Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 29 октября 2014 года
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Нечаева С.В.
судей Завирюха Л.В., Ворониной Е.Ю.
при участии в заседании:
от истца - Зиганшина А.Н., дов. от 12.12.2012, Хамидуллина Н.Р., дов. от 21.03.2012, Родин Е.В., дов. от 21.10.2014
от ответчика - Полищук Д.А., дов. от 20.12.2013
рассмотрев в судебном заседании 22 октября 2014 года кассационную жалобу
Департамента финансов г. Москвы
на решение от 14 апреля 2014 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Лапшиной В.В.,
на постановление от 01 июля 2014 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Семикиной О.Н., Алексеевой Е.Б., Лящевским И.С.,
по иску Открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Мосэнерго" (ОГРН 1027700302420, 119526, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 101, корп. 3)
к ответчику городу Москве в лице Департамента финансов г. Москвы (ОГРН 1027700505348, Москва)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Государственное казенное учреждение города Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Юго-Восточного административного округа" (ОГРН 1087746557623, Москва)
о взыскании задолженности в размере 16.610.002 руб. 46 коп.
установил:
открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Мосэнерго" (далее - ОАО "Мосэнерго", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением о взыскании с города Москвы в лице Департамента финансов г. Москвы денежных средств в размере 16.610.002 руб. 46 коп. в возмещение потерь, вызванных межтарифной разницей в связи с применением льготных тарифов на тепловую энергию за период с января по август 2013 года.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14 апреля 2014 года исковые требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 01 июля 2014 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, как принятые с нарушением норм материального и процессуального права, при несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела, и направить дело на новое рассмотрение.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ответчика поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители истца возражали против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просили оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Третье лицо, надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направило, что согласно ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, между ОАО "Мосэнерго" (энергоснабжающая/теплоснабжающая организация) и организациями, в управлении которых находятся многоквартирные дома (далее - управляющие компании), расположенными на территории Юго-Восточного административного округа г. Москвы (ЮВАО г. Москвы), заключены договоры энергоснабжения/теплоснабжения, предметом которых является поставка тепловой энергии для бытовых нужд населения.
Во исполнение договоров теплоснабжения ОАО "Мосэнерго" в период с января по август 2013 года управляющим компаниям для бытовых нужд населении была отпущена тепловая энергия с применением тарифов на тепловую энергию, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012 N 671-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2013 год".
В силу ч. 4 ст. 154, ч. 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях, включающей в себя плату за горячее водоснабжение и отопление (теплоснабжение), в городе Москве рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти этого города федерального значения.
В соответствии с п. 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Согласно п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, в случае, если исполнителем коммунальных услуг является управляющая организация, то расчет размера платы за приобретение такой организацией тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Судом установлено, что расчеты между истцом и управляющими организациями за поставленную тепловую энергию для бытовых нужд населения в целях отопления по указанным договорам теплоснабжения осуществлялись по тарифам для группы "население", установленным Постановлением N 671-ПП.
В соответствии с п. 2 указанного Постановления тарифы на тепловую энергию, поставляемую для бытовых нужд населения города Москвы, применяемые в 2013 году для расчетов с населением, являются льготными; разница в тарифах на тепловую энергию, установленных для ресурсоснабжающих организаций соответствующими постановлениями Региональной энергетической комиссии города Москвы, и льготных тарифах, утвержденных постановлением Правительства Москвы для расчетов с населением города Москвы, возмещаются за счет средств бюджета города Москвы.
Пунктом 26 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109, установлено, что применение льготных тарифов на тепловую энергию допускается при наличии соответствующего решения регулирующего органа, в котором указаны потребители (группы потребителей), в отношении которых законодательно установлено право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов гарантирующих поставщиков, энергоснабжающих организаций, энергосбытовых организаций, к числу потребителей которых относится население.
В соответствии с Порядком предоставления субсидий из бюджета города Москвы и ресурсоснабжающим организациям, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 31.10.2012 N 602-ПП, схема реализации тепловой энергии, при которой управляющие компании приобретают тепловую энергии для оказания коммунальных услуг: отопление и ГВС, не предусмотрена, в связи с чем ОАО "Мосэнерго" лишено возможности компенсации выпадающих доходов.
Вместе с тем, согласно ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" при государственном регулировании тарифов на тепловую энергию должны соблюдаться принципы обеспечения доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей, обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя, а также обеспечение достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения.
Постановлением Региональной энергетической комиссии города Москвы от 21.12.2012 г. N 382 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ОАО "Мосэнерго" на 2013 год" установлены тарифы на тепловую энергию для потребителей ОАО "Мосэнерго" согласно приложениям 1 (тарифы, действующие в период с 1 января по 30 июня 2013 года) и 2 (тарифы, действующие с 1 июля 2013 года).
Статьей 72 Конституции Российской Федерации установлено право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки населения дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств регионального бюджета.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" расчет исковых требований должен быть произведен исходя из разницы между размером утвержденного экономически обоснованного тарифа и тарифом, установленным в размере ниже экономически обоснованного.
Согласно расчету истца в период с января по август 2013 года потери ОАО "Мосэнерго", вызванные межтарифной разницей и подлежащие возмещению ответчиком, составили 16 610 002 руб. 46 коп.
Сумма межтарифной разницы определена как разница между стоимостью фактически поставленной тепловой энергии для бытовых нужд населения:
- исчисленной по тарифам на тепловую энергию, утвержденным Постановлением Региональной энергетической комиссии Москвы от 21.12.2012 N 382 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ОАО "Мосэнерго" на 2013 год", а именно, за период январь - июнь 2013 года - 1 137,38 руб. /Гкал (без НДС), за период июль - август 2013 года - 1 212,97 руб. /Гкал. (без НДС).
- исчисленной по тарифам на тепловую энергию для бытовых нужд населения, установленным Постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012 N 671-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2013 год": за период январь - июль 2013 - 1 075,43 руб. /Гкал с НДС (911,38 руб. /Гкал без НДС), за период август 2013 - 1 172,22 руб. /Гкал с НДС (993,41 руб. /Гкал без НДС).
Таким образом, разница в тарифах на 2013 год составила 226 руб. /Гкал без НДС за период с января по июнь 2013 года и 301,59 руб. /Гкал без НДС за период июль - август 2013 года.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик ссылается на то, что тарифы на горячую воду для населения города Москвы на 2013 год установлены постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012 года N 671-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2013 год", которые и должны были быть использованы истцом при расчете суммы возмещения; объем фактически поставленной тепловой энергии для бытовых нужд населения определяется на основании актов, подписанных ОАО "Мосэнерго" и управляющими организациями.
В рассматриваемом случае приготовление коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению осуществляет не энергоснабжающая организация, а непосредственно управляющая организация. Данные управляющие компании покупают у ОАО "Мосэнерго" тепловую энергию по договорам тепло/энергоснабжения и затем на своем оборудовании осуществляют приготовление коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах, как правильно указано судами, ОАО "Мосэнерго" в точке поставки тепловой энергии по договору не имеет возможности определить какое количество тепловой энергии затрачено управляющей компанией на приготовление горячей воды, а какое - на отопление.
Согласно пункту 7 Приказа Минрегиона РФ от 15.02.2011 N 47 "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды, в том числе с использованием центральных тепловых пунктов, и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием водяной системы теплоснабжения.
Следовательно, у ОАО "Мосэнерго" отсутствует возможность производства горячей воды, что не позволяет применять тариф на горячую воду при существующих договорных отношениях.
Согласно правовой позиции, изложенной в Решении ВАС РФ от 12.05.2012 г. N ВАС-534/12 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пунктов 47, 48, 49 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 N 520" по заявлению ОАО "ТГК-2", тариф на горячую воду устанавливается только для тех регулируемых организаций, которые, во-первых, осуществляют "непосредственное производство горячей воды и, во-вторых "оказывают услуги по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения.
ОАО "Мосэнерго" не осуществляет непосредственное производство горячей воды и не оказывает услуги по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения.
Таким образом, порядок возмещения разницы при применении льготных тарифов на тепловую энергию для бытовых нужд населения при вышеуказанной договорной схеме отсутствует, несмотря на то, что город Москва как субъект Российской Федерации, устанавливая тарифы на тепловую энергию для населения на уровне ниже экономически-обоснованных, взяла на себя обязательства по возмещению указанной разницы.
Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии с ч. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29.03.2011 г. N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
В пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ" разъяснено, что согласно пункту 10 статьи 158 БК РФ в суде от имени субъекта Российской Федерации выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, а при отсутствии такового - соответствующий финансовый орган публично-правового образования.
Постановлением Правительства Москвы от 31.10.2012 N 602-ПП утверждены порядки предоставления субсидий из бюджета города Москвы ресурсоснабжающим организациям в целях возмещения недополученных доходов в связи с применением государственных регулируемых цен (тарифов) на горячую воду, поставляемую для бытовых нужд населения, а также на тепловую энергию, поставляемую для бытовых нужд населения в целях отопления.
Законом города Москвы от 21.12.2012 N 59 "О бюджете города Москвы на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов" учтены соответствующие целевые статьи расходов бюджета, а именно возмещение теплоснабжающим организациям недополученных доходов, связанных с применением государственных регулируемых цен (тарифов) при продаже товаров (работ, услуг) населению в целях отопления и при поставке населению горячей воды.
Возмещение теплоснабжающим организациям недополученных доходов, связанных с применением государственных регулируемых цен при продаже товаров (работ, услуг) населению в иных целях (в настоящем деле - это поставка тепловой энергии) в бюджете города Москвы на 2013 год не предусмотрено.
Согласно Положению о Департаменте финансов Москвы, утвержденному Постановлением Правительства Москвы от 22.02.2011 г. N 43-ПП, именно департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы - финансовым органом города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в сфере бюджетной деятельности, организации исполнения бюджета города Москвы.
Таким образом, в связи с отсутствием в бюджете города Москвы статьи финансирования недополученных доходов, связанных с применением тарифов на тепловую энергию для бытовых нужд населения, и, соответственно, главного распорядителя бюджетных средств, настоящий иск правомерно предъявлен к Департаменту финансов г. Москвы.
Учитывая изложенное, суд правомерно отклонил доводы ответчика о том, что он является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям.
Поскольку ответчиком не представлено доказательств возмещения понесенных истцом убытков, суд пришел к правомерному выводу об удовлетворении исковых требований.
Доводы кассационной жалобы о том, что ОАО "Мосэнерго" избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права (надлежащим должно быть оспаривание нормативного акта), признается судом несостоятельным.
В пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" указано, что судам необходимо учитывать, что если потери ресурсоснабжающей организации, вызванные межтарифной разницей не были полностью или в части компенсированы в том числе по причине того, что названная компенсация не предусмотрена или предусмотрена в недостаточном размере, для их взыскания в пользу ресурсоснабжающей организации за счет бюджета соответствующего публично-правового образования оспаривание акта об установлении тарифа не требуется.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что истцом нарушен предусмотренный законом порядок получения субсидий, не может быть принят судом кассационной инстанции.
ОАО "Мосэнерго" во внесудебном порядке направляло во исполнение Постановления Правительства Москвы от 31.10.2012 N 602-ПП в адрес третьего лица заявки на получение субсидий на 2013 год с комплектом документов \{копии писем ОАО "Мосэнерго" от 23.01.2013 N 550/141 и от 07.02.2013 N 550/274 с отметками о получении, копия письма ОАО "Мосэнерго" от 21.03.2013 N 550/668 с отметкой о получении).
В получении субсидий ОАО "Мосэнерго" было отказано в связи с отсутствием раздельного учета горячей воды и тепловой энергии на нужды отопления, что подтверждается письмами третьего лица от 25.02.2013 г. и от 20.08.2013 г., а также заместителя Префекта ЮВАО г. Москвы от 19.03.2013 г.
29.08.2013 г. ОАО "Мосэнерго" направило в адрес третьего лица подписанный со своей стороны договор на предоставление субсидий из бюджета города Москвы на тепловую энергию, отпускаемую для бытовых нужд населения в 2013 году, что подтверждается письмом ОАО "Мосэнерго" от 29.08.2013 г. N 550/2081.
На данное обращение истцом получен отказ, оформленный письмом от 09.09.2013 г. N 2712, в связи с отсутствием правовых оснований для его заключения.
Таким образом, истец был лишен возможности получения субсидий во внесудебном порядке.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, перечисленных в статье 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем они не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанций.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, обжалуемые решение и постановление являются законными и обоснованными и не имеется предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для их изменения или отмены, в связи с чем кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 14 апреля 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01 июля 2014 года по делу N А40-13804/14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
С.В.НЕЧАЕВ
Судьи
Л.В.ЗАВИРЮХА
Е.Ю.ВОРОНИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 29.10.2014 N Ф05-10992/14 ПО ДЕЛУ N А40-13804/14
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 октября 2014 г. по делу N А40-13804/14
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 29 октября 2014 года
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Нечаева С.В.
судей Завирюха Л.В., Ворониной Е.Ю.
при участии в заседании:
от истца - Зиганшина А.Н., дов. от 12.12.2012, Хамидуллина Н.Р., дов. от 21.03.2012, Родин Е.В., дов. от 21.10.2014
от ответчика - Полищук Д.А., дов. от 20.12.2013
рассмотрев в судебном заседании 22 октября 2014 года кассационную жалобу
Департамента финансов г. Москвы
на решение от 14 апреля 2014 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Лапшиной В.В.,
на постановление от 01 июля 2014 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Семикиной О.Н., Алексеевой Е.Б., Лящевским И.С.,
по иску Открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Мосэнерго" (ОГРН 1027700302420, 119526, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 101, корп. 3)
к ответчику городу Москве в лице Департамента финансов г. Москвы (ОГРН 1027700505348, Москва)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Государственное казенное учреждение города Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Юго-Восточного административного округа" (ОГРН 1087746557623, Москва)
о взыскании задолженности в размере 16.610.002 руб. 46 коп.
установил:
открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Мосэнерго" (далее - ОАО "Мосэнерго", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением о взыскании с города Москвы в лице Департамента финансов г. Москвы денежных средств в размере 16.610.002 руб. 46 коп. в возмещение потерь, вызванных межтарифной разницей в связи с применением льготных тарифов на тепловую энергию за период с января по август 2013 года.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14 апреля 2014 года исковые требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 01 июля 2014 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, как принятые с нарушением норм материального и процессуального права, при несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела, и направить дело на новое рассмотрение.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ответчика поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители истца возражали против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просили оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Третье лицо, надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направило, что согласно ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, между ОАО "Мосэнерго" (энергоснабжающая/теплоснабжающая организация) и организациями, в управлении которых находятся многоквартирные дома (далее - управляющие компании), расположенными на территории Юго-Восточного административного округа г. Москвы (ЮВАО г. Москвы), заключены договоры энергоснабжения/теплоснабжения, предметом которых является поставка тепловой энергии для бытовых нужд населения.
Во исполнение договоров теплоснабжения ОАО "Мосэнерго" в период с января по август 2013 года управляющим компаниям для бытовых нужд населении была отпущена тепловая энергия с применением тарифов на тепловую энергию, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012 N 671-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2013 год".
В силу ч. 4 ст. 154, ч. 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях, включающей в себя плату за горячее водоснабжение и отопление (теплоснабжение), в городе Москве рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти этого города федерального значения.
В соответствии с п. 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Согласно п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, в случае, если исполнителем коммунальных услуг является управляющая организация, то расчет размера платы за приобретение такой организацией тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Судом установлено, что расчеты между истцом и управляющими организациями за поставленную тепловую энергию для бытовых нужд населения в целях отопления по указанным договорам теплоснабжения осуществлялись по тарифам для группы "население", установленным Постановлением N 671-ПП.
В соответствии с п. 2 указанного Постановления тарифы на тепловую энергию, поставляемую для бытовых нужд населения города Москвы, применяемые в 2013 году для расчетов с населением, являются льготными; разница в тарифах на тепловую энергию, установленных для ресурсоснабжающих организаций соответствующими постановлениями Региональной энергетической комиссии города Москвы, и льготных тарифах, утвержденных постановлением Правительства Москвы для расчетов с населением города Москвы, возмещаются за счет средств бюджета города Москвы.
Пунктом 26 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109, установлено, что применение льготных тарифов на тепловую энергию допускается при наличии соответствующего решения регулирующего органа, в котором указаны потребители (группы потребителей), в отношении которых законодательно установлено право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов гарантирующих поставщиков, энергоснабжающих организаций, энергосбытовых организаций, к числу потребителей которых относится население.
В соответствии с Порядком предоставления субсидий из бюджета города Москвы и ресурсоснабжающим организациям, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 31.10.2012 N 602-ПП, схема реализации тепловой энергии, при которой управляющие компании приобретают тепловую энергии для оказания коммунальных услуг: отопление и ГВС, не предусмотрена, в связи с чем ОАО "Мосэнерго" лишено возможности компенсации выпадающих доходов.
Вместе с тем, согласно ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" при государственном регулировании тарифов на тепловую энергию должны соблюдаться принципы обеспечения доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей, обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя, а также обеспечение достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения.
Постановлением Региональной энергетической комиссии города Москвы от 21.12.2012 г. N 382 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ОАО "Мосэнерго" на 2013 год" установлены тарифы на тепловую энергию для потребителей ОАО "Мосэнерго" согласно приложениям 1 (тарифы, действующие в период с 1 января по 30 июня 2013 года) и 2 (тарифы, действующие с 1 июля 2013 года).
Статьей 72 Конституции Российской Федерации установлено право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки населения дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств регионального бюджета.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" расчет исковых требований должен быть произведен исходя из разницы между размером утвержденного экономически обоснованного тарифа и тарифом, установленным в размере ниже экономически обоснованного.
Согласно расчету истца в период с января по август 2013 года потери ОАО "Мосэнерго", вызванные межтарифной разницей и подлежащие возмещению ответчиком, составили 16 610 002 руб. 46 коп.
Сумма межтарифной разницы определена как разница между стоимостью фактически поставленной тепловой энергии для бытовых нужд населения:
- исчисленной по тарифам на тепловую энергию, утвержденным Постановлением Региональной энергетической комиссии Москвы от 21.12.2012 N 382 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ОАО "Мосэнерго" на 2013 год", а именно, за период январь - июнь 2013 года - 1 137,38 руб. /Гкал (без НДС), за период июль - август 2013 года - 1 212,97 руб. /Гкал. (без НДС).
- исчисленной по тарифам на тепловую энергию для бытовых нужд населения, установленным Постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012 N 671-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2013 год": за период январь - июль 2013 - 1 075,43 руб. /Гкал с НДС (911,38 руб. /Гкал без НДС), за период август 2013 - 1 172,22 руб. /Гкал с НДС (993,41 руб. /Гкал без НДС).
Таким образом, разница в тарифах на 2013 год составила 226 руб. /Гкал без НДС за период с января по июнь 2013 года и 301,59 руб. /Гкал без НДС за период июль - август 2013 года.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик ссылается на то, что тарифы на горячую воду для населения города Москвы на 2013 год установлены постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012 года N 671-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2013 год", которые и должны были быть использованы истцом при расчете суммы возмещения; объем фактически поставленной тепловой энергии для бытовых нужд населения определяется на основании актов, подписанных ОАО "Мосэнерго" и управляющими организациями.
В рассматриваемом случае приготовление коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению осуществляет не энергоснабжающая организация, а непосредственно управляющая организация. Данные управляющие компании покупают у ОАО "Мосэнерго" тепловую энергию по договорам тепло/энергоснабжения и затем на своем оборудовании осуществляют приготовление коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах, как правильно указано судами, ОАО "Мосэнерго" в точке поставки тепловой энергии по договору не имеет возможности определить какое количество тепловой энергии затрачено управляющей компанией на приготовление горячей воды, а какое - на отопление.
Согласно пункту 7 Приказа Минрегиона РФ от 15.02.2011 N 47 "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды, в том числе с использованием центральных тепловых пунктов, и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием водяной системы теплоснабжения.
Следовательно, у ОАО "Мосэнерго" отсутствует возможность производства горячей воды, что не позволяет применять тариф на горячую воду при существующих договорных отношениях.
Согласно правовой позиции, изложенной в Решении ВАС РФ от 12.05.2012 г. N ВАС-534/12 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пунктов 47, 48, 49 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 N 520" по заявлению ОАО "ТГК-2", тариф на горячую воду устанавливается только для тех регулируемых организаций, которые, во-первых, осуществляют "непосредственное производство горячей воды и, во-вторых "оказывают услуги по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения.
ОАО "Мосэнерго" не осуществляет непосредственное производство горячей воды и не оказывает услуги по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения.
Таким образом, порядок возмещения разницы при применении льготных тарифов на тепловую энергию для бытовых нужд населения при вышеуказанной договорной схеме отсутствует, несмотря на то, что город Москва как субъект Российской Федерации, устанавливая тарифы на тепловую энергию для населения на уровне ниже экономически-обоснованных, взяла на себя обязательства по возмещению указанной разницы.
Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии с ч. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29.03.2011 г. N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
В пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ" разъяснено, что согласно пункту 10 статьи 158 БК РФ в суде от имени субъекта Российской Федерации выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, а при отсутствии такового - соответствующий финансовый орган публично-правового образования.
Постановлением Правительства Москвы от 31.10.2012 N 602-ПП утверждены порядки предоставления субсидий из бюджета города Москвы ресурсоснабжающим организациям в целях возмещения недополученных доходов в связи с применением государственных регулируемых цен (тарифов) на горячую воду, поставляемую для бытовых нужд населения, а также на тепловую энергию, поставляемую для бытовых нужд населения в целях отопления.
Законом города Москвы от 21.12.2012 N 59 "О бюджете города Москвы на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов" учтены соответствующие целевые статьи расходов бюджета, а именно возмещение теплоснабжающим организациям недополученных доходов, связанных с применением государственных регулируемых цен (тарифов) при продаже товаров (работ, услуг) населению в целях отопления и при поставке населению горячей воды.
Возмещение теплоснабжающим организациям недополученных доходов, связанных с применением государственных регулируемых цен при продаже товаров (работ, услуг) населению в иных целях (в настоящем деле - это поставка тепловой энергии) в бюджете города Москвы на 2013 год не предусмотрено.
Согласно Положению о Департаменте финансов Москвы, утвержденному Постановлением Правительства Москвы от 22.02.2011 г. N 43-ПП, именно департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы - финансовым органом города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в сфере бюджетной деятельности, организации исполнения бюджета города Москвы.
Таким образом, в связи с отсутствием в бюджете города Москвы статьи финансирования недополученных доходов, связанных с применением тарифов на тепловую энергию для бытовых нужд населения, и, соответственно, главного распорядителя бюджетных средств, настоящий иск правомерно предъявлен к Департаменту финансов г. Москвы.
Учитывая изложенное, суд правомерно отклонил доводы ответчика о том, что он является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям.
Поскольку ответчиком не представлено доказательств возмещения понесенных истцом убытков, суд пришел к правомерному выводу об удовлетворении исковых требований.
Доводы кассационной жалобы о том, что ОАО "Мосэнерго" избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права (надлежащим должно быть оспаривание нормативного акта), признается судом несостоятельным.
В пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" указано, что судам необходимо учитывать, что если потери ресурсоснабжающей организации, вызванные межтарифной разницей не были полностью или в части компенсированы в том числе по причине того, что названная компенсация не предусмотрена или предусмотрена в недостаточном размере, для их взыскания в пользу ресурсоснабжающей организации за счет бюджета соответствующего публично-правового образования оспаривание акта об установлении тарифа не требуется.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что истцом нарушен предусмотренный законом порядок получения субсидий, не может быть принят судом кассационной инстанции.
ОАО "Мосэнерго" во внесудебном порядке направляло во исполнение Постановления Правительства Москвы от 31.10.2012 N 602-ПП в адрес третьего лица заявки на получение субсидий на 2013 год с комплектом документов \{копии писем ОАО "Мосэнерго" от 23.01.2013 N 550/141 и от 07.02.2013 N 550/274 с отметками о получении, копия письма ОАО "Мосэнерго" от 21.03.2013 N 550/668 с отметкой о получении).
В получении субсидий ОАО "Мосэнерго" было отказано в связи с отсутствием раздельного учета горячей воды и тепловой энергии на нужды отопления, что подтверждается письмами третьего лица от 25.02.2013 г. и от 20.08.2013 г., а также заместителя Префекта ЮВАО г. Москвы от 19.03.2013 г.
29.08.2013 г. ОАО "Мосэнерго" направило в адрес третьего лица подписанный со своей стороны договор на предоставление субсидий из бюджета города Москвы на тепловую энергию, отпускаемую для бытовых нужд населения в 2013 году, что подтверждается письмом ОАО "Мосэнерго" от 29.08.2013 г. N 550/2081.
На данное обращение истцом получен отказ, оформленный письмом от 09.09.2013 г. N 2712, в связи с отсутствием правовых оснований для его заключения.
Таким образом, истец был лишен возможности получения субсидий во внесудебном порядке.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, перечисленных в статье 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем они не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанций.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, обжалуемые решение и постановление являются законными и обоснованными и не имеется предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для их изменения или отмены, в связи с чем кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 14 апреля 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01 июля 2014 года по делу N А40-13804/14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
С.В.НЕЧАЕВ
Судьи
Л.В.ЗАВИРЮХА
Е.Ю.ВОРОНИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)