Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июня 2014 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тамашакина С.Н.
судей Орловой Н.В.
Сириной В.В.
при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу жилищно-строительного кооператива "БРЕМЕН" на решение Арбитражного суда Омской области от 21.06.2013 (судья Голобородько Н.А.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2014 (судьи Рыжиков О.Ю., Киричек Ю.Н., Кливер Е.П.) по делу N А46-5087/2013 по заявлению жилищно-строительного кооператива "БРЕМЕН" (644027, г. Омск, ул. Индустриальная, д. 11, корп. 51, ИНН 5506213443, ОГРН 1105543017733) к администрации города Омска (644099, г. Омск, ул. Гагарина, 34, ИНН 5503047244, ОГРН 1025500757259) о признании незаконным постановления от 07.02.2013 N 130-п в части и обязании устранить допущенные нарушения.
Другие лица, участвующие в деле: Департамент имущественных отношений администрации города Омска, Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Омска.
В заседании принял участие представитель жилищно-строительного кооператива "БРЕМЕН" Авдеев Д.А. по доверенности от 18.06.2014.
Суд
установил:
жилищно-строительный кооператив "БРЕМЕН" (далее - ЖСК "БРЕМЕН") обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным постановления от 07.02.2013 N 130-п администрации города Омска (далее - администрация) в части отказа ЖСК "БРЕМЕН" в предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:13 01 26:994, 55:36:13 01 26:991 и 55:36:13 01 26:1007 и обязании администрации принять решение по вопросу предоставления ЖСК "БРЕМЕН" разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:13 01 26:994, 55:36:13 01 26:991 и 55:36:13 01 26:1007.
Заявленные требования мотивированы со ссылкой на часть 7 статьи 37, часть 12 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент имущественных отношений администрации города Омска и Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Омска.
Решением от 21.06.2013 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ЖСК "БРЕМЕН" обратилось в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
По его мнению, выводы суда не соответствуют изложенным в решении обстоятельствам дела.
Заявитель считает, что вывод суда о том, что свидетельства о праве собственности имеют признаки фальсификации, не соответствуют обстоятельствам дела, поскольку это обстоятельство не доказано заинтересованным лицом.
ЖСК "БРЕМЕН" указывает, что администрация города Омска не доказала, что она располагала достоверной информацией о том, что свидетельства о праве собственности на земельные участки, на основании которых кооператив приобрел их у третьего лица, имели признаки фальсификации или являлись фальшивыми на момент рассмотрения вопроса на публичных слушаниях о предоставлении специального разрешения.
Заявитель отмечает, что в самом обжалуемом акте нет оснований, по которым отказано в выдаче специального разрешения.
В отзыве на кассационную жалобу администрация указала, что считает кассационную жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, обжалуемые судебные акты просит оставить без изменения.
Представитель ЖСК "БРЕМЕН" в заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы кассационной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции считает их подлежащими отмене.
Из материалов дела видно, что постановлением мэра города Омска от 30.11.2012 N 2-пм на 21.12.2012 были назначены публичные слушания по вопросу предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков, в том числе земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:13 01 26:994, 55:36:13 01 26:991 и 55:36:13 01 26:1007 (подпункты 9, 10, 11 пункта 1 постановления).
По результатам проведенных публичных слушаний 24.12.2012 было подготовлено заключение, согласно пункту 4.3 которого по вопросу предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования спорных земельных участков членом комиссии - представителем Департамента имущественных отношений администрации города Омска Устиновым А.Б. высказаны возражения относительно предоставления специального разрешения в связи с тем, что свидетельства на право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:13 01 26:994, 55:36:13 01 26:991 и 55:36:13 01 26:1007 имеют признаки фальсификации, что подтверждается проведенным почерковедческим исследованием в рамках расследуемого уголовного дела N 603314, а также установлено, что администрацией Омского района указанные свидетельства не выдавались.
С учетом рекомендаций комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Омска от 24.12.2012 администрацией города Омска было издано постановление N 130-п от 07.02.2013, в подпунктах 2, 3, 4 пункта 1 которого было отказано в предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:13 01 26:994, 55:36:13 01 26:991 и 55:36:13 01 26:1007.
Считая, что постановление администрации в указанной части не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, ЖСК "БРЕМЕН" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, а апелляционный суд, оставляя решение без изменения, исходили из отсутствия правовых оснований для их удовлетворения.
Суд кассационной инстанции рассматривает дело исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, и считает, что выводы судебных инстанций в обжалуемой части сделаны с нарушением норм материального и процессуального права по неполно установленным обстоятельствам дела.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ и пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь обязанность доказывания нарушенного права в соответствии со статьей 65 АПК РФ лежит на заявителе.
Из положений статей 2, 7, 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что к полномочиям органов местного самоуправления отнесено установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований.
Статьей 36 ГрК РФ установлено, что градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков.
Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
Согласно статье 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
По пункту 6 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.
Частью 1 статьи 39 ГрК РФ предусмотрено, что юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.
Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений данной статьи (часть 2 статьи 39 ГрК РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 39 ГрК РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение. В случае если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия.
Участники публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования вправе представить в комиссию свои предложения и замечания, касающиеся указанного вопроса, для включения их в протокол публичных слушаний (часть 5 статьи 39 ГрК РФ).
Заключение о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет" (пункт 6 статьи 39 ГрК РФ).
Согласно части 8 статьи 39 ГрК РФ на основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.
Решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или отказ в предоставлении такого разрешения главой администрации должно быть мотивировано с учетом заключения публичных слушаний и рекомендаций комиссии в соответствии с пунктами 8, 9 статьи 39 ГрК РФ.
На основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет" (пункт 9 статьи 39 ГрК РФ).
Аналогичный порядок принятия решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения определен Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденными решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201.
Вместе с тем судебные инстанции, принимая судебные акты, не рассмотрели заявленные требования на их соответствие указанным нормам материального права.
Суды при рассмотрении спора вышли за предмет заявленных требований, а исходили из того, что свидетельства на право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:13 01 26:994, 55:36:13 01 26:991 и 55:36:13 01 26:1007 имеют признаки фальсификации, между тем право собственности на них в судебном порядке не оспорено.
Согласно пункту 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
Судебные инстанции, указав в качестве основания для отказа в удовлетворении заявленных требований то, что земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:13 01 26:991 и 55:36:13 01 26:1007 не принадлежат на каком-либо праве заявителю, а согласно свидетельствам о государственной регистрации права N 55 АА410722 от 26.07.2011 и N 55 АА411940 от 27.07.2011, имеющимся в материалах дела, принадлежат физическому лицу - Муртазиной Д.Д. на основании договоров купли-продажи земельного участка N ЗУ-1/991 от 28.06.2011 и N ЗУ-1/1007 от 28.06.2011, не исследовали и не дали оценку имеющемуся в деле договору N БРМ-991/1007 безвозмездного пользования земельными участками от 30.11.2011, по которому указанные земельные участки переданы ЖСК "БРЕМЕН".
Кассационная инстанция считает, что указанные обстоятельства в силу части 1 статьи 288 АПК РФ являются основанием для отмены решения Арбитражного суда Омской области от 21.06.2013 и постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2014 по делу N А46-5087/2013 и направления дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Омской области.
При новом рассмотрении дела суду следует устранить допущенные нарушения, рассмотреть требования, заявленные ЖСК "БРЕМЕН", дать надлежащую правовую оценку обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения данного спора, и разрешить его в соответствии с нормами материального и процессуального права, подлежащими применению в данном случае, после чего принять решение по спору, отвечающее требованиям статьи 170 АПК РФ.
Суду следует распределить государственную пошлину, в том числе и по кассационной жалобе.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 21.06.2013 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2014 по делу N А46-5087/2013 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Омской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
С.Н.ТАМАШАКИН
Судьи
Н.В.ОРЛОВА
В.В.СИРИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 23.06.2014 ПО ДЕЛУ N А46-5087/2013
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июня 2014 г. по делу N А46-5087/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июня 2014 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тамашакина С.Н.
судей Орловой Н.В.
Сириной В.В.
при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу жилищно-строительного кооператива "БРЕМЕН" на решение Арбитражного суда Омской области от 21.06.2013 (судья Голобородько Н.А.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2014 (судьи Рыжиков О.Ю., Киричек Ю.Н., Кливер Е.П.) по делу N А46-5087/2013 по заявлению жилищно-строительного кооператива "БРЕМЕН" (644027, г. Омск, ул. Индустриальная, д. 11, корп. 51, ИНН 5506213443, ОГРН 1105543017733) к администрации города Омска (644099, г. Омск, ул. Гагарина, 34, ИНН 5503047244, ОГРН 1025500757259) о признании незаконным постановления от 07.02.2013 N 130-п в части и обязании устранить допущенные нарушения.
Другие лица, участвующие в деле: Департамент имущественных отношений администрации города Омска, Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Омска.
В заседании принял участие представитель жилищно-строительного кооператива "БРЕМЕН" Авдеев Д.А. по доверенности от 18.06.2014.
Суд
установил:
жилищно-строительный кооператив "БРЕМЕН" (далее - ЖСК "БРЕМЕН") обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным постановления от 07.02.2013 N 130-п администрации города Омска (далее - администрация) в части отказа ЖСК "БРЕМЕН" в предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:13 01 26:994, 55:36:13 01 26:991 и 55:36:13 01 26:1007 и обязании администрации принять решение по вопросу предоставления ЖСК "БРЕМЕН" разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:13 01 26:994, 55:36:13 01 26:991 и 55:36:13 01 26:1007.
Заявленные требования мотивированы со ссылкой на часть 7 статьи 37, часть 12 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент имущественных отношений администрации города Омска и Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Омска.
Решением от 21.06.2013 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ЖСК "БРЕМЕН" обратилось в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
По его мнению, выводы суда не соответствуют изложенным в решении обстоятельствам дела.
Заявитель считает, что вывод суда о том, что свидетельства о праве собственности имеют признаки фальсификации, не соответствуют обстоятельствам дела, поскольку это обстоятельство не доказано заинтересованным лицом.
ЖСК "БРЕМЕН" указывает, что администрация города Омска не доказала, что она располагала достоверной информацией о том, что свидетельства о праве собственности на земельные участки, на основании которых кооператив приобрел их у третьего лица, имели признаки фальсификации или являлись фальшивыми на момент рассмотрения вопроса на публичных слушаниях о предоставлении специального разрешения.
Заявитель отмечает, что в самом обжалуемом акте нет оснований, по которым отказано в выдаче специального разрешения.
В отзыве на кассационную жалобу администрация указала, что считает кассационную жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, обжалуемые судебные акты просит оставить без изменения.
Представитель ЖСК "БРЕМЕН" в заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы кассационной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции считает их подлежащими отмене.
Из материалов дела видно, что постановлением мэра города Омска от 30.11.2012 N 2-пм на 21.12.2012 были назначены публичные слушания по вопросу предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков, в том числе земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:13 01 26:994, 55:36:13 01 26:991 и 55:36:13 01 26:1007 (подпункты 9, 10, 11 пункта 1 постановления).
По результатам проведенных публичных слушаний 24.12.2012 было подготовлено заключение, согласно пункту 4.3 которого по вопросу предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования спорных земельных участков членом комиссии - представителем Департамента имущественных отношений администрации города Омска Устиновым А.Б. высказаны возражения относительно предоставления специального разрешения в связи с тем, что свидетельства на право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:13 01 26:994, 55:36:13 01 26:991 и 55:36:13 01 26:1007 имеют признаки фальсификации, что подтверждается проведенным почерковедческим исследованием в рамках расследуемого уголовного дела N 603314, а также установлено, что администрацией Омского района указанные свидетельства не выдавались.
С учетом рекомендаций комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Омска от 24.12.2012 администрацией города Омска было издано постановление N 130-п от 07.02.2013, в подпунктах 2, 3, 4 пункта 1 которого было отказано в предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:13 01 26:994, 55:36:13 01 26:991 и 55:36:13 01 26:1007.
Считая, что постановление администрации в указанной части не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, ЖСК "БРЕМЕН" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, а апелляционный суд, оставляя решение без изменения, исходили из отсутствия правовых оснований для их удовлетворения.
Суд кассационной инстанции рассматривает дело исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, и считает, что выводы судебных инстанций в обжалуемой части сделаны с нарушением норм материального и процессуального права по неполно установленным обстоятельствам дела.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ и пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь обязанность доказывания нарушенного права в соответствии со статьей 65 АПК РФ лежит на заявителе.
Из положений статей 2, 7, 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что к полномочиям органов местного самоуправления отнесено установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований.
Статьей 36 ГрК РФ установлено, что градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков.
Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
Согласно статье 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
По пункту 6 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.
Частью 1 статьи 39 ГрК РФ предусмотрено, что юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.
Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений данной статьи (часть 2 статьи 39 ГрК РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 39 ГрК РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение. В случае если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия.
Участники публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования вправе представить в комиссию свои предложения и замечания, касающиеся указанного вопроса, для включения их в протокол публичных слушаний (часть 5 статьи 39 ГрК РФ).
Заключение о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет" (пункт 6 статьи 39 ГрК РФ).
Согласно части 8 статьи 39 ГрК РФ на основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.
Решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или отказ в предоставлении такого разрешения главой администрации должно быть мотивировано с учетом заключения публичных слушаний и рекомендаций комиссии в соответствии с пунктами 8, 9 статьи 39 ГрК РФ.
На основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет" (пункт 9 статьи 39 ГрК РФ).
Аналогичный порядок принятия решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения определен Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденными решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201.
Вместе с тем судебные инстанции, принимая судебные акты, не рассмотрели заявленные требования на их соответствие указанным нормам материального права.
Суды при рассмотрении спора вышли за предмет заявленных требований, а исходили из того, что свидетельства на право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:13 01 26:994, 55:36:13 01 26:991 и 55:36:13 01 26:1007 имеют признаки фальсификации, между тем право собственности на них в судебном порядке не оспорено.
Согласно пункту 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
Судебные инстанции, указав в качестве основания для отказа в удовлетворении заявленных требований то, что земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:13 01 26:991 и 55:36:13 01 26:1007 не принадлежат на каком-либо праве заявителю, а согласно свидетельствам о государственной регистрации права N 55 АА410722 от 26.07.2011 и N 55 АА411940 от 27.07.2011, имеющимся в материалах дела, принадлежат физическому лицу - Муртазиной Д.Д. на основании договоров купли-продажи земельного участка N ЗУ-1/991 от 28.06.2011 и N ЗУ-1/1007 от 28.06.2011, не исследовали и не дали оценку имеющемуся в деле договору N БРМ-991/1007 безвозмездного пользования земельными участками от 30.11.2011, по которому указанные земельные участки переданы ЖСК "БРЕМЕН".
Кассационная инстанция считает, что указанные обстоятельства в силу части 1 статьи 288 АПК РФ являются основанием для отмены решения Арбитражного суда Омской области от 21.06.2013 и постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2014 по делу N А46-5087/2013 и направления дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Омской области.
При новом рассмотрении дела суду следует устранить допущенные нарушения, рассмотреть требования, заявленные ЖСК "БРЕМЕН", дать надлежащую правовую оценку обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения данного спора, и разрешить его в соответствии с нормами материального и процессуального права, подлежащими применению в данном случае, после чего принять решение по спору, отвечающее требованиям статьи 170 АПК РФ.
Суду следует распределить государственную пошлину, в том числе и по кассационной жалобе.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 21.06.2013 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2014 по делу N А46-5087/2013 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Омской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
С.Н.ТАМАШАКИН
Судьи
Н.В.ОРЛОВА
В.В.СИРИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)