Судебные решения, арбитраж
Перевод жилого помещения в нежилое; Жилищное право
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05.12.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 12.12.2013.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Семенюта Е.А.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Щеголевой Е.В.,
при участии:
- от индивидуального предпринимателя Ширшова Евгения Анатольевича: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от начальника Департамента строительства и архитектуры администрации города Белгорода Гринякина Александра Федоровича: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ширшова Евгения Анатольевича на решение Арбитражного суда Белгородской области от 27.09.2013 по делу N А08-2398/2013 (судья Белоусова В.И.) по заявлению ИП Ширшова Евгения Анатольевича (ИНН 312326709376, ОГРН 312312334700016) к начальнику Департамента строительства и архитектуры администрации г. Белгорода Гринякину Александру Федоровичу о признании незаконными действий, выразившихся в выданном 18.04.2013 заключении N 04/793 на проект распоряжения администрации города "О переводе квартиры N 38 в доме N 16 по улице Королева в нежилое помещение"; обязании выдать соответствующее заключение,
установил:
Индивидуальный предприниматель Ширшов Евгений Анатольевич (далее - ИП Ширшов Е.А., Предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к начальнику департамента строительства и архитектуры администрации г. Белгорода о признании незаконными действий, выразившихся в выданном 18.04.2013 заключении N 04/793 на проект распоряжения администрации города "О переводе квартиры N 38 в доме N 16 по улице Королева в нежилое помещение"; обязании выдать соответствующее заключение.
Решением от 27.09.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано. Принимая указанное решение, суд исходил из отсутствия совокупности обстоятельств, необходимых, согласно статье 201 АПК РФ.
Не согласившись с указанным решением, Предприниматель обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что в результате принятия заключения была нарушена часть 2 статьи 23 ЖК РФ, предусматривающая порядок перевода жилого помещения и предъявления документов в орган, осуществляющий перевод помещений.
Полагает, что при вынесении обжалуемого решения, судом не была применена часть 3 статьи 2.3 ЖК РФ, согласно которой, орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных статьей 23 ЖК РФ.
Указывает на то, что обжалует заключение N 04/793, которое, по его мнению, и является действием заинтересованного лица.
Полагает, что проектная документация, которая была представлена его представителем в МКУ "Городской жилищный фонд" была согласована с Управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Белгорода.
Доводы возражений Администрации на апелляционную жалобу сводятся к тому, что заключение N 04/793 от 18.04.2013 является внутренней перепиской.
Со ссылкой на административный регламент, утвержденный постановлением администрации города Белгорода, указывает на то, что уполномоченным органом на оказание муниципальной услуги является МКУ "Городской жилищный фонд".
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные, в судебное заседание представителей не направили. В порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие надлежащим образом уведомленных представителей указанных лиц.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Согласно Уставу городского округа "Город Белгород", принятого решением Белгородского городского Совета депутатов от 29.11.2005 N 197 к полномочиям администрации г. Белгорода относится принятие в установленном порядке решения о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых в жилые помещения.
На основании договора купли-продажи Ширшов Е.А. 11.07.2012 приобрел в собственность однокомнатную квартиру на 1 этаже по адресу: г. Белгород, ул. Королева, д. 16, кв. 38, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 06.09.2012, серия 31-АВ N 486227.
Представителем Ширшова Е.А. по доверенности Сухомлиновой И.В. через Государственное автономное учреждение Белгородской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" в МКУ "Городской жилищный фонд" 28.02.2013 подан следующий пакет документов:
- - заявление Ширшова Е.А. о переводе жилого помещения, квартиры N 38 по ул. Королева, д. 16 в г. Белгороде в нежилое с отметкой паспортиста о том, что в данной квартире никто не зарегистрирован;
- - копия свидетельства о государственной регистрации права от 06.09.2012, серия 31-АВ N 486227;
- - копия технического паспорта квартиры N 38 по ул. Королева, д. 16 в г. Белгороде от 21.09.2011;
- - поэтажный план д. 16 по ул. Королева в г. Белгороде;
- - проект "Реконструкция, перепланировка и переустройство квартиры N 38 под "Детский клуб" по ул. Королева 16 в г. Белгороде;
- - копия паспорта Ширшова Е.А. и его представителя по доверенности Сухомлиновой И.В.;
- - копия доверенности Ширшова Е.А. на Сухомлинову И.В.;
- - копия свидетельства о регистрации Ширшова Е.А. по месту пребывания.
Представителю Ширшова Е.А. была выдана расписка в получении указанных документов, в которой указана дата получения решения - 15.04.2013.
Начальником Департамента строительства и архитектуры администрации г. Белгорода на заявление Представителю Ширшова Е.А. - Масловой Н.А. 23.04.2013 выдано заключение от 18.04.2013 N 04/793 на проект распоряжения администрации города "О переводе квартиры N 38 в доме N 16 по улице Королева в нежилое помещение" о том, что согласовать представленный проект распоряжения о переводе жилого помещения в нежилое не представляется возможным по причине отсутствия в представленном пакете документов необходимой проектной документации, подтверждающей, что при использовании помещения после его перевода в качестве нежилого помещения будут соблюдены требования пожарной безопасности, санитарно-гигиенические, экологические и иные установленные законодательством требования".
Считая действия заинтересованного лица, выразившиеся в заключении N 04/793, незаконными и нарушающими его права и интересы в сфере предпринимательской деятельности, Предприниматель обратился в суд с указанными требованиями.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений, арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Статьей 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно частям 1, 2 статьи 22 Жилищного кодекса РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований данного Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии со статьями 1, 2, 23 Жилищного кодекса РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений).
Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
1) заявление о переводе помещения;
2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);
4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;
5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
В силу части 8 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации решение уполномоченного органа о переводе помещения в нежилое является основанием проведения такого переустройства, и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства, и (или) перепланировки.
При этом в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 24 Жилищного кодекса РФ несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства является одним из оснований для отказа в переводе жилого помещения в нежилое.
Таким образом, представление проекта является обязательным требованием для принятия решения о переводе жилого помещения в нежилое.
Распоряжением Администрации г. Белгорода от 26.04.2007 N 1277 "О наделении полномочиями" муниципальное учреждение "Городской жилищный фонд" наделено полномочиями принимать в установленном порядке решения о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилые помещения в жилые помещения.
Постановлением администрации г. Белгорода от 12.10.2012 N 199 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги "Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение" (далее - Регламент).
В силу пункта 2.3 названного Регламента результатом предоставления муниципальной услуги является:
- - выдача решения о переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое;
- - выдача решения об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое.
Пунктом 2.6 Регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, которые предоставляются заявителем самостоятельно в соответствии с решением Совета депутатов города Белгорода от 26 июня 2012 года N 617 "Об утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг, и порядка определения размера платы за их оказание":
1) заявление о переводе жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение на имя главы администрации города Белгорода.
2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии), свидетельство о государственной регистрации права запрашиваются в порядке межведомственного взаимодействия.
3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, - технический паспорт такого помещения).
4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение.
5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
6) документ, удостоверяющий личность заинтересованного лица, являющегося физическим лицом, либо полномочия и личность представителя физического или юридического лица.
7) учредительные документы для юридического лица:
- - свидетельство о регистрации юридического лица;
- - устав юридического лица;
- - документы, подтверждающие полномочия представителя юридического лица.
8) протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (предоставляется в случае, если перевод жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение связан с реконструкцией, переустройством и (или) перепланировкой помещения, затрагивающих общее имущество собственников многоквартирного дома).
В пункте 2.10 Регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги:
- - непредставление документов, указанных в пункте 2.6 административного регламента;
- - несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки помещения требованиям действующего законодательства;
- - несоблюдение предусмотренных статьей 22 Жилищного кодекса РФ условий перевода.
Согласно пункту 2.12 Регламента муниципальная услуга предоставляется на безвозмездной основе.
В соответствии с пунктом 3.1 Регламента процедура предоставления муниципальной услуги предусматривает последовательность действий при предоставлении муниципальной услуги в соответствии с нормативными правовыми актами.
Предоставление муниципальной услуги включает в себя следующие процедуры:
- - прием, обработка и регистрация заявления об оказании муниципальной услуги;
- - проверка комплектности представленных заявителем документов;
- - проверка соответствия представленных документов требованиям действующего законодательства и подготовка решения о переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое либо решения об отказе в переводе помещения;
- - согласование решения о переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое либо решения об отказе в переводе помещения;
- - подготовка уведомления о принятом решении;
- - выдача решения о переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое либо решения об отказе в переводе помещения.
В соответствии с пунктом 3.2.3 Регламента специалист, ответственный за прием документов, проверяет подлинность и полноту представленного заявителем комплекта документов, правильность их составления и непротиворечивость содержащихся в них сведений.
Отказ в приеме документов по причине их неполного перечня или ненадлежащего оформления не препятствует повторной подаче документов.
При предоставлении полного комплекта документов специалист, ответственный за прием документов, заверяет подписью полученные копии документов и возвращает заявителю подлинники документов, с которых была снята копия. Не выполняется копирование документов, предназначенных для однократного предъявления (пункт 3.2.5 Регламента).
Специалист, ответственный за прием документов, выдает заявителю расписку о принятии документов согласно приложению N 4 и сообщает заявителю дату получения соответствующего решения (пункт 3.2.6 Регламента).
При несоответствии представленных заявителем документов указанным выше требованиям, а также отсутствии документов, указанных в п. 2.6 настоящего административного регламента, специалист письменно уведомляет заявителя о наличии препятствий для предоставления муниципальной услуги, о выявленных недостатках в представленных документах и возвращает представленные документы по почте заявителю (пункт 3.2.8.3 Регламента).
Согласно пункту 3.3.2 Регламента если в процессе проведения экспертизы пакета документов выявлены недостатки либо несоответствие предоставленных документов действующему законодательству специалист, ответственный за оформление документов, уведомляет заявителя и предлагает ему написать заявление о приостановке оформления документов и внести соответствующие изменения и доработки, в противном случае ему будет отказано в предоставлении муниципальной услуги.
Решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги принимается при наличии оснований, указанных в пункте 2.10 настоящего административного регламента (пункт 3.3.3 Регламента).
Согласно пункту 3.3.4 Регламента если заявителем предоставлены документы в полном объеме специалист, ответственный за оформление документов, готовит проект распоряжения администрации города Белгорода "О переводе жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение".
В силу пункта 3.4 Регламента критерии принятия решения:
- - предоставление заявителем пакета документов, указанных в п. 2.6 настоящего административного регламента, и их соответствие требованиям, указанным в подпункте 3.2.2 пункта 3.2 настоящего административного регламента;
- - отсутствие оснований для отказа, предусмотренных п. 2.10 настоящего административного регламента;
- - соблюдение предусмотренных статьей 22 Жилищного кодекса РФ условий перевода.
Результатом административной процедуры является выдача решения о переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение либо решения об отказе в переводе помещения (пункт 3.5 Регламента).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 утверждено Положение "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию".
В соответствии с пунктом 2.2 Регламента муниципальная услуга "Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение" предоставляется муниципальным казенным учреждением "Городской жилищный фонд".
Выдача обжалуемого заключения названным Регламентом не предусмотрена.
Как видно из материалов дела, в представленном заявителем уполномоченному органу пакете документов отсутствовала необходимая проектная документация, подтверждающая, что при использовании помещения после его перевода в качестве нежилого помещения будут соблюдены требования пожарной безопасности, санитарно-гигиенические, экологические и иные установленные законодательством требования.
Действующим законодательством императивно закреплен перечень документов, которые необходимо представить в уполномоченный орган в целях перевода жилого помещения в нежилое.
Так, предоставление названной документации, оформленной соответствующим образом, предусмотрено подпунктом 5 пункта 2.6, пунктом 2.10 Регламента.
По смыслу приведенных требований закона к процедуре предоставления услуги "перевод жилого помещения в нежилое", результатом административной процедуры является выдача решения о переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение либо решение об отказе в переводе помещения.
В случае выявления оснований для отказа соответствующее решение по предусмотренным основаниям может быть принято уполномоченным органом - муниципальным казенным учреждением "Городской жилищный фонд".
Заключение N 04/793 на проект распоряжения администрации города "О переводе квартиры N 38 в доме N 16 по улице Королева в нежилое помещение" дано неуполномоченным на то органом, таким решением не является, и его получение не предусмотрено регламентом, оно не предусмотрено в качестве основания для отказа, не является ни отказом в предоставлении муниципальной услуги, ни ее приостановлением, тем самым не может быть расценено в качестве правового акта, влекущего правовые последствия для заявителя в рамках правоотношений по переводу жилого помещения в нежилое.
В данном случае, имела место переписка начальника Департамента строительства и архитектуры администрации города Белгорода с директором муниципального казенного учреждения "Городской жилищный фонд".
В представленном заключении выражено мнение органа, не компетентного на принятие решений в процессе осуществления государственной функции по переводу жилого помещения в нежилое.
Данное заключение не было адресовано заявителю.
Апелляционный суд, исходя из выбранной заявителем формулировки заявленных требований находит, что заявитель не доказал, какие его имущественные права и законные интересы были нарушены действиями начальника Департамента строительства и архитектуры администрации г. Белгорода, выразившимися в указанном заключении, в защиту каких прав он обратился.
Ни о каких действиях административного органа в представленном заключении не говорится.
Принимая во внимание формулировку заявленных требований, с учетом положений статьи 198 АПК РФ, ни действия по написанию, ни по выражению в нем определенного мнения, ни направление директору МКУ "Городской жилищный фонд", имущественных либо иных прав заявителя в сфере предпринимательской деятельности не нарушают.
О совершении иных действий содержание заключения не свидетельствует.
В связи с чем, совокупности условий, предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ, не усматривается.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования, и оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
С учетом результата рассмотрения апелляционной жалобы, уплата государственной пошлины, в соответствии со статьей 110 АПК РФ, относится на заявителя.
руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
решение Арбитражного суда Белгородской области от 27.09.2013 по делу N А08-2398/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 АПК РФ.
Председательствующий судья
Н.Д.МИРОНЦЕВА
Судьи
Е.А.СЕМЕНЮТА
П.В.ДОНЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.12.2013 ПО ДЕЛУ N А08-2398/2013
Разделы:Перевод жилого помещения в нежилое; Жилищное право
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 декабря 2013 г. по делу N А08-2398/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 05.12.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 12.12.2013.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Семенюта Е.А.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Щеголевой Е.В.,
при участии:
- от индивидуального предпринимателя Ширшова Евгения Анатольевича: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от начальника Департамента строительства и архитектуры администрации города Белгорода Гринякина Александра Федоровича: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ширшова Евгения Анатольевича на решение Арбитражного суда Белгородской области от 27.09.2013 по делу N А08-2398/2013 (судья Белоусова В.И.) по заявлению ИП Ширшова Евгения Анатольевича (ИНН 312326709376, ОГРН 312312334700016) к начальнику Департамента строительства и архитектуры администрации г. Белгорода Гринякину Александру Федоровичу о признании незаконными действий, выразившихся в выданном 18.04.2013 заключении N 04/793 на проект распоряжения администрации города "О переводе квартиры N 38 в доме N 16 по улице Королева в нежилое помещение"; обязании выдать соответствующее заключение,
установил:
Индивидуальный предприниматель Ширшов Евгений Анатольевич (далее - ИП Ширшов Е.А., Предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к начальнику департамента строительства и архитектуры администрации г. Белгорода о признании незаконными действий, выразившихся в выданном 18.04.2013 заключении N 04/793 на проект распоряжения администрации города "О переводе квартиры N 38 в доме N 16 по улице Королева в нежилое помещение"; обязании выдать соответствующее заключение.
Решением от 27.09.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано. Принимая указанное решение, суд исходил из отсутствия совокупности обстоятельств, необходимых, согласно статье 201 АПК РФ.
Не согласившись с указанным решением, Предприниматель обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что в результате принятия заключения была нарушена часть 2 статьи 23 ЖК РФ, предусматривающая порядок перевода жилого помещения и предъявления документов в орган, осуществляющий перевод помещений.
Полагает, что при вынесении обжалуемого решения, судом не была применена часть 3 статьи 2.3 ЖК РФ, согласно которой, орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных статьей 23 ЖК РФ.
Указывает на то, что обжалует заключение N 04/793, которое, по его мнению, и является действием заинтересованного лица.
Полагает, что проектная документация, которая была представлена его представителем в МКУ "Городской жилищный фонд" была согласована с Управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Белгорода.
Доводы возражений Администрации на апелляционную жалобу сводятся к тому, что заключение N 04/793 от 18.04.2013 является внутренней перепиской.
Со ссылкой на административный регламент, утвержденный постановлением администрации города Белгорода, указывает на то, что уполномоченным органом на оказание муниципальной услуги является МКУ "Городской жилищный фонд".
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные, в судебное заседание представителей не направили. В порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие надлежащим образом уведомленных представителей указанных лиц.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Согласно Уставу городского округа "Город Белгород", принятого решением Белгородского городского Совета депутатов от 29.11.2005 N 197 к полномочиям администрации г. Белгорода относится принятие в установленном порядке решения о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых в жилые помещения.
На основании договора купли-продажи Ширшов Е.А. 11.07.2012 приобрел в собственность однокомнатную квартиру на 1 этаже по адресу: г. Белгород, ул. Королева, д. 16, кв. 38, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 06.09.2012, серия 31-АВ N 486227.
Представителем Ширшова Е.А. по доверенности Сухомлиновой И.В. через Государственное автономное учреждение Белгородской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" в МКУ "Городской жилищный фонд" 28.02.2013 подан следующий пакет документов:
- - заявление Ширшова Е.А. о переводе жилого помещения, квартиры N 38 по ул. Королева, д. 16 в г. Белгороде в нежилое с отметкой паспортиста о том, что в данной квартире никто не зарегистрирован;
- - копия свидетельства о государственной регистрации права от 06.09.2012, серия 31-АВ N 486227;
- - копия технического паспорта квартиры N 38 по ул. Королева, д. 16 в г. Белгороде от 21.09.2011;
- - поэтажный план д. 16 по ул. Королева в г. Белгороде;
- - проект "Реконструкция, перепланировка и переустройство квартиры N 38 под "Детский клуб" по ул. Королева 16 в г. Белгороде;
- - копия паспорта Ширшова Е.А. и его представителя по доверенности Сухомлиновой И.В.;
- - копия доверенности Ширшова Е.А. на Сухомлинову И.В.;
- - копия свидетельства о регистрации Ширшова Е.А. по месту пребывания.
Представителю Ширшова Е.А. была выдана расписка в получении указанных документов, в которой указана дата получения решения - 15.04.2013.
Начальником Департамента строительства и архитектуры администрации г. Белгорода на заявление Представителю Ширшова Е.А. - Масловой Н.А. 23.04.2013 выдано заключение от 18.04.2013 N 04/793 на проект распоряжения администрации города "О переводе квартиры N 38 в доме N 16 по улице Королева в нежилое помещение" о том, что согласовать представленный проект распоряжения о переводе жилого помещения в нежилое не представляется возможным по причине отсутствия в представленном пакете документов необходимой проектной документации, подтверждающей, что при использовании помещения после его перевода в качестве нежилого помещения будут соблюдены требования пожарной безопасности, санитарно-гигиенические, экологические и иные установленные законодательством требования".
Считая действия заинтересованного лица, выразившиеся в заключении N 04/793, незаконными и нарушающими его права и интересы в сфере предпринимательской деятельности, Предприниматель обратился в суд с указанными требованиями.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений, арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Статьей 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно частям 1, 2 статьи 22 Жилищного кодекса РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований данного Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии со статьями 1, 2, 23 Жилищного кодекса РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений).
Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
1) заявление о переводе помещения;
2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);
4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;
5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
В силу части 8 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации решение уполномоченного органа о переводе помещения в нежилое является основанием проведения такого переустройства, и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства, и (или) перепланировки.
При этом в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 24 Жилищного кодекса РФ несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства является одним из оснований для отказа в переводе жилого помещения в нежилое.
Таким образом, представление проекта является обязательным требованием для принятия решения о переводе жилого помещения в нежилое.
Распоряжением Администрации г. Белгорода от 26.04.2007 N 1277 "О наделении полномочиями" муниципальное учреждение "Городской жилищный фонд" наделено полномочиями принимать в установленном порядке решения о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилые помещения в жилые помещения.
Постановлением администрации г. Белгорода от 12.10.2012 N 199 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги "Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение" (далее - Регламент).
В силу пункта 2.3 названного Регламента результатом предоставления муниципальной услуги является:
- - выдача решения о переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое;
- - выдача решения об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое.
Пунктом 2.6 Регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, которые предоставляются заявителем самостоятельно в соответствии с решением Совета депутатов города Белгорода от 26 июня 2012 года N 617 "Об утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг, и порядка определения размера платы за их оказание":
1) заявление о переводе жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение на имя главы администрации города Белгорода.
2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии), свидетельство о государственной регистрации права запрашиваются в порядке межведомственного взаимодействия.
3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, - технический паспорт такого помещения).
4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение.
5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
6) документ, удостоверяющий личность заинтересованного лица, являющегося физическим лицом, либо полномочия и личность представителя физического или юридического лица.
7) учредительные документы для юридического лица:
- - свидетельство о регистрации юридического лица;
- - устав юридического лица;
- - документы, подтверждающие полномочия представителя юридического лица.
8) протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (предоставляется в случае, если перевод жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение связан с реконструкцией, переустройством и (или) перепланировкой помещения, затрагивающих общее имущество собственников многоквартирного дома).
В пункте 2.10 Регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги:
- - непредставление документов, указанных в пункте 2.6 административного регламента;
- - несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки помещения требованиям действующего законодательства;
- - несоблюдение предусмотренных статьей 22 Жилищного кодекса РФ условий перевода.
Согласно пункту 2.12 Регламента муниципальная услуга предоставляется на безвозмездной основе.
В соответствии с пунктом 3.1 Регламента процедура предоставления муниципальной услуги предусматривает последовательность действий при предоставлении муниципальной услуги в соответствии с нормативными правовыми актами.
Предоставление муниципальной услуги включает в себя следующие процедуры:
- - прием, обработка и регистрация заявления об оказании муниципальной услуги;
- - проверка комплектности представленных заявителем документов;
- - проверка соответствия представленных документов требованиям действующего законодательства и подготовка решения о переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое либо решения об отказе в переводе помещения;
- - согласование решения о переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое либо решения об отказе в переводе помещения;
- - подготовка уведомления о принятом решении;
- - выдача решения о переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое либо решения об отказе в переводе помещения.
В соответствии с пунктом 3.2.3 Регламента специалист, ответственный за прием документов, проверяет подлинность и полноту представленного заявителем комплекта документов, правильность их составления и непротиворечивость содержащихся в них сведений.
Отказ в приеме документов по причине их неполного перечня или ненадлежащего оформления не препятствует повторной подаче документов.
При предоставлении полного комплекта документов специалист, ответственный за прием документов, заверяет подписью полученные копии документов и возвращает заявителю подлинники документов, с которых была снята копия. Не выполняется копирование документов, предназначенных для однократного предъявления (пункт 3.2.5 Регламента).
Специалист, ответственный за прием документов, выдает заявителю расписку о принятии документов согласно приложению N 4 и сообщает заявителю дату получения соответствующего решения (пункт 3.2.6 Регламента).
При несоответствии представленных заявителем документов указанным выше требованиям, а также отсутствии документов, указанных в п. 2.6 настоящего административного регламента, специалист письменно уведомляет заявителя о наличии препятствий для предоставления муниципальной услуги, о выявленных недостатках в представленных документах и возвращает представленные документы по почте заявителю (пункт 3.2.8.3 Регламента).
Согласно пункту 3.3.2 Регламента если в процессе проведения экспертизы пакета документов выявлены недостатки либо несоответствие предоставленных документов действующему законодательству специалист, ответственный за оформление документов, уведомляет заявителя и предлагает ему написать заявление о приостановке оформления документов и внести соответствующие изменения и доработки, в противном случае ему будет отказано в предоставлении муниципальной услуги.
Решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги принимается при наличии оснований, указанных в пункте 2.10 настоящего административного регламента (пункт 3.3.3 Регламента).
Согласно пункту 3.3.4 Регламента если заявителем предоставлены документы в полном объеме специалист, ответственный за оформление документов, готовит проект распоряжения администрации города Белгорода "О переводе жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение".
В силу пункта 3.4 Регламента критерии принятия решения:
- - предоставление заявителем пакета документов, указанных в п. 2.6 настоящего административного регламента, и их соответствие требованиям, указанным в подпункте 3.2.2 пункта 3.2 настоящего административного регламента;
- - отсутствие оснований для отказа, предусмотренных п. 2.10 настоящего административного регламента;
- - соблюдение предусмотренных статьей 22 Жилищного кодекса РФ условий перевода.
Результатом административной процедуры является выдача решения о переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение либо решения об отказе в переводе помещения (пункт 3.5 Регламента).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 утверждено Положение "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию".
В соответствии с пунктом 2.2 Регламента муниципальная услуга "Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение" предоставляется муниципальным казенным учреждением "Городской жилищный фонд".
Выдача обжалуемого заключения названным Регламентом не предусмотрена.
Как видно из материалов дела, в представленном заявителем уполномоченному органу пакете документов отсутствовала необходимая проектная документация, подтверждающая, что при использовании помещения после его перевода в качестве нежилого помещения будут соблюдены требования пожарной безопасности, санитарно-гигиенические, экологические и иные установленные законодательством требования.
Действующим законодательством императивно закреплен перечень документов, которые необходимо представить в уполномоченный орган в целях перевода жилого помещения в нежилое.
Так, предоставление названной документации, оформленной соответствующим образом, предусмотрено подпунктом 5 пункта 2.6, пунктом 2.10 Регламента.
По смыслу приведенных требований закона к процедуре предоставления услуги "перевод жилого помещения в нежилое", результатом административной процедуры является выдача решения о переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение либо решение об отказе в переводе помещения.
В случае выявления оснований для отказа соответствующее решение по предусмотренным основаниям может быть принято уполномоченным органом - муниципальным казенным учреждением "Городской жилищный фонд".
Заключение N 04/793 на проект распоряжения администрации города "О переводе квартиры N 38 в доме N 16 по улице Королева в нежилое помещение" дано неуполномоченным на то органом, таким решением не является, и его получение не предусмотрено регламентом, оно не предусмотрено в качестве основания для отказа, не является ни отказом в предоставлении муниципальной услуги, ни ее приостановлением, тем самым не может быть расценено в качестве правового акта, влекущего правовые последствия для заявителя в рамках правоотношений по переводу жилого помещения в нежилое.
В данном случае, имела место переписка начальника Департамента строительства и архитектуры администрации города Белгорода с директором муниципального казенного учреждения "Городской жилищный фонд".
В представленном заключении выражено мнение органа, не компетентного на принятие решений в процессе осуществления государственной функции по переводу жилого помещения в нежилое.
Данное заключение не было адресовано заявителю.
Апелляционный суд, исходя из выбранной заявителем формулировки заявленных требований находит, что заявитель не доказал, какие его имущественные права и законные интересы были нарушены действиями начальника Департамента строительства и архитектуры администрации г. Белгорода, выразившимися в указанном заключении, в защиту каких прав он обратился.
Ни о каких действиях административного органа в представленном заключении не говорится.
Принимая во внимание формулировку заявленных требований, с учетом положений статьи 198 АПК РФ, ни действия по написанию, ни по выражению в нем определенного мнения, ни направление директору МКУ "Городской жилищный фонд", имущественных либо иных прав заявителя в сфере предпринимательской деятельности не нарушают.
О совершении иных действий содержание заключения не свидетельствует.
В связи с чем, совокупности условий, предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ, не усматривается.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования, и оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
С учетом результата рассмотрения апелляционной жалобы, уплата государственной пошлины, в соответствии со статьей 110 АПК РФ, относится на заявителя.
руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
решение Арбитражного суда Белгородской области от 27.09.2013 по делу N А08-2398/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 АПК РФ.
Председательствующий судья
Н.Д.МИРОНЦЕВА
Судьи
Е.А.СЕМЕНЮТА
П.В.ДОНЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)