Судебные решения, арбитраж
Земля под домом; Управление многоквартирным домом; Упрощенная система налогообложения (УСН); Долевое участие в строительстве; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.
судей Г.А. Сурмаляна, С.С. Филимоновой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мальцевым А.В.
при участии:
- от заявителя: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом;
- от заинтересованного лица: представитель по доверенности N 83-123/14-06 05 от 20.01.14, Горбунова Е.А., удостоверение N 94;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Потребительский жилищно-строительный кооператив "САН ВАЛЕ"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 11.12.2013 по делу N А32-29173/2013
по заявлению Потребительского жилищно-строительного кооператива "САН ВАЛЕ"
к заинтересованному лицу Управлению по надзору в области долевого строительства Краснодарского края г. Краснодар
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.28 КоАП РФ
принятое в составе судьи Погорелова И.А.
установил:
Потребительский жилищно-строительный кооператив "САН ВАЛЕ" (далее - кооператив) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению по надзору в области долевого строительства Краснодарского края г. Краснодар (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 08.08.13 N 003/484 о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.28 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Решением суда от 11.12.13 кооперативу в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием в действиях кооператива состава вмененного ему в вину административного правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, кооператив подал в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить. Жалоба мотивирована тем, что отсутствие у кооператива таких документов как договоров долевого участия и разрешения на строительство не позволяет управлению обязывать их представить и влечет невозможность исполнения акта.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Кооператив своего представителя в судебное заседание не направил, о дате, месте и времени проведения судебного заседания извещен надлежащим образом.
От кооператива поступило ходатайство об отложении судебного заседания, мотивированное болезнью председателя кооператива и невозможностью участия в судебном заседании.
Суд протокольным определением отклонил заявленное кооперативом ходатайство, поскольку в материалах дела имеются все необходимые документы для полного и всестороннего рассмотрения материалов дела. Кроме того, суд апелляционной инстанции не обязывал явкой председателя кооператива.
Учитывая изложенное, на основании ч.ч. 1, 3 ст. 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя кооператива.
Представитель управления возражал против отмены решения суда первой инстанции, сославшись на доводы, приведенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, изучив отзыв на апелляционную жалобу, выслушав представителя управления, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, приказом управления от 29.04.13 N 47-п "О проведении проверки" назначена внеплановая выездная проверка в отношении кооператива по вопросам исполнения требований законодательства об участии в долевом строительстве, за период с 01.09.2011 по 30.04.2013.
В ходе проверки установлено, что для достижения целей и задач проведения проверки, кооперативу надлежало представить к проверке в 14 часов 00 минут 06.05.13 по месту фактического расположения кооператива, следующие документы:
1) учредительные и регистрационные документы кооператива (свидетельства о государственной регистрации, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, устав и изменения к нему, учредительный договор и изменения к нему);
2) приказы на утверждение в должности руководителей кооператива в период с 01.09.2011 по 30.04.2013;
3) правоустанавливающие документы на земельные участки;
4) разрешения на строительство (продолжение строительства) объектов;
5) проектные декларации и изменения к ним;
6) договоры участия в долевом строительстве и (или) иные договоры, а также соглашения к ним по которым осуществлялось привлечение денежных средств для целей строительства;
7) реестры договоров участия в долевом строительстве и (или) иных договоров, а также соглашения к ним по которым осуществлялось привлечение денежных средств для строительства объектов;
8) реестры соглашений о расторжении договоров участия в долевом строительстве и (или) иных договоров, по которым осуществлялось привлечение денежных средств для строительства объектов;
9) приказы об учетной политике кооператива и приложения к ним за 2011, 2012, 2013 годы, в том числе рабочие планы счетов бухгалтерского учета, содержащих синтетические и аналитические счета и субсчета учета финансово-хозяйственной деятельности организации;
11) первичные бухгалтерские документы, а также платежные поручения, выписки банка, подтверждающие привлечение и расходование денежных средств для целей строительства;
12) регистры бухгалтерского учета, связанные с учетом финансово-хозяйственных операций при осуществлении деятельности кооператива в области долевого строительства на территории Краснодарского края за период с 01.09.2011по 30.04.2013, а именно:
- - регистр бухгалтерского учета "Главная книга" (отдельными листами) ведомости оборотов по дебету всех счетов и субсчетов бухгалтерского учета кооператива в корреспонденции с кредитами счетов и субсчетов бухгалтерского учета кооператива;
- - кассовые книги за 2011, 2012, 2013 годы;
- - журналы-ордера по кредиту счетов бухгалтерского учета кооператива 50 "Касса", 51 "Расчетные счета" с указанием корреспонденции дебетов счетов и субсчетов бухгалтерского учета кооператива;
- - журналы-ордера по кредиту субсчетов счетов бухгалтерского учета кооператива 08 "Вложения во внеоборотные активы", 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", 86 "Целевое финансирование", 98 "Доходы будущих периодов" с указанием корреспонденции дебетов счетов и субсчетов бухгалтерского учета кооператива;
- - аналитические ведомости по дебету счетов бухгалтерского учета кооператива 50 "Касса", 51 "Расчетные счета" с указанием корреспонденции кредита счетов и субсчетов бухгалтерского учета кооператива;
- - аналитические ведомости по дебету субсчетов счетов бухгалтерского учета кооператива 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", 86 "Целевое финансирование", 98 "Доходы будущих периодов" с указанием корреспонденции кредита счетов и субсчетов бухгалтерского учета кооператива.
В случае применения кооперативом упрощенной системы налогообложения представить следующие документы:
- - уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения;
- - "Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения".
По состоянию на 14 часов 00 минут 06.05.2013 и на момент составления протокола кооператива не представлены для проверки следующие документы:
1) разрешения на строительство (продолжение строительства) объектов;
2) проектные декларации и изменения к ним;
3) договоры участия в долевом строительстве и (или) иные договоры, а также соглашения к ним по которым осуществлялось привлечение денежных средств для целей строительства;
4) реестры договоров участия в долевом строительстве и (или) иных договоров, а также соглашения к ним по которым осуществлялось привлечение денежных средств для строительства объектов;
5) реестры соглашений о расторжении договоров участия в долевом строительстве и (или) иных договоров, по которым осуществлялось привлечение денежных средств для строительства объектов;
6) первичные бухгалтерские документы, а также платежные поручения, выписки банка, подтверждающие привлечение и расходование денежных средств для целей строительства;
7) кассовые книги за 2011, 2012, 2013 годы.
В письме от 24.05.13 N 26 (вх. N 2620 от 30.05.2013), по истечении срока, установленного приказом управления от 29.04.13 N 47-п "О проведении проверки", кооператив направил учредительные, регистрационные документы кооператива, приказ на утверждение в должности руководителя кооператива, документы на земельные участки. Согласно указанному письму, иные документы, необходимые для осуществления проверки, представить не возможно, так как они находятся у председателя Богуславского В.А.
Таким образом, по состоянию на момент составления протокола об административном правонарушении от 31.05.13 указанные документы представлены не в полном объеме.
31.05.13 по результатам проверки административный орган составил протокол об административном правонарушении N 003/484. Протокол составлен в присутствии представителя кооператива по доверенности от 28.05.13 Вотинова А.Г.
08.08.13 рассмотрев дело об административном правонарушении, административный орган вынес постановление о назначении административного наказания N 003/484, которым кооператив признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.28 КоАП РФ и назначено наказание в виде наложения штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, кооператив обратился в арбитражный суд.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в действиях кооператива имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4 ст. 14.28 КоАП РФ ввиду следующего.
Из смысла приведенной нормы следует, что объективную сторону предусмотренного ею состава административного правонарушения образуют несвоевременное предоставление застройщиком, предоставление им недостоверных либо неполных сведений и (или) документов в контролирующий орган. Соответствующее полномочие контролирующего органа по получению от заказчиков в установленный разумный срок сведений и (или) документов, необходимых для контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости предусмотрено в пункте 2.2 части 5 статьи 23 Закона N 214-ФЗ.
В соответствии с указанной нормой контролирующий орган вправе получать от лиц, осуществляющих привлечение денежных средств граждан для строительства, в установленный разумный срок сведения и (или) документы, которые необходимы для осуществления контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и перечень которых устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 1 Закона N 214-ФЗ привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности (далее - привлечение денежных средств граждан для строительства), допускается только:
1) на основании договора участия в долевом строительстве;
2) путем выпуска эмитентом, имеющим в собственности или на праве аренды, праве субаренды земельный участок и получившим в установленном порядке разрешение на строительство на этом земельном участке многоквартирного дома, облигаций особого вида - жилищных сертификатов, закрепляющих право их владельцев на получение от эмитента жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах;
3) жилищно-строительными и жилищными накопительными кооперативами в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность таких кооперативов.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона N 214-ФЗ, право на привлечение денежных средств участников долевого строительства для строительства многоквартирного дома застройщик приобретает только после получения в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования, размещения и (или) представления проектной декларации в соответствии с данным Федеральным законом и государственной регистрации застройщиком права собственности на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, в состав которых будут входить объекты долевого строительства, или договора аренды такого земельного участка.
Правом на привлечение денежных средств граждан для строительства (создания) многоквартирного дома с принятием на себя обязательств, после исполнения которых у гражданина возникает право собственности на жилое помещение в строящемся (создаваемом) многоквартирном доме, имеют отвечающие требованиям Закона N 214-ФЗ застройщики на основании договора участия в долевом строительстве.
Согласно статье 2 Закона N 214-ФЗ застройщиком является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с Законом N 214-ФЗ для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство.
В соответствии с пунктом 2 статьи 110 Жилищного кодекса Российской Федерации члены жилищного кооператива своими средствами участвуют в приобретении, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома. При проведении реконструкции многоквартирного дома жилищный кооператив в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности выступает в качестве застройщика и обеспечивает на принадлежащем ему земельном участке реконструкцию этого дома в соответствии с выданным такому кооперативу разрешением на строительство.
В силу требований части 3 статьи 4 Закона N 214-ФЗ договор участия в долевом строительстве заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
По смыслу Закона N 124-ФЗ застройщик в форме общества с ограниченной ответственность вправе привлекать денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 23 Закона N 214-ФЗ застройщики обязаны представлять ежеквартальную отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении своих обязательств по договорам, по формам и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Пункт 2 Правил представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2005 N 645 (далее - Правила), предусматривает, что застройщик ежеквартально представляет в уполномоченный орган исполнительной власти, на который в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации возложен контроль и надзор в области долевого строительства объектов недвижимости (далее - уполномоченный орган), отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства (далее - отчетность).
Согласно пункту 3 Правил отчетность представляется за квартал, если в течение этого квартала действовал хотя бы один договор участия в долевом строительстве, заключенный застройщиком с участником долевого строительства (далее - договор), или если у застройщика имелись неисполненные обязательства по договору.
В соответствии с пунктом 4 Правил отчетность представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 30 дней после окончания отчетного квартала, за исключением отчетности за IV квартал, которая представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 90 дней после окончания IV квартала. Датой представления отчетности считается дата поступления отчетности в уполномоченный орган.
Приказом от 01.09.2010 N 57 утвержден перечень сведений и документов, необходимых для осуществления контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости:
1. Учредительные и регистрационные документы (свидетельство о государственной регистрации, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, устав и изменения к нему, учредительный договор и изменения к нему).
2. Приказы на утверждение в должности руководителя (законного представителя) юридического лица.
3. Правоустанавливающие документы на земельный участок.
4. Разрешение на строительство (продолжение строительства) объекта.
5. Проектная декларация и изменения к ней.
6. Сметы на строительство, проектная документация.
7. Графики осуществления и финансирования строительно-монтажных работ на каждом из объектов.
8. Экспертные заключения но рабочим проектам.
9. Список подрядных организаций, привлекаемых к строительству объекта с указанием вида осуществляемых работ.
10. Проектная декларация с изменениями, с указанием дат внесения, дат и источников опубликования и (или) размещения.
11. Договоры о совместной деятельности, инвестиционные договоры.
12. Договоры строительного подряда, поставки строительных материалов, иные договоры, связанные со строительством объектов в проверяемом периоде.
13. Кредитные договоры и договоры займа.
14. Договор банковского поручительства.
15. Договоры участия в долевом строительстве и (или) иные договоры, а также соглашения к ним по которым осуществлялось привлечение денежных средств участников долевого строительства для целей строительства.
16. Реестр договоров участия в долевом строительстве и (или) иных договоров, а также соглашений к ним по которым осуществлялось привлечение денежных средств участников долевого строительства для строительства объекта строительстве с указанием даты, номера регистрации договора и доп. соглашений.
17. Реестр соглашений о расторжении договоров участия в долевом строительстве привлечение денежных средств участников долевого строительства для строительства объекта.
18. Приказы об учетной политике и приложения к ним, в том числе рабочие планы счетов бухгалтерского учета, содержащих синтетические и аналитические счета и субсчета учета финансово-хозяйственной деятельности.
19. Первичные бухгалтерские документы, а также платежные поручения, выписки банка, подтверждающие привлечение денежных средств для целей строительства.
20. Регистры бухгалтерского учета, связанные с учетом финансово-хозяйственных операций при осуществлении деятельности в области долевого строительства на территории Краснодарского края:
- - регистр бухгалтерского учета "Главная книга" (отдельными листами) ведомости оборотов по дебету всех счетов и субсчетов бухгалтерского учета юридического лица в корреспонденции с кредитами счетов и субсчетов бухгалтерского учета;
- - кассовые книги;
- - журналы-ордера по кредиту счетов бухгалтерского учета юридического лица 50 "Касса", 51 "Расчетные счета" с указанием корреспонденции дебетов счетов и субсчетов бухгалтерского учета;
- - журналы-ордера по кредиту субсчетов счетов бухгалтерского учета юридического лица 08 "Вложения во внеоборотные активы", 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", 86 "Целевое финансирование", 98 "Доходы будущих периодов" с указанием корреспонденции дебетов счетов и субсчетов бухгалтерского учета;
- - аналитические ведомости но дебету счетов бухгалтерского учета общества 50 "Касса", 51 "Расчетные счета" с указанием корреспонденции кредита счетов и субсчетов бухгалтерского учета;
- - аналитические ведомости по дебету субсчетов счетов бухгалтерского учета юридического лица 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", 86 "Целевое финансирование", 98 "Доходы будущих периодов" с указанием корреспонденции кредита счетов и субсчетов бухгалтерского учета.
21. Расшифровка дебиторской задолженности.
22. Расшифровка кредиторской задолженности.
23. Расшифровка краткосрочных и долгосрочных финансовых вложений.
24. Акты приемки-передачи объектов долевого строительства участникам долевого строительства.
25. Реестры актов приемки-передачи объектов долевого строительства участникам долевого строительства на запрашиваемые в соответствии с установленным диапазоном проверки даты.
26. Уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения.
27. Книги учета доходов и расходов организации и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.
28. Сведения о стоимости незавершенных строительством объектов долевого строительства в разрезе каждого объекта на отчетную дату.
29. Сведения о сумме денежных средств участников долевого строительства, привлеченных в отчетном периоде, в разрезе каждого объекта.
30. Сведения о задолженности участников долевого строительства по договорам долевого участия в строительстве, по каждому объекту на отчетную дату.
31. Направляемую участникам долевого строительства информацию о невозможности завершения строительства в предусмотренный договором срок и предложение об изменении договора с подтверждением его почтового направления.
32. Уведомления об одностороннем отказе от исполнения договора участия в долевом строительстве с подтверждением его почтового направления.
33. Сведения о самостоятельных частях, входящих в состав объекта строительства, переданных в качестве обеспечения договора займа кредитным учреждением.
Запрашиваемые документы предоставляются в форме копий, заверенных печатью организации и подписью руководителя или иного уполномоченного лица.
Судом первой инстанции правильно установлено, что кооператив владеет на праве субаренды земельными участками общей площадью 298794 кв. м, с кадастровыми номерами 23:49:0121009, 23:49:0122003:57, расположенными по адресу: город Сочи, Лазаревский район, п. Вардане, ул. Львовская, 92, на основании договора N 01 субаренды земельного участка от 13.09.2011, заключенному между Богуславским В.А. и кооператива. Права аренды на указанные земельные участки перешли к Богуславскому В.А. на основании договоров о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности от 09.09.2009 N 7700001473, N 7700001474.
Таким образом, кооператив является лицом, осуществляющим привлечение денежных средств граждан для строительства, сведения и документы которого управление вправе получать на основании пункта 2.2 части 5 статьи 23 Закона о долевом строительстве.
Для достижения целей и задач проведения проверки, кооперативу надлежало представить к проверке в 14 часов 00 минут 06.05.13 по месту фактического расположения кооператива, следующие документы:
1) учредительные и регистрационные документы кооператива (свидетельства о государственной регистрации, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, устав и изменения к нему, учредительный договор и изменения к нему);
2) приказы на утверждение в должности руководителей кооператива в период с 01.09.2011 по 30.04.2013;
3) правоустанавливающие документы на земельные участки;
4) разрешения на строительство (продолжение строительства) объектов;
5) проектные декларации и изменения к ним;
6) договоры участия в долевом строительстве и (или) иные договоры, а также соглашения к ним по которым осуществлялось привлечение денежных средств для целей строительства;
7) реестры договоров участия в долевом строительстве и (или) иных договоров, а также соглашения к ним по которым осуществлялось привлечение денежных средств для строительства объектов;
8) реестры соглашений о расторжении договоров участия в долевом строительстве и (или) иных договоров, по которым осуществлялось привлечение денежных средств для строительства объектов;
9) приказы об учетной политике кооператива и приложения к ним за 2011, 2012, 2013 годы, в том числе рабочие планы счетов бухгалтерского учета, содержащих синтетические и аналитические счета и субсчета учета финансово-хозяйственной деятельности организации;
10) первичные бухгалтерские документы, а также платежные поручения, выписки банка, подтверждающие привлечение и расходование денежных средств для целей строительства;
11) регистры бухгалтерского учета, связанные с учетом финансово-хозяйственных операций при осуществлении деятельности кооператива в области долевого строительства на территории Краснодарского края за период с 01.09.2011 по 30.04.2013, а именно:
- - регистр бухгалтерского учета "Главная книга" (отдельными листами) ведомости оборотов по дебету всех счетов и субсчетов бухгалтерского учета кооператива в корреспонденции с кредитами счетов и субсчетов бухгалтерского учета кооператива;
- - кассовые книги за 2011, 2012, 2013 годы;
- - журналы-ордера по кредиту счетов бухгалтерского учета кооператива 50 "Касса", 51 "Расчетные счета" с указанием корреспонденции дебетов счетов и субсчетов бухгалтерского учета кооператива;
- - журналы-ордера по кредиту субсчетов счетов бухгалтерского учета кооператива 08 "Вложения во внеоборотные активы", 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", 86 "Целевое финансирование", 98 "Доходы будущих периодов" с указанием корреспонденции дебетов счетов и субсчетов бухгалтерского учета кооператива;
- - аналитические ведомости по дебету счетов бухгалтерского учета кооператива 50 "Касса", 51 "Расчетные счета" с указанием корреспонденции кредита счетов и субсчетов бухгалтерского учета кооператива;
- - аналитические ведомости по дебету субсчетов счетов бухгалтерского учета кооператива 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", 86 "Целевое финансирование", 98 "Доходы будущих периодов" с указанием корреспонденции кредита счетов и субсчетов бухгалтерского учета кооператива.
В случае применения кооперативом упрощенной системы налогообложения представить следующие документы:
- - уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения;
- - "Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения".
Согласно пункту 2.2 части 5 статьи 23 Закона N 214-ФЗ контролирующий орган вправе получать от лиц, осуществляющих привлечение денежных средств граждан для строительства, в установленный разумный срок сведения и (или) документы, которые необходимы для осуществления контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
По состоянию на 14 часов 00 минут 06.05.2013 и на момент составления протокола об административном правонарушении кооператив не представил для проверки следующие документы:
1) разрешения на строительство (продолжение строительства) объектов;
2) проектные декларации и изменения к ним;
3) договоры участия в долевом строительстве и (или) иные договоры, а также соглашения к ним по которым осуществлялось привлечение денежных средств для целей строительства;
4) реестры договоров участия в долевом строительстве и (или) иных договоров, а также соглашения к ним по которым осуществлялось привлечение денежных средств для строительства объектов;
5) реестры соглашений о расторжении договоров участия в долевом строительстве и (или) иных договоров, по которым осуществлялось привлечение денежных средств для строительства объектов;
6) первичные бухгалтерские документы, а также платежные поручения, выписки банка, подтверждающие привлечение и расходование денежных средств для целей строительства;
7) кассовые книги за 2011, 2012, 2013 годы.
В письме от 24.05.2013 N 26 (вх. N 2620 от 30.05.2013), по истечении срока, установленного приказом управления от 29.04.2013 N 47-п "О проведении проверки", кооператив направил учредительные, регистрационные документы кооператива, приказ на утверждение в должности руководителя кооператива, документы на земельные участки. Согласно указанному письму, иные документы, необходимые для осуществления проверки, представить не возможно, так как они находятся у председателя Богуславского В.А.
Таким образом, по состоянию на момент составления протокола об административном правонарушении от 31.05.2013 указанные документы представлены не в полном объеме.
Указанное нарушение отражено в протоколе об административном правонарушении от 31.05.13.
С учетом изложенного судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что в действиях кооператива имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.28 КоАП РФ.
Суд первой инстанции правильно не принял довод кооператива о том, что проверка проведена с нарушением Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Требования к содержанию распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля содержатся в части 2 статьи 14 Закона N 294-ФЗ.
Оспариваемый приказ управления от 29.04.2013 N 47-п по содержанию соответствует требованиям, установленным частью 2 статьи 14 Закона N 294-ФЗ.
Вместе с тем, согласно части 3.1 статьи 1 Закона N 294-ФЗ положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются также при осуществлении государственного контроля (надзора) на финансовых рынках.
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве (далее - участники долевого строительства) и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства регулируются Законом N 214-ФЗ.
Также судом первой инстанции правильно отклонен довод кооператива о том, что кооператив осуществляет свою деятельность только на основании Жилищного кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации и под действие Закона N 214-ФЗ не подпадает.
Однако в силу пункта 1 статьи 2 и части 1 статьи 3 Закона о долевом строительстве застройщиком может быть юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, соответствующее требованиям указанных норм, в том числе и потребительский жилищно-строительный кооператив.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о долевом строительстве указанный закон регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости.
Таким образом, деятельность жилищно-строительного кооператива, связанная с привлечением денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов, осуществляемая не в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, подпадает по действие Закона о долевом строительстве и подлежит контролю со стороны управления в рамках реализации надзорных полномочий в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Кроме того, согласно пункту 2.2 части 5 статьи 23 Закона о долевом строительстве контролирующий орган вправе получать от лиц, осуществляющих привлечение денежных средств граждан для строительства, в установленный разумный срок сведения и (или) документы, которые необходимы для осуществления контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и перечень которых устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Факт привлечения кооперативом денежных средств гр. Шапкиной С.Ю. подтверждается копией договора долевого участия (паенакопления) N С-В/Д-9/К-43, копиями бухгалтерских документов.
Порядок привлечения кооператива к административной ответственности управлением не нарушен.
Учитывая изложенное, судом первой инстанции сделан правильный вывод о законности и обоснованности принятого управлением постановления о привлечении кооператива к административной ответственности за совершение административного правонарушения ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4 ст. 14.28 КоАП РФ.
Учитывая вышеизложенное, административный орган доказал суду обстоятельства, послужившие основанием для привлечения кооператива к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы кооператива и отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 208 АПК РФ дела об оспаривании решений о привлечении к административной ответственности госпошлиной не облагаются, в связи с чем, кооперативу из федерального бюджета подлежит возвращению 2000 (две тысячи) рублей, ошибочно уплаченных за подачу апелляционной жалобы по платежному поручению N 78 от 19.12.13 г.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.12.2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Возвратить Потребительскому жилищно-строительному кооперативу "САН ВАЛЕ", ИНН 2320195360, из федерального бюджета 2000 (две тысячи) рублей, ошибочно уплаченных в качестве госпошлины за подачу апелляционной жалобы по платежному поручению N 78 от 19.12.13 г.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Н.Н.СМОТРОВА
Судьи
Г.А.СУРМАЛЯН
С.С.ФИЛИМОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.02.2014 N 15АП-194/2014 ПО ДЕЛУ N А32-29173/2013
Разделы:Земля под домом; Управление многоквартирным домом; Упрощенная система налогообложения (УСН); Долевое участие в строительстве; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 февраля 2014 г. N 15АП-194/2014
Дело N А32-29173/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.
судей Г.А. Сурмаляна, С.С. Филимоновой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мальцевым А.В.
при участии:
- от заявителя: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом;
- от заинтересованного лица: представитель по доверенности N 83-123/14-06 05 от 20.01.14, Горбунова Е.А., удостоверение N 94;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Потребительский жилищно-строительный кооператив "САН ВАЛЕ"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 11.12.2013 по делу N А32-29173/2013
по заявлению Потребительского жилищно-строительного кооператива "САН ВАЛЕ"
к заинтересованному лицу Управлению по надзору в области долевого строительства Краснодарского края г. Краснодар
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.28 КоАП РФ
принятое в составе судьи Погорелова И.А.
установил:
Потребительский жилищно-строительный кооператив "САН ВАЛЕ" (далее - кооператив) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению по надзору в области долевого строительства Краснодарского края г. Краснодар (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 08.08.13 N 003/484 о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.28 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Решением суда от 11.12.13 кооперативу в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием в действиях кооператива состава вмененного ему в вину административного правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, кооператив подал в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить. Жалоба мотивирована тем, что отсутствие у кооператива таких документов как договоров долевого участия и разрешения на строительство не позволяет управлению обязывать их представить и влечет невозможность исполнения акта.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Кооператив своего представителя в судебное заседание не направил, о дате, месте и времени проведения судебного заседания извещен надлежащим образом.
От кооператива поступило ходатайство об отложении судебного заседания, мотивированное болезнью председателя кооператива и невозможностью участия в судебном заседании.
Суд протокольным определением отклонил заявленное кооперативом ходатайство, поскольку в материалах дела имеются все необходимые документы для полного и всестороннего рассмотрения материалов дела. Кроме того, суд апелляционной инстанции не обязывал явкой председателя кооператива.
Учитывая изложенное, на основании ч.ч. 1, 3 ст. 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя кооператива.
Представитель управления возражал против отмены решения суда первой инстанции, сославшись на доводы, приведенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, изучив отзыв на апелляционную жалобу, выслушав представителя управления, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, приказом управления от 29.04.13 N 47-п "О проведении проверки" назначена внеплановая выездная проверка в отношении кооператива по вопросам исполнения требований законодательства об участии в долевом строительстве, за период с 01.09.2011 по 30.04.2013.
В ходе проверки установлено, что для достижения целей и задач проведения проверки, кооперативу надлежало представить к проверке в 14 часов 00 минут 06.05.13 по месту фактического расположения кооператива, следующие документы:
1) учредительные и регистрационные документы кооператива (свидетельства о государственной регистрации, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, устав и изменения к нему, учредительный договор и изменения к нему);
2) приказы на утверждение в должности руководителей кооператива в период с 01.09.2011 по 30.04.2013;
3) правоустанавливающие документы на земельные участки;
4) разрешения на строительство (продолжение строительства) объектов;
5) проектные декларации и изменения к ним;
6) договоры участия в долевом строительстве и (или) иные договоры, а также соглашения к ним по которым осуществлялось привлечение денежных средств для целей строительства;
7) реестры договоров участия в долевом строительстве и (или) иных договоров, а также соглашения к ним по которым осуществлялось привлечение денежных средств для строительства объектов;
8) реестры соглашений о расторжении договоров участия в долевом строительстве и (или) иных договоров, по которым осуществлялось привлечение денежных средств для строительства объектов;
9) приказы об учетной политике кооператива и приложения к ним за 2011, 2012, 2013 годы, в том числе рабочие планы счетов бухгалтерского учета, содержащих синтетические и аналитические счета и субсчета учета финансово-хозяйственной деятельности организации;
11) первичные бухгалтерские документы, а также платежные поручения, выписки банка, подтверждающие привлечение и расходование денежных средств для целей строительства;
12) регистры бухгалтерского учета, связанные с учетом финансово-хозяйственных операций при осуществлении деятельности кооператива в области долевого строительства на территории Краснодарского края за период с 01.09.2011по 30.04.2013, а именно:
- - регистр бухгалтерского учета "Главная книга" (отдельными листами) ведомости оборотов по дебету всех счетов и субсчетов бухгалтерского учета кооператива в корреспонденции с кредитами счетов и субсчетов бухгалтерского учета кооператива;
- - кассовые книги за 2011, 2012, 2013 годы;
- - журналы-ордера по кредиту счетов бухгалтерского учета кооператива 50 "Касса", 51 "Расчетные счета" с указанием корреспонденции дебетов счетов и субсчетов бухгалтерского учета кооператива;
- - журналы-ордера по кредиту субсчетов счетов бухгалтерского учета кооператива 08 "Вложения во внеоборотные активы", 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", 86 "Целевое финансирование", 98 "Доходы будущих периодов" с указанием корреспонденции дебетов счетов и субсчетов бухгалтерского учета кооператива;
- - аналитические ведомости по дебету счетов бухгалтерского учета кооператива 50 "Касса", 51 "Расчетные счета" с указанием корреспонденции кредита счетов и субсчетов бухгалтерского учета кооператива;
- - аналитические ведомости по дебету субсчетов счетов бухгалтерского учета кооператива 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", 86 "Целевое финансирование", 98 "Доходы будущих периодов" с указанием корреспонденции кредита счетов и субсчетов бухгалтерского учета кооператива.
В случае применения кооперативом упрощенной системы налогообложения представить следующие документы:
- - уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения;
- - "Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения".
По состоянию на 14 часов 00 минут 06.05.2013 и на момент составления протокола кооператива не представлены для проверки следующие документы:
1) разрешения на строительство (продолжение строительства) объектов;
2) проектные декларации и изменения к ним;
3) договоры участия в долевом строительстве и (или) иные договоры, а также соглашения к ним по которым осуществлялось привлечение денежных средств для целей строительства;
4) реестры договоров участия в долевом строительстве и (или) иных договоров, а также соглашения к ним по которым осуществлялось привлечение денежных средств для строительства объектов;
5) реестры соглашений о расторжении договоров участия в долевом строительстве и (или) иных договоров, по которым осуществлялось привлечение денежных средств для строительства объектов;
6) первичные бухгалтерские документы, а также платежные поручения, выписки банка, подтверждающие привлечение и расходование денежных средств для целей строительства;
7) кассовые книги за 2011, 2012, 2013 годы.
В письме от 24.05.13 N 26 (вх. N 2620 от 30.05.2013), по истечении срока, установленного приказом управления от 29.04.13 N 47-п "О проведении проверки", кооператив направил учредительные, регистрационные документы кооператива, приказ на утверждение в должности руководителя кооператива, документы на земельные участки. Согласно указанному письму, иные документы, необходимые для осуществления проверки, представить не возможно, так как они находятся у председателя Богуславского В.А.
Таким образом, по состоянию на момент составления протокола об административном правонарушении от 31.05.13 указанные документы представлены не в полном объеме.
31.05.13 по результатам проверки административный орган составил протокол об административном правонарушении N 003/484. Протокол составлен в присутствии представителя кооператива по доверенности от 28.05.13 Вотинова А.Г.
08.08.13 рассмотрев дело об административном правонарушении, административный орган вынес постановление о назначении административного наказания N 003/484, которым кооператив признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.28 КоАП РФ и назначено наказание в виде наложения штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, кооператив обратился в арбитражный суд.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в действиях кооператива имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4 ст. 14.28 КоАП РФ ввиду следующего.
Из смысла приведенной нормы следует, что объективную сторону предусмотренного ею состава административного правонарушения образуют несвоевременное предоставление застройщиком, предоставление им недостоверных либо неполных сведений и (или) документов в контролирующий орган. Соответствующее полномочие контролирующего органа по получению от заказчиков в установленный разумный срок сведений и (или) документов, необходимых для контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости предусмотрено в пункте 2.2 части 5 статьи 23 Закона N 214-ФЗ.
В соответствии с указанной нормой контролирующий орган вправе получать от лиц, осуществляющих привлечение денежных средств граждан для строительства, в установленный разумный срок сведения и (или) документы, которые необходимы для осуществления контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и перечень которых устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 1 Закона N 214-ФЗ привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности (далее - привлечение денежных средств граждан для строительства), допускается только:
1) на основании договора участия в долевом строительстве;
2) путем выпуска эмитентом, имеющим в собственности или на праве аренды, праве субаренды земельный участок и получившим в установленном порядке разрешение на строительство на этом земельном участке многоквартирного дома, облигаций особого вида - жилищных сертификатов, закрепляющих право их владельцев на получение от эмитента жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах;
3) жилищно-строительными и жилищными накопительными кооперативами в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность таких кооперативов.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона N 214-ФЗ, право на привлечение денежных средств участников долевого строительства для строительства многоквартирного дома застройщик приобретает только после получения в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования, размещения и (или) представления проектной декларации в соответствии с данным Федеральным законом и государственной регистрации застройщиком права собственности на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, в состав которых будут входить объекты долевого строительства, или договора аренды такого земельного участка.
Правом на привлечение денежных средств граждан для строительства (создания) многоквартирного дома с принятием на себя обязательств, после исполнения которых у гражданина возникает право собственности на жилое помещение в строящемся (создаваемом) многоквартирном доме, имеют отвечающие требованиям Закона N 214-ФЗ застройщики на основании договора участия в долевом строительстве.
Согласно статье 2 Закона N 214-ФЗ застройщиком является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с Законом N 214-ФЗ для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство.
В соответствии с пунктом 2 статьи 110 Жилищного кодекса Российской Федерации члены жилищного кооператива своими средствами участвуют в приобретении, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома. При проведении реконструкции многоквартирного дома жилищный кооператив в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности выступает в качестве застройщика и обеспечивает на принадлежащем ему земельном участке реконструкцию этого дома в соответствии с выданным такому кооперативу разрешением на строительство.
В силу требований части 3 статьи 4 Закона N 214-ФЗ договор участия в долевом строительстве заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
По смыслу Закона N 124-ФЗ застройщик в форме общества с ограниченной ответственность вправе привлекать денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 23 Закона N 214-ФЗ застройщики обязаны представлять ежеквартальную отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении своих обязательств по договорам, по формам и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Пункт 2 Правил представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2005 N 645 (далее - Правила), предусматривает, что застройщик ежеквартально представляет в уполномоченный орган исполнительной власти, на который в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации возложен контроль и надзор в области долевого строительства объектов недвижимости (далее - уполномоченный орган), отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства (далее - отчетность).
Согласно пункту 3 Правил отчетность представляется за квартал, если в течение этого квартала действовал хотя бы один договор участия в долевом строительстве, заключенный застройщиком с участником долевого строительства (далее - договор), или если у застройщика имелись неисполненные обязательства по договору.
В соответствии с пунктом 4 Правил отчетность представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 30 дней после окончания отчетного квартала, за исключением отчетности за IV квартал, которая представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 90 дней после окончания IV квартала. Датой представления отчетности считается дата поступления отчетности в уполномоченный орган.
Приказом от 01.09.2010 N 57 утвержден перечень сведений и документов, необходимых для осуществления контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости:
1. Учредительные и регистрационные документы (свидетельство о государственной регистрации, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, устав и изменения к нему, учредительный договор и изменения к нему).
2. Приказы на утверждение в должности руководителя (законного представителя) юридического лица.
3. Правоустанавливающие документы на земельный участок.
4. Разрешение на строительство (продолжение строительства) объекта.
5. Проектная декларация и изменения к ней.
6. Сметы на строительство, проектная документация.
7. Графики осуществления и финансирования строительно-монтажных работ на каждом из объектов.
8. Экспертные заключения но рабочим проектам.
9. Список подрядных организаций, привлекаемых к строительству объекта с указанием вида осуществляемых работ.
10. Проектная декларация с изменениями, с указанием дат внесения, дат и источников опубликования и (или) размещения.
11. Договоры о совместной деятельности, инвестиционные договоры.
12. Договоры строительного подряда, поставки строительных материалов, иные договоры, связанные со строительством объектов в проверяемом периоде.
13. Кредитные договоры и договоры займа.
14. Договор банковского поручительства.
15. Договоры участия в долевом строительстве и (или) иные договоры, а также соглашения к ним по которым осуществлялось привлечение денежных средств участников долевого строительства для целей строительства.
16. Реестр договоров участия в долевом строительстве и (или) иных договоров, а также соглашений к ним по которым осуществлялось привлечение денежных средств участников долевого строительства для строительства объекта строительстве с указанием даты, номера регистрации договора и доп. соглашений.
17. Реестр соглашений о расторжении договоров участия в долевом строительстве привлечение денежных средств участников долевого строительства для строительства объекта.
18. Приказы об учетной политике и приложения к ним, в том числе рабочие планы счетов бухгалтерского учета, содержащих синтетические и аналитические счета и субсчета учета финансово-хозяйственной деятельности.
19. Первичные бухгалтерские документы, а также платежные поручения, выписки банка, подтверждающие привлечение денежных средств для целей строительства.
20. Регистры бухгалтерского учета, связанные с учетом финансово-хозяйственных операций при осуществлении деятельности в области долевого строительства на территории Краснодарского края:
- - регистр бухгалтерского учета "Главная книга" (отдельными листами) ведомости оборотов по дебету всех счетов и субсчетов бухгалтерского учета юридического лица в корреспонденции с кредитами счетов и субсчетов бухгалтерского учета;
- - кассовые книги;
- - журналы-ордера по кредиту счетов бухгалтерского учета юридического лица 50 "Касса", 51 "Расчетные счета" с указанием корреспонденции дебетов счетов и субсчетов бухгалтерского учета;
- - журналы-ордера по кредиту субсчетов счетов бухгалтерского учета юридического лица 08 "Вложения во внеоборотные активы", 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", 86 "Целевое финансирование", 98 "Доходы будущих периодов" с указанием корреспонденции дебетов счетов и субсчетов бухгалтерского учета;
- - аналитические ведомости но дебету счетов бухгалтерского учета общества 50 "Касса", 51 "Расчетные счета" с указанием корреспонденции кредита счетов и субсчетов бухгалтерского учета;
- - аналитические ведомости по дебету субсчетов счетов бухгалтерского учета юридического лица 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", 86 "Целевое финансирование", 98 "Доходы будущих периодов" с указанием корреспонденции кредита счетов и субсчетов бухгалтерского учета.
21. Расшифровка дебиторской задолженности.
22. Расшифровка кредиторской задолженности.
23. Расшифровка краткосрочных и долгосрочных финансовых вложений.
24. Акты приемки-передачи объектов долевого строительства участникам долевого строительства.
25. Реестры актов приемки-передачи объектов долевого строительства участникам долевого строительства на запрашиваемые в соответствии с установленным диапазоном проверки даты.
26. Уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения.
27. Книги учета доходов и расходов организации и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.
28. Сведения о стоимости незавершенных строительством объектов долевого строительства в разрезе каждого объекта на отчетную дату.
29. Сведения о сумме денежных средств участников долевого строительства, привлеченных в отчетном периоде, в разрезе каждого объекта.
30. Сведения о задолженности участников долевого строительства по договорам долевого участия в строительстве, по каждому объекту на отчетную дату.
31. Направляемую участникам долевого строительства информацию о невозможности завершения строительства в предусмотренный договором срок и предложение об изменении договора с подтверждением его почтового направления.
32. Уведомления об одностороннем отказе от исполнения договора участия в долевом строительстве с подтверждением его почтового направления.
33. Сведения о самостоятельных частях, входящих в состав объекта строительства, переданных в качестве обеспечения договора займа кредитным учреждением.
Запрашиваемые документы предоставляются в форме копий, заверенных печатью организации и подписью руководителя или иного уполномоченного лица.
Судом первой инстанции правильно установлено, что кооператив владеет на праве субаренды земельными участками общей площадью 298794 кв. м, с кадастровыми номерами 23:49:0121009, 23:49:0122003:57, расположенными по адресу: город Сочи, Лазаревский район, п. Вардане, ул. Львовская, 92, на основании договора N 01 субаренды земельного участка от 13.09.2011, заключенному между Богуславским В.А. и кооператива. Права аренды на указанные земельные участки перешли к Богуславскому В.А. на основании договоров о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности от 09.09.2009 N 7700001473, N 7700001474.
Таким образом, кооператив является лицом, осуществляющим привлечение денежных средств граждан для строительства, сведения и документы которого управление вправе получать на основании пункта 2.2 части 5 статьи 23 Закона о долевом строительстве.
Для достижения целей и задач проведения проверки, кооперативу надлежало представить к проверке в 14 часов 00 минут 06.05.13 по месту фактического расположения кооператива, следующие документы:
1) учредительные и регистрационные документы кооператива (свидетельства о государственной регистрации, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, устав и изменения к нему, учредительный договор и изменения к нему);
2) приказы на утверждение в должности руководителей кооператива в период с 01.09.2011 по 30.04.2013;
3) правоустанавливающие документы на земельные участки;
4) разрешения на строительство (продолжение строительства) объектов;
5) проектные декларации и изменения к ним;
6) договоры участия в долевом строительстве и (или) иные договоры, а также соглашения к ним по которым осуществлялось привлечение денежных средств для целей строительства;
7) реестры договоров участия в долевом строительстве и (или) иных договоров, а также соглашения к ним по которым осуществлялось привлечение денежных средств для строительства объектов;
8) реестры соглашений о расторжении договоров участия в долевом строительстве и (или) иных договоров, по которым осуществлялось привлечение денежных средств для строительства объектов;
9) приказы об учетной политике кооператива и приложения к ним за 2011, 2012, 2013 годы, в том числе рабочие планы счетов бухгалтерского учета, содержащих синтетические и аналитические счета и субсчета учета финансово-хозяйственной деятельности организации;
10) первичные бухгалтерские документы, а также платежные поручения, выписки банка, подтверждающие привлечение и расходование денежных средств для целей строительства;
11) регистры бухгалтерского учета, связанные с учетом финансово-хозяйственных операций при осуществлении деятельности кооператива в области долевого строительства на территории Краснодарского края за период с 01.09.2011 по 30.04.2013, а именно:
- - регистр бухгалтерского учета "Главная книга" (отдельными листами) ведомости оборотов по дебету всех счетов и субсчетов бухгалтерского учета кооператива в корреспонденции с кредитами счетов и субсчетов бухгалтерского учета кооператива;
- - кассовые книги за 2011, 2012, 2013 годы;
- - журналы-ордера по кредиту счетов бухгалтерского учета кооператива 50 "Касса", 51 "Расчетные счета" с указанием корреспонденции дебетов счетов и субсчетов бухгалтерского учета кооператива;
- - журналы-ордера по кредиту субсчетов счетов бухгалтерского учета кооператива 08 "Вложения во внеоборотные активы", 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", 86 "Целевое финансирование", 98 "Доходы будущих периодов" с указанием корреспонденции дебетов счетов и субсчетов бухгалтерского учета кооператива;
- - аналитические ведомости по дебету счетов бухгалтерского учета кооператива 50 "Касса", 51 "Расчетные счета" с указанием корреспонденции кредита счетов и субсчетов бухгалтерского учета кооператива;
- - аналитические ведомости по дебету субсчетов счетов бухгалтерского учета кооператива 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", 86 "Целевое финансирование", 98 "Доходы будущих периодов" с указанием корреспонденции кредита счетов и субсчетов бухгалтерского учета кооператива.
В случае применения кооперативом упрощенной системы налогообложения представить следующие документы:
- - уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения;
- - "Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения".
Согласно пункту 2.2 части 5 статьи 23 Закона N 214-ФЗ контролирующий орган вправе получать от лиц, осуществляющих привлечение денежных средств граждан для строительства, в установленный разумный срок сведения и (или) документы, которые необходимы для осуществления контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
По состоянию на 14 часов 00 минут 06.05.2013 и на момент составления протокола об административном правонарушении кооператив не представил для проверки следующие документы:
1) разрешения на строительство (продолжение строительства) объектов;
2) проектные декларации и изменения к ним;
3) договоры участия в долевом строительстве и (или) иные договоры, а также соглашения к ним по которым осуществлялось привлечение денежных средств для целей строительства;
4) реестры договоров участия в долевом строительстве и (или) иных договоров, а также соглашения к ним по которым осуществлялось привлечение денежных средств для строительства объектов;
5) реестры соглашений о расторжении договоров участия в долевом строительстве и (или) иных договоров, по которым осуществлялось привлечение денежных средств для строительства объектов;
6) первичные бухгалтерские документы, а также платежные поручения, выписки банка, подтверждающие привлечение и расходование денежных средств для целей строительства;
7) кассовые книги за 2011, 2012, 2013 годы.
В письме от 24.05.2013 N 26 (вх. N 2620 от 30.05.2013), по истечении срока, установленного приказом управления от 29.04.2013 N 47-п "О проведении проверки", кооператив направил учредительные, регистрационные документы кооператива, приказ на утверждение в должности руководителя кооператива, документы на земельные участки. Согласно указанному письму, иные документы, необходимые для осуществления проверки, представить не возможно, так как они находятся у председателя Богуславского В.А.
Таким образом, по состоянию на момент составления протокола об административном правонарушении от 31.05.2013 указанные документы представлены не в полном объеме.
Указанное нарушение отражено в протоколе об административном правонарушении от 31.05.13.
С учетом изложенного судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что в действиях кооператива имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.28 КоАП РФ.
Суд первой инстанции правильно не принял довод кооператива о том, что проверка проведена с нарушением Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Требования к содержанию распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля содержатся в части 2 статьи 14 Закона N 294-ФЗ.
Оспариваемый приказ управления от 29.04.2013 N 47-п по содержанию соответствует требованиям, установленным частью 2 статьи 14 Закона N 294-ФЗ.
Вместе с тем, согласно части 3.1 статьи 1 Закона N 294-ФЗ положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются также при осуществлении государственного контроля (надзора) на финансовых рынках.
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве (далее - участники долевого строительства) и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства регулируются Законом N 214-ФЗ.
Также судом первой инстанции правильно отклонен довод кооператива о том, что кооператив осуществляет свою деятельность только на основании Жилищного кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации и под действие Закона N 214-ФЗ не подпадает.
Однако в силу пункта 1 статьи 2 и части 1 статьи 3 Закона о долевом строительстве застройщиком может быть юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, соответствующее требованиям указанных норм, в том числе и потребительский жилищно-строительный кооператив.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о долевом строительстве указанный закон регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости.
Таким образом, деятельность жилищно-строительного кооператива, связанная с привлечением денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов, осуществляемая не в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, подпадает по действие Закона о долевом строительстве и подлежит контролю со стороны управления в рамках реализации надзорных полномочий в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Кроме того, согласно пункту 2.2 части 5 статьи 23 Закона о долевом строительстве контролирующий орган вправе получать от лиц, осуществляющих привлечение денежных средств граждан для строительства, в установленный разумный срок сведения и (или) документы, которые необходимы для осуществления контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и перечень которых устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Факт привлечения кооперативом денежных средств гр. Шапкиной С.Ю. подтверждается копией договора долевого участия (паенакопления) N С-В/Д-9/К-43, копиями бухгалтерских документов.
Порядок привлечения кооператива к административной ответственности управлением не нарушен.
Учитывая изложенное, судом первой инстанции сделан правильный вывод о законности и обоснованности принятого управлением постановления о привлечении кооператива к административной ответственности за совершение административного правонарушения ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4 ст. 14.28 КоАП РФ.
Учитывая вышеизложенное, административный орган доказал суду обстоятельства, послужившие основанием для привлечения кооператива к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы кооператива и отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 208 АПК РФ дела об оспаривании решений о привлечении к административной ответственности госпошлиной не облагаются, в связи с чем, кооперативу из федерального бюджета подлежит возвращению 2000 (две тысячи) рублей, ошибочно уплаченных за подачу апелляционной жалобы по платежному поручению N 78 от 19.12.13 г.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.12.2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Возвратить Потребительскому жилищно-строительному кооперативу "САН ВАЛЕ", ИНН 2320195360, из федерального бюджета 2000 (две тысячи) рублей, ошибочно уплаченных в качестве госпошлины за подачу апелляционной жалобы по платежному поручению N 78 от 19.12.13 г.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Н.Н.СМОТРОВА
Судьи
Г.А.СУРМАЛЯН
С.С.ФИЛИМОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)