Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 29 января 2014 года
Полный текст решения изготовлен 04 февраля 2014 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.Н. Присухиной, при ведении протокола судебного заседания секретарем А.Н. Пахниной, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖКХ" (ИНН 6628015754, ОГРН 1096628000512) к Администрации Режевского городского округа - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования (сокращенное название - Администрации Режевского городского округа) (ИНН 6628003011, ОГРН 1026601691247) о признании незаконным и отмене постановления N 12/2013 от 16.10.2013 г.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Мокроносова О.В., представитель по доверенности N 20 от 13.11.2013 г., паспорт,
от заинтересованного лица: Вилаева О.В., представитель по доверенности N 44 от 13.01.2014 г., паспорт.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
ООО Управляющая компания "ЖКХ" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Администрации Режевского городского округа о признании незаконным и отмене постановления N 12/2013 от 16.10.2013 г.
Заинтересованное лицо представило отзыв, в котором просит в удовлетворении требований заявителя отказать.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
Заведующим отдела благоустройства и охраны окружающей среды Администрации Режевского городского округа 22 августа 2013 года проведено обследование контейнерных площадок в микрорайоне "Гавань" по адресу: г. Реж, ул. Костоусова 79 и 81. Указанная контейнерная площадка на основании постановления Администрации Режевского городского округа от 02.11.2012 N 1591 "О закреплении контейнерных площадок на территории города Реж" закреплены для обслуживания за Обществом с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖКХ".
В ходе обследования выявлено: на вышеназванной контейнерной площадке обнаружен мусор, лежащий рядом с контейнерами: коробки, крупногабаритный мусор. Контейнеры на момент проверки пустые.
В соответствии с пунктами 3.1.1., 3.2.2., 3.2.9 Правил благоустройства, санитарного содержания населенных мест, обращения с отходами на территории Режевского городского округа, утвержденных решением Режевской Думы от 17.11.2004 N 56, управляющие компании должны самостоятельно или с привлечением специализированных организаций обеспечить устройство контейнерных площадок, заключить договоры на вывоз и размещение отходов на свалке ТБО, поддерживать территорию, прилегающую к контейнерной площадке в соответствии с санитарными требованиями, для предотвращения засорения бытовыми отходами.
По результатам обследования территории заведующим отдела благоустройства и охраны окружающей среды Администрации Режевского городского округа составлен акт от 22.08.2013 г. N 7. На основании указанного акта в адрес Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖКХ" направлено предписание об устранении нарушений требований муниципальных нормативных правовых актов от 22.08.2013 N 7 (далее - Предписание), состоящее из 3-х пунктов:
1. Заключить договор на вывоз крупногабаритных отходов от жилищ и несортированных отходов от жилищ, копию договора предоставить в отдел благоустройства и охраны окружающей среды Администрации Режевского городского округа.
2. Обеспечить уборку контейнерной площадки по адресу: г. Реж, ул. Костоусова 79, 81.
3. Постоянно соблюдать режим уборки контейнерной площадки. Срок выполнения предписания - 29.08.2013 года.
С целью проверки полного и своевременного выполнения ООО УК "ЖКХ" предписания, заведующим отдела благоустройства и охраны окружающей среды Администрации Режевского городского округа 19 сентября 2013 года проведено повторное обследование контейнерной площадки в микрорайоне "Гавань" по адресу: г. Реж, ул. Костоусова 79, 81. В ходе обследования выявлено: уборка контейнерных площадок не обеспечена, поскольку на момент обследования возле контейнеров размещены крупногабаритные отходы. Накопление крупногабаритных отходов возле контейнеров, установленных по обследуемым адресам, доказывает отсутствие организации вывоза крупногабаритных отходов от жильцов, проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО УК "ЖКХ". Кроме того, копия договора на вывоз крупногабаритных отходов от жилищ и несортированных отходов от жилищ в отдел благоустройства и охраны окружающей среды Администрации Режевского городского округа не представлена.
Муниципальное унитарное предприятие "Чистый город" в письме от 19.09.2013 года N 392 сообщило, что с 01.01.2013 года с ООО УК "ЖКХ" заключен договор на вывоз отходов от жилищ несортированных. Договор на вывоз КГО и уборку контейнерных площадок находится на стадии подписания.
Таким образом, предписание Обществом с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖКХ" в установленный срок не выполнено, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 33 Закона Свердловской области от 14 июня 2005 N 52-03 "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области".
16.10.2013 г. Административной комиссией Режевского городского округа вынесено постановление, которым ООО УК "ЖКХ" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 33 Закона Свердловской области от 14.06.2005 года N 52-03 "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" в виде наложения штрафа в размере 10 000 руб.
Полагая, что данное постановление является незаконным, ООО УК "ЖКХ" обратилось с заявлением в Арбитражный суд Свердловской области.
В соответствии со ст. 33 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 52-03 "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" невыполнение в установленный срок законного предписания органа местного самоуправления муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области, или должностного лица местного самоуправления влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В соответствии с ч. 1, 3 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с п. 3 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе, событие административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации определена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Согласно части 2 статьи 154 плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также плату за коммунальные услуги.
Услуга по сбору и вывозу твердых бытовых отходов входит в состав платы за жилое помещение и относится к понятию "содержание жилого помещения".
Сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме, в соответствии с подпунктом "д" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, являются составной частью деятельности по содержанию общего имущества.
Оборудование и иные объекты, используемые для сбора твердых бытовых отходов (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-наполнители, специально оборудованные площадки), предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома, что прямо отражено в п. п. 1.8, 3.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением ГОССТРОЯ России от 27.09.2003 N 170.
Эксплуатация таких объектов и оборудования заключается в сборе и вывозе накапливаемых в них твердых бытовых отходов, ремонте и содержании самих объектов. В частности, согласно пункту 3.7.1. названных Правил, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечить:
- - установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов; - своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием;
- - организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов;
- - свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников;
- - содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов без переполнения и загрязнения территории.
Таким образом, сбор и вывоз твердых бытовых отходов, образующихся в деятельности жильцов многоквартирного дома (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт оборудования и помещений, в том числе предназначенных для обслуживания всего многоквартирного дома и тому подобное), является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома. К такому решению пришел Верховный Суд Российской Федерации в определении от 21 февраля 2008 N КАС07-764.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания" управляющая компания должна организовать незамедлительный вывоз твердых бытовых отходов, а также организовать места накопления бытовых отходов.
В соответствии с пунктами 3.1.1., 3.2.2., 3.2.9. Правил благоустройства, санитарного содержания населенных мест, обращения с отходами на территории Режевского городского округа, утвержденных решением Режевской Думы от 17.11.2004 N 56 (далее - Правила), управляющие компании должны самостоятельно или с привлечением специализированных организаций обеспечить устройство контейнерных площадок, заключить договоры на вывоз и размещение отходов на свалке ТБО, поддерживать территорию, прилегающую к контейнерной площадке в соответствии с санитарными требованиями, для предотвращения засорения бытовыми отходами.
Однако, территории контейнерных площадок находятся в неудовлетворительном состоянии.
В соответствии с пунктом 1.8. Правил органом, осуществляющим контроль над выполнением требований Правил благоустройства, обеспечения санитарного содержания населенных мест, обращения с отходами на территории Режевского городского округа является отдел благоустройства и охраны окружающей среды Администрации Режевского городского округа.
Положением об отделе благоустройства и охраны окружающей среды Администрации Режевского городского округа, утвержденным Главой Администрации Режевского городского округа 28 апреля 2012 года, закреплены основные задачи отдела. В соответствии с пунктом 2.4. Положения одной из основных задач отдела является планирование и контроль мероприятий по сбору, вывозу, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов.
Должностной инструкцией заведующего отделом благоустройства и охраны окружающей среды Администрации Режевского городского округа, утвержденной Главой Администрации Режевского городского округа 18 февраля 2012 года, закреплены основные функции и обязанности, среди них:
2.1.15. Организует контроль выполнения нормативных правовых актов РГО в сфере благоустройства, охраны окружающей среды и природопользования руководителями предприятий всех форм собственности,
2.1.16. Взаимодействует с управляющими компаниями, ТСЖ, МЖКУПами по вопросам санитарного содержания и благоустройства территории.
Во исполнение своих должностных обязанностей, заведующим отделом благоустройства и охраны окружающей среды был составлен акт от 22.08.2013 N 7 о результатах обследования территории контейнерной площадки, расположенной по адресу: г. Реж, ул. Костоусова 79 и 81, с приложенными фотоматериалами, свидетельствующими о нарушении Правил благоустройства от 17.11.2004 N 56 и норм постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания".
Факт правонарушения подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу ст. 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одним из обязательных элементов состава административного правонарушения является виновность действия (бездействия) физического или юридического лица. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалами дела подтверждается наличие в действиях заявителя вины, которая выразилась в том, что при наличии возможности для исполнения предписания от 22.08.2013 N 7 ООО УК "ЖКХ" не предприняло все зависящие от него меры по соблюдению норм законодательства, допустив пренебрежительное отношение к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Таким образом, состав административного правонарушения по ст. 33 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 52-03 в действиях общества имеется.
Довод заявителя о том, что само по себе наличие мусора вокруг контейнеров в момент проверки 19.09.2013 г., не свидетельствует о нарушении Обществом требований Правил благоустройства и при этом ссылается на п. 3.2.11 Правил. В соответствии с указанным пунктом не допускается размещение отходов на территории контейнерных площадок возле контейнеров, за исключением крупногабаритных отходов (готовые изделия, потерявшие потребительские свойства). Данный довод не может быть принят судом во внимание, поскольку заявителем неверно истолкован смысл рассматриваемого пункта. То, что крупногабаритные отходы могут размещаться возле контейнеров, связано лишь с тем, что они не помещаются в сами контейнеры, а вовсе не означает, что крупногабаритные отходы могут быть там сколь угодно долго. На основании части 3 пункта 3.2.9. Правил поддержание состояния прилегающей к контейнерной площадке территории в соответствии с санитарными требованиями, для предотвращения захламления бытовыми отходами территории, осуществляется управляющими компаниями на контейнерных площадках жилых домов. В соответствии с пунктом 2.2.9. "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88, удаление негабаритных отходов из домовладений следует производить по мере их накопления, но не реже одного раза в неделю. Заведующим отделом благоустройства и охраны окружающей среды был установлен разумный срок для вывоза крупногабаритных отходов с контейнерной площадки.
Довод заявителя о том, что в соответствии с п. 1 ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения, не является обоснованным поскольку, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что установленные в указанной статье сроки не являются пресекательными, поэтому их нарушение не относится к существенным недостаткам протокола, влекущим его возвращение в орган или должностному лицу, которыми он был составлен.
Довод заявителя о том, что между ООО Управляющая компания "ЖКХ" и МУП "Чистый город" был заключен договор N 9-РОУ(УК)/13 на размещение отходов производства и потребления и указывает, что ответственным за уборку контейнерной площадки у домов 79 и 81 по улице Костоусова является МУП "Чистый город", не нашел свое подтверждение, поскольку, в соответствии с пунктом 3.3.2. указанного договора если в течение 3 (трех) рабочих дней от заказчика (ООО УК "ЖКХ") не поступило никаких возражений по поводу суммы и объемов оказанных услуг, то акты приема-передачи отходов на городскую свалку г. Реж считаются принятыми в полном объеме. В соответствии с пунктами 5.1. и 5.2. договора все споры, вытекающие из условий настоящего договора, разрешаются сторонами путем переговоров и все претензии, выставленные в письменном виде, подлежат ответу в течение 10 (десяти) календарных дней. Пункт 6.1. договора указывает, что во всех вопросах своих взаимоотношений по настоящему договору Стороны руководствуются Гражданским кодексом РФ. На основании изложенного, у ООО УК "ЖКХ" есть все основания не подписывать и не производить оплату по актам приема-передачи, если они считают, что Исполнитель (МУП "Чистый город") исполнил обязательства по договору не в полном объеме, либо нарушил сроки исполнения обязательств. В защиту нарушенных прав ООО УК "ЖКХ" вправе применить нормы гражданского законодательства и обратиться в Арбитражный суд Свердловской области.
Исходя из вышеизложенного, оснований для применения положений ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
Существенных процессуальных нарушений закона, являющихся самостоятельным основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении, административным органом в ходе административного производства не допущено, заявителю обеспечена возможность воспользоваться предоставленными ему законом правами и гарантиями.
При данных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания постановления административного органа незаконным и удовлетворения требований заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. В удовлетворении заявленных Обществом с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖКХ" (ИНН 6628015754, ОГРН 1096628000512) требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
4. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Судья
Н.Н.ПРИСУХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 04.02.2014 ПО ДЕЛУ N А60-41876/2013
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 4 февраля 2014 г. по делу N А60-41876/2013
Резолютивная часть решения объявлена 29 января 2014 года
Полный текст решения изготовлен 04 февраля 2014 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.Н. Присухиной, при ведении протокола судебного заседания секретарем А.Н. Пахниной, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖКХ" (ИНН 6628015754, ОГРН 1096628000512) к Администрации Режевского городского округа - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования (сокращенное название - Администрации Режевского городского округа) (ИНН 6628003011, ОГРН 1026601691247) о признании незаконным и отмене постановления N 12/2013 от 16.10.2013 г.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Мокроносова О.В., представитель по доверенности N 20 от 13.11.2013 г., паспорт,
от заинтересованного лица: Вилаева О.В., представитель по доверенности N 44 от 13.01.2014 г., паспорт.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
ООО Управляющая компания "ЖКХ" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Администрации Режевского городского округа о признании незаконным и отмене постановления N 12/2013 от 16.10.2013 г.
Заинтересованное лицо представило отзыв, в котором просит в удовлетворении требований заявителя отказать.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
Заведующим отдела благоустройства и охраны окружающей среды Администрации Режевского городского округа 22 августа 2013 года проведено обследование контейнерных площадок в микрорайоне "Гавань" по адресу: г. Реж, ул. Костоусова 79 и 81. Указанная контейнерная площадка на основании постановления Администрации Режевского городского округа от 02.11.2012 N 1591 "О закреплении контейнерных площадок на территории города Реж" закреплены для обслуживания за Обществом с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖКХ".
В ходе обследования выявлено: на вышеназванной контейнерной площадке обнаружен мусор, лежащий рядом с контейнерами: коробки, крупногабаритный мусор. Контейнеры на момент проверки пустые.
В соответствии с пунктами 3.1.1., 3.2.2., 3.2.9 Правил благоустройства, санитарного содержания населенных мест, обращения с отходами на территории Режевского городского округа, утвержденных решением Режевской Думы от 17.11.2004 N 56, управляющие компании должны самостоятельно или с привлечением специализированных организаций обеспечить устройство контейнерных площадок, заключить договоры на вывоз и размещение отходов на свалке ТБО, поддерживать территорию, прилегающую к контейнерной площадке в соответствии с санитарными требованиями, для предотвращения засорения бытовыми отходами.
По результатам обследования территории заведующим отдела благоустройства и охраны окружающей среды Администрации Режевского городского округа составлен акт от 22.08.2013 г. N 7. На основании указанного акта в адрес Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖКХ" направлено предписание об устранении нарушений требований муниципальных нормативных правовых актов от 22.08.2013 N 7 (далее - Предписание), состоящее из 3-х пунктов:
1. Заключить договор на вывоз крупногабаритных отходов от жилищ и несортированных отходов от жилищ, копию договора предоставить в отдел благоустройства и охраны окружающей среды Администрации Режевского городского округа.
2. Обеспечить уборку контейнерной площадки по адресу: г. Реж, ул. Костоусова 79, 81.
3. Постоянно соблюдать режим уборки контейнерной площадки. Срок выполнения предписания - 29.08.2013 года.
С целью проверки полного и своевременного выполнения ООО УК "ЖКХ" предписания, заведующим отдела благоустройства и охраны окружающей среды Администрации Режевского городского округа 19 сентября 2013 года проведено повторное обследование контейнерной площадки в микрорайоне "Гавань" по адресу: г. Реж, ул. Костоусова 79, 81. В ходе обследования выявлено: уборка контейнерных площадок не обеспечена, поскольку на момент обследования возле контейнеров размещены крупногабаритные отходы. Накопление крупногабаритных отходов возле контейнеров, установленных по обследуемым адресам, доказывает отсутствие организации вывоза крупногабаритных отходов от жильцов, проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО УК "ЖКХ". Кроме того, копия договора на вывоз крупногабаритных отходов от жилищ и несортированных отходов от жилищ в отдел благоустройства и охраны окружающей среды Администрации Режевского городского округа не представлена.
Муниципальное унитарное предприятие "Чистый город" в письме от 19.09.2013 года N 392 сообщило, что с 01.01.2013 года с ООО УК "ЖКХ" заключен договор на вывоз отходов от жилищ несортированных. Договор на вывоз КГО и уборку контейнерных площадок находится на стадии подписания.
Таким образом, предписание Обществом с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖКХ" в установленный срок не выполнено, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 33 Закона Свердловской области от 14 июня 2005 N 52-03 "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области".
16.10.2013 г. Административной комиссией Режевского городского округа вынесено постановление, которым ООО УК "ЖКХ" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 33 Закона Свердловской области от 14.06.2005 года N 52-03 "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" в виде наложения штрафа в размере 10 000 руб.
Полагая, что данное постановление является незаконным, ООО УК "ЖКХ" обратилось с заявлением в Арбитражный суд Свердловской области.
В соответствии со ст. 33 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 52-03 "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" невыполнение в установленный срок законного предписания органа местного самоуправления муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области, или должностного лица местного самоуправления влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В соответствии с ч. 1, 3 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с п. 3 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе, событие административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации определена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Согласно части 2 статьи 154 плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также плату за коммунальные услуги.
Услуга по сбору и вывозу твердых бытовых отходов входит в состав платы за жилое помещение и относится к понятию "содержание жилого помещения".
Сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме, в соответствии с подпунктом "д" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, являются составной частью деятельности по содержанию общего имущества.
Оборудование и иные объекты, используемые для сбора твердых бытовых отходов (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-наполнители, специально оборудованные площадки), предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома, что прямо отражено в п. п. 1.8, 3.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением ГОССТРОЯ России от 27.09.2003 N 170.
Эксплуатация таких объектов и оборудования заключается в сборе и вывозе накапливаемых в них твердых бытовых отходов, ремонте и содержании самих объектов. В частности, согласно пункту 3.7.1. названных Правил, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечить:
- - установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов; - своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием;
- - организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов;
- - свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников;
- - содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов без переполнения и загрязнения территории.
Таким образом, сбор и вывоз твердых бытовых отходов, образующихся в деятельности жильцов многоквартирного дома (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт оборудования и помещений, в том числе предназначенных для обслуживания всего многоквартирного дома и тому подобное), является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома. К такому решению пришел Верховный Суд Российской Федерации в определении от 21 февраля 2008 N КАС07-764.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания" управляющая компания должна организовать незамедлительный вывоз твердых бытовых отходов, а также организовать места накопления бытовых отходов.
В соответствии с пунктами 3.1.1., 3.2.2., 3.2.9. Правил благоустройства, санитарного содержания населенных мест, обращения с отходами на территории Режевского городского округа, утвержденных решением Режевской Думы от 17.11.2004 N 56 (далее - Правила), управляющие компании должны самостоятельно или с привлечением специализированных организаций обеспечить устройство контейнерных площадок, заключить договоры на вывоз и размещение отходов на свалке ТБО, поддерживать территорию, прилегающую к контейнерной площадке в соответствии с санитарными требованиями, для предотвращения засорения бытовыми отходами.
Однако, территории контейнерных площадок находятся в неудовлетворительном состоянии.
В соответствии с пунктом 1.8. Правил органом, осуществляющим контроль над выполнением требований Правил благоустройства, обеспечения санитарного содержания населенных мест, обращения с отходами на территории Режевского городского округа является отдел благоустройства и охраны окружающей среды Администрации Режевского городского округа.
Положением об отделе благоустройства и охраны окружающей среды Администрации Режевского городского округа, утвержденным Главой Администрации Режевского городского округа 28 апреля 2012 года, закреплены основные задачи отдела. В соответствии с пунктом 2.4. Положения одной из основных задач отдела является планирование и контроль мероприятий по сбору, вывозу, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов.
Должностной инструкцией заведующего отделом благоустройства и охраны окружающей среды Администрации Режевского городского округа, утвержденной Главой Администрации Режевского городского округа 18 февраля 2012 года, закреплены основные функции и обязанности, среди них:
2.1.15. Организует контроль выполнения нормативных правовых актов РГО в сфере благоустройства, охраны окружающей среды и природопользования руководителями предприятий всех форм собственности,
2.1.16. Взаимодействует с управляющими компаниями, ТСЖ, МЖКУПами по вопросам санитарного содержания и благоустройства территории.
Во исполнение своих должностных обязанностей, заведующим отделом благоустройства и охраны окружающей среды был составлен акт от 22.08.2013 N 7 о результатах обследования территории контейнерной площадки, расположенной по адресу: г. Реж, ул. Костоусова 79 и 81, с приложенными фотоматериалами, свидетельствующими о нарушении Правил благоустройства от 17.11.2004 N 56 и норм постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания".
Факт правонарушения подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу ст. 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одним из обязательных элементов состава административного правонарушения является виновность действия (бездействия) физического или юридического лица. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалами дела подтверждается наличие в действиях заявителя вины, которая выразилась в том, что при наличии возможности для исполнения предписания от 22.08.2013 N 7 ООО УК "ЖКХ" не предприняло все зависящие от него меры по соблюдению норм законодательства, допустив пренебрежительное отношение к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Таким образом, состав административного правонарушения по ст. 33 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 52-03 в действиях общества имеется.
Довод заявителя о том, что само по себе наличие мусора вокруг контейнеров в момент проверки 19.09.2013 г., не свидетельствует о нарушении Обществом требований Правил благоустройства и при этом ссылается на п. 3.2.11 Правил. В соответствии с указанным пунктом не допускается размещение отходов на территории контейнерных площадок возле контейнеров, за исключением крупногабаритных отходов (готовые изделия, потерявшие потребительские свойства). Данный довод не может быть принят судом во внимание, поскольку заявителем неверно истолкован смысл рассматриваемого пункта. То, что крупногабаритные отходы могут размещаться возле контейнеров, связано лишь с тем, что они не помещаются в сами контейнеры, а вовсе не означает, что крупногабаритные отходы могут быть там сколь угодно долго. На основании части 3 пункта 3.2.9. Правил поддержание состояния прилегающей к контейнерной площадке территории в соответствии с санитарными требованиями, для предотвращения захламления бытовыми отходами территории, осуществляется управляющими компаниями на контейнерных площадках жилых домов. В соответствии с пунктом 2.2.9. "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88, удаление негабаритных отходов из домовладений следует производить по мере их накопления, но не реже одного раза в неделю. Заведующим отделом благоустройства и охраны окружающей среды был установлен разумный срок для вывоза крупногабаритных отходов с контейнерной площадки.
Довод заявителя о том, что в соответствии с п. 1 ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения, не является обоснованным поскольку, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что установленные в указанной статье сроки не являются пресекательными, поэтому их нарушение не относится к существенным недостаткам протокола, влекущим его возвращение в орган или должностному лицу, которыми он был составлен.
Довод заявителя о том, что между ООО Управляющая компания "ЖКХ" и МУП "Чистый город" был заключен договор N 9-РОУ(УК)/13 на размещение отходов производства и потребления и указывает, что ответственным за уборку контейнерной площадки у домов 79 и 81 по улице Костоусова является МУП "Чистый город", не нашел свое подтверждение, поскольку, в соответствии с пунктом 3.3.2. указанного договора если в течение 3 (трех) рабочих дней от заказчика (ООО УК "ЖКХ") не поступило никаких возражений по поводу суммы и объемов оказанных услуг, то акты приема-передачи отходов на городскую свалку г. Реж считаются принятыми в полном объеме. В соответствии с пунктами 5.1. и 5.2. договора все споры, вытекающие из условий настоящего договора, разрешаются сторонами путем переговоров и все претензии, выставленные в письменном виде, подлежат ответу в течение 10 (десяти) календарных дней. Пункт 6.1. договора указывает, что во всех вопросах своих взаимоотношений по настоящему договору Стороны руководствуются Гражданским кодексом РФ. На основании изложенного, у ООО УК "ЖКХ" есть все основания не подписывать и не производить оплату по актам приема-передачи, если они считают, что Исполнитель (МУП "Чистый город") исполнил обязательства по договору не в полном объеме, либо нарушил сроки исполнения обязательств. В защиту нарушенных прав ООО УК "ЖКХ" вправе применить нормы гражданского законодательства и обратиться в Арбитражный суд Свердловской области.
Исходя из вышеизложенного, оснований для применения положений ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
Существенных процессуальных нарушений закона, являющихся самостоятельным основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении, административным органом в ходе административного производства не допущено, заявителю обеспечена возможность воспользоваться предоставленными ему законом правами и гарантиями.
При данных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания постановления административного органа незаконным и удовлетворения требований заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. В удовлетворении заявленных Обществом с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖКХ" (ИНН 6628015754, ОГРН 1096628000512) требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
4. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Судья
Н.Н.ПРИСУХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)