Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июня 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующей судьи Пономаревой И.В.
судей Ванина В.В., Ереминой О.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жабской А.Л.
при участии:
- от ответчика: представитель не явился, извещен;
- от истца: представитель Кочанов А.А., паспорт, по доверенности от 01.10.2013.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центральное"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31 марта 2014 года по делу N А32-38972/2013
по иску общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" (ОГРН 1072313000451, ИНН 2313022180)
к ответчику: общества с ограниченной ответственностью "Центральное" (ОГРН 1082313000307, ИНН 2313023169)
о взыскании задолженности,
принятое в составе судьи Березовской С.В.,
установил:
ООО "Водоканал" (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к ООО "Центральное" (далее - ответчик) о взыскании 632 258 руб. 45 коп. задолженности, а также 200 руб. судебных издержек (уточненные в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исковые требования).
Решением суда взыскано с ООО "Центральное" в пользу ООО "Водоканал" 632 258 руб. 45 коп. задолженности, 200 руб. судебных издержек, 15 645 руб. 17 коп. расходов по уплате государственной пошлины. В остальной части иска отказано. ООО "Водоканал" возвращено из федерального бюджета 10 787 руб. 60 коп. государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда изменить в части суммы взысканной с ООО "Центральное" задолженности с 632 258 руб. 45 коп. до 414 050 руб. 68 коп. Апелляционная жалоба мотивирована следующим. Истец произвел расчет задолженности с нарушением норм постановления Правительства РФ N 354 от 06.05.2011, суд первой инстанции в связи с неправильным толкованием указанных Правил, признал данный расчет верным. Ответчик произвел расчет задолженности в сумме 414 050 руб. 68 коп. с учетом Правил N 354 (п. 13), который подлежит применению в данном случае. Вследствие различного истолкования Правил N 354 возникла разница во взыскиваемой сумме. Неверным является указание суда первой инстанции на необходимость применения части 11 статьи 20 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", в соответствии с которой, в случае отсутствия у абонента прибора учета сточных вод объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали правовые позиции, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, оценив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, изучив материалы дела суд установил, что 01.08.2013 между истцом (ресурсоснабжающая организация) и ответчиком (управляющей компанией) заключен договор ресурсоснабжения N 1052, которым определены условия приобретения ответчиком коммунальных ресурсов и истца в целях представления собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах коммунальной услуги холодное водоснабжение и водоотведения.
Указанный договор заключен с целью продажи ресурсоснабжающей организацией коммунального ресурса (воды) и водоотведения и приобретения управляющей компанией коммунального ресурса (воды) и водоотведения для предоставления управляющей компанией коммунальных услуг потребителям для личных, семейных, домашних и иных нужд, занимающих по каким-либо основаниям жилые помещения в многоквартирных домах, находящихся в управлении ответчика (п. 1.3 договора).
Датой начала поставки истцом коммунального ресурса считается 01.08.2013 (п. 1.4. договора).
В рамках указанного договора истец оказал ответчику услуги по подаче холодной питьевой воды и водоотведение в сентябре 2013.
30.09.2013 истец выставил ответчику счет-фактуру N 00000006309 на оплату за потребленную холодную питьевую воду и водоотведение в многоквартирных домах, находящихся в управлении ответчика за сентябрь 2013 года на сумму 2122005 руб. 09 коп.
В нарушение условий договора ответчик услуги ресурсоснабжающей организации не оплатил, в результате чего образовалась задолженность по оплате услуг водоснабжения и водоотведения за сентябрь 2013 года в размере 632 258 руб. 45 коп. (с учетом уточненных требований).
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения ООО "Водоканал" в арбитражный суд с исковым заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции, проанализировав доказательства по делу в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований, руководствуясь следующим.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами.
Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении (пункт 1 статьи 541 Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 2 статьи544).
В силу пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации, к предмету регулирования жилищного законодательства относятся, в том числе правоотношения, возникающие в сфере предоставления коммунальных услуг (пункт 10), внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (пункт 11).
В соответствии с п. 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В силу п. 7 упомянутой статьи собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи.
В соответствии с п. 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Из содержания указанной нормы права следует, что гражданам предоставлено право выбора относительно внесения платы за коммунальные услуги. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией.
Согласно пп. "а" п. 27 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124, договором должны быть предусмотрены порядок, сроки и форма предоставления ресурсоснабжающей организацией исполнителю информации о размере поступившей от собственников помещений в многоквартирном доме платы за коммунальную услугу и задолженности исполнителя по оплате коммунального ресурса раздельно по платежам потребителей и платежам за коммунальную услугу соответствующего вида, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, ответчик обязан оплачивать в полном объеме услуги водоснабжения и водоотведения, как потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды), так и потребляемые непосредственно собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, с учетом произведенных этими собственниками оплат.
Ответчик, возражая против требований, ссылается на следующие основания. Расчет сумм задолженности произведен без учета Приложения N 2 к Постановлению Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 в редакции от 22.07.2013 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов". В состав задолженности по оплате услуг водоснабжения общедомовых нужд за сентябрь 2013 года необоснованно включена оплата за услуги водоотведения. Коммунальный ресурс по водоотведению на общедомовые нужды (на общее имущество) не предоставляется истцом и плата за него не должна взыскиваться с ответчика.
Указанные доводы ответчика подлежат отклонению по следующим основаниям.
Расчет платы за услуги водоснабжения и водоотведения произведен ООО "Водоканал" в строгом соответствии с действующим жилищным законодательством РФ и условиями договора ресурсоснабжения от 01.08.2013.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ, 14.02.2012 Постановлением Правительства РФ N 124 утверждены Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (далее - Правила N 124).
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 Постановления Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг", правила, утвержденные настоящим постановлением, применяются к отношениям, вытекающим из договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах), заключенных до вступления в силу этих Правил управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами с ресурсоснабжающими организациями, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил.
В соответствии с подп. "а" п. 21 Правил N 124, объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
Объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле, указанной в подп. "в" п. 21 Правил N 124, учитывающей, в частности:
- 1. Показания индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета (при их наличии в помещениях);
- 2. Среднемесячное потребление коммунальной услуги в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг (в периоды ремонта, замены, поверки индивидуальных счетчиков);
- 3. Норматив потребления коммунальной услуги в случаях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг (в помещениях, не оборудованных приборами учета);
- 4. Расчетного объема коммунальных услуг (в нежилых помещениях, не оборудованных приборами учета);
- 5. Объема коммунального ресурса, использованного при производстве и предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества.
При этом, не учитываются объемы поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.
Таким образом, объем водоснабжения в многоквартирных домах, где установлен коллективный (общедомовой) прибор учета определяется исходя из показаний этого прибора учета, а в многоквартирных домах, не оборудованных коллективным (общедомовым) прибором учета определяется исходя из показаний индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, либо (при отсутствии индивидуальных приборов учета) - по нормативам потребления соответствующей коммунальной услуги.
Объем водоотведения определен с учетом действующего законодательства РФ и условий договора ресурсоснабжения, заключенного между истцом и ответчиком.
01.01.2013 вступил в законную силу Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", к отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, с оплатой таких услуг, положения настоящего Федерального закона применяются в части, не урегулированной другими федеральными законами.
В соответствии с частью 11 статьи 20 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", в случае отсутствия у абонента прибора учета сточных вод объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения.
Положения указанной нормы права носят императивный характер, то есть, выражены в категорическом, повелительном и в строго обязательном предписании и действует независимо от чей-либо воли или каких-либо положений, установленных другими нормативно-правовыми актами.
Кроме того, аналогичное условие об оплате водоотведения, в объеме равном 100% отпущенной питьевой воды отражено в пункте 8.3 договора ресурсоснабжения.
Стоимость коммунального ресурса рассчитана по тарифам, установленным в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). Тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения, предоставляемые в соответствии с договором ресурсоснабжения, применяются с даты, указанной в решении органа, уполномоченного в области регулирования тарифов, без предварительного уведомления УК (п. 8.1 договора ресурсоснабжения).
Ссылка ответчика на необходимость применения при расчете платы за поставленную в многоквартирный дом холодную воду и водоотведение Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в Многоквартирных домах и жилых домов, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правил N 354) несостоятельна, так как указанные Правила применяются при расчете платы за коммунальную услугу, предоставленную непосредственно в жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение многоквартирного дома.
В связи с чем, Правила N 354 не имеют прямого отношения к порядку расчетов между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией, а отнесение согласно пункта 44 данных Правил на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения фактического объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативным, а в случае с водоотведением в полном объеме, в связи с отсутствием норматива потребления на общедомовые нужды, вытекает из положений ст. 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и направлено на стимулирование управляющих организаций к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления - обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг.
Довод ответчика о том, что нормативов потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды не было, то плата за указанную услугу не взимается с потребителей, в том числе и с ответчика, судом отклоняется, поскольку отсутствие утвержденных в установленном порядке нормативов водоотведения на общедомовые нужды в спорный период не может быть основанием для освобождения ответчика от обязанности по оплате оказанной ему услуги.
Суд первой инстанции проверив представленные истцом расчеты задолженности за сентябрь 2013 года, обоснованно признал их правомерными по следующим основаниям.
Согласно пункту 11 статьи 20 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", в случае отсутствия у абонента прибора учета сточных вод объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения, при этом учитывается объем поверхностных сточных вод в случае, если прием таких сточных вод в систему водоотведения предусмотрен договором водоотведения.
Объектами, в отношении которых возник спор по определению объемов водоотведения, являются жилые дома, оборудованные общедомовыми приборами учета поступившей в дом воды, в связи с чем обоснованно предъявление к взысканию объема водоотведения равного объему водопотребления.
В силу ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. При этом лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (ч. 2 ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оценив в совокупности в порядке, установленном нормами ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к выводу об обоснованности требований ООО "Водоканал" в части взыскания 632258 руб. 45 коп.
Представленный ответчиком в материалы дела контррасчет, судом первой инстанции был правомерно отклонен как не обоснованный и не подтвержденный документально.
В силу ст. 307 Гражданского кодекса Российской Федерации истец вправе требовать от ответчика исполнения его обязанности.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. В статье 310 Кодекса установлена недопустимость одностороннего отказа от исполнения обязательства.
Доказательств оплаты задолженности суду не представлено (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), следовательно, требования истца правомерно удовлетворены судом первой инстанции в сумме 632 258 руб. 45 коп.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования арбитражного суда первой инстанции, который дал им надлежащую правовую оценку. Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов арбитражного суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции.
Расходы по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31 марта 2014 года по делу N А32-38972/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
И.В.ПОНОМАРЕВА
Судьи
В.В.ВАНИН
О.А.ЕРЕМИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.06.2014 N 15АП-8677/2014 ПО ДЕЛУ N А32-38972/2013
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июня 2014 г. N 15АП-8677/2014
Дело N А32-38972/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июня 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующей судьи Пономаревой И.В.
судей Ванина В.В., Ереминой О.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жабской А.Л.
при участии:
- от ответчика: представитель не явился, извещен;
- от истца: представитель Кочанов А.А., паспорт, по доверенности от 01.10.2013.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центральное"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31 марта 2014 года по делу N А32-38972/2013
по иску общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" (ОГРН 1072313000451, ИНН 2313022180)
к ответчику: общества с ограниченной ответственностью "Центральное" (ОГРН 1082313000307, ИНН 2313023169)
о взыскании задолженности,
принятое в составе судьи Березовской С.В.,
установил:
ООО "Водоканал" (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к ООО "Центральное" (далее - ответчик) о взыскании 632 258 руб. 45 коп. задолженности, а также 200 руб. судебных издержек (уточненные в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исковые требования).
Решением суда взыскано с ООО "Центральное" в пользу ООО "Водоканал" 632 258 руб. 45 коп. задолженности, 200 руб. судебных издержек, 15 645 руб. 17 коп. расходов по уплате государственной пошлины. В остальной части иска отказано. ООО "Водоканал" возвращено из федерального бюджета 10 787 руб. 60 коп. государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда изменить в части суммы взысканной с ООО "Центральное" задолженности с 632 258 руб. 45 коп. до 414 050 руб. 68 коп. Апелляционная жалоба мотивирована следующим. Истец произвел расчет задолженности с нарушением норм постановления Правительства РФ N 354 от 06.05.2011, суд первой инстанции в связи с неправильным толкованием указанных Правил, признал данный расчет верным. Ответчик произвел расчет задолженности в сумме 414 050 руб. 68 коп. с учетом Правил N 354 (п. 13), который подлежит применению в данном случае. Вследствие различного истолкования Правил N 354 возникла разница во взыскиваемой сумме. Неверным является указание суда первой инстанции на необходимость применения части 11 статьи 20 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", в соответствии с которой, в случае отсутствия у абонента прибора учета сточных вод объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали правовые позиции, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, оценив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, изучив материалы дела суд установил, что 01.08.2013 между истцом (ресурсоснабжающая организация) и ответчиком (управляющей компанией) заключен договор ресурсоснабжения N 1052, которым определены условия приобретения ответчиком коммунальных ресурсов и истца в целях представления собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах коммунальной услуги холодное водоснабжение и водоотведения.
Указанный договор заключен с целью продажи ресурсоснабжающей организацией коммунального ресурса (воды) и водоотведения и приобретения управляющей компанией коммунального ресурса (воды) и водоотведения для предоставления управляющей компанией коммунальных услуг потребителям для личных, семейных, домашних и иных нужд, занимающих по каким-либо основаниям жилые помещения в многоквартирных домах, находящихся в управлении ответчика (п. 1.3 договора).
Датой начала поставки истцом коммунального ресурса считается 01.08.2013 (п. 1.4. договора).
В рамках указанного договора истец оказал ответчику услуги по подаче холодной питьевой воды и водоотведение в сентябре 2013.
30.09.2013 истец выставил ответчику счет-фактуру N 00000006309 на оплату за потребленную холодную питьевую воду и водоотведение в многоквартирных домах, находящихся в управлении ответчика за сентябрь 2013 года на сумму 2122005 руб. 09 коп.
В нарушение условий договора ответчик услуги ресурсоснабжающей организации не оплатил, в результате чего образовалась задолженность по оплате услуг водоснабжения и водоотведения за сентябрь 2013 года в размере 632 258 руб. 45 коп. (с учетом уточненных требований).
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения ООО "Водоканал" в арбитражный суд с исковым заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции, проанализировав доказательства по делу в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований, руководствуясь следующим.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами.
Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении (пункт 1 статьи 541 Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 2 статьи544).
В силу пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации, к предмету регулирования жилищного законодательства относятся, в том числе правоотношения, возникающие в сфере предоставления коммунальных услуг (пункт 10), внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (пункт 11).
В соответствии с п. 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В силу п. 7 упомянутой статьи собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи.
В соответствии с п. 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Из содержания указанной нормы права следует, что гражданам предоставлено право выбора относительно внесения платы за коммунальные услуги. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией.
Согласно пп. "а" п. 27 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124, договором должны быть предусмотрены порядок, сроки и форма предоставления ресурсоснабжающей организацией исполнителю информации о размере поступившей от собственников помещений в многоквартирном доме платы за коммунальную услугу и задолженности исполнителя по оплате коммунального ресурса раздельно по платежам потребителей и платежам за коммунальную услугу соответствующего вида, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, ответчик обязан оплачивать в полном объеме услуги водоснабжения и водоотведения, как потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды), так и потребляемые непосредственно собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, с учетом произведенных этими собственниками оплат.
Ответчик, возражая против требований, ссылается на следующие основания. Расчет сумм задолженности произведен без учета Приложения N 2 к Постановлению Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 в редакции от 22.07.2013 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов". В состав задолженности по оплате услуг водоснабжения общедомовых нужд за сентябрь 2013 года необоснованно включена оплата за услуги водоотведения. Коммунальный ресурс по водоотведению на общедомовые нужды (на общее имущество) не предоставляется истцом и плата за него не должна взыскиваться с ответчика.
Указанные доводы ответчика подлежат отклонению по следующим основаниям.
Расчет платы за услуги водоснабжения и водоотведения произведен ООО "Водоканал" в строгом соответствии с действующим жилищным законодательством РФ и условиями договора ресурсоснабжения от 01.08.2013.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ, 14.02.2012 Постановлением Правительства РФ N 124 утверждены Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (далее - Правила N 124).
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 Постановления Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг", правила, утвержденные настоящим постановлением, применяются к отношениям, вытекающим из договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах), заключенных до вступления в силу этих Правил управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами с ресурсоснабжающими организациями, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил.
В соответствии с подп. "а" п. 21 Правил N 124, объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
Объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле, указанной в подп. "в" п. 21 Правил N 124, учитывающей, в частности:
- 1. Показания индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета (при их наличии в помещениях);
- 2. Среднемесячное потребление коммунальной услуги в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг (в периоды ремонта, замены, поверки индивидуальных счетчиков);
- 3. Норматив потребления коммунальной услуги в случаях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг (в помещениях, не оборудованных приборами учета);
- 4. Расчетного объема коммунальных услуг (в нежилых помещениях, не оборудованных приборами учета);
- 5. Объема коммунального ресурса, использованного при производстве и предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества.
При этом, не учитываются объемы поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.
Таким образом, объем водоснабжения в многоквартирных домах, где установлен коллективный (общедомовой) прибор учета определяется исходя из показаний этого прибора учета, а в многоквартирных домах, не оборудованных коллективным (общедомовым) прибором учета определяется исходя из показаний индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, либо (при отсутствии индивидуальных приборов учета) - по нормативам потребления соответствующей коммунальной услуги.
Объем водоотведения определен с учетом действующего законодательства РФ и условий договора ресурсоснабжения, заключенного между истцом и ответчиком.
01.01.2013 вступил в законную силу Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", к отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, с оплатой таких услуг, положения настоящего Федерального закона применяются в части, не урегулированной другими федеральными законами.
В соответствии с частью 11 статьи 20 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", в случае отсутствия у абонента прибора учета сточных вод объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения.
Положения указанной нормы права носят императивный характер, то есть, выражены в категорическом, повелительном и в строго обязательном предписании и действует независимо от чей-либо воли или каких-либо положений, установленных другими нормативно-правовыми актами.
Кроме того, аналогичное условие об оплате водоотведения, в объеме равном 100% отпущенной питьевой воды отражено в пункте 8.3 договора ресурсоснабжения.
Стоимость коммунального ресурса рассчитана по тарифам, установленным в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). Тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения, предоставляемые в соответствии с договором ресурсоснабжения, применяются с даты, указанной в решении органа, уполномоченного в области регулирования тарифов, без предварительного уведомления УК (п. 8.1 договора ресурсоснабжения).
Ссылка ответчика на необходимость применения при расчете платы за поставленную в многоквартирный дом холодную воду и водоотведение Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в Многоквартирных домах и жилых домов, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правил N 354) несостоятельна, так как указанные Правила применяются при расчете платы за коммунальную услугу, предоставленную непосредственно в жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение многоквартирного дома.
В связи с чем, Правила N 354 не имеют прямого отношения к порядку расчетов между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией, а отнесение согласно пункта 44 данных Правил на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения фактического объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативным, а в случае с водоотведением в полном объеме, в связи с отсутствием норматива потребления на общедомовые нужды, вытекает из положений ст. 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и направлено на стимулирование управляющих организаций к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления - обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг.
Довод ответчика о том, что нормативов потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды не было, то плата за указанную услугу не взимается с потребителей, в том числе и с ответчика, судом отклоняется, поскольку отсутствие утвержденных в установленном порядке нормативов водоотведения на общедомовые нужды в спорный период не может быть основанием для освобождения ответчика от обязанности по оплате оказанной ему услуги.
Суд первой инстанции проверив представленные истцом расчеты задолженности за сентябрь 2013 года, обоснованно признал их правомерными по следующим основаниям.
Согласно пункту 11 статьи 20 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", в случае отсутствия у абонента прибора учета сточных вод объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения, при этом учитывается объем поверхностных сточных вод в случае, если прием таких сточных вод в систему водоотведения предусмотрен договором водоотведения.
Объектами, в отношении которых возник спор по определению объемов водоотведения, являются жилые дома, оборудованные общедомовыми приборами учета поступившей в дом воды, в связи с чем обоснованно предъявление к взысканию объема водоотведения равного объему водопотребления.
В силу ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. При этом лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (ч. 2 ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оценив в совокупности в порядке, установленном нормами ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к выводу об обоснованности требований ООО "Водоканал" в части взыскания 632258 руб. 45 коп.
Представленный ответчиком в материалы дела контррасчет, судом первой инстанции был правомерно отклонен как не обоснованный и не подтвержденный документально.
В силу ст. 307 Гражданского кодекса Российской Федерации истец вправе требовать от ответчика исполнения его обязанности.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. В статье 310 Кодекса установлена недопустимость одностороннего отказа от исполнения обязательства.
Доказательств оплаты задолженности суду не представлено (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), следовательно, требования истца правомерно удовлетворены судом первой инстанции в сумме 632 258 руб. 45 коп.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования арбитражного суда первой инстанции, который дал им надлежащую правовую оценку. Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов арбитражного суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции.
Расходы по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31 марта 2014 года по делу N А32-38972/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
И.В.ПОНОМАРЕВА
Судьи
В.В.ВАНИН
О.А.ЕРЕМИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)