Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 13 мая 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 мая 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Н. Номоконовой,
судей А.В. Гончаровой, Г.М. Грачева,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского",
апелляционное производство N 05АП-3292/2014,
на решение от 12.02.2014
судьи И.Ю. Жалудя
по делу N А24-5214/2013 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского" (ИНН 4101122429, ОГРН 1084101001203, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 05.03.2008)
к Инспекции государственного экологического надзора Камчатского края (ИНН 4101115936, ОГРН 1074101002227, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.04.2007)
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии: извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания стороны в судебное заседание не явились,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского" (далее - ООО "УЖКХ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции государственного экологического надзора Камчатского края (далее - Инспекция, административный орган) от 03.12.2013 N 30/05-13, которым ООО "УЖКХ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 120 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 12.02.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, ООО "УЖКХ" обратилось с рассматриваемой апелляционной жалобой.
В обоснование жалобы апеллянт указал на следующие обстоятельства, которые, по его мнению, свидетельствуют об отсутствии оснований для привлечении его к административной ответственности: обществом осуществляется только организация вывоза отходов и мест их накопления, но не сама деятельность по их вывозу и накоплению, которая непосредственно выполняется специализированной организацией на основании договора с Обществом; деятельность по обращению с отходами Обществом не осуществляется; оспариваемое постановление вынесено должностным лицом Инспекции, не уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, осуществляющих государственный экологический контроль, так как наделено полномочием только в области государственного экологического надзора.
От Инспекции через канцелярию арбитражного суда апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором административный орган просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу Общества - без удовлетворения. Ссылаясь на установленные материалами дела обстоятельства, полагает доказанными вину и факт совершения Обществом вменяемого административного правонарушения. По мнению административного органа, Общество привлечено к ответственности в пределах компетенции административного органа и с соблюдением предусмотренного КоАП РФ порядка привлечения к административной ответственности.
В связи с нахождением в отпуске судьи Н.Н. Анисимовой и в служебной командировке судьи С.В. Гуцалюк на основании распоряжения от 13.05.2014 произведена замена в составе суда, рассматривающего настоящее дело: судьи Н.Н. Анисимова и С.В. Гуцалюк заменены на судей А.В. Гончарову и Г.М. Грачева.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
В период с 02.09.2013 по 27.09.2013 Инспекцией в соответствии с планом проведения плановых проверок на 2013 год, на основании распоряжения Инспекции от 30.11.2012 проведена плановая выездная проверка ООО "УЖКХ" в области соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды.
В составленном по результатам проверки акте N 20/05-13 от 27.09.2013 отражены, в том числе, следующие обстоятельства: отсутствует и не предоставлялась отчетность за 2012 год об образовании отходов в Управление Росприроднадзора по Камчатскому краю в установленном порядке; не ведется учет образовавшихся отходов в ходе производственной деятельности; не разработан порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами.
28.11.2013 в отношении Общества должностным лицом Инспекции составлен протокол N 26/05-13 об административном правонарушении, из которого следует, что в бездействии Общества, выразившемся в отсутствии ведения учета движения отходов, отсутствии паспортов отходов 1-4 класса и в отсутствии проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение административный орган усмотрел событие и состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
03.12.2013 должностным лицом Инспекции вынесено постановление N 30/05-13, в котором в качестве административного правонарушения, предусмотренного статей 8.2 КоАП РФ, квалифицировано бездействие Общества, выразившееся в следующем: отсутствие проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и оформления лимитов на размещение отходов; отсутствие ведения учета движения отходов; отсутствие Порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами; отсутствие паспортов отходов 1-4 класса опасности.
По результатам рассмотрения административным органом дела об административном правонарушении Общество признано виновным в его совершении и на основании статьи 8.2 КоАП РФ подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 120 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным и отмене. Арбитражный суд первой инстанции в удовлетворении требований Общества отказал, в связи с чем последнее обратилось с рассматриваемой апелляционной жалобой.
Оценив доводы лиц, участвующих в деле, и представленные в материалы дела документы, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене в силу следующего.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие события и состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Объективную сторону указанного административного правонарушения составляют действия (бездействие) юридических и физических лиц, выразившиеся в несоблюдении предусмотренных нормами в области экологии и санитарно-эпидемиологической защиты требований к деятельности по обращению с отходами производства и потребления, а также веществами, разрушающими озоновый слой и иными опасными веществами.
Поскольку диспозиция статьей 8.2 КоАП РФ определяет объективную сторону предусмотренного названной нормой предусмотренного правонарушения через понятие деятельности по обращению с отходами производства и потребления, применительно к рассматриваемому делу подлежат установлению факт осуществления Обществом соответствующего вида деятельности и наличие конкретных, предъявляемых именно к данному виду деятельности, экологических и санитарно-эпидемиологических требований, обязательных к исполнению.
Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении и явившиеся основанием для привлечения к административной ответственности, подлежат доказыванию административным органом (часть 4 статьи 210 АПК РФ) с учетом презумпции невиновности (статья 1.5 КоАП РФ).
Указанные обстоятельства подлежат доказыванию при помощи любых фактических данных, которые устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (части 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ).
При этом частью 3 названной статьи установлен прямой запрет на использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Совокупность собранных административным органом по данному делу доказательств наличия в действиях (бездействии) Общества состава административного правонарушения основывается результатах проверки (акт проверки, л.д. 68-76), уставе Общества (л.д. 142-159), выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 163-184), списке находящихся в управлении объектов жилого фонда (л.д. 102-107), договоре на выполнение работ по вывозу твердых бытовых отходов и содержанию контейнерных площадок от 08.07.2013 (л.д. 99-101) и расчетных документов к нему, договоре на оказание услуг по приему и утилизации отходов от 30.12.2012 с приложениями (л.д. 84-91), счете на оплату жилищно-коммунальных услуг (л.д. 79), пояснениях сторон и иных материалах дела.
Из вышеперечисленных документов следует, что Обществом осуществляется предусмотренная его уставом деятельность по управлению эксплуатацией жилого фонда.
Пунктом 3 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что одним из видов управления многоквартирным домом, который обязаны выбрать собственники помещений в нем, является управление управляющей организацией.
В соответствии с частью 2.3 той же статьи при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
При этом многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (часть 9 статьи 161 ЖК РФ).
Лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества (часть 16 статьи 161 ЖК РФ).
Правительством Российской Федерации утвержден Постановлением от 03.04.2013 N 290 минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, пункт 26 которого относит к этим видам работ работы по обеспечению вывоза бытовых отходов, в том числе откачке жидких бытовых отходов: незамедлительный вывоз твердых бытовых отходов при накоплении более 2,5 куб. метров; вывоз жидких бытовых отходов из дворовых туалетов, находящихся на придомовой территории; вывоз бытовых сточных вод из септиков, находящихся на придомовой территории; организация мест накопления бытовых отходов, сбор отходов I - IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению таких отходов.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - Правила содержания общего имущества).
Согласно подпунктам "д" и "д(1)" пункта 11 Правил содержания общего имущества к работам по содержанию общего имущества в многоквартирном доме отнесены сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме, а также организация мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности.
В силу вышеперечисленных норм права на Общество как управляющую организацию возлагается обязанность оказать собственникам жилых помещений в многоквартирных домах услуги либо выполнить работы в том числе по сбору и вывозу бытовых и иных отходов, а также организовать места накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации.
Названные обязанности Обществом как управляющей организацией исполняются посредством заключения договоров со специализированными организациями по видам работ (услуг): выполнение работ по вывозу твердых бытовых отходов и содержанию контейнерных площадок - по договору от 08.07.2013, оказание услуг по приему и утилизации отходов - по договору от 30.12.2012.
Согласно пункту 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закона N 7-ФЗ), отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи Закона N 7-ФЗ).
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закона N 89-ФЗ) отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Той же нормой обращение с отходами определяется как деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В свою очередь, сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов (статья 1 Закона N 89-ФЗ).
Накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования (статья 1 Закона N 89-ФЗ).
В силу статьи 4.1 Закона N 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
Согласно пункту 2 статьи 14 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
Перечень образующихся в Российской Федерации отходов по совокупности приоритетных признаков: происхождению, агрегатному и физическому состоянию, опасным свойствам, степени вредного воздействия на окружающую природную среду, систематизирован Федеральным классификационным каталогом отходов (ФККО), утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов России от 02.12.2002 N 786.
В соответствии с названным Федеральным классификационным каталогом отходов к непромышленным твердым отходам IV класса опасности относятся в частности:
- - отходы из жилищ несортированные, исключая крупногабаритные (911 001 00 01 00 4, четвертый класс опасности);
- - мусор от бытовых помещений организаций несортированный, исключая крупногабаритный (912 004 00 01 00 4, четвертый класс опасности).
Таким образом, твердые бытовые отходы, образующиеся от населения и организаций, также могут представлять опасность, и относятся согласно классификации к четвертому классу опасности.
Судом установлено, что Общество как управляющая организация в рамках деятельности по управлению многоквартирными домами осуществляет деятельность по сбору и накоплению отходов, в том числе на основе договоров со специализированными организациями, то есть в результате хозяйственной деятельности Общества происходит воздействие на окружающую среду. Данный вывод согласуется с правовой позицией, выраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.03.2012 N 15331/11 по делу N А33-111/2011.
В связи с этим, при рассмотрении дела об административном правонарушении подлежал установлению факт соответствия либо несоответствия деятельности Общества по обращению с отходами экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Пунктом 3 статьи 18 Федерального закона N 89-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 19 Федерального закона N 89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В соответствии с требованиями пунктов 2 и 3 статье 14 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I-IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
Согласно статье 26 Федерального закона N 89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, вышеперечисленные требования Обществом не исполнены, что им не отрицается.
Следовательно, административным органом дана верная квалификация деянию Общества, заключающемуся в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при осуществлении деятельности по обращению с отходами.
При этом суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что состав предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства, при этом субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращении с отходами (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.10.2012 N 4973/12 по делу N А60-50398/2011).
С учетом изложенного судом первой инстанции сделан правильный вывод о законности и обоснованности постановления административного органа, который квалифицировал действия общества как образующие состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исследовав и оценив материалы дела с учетом положений статьи 71 АПК РФ, апелляционная коллегия не установила обстоятельств, объективно препятствовавших Обществу исполнить требования действующего законодательства.
Доказательств принятия обществом каких-либо мер, направленных на соблюдение правил, за нарушение которых статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, материалы дела не содержат.
Таким образом, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению норм и правил, регулирующих рассматриваемые правоотношения, а, следовательно, в противоправном бездействии Общества имеется его вина.
Отклоняя довод апеллянта о вынесении оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении неуполномоченным лицом, коллегия исходит их следующего.
Согласно статье 1 Закона N 7-ФЗ контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) - система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.
Под государственным экологическим надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Законом N 7-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности (пункт 1 статьи 65 Закона N 7-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 65 Закона N 7-ФЗ Государственный экологический надзор включает в себя, в том числе, государственный надзор в области обращения с отходами.
Государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор) (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 4 статьи 65 Закона N 7-ФЗ).
Статьей 6 Закона N 7-ФЗ осуществление регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.
На основании Положения об Инспекции, утвержденного Постановлением Правительства Камчатского края от 19.12.2008 N 440-П (в редакции от 20.11.2013, действовавшей на дату рассмотрения дела об административном правонарушении) Инспекция наделена полномочием по осуществлению регионального экологического надзора в области обращения с отходами (пункт 2.1 Положения), а должностные лица Инспекции имеют право, в том числе, составлять протоколы об административных правонарушениях и рассматривать дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением обязательных требований (пункт 2.3 Положения).
С учетом изложенного, коллегия полагает верным вывод арбитражного суда первой инстанции о наличии у должностного лица административного органа полномочий на составление протокола по делу об административном правонарушении и рассмотрение такого дела, поскольку по существу вопросы производства по делам об административных правонарушениях в области обращения с отходами находятся в сфере ведения Инспекции как органа, осуществляющего региональный экологический надзор.
Иные обстоятельства, на которые ссылается Общество, с учетом установленных судами фактических обстоятельств дела не имеют правового значения для иной квалификации деяния Общества и не препятствуют принятию законного и обоснованного решения (постановления) по делу.
Оснований для квалификации деяния Общества как малозначительного суд апелляционной инстанции не находит, поскольку с учетом всех обстоятельств рассматриваемого дела установлено пренебрежительное отношение Общества к возложенным на него публично-правовым обязанностям, а доказательств отсутствия общественной опасности деяния обстоятельств не имеется.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 12.02.2014 по делу N А24-5214/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий
Е.Н.НОМОКОНОВА
Судьи
А.В.ГОНЧАРОВА
Г.М.ГРАЧЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.05.2014 N 05АП-3292/2014 ПО ДЕЛУ N А24-5214/2013
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 мая 2014 г. N 05АП-3292/2014
Дело N А24-5214/2013
Резолютивная часть постановления оглашена 13 мая 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 мая 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Н. Номоконовой,
судей А.В. Гончаровой, Г.М. Грачева,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского",
апелляционное производство N 05АП-3292/2014,
на решение от 12.02.2014
судьи И.Ю. Жалудя
по делу N А24-5214/2013 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского" (ИНН 4101122429, ОГРН 1084101001203, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 05.03.2008)
к Инспекции государственного экологического надзора Камчатского края (ИНН 4101115936, ОГРН 1074101002227, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.04.2007)
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии: извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания стороны в судебное заседание не явились,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского" (далее - ООО "УЖКХ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции государственного экологического надзора Камчатского края (далее - Инспекция, административный орган) от 03.12.2013 N 30/05-13, которым ООО "УЖКХ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 120 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 12.02.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, ООО "УЖКХ" обратилось с рассматриваемой апелляционной жалобой.
В обоснование жалобы апеллянт указал на следующие обстоятельства, которые, по его мнению, свидетельствуют об отсутствии оснований для привлечении его к административной ответственности: обществом осуществляется только организация вывоза отходов и мест их накопления, но не сама деятельность по их вывозу и накоплению, которая непосредственно выполняется специализированной организацией на основании договора с Обществом; деятельность по обращению с отходами Обществом не осуществляется; оспариваемое постановление вынесено должностным лицом Инспекции, не уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, осуществляющих государственный экологический контроль, так как наделено полномочием только в области государственного экологического надзора.
От Инспекции через канцелярию арбитражного суда апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором административный орган просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу Общества - без удовлетворения. Ссылаясь на установленные материалами дела обстоятельства, полагает доказанными вину и факт совершения Обществом вменяемого административного правонарушения. По мнению административного органа, Общество привлечено к ответственности в пределах компетенции административного органа и с соблюдением предусмотренного КоАП РФ порядка привлечения к административной ответственности.
В связи с нахождением в отпуске судьи Н.Н. Анисимовой и в служебной командировке судьи С.В. Гуцалюк на основании распоряжения от 13.05.2014 произведена замена в составе суда, рассматривающего настоящее дело: судьи Н.Н. Анисимова и С.В. Гуцалюк заменены на судей А.В. Гончарову и Г.М. Грачева.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
В период с 02.09.2013 по 27.09.2013 Инспекцией в соответствии с планом проведения плановых проверок на 2013 год, на основании распоряжения Инспекции от 30.11.2012 проведена плановая выездная проверка ООО "УЖКХ" в области соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды.
В составленном по результатам проверки акте N 20/05-13 от 27.09.2013 отражены, в том числе, следующие обстоятельства: отсутствует и не предоставлялась отчетность за 2012 год об образовании отходов в Управление Росприроднадзора по Камчатскому краю в установленном порядке; не ведется учет образовавшихся отходов в ходе производственной деятельности; не разработан порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами.
28.11.2013 в отношении Общества должностным лицом Инспекции составлен протокол N 26/05-13 об административном правонарушении, из которого следует, что в бездействии Общества, выразившемся в отсутствии ведения учета движения отходов, отсутствии паспортов отходов 1-4 класса и в отсутствии проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение административный орган усмотрел событие и состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
03.12.2013 должностным лицом Инспекции вынесено постановление N 30/05-13, в котором в качестве административного правонарушения, предусмотренного статей 8.2 КоАП РФ, квалифицировано бездействие Общества, выразившееся в следующем: отсутствие проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и оформления лимитов на размещение отходов; отсутствие ведения учета движения отходов; отсутствие Порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами; отсутствие паспортов отходов 1-4 класса опасности.
По результатам рассмотрения административным органом дела об административном правонарушении Общество признано виновным в его совершении и на основании статьи 8.2 КоАП РФ подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 120 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным и отмене. Арбитражный суд первой инстанции в удовлетворении требований Общества отказал, в связи с чем последнее обратилось с рассматриваемой апелляционной жалобой.
Оценив доводы лиц, участвующих в деле, и представленные в материалы дела документы, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене в силу следующего.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие события и состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Объективную сторону указанного административного правонарушения составляют действия (бездействие) юридических и физических лиц, выразившиеся в несоблюдении предусмотренных нормами в области экологии и санитарно-эпидемиологической защиты требований к деятельности по обращению с отходами производства и потребления, а также веществами, разрушающими озоновый слой и иными опасными веществами.
Поскольку диспозиция статьей 8.2 КоАП РФ определяет объективную сторону предусмотренного названной нормой предусмотренного правонарушения через понятие деятельности по обращению с отходами производства и потребления, применительно к рассматриваемому делу подлежат установлению факт осуществления Обществом соответствующего вида деятельности и наличие конкретных, предъявляемых именно к данному виду деятельности, экологических и санитарно-эпидемиологических требований, обязательных к исполнению.
Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении и явившиеся основанием для привлечения к административной ответственности, подлежат доказыванию административным органом (часть 4 статьи 210 АПК РФ) с учетом презумпции невиновности (статья 1.5 КоАП РФ).
Указанные обстоятельства подлежат доказыванию при помощи любых фактических данных, которые устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (части 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ).
При этом частью 3 названной статьи установлен прямой запрет на использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Совокупность собранных административным органом по данному делу доказательств наличия в действиях (бездействии) Общества состава административного правонарушения основывается результатах проверки (акт проверки, л.д. 68-76), уставе Общества (л.д. 142-159), выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 163-184), списке находящихся в управлении объектов жилого фонда (л.д. 102-107), договоре на выполнение работ по вывозу твердых бытовых отходов и содержанию контейнерных площадок от 08.07.2013 (л.д. 99-101) и расчетных документов к нему, договоре на оказание услуг по приему и утилизации отходов от 30.12.2012 с приложениями (л.д. 84-91), счете на оплату жилищно-коммунальных услуг (л.д. 79), пояснениях сторон и иных материалах дела.
Из вышеперечисленных документов следует, что Обществом осуществляется предусмотренная его уставом деятельность по управлению эксплуатацией жилого фонда.
Пунктом 3 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что одним из видов управления многоквартирным домом, который обязаны выбрать собственники помещений в нем, является управление управляющей организацией.
В соответствии с частью 2.3 той же статьи при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
При этом многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (часть 9 статьи 161 ЖК РФ).
Лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества (часть 16 статьи 161 ЖК РФ).
Правительством Российской Федерации утвержден Постановлением от 03.04.2013 N 290 минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, пункт 26 которого относит к этим видам работ работы по обеспечению вывоза бытовых отходов, в том числе откачке жидких бытовых отходов: незамедлительный вывоз твердых бытовых отходов при накоплении более 2,5 куб. метров; вывоз жидких бытовых отходов из дворовых туалетов, находящихся на придомовой территории; вывоз бытовых сточных вод из септиков, находящихся на придомовой территории; организация мест накопления бытовых отходов, сбор отходов I - IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению таких отходов.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - Правила содержания общего имущества).
Согласно подпунктам "д" и "д(1)" пункта 11 Правил содержания общего имущества к работам по содержанию общего имущества в многоквартирном доме отнесены сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме, а также организация мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности.
В силу вышеперечисленных норм права на Общество как управляющую организацию возлагается обязанность оказать собственникам жилых помещений в многоквартирных домах услуги либо выполнить работы в том числе по сбору и вывозу бытовых и иных отходов, а также организовать места накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации.
Названные обязанности Обществом как управляющей организацией исполняются посредством заключения договоров со специализированными организациями по видам работ (услуг): выполнение работ по вывозу твердых бытовых отходов и содержанию контейнерных площадок - по договору от 08.07.2013, оказание услуг по приему и утилизации отходов - по договору от 30.12.2012.
Согласно пункту 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закона N 7-ФЗ), отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи Закона N 7-ФЗ).
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закона N 89-ФЗ) отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Той же нормой обращение с отходами определяется как деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В свою очередь, сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов (статья 1 Закона N 89-ФЗ).
Накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования (статья 1 Закона N 89-ФЗ).
В силу статьи 4.1 Закона N 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
Согласно пункту 2 статьи 14 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
Перечень образующихся в Российской Федерации отходов по совокупности приоритетных признаков: происхождению, агрегатному и физическому состоянию, опасным свойствам, степени вредного воздействия на окружающую природную среду, систематизирован Федеральным классификационным каталогом отходов (ФККО), утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов России от 02.12.2002 N 786.
В соответствии с названным Федеральным классификационным каталогом отходов к непромышленным твердым отходам IV класса опасности относятся в частности:
- - отходы из жилищ несортированные, исключая крупногабаритные (911 001 00 01 00 4, четвертый класс опасности);
- - мусор от бытовых помещений организаций несортированный, исключая крупногабаритный (912 004 00 01 00 4, четвертый класс опасности).
Таким образом, твердые бытовые отходы, образующиеся от населения и организаций, также могут представлять опасность, и относятся согласно классификации к четвертому классу опасности.
Судом установлено, что Общество как управляющая организация в рамках деятельности по управлению многоквартирными домами осуществляет деятельность по сбору и накоплению отходов, в том числе на основе договоров со специализированными организациями, то есть в результате хозяйственной деятельности Общества происходит воздействие на окружающую среду. Данный вывод согласуется с правовой позицией, выраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.03.2012 N 15331/11 по делу N А33-111/2011.
В связи с этим, при рассмотрении дела об административном правонарушении подлежал установлению факт соответствия либо несоответствия деятельности Общества по обращению с отходами экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Пунктом 3 статьи 18 Федерального закона N 89-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 19 Федерального закона N 89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В соответствии с требованиями пунктов 2 и 3 статье 14 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I-IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
Согласно статье 26 Федерального закона N 89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, вышеперечисленные требования Обществом не исполнены, что им не отрицается.
Следовательно, административным органом дана верная квалификация деянию Общества, заключающемуся в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при осуществлении деятельности по обращению с отходами.
При этом суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что состав предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства, при этом субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращении с отходами (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.10.2012 N 4973/12 по делу N А60-50398/2011).
С учетом изложенного судом первой инстанции сделан правильный вывод о законности и обоснованности постановления административного органа, который квалифицировал действия общества как образующие состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исследовав и оценив материалы дела с учетом положений статьи 71 АПК РФ, апелляционная коллегия не установила обстоятельств, объективно препятствовавших Обществу исполнить требования действующего законодательства.
Доказательств принятия обществом каких-либо мер, направленных на соблюдение правил, за нарушение которых статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, материалы дела не содержат.
Таким образом, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению норм и правил, регулирующих рассматриваемые правоотношения, а, следовательно, в противоправном бездействии Общества имеется его вина.
Отклоняя довод апеллянта о вынесении оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении неуполномоченным лицом, коллегия исходит их следующего.
Согласно статье 1 Закона N 7-ФЗ контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) - система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.
Под государственным экологическим надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Законом N 7-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности (пункт 1 статьи 65 Закона N 7-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 65 Закона N 7-ФЗ Государственный экологический надзор включает в себя, в том числе, государственный надзор в области обращения с отходами.
Государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор) (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 4 статьи 65 Закона N 7-ФЗ).
Статьей 6 Закона N 7-ФЗ осуществление регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.
На основании Положения об Инспекции, утвержденного Постановлением Правительства Камчатского края от 19.12.2008 N 440-П (в редакции от 20.11.2013, действовавшей на дату рассмотрения дела об административном правонарушении) Инспекция наделена полномочием по осуществлению регионального экологического надзора в области обращения с отходами (пункт 2.1 Положения), а должностные лица Инспекции имеют право, в том числе, составлять протоколы об административных правонарушениях и рассматривать дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением обязательных требований (пункт 2.3 Положения).
С учетом изложенного, коллегия полагает верным вывод арбитражного суда первой инстанции о наличии у должностного лица административного органа полномочий на составление протокола по делу об административном правонарушении и рассмотрение такого дела, поскольку по существу вопросы производства по делам об административных правонарушениях в области обращения с отходами находятся в сфере ведения Инспекции как органа, осуществляющего региональный экологический надзор.
Иные обстоятельства, на которые ссылается Общество, с учетом установленных судами фактических обстоятельств дела не имеют правового значения для иной квалификации деяния Общества и не препятствуют принятию законного и обоснованного решения (постановления) по делу.
Оснований для квалификации деяния Общества как малозначительного суд апелляционной инстанции не находит, поскольку с учетом всех обстоятельств рассматриваемого дела установлено пренебрежительное отношение Общества к возложенным на него публично-правовым обязанностям, а доказательств отсутствия общественной опасности деяния обстоятельств не имеется.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 12.02.2014 по делу N А24-5214/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий
Е.Н.НОМОКОНОВА
Судьи
А.В.ГОНЧАРОВА
Г.М.ГРАЧЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)