Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "20" февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "02" марта 2015 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Иванцовой О.А.,
судей: Борисова Г.Н., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Елистратовой О.М.,
в отсутствии представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дивногорское жилищно-коммунальное хозяйство"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "11" ноября 2014 года по делу N А33-20224/2014, принятое судьей Ражковым Р.А.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Дивногорское жилищно-коммунальное хозяйство" (ИНН 2465086212, ОГРН 1042402660464, г. Дивногорск) (далее - ООО "ДЖКХ", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (ИНН 2460071727, ОГРН 1052460100582, г. Красноярск) (далее - Служба, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 15.09.2014 N 958-ж/14 по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 11 ноября 2014 года по делу N А33-20224/2014 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "ДЖКХ" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования в полном объеме. В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что в действиях общества отсутствует состав вменяемого административного правонарушения (обществом не допущены нарушения требований пункта 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416).
Служба представила отзыв на апелляционную жалобу, в которой с доводами, указанными в апелляционной жалобе, не согласилась, в ее удовлетворении просила отказать.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в том числе, путем размещения 28.01.2015 публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет") явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Прокуратурой г. Дивногорска проведена проверка в отношении ООО "ДЖКХ" по вопросу нарушения требований жилищного законодательства о передачи технической документации и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов на многоквартирные дома, расположенные по адресам: г. Дивногорск, ул. Бочкина, д. 70 и ул. Школьная, 27а.
ООО "ДЖКХ" в соответствии с договором управления от 01.10.2012 осуществляло управление многоквартирным домом N 70 по ул. Бочкина в г. Дивногорске Красноярского края.
В соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Дивногорск, ул. Бочкина, д. 70, от 19.05.2014, собственниками многоквартирного дома принято решение о смене способа управления многоквартирным домом с управляющей компании ООО "ДЖКХ" на ООО "Дом", принято решение о расторжении договора управления указанным домом с действующей управляющей организацией ООО "ДЖКХ", наделении полномочиями Янишпольской В.М. на обращение к ООО "ДЖКХ" с уведомлением о расторжении договора управления, на подписание вышеуказанного уведомления.
15.07.2014 Янишпольской В.М. по юридическому адресу ООО "ДЖКХ" направлено уведомление о смене управляющей организации на ООО "Дом" и расторжении договора управления с ООО "ДЖКХ", а также передаче технической документации, сообщить о дате, времени и месте передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов (вручено под вх. N 1953 от 15.07.2014).
Согласно ответа на запрос прокуратуры г. Дивногорска ООО "ДЖКХ" предоставило письмо, направленное в адрес ООО "Дом" о том, что передача технической документации состоится 20.08.2014.
ООО "ДЖКХ" в соответствии с договором управления от 10.04.2013 осуществляло управление многоквартирным домом N 27а по ул. Школьная в г. Дивногорске Красноярского края.
В соответствии с решением единственного собственника многоквартирного дома, расположенного по ул. Школьная, д. 27а, Янишпольской В.М. 10.04.2014 принято решение расторжении договора управления многоквартирным домом с действующей управляющей организацией ООО "ДЖКХ", утверждении выбора новой управляющей организации - ООО "Дом".
30.04.2014 Янишпольской В.М. по юридическому адресу ООО "ДЖКХ" направлено уведомление о смене управляющей организации на ООО "Дом" и расторжении договора управления с ООО "ДЖКХ", а также передаче технической документации, сообщить о дате, времени и месте передачи технической документации на многоквартирный дом (в соответствии с почтовым уведомлением получено 05.05.2014).
На момент проведения проверки 18.08.2014 техническая документация на многоквартирный дом N 27а по ул. Школьная в г. Красноярске и иные связанные с управлением таким многоквартирным домом документы не переданы.
19.08.2014 прокурором г. Дивногорска вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 7.23.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО "ДЖКХ".
25.08.2014 в установленном порядке материалы административного дела переданы прокуратурой в Службу строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 15.09.2014 N 958- ж/14 ООО "ДЖКХ" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 7.23.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с вышеуказанным заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемой части оспариваемого судебного акта, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил основания для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истек ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, пришел к выводу о доказанности наличия в действиях ООО "ДЖКХ" состава вменяемого административного правонарушения и отсутствия процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Исходя из положений статьей 23.55, 25.11, 28.3, 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 "О государственном жилищном надзоре", Положения о Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 03.04.2012 N 143-П, апелляционная коллегия пришла к выводу о том, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, а также оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности вынесено уполномоченными должностными лицами в пределах предоставленной компетенции.
Процедура привлечения заявителя к административной ответственности, в том числе требования, установленные статьями 28.2, 28.4, 29.7 КоАП РФ, административным органом соблюдены, права заявителя, установленные статьей 25.2 КоАП РФ, и иные права, предусмотренные настоящим Кодексом, обеспечены. Данный факт заявителем не оспаривается.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не соглашается с выводом суда первой инстанции о доказанности наличия в действиях ООО "ДЖКХ" состава вменяемого административного правонарушения по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, установлена административная ответственность.
Федеральным законом от 05.05.2014 N 121-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" в КоАП РФ внесены изменения, согласно которым данный Кодекс дополнен статьей 7.23.2, устанавливающей ответственность за нарушение требований законодательства о передаче технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов. Указанный Федеральный закон опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 05.05.2014, вступил в силу с 16.05.2014.
Согласно части 1 статьи 7.23.2 КоАП РФ воспрепятствование деятельности по управлению многоквартирным домом, выразившееся в отказе от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов управляющей организации, товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, жилищно-строительному кооперативу, иному специализированному потребительскому кооперативу или одному из собственников помещений в многоквартирном доме, либо в уклонении от передачи таких документов указанным лицам, либо в нарушении предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами порядка и сроков передачи указанных документов, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Субъектами указанного правонарушения являются лица, на которых возложена обязанность по передаче технической документации на многоквартирный дом, то есть управляющий домом, утративший соответствующие полномочия.
Согласно пункту 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
В силу указанной нормы с момента избрания новой управляющей организации обязательства прежней управляющей организации по управлению многоквартирным домом прекращаются.
Пунктом 8 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Гражданское законодательство допускает одностороннее изменение и расторжение договора, если это предусмотрено Гражданским кодексом, иными законами или договором (статья 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании части 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
При этом, момент прекращения обязательства из договора управления многоквартирным домом в случае одностороннего отказа от его исполнения законодателем не определен.
Согласно пункту 18 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, а также в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного жилищного надзора, орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля (далее - орган государственного жилищного надзора (орган муниципального жилищного контроля), уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения.
Указанное уведомление должно содержать наименование организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, ее адрес, а в случае непосредственного управления собственниками помещений в таком доме - сведения об одном из собственников, указанном в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом.
Пунктом 19 данных Правил установлено, что организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая предусмотренное пунктом 18 настоящих Правил уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, техническую документацию на многоквартирный дом, иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, а также сведения, указанные в подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 22 Правила N 416 организация, ранее управлявшая многоквартирным домом, любым способом, позволяющим достоверно установить, что сообщение исходит от указанной организации, а также подтвердить его получение, уведомляет о дате (не ранее чем через 7 дней со дня направления сообщения), времени и месте передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов организацию, выбранную собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, орган управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одного из собственников, указанного в решении собрания о выборе способа управления этим домом. Передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов осуществляется по акту приема-передачи, который должен содержать сведения о дате и месте его составления и перечень передаваемых документов.
Согласно части 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация за 30 дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Следовательно, обязанность по передачи технической документации на многоквартирный дом возникает у управляющей компании до истечения 30 дней до даты прекращения договора управления многоквартирным домом.
Системный анализ указанных положений, позволяет прийти к выводу о том, что при одностороннем отказе от исполнения договора управления многоквартирным домом и выборе новой управляющей организации, собственники данного дома должны учитывать установленный Жилищным кодексом Российской Федерации и Правилами N 416 порядок и сроки расторжения ранее действующих договоров управления и своевременно обеспечивать направление уведомлений о расторжении таких договоров управляющее организации, в том числе, чтобы данная управляющая организация имела возможность, в свою очередь, исполнить вышеуказанные требований действующего законодательства, в том числе передать вновь выбранной управляющей организации соответствующие документы на управление многоквартирным домом с учетом срока, установленного частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В данном случае заявителю административным органом вменяется нарушение требований пункта 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также Правил N 416, в части нарушения порядка и срока, установленного действующим законодательством, для передачи технической документации и иной документации, связанной с управлением многоквартирными домами.
Таким образом, объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.2 КоАП РФ, в данном случае образует нарушение предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами порядка и сроков передачи указанных документов.
Как следует из материалов дела, и сторонами не оспаривается, в соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Дивногорск, ул. Бочкина, д. 70, от 19.05.2014, а также протоколом единственного собственника жилого дома, расположенного по адресу: г. Дивногорск, ул. Школьная, 27а, от 01.04.2014, указанными собственниками принято решение о смене способа управления данными домами с управляющей компании ООО "ДЖКХ" на ООО "Дом", принято решение о расторжении договоров управления указанными домами с действующей управляющей организацией ООО "ДЖКХ". При этом, протоколы общего собрания не содержат информации о том, с какого момента прекращаются правоотношения с ООО "ДЖКХ" и начинаются правоотношения с ООО "Дом".
Согласно договору управления многоквартирным домом от 20.05.2014 по адресу ул. Бочкина, 70, ООО "Дом" приступает к исполнению своих обязанностей по настоящему договору управления с 01.07.2014. Согласно договору управления многоквартирным домом от 11.04.2014 по адресу ул. Школьная, 27а, ООО "Дом" приступает к исполнению своих обязанностей по настоящему договору управления с 01.05.2014.
Таким образом, с 01.05.2014 и 01.07.2014 соответственно прекращаются полномочия по управлению многоквартирными домами у ООО "ДЖКХ". Следовательно, в силу пункта 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации до 01.04.2014 и 01.06.2014 соответственно у ООО "ДЖКХ" возникла обязанность по передаче технической документации на вышеуказанные многоквартирные дома.
30.05.2014 (с нарушением срока, установленного пунктом 18 Правил N 416) уполномоченное лицо (Янишпольская В.М.) направляет в адрес ООО "ДЖКХ" уведомление о расторжении договора управления (по адресу: г. Дивногорск, ул. Бочкина, 70) с просьбой передать техническую документацию. Указанное уведомление не вручено ООО "ДЖКХ" и возвращено отправителю органом почтовой связи в связи с истечением срока хранения. 15.07.2014 Янишпольская В.М. повторно направляет в адрес ООО "ДЖКХ" уведомление о смене управляющей организации на ООО "Дом" и расторжении договора управления с ООО "ДЖКХ" (по адресу: г. Дивногорск, ул. Бочкина, д. 70), а также передаче технической документации, просит сообщить о дате, времени и месте передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов (указанное уведомление вручено заявителю - вх. N 1953 от 15.07.2014).
Согласно ответа на запрос прокуратуры г. Дивногорска ООО "ДЖКХ" предоставило письмо, направленное в адрес ООО "Дом" о том, что передача технической документации состоится 20.08.2014.
10.04.2014 (с нарушением срока, установленного пунктом 18 Правил N 416) уполномоченное лицо (Янишпольская В.М.) по юридическому адресу ООО "ДЖКХ" направлено уведомление о смене управляющей организации на ООО "Дом" и расторжении договора управления с ООО "ДЖКХ" (по адресу: г. Дивногорск, ул. Школьная, 27а), а также передаче технической документации, с просьбой сообщить о дате, времени и месте передачи технической документации на многоквартирный дом. 30.04.2014 аналогичное уведомление повторно направлено в адрес ООО "ДЖКХ" (получено адресатом 05.05.2014).
На основании изложенного следует, что уведомления о смене управляющей организации получены ООО "ДЖКХ" уже после прекращения соответствующих договоров по управлению многоквартирными домами, следовательно, у заявителя отсутствовала возможность по соблюдению срока, установленного пунктом 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (до истечения 30 дней до даты прекращения договора управления многоквартирным домом). Данный факт не оценивался административным органом при установлении вины лица, привлекаемого к административной ответственности.
Довод административного органа о том, что срок, установленный частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, должен исчисляться с даты получения управляющей компанией соответствующих уведомлений, не принимается апелляционной коллегией как основанные на неверном толковании указанной нормы права. Расширительное толкование в части исчисления сроков, в течении которого у управляющей организации возникает обязанность по передачи технической документации вновь избранной управляющей организации, не допустимо.
В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что административный орган не доказал наличие в действиях ООО "ДЖКХ" субъективной стороны вменяемого административного правонарушения. Недоказанность административным органом состава вменяемого административного правонарушения свидетельствуют о неправомерности привлечения общества к административной ответственности и незаконности вынесения Службой постановления от 15.09.2014 N 958-ж/14 по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В данном случае судебные расходы по уплате государственной пошлины не подлежат распределению, поскольку в силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. Следовательно, по данной категории спора государственная пошлина не уплачивается в целом по делу, в том числе при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "11" ноября 2014 года по делу N А33-20224/2014 отменить. Принять новый судебный акт.
Признать незаконным и отменить постановление Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края от 15.09.2014 N 958-ж/14 по делу об административном правонарушении.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
О.А.ИВАНЦОВА
Судьи
Г.Н.БОРИСОВ
Д.В.ЮДИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.03.2015 ПО ДЕЛУ N А33-20224/2014
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 марта 2015 г. по делу N А33-20224/2014
Резолютивная часть постановления объявлена "20" февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "02" марта 2015 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Иванцовой О.А.,
судей: Борисова Г.Н., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Елистратовой О.М.,
в отсутствии представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дивногорское жилищно-коммунальное хозяйство"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "11" ноября 2014 года по делу N А33-20224/2014, принятое судьей Ражковым Р.А.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Дивногорское жилищно-коммунальное хозяйство" (ИНН 2465086212, ОГРН 1042402660464, г. Дивногорск) (далее - ООО "ДЖКХ", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (ИНН 2460071727, ОГРН 1052460100582, г. Красноярск) (далее - Служба, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 15.09.2014 N 958-ж/14 по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 11 ноября 2014 года по делу N А33-20224/2014 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "ДЖКХ" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования в полном объеме. В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что в действиях общества отсутствует состав вменяемого административного правонарушения (обществом не допущены нарушения требований пункта 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416).
Служба представила отзыв на апелляционную жалобу, в которой с доводами, указанными в апелляционной жалобе, не согласилась, в ее удовлетворении просила отказать.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в том числе, путем размещения 28.01.2015 публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет") явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Прокуратурой г. Дивногорска проведена проверка в отношении ООО "ДЖКХ" по вопросу нарушения требований жилищного законодательства о передачи технической документации и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов на многоквартирные дома, расположенные по адресам: г. Дивногорск, ул. Бочкина, д. 70 и ул. Школьная, 27а.
ООО "ДЖКХ" в соответствии с договором управления от 01.10.2012 осуществляло управление многоквартирным домом N 70 по ул. Бочкина в г. Дивногорске Красноярского края.
В соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Дивногорск, ул. Бочкина, д. 70, от 19.05.2014, собственниками многоквартирного дома принято решение о смене способа управления многоквартирным домом с управляющей компании ООО "ДЖКХ" на ООО "Дом", принято решение о расторжении договора управления указанным домом с действующей управляющей организацией ООО "ДЖКХ", наделении полномочиями Янишпольской В.М. на обращение к ООО "ДЖКХ" с уведомлением о расторжении договора управления, на подписание вышеуказанного уведомления.
15.07.2014 Янишпольской В.М. по юридическому адресу ООО "ДЖКХ" направлено уведомление о смене управляющей организации на ООО "Дом" и расторжении договора управления с ООО "ДЖКХ", а также передаче технической документации, сообщить о дате, времени и месте передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов (вручено под вх. N 1953 от 15.07.2014).
Согласно ответа на запрос прокуратуры г. Дивногорска ООО "ДЖКХ" предоставило письмо, направленное в адрес ООО "Дом" о том, что передача технической документации состоится 20.08.2014.
ООО "ДЖКХ" в соответствии с договором управления от 10.04.2013 осуществляло управление многоквартирным домом N 27а по ул. Школьная в г. Дивногорске Красноярского края.
В соответствии с решением единственного собственника многоквартирного дома, расположенного по ул. Школьная, д. 27а, Янишпольской В.М. 10.04.2014 принято решение расторжении договора управления многоквартирным домом с действующей управляющей организацией ООО "ДЖКХ", утверждении выбора новой управляющей организации - ООО "Дом".
30.04.2014 Янишпольской В.М. по юридическому адресу ООО "ДЖКХ" направлено уведомление о смене управляющей организации на ООО "Дом" и расторжении договора управления с ООО "ДЖКХ", а также передаче технической документации, сообщить о дате, времени и месте передачи технической документации на многоквартирный дом (в соответствии с почтовым уведомлением получено 05.05.2014).
На момент проведения проверки 18.08.2014 техническая документация на многоквартирный дом N 27а по ул. Школьная в г. Красноярске и иные связанные с управлением таким многоквартирным домом документы не переданы.
19.08.2014 прокурором г. Дивногорска вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 7.23.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО "ДЖКХ".
25.08.2014 в установленном порядке материалы административного дела переданы прокуратурой в Службу строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 15.09.2014 N 958- ж/14 ООО "ДЖКХ" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 7.23.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с вышеуказанным заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемой части оспариваемого судебного акта, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил основания для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истек ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, пришел к выводу о доказанности наличия в действиях ООО "ДЖКХ" состава вменяемого административного правонарушения и отсутствия процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Исходя из положений статьей 23.55, 25.11, 28.3, 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 "О государственном жилищном надзоре", Положения о Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 03.04.2012 N 143-П, апелляционная коллегия пришла к выводу о том, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, а также оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности вынесено уполномоченными должностными лицами в пределах предоставленной компетенции.
Процедура привлечения заявителя к административной ответственности, в том числе требования, установленные статьями 28.2, 28.4, 29.7 КоАП РФ, административным органом соблюдены, права заявителя, установленные статьей 25.2 КоАП РФ, и иные права, предусмотренные настоящим Кодексом, обеспечены. Данный факт заявителем не оспаривается.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не соглашается с выводом суда первой инстанции о доказанности наличия в действиях ООО "ДЖКХ" состава вменяемого административного правонарушения по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, установлена административная ответственность.
Федеральным законом от 05.05.2014 N 121-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" в КоАП РФ внесены изменения, согласно которым данный Кодекс дополнен статьей 7.23.2, устанавливающей ответственность за нарушение требований законодательства о передаче технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов. Указанный Федеральный закон опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 05.05.2014, вступил в силу с 16.05.2014.
Согласно части 1 статьи 7.23.2 КоАП РФ воспрепятствование деятельности по управлению многоквартирным домом, выразившееся в отказе от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов управляющей организации, товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, жилищно-строительному кооперативу, иному специализированному потребительскому кооперативу или одному из собственников помещений в многоквартирном доме, либо в уклонении от передачи таких документов указанным лицам, либо в нарушении предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами порядка и сроков передачи указанных документов, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Субъектами указанного правонарушения являются лица, на которых возложена обязанность по передаче технической документации на многоквартирный дом, то есть управляющий домом, утративший соответствующие полномочия.
Согласно пункту 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
В силу указанной нормы с момента избрания новой управляющей организации обязательства прежней управляющей организации по управлению многоквартирным домом прекращаются.
Пунктом 8 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Гражданское законодательство допускает одностороннее изменение и расторжение договора, если это предусмотрено Гражданским кодексом, иными законами или договором (статья 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании части 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
При этом, момент прекращения обязательства из договора управления многоквартирным домом в случае одностороннего отказа от его исполнения законодателем не определен.
Согласно пункту 18 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, а также в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного жилищного надзора, орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля (далее - орган государственного жилищного надзора (орган муниципального жилищного контроля), уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения.
Указанное уведомление должно содержать наименование организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, ее адрес, а в случае непосредственного управления собственниками помещений в таком доме - сведения об одном из собственников, указанном в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом.
Пунктом 19 данных Правил установлено, что организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая предусмотренное пунктом 18 настоящих Правил уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, техническую документацию на многоквартирный дом, иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, а также сведения, указанные в подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 22 Правила N 416 организация, ранее управлявшая многоквартирным домом, любым способом, позволяющим достоверно установить, что сообщение исходит от указанной организации, а также подтвердить его получение, уведомляет о дате (не ранее чем через 7 дней со дня направления сообщения), времени и месте передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов организацию, выбранную собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, орган управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одного из собственников, указанного в решении собрания о выборе способа управления этим домом. Передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов осуществляется по акту приема-передачи, который должен содержать сведения о дате и месте его составления и перечень передаваемых документов.
Согласно части 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация за 30 дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Следовательно, обязанность по передачи технической документации на многоквартирный дом возникает у управляющей компании до истечения 30 дней до даты прекращения договора управления многоквартирным домом.
Системный анализ указанных положений, позволяет прийти к выводу о том, что при одностороннем отказе от исполнения договора управления многоквартирным домом и выборе новой управляющей организации, собственники данного дома должны учитывать установленный Жилищным кодексом Российской Федерации и Правилами N 416 порядок и сроки расторжения ранее действующих договоров управления и своевременно обеспечивать направление уведомлений о расторжении таких договоров управляющее организации, в том числе, чтобы данная управляющая организация имела возможность, в свою очередь, исполнить вышеуказанные требований действующего законодательства, в том числе передать вновь выбранной управляющей организации соответствующие документы на управление многоквартирным домом с учетом срока, установленного частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В данном случае заявителю административным органом вменяется нарушение требований пункта 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также Правил N 416, в части нарушения порядка и срока, установленного действующим законодательством, для передачи технической документации и иной документации, связанной с управлением многоквартирными домами.
Таким образом, объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.2 КоАП РФ, в данном случае образует нарушение предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами порядка и сроков передачи указанных документов.
Как следует из материалов дела, и сторонами не оспаривается, в соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Дивногорск, ул. Бочкина, д. 70, от 19.05.2014, а также протоколом единственного собственника жилого дома, расположенного по адресу: г. Дивногорск, ул. Школьная, 27а, от 01.04.2014, указанными собственниками принято решение о смене способа управления данными домами с управляющей компании ООО "ДЖКХ" на ООО "Дом", принято решение о расторжении договоров управления указанными домами с действующей управляющей организацией ООО "ДЖКХ". При этом, протоколы общего собрания не содержат информации о том, с какого момента прекращаются правоотношения с ООО "ДЖКХ" и начинаются правоотношения с ООО "Дом".
Согласно договору управления многоквартирным домом от 20.05.2014 по адресу ул. Бочкина, 70, ООО "Дом" приступает к исполнению своих обязанностей по настоящему договору управления с 01.07.2014. Согласно договору управления многоквартирным домом от 11.04.2014 по адресу ул. Школьная, 27а, ООО "Дом" приступает к исполнению своих обязанностей по настоящему договору управления с 01.05.2014.
Таким образом, с 01.05.2014 и 01.07.2014 соответственно прекращаются полномочия по управлению многоквартирными домами у ООО "ДЖКХ". Следовательно, в силу пункта 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации до 01.04.2014 и 01.06.2014 соответственно у ООО "ДЖКХ" возникла обязанность по передаче технической документации на вышеуказанные многоквартирные дома.
30.05.2014 (с нарушением срока, установленного пунктом 18 Правил N 416) уполномоченное лицо (Янишпольская В.М.) направляет в адрес ООО "ДЖКХ" уведомление о расторжении договора управления (по адресу: г. Дивногорск, ул. Бочкина, 70) с просьбой передать техническую документацию. Указанное уведомление не вручено ООО "ДЖКХ" и возвращено отправителю органом почтовой связи в связи с истечением срока хранения. 15.07.2014 Янишпольская В.М. повторно направляет в адрес ООО "ДЖКХ" уведомление о смене управляющей организации на ООО "Дом" и расторжении договора управления с ООО "ДЖКХ" (по адресу: г. Дивногорск, ул. Бочкина, д. 70), а также передаче технической документации, просит сообщить о дате, времени и месте передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов (указанное уведомление вручено заявителю - вх. N 1953 от 15.07.2014).
Согласно ответа на запрос прокуратуры г. Дивногорска ООО "ДЖКХ" предоставило письмо, направленное в адрес ООО "Дом" о том, что передача технической документации состоится 20.08.2014.
10.04.2014 (с нарушением срока, установленного пунктом 18 Правил N 416) уполномоченное лицо (Янишпольская В.М.) по юридическому адресу ООО "ДЖКХ" направлено уведомление о смене управляющей организации на ООО "Дом" и расторжении договора управления с ООО "ДЖКХ" (по адресу: г. Дивногорск, ул. Школьная, 27а), а также передаче технической документации, с просьбой сообщить о дате, времени и месте передачи технической документации на многоквартирный дом. 30.04.2014 аналогичное уведомление повторно направлено в адрес ООО "ДЖКХ" (получено адресатом 05.05.2014).
На основании изложенного следует, что уведомления о смене управляющей организации получены ООО "ДЖКХ" уже после прекращения соответствующих договоров по управлению многоквартирными домами, следовательно, у заявителя отсутствовала возможность по соблюдению срока, установленного пунктом 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (до истечения 30 дней до даты прекращения договора управления многоквартирным домом). Данный факт не оценивался административным органом при установлении вины лица, привлекаемого к административной ответственности.
Довод административного органа о том, что срок, установленный частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, должен исчисляться с даты получения управляющей компанией соответствующих уведомлений, не принимается апелляционной коллегией как основанные на неверном толковании указанной нормы права. Расширительное толкование в части исчисления сроков, в течении которого у управляющей организации возникает обязанность по передачи технической документации вновь избранной управляющей организации, не допустимо.
В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что административный орган не доказал наличие в действиях ООО "ДЖКХ" субъективной стороны вменяемого административного правонарушения. Недоказанность административным органом состава вменяемого административного правонарушения свидетельствуют о неправомерности привлечения общества к административной ответственности и незаконности вынесения Службой постановления от 15.09.2014 N 958-ж/14 по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В данном случае судебные расходы по уплате государственной пошлины не подлежат распределению, поскольку в силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. Следовательно, по данной категории спора государственная пошлина не уплачивается в целом по делу, в том числе при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "11" ноября 2014 года по делу N А33-20224/2014 отменить. Принять новый судебный акт.
Признать незаконным и отменить постановление Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края от 15.09.2014 N 958-ж/14 по делу об административном правонарушении.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
О.А.ИВАНЦОВА
Судьи
Г.Н.БОРИСОВ
Д.В.ЮДИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)