Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.08.2014 ПО ДЕЛУ N А82-11773/2013

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 августа 2014 г. по делу N А82-11773/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 августа 2014 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чернигиной Т.В.,
судей Бармина Д.Ю., Поляшовой Т.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Плаксиной Н.А.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца - открытого акционерного общества "Управляющая организация многоквартирными домами Дзержинского района", ИНН 7602063917, ОГРН 1077602005216
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 19 мая 2014 года по делу N А82-11773/2013, принятое судом в составе судьи Никифоровой Л.А.
по иску открытого акционерного общества "Управляющая организация многоквартирными домами Дзержинского района" (ИНН 7602063917 ОГРН 1077602005216)
к открытому акционерному обществу "Ярославская городская электросеть" (ИНН 7604168778 ОГРН 1097604020227),
об обязании заменить поврежденные участки электропроводки,

установил:

открытое акционерное общество "Управляющая организация многоквартирными домами Дзержинского района" (далее - Управляющая организация, истец, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском к открытому акционерному обществу "Ярославская городская электросеть" (далее - Общество, ответчик) об обязании ответчика заменить поврежденные участки электропроводки на стенах жилых многоквартирных домов NN 31, 42 по ул. Блюхера, N 13 по ул. Урицкого в г. Ярославле.
Исковые требования истца основаны на пунктах 7, 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 19 мая 2014 года в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что спорный участок кабеля не входит в состав общедомового имущества, поскольку спорные участки электропроводки находятся в собственности ответчика, который в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации несет бремя содержания данного имущества. Акт от 26.09.2011, подписанный не с потребителями коммунальной услуги, противоречит действующему законодательству. Лицо, подписавшее акт, не обладало правом его подписания. Судом необоснованно была принята доверенность от 09.01.2014, поскольку акт от 26.09.2011 был подписан в 2011 году.
Общество в отзыве считает обжалуемое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Ярославской области от 19 мая 2014 года проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждены следующие фактические обстоятельства.
Истец осуществляет управление многоквартирными домами по адресам: ул. Блюхера, д. 31, д. 42, ул. Урицкого, д. 13 на основании договоров управления многоквартирным домом от 01.01.2008.
Письмом от 20.09.2011 N 221 (л.д. 31) ОАО "РЭУ N 16" сообщило истцу, что в зимний период 2010-2011 г. по адресам: ул. Блюхера, д. 31, д. 42 произошло короткое замыкание на участках электропроводки от изоляторов на стене дома до ВРУ. Данный участок электропроводки проходит скрыто в трубе и стене, найти поврежденное место не представляется возможным. Для восстановления освещения жилых помещений была устроена временная проводка, которая не соответствует ПУЭ. Необходимо провести комплексные работы по демонтажу старых вводов и монтажу новых, согласно предыдущей схеме.
Истец составил акты обследования от 04.04.2012 по трем домам и решил, что зона ответственности до ВРУ и общедомового счетчика принадлежит ответчику.
30.04.2013 Общество направило в адрес Управляющей организации претензию (л.д. 36-37) от 30.04.2013 с требованием устранить выявленные нарушения в срок до 15.05.2013.
В ответе на претензию от 15.05.2013 (л.д. 39) ответчик сообщил о том, что требования истца не подлежат удовлетворению со ссылкой на акт разграничения эксплуатационной ответственности от 26.09.2011.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Пунктами 2, 39, 42 Правил N 491 установлено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
В соответствии с пунктом 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
- соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
- безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
- доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом;
- соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
- постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам;
- поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
В состав общего имущества включаются ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции (подпункт "в" пункта 2 Правила N 491).
Пунктом 1.1 "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170) определены требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью:
- - обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности;
- - проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий;
- - обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно - правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Из действующих Правил N 170, Правил N 491 следует, что в обязанности эксплуатирующего предприятия входит комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смена, восстановление или замена их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий, осуществление благоустройства домов.
Текущий ремонт должен проводиться с периодичностью, обеспечивающей эффективную эксплуатацию здания или объекта с момента завершения его строительства (капитального ремонта) до момента постановки на очередной капитальный ремонт (реконструкцию).
Согласно названным Правилам и Приложению N 7 к Правилам N 170 ремонтные работы мест общего пользования, системы электроснабжения, фасадов, в том числе, по герметизации межпанельных швов и стыков жилого дома, козырьков входных групп и плит над балконами, внутренних дверей тамбуров и дверей мусорокамер, перил в подъездах, стволов мусоропровода и мусорных камер, как и замена контейнеров и очистка мусорокамер, обязанность произвести которые возложена на управляющую компанию, относятся к текущему ремонту.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, а также Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 861 от 27.12.2004, акт разграничения балансовой принадлежности электросетей - документ, составленный в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) физических и юридических лиц к электрическим сетям, определяющий границы балансовой принадлежности; акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон - документ, составленный сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств, определяющий границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства.
Согласно акту разграничения балансовой принадлежности электросетевой и эксплуатационной ответственности сторон от 26.09.2011, подписанному сторонами, энергоснабжение Представителя владельцев (в лице Управляющей организации) осуществляется по ВЛ - 0,4 кВ от ТП Сетевой организации, согласно Приложению N 1.
Граница балансовой принадлежности между электроустановками Сетевой организации и Представителя владельцев устанавливается на первых изоляторах жилых домов, согласно Приложения N 1, по месту Присоединения кабеля (провода) к ВЛ - 0,4 кВ.
Граница эксплуатационной ответственности между электроустановками Сетевой организации и Представителя владельцев устанавливается на первых изоляторах жилых домов, согласно Приложения N 1, по месту присоединения кабеля (провода) к ВЛ - 0,4 кВ.
На балансе и обслуживании Сетевой организации находятся: изоляторы и болтовые соединения на границе раздела, вводной кабель (провод) от изоляторов до ВРУ Представителя владельцев, ВРУ, устройства учета электроэнергии, внутренние сети.
Сетевая организация отвечает за работу оборудования до границы раздела и не несет ответственности за повреждения в электрических сетях и на оборудовании Представителя владельцев.
Сторонами подписано Приложение N 1 к акту, всего 172 дома, включающее в себя спорные дома.
От имени владельцев (потребителей услуг) выступил истец в лице главного инженера Кропотова А.В., действующего на основании доверенности, о чем указано в акте разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон от 26.09.2011.
Кроме того, указанное лицо подписывало акты введения в эксплуатацию приборов учета электроэнергии; а также, судя по доверенности от 09.01.2014, участвует в составлении актов раздела границ ответственности.
При таких обстоятельствах довод заявителя о подписании акта неуполномоченным лицом несостоятелен.
На запрос суда первой инстанции о балансовой принадлежности спорных электросетей Департамент городского хозяйства мэрии г. Ярославля направил акт разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон от 26.09.2011.
Акт не противоречит пункту 5.6.2 Правил N 170, согласно которому организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечить эксплуатацию шкафов вводных и вводно-распределительных устройств, начиная с входных зажимов питающих кабелей или от вводных изоляторов на зданиях.
Изменения в спорный акт не вносились.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал истцу в удовлетворении требований.
Доводы заявителя жалобы не нашли своего подтверждения в ходе апелляционного судебного разбирательства.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит решение суда в обжалуемой части законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Согласно статьям 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 19 мая 2014 года по делу N А82-11773/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Управляющая организация многоквартирными домами Дзержинского района" - без удовлетворения.
Открытому акционерному обществу "Управляющая организация многоквартирными домами Дзержинского района" выдать справку на возврат из федерального бюджета 2000 руб. 00 коп. госпошлины, уплаченной платежным поручением от 27.05.2014 N 1475.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном порядке.

Председательствующий
Т.В.ЧЕРНИГИНА

Судьи
Д.Ю.БАРМИН
Т.М.ПОЛЯШОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)