Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 августа 2015 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Еникеевой Л.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лепехиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7992/2015) Департамента имущественных отношений Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 22 июня 2015 года по делу N А46-4571/2015 (судья Лебедева Н.А.), рассмотренному в порядке упрощенного производства, по иску открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" (ОГРН 1045507037344, ИНН 5504097128) к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (ОГРН 1025500748613, ИНН 5508001003)
о взыскании 160 621 руб. 78 коп.,
при участии в судебном заседании:
- от открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" - представитель Герцев В.Е. по доверенности N 15/324 от 30.12.2014 сроком действия по 31.12.2015;
- установил:
открытое акционерное общество "ОмскВодоканал" (далее - ОАО "ОмскВодоканал", истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (далее - Департамент, ответчик) о взыскании 160 621 руб. 78 коп., в том числе 140 049 руб. 14 коп. задолженности за установку общедомовых приборов учета холодной воды, 20 572 руб. 64 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 21.06.2013 по 31.03.2015.
Дело рассмотрено в упрощенном порядке.
Решением Арбитражного суда Омской области от 22 июня 2015 года по делу N А46-4571/2015 с Департамента в пользу ОАО "ОмскВодоканал" взыскано 160 621 руб. 78 коп., в том числе 140 049 руб. 14 коп. задолженности за установку общедомовых приборов учета холодной воды, 20 572 руб. 64 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, а также 5 818 руб. 65 коп. государственной пошлины.
Возражая против принятого судом первой инстанции решения, Департамент в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает, что расходы на установку общедомовых приборов учета холодной воды должны быть отнесены на нанимателей жилых помещений, а не на Департамент.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу ОАО "ОмскВодоканал" просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Департамента, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда не явился. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено в отсутствие представителя ответчика.
В заседании суда представитель истца высказался согласно отзыву на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя истца, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Фактические обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и верно.
В связи с тем, что собственники помещений в многоквартирных домах по адресам: улица Крупской, дом 19/2, улица Комарова, дом 23/1, улица Дмитриева, 15/1, проспект Королева, дом 10А, дом 16, улица Бархатовой, дом 9, улица Белозерова, дом 7, улица Волгоградская, дом 2, дом 6, дом 8, улица Заозерная, дом 18/1, улица Комкова, дом 1/1, дом 6/1, улица Куйбышева, дом 136, улица Лукашевича, дом 2А, дом 3, улица Магистральная, дом 61, дом 65, проспект Мира, дом 57Б, дом 161Б, дом 161Е, дом 163А, дом 165 В, дом 165Б, дом 167/3, улица С. Тюленина, дом 1А, улица Энергетиков, дом 61, дом 65, дом 65А, улица 2-я Солнечная, дом 28Б, улица 20-го Партсъезда, дом 58, улица 3-я Любинская, дом 7, улица 4-я Любинская, дом 38, дом 42Б, не обеспечили установку общедомовых приборов учета холодной воды, ОАО "ОмскВодоканал" силами подрядной организацией и во исполнение требований Закона об энергосбережении установило общедомовых приборов учета воды в указанных многоквартирных домах.
Факт несения истцом расходов на установку приборов учета, равна как и факт их установки по вышеуказанным адресам ответчиком не оспаривается (пункт 3.1. статьи 70 АПК РФ).
Согласно Положению о Департаменте имущественных отношений Администрации г. Омска, утвержденному Решением Омского городского Совета от 26.10.2011 N 452, Департамент имущественных отношений Администрации города Омска в пределах своей компетенции от имени муниципального образования город Омск осуществляет права собственника в отношении муниципального имущества города Омска ОАО "ОмскВодоканал" письмами N 8508/13 и N 8510/13 от 27.05.2013 направило ответчику счета-фактуры на оплату услуг по установке общедомовых приборов учета на общую сумму 140 049 руб. 14 коп., с приложением расчета доли расходов ответчика на установку приборов учета.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 23.11.2009 N 261-ФЗ (далее - Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Согласно пункту 5 статьи 13 Закона об энергосбережении до 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемой воды, электрической энергии.
В силу пункта 9 статьи 13 Закона об энергосбережении с 1 июля 2010 года организации (далее - Организации), которые осуществляют снабжение водой или ее передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Закон об энергосбережении предусматривает обязанность собственников помещений в многоквартирном доме, в процессе эксплуатации которого используются энергетические ресурсы, обеспечить оснащение многоквартирного дома приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В силу пункта 12 статьи 13 Закона об энергосбережении до 1 января 2013 года Организации обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 статьи 13 закона не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания (пункт 12 статьи 13 Закона об энергосбережении).
В соответствии с пунктом 38.1 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме до 01.01.2013 не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета на основании счетов и в размере, указанных в абзаце втором данного пункта.
Счета на оплату расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов на установку такого прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, выставляются собственникам помещений организацией, осуществившей в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении установку коллективного (общедомового) прибора учета. Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.
Таким образом, у ответчика в силу закона возникает обязанность по несению расходов на оплату оказанных ОАО "ОмскВодоканал" услуг по установке общедомовых приборов учета.
Доказательств возмещения истцу расходов на установку общедомового прибора учета ответчик в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не представил.
Поэтому исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной о том, того, что истцом не представлено доказательств невозможности получения данных платежей с нанимателей жилых помещений, отклоняется судом.
Согласно части 1 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем), плату за содержание и ремонт жилого помещения и плату за коммунальные услуги. В свою очередь, плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 2 Федерального закона "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" от 21.07.2007 N 185-ФЗ под капитальным ремонтом многоквартирного дома понимается проведение и (или) оказание предусмотренных настоящим Федеральным законом работ и (или) услуг по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме.
Пункт 3 статьи 15 Закона N 185-ФЗ прямо указывает, что установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) относится к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.
На основании изложенного, расходы на установку общедомовых приборов учета холодной воды являются расходами на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, которые несет собственник жилищного фонда, а не наниматель жилого помещения.
Кроме этого, приборы учета относятся к общему имуществу дома, наниматель не имеет вещных прав на это имущество. Закон возлагает на указанных лиц обязанность по содержанию имущества, поэтому бремя расходов на их установку не может быть возложено на нанимателей.
Ссылка подателя жалобы на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.2013 N 15066/12 в качестве правового обоснования своей позиции о том, что именно на нанимателей жилых помещений возложена обязанность по несению расходов за установку общедомовых приборов учета холодной воды, является необоснованной.
Указанным Постановлением Президиума ВАС РФ разрешен вопрос о расходах на содержание и текущий ремонт общего имущества жилого комплекса, относящихся к расходам на оплату за жилое помещение и коммунальные услуги, которые несет наниматель жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда. Вопрос, являющийся предметом рассмотрения настоящего дела (расходы на установку общедомовых приборов учета потребления ресурсов, а также расходы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов) Президиумом ВАС РФ в Постановлении от 11.06.2013 N 15066/12 не рассматривался.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы не являются основанием для отмены обжалуемого решения.
Принятое по делу решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 22 июня 2015 года по делу N А46-4571/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Л.И.ЕНИКЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.08.2015 N 08АП-7992/2015 ПО ДЕЛУ N А46-4571/2015
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 августа 2015 г. N 08АП-7992/2015
Дело N А46-4571/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 августа 2015 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Еникеевой Л.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лепехиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7992/2015) Департамента имущественных отношений Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 22 июня 2015 года по делу N А46-4571/2015 (судья Лебедева Н.А.), рассмотренному в порядке упрощенного производства, по иску открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" (ОГРН 1045507037344, ИНН 5504097128) к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (ОГРН 1025500748613, ИНН 5508001003)
о взыскании 160 621 руб. 78 коп.,
при участии в судебном заседании:
- от открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" - представитель Герцев В.Е. по доверенности N 15/324 от 30.12.2014 сроком действия по 31.12.2015;
- установил:
открытое акционерное общество "ОмскВодоканал" (далее - ОАО "ОмскВодоканал", истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (далее - Департамент, ответчик) о взыскании 160 621 руб. 78 коп., в том числе 140 049 руб. 14 коп. задолженности за установку общедомовых приборов учета холодной воды, 20 572 руб. 64 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 21.06.2013 по 31.03.2015.
Дело рассмотрено в упрощенном порядке.
Решением Арбитражного суда Омской области от 22 июня 2015 года по делу N А46-4571/2015 с Департамента в пользу ОАО "ОмскВодоканал" взыскано 160 621 руб. 78 коп., в том числе 140 049 руб. 14 коп. задолженности за установку общедомовых приборов учета холодной воды, 20 572 руб. 64 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, а также 5 818 руб. 65 коп. государственной пошлины.
Возражая против принятого судом первой инстанции решения, Департамент в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает, что расходы на установку общедомовых приборов учета холодной воды должны быть отнесены на нанимателей жилых помещений, а не на Департамент.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу ОАО "ОмскВодоканал" просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Департамента, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда не явился. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено в отсутствие представителя ответчика.
В заседании суда представитель истца высказался согласно отзыву на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя истца, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Фактические обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и верно.
В связи с тем, что собственники помещений в многоквартирных домах по адресам: улица Крупской, дом 19/2, улица Комарова, дом 23/1, улица Дмитриева, 15/1, проспект Королева, дом 10А, дом 16, улица Бархатовой, дом 9, улица Белозерова, дом 7, улица Волгоградская, дом 2, дом 6, дом 8, улица Заозерная, дом 18/1, улица Комкова, дом 1/1, дом 6/1, улица Куйбышева, дом 136, улица Лукашевича, дом 2А, дом 3, улица Магистральная, дом 61, дом 65, проспект Мира, дом 57Б, дом 161Б, дом 161Е, дом 163А, дом 165 В, дом 165Б, дом 167/3, улица С. Тюленина, дом 1А, улица Энергетиков, дом 61, дом 65, дом 65А, улица 2-я Солнечная, дом 28Б, улица 20-го Партсъезда, дом 58, улица 3-я Любинская, дом 7, улица 4-я Любинская, дом 38, дом 42Б, не обеспечили установку общедомовых приборов учета холодной воды, ОАО "ОмскВодоканал" силами подрядной организацией и во исполнение требований Закона об энергосбережении установило общедомовых приборов учета воды в указанных многоквартирных домах.
Факт несения истцом расходов на установку приборов учета, равна как и факт их установки по вышеуказанным адресам ответчиком не оспаривается (пункт 3.1. статьи 70 АПК РФ).
Согласно Положению о Департаменте имущественных отношений Администрации г. Омска, утвержденному Решением Омского городского Совета от 26.10.2011 N 452, Департамент имущественных отношений Администрации города Омска в пределах своей компетенции от имени муниципального образования город Омск осуществляет права собственника в отношении муниципального имущества города Омска ОАО "ОмскВодоканал" письмами N 8508/13 и N 8510/13 от 27.05.2013 направило ответчику счета-фактуры на оплату услуг по установке общедомовых приборов учета на общую сумму 140 049 руб. 14 коп., с приложением расчета доли расходов ответчика на установку приборов учета.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 23.11.2009 N 261-ФЗ (далее - Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Согласно пункту 5 статьи 13 Закона об энергосбережении до 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемой воды, электрической энергии.
В силу пункта 9 статьи 13 Закона об энергосбережении с 1 июля 2010 года организации (далее - Организации), которые осуществляют снабжение водой или ее передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Закон об энергосбережении предусматривает обязанность собственников помещений в многоквартирном доме, в процессе эксплуатации которого используются энергетические ресурсы, обеспечить оснащение многоквартирного дома приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В силу пункта 12 статьи 13 Закона об энергосбережении до 1 января 2013 года Организации обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 статьи 13 закона не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания (пункт 12 статьи 13 Закона об энергосбережении).
В соответствии с пунктом 38.1 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме до 01.01.2013 не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета на основании счетов и в размере, указанных в абзаце втором данного пункта.
Счета на оплату расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов на установку такого прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, выставляются собственникам помещений организацией, осуществившей в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении установку коллективного (общедомового) прибора учета. Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.
Таким образом, у ответчика в силу закона возникает обязанность по несению расходов на оплату оказанных ОАО "ОмскВодоканал" услуг по установке общедомовых приборов учета.
Доказательств возмещения истцу расходов на установку общедомового прибора учета ответчик в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не представил.
Поэтому исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной о том, того, что истцом не представлено доказательств невозможности получения данных платежей с нанимателей жилых помещений, отклоняется судом.
Согласно части 1 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем), плату за содержание и ремонт жилого помещения и плату за коммунальные услуги. В свою очередь, плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 2 Федерального закона "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" от 21.07.2007 N 185-ФЗ под капитальным ремонтом многоквартирного дома понимается проведение и (или) оказание предусмотренных настоящим Федеральным законом работ и (или) услуг по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме.
Пункт 3 статьи 15 Закона N 185-ФЗ прямо указывает, что установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) относится к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.
На основании изложенного, расходы на установку общедомовых приборов учета холодной воды являются расходами на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, которые несет собственник жилищного фонда, а не наниматель жилого помещения.
Кроме этого, приборы учета относятся к общему имуществу дома, наниматель не имеет вещных прав на это имущество. Закон возлагает на указанных лиц обязанность по содержанию имущества, поэтому бремя расходов на их установку не может быть возложено на нанимателей.
Ссылка подателя жалобы на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.2013 N 15066/12 в качестве правового обоснования своей позиции о том, что именно на нанимателей жилых помещений возложена обязанность по несению расходов за установку общедомовых приборов учета холодной воды, является необоснованной.
Указанным Постановлением Президиума ВАС РФ разрешен вопрос о расходах на содержание и текущий ремонт общего имущества жилого комплекса, относящихся к расходам на оплату за жилое помещение и коммунальные услуги, которые несет наниматель жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда. Вопрос, являющийся предметом рассмотрения настоящего дела (расходы на установку общедомовых приборов учета потребления ресурсов, а также расходы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов) Президиумом ВАС РФ в Постановлении от 11.06.2013 N 15066/12 не рассматривался.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы не являются основанием для отмены обжалуемого решения.
Принятое по делу решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 22 июня 2015 года по делу N А46-4571/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Л.И.ЕНИКЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)