Судебные решения, арбитраж
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Новосибирский областной суд в составе:
председательствующего судьи Решетниковой Т.М.
при секретаре Ш.О.С.
с участием:
заявителя В.В.И.
представителей Законодательного Собрания Новосибирской области К.Н.В., В.М.А.
представителя Губернатора Новосибирской области Г.А.А.
прокурора Довыденко Н.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению В.В.И. об оспаривании части 3 статьи 2 Закона Новосибирской области от 13 апреля 2005 г. N 285-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области",
31 марта 2005 г. Новосибирским областным Советом депутатов принят и 13 апреля 2005 г. Губернатором Новосибирской области был подписан Закон Новосибирской области N 285-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области" (л.д. 80-81).
Нормативный акт был опубликован в средствах массовой информации: газетах "Ведомости" N 15 за 15 апреля 2005 г. и "Советская Сибирь" N 73 за 19 апреля 2005 г. (л.д. 79).
Закон Новосибирской области "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области" действует в редакции Законов Новосибирской области от 17 июля 2006 г. N 25-ОЗ, от 13 октября 2008 г. N 274-ОЗ, от 29 сентября 2009 г. N 388-ОЗ, от 8 февраля 2010 г. N 446-ОЗ, от 8 февраля 2010 г. N 447-ОЗ, от 27 апреля 2010 г. N 494-ОЗ, от 04 июля 2012 г. N 237-ОЗ, от 07.11.2012 г. N 259-ОЗ (л.д. 80-81).
В.В.И. обратилась в Новосибирский областной суд с заявлением об оспаривании части 3 статьи 2 Федерального закона N 285-ОЗ, просит признать данное положение противоречащим Федеральному закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (л.д. 4-22).
Определением судьи от 17 июля 2013 г. отказано в повторном обращении В.В.И. в суд с иском к Министерству социального развития Новосибирской области о возложении обязанности по восстановлению льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг (л.д. 1-2, 59).
При рассмотрении дела В.В.И. требования поддержала в полном объеме, пояснив, что относит себя к категории лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 1 Закона Новосибирской области N 285-ОЗ - специалист со средним медицинским образованием, с учетом применения положений части 3 статьи 1, так как до выхода на пенсию работала акушеркой родильного отделения Краснозерской ЦРБ (л.д. 109-110).
Она считает, что часть 3 статьи 2 Закона Новосибирской области N 285-ОЗ также противоречит ст. 160 Жилищного кодекса РФ, статье 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (л.д. 109).
Положения оспариваемой части 3 статьи 2 Закона Новосибирской области "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области", что для категорий граждан, указанных в пунктах 1 - 3, 5 части 1 статьи 1 настоящего Закона с учетом проживающих с ними нетрудоспособных и несовершеннолетних членов их семей устанавливается денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 100 процентов от размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, установленного Губернатором Новосибирской области, по мнению заявителя противоречат Федеральному закону N 122-ФЗ от 22 августа 2004 г., статье 160 ЖК РФ, статье 8 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ, поскольку до принятия указанных актов она имела право на бесплатное предоставление квартиры с отоплением и освещением, после принятия Федерального закона N 122-ФЗ перешли к замене бесплатной материальной льготы на денежную компенсацию, которую заявитель считает недостаточной, что ухудшило ее материальное положение, поскольку прежний объем льгот сохранен не был.
Представители Законодательного Собрания Новосибирской области и Губернатора Новосибирской области с заявлением В.В.И. не согласны, представили в суд письменные возражения, в которых указали, что оспариваемые заявителем положения части 3 статьи 2 Закона Новосибирской области "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области" не противоречат положениям статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (л.д. 68-76).
Выслушав заявителя В.В.И., представителей Законодательного Собрания Новосибирской области К.Н.В. и В.М.А., представителя Губернатора Новосибирской области Г.А.А., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Новосибирской области Довыденко Н.П. об отказе в удовлетворении заявления, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно части 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Судебным разбирательством установлено, что 13 апреля 2005 г. Губернатором Новосибирской области подписан Закон Новосибирской области N 285-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области", который действует в редакции Закона Новосибирской области от 07 ноября 2012 г. N 259-ОЗ (л.д. 79-81).
Закон Новосибирской области N 285-ОЗ устанавливает меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области, а также условия и порядок их предоставления.
Статья 1 Закона Новосибирской области N 285-ОЗ устанавливает категории граждан, на которых распространяют положения нормативного акта.
К таким гражданам, в том числе, относятся врачи, провизоры, специалисты со средним медицинским и фармацевтическим образованием организаций здравоохранения, находящихся в ведении Новосибирской области (пункт 2 части 1 статьи 1 Закона N 285-ОЗ).
Положение части 2 статьи 1 Закона Новосибирской области N 285-ОЗ определяют, что перечень должностей категорий граждан, указанных в пунктах 1 - 5 части 1 настоящей статьи устанавливается Правительством Новосибирской области.
Администрацией Новосибирской области 16 июня 2005 г. было принято постановление N 35, которое в настоящее время действует в редакции постановления Правительства Новосибирской области от 06.12.2010 г. N 235-п, "О перечне должностей отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг" (л.д. 82-85).
Согласно пункта 2 Перечня к категории специалистов со средним медицинским образованием организаций здравоохранения, находящихся в ведении Новосибирской области, относятся: старшая акушерка, акушерка.
Согласно части 3 статьи 1 Закона Новосибирской области N 285-ОЗ право на меры социальной поддержки сохраняется за ушедшими на пенсию гражданами, относящимися к категории, указанным в пунктах 1 - 3, 5 части 1 настоящей статьи, которые проработали в сельской местности и поселках городского типа не менее 10 лет и проживают там, а также за проживающими совместно с ними нетрудоспособными и несовершеннолетними членами их семей.
Законом Новосибирской области от 29.09.2009 г. N 388-ОЗ статья 2 Закона Новосибирской области N 285-ОЗ была дополнена частью 3, которая устанавливает, что для категорий граждан, указанных в пунктах 1 - 3, 5 части 1 настоящего Закона, с учетом проживающих совместно с ними нетрудоспособных и несовершеннолетних членов их семей устанавливается денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 100 процентов от размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, установленного Губернатором Новосибирской области.
В Новосибирской области 29 сентября 2009 г. принят Закон N 387-ОЗ "О порядке и условиях предоставления денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Новосибирской области" (л.д. 86-88).
Действие Закона Новосибирской области от 29 сентября 2009 г. N 387-ОЗ распространяется в том числе на категории граждан, проживающих на территории Новосибирской области, меры социальной поддержки которым установлены Законом Новосибирской области от 13 апреля 2005 года N 285-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области" (пункт 12 статьи 1 Закона Новосибирской области N 387-ОЗ).
Пунктом 3 статьи 2 Закона Новосибирской области от 29.09.2009 г. N 387-ОЗ установлено, что размер денежной выплаты определяется исходя из размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, установленного Губернатором Новосибирской области, с учетом объема мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, определяемого в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в статье 1 настоящего Закона.
Категориям граждан, предусмотренным нормативными правовыми актами, указанными в пунктах 8 - 12 статьи 1 настоящего Закона, финансирование расходов по предоставлению денежных выплат осуществляется за счет средств областного бюджета Новосибирской области (абзац 3 части 3 статьи 2 Закона Новосибирской области N 387-ОЗ).
Размеры регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного человека в месяц устанавливаются постановлением Губернатора Новосибирской области на каждый год по муниципальным образованиям Новосибирской области (л.д. 92-99).
Согласно подпункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 года N 517 "О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развития науки в стране" предоставленная в соответствии с Постановлением ВЦИК СНК РСФСР от 10 июня 1930 года "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках" квалифицированным медицинским работникам льгота по обеспечению бесплатным жильем с отоплением и освещением в натуре была распространена на квалифицированных работников системы здравоохранения, проживающих в сельской местности и перешедших на пенсию.
Принятыми 22 июля 1993 года N 5487-1 "Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" вышеуказанные льготы были предусмотрены только для работающих в сельской местности специалистов здравоохранения.
В соответствии с Законом РСФСР от 24 октября 1990 года N 263-1 "О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР" они продолжали предоставляться пенсионерам до момента признания вышеуказанных Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 года N 517 и Постановления ВЦИК СНК РСФСР от 10 июня 1930 года утратившими силу.
Постановление ВЦИК СНК РСФСР от 10 июня 1930 года признано утратившим силу в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 6 мая 2003 года N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты", а Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 года N 517 - на основании пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 2003 года N 625.
Согласно положений части 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должно быть соблюдено условие, что при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Часть первая статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" определяет, что до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Положения Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан или иной нормативный правовой акт федерального уровня, действовавший на 01 января 2005 г. не устанавливал право работников со средним медицинским образованием работавших и проживавших в сельской местности и поселках городского типа и ушедших на пенсию на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.
Согласно части 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в редакции, действовавшей до 01 января 2005 г., врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной системы здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Вышеуказанное положение части 2 статьи 63 Основ законодательства об охране здоровья граждан утратило силу в соответствии с пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Федеральным законом N 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. положение статьи 63 Основ законодательства об охране здоровья граждан были дополнены частями 5 и 6, в соответствии с которыми меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации; меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.
Доводы В.В.И., что ей как работнику со средним медицинским образованием, находящимся на пенсии ранее работавшему и проживающему в сельской местности, до 1 января 2005 г. бесплатно предоставлялось жилое помещение с отоплением и освещением, не являются основанием для признания недействующим оспариваемого в части Закона Новосибирской области N 285-ОЗ, поскольку с учетом положений статьи 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" субъекты Российской Федерации могут самостоятельно определять меры социальной поддержки определенным категориям граждан, что и было реализовано Губернатором Новосибирской области в предоставлении вышеуказанных льгот категории лиц, в которым относится В.В.И., за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Действующее федеральное законодательство не препятствует субъектам Российской Федерации самостоятельно определять меры социальной поддержки гражданам до ухода на пенсию занимавшим должности специалистов со средним медицинским образованием в организациях здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, не устанавливает требований к объему предоставляемых мер социальной поддержки.
Оспариваемое заявителем положение части 3 статьи 2 Закона Новосибирской области 13 апреля 2005 г. N 285-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области" ее прав не нарушает.
С учетом доводов представителей заинтересованных лиц, а также законов Новосибирской области об областном бюджете за период с 2008 года по 2013 год расходы областного бюджета на предоставление социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, приобретению топлива и газоснабжению специалистам сельской местности увеличились с 626 835,3 тыс. рублей до 1 207 429,1 тыс. рублей (л.д. 100-105). Также увеличивается размер регионального стандарта оплаты жилого помещения и коммунальных услуг (л.д. 92-99).
Руководствуясь статьями 194 - 199, частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
в удовлетворении требований В.В.И. об оспаривании положений части 3 статьи 2 Закона Новосибирской области от 13 апреля 2005 г. N 285-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области" отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Новосибирский областной суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 06 августа 2013 г.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ НОВОСИБИРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 01.08.2013 ПО ДЕЛУ N 3-67/2013
Разделы:Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 1 августа 2013 г. по делу N 3-67/2013
Новосибирский областной суд в составе:
председательствующего судьи Решетниковой Т.М.
при секретаре Ш.О.С.
с участием:
заявителя В.В.И.
представителей Законодательного Собрания Новосибирской области К.Н.В., В.М.А.
представителя Губернатора Новосибирской области Г.А.А.
прокурора Довыденко Н.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению В.В.И. об оспаривании части 3 статьи 2 Закона Новосибирской области от 13 апреля 2005 г. N 285-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области",
установил:
31 марта 2005 г. Новосибирским областным Советом депутатов принят и 13 апреля 2005 г. Губернатором Новосибирской области был подписан Закон Новосибирской области N 285-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области" (л.д. 80-81).
Нормативный акт был опубликован в средствах массовой информации: газетах "Ведомости" N 15 за 15 апреля 2005 г. и "Советская Сибирь" N 73 за 19 апреля 2005 г. (л.д. 79).
Закон Новосибирской области "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области" действует в редакции Законов Новосибирской области от 17 июля 2006 г. N 25-ОЗ, от 13 октября 2008 г. N 274-ОЗ, от 29 сентября 2009 г. N 388-ОЗ, от 8 февраля 2010 г. N 446-ОЗ, от 8 февраля 2010 г. N 447-ОЗ, от 27 апреля 2010 г. N 494-ОЗ, от 04 июля 2012 г. N 237-ОЗ, от 07.11.2012 г. N 259-ОЗ (л.д. 80-81).
В.В.И. обратилась в Новосибирский областной суд с заявлением об оспаривании части 3 статьи 2 Федерального закона N 285-ОЗ, просит признать данное положение противоречащим Федеральному закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (л.д. 4-22).
Определением судьи от 17 июля 2013 г. отказано в повторном обращении В.В.И. в суд с иском к Министерству социального развития Новосибирской области о возложении обязанности по восстановлению льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг (л.д. 1-2, 59).
При рассмотрении дела В.В.И. требования поддержала в полном объеме, пояснив, что относит себя к категории лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 1 Закона Новосибирской области N 285-ОЗ - специалист со средним медицинским образованием, с учетом применения положений части 3 статьи 1, так как до выхода на пенсию работала акушеркой родильного отделения Краснозерской ЦРБ (л.д. 109-110).
Она считает, что часть 3 статьи 2 Закона Новосибирской области N 285-ОЗ также противоречит ст. 160 Жилищного кодекса РФ, статье 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (л.д. 109).
Положения оспариваемой части 3 статьи 2 Закона Новосибирской области "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области", что для категорий граждан, указанных в пунктах 1 - 3, 5 части 1 статьи 1 настоящего Закона с учетом проживающих с ними нетрудоспособных и несовершеннолетних членов их семей устанавливается денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 100 процентов от размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, установленного Губернатором Новосибирской области, по мнению заявителя противоречат Федеральному закону N 122-ФЗ от 22 августа 2004 г., статье 160 ЖК РФ, статье 8 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ, поскольку до принятия указанных актов она имела право на бесплатное предоставление квартиры с отоплением и освещением, после принятия Федерального закона N 122-ФЗ перешли к замене бесплатной материальной льготы на денежную компенсацию, которую заявитель считает недостаточной, что ухудшило ее материальное положение, поскольку прежний объем льгот сохранен не был.
Представители Законодательного Собрания Новосибирской области и Губернатора Новосибирской области с заявлением В.В.И. не согласны, представили в суд письменные возражения, в которых указали, что оспариваемые заявителем положения части 3 статьи 2 Закона Новосибирской области "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области" не противоречат положениям статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (л.д. 68-76).
Выслушав заявителя В.В.И., представителей Законодательного Собрания Новосибирской области К.Н.В. и В.М.А., представителя Губернатора Новосибирской области Г.А.А., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Новосибирской области Довыденко Н.П. об отказе в удовлетворении заявления, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно части 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Судебным разбирательством установлено, что 13 апреля 2005 г. Губернатором Новосибирской области подписан Закон Новосибирской области N 285-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области", который действует в редакции Закона Новосибирской области от 07 ноября 2012 г. N 259-ОЗ (л.д. 79-81).
Закон Новосибирской области N 285-ОЗ устанавливает меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области, а также условия и порядок их предоставления.
Статья 1 Закона Новосибирской области N 285-ОЗ устанавливает категории граждан, на которых распространяют положения нормативного акта.
К таким гражданам, в том числе, относятся врачи, провизоры, специалисты со средним медицинским и фармацевтическим образованием организаций здравоохранения, находящихся в ведении Новосибирской области (пункт 2 части 1 статьи 1 Закона N 285-ОЗ).
Положение части 2 статьи 1 Закона Новосибирской области N 285-ОЗ определяют, что перечень должностей категорий граждан, указанных в пунктах 1 - 5 части 1 настоящей статьи устанавливается Правительством Новосибирской области.
Администрацией Новосибирской области 16 июня 2005 г. было принято постановление N 35, которое в настоящее время действует в редакции постановления Правительства Новосибирской области от 06.12.2010 г. N 235-п, "О перечне должностей отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг" (л.д. 82-85).
Согласно пункта 2 Перечня к категории специалистов со средним медицинским образованием организаций здравоохранения, находящихся в ведении Новосибирской области, относятся: старшая акушерка, акушерка.
Согласно части 3 статьи 1 Закона Новосибирской области N 285-ОЗ право на меры социальной поддержки сохраняется за ушедшими на пенсию гражданами, относящимися к категории, указанным в пунктах 1 - 3, 5 части 1 настоящей статьи, которые проработали в сельской местности и поселках городского типа не менее 10 лет и проживают там, а также за проживающими совместно с ними нетрудоспособными и несовершеннолетними членами их семей.
Законом Новосибирской области от 29.09.2009 г. N 388-ОЗ статья 2 Закона Новосибирской области N 285-ОЗ была дополнена частью 3, которая устанавливает, что для категорий граждан, указанных в пунктах 1 - 3, 5 части 1 настоящего Закона, с учетом проживающих совместно с ними нетрудоспособных и несовершеннолетних членов их семей устанавливается денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 100 процентов от размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, установленного Губернатором Новосибирской области.
В Новосибирской области 29 сентября 2009 г. принят Закон N 387-ОЗ "О порядке и условиях предоставления денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Новосибирской области" (л.д. 86-88).
Действие Закона Новосибирской области от 29 сентября 2009 г. N 387-ОЗ распространяется в том числе на категории граждан, проживающих на территории Новосибирской области, меры социальной поддержки которым установлены Законом Новосибирской области от 13 апреля 2005 года N 285-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области" (пункт 12 статьи 1 Закона Новосибирской области N 387-ОЗ).
Пунктом 3 статьи 2 Закона Новосибирской области от 29.09.2009 г. N 387-ОЗ установлено, что размер денежной выплаты определяется исходя из размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, установленного Губернатором Новосибирской области, с учетом объема мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, определяемого в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в статье 1 настоящего Закона.
Категориям граждан, предусмотренным нормативными правовыми актами, указанными в пунктах 8 - 12 статьи 1 настоящего Закона, финансирование расходов по предоставлению денежных выплат осуществляется за счет средств областного бюджета Новосибирской области (абзац 3 части 3 статьи 2 Закона Новосибирской области N 387-ОЗ).
Размеры регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного человека в месяц устанавливаются постановлением Губернатора Новосибирской области на каждый год по муниципальным образованиям Новосибирской области (л.д. 92-99).
Согласно подпункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 года N 517 "О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развития науки в стране" предоставленная в соответствии с Постановлением ВЦИК СНК РСФСР от 10 июня 1930 года "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках" квалифицированным медицинским работникам льгота по обеспечению бесплатным жильем с отоплением и освещением в натуре была распространена на квалифицированных работников системы здравоохранения, проживающих в сельской местности и перешедших на пенсию.
Принятыми 22 июля 1993 года N 5487-1 "Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" вышеуказанные льготы были предусмотрены только для работающих в сельской местности специалистов здравоохранения.
В соответствии с Законом РСФСР от 24 октября 1990 года N 263-1 "О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР" они продолжали предоставляться пенсионерам до момента признания вышеуказанных Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 года N 517 и Постановления ВЦИК СНК РСФСР от 10 июня 1930 года утратившими силу.
Постановление ВЦИК СНК РСФСР от 10 июня 1930 года признано утратившим силу в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 6 мая 2003 года N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты", а Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 года N 517 - на основании пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 2003 года N 625.
Согласно положений части 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должно быть соблюдено условие, что при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Часть первая статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" определяет, что до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Положения Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан или иной нормативный правовой акт федерального уровня, действовавший на 01 января 2005 г. не устанавливал право работников со средним медицинским образованием работавших и проживавших в сельской местности и поселках городского типа и ушедших на пенсию на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.
Согласно части 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в редакции, действовавшей до 01 января 2005 г., врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной системы здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Вышеуказанное положение части 2 статьи 63 Основ законодательства об охране здоровья граждан утратило силу в соответствии с пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Федеральным законом N 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. положение статьи 63 Основ законодательства об охране здоровья граждан были дополнены частями 5 и 6, в соответствии с которыми меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации; меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.
Доводы В.В.И., что ей как работнику со средним медицинским образованием, находящимся на пенсии ранее работавшему и проживающему в сельской местности, до 1 января 2005 г. бесплатно предоставлялось жилое помещение с отоплением и освещением, не являются основанием для признания недействующим оспариваемого в части Закона Новосибирской области N 285-ОЗ, поскольку с учетом положений статьи 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" субъекты Российской Федерации могут самостоятельно определять меры социальной поддержки определенным категориям граждан, что и было реализовано Губернатором Новосибирской области в предоставлении вышеуказанных льгот категории лиц, в которым относится В.В.И., за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Действующее федеральное законодательство не препятствует субъектам Российской Федерации самостоятельно определять меры социальной поддержки гражданам до ухода на пенсию занимавшим должности специалистов со средним медицинским образованием в организациях здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, не устанавливает требований к объему предоставляемых мер социальной поддержки.
Оспариваемое заявителем положение части 3 статьи 2 Закона Новосибирской области 13 апреля 2005 г. N 285-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области" ее прав не нарушает.
С учетом доводов представителей заинтересованных лиц, а также законов Новосибирской области об областном бюджете за период с 2008 года по 2013 год расходы областного бюджета на предоставление социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, приобретению топлива и газоснабжению специалистам сельской местности увеличились с 626 835,3 тыс. рублей до 1 207 429,1 тыс. рублей (л.д. 100-105). Также увеличивается размер регионального стандарта оплаты жилого помещения и коммунальных услуг (л.д. 92-99).
Руководствуясь статьями 194 - 199, частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
в удовлетворении требований В.В.И. об оспаривании положений части 3 статьи 2 Закона Новосибирской области от 13 апреля 2005 г. N 285-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области" отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Новосибирский областной суд.
Судья
Новосибирского областного суда
Т.М.РЕШЕТНИКОВА
Новосибирского областного суда
Т.М.РЕШЕТНИКОВА
Решение в окончательной форме изготовлено 06 августа 2013 г.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)