Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом; Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплевой М.В.,
судей Фатхутдиновой А.Ф., Хайруллиной Ф.В.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
заинтересованных лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20.11.2013 (судья Кулик И.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2014 (председательствующий судья Комнатная Ю.А., судьи Смирников А.В., Цуцкова М.Г.)
по делу N А12-21033/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стройсервис" (ИНН 3446030706, ОГРН 1083460004308) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (ИНН 3444168900, ОГРН 1093444002684) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о разделе земельного участка, заинтересованное лицо: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (ИНН 7710723134, ОГРН 1087746829994),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Стройсервис" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, с уточнением требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (далее - Теруправление), выразившегося в непринятии решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 34:34:070001:65 по заявлению Общества от 14.05.2012 N 177, как не соответствующее положениям статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), а также обязании Теруправления принять решение об образовании четырех земельных участков из земель населенных пунктов с кадастровыми номерами 34:34:070001:160, 34:34:070001:161, 34:34:070001:162, 34:34:070001:163 в границах, указанных в кадастровых паспортах земельных участков, путем раздела земельного участка площадью 99 999 кв. м из земель населенных пунктов с кадастровым номером 34:34:070001:65 по адресу: г. Волгоград, Кировский и Советский районы, с разрешенным видом использования под организацию экспериментального хозяйства института, производственное и жилищное строительство.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 20.11.2013, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2014, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Теруправление просит принятые по делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований Общества отказать, мотивируя нарушением судами норм материального и процессуального права, указывая, что Полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации осуществляет Росимущество, в связи с чем у Теруправления отсутствует возможность по принятию решения о согласовании раздела спорного земельного участка.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в соответствии с договором аренды земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации от 18.03.2008 N 15/2008 (в редакции дополнительного соглашения от 29.12.2010 N 2 к договору), Обществу передан в аренду сроком на 49 лет земельный участок площадью 99 999 кв. м, расположенный по адресу: г. Волгоград, Советский и Кировский районы, кадастровый номер 34:34:070001:65, разрешенное использование - под организацию экспериментального хозяйства института, производственное и жилищное строительство.
На основании разрешений на строительство от 28.11.2011 N RU34301000-284/К/11, от 08.02.2012 N RU34301000-19/К/12, от 07.03.2012 N RU34301000-29/К/12, от 05.04.2012 N RU34301000-57/К/12 Общество на части вышеуказанного земельного участка осуществило строительство четырех многоквартирных жилых домов.
Указанные многоквартирные жилые дома были введены в эксплуатацию, что подтверждается разрешениями на ввод объекта в эксплуатацию от 29.12.2012 N RU34301000112/07/12, N RU34301000-113/07/12, N RU34301000-114/07/12, N RU34301000-115/07/12.
Вышеуказанные многоквартирные жилые дома объединены едиными сетями инженерно-технического обеспечения, элементами благоустройства придворовой территории (тротуары, проезды, автопарковки), элементами озеленения, благоустроенной детской площадкой, другими элементы инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в указанных домах. Управление указанными жилыми домами осуществляется обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Прибрежный".
Во исполнение пункта 6 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" Общество установило размеры и границы земельного участка, на котором расположены построенные многоквартирные жилые дома, а также размеры и границы земельных участков, на которых в настоящее время осуществляется строительство последующих многоквартирных жилых домов, осуществив раздел земельного участка с кадастровым номером 34:34:070001:65 на четыре земельных участка, внеся в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованных объектов недвижимости: земельных участков с кадастровыми номерами: 34:34:070001:160, 34:34:070001:161, 34:34:070001:162, 34:34:070001:163.
Письмом от 14.05.2012 N 77 Общество обратилось в Теруправление с заявлением о разделе земельного участка с кадастровым номером 34:34:070001:65, при этом обосновав основания раздела земельного участка осуществлением поэтапного строительства и ввода в эксплуатацию многоэтажных жилых домов на вновь образованных земельных участках, указав на целесообразность раздела земельного участка со ссылкой на соответствующие нормативные акты.
В ответ на обращение Общества Теруправление в письме от 14.06.2013 N 09/7233 указало на необходимость представить согласие залогодержателей на раздел земельного участка с кадастровым номером 34:34:070001:65, поскольку зарегистрирована ипотека в пользу участников долевого строительства (физических лиц) и банков.
Общество с сопроводительным письмом от 16.07.2012 N 271 направило в адрес Теруправления документы, подтверждающие письменное согласие физических лиц и банков на раздел земельного участка с кадастровым номером 34:34:070001:65.
Письмом от 05.10.2012 N 09/12607 Теруправление вернуло Обществу пакет документов на доработку, указав, что поскольку целью раздела земельного участка является строительство многоквартирных жилых домов, то заявителю необходимо представить проектную документацию по строительству жилых домов, а также разъяснения Комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда о возможности использования земельных участков в соответствии с установленным видом разрешенного использования.
В соответствии с указаниями Теруправления Общество 09.11.2012 направило в адрес уполномоченного органа дополнительные документы: проект планировки территории по ул. Санаторная в Кировском районе г. Волгограда; письмо Комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда от 30.10.2012 N ар14561-12, решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18.05.2009 по делу N А12-4001/2009; дополнительное соглашение N 1 к договору аренды земельного участка от 18.03.2008 N 15/2008.
Письмом от 26.02.2013 N 09/3333 Теруправление уведомило Общество о повторном направлении доработанных с учетом письма Росимущества от 04.02.2013 N ПП-10/3951 комплектов документов в Росимущество для рассмотрения и принятия соответствующего решения.
Письмом от 26.07.2013 N ПП-10/34300 Росимущество возвратило пакет документов в Теруправление на доработку, указав, что территориальное управление обязано проводить первичную экспертизу документов, подлежащих представлению в Росимущество для рассмотрения по существу, на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации, отсутствия противоречий, комплектности и достаточности для принятия Росимуществом соответствующего решения.
Теруправление во исполнение указанного письма Росимущества 30.08.2013 N 09/11235 направило в очередной раз доработанные документы о разделе земельного участка с кадастровым номером 34:34:070001:65 в Росимущество.
На момент рассмотрения дела по существу Теруправление сведениями о результатах рассмотрения направленного пакета документов в Росимущество в отношения раздела спорного земельного участка не располагало.
Полагая, что действия Теруправления, выразившиеся в непринятии решения о разделе земельного участка, нарушают права и интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок образования земельных участков путем раздела регулируется нормами главы I.1 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
По смыслу пунктов 1, 2 статьи 11.3 ЗК РФ решения об образовании земельных участков принимаются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия такого решения, необходимы следующие документы: кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Суды установили, что Обществом во исполнение требований статьи 11.3 ЗК РФ были представлены в Теруправление все необходимые документы, подтверждающие право на образование спорных земельных участков.
Правила части 5 статьи 200 АПК РФ предусматривают обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Однако в нарушение требований названной процессуальной нормы Теруправление не представило аргументированных доказательств, подтверждающих законность бездействия по принятию решения о разделе земельного участка.
Довод Теруправления в кассационной жалобе о том, что оно не наделено полномочиями на раздел земельного участка, подлежит отклонению.
В силу статьи 29 ЗК РФ и в соответствии с Положением о Росимуществе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество осуществляет полномочия собственника в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 4 Положения о Росимуществе данный орган осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
С учетом системного толкования приведенных норм суды пришли к правильному выводу о том, что именно Теруправление наделено полномочиями собственника земельного участка, предусмотренными статьей 11.3 ЗК РФ и правом по принятию решения о разделе спорного земельного участка. Отсутствие поручения Росимущества на принятие такого решения не может служить препятствием для раздела этого участка.
Оценив с позиции статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, суды двух инстанций, руководствуясь статьями 9, 11.3 ЗК РФ, статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, установив, что бездействие уполномоченного государственного органа по принятию решения о разделе земельного участка противоречит действующему законодательству, правомерно удовлетворили заявленные требования.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты соответствует нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20.11.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2014 по делу N А12-21033/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
М.В.КОНОПЛЕВА
Судьи
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 28.04.2014 ПО ДЕЛУ N А12-21033/2013
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом; Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 апреля 2014 г. по делу N А12-21033/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплевой М.В.,
судей Фатхутдиновой А.Ф., Хайруллиной Ф.В.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
заинтересованных лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20.11.2013 (судья Кулик И.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2014 (председательствующий судья Комнатная Ю.А., судьи Смирников А.В., Цуцкова М.Г.)
по делу N А12-21033/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стройсервис" (ИНН 3446030706, ОГРН 1083460004308) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (ИНН 3444168900, ОГРН 1093444002684) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о разделе земельного участка, заинтересованное лицо: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (ИНН 7710723134, ОГРН 1087746829994),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Стройсервис" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, с уточнением требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (далее - Теруправление), выразившегося в непринятии решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 34:34:070001:65 по заявлению Общества от 14.05.2012 N 177, как не соответствующее положениям статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), а также обязании Теруправления принять решение об образовании четырех земельных участков из земель населенных пунктов с кадастровыми номерами 34:34:070001:160, 34:34:070001:161, 34:34:070001:162, 34:34:070001:163 в границах, указанных в кадастровых паспортах земельных участков, путем раздела земельного участка площадью 99 999 кв. м из земель населенных пунктов с кадастровым номером 34:34:070001:65 по адресу: г. Волгоград, Кировский и Советский районы, с разрешенным видом использования под организацию экспериментального хозяйства института, производственное и жилищное строительство.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 20.11.2013, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2014, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Теруправление просит принятые по делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований Общества отказать, мотивируя нарушением судами норм материального и процессуального права, указывая, что Полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации осуществляет Росимущество, в связи с чем у Теруправления отсутствует возможность по принятию решения о согласовании раздела спорного земельного участка.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в соответствии с договором аренды земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации от 18.03.2008 N 15/2008 (в редакции дополнительного соглашения от 29.12.2010 N 2 к договору), Обществу передан в аренду сроком на 49 лет земельный участок площадью 99 999 кв. м, расположенный по адресу: г. Волгоград, Советский и Кировский районы, кадастровый номер 34:34:070001:65, разрешенное использование - под организацию экспериментального хозяйства института, производственное и жилищное строительство.
На основании разрешений на строительство от 28.11.2011 N RU34301000-284/К/11, от 08.02.2012 N RU34301000-19/К/12, от 07.03.2012 N RU34301000-29/К/12, от 05.04.2012 N RU34301000-57/К/12 Общество на части вышеуказанного земельного участка осуществило строительство четырех многоквартирных жилых домов.
Указанные многоквартирные жилые дома были введены в эксплуатацию, что подтверждается разрешениями на ввод объекта в эксплуатацию от 29.12.2012 N RU34301000112/07/12, N RU34301000-113/07/12, N RU34301000-114/07/12, N RU34301000-115/07/12.
Вышеуказанные многоквартирные жилые дома объединены едиными сетями инженерно-технического обеспечения, элементами благоустройства придворовой территории (тротуары, проезды, автопарковки), элементами озеленения, благоустроенной детской площадкой, другими элементы инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в указанных домах. Управление указанными жилыми домами осуществляется обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Прибрежный".
Во исполнение пункта 6 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" Общество установило размеры и границы земельного участка, на котором расположены построенные многоквартирные жилые дома, а также размеры и границы земельных участков, на которых в настоящее время осуществляется строительство последующих многоквартирных жилых домов, осуществив раздел земельного участка с кадастровым номером 34:34:070001:65 на четыре земельных участка, внеся в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованных объектов недвижимости: земельных участков с кадастровыми номерами: 34:34:070001:160, 34:34:070001:161, 34:34:070001:162, 34:34:070001:163.
Письмом от 14.05.2012 N 77 Общество обратилось в Теруправление с заявлением о разделе земельного участка с кадастровым номером 34:34:070001:65, при этом обосновав основания раздела земельного участка осуществлением поэтапного строительства и ввода в эксплуатацию многоэтажных жилых домов на вновь образованных земельных участках, указав на целесообразность раздела земельного участка со ссылкой на соответствующие нормативные акты.
В ответ на обращение Общества Теруправление в письме от 14.06.2013 N 09/7233 указало на необходимость представить согласие залогодержателей на раздел земельного участка с кадастровым номером 34:34:070001:65, поскольку зарегистрирована ипотека в пользу участников долевого строительства (физических лиц) и банков.
Общество с сопроводительным письмом от 16.07.2012 N 271 направило в адрес Теруправления документы, подтверждающие письменное согласие физических лиц и банков на раздел земельного участка с кадастровым номером 34:34:070001:65.
Письмом от 05.10.2012 N 09/12607 Теруправление вернуло Обществу пакет документов на доработку, указав, что поскольку целью раздела земельного участка является строительство многоквартирных жилых домов, то заявителю необходимо представить проектную документацию по строительству жилых домов, а также разъяснения Комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда о возможности использования земельных участков в соответствии с установленным видом разрешенного использования.
В соответствии с указаниями Теруправления Общество 09.11.2012 направило в адрес уполномоченного органа дополнительные документы: проект планировки территории по ул. Санаторная в Кировском районе г. Волгограда; письмо Комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда от 30.10.2012 N ар14561-12, решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18.05.2009 по делу N А12-4001/2009; дополнительное соглашение N 1 к договору аренды земельного участка от 18.03.2008 N 15/2008.
Письмом от 26.02.2013 N 09/3333 Теруправление уведомило Общество о повторном направлении доработанных с учетом письма Росимущества от 04.02.2013 N ПП-10/3951 комплектов документов в Росимущество для рассмотрения и принятия соответствующего решения.
Письмом от 26.07.2013 N ПП-10/34300 Росимущество возвратило пакет документов в Теруправление на доработку, указав, что территориальное управление обязано проводить первичную экспертизу документов, подлежащих представлению в Росимущество для рассмотрения по существу, на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации, отсутствия противоречий, комплектности и достаточности для принятия Росимуществом соответствующего решения.
Теруправление во исполнение указанного письма Росимущества 30.08.2013 N 09/11235 направило в очередной раз доработанные документы о разделе земельного участка с кадастровым номером 34:34:070001:65 в Росимущество.
На момент рассмотрения дела по существу Теруправление сведениями о результатах рассмотрения направленного пакета документов в Росимущество в отношения раздела спорного земельного участка не располагало.
Полагая, что действия Теруправления, выразившиеся в непринятии решения о разделе земельного участка, нарушают права и интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок образования земельных участков путем раздела регулируется нормами главы I.1 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
По смыслу пунктов 1, 2 статьи 11.3 ЗК РФ решения об образовании земельных участков принимаются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия такого решения, необходимы следующие документы: кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Суды установили, что Обществом во исполнение требований статьи 11.3 ЗК РФ были представлены в Теруправление все необходимые документы, подтверждающие право на образование спорных земельных участков.
Правила части 5 статьи 200 АПК РФ предусматривают обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Однако в нарушение требований названной процессуальной нормы Теруправление не представило аргументированных доказательств, подтверждающих законность бездействия по принятию решения о разделе земельного участка.
Довод Теруправления в кассационной жалобе о том, что оно не наделено полномочиями на раздел земельного участка, подлежит отклонению.
В силу статьи 29 ЗК РФ и в соответствии с Положением о Росимуществе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество осуществляет полномочия собственника в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 4 Положения о Росимуществе данный орган осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
С учетом системного толкования приведенных норм суды пришли к правильному выводу о том, что именно Теруправление наделено полномочиями собственника земельного участка, предусмотренными статьей 11.3 ЗК РФ и правом по принятию решения о разделе спорного земельного участка. Отсутствие поручения Росимущества на принятие такого решения не может служить препятствием для раздела этого участка.
Оценив с позиции статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, суды двух инстанций, руководствуясь статьями 9, 11.3 ЗК РФ, статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, установив, что бездействие уполномоченного государственного органа по принятию решения о разделе земельного участка противоречит действующему законодательству, правомерно удовлетворили заявленные требования.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты соответствует нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20.11.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2014 по делу N А12-21033/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
М.В.КОНОПЛЕВА
Судьи
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)