статьи 544, статьи 330, статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, условиями заключенных между сторонами договоров N 11-600757-ЖФ-ВС и11-554186-ЖФ-ВО.
Исследовав доказательства, представленные в материалы дела, оценив их в совокупности и взаимной связи в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом установленных обстоятельств по делу суд первой инстанции пришел к правомерному заключению об обоснованности заявленных исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия считает необоснованными в связи со следующим.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что спорные многоквартирные дома не оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета питьевой воды.
В силу пункта 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 названного Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно абзацу седьмому пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354), исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Подпунктом "г" пункта 31 Правил N 354 обязанность производить расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги возложена на исполнителя.
Исполнитель обязан принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.) и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях (подпункт "ж" пункта 31 Правил N 354).
Таким образом, управляющая организация в силу закона является исполнителем коммунальных услуг, с возложением на нее обязанностей, предусмотренных законодательством.
Согласно подпункту "е" пункта 3 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" (далее - Правила N 124), объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле согласно приложению к указанным правилам.
В соответствии с данной формулой общий объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, представляет собой сумму слагаемых, в числе которых объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых и нежилых помещениях по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, а также объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых помещениях, не оборудованных индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета, исходя из норматива потребления коммунальной услуги, включая потребление этого ресурса на общедомовые нужды. Данные для составления указанной формулы предоставляются самим исполнителем коммунальных услуг.
В подпункте "в" пункта 21 Правил N 124 указано, что при установлении в договоре ресурсоснабжения порядка определения объемов поставляемого коммунального ресурса учитывается следующее: объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле:
д п сред н расч кр одн одн
V = V + V + V + V + V + V + V .
1 2
В период с 31.08.2013 по 31.10.2013 ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" оказало ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района" услуги по водоснабжению и водоотведению и согласно действующим тарифам выставило счета-фактуры, которые ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района" не оплатило.
Из материалов дела следует, что представленный истцом расчет платы за поставленные коммунальные ресурсы произведен по указанной формуле на основании указанных выше норм права. При этом основанием для оплаты поставляемого коммунального ресурса является расчет, произведенный истцом на основании имеющихся у него данных в отношении объекта ответчика на дату составления расчета.
Поскольку в установленные в договорах N 11-600757-ЖФ-ВС и N 11-554186-ЖФ-ВО сроки ответчик не предоставил истцу необходимые для расчета объемов потребленного ресурса сведений (обратное ответчиком не доказано), истец производил перерасчет платы за поставку коммунального ресурса в соответствии с указанной формулой, показатели которой рассчитываются с учетом требований Правил N 354, что подтверждается материалами дела.
При этом нормативы потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению, содержащиеся в распоряжении Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 30.07.2008 N 42-р в расчете за спорный период истцом не использовались.
В то время как расчет, представленный ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района", не соответствует положениям действующих нормативных правовых актов.
Довод апелляционной жалобы относительно завышенного объема по водоотведению на общедомовые нужды со ссылкой на то, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" с 01.06.2013 исключено понятие коммунальной услуги "водоотведение на общедомовые нужды", подлежит отклонению. Из материалов дела и пояснений представителя истца следует, что ответчиком объем водоотведения в отношении многоквартирного дома, необорудованного коллективным (общедомовым) прибором учета горячей воды, был определен по формуле согласно подпункту "в" пункта 21 Правил N 124, и без учета водоснабжения на общедомовые нужды многоквартирного дома, поскольку ответчик не имеет законных оснований начислять и собирать плату с собственников и нанимателей многоквартирных домов за данную услугу.
С учетом указанного выше судебная коллегия согласна с судом первой инстанции, указавшим, что расчет задолженности в размере 177 208,23 руб., из которых: 51 904,29 руб. - по договору от 21.06.2013 N 11-600757-ЖФ-ВС и 125303,94 руб. - по договору от 01.07.2013 N 11-554186-ЖФ-ВО, является верным, соответствует нормам действующего законодательства, условиям заключенных сторонами договоров и имеющимся в деле доказательствам.
Поскольку ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района" не выполнило свои обязательства по оплате оказанных ему услуг, судом первой инстанции правомерно удовлетворены исковые требования ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" как в части взыскания основной задолженности, так и в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами на основании статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации 666,88 руб. - по договору от 21.06.2013 N 11-600757-ЖФ-ВС и 938,93 руб. - по договору от 01.07.2013 N 11-554186-ЖФ-ВО.
Апелляционным судом не установлено нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.07.2014 по делу N А56-9810/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Т.В.ЖУКОВА
Судьи
Н.М.ПОПОВА
Я.Г.СМИРНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.11.2014 ПО ДЕЛУ N А56-9810/2014
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 ноября 2014 г. по делу N А56-9810/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жуковой Т.В.
судей Поповой Н.М., Смирновой Я.Г.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Алчубаевой Т.Е.,
при участии:
от истца: Петрушичева Ю.А. по доверенности от 31.10.2013 N 01-30-541/13,
от ответчика: Хлебодаровой Я.С. по доверенности от 01.07.2014 N 5
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18969/2014) ООО "Жилкомсервис N 1 Красногвардейского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.07.2014 по делу N А56-9810/2014 (судья Ульянова М.Н.), принятое
по иску ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга"
к ООО "Жилкомсервис N 1 Красногвардейского района"
о взыскании
установил:
Государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга" (далее - истец, ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Красногвардейского района" (далее - ответчик, ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района") 177 208,23 руб. задолженности по документам, сформированным за период с 31.08.2013 по 31.10.2013, 1 605,81 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением суда от 11.07.2014 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением, ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района" обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, на нарушение норм процессуального и материального права, просит обжалуемое решение отменить, апелляционную жалобу ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района" удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что расчетный объем коммунального ресурса в спорный период при отсутствии индивидуального прибора учета должен определяться в порядке, установленном пунктом 59 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
По мнению ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района", неправильный расчет объема коммунального ресурса, произведенный истцом, привел к необоснованному завышению расчетов на 26 870,62 руб., неправильное применение тарифов привело к завышению счетов за спорный период на 12 247,26 руб. Поскольку, поскольку, по мнению ответчика, с 01.06.2013 норматив потребления водоотведения на ОДН отменен, счета истца необоснованно завышены на объем услуги по водоотведению на общедомовые нужды в размере 1 297,80 руб.
Как указывает податель апелляционной жалобы, с учетом разногласий по оплате задолженность ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района" перед ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" за период с августа 2013 по октябрь 2013 по договору N 11-544186-ЖФ-ВО от 01.07.2013 составляет 84 861,26 руб.
ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" в отзыве на апелляционную жалобу (вх. Э-15150/14) возражает против доводов ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района", просит обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кроме того, представители сторон пояснили суду, что в настоящем споре оспаривается задолженность по договорам N 11-600757-ЖФ-ВС и N 11-554186-ЖФ-ВО, а указание судом первой инстанции в тексте обжалуемого решения на договор N 544186-ЖФ-ВС является опечаткой.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующее.
21.07.2013 между ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" (Предприятие, ресурсоснабжающая организация) и ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района" (абонент, исполнитель коммунальных услуг) был заключен договор на отпуск питьевой воды N 11-600757-ЖФ-ВС (далее - договор N 11-600757-ЖФ-ВС) с протоколом согласования разногласий от 21.07.2013.
В соответствии с пунктом 1.1. данного договора в редакции протокола согласования разногласий (здесь и далее приводятся условия названного договора в редакции протокола согласования разногласий от 21.07.2013) предметом настоящего договора является отпуск исполнителю коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией (получение исполнителем коммунальных услуг от ресурсоснабжающей организации) из системы коммунального водоснабжения ресурсоснабжающей организации питьевой воды по водопроводным вводам диаметрами, указанными в Приложении N 1 к настоящему договору для предоставления исполнителем коммунальных услуг коммунальной услуги по водоснабжению собственникам и пользователям помещений многоквартирного дома, указанного в приложении N 1 к настоящему договору (далее именуемые - Потребители).
В соответствии с пунктом 2.1. указанного договора абонент обязан обеспечить учет отпущенной (полученной) питьевой воды.
В пункте 2.2. названного договора стороны, в том числе, установили порядок определения объемов водопотребления в многоквартирных домах, необорудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета питьевой воды.
В разделе 3 спорного договора стороны согласовали расчеты, в том числе: исполнитель коммунальных услуг обязан в полном объеме производить ресурсоснабжающей организации оплату за поданную питьевую воду в соответствии с условиями настоящего договора (пункт 3.1.); расчеты по настоящему договору производятся: по показаниям приборов учета, передаваемым исполнителем коммунальных услуг в сроки, установленные пунктом 2.7. настоящего договора; на основании сведений об объемах (количестве) питьевой воды, определенных в соответствии с пунктом 2.2. настоящего договора, передаваемых исполнителем коммунальных услуг в сроки, установленные пунктом 2.7. настоящего договора. Определение объемов водопотребления в соответствии с пунктом 2.2. настоящего договора в отношении многоквартирных домов, необорудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета питьевой воды, осуществляются ресурсоснабжающей организацией в период, установленный для такого определения объемов законодательством Российской Федерации. При изменении законодательства Российской Федерации (вступлений в силу соответствующих нормативных правовых актов), регулирующих порядок определения объемов питьевой воды в многоквартирных домах, неоснащенных коллективными (общедомовыми) приборами учета питьевой воды, применяются нормы действующего законодательства вне зависимости от оформления дополнительного соглашения к настоящему договору (пункт 3.2.).
01.07.2013 между сторонами был заключен договор N 11-554186-ЖФ-ВО на прием сточных вод и загрязняющих веществ (далее - договор 11-554186-ЖФ-ВО) с учетом протокола согласования разногласий от 01.07.2013, предметом которого в соответствии с пунктом 1.1. договора является прием от исполнителя коммунальных услуг (сброс исполнителем коммунальных услуг) сточных вод в систему коммунальной канализации ресурсоснабжающей организации канализационным выпускам диаметрами, указанными в приложении N 1 к настоящему договору, для предоставления исполнителем коммунальных услуг коммунальной услуги по водоотведению собственникам и пользователям помещений многоквартирных домов, указанных в приложении N 1 к настоящему договору (далее именуемые - Потребители).
Порядок учета объемов водоотведения установлен в главе 2 указанного договора. Согласно пункту 2.2. названного договора учет количества сбрасываемых сточных вод производится по показаниям приборов учета.
В соответствии с пунктами 3.5. указанных выше договоров расчеты за отпущенную питьевую воду и принятые сточные воды производятся на основании платежных требований, выставляемых ресурсоснабжающей организацией в банк, обслуживающий ресурсоснабжающую организацию, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным. Ресурсоснабжающая организация выставляет платежное требование в банк, обслуживающий ресурсоснабжающую организацию, и поручает ему получить от исполнителя коммунальных услуг платеж и зачислить денежные средства на расчетный счет ресурсоснабжающей организации. Денежные средства списываются со счета исполнителя коммунальных услуг в порядке акцепта.
Поскольку платежные требования, выставленные за оказанные услуги водоснабжения и водоотведения в период с 31.08.2013 по 31.10.2013 ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района", не оплачены, истец обратился в суд с настоящим иском.
Статья 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает пределы рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции, согласно которым при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Повторно рассмотрев настоящее дело в порядке апелляционного производства, апелляционный суд полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
При вынесении решения суд, правильно квалифицировав спорные правоотношения, руководствовался нормами статьи 309, статьи 310, статьи 548, статьи 544, статьи 330, статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, условиями заключенных между сторонами договоров N 11-600757-ЖФ-ВС и11-554186-ЖФ-ВО.
Исследовав доказательства, представленные в материалы дела, оценив их в совокупности и взаимной связи в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом установленных обстоятельств по делу суд первой инстанции пришел к правомерному заключению об обоснованности заявленных исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия считает необоснованными в связи со следующим.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что спорные многоквартирные дома не оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета питьевой воды.
В силу пункта 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 названного Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно абзацу седьмому пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354), исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Подпунктом "г" пункта 31 Правил N 354 обязанность производить расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги возложена на исполнителя.
Исполнитель обязан принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.) и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях (подпункт "ж" пункта 31 Правил N 354).
Таким образом, управляющая организация в силу закона является исполнителем коммунальных услуг, с возложением на нее обязанностей, предусмотренных законодательством.
Согласно подпункту "е" пункта 3 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" (далее - Правила N 124), объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле согласно приложению к указанным правилам.
В соответствии с данной формулой общий объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, представляет собой сумму слагаемых, в числе которых объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых и нежилых помещениях по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, а также объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых помещениях, не оборудованных индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета, исходя из норматива потребления коммунальной услуги, включая потребление этого ресурса на общедомовые нужды. Данные для составления указанной формулы предоставляются самим исполнителем коммунальных услуг.
В подпункте "в" пункта 21 Правил N 124 указано, что при установлении в договоре ресурсоснабжения порядка определения объемов поставляемого коммунального ресурса учитывается следующее: объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле:
д п сред н расч кр одн одн
V = V + V + V + V + V + V + V .
1 2
В период с 31.08.2013 по 31.10.2013 ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" оказало ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района" услуги по водоснабжению и водоотведению и согласно действующим тарифам выставило счета-фактуры, которые ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района" не оплатило.
Из материалов дела следует, что представленный истцом расчет платы за поставленные коммунальные ресурсы произведен по указанной формуле на основании указанных выше норм права. При этом основанием для оплаты поставляемого коммунального ресурса является расчет, произведенный истцом на основании имеющихся у него данных в отношении объекта ответчика на дату составления расчета.
Поскольку в установленные в договорах N 11-600757-ЖФ-ВС и N 11-554186-ЖФ-ВО сроки ответчик не предоставил истцу необходимые для расчета объемов потребленного ресурса сведений (обратное ответчиком не доказано), истец производил перерасчет платы за поставку коммунального ресурса в соответствии с указанной формулой, показатели которой рассчитываются с учетом требований Правил N 354, что подтверждается материалами дела.
При этом нормативы потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению, содержащиеся в распоряжении Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 30.07.2008 N 42-р в расчете за спорный период истцом не использовались.
В то время как расчет, представленный ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района", не соответствует положениям действующих нормативных правовых актов.
Довод апелляционной жалобы относительно завышенного объема по водоотведению на общедомовые нужды со ссылкой на то, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" с 01.06.2013 исключено понятие коммунальной услуги "водоотведение на общедомовые нужды", подлежит отклонению. Из материалов дела и пояснений представителя истца следует, что ответчиком объем водоотведения в отношении многоквартирного дома, необорудованного коллективным (общедомовым) прибором учета горячей воды, был определен по формуле согласно подпункту "в" пункта 21 Правил N 124, и без учета водоснабжения на общедомовые нужды многоквартирного дома, поскольку ответчик не имеет законных оснований начислять и собирать плату с собственников и нанимателей многоквартирных домов за данную услугу.
С учетом указанного выше судебная коллегия согласна с судом первой инстанции, указавшим, что расчет задолженности в размере 177 208,23 руб., из которых: 51 904,29 руб. - по договору от 21.06.2013 N 11-600757-ЖФ-ВС и 125303,94 руб. - по договору от 01.07.2013 N 11-554186-ЖФ-ВО, является верным, соответствует нормам действующего законодательства, условиям заключенных сторонами договоров и имеющимся в деле доказательствам.
Поскольку ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района" не выполнило свои обязательства по оплате оказанных ему услуг, судом первой инстанции правомерно удовлетворены исковые требования ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" как в части взыскания основной задолженности, так и в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами на основании статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации 666,88 руб. - по договору от 21.06.2013 N 11-600757-ЖФ-ВС и 938,93 руб. - по договору от 01.07.2013 N 11-554186-ЖФ-ВО.
Апелляционным судом не установлено нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.07.2014 по делу N А56-9810/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Т.В.ЖУКОВА
Судьи
Н.М.ПОПОВА
Я.Г.СМИРНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)