Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 13 марта 2015 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричек Ю.Н.,
судей Кливера Е.П., Ивановой Н.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14538/2014) общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищник 5" на решение Арбитражного суда Омской области от 10.11.2014 по делу N А46-9308/2014 (судья Захарцева С.Г.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищник 5" (ИНН 5501208979, ОГРН 1085543024742) к инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу г. Омска (ИНН 5501082500, ОГРН 1045501036558) о признании недействительным решения N 02-34/931 ДСП о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в полном объеме,
при участии в судебном заседании представителей:
- от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищник 5" - Парфенчик Игорь Николаевич по доверенности от 07.08.2014 сроком действия 3 года, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации; после перерыва - Афурина Ирина Викторовна по доверенности N 3 от 29.12.2014 сроком действия до 14.01.2016, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;
- от инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу г. Омска - Иванищев Виталий Александрович по доверенности N 15-56/15490 от 29.12.2014 сроком действия до 31.12.2015, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилищник 5" (далее - заявитель, ООО "УК "Жилищник 5", налогоплательщик, Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Инспекции по Советскому административному округу г. Омска (далее - ИФНС России по САО г. омска, заинтересованное лицо, налоговый орган, Инспекция) о признании недействительным решения от 27.03.2014 N 02-34/931 ДСП в полном объеме.
Решением Арбитражного суда Омской области от 10.11.2014 по делу N А46-9308/2014 требования ООО "УК "Жилищник 5" удовлетворены частично, признано недействительным решение Инспекции от 27.03.2014 N 02-34/931 ДСП в части привлечения к налоговой ответственности по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 285 004 руб. 50 коп., по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 142 348 руб. 50 коп., как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации. В удовлетворении остальной части требований суд отказал.
При принятии решения об удовлетворении требований заявителя суд первой инстанции исходил из наличия оснований для дополнительного снижения размера назначенного Обществу штрафа, поскольку налогоплательщиком документально подтверждено наличие обстоятельств, смягчающих ответственность ООО "УК "Жилищник 5", в том числе, таких как систематическое оказание Обществом благотворительной помощи; совершение правонарушения впервые; недостаток денежных средств, необходимых для своевременной уплату налогов в полном объеме и других.
В обоснование принятого судебного акта об отказе в удовлетворении требований заявителя о признании незаконным оспариваемого решения Инспекции в части доначисления сумм налога по упрощенной системе налогообложения (далее - УСНО), суд первой инстанции указал на то, что налоговый орган представил в материалы дела достаточные доказательства, обосновывающие позицию налогового органа о том, что платежи от собственников за услугу "содержание и ремонт жилья" должны в полном объеме быть признанными как доходы Общества и учитываться в целях налогообложения деятельности заявителя по УСНО.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "УК "Жилищник 5" обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении требований налогоплательщика, принять по делу новый судебный акт об в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что суд первой инстанции необоснованно не принял во внимание положения статьи 346.17 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).
ООО "УК "Жилищник 5" считает, что оно правомерно не включало денежные средства в оплату услуг на содержание ЖКХ, поступившие на счета третьих лиц, в налоговую базу по УСНО, избранную им как "доходы"; налоговым органом неправомерно включены в доходы все средства, поступившие в оплату по квитанциям, выставляемым в адрес потребителей, поскольку им не учитывались в каждом конкретном случае конкретные условия договора управления многоквартирным домом, разнящиеся между собой.
Податель жалобы также отмечает, что ООО "УК "Жилищник 5" не вступало в агентские отношения с обслуживающими организациями и оказывало услуги только в рамках договоров управления многоквартирными домами и в соответствии с перечнем, приложенным к такому договору, в то время как доход от выполнения работ и оказания услуг по непосредственному обслуживанию общего имущества многоквартирного дома получали иные обслуживающие организации, заключавшие с ООО "Центржилсервис" договоры на выполнение определенных работ вне рамок договоров управления, поэтому включение в состав выручки от реализации ООО "УК "Жилищник 5" доходов от операций, которые налогоплательщик не обязывался совершать и фактически не совершал, незаконно.
В судебном заседании представитель ООО "УК "Жилищник 5" поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Представитель Инспекции возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
В соответствии со статьями 31, 87, 89 Налогового кодекса Российской Федерации Инспекцией была проведена выездная налоговая проверка ООО "УК Жилищник 5" по всем налогам и сборам за период с 01.01.2010 по 31.12.2012.
По результатам данной проверки принято решение о привлечении ООО "УК Жилищник 5" к ответственности за совершение налогового правонарушения от 27.03.2014 N 02-34/931ДСП.
Решением от 27.03.2014 N 02-34/931ДСП Общество привлечено к налоговой ответственности:
- - по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом в виде штрафа в размере 160 719 руб. (с учетом положений пункта 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации штраф снижен в два раза);
- - по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату сумм единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСНО, в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в размере 380 006 руб.
Указанным решением Обществу предложено уплатить сумму неуплаченного налога по УСНО в размере 1 900 031 руб., а также исчисленную сумму пени за неуплату (несвоевременное перечисление) налогов (сборов): 466 000 руб. 83 коп., в т.ч.: по УСНО - в размере 447 630 руб. 33 коп.; по НДФЛ в размере 18 370 руб. 50 коп.
По результатам выездной налоговой проверки установлено, что ООО "УК Жилищник 5", в нарушении статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации, при определении доходов от реализации за 2010-2012, неправомерно не учитывало в составе доходов платежи от населения за услугу "содержание жилья" по договорам, заключенным между Обществом и собственниками помещений в многоквартирных домах, находящимся на обслуживании ООО "УК Жилищник 5" в общем размере - 63 334 369 руб.
В составе доходов за 2010-2012, Общество отражало только платежи от населения, поступающие на расчетный счет и в кассу Общества, а платежи, которые после дробления общих платежей от населения направлялись в адрес организаций-поставщиков услуг и банковская комиссия, в доходах Общества не учитывались.
Указанное нарушение привело к неуплате налога по УСН в сумме 1 900 031 руб.
Кроме того, Инспекцией было установлено нарушение Обществом пункта 6 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно перечисление в период с 01.01.2010 по 31.07.2013 в бюджет НДФЛ с сумм фактически полученной заработной платы несвоевременно и не в полном объеме.
В обоснование вывода о занижения налогоплательщиком доходов от реализации за 2010-2012 гг. налоговый орган в оспариваемом решении привел следующие факты и обстоятельства.
На обслуживании в ООО "УК Жилищник 5" находится 84 многоквартирных дома.
В ходе налоговой проверки ООО "УК Жилищник 5" представлены договоры (с изменениями, дополнениями и приложениями) на управление, содержание (техническое обслуживание) и ремонт многоквартирных домов, заключенные ООО "УК Жилищник 5" с собственниками помещений (в лице представителя собственников) многоквартирных домов, находящихся на обслуживании в ООО "УК Жилищник 5".
Согласно разделу "Предмет договора" всех договоров с собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, ООО "УК Жилищник 5" (Исполнитель) принимает на себя обязательства по оказанию услуг, выполнению работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов.
Согласно разделу "Цена договора" каждого договора "плата за управление, содержание и ремонт дома определяется в размере, утвержденном решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме". Ежемесячный размер платы за услуги по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме приводится в приложении 2 к договорам с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме и утверждается на общем собрании собственников каждого многоквартирного дома.
Согласно разделам "Стоимость услуг и работ по договору и порядок их оплаты", "Расчеты по договору" всех договоров с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме за оказываемые по договорам с ООО "УК Жилищник 5" услуги и выполняемые работы, наниматели, собственники жилых помещений в многоквартирных домах на основании ежемесячно выставляемых платежных документов, обязуются оплачивать ООО "УК Жилищник 5" услуги и работы по статье "Содержание и ремонт жилья".
Ежемесячный размер платы за услуги по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также перечень самих работ и услуг приводится в приложениях N 1 и N 2 к договорам с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме и утверждается на общем собрании собственников каждого многоквартирного дома. Приложения являются неотъемлемой частью договора (копия типового договора в приложении N 16 на 11 листах к Акту проверки).
Перечень услуг и работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме приводится в приложении 2 к договорам с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме и утверждается на общем собрании собственников каждого многоквартирного дома, включает в себя: управление многоквартирным домом, содержание общего имущества многоквартирного дома, содержание помещений общего пользования (уборка помещений общего пользования, освещение мест общего пользования, дератизация, дезинсекция, вывоз твердых бытовых отходов, вывоз крупногабаритного мусора, уборка мусоропроводов), уборку земельного участка, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома (уборка земельного участка, уборка мусора на контейнерных площадках, уход за зелеными насаждениями), техническое обслуживание (проведение технических осмотров и устранение незначительных неисправностей в инженерных системах, аварийное обслуживание, обслуживание внутридомового газового оборудования, комплексное обслуживание лифтов), подготовка многоквартирного дома к сезонной эксплуатации (расконсервирование и ремонт поливочной системы, консервация системы центрального отопления, ремонт просевшей отмостки; замена разбитых стекол окон и дверей в помещениях общего пользования; ремонт, регулировка, промывка, испытание, расконсервация систем центрального отопления, утепление бойлеров, утепление и прочистка дымовентиляционных каналов, консервация поливочных систем, проверка состояния и ремонт продухов в цоколях зданий, ремонт), проведение текущего ремонта конструктивных элементов зданий и внутридомового инженерного оборудования.
ООО "УК Жилищник 5" заключило с ООО "УК Центржилсервис" ИНН 5503206264 договор N 1 от 01.06.2008 возмездного оказания услуг (с дополнениями, изменениями и приложениями). Согласно условиям договора (п. 1) ООО "УК Центржилсервис" обязуется оказывать ООО "УК Жилищник 5" услуги, в том числе:
Договорную работу (раздел 1.1.1 договора):
- - разработка проектов договоров;
- - определение условий договоров с осуществлением соответствующих расчетов;
- - заключение договоров с поставщиками коммунальных услуг для осуществления расчетов за жилищно-коммунальные услуги через почтовые отделения связи и иные кредитные учреждения и организации;
- - заключение договоров на вывоз твердых отходов, на техническое обслуживание лифтер, на обслуживание внутридомового газового оборудования со специализированные организациями, а по соглашению сторон иных договоров;
- - заключение договоров с Управлением федеральной почтовой связи Омской области -филиалом ФГУП "Почта России", а также иными кредитными учреждениями на прием и перечисление платежей населения за услуги, оказываемые ООО "УК Жилищник 5 ";
- - заключение договоров с администрацией города Омска и подрядными организациями на проведение работ по капитальному ремонту жилых домов, оказание помощи в техническом надзоре, составление проектно-сметной документации и других работ, связанных с подготовкой и проведением работ по капитальному ремонту жилых домов;
- - заключение договоров с Департаментом имущественных отношений Администрации города Омска на аренду движимого и недвижимого имущества.
- заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями на поставку коммунальных услуг населению.
Абонентская работа (раздел 1.1.2 договора):
- - формирование и сопровождение базы данных нанимателей и собственников жилых помещений (потребителей жилищно-коммунальных услуг), включая учет поступления денежных средств;
- - начисление нанимателям и собственникам помещений платы за жилищно-коммунальное и иные услуги;
- - формирование и направление единой расчетной квитанции для оплаты нанимателями и собственниками помещений жилищно-коммунальных и иных услуг.
- Аварийно-диспетчерское обслуживание жилищного фонда (раздел. 1.1.3 договора). Консультационные услуги (раздел. 1.1.4 договора);
- - по бухгалтерским, экономическим, юридическим вопросам (устная и письменная форма);
- - по оптимизации взаиморасчетов ООО "УК Жилищник 5" с контрагентами (кредиторами и должниками);
- - проведение анализа финансово-экономической деятельности.
Перечень объектов жилищного фонда, в отношении которого осуществляются вышеуказанные действия - многоквартирные жилые дома, находящиеся на обслуживании в ООО "УК Жилищник 5", приведен в приложении N 1 к договору.
Согласно договору (раздел. 2 "Права и обязанности Сторон") ООО "УК Центржилсервис" имеет право самостоятельно, либо с привлечением третьих лиц совершать вышеуказанные действия, на более выгодных для ООО "УК Жилищник 5" условиях. Также имеет право совершать все необходимые действия в интересах ООО "УК Жилищник 5", включая право заключения договоров, контрактов, соглашений, подписания платежных и иных банковских документов, актов сверки, заявлений.
Стоимость услуг по договору (сумма вознаграждения) определяется в соответствии с Приложением N 2 к договору (раздел. 3.1. договора). Расчет по договору производится на основании актов выполненных работ, счетов-фактур, выставляемых ООО "УК Центржилсервис" в адрес ООО "УК Жилищник 5". Структура оплаты по Акту выполненных работ указывается в приложении N 3 к договору.
ООО "УК "Центржилсервис" на основании раздела 1.1.1 договора N 1 от 01.06.2008 с ООО "УК Жилищник 5 ", заключило договоры со специализированными организациями- поставщиками услуг на выполнение работ, входящих в перечень работ по "содержанию и ремонту жилья" (вывоз твердых отходов, техническое обслуживание лифтов, обслуживание внутридомового газового оборудования, и пр.), утвержденных решениями общих собраний собственников жилых помещений в многоквартирных домах, находящихся на обслуживании ООО "УК Жилищник 5". ООО "УК "Центржилсервис" заключило договоры со следующими организациями -поставщиками услуг: ООО "Омсклифтсервис" ИНН 5503092712, ООО "Сибирьлифт" ИНН 5503048495, ООО "Центрлифт" ИНН 5503084207, ООО "ПК "Чистый город" ИНН 5504121211, ОАО "Омскгоргаз" ИНН 5504037369, ООО "УКЦентржилсервис" ИНН 5503206264, ОАО "УК "Центржилсервис" ИНН 5503098425, ООО "УК Жилкомсервис" ИНН 5503098418, ООО "Партнер - Жилищник", ИНН 5501096422.
ООО "УК "Центржилсервис" на основании договора N 1 от 01.06.2008, заключенного с ООО "УК "Жилищник 5", заключило договоры: "О приеме и перечисление платежей по единой квитанции" с ОАО "ОТП Банк" (филиал "ОПСБ" ОАО "ОТП Банк")ИНН 7708001614 (договор б/н от 01.07.2008) и с Акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации (Сбербанк России ОАО) ИНН 7707083893 (договор N 156 от 20.10.2009), а также с УФПС Омской области -филиал ФГУП "Почта России" (договор N 021-08 КП /55, 18-25/2082 от 17.07.2008) "Агентский договор о приеме платежей по статье "содержание и ремонт жилых помещений".
По условиям данных договоров поступающие от собственников помещений по единым квитанциям платежи распределяются платежными агентами (в момент оплаты) в процентном соотношении и перечисляются непосредственно на расчетные счета каждого из поставщиков, оказавшим услуги по статье "содержание и ремонт жилья".
Поскольку ООО "УК Жилищник 5" выступает в качестве самостоятельного субъекта правоотношений по отношению как к собственникам помещений, так и к ООО "УК Центржилсервис", и к специализированным организациям-поставщикам услуг, постольку налоговый орган заключил вывод о том, что платежи от собственников за услугу "содержание и ремонт жилья" должны в полном объеме быть признанными как доходы Общества и учитываться в целях налогообложения деятельности заявителя по УСН.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обжаловал его путем подачи апелляционной жалобы в Управление Федеральной налоговой службы по Омской области.
Решением вышестоящего налогового органа N 16-22/07237@ от 06.06.2014 апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения, решение Инспекции - без изменения.
Указанные обстоятельства послужило основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным акта налогового органа, как принятого с нарушением действующего законодательства и нарушающего охраняемые законом права и интересы заявителя.
10.11.2014 Арбитражный суд Омской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Пунктом 1 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.
В пункте 1 статьи 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что объектом налогообложения признаются: доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов.
Согласно пунктам 1 и 5 статьи 346.18 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации.
В силу пункта 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы: доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса Российской Федерации; внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 249 Налогового кодекса Российской Федерации доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
В пункте 1.1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщиком при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в статье 251 НК РФ. Как было установлено налоговым органом в ходе проверки и не опровергается налогоплательщиком, в проверяемом периоде Общество являлось организацией, управляющей многоквартирными домами, а также плательщиком единого налога по УСН с объектом налогообложения "доходы".
В силу пункта 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации, институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Поскольку глава 26.2 Кодекса не содержит определение понятия "договор управления многоквартирным домом", в силу пункта 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации, следует учитывать нормы других отраслей законодательства, в частности, законодательства, регулирующего жилищные и гражданские правоотношения.
Частью 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
Правоотношения Общества с собственниками помещений в многоквартирном доме основаны на договорах управления многоквартирным домом, по которым ООО "УК "Жилищник 5" принимает на себя обязанности по выполнению работ и услуг по управлению, содержанию (техническому обслуживанию) и текущему ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В рассматриваемом случае, исходя из анализа договоров ООО "УК "Жилищник 5" выступает в качестве самостоятельного субъекта правоотношений по отношению как к собственникам помещений, так и к ООО "УК "Центржилсервис", и к специализированным организациям-поставщикам услуг, ресурсоснабжающими организациями.
Поскольку Общество согласно договорам заключенным между ООО "УК "Жилищник 5" и собственниками помещений в многоквартирных домах оказывает последним услуги по содержанию и текущему ремонту общедомового имущества, постольку доходы от деятельности Общества подлежат включению в состав облагаемых налогом доходов, в соответствии с требованиями статей 346.15, 249, 250 НК РФ в объеме перечисленных населением платежей по статье "Содержание и ремонт жилья".
По существу, перечисленные в адрес ООО "Омсклифтсервис", ООО "Сибирьлифт", ООО "Центрлифт", ООО "ПК "Чистый город, ОАО "Омскгоргаз" и иных поставщиков услуг денежные средства являются расходами ООО "УК "Жилищник 5", но в силу добровольного перехода ООО "УК "Жилищник 5" на объект налогообложения "доходы", Общество не может уменьшать доходы (в виде поступающих от потребителей услуг денежных средств) включаемые в налогооблагаемую базу по УСНО. Следовательно, утверждение Общества о том, что суммы, полученные поставщиками услуг (напрямую от платежных агентов), отражены ими в составе доходов в целях налогообложения также не меняет позиции налогового органа.
Не влияет на оценку взаимоотношений Общества с собственниками и то обстоятельство, каким образом налогоплательщик выполняет работы - собственными силами или с привлечением других лиц. Такая позиция поддерживается Постановлением Президиума ВАС РФ от 16.11.2010 г. N 10841/10.
Апелляционный суд находит несостоятельной ссылку подателя жалобы в обоснование своей позиции на положения пункта 1 статьи 346.17 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно названной норме в целях главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).
Согласно пункту 1 статьи 346.18 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя.
Поскольку суммы платежей собственников жилья за оказанные услуги должны учитываться в составе доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением налогоплательщиком УСНО, постольку в рассматриваемом случае датой получения дохода Обществом следует считать день внесения денежных средств физическим лицом - собственником помещений платежному агенту. Последующее перераспределение платежным агентом денежных средств по распоряжению заявителя не свидетельствует о том, что названные денежные средства ему не адресовались.
Доводы налогоплательщика относительно неверного расчета заниженной налоговой базы по причине различного текста заключенных им договоров с собственниками жилых помещений несостоятельны, поскольку различие в текстах договоров не имеет правового значения с учетом того обстоятельства, что налогоплательщик не представил каких-либо доказательств того, что он являлся агентом иного лица, оказывающего собственникам помещений услуги по содержанию и ремонту жилья на основании какого-либо иного договора. Более того, согласно жилищному законодательству, последним определена возможность выбора одного из способов управления многоквартирным домом, а наличие у собственников жилья договоров с несколькими управляющими компаниями не предусмотрено.
Из материалов дела усматривается, что в ходе выездной налоговой проверки ООО "УК "Центржилсервис" (осуществляющим действия в интересах Общества) предоставлены сведения о начислениях, составленных на основании актов выполненных работ и поступлениях платежей от населения за услугу "содержание жилья" в 2010-2012 гг., по многоквартирным домам, находящимся на обслуживании ООО "УК "Жилищник 5", которые позволили налоговому органу определить размер соответствующей платы от населения.
Суммы доходов Общества от оказанных жильцам многоквартирных домов услуг по содержанию и ремонту подтверждаются представленными в материалы дела данными по домам за указанный период и оборотными ведомостями по услугам за период с 2010-2012 года, составленными ООО "Центржилсервис", как организацией оказывающей услуги по заключению договоров с вышеназванными обслуживающими организациями в пользу Общества.
Следовательно, факт занижения Обществом суммы дохода по УСН документально подтвержден.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции, приходит к выводу о том, что судом первой инстанции полно исследованы и установлены все фактические обстоятельства дела, дана надлежащая оценка представленным доказательствам и правильно применены нормы материального права без нарушений норм процессуального законодательства.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Омской области от 10.11.2014 по делу N А46-9308/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Ю.Н.КИРИЧЕК
Судьи
Е.П.КЛИВЕР
Н.Е.ИВАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.03.2015 N 08АП-14538/2014 ПО ДЕЛУ N А46-9308/2014
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 марта 2015 г. N 08АП-14538/2014
Дело N А46-9308/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 13 марта 2015 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричек Ю.Н.,
судей Кливера Е.П., Ивановой Н.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14538/2014) общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищник 5" на решение Арбитражного суда Омской области от 10.11.2014 по делу N А46-9308/2014 (судья Захарцева С.Г.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищник 5" (ИНН 5501208979, ОГРН 1085543024742) к инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу г. Омска (ИНН 5501082500, ОГРН 1045501036558) о признании недействительным решения N 02-34/931 ДСП о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в полном объеме,
при участии в судебном заседании представителей:
- от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищник 5" - Парфенчик Игорь Николаевич по доверенности от 07.08.2014 сроком действия 3 года, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации; после перерыва - Афурина Ирина Викторовна по доверенности N 3 от 29.12.2014 сроком действия до 14.01.2016, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;
- от инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу г. Омска - Иванищев Виталий Александрович по доверенности N 15-56/15490 от 29.12.2014 сроком действия до 31.12.2015, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилищник 5" (далее - заявитель, ООО "УК "Жилищник 5", налогоплательщик, Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Инспекции по Советскому административному округу г. Омска (далее - ИФНС России по САО г. омска, заинтересованное лицо, налоговый орган, Инспекция) о признании недействительным решения от 27.03.2014 N 02-34/931 ДСП в полном объеме.
Решением Арбитражного суда Омской области от 10.11.2014 по делу N А46-9308/2014 требования ООО "УК "Жилищник 5" удовлетворены частично, признано недействительным решение Инспекции от 27.03.2014 N 02-34/931 ДСП в части привлечения к налоговой ответственности по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 285 004 руб. 50 коп., по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 142 348 руб. 50 коп., как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации. В удовлетворении остальной части требований суд отказал.
При принятии решения об удовлетворении требований заявителя суд первой инстанции исходил из наличия оснований для дополнительного снижения размера назначенного Обществу штрафа, поскольку налогоплательщиком документально подтверждено наличие обстоятельств, смягчающих ответственность ООО "УК "Жилищник 5", в том числе, таких как систематическое оказание Обществом благотворительной помощи; совершение правонарушения впервые; недостаток денежных средств, необходимых для своевременной уплату налогов в полном объеме и других.
В обоснование принятого судебного акта об отказе в удовлетворении требований заявителя о признании незаконным оспариваемого решения Инспекции в части доначисления сумм налога по упрощенной системе налогообложения (далее - УСНО), суд первой инстанции указал на то, что налоговый орган представил в материалы дела достаточные доказательства, обосновывающие позицию налогового органа о том, что платежи от собственников за услугу "содержание и ремонт жилья" должны в полном объеме быть признанными как доходы Общества и учитываться в целях налогообложения деятельности заявителя по УСНО.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "УК "Жилищник 5" обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении требований налогоплательщика, принять по делу новый судебный акт об в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что суд первой инстанции необоснованно не принял во внимание положения статьи 346.17 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).
ООО "УК "Жилищник 5" считает, что оно правомерно не включало денежные средства в оплату услуг на содержание ЖКХ, поступившие на счета третьих лиц, в налоговую базу по УСНО, избранную им как "доходы"; налоговым органом неправомерно включены в доходы все средства, поступившие в оплату по квитанциям, выставляемым в адрес потребителей, поскольку им не учитывались в каждом конкретном случае конкретные условия договора управления многоквартирным домом, разнящиеся между собой.
Податель жалобы также отмечает, что ООО "УК "Жилищник 5" не вступало в агентские отношения с обслуживающими организациями и оказывало услуги только в рамках договоров управления многоквартирными домами и в соответствии с перечнем, приложенным к такому договору, в то время как доход от выполнения работ и оказания услуг по непосредственному обслуживанию общего имущества многоквартирного дома получали иные обслуживающие организации, заключавшие с ООО "Центржилсервис" договоры на выполнение определенных работ вне рамок договоров управления, поэтому включение в состав выручки от реализации ООО "УК "Жилищник 5" доходов от операций, которые налогоплательщик не обязывался совершать и фактически не совершал, незаконно.
В судебном заседании представитель ООО "УК "Жилищник 5" поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Представитель Инспекции возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
В соответствии со статьями 31, 87, 89 Налогового кодекса Российской Федерации Инспекцией была проведена выездная налоговая проверка ООО "УК Жилищник 5" по всем налогам и сборам за период с 01.01.2010 по 31.12.2012.
По результатам данной проверки принято решение о привлечении ООО "УК Жилищник 5" к ответственности за совершение налогового правонарушения от 27.03.2014 N 02-34/931ДСП.
Решением от 27.03.2014 N 02-34/931ДСП Общество привлечено к налоговой ответственности:
- - по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом в виде штрафа в размере 160 719 руб. (с учетом положений пункта 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации штраф снижен в два раза);
- - по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату сумм единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСНО, в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в размере 380 006 руб.
Указанным решением Обществу предложено уплатить сумму неуплаченного налога по УСНО в размере 1 900 031 руб., а также исчисленную сумму пени за неуплату (несвоевременное перечисление) налогов (сборов): 466 000 руб. 83 коп., в т.ч.: по УСНО - в размере 447 630 руб. 33 коп.; по НДФЛ в размере 18 370 руб. 50 коп.
По результатам выездной налоговой проверки установлено, что ООО "УК Жилищник 5", в нарушении статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации, при определении доходов от реализации за 2010-2012, неправомерно не учитывало в составе доходов платежи от населения за услугу "содержание жилья" по договорам, заключенным между Обществом и собственниками помещений в многоквартирных домах, находящимся на обслуживании ООО "УК Жилищник 5" в общем размере - 63 334 369 руб.
В составе доходов за 2010-2012, Общество отражало только платежи от населения, поступающие на расчетный счет и в кассу Общества, а платежи, которые после дробления общих платежей от населения направлялись в адрес организаций-поставщиков услуг и банковская комиссия, в доходах Общества не учитывались.
Указанное нарушение привело к неуплате налога по УСН в сумме 1 900 031 руб.
Кроме того, Инспекцией было установлено нарушение Обществом пункта 6 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно перечисление в период с 01.01.2010 по 31.07.2013 в бюджет НДФЛ с сумм фактически полученной заработной платы несвоевременно и не в полном объеме.
В обоснование вывода о занижения налогоплательщиком доходов от реализации за 2010-2012 гг. налоговый орган в оспариваемом решении привел следующие факты и обстоятельства.
На обслуживании в ООО "УК Жилищник 5" находится 84 многоквартирных дома.
В ходе налоговой проверки ООО "УК Жилищник 5" представлены договоры (с изменениями, дополнениями и приложениями) на управление, содержание (техническое обслуживание) и ремонт многоквартирных домов, заключенные ООО "УК Жилищник 5" с собственниками помещений (в лице представителя собственников) многоквартирных домов, находящихся на обслуживании в ООО "УК Жилищник 5".
Согласно разделу "Предмет договора" всех договоров с собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, ООО "УК Жилищник 5" (Исполнитель) принимает на себя обязательства по оказанию услуг, выполнению работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов.
Согласно разделу "Цена договора" каждого договора "плата за управление, содержание и ремонт дома определяется в размере, утвержденном решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме". Ежемесячный размер платы за услуги по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме приводится в приложении 2 к договорам с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме и утверждается на общем собрании собственников каждого многоквартирного дома.
Согласно разделам "Стоимость услуг и работ по договору и порядок их оплаты", "Расчеты по договору" всех договоров с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме за оказываемые по договорам с ООО "УК Жилищник 5" услуги и выполняемые работы, наниматели, собственники жилых помещений в многоквартирных домах на основании ежемесячно выставляемых платежных документов, обязуются оплачивать ООО "УК Жилищник 5" услуги и работы по статье "Содержание и ремонт жилья".
Ежемесячный размер платы за услуги по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также перечень самих работ и услуг приводится в приложениях N 1 и N 2 к договорам с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме и утверждается на общем собрании собственников каждого многоквартирного дома. Приложения являются неотъемлемой частью договора (копия типового договора в приложении N 16 на 11 листах к Акту проверки).
Перечень услуг и работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме приводится в приложении 2 к договорам с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме и утверждается на общем собрании собственников каждого многоквартирного дома, включает в себя: управление многоквартирным домом, содержание общего имущества многоквартирного дома, содержание помещений общего пользования (уборка помещений общего пользования, освещение мест общего пользования, дератизация, дезинсекция, вывоз твердых бытовых отходов, вывоз крупногабаритного мусора, уборка мусоропроводов), уборку земельного участка, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома (уборка земельного участка, уборка мусора на контейнерных площадках, уход за зелеными насаждениями), техническое обслуживание (проведение технических осмотров и устранение незначительных неисправностей в инженерных системах, аварийное обслуживание, обслуживание внутридомового газового оборудования, комплексное обслуживание лифтов), подготовка многоквартирного дома к сезонной эксплуатации (расконсервирование и ремонт поливочной системы, консервация системы центрального отопления, ремонт просевшей отмостки; замена разбитых стекол окон и дверей в помещениях общего пользования; ремонт, регулировка, промывка, испытание, расконсервация систем центрального отопления, утепление бойлеров, утепление и прочистка дымовентиляционных каналов, консервация поливочных систем, проверка состояния и ремонт продухов в цоколях зданий, ремонт), проведение текущего ремонта конструктивных элементов зданий и внутридомового инженерного оборудования.
ООО "УК Жилищник 5" заключило с ООО "УК Центржилсервис" ИНН 5503206264 договор N 1 от 01.06.2008 возмездного оказания услуг (с дополнениями, изменениями и приложениями). Согласно условиям договора (п. 1) ООО "УК Центржилсервис" обязуется оказывать ООО "УК Жилищник 5" услуги, в том числе:
Договорную работу (раздел 1.1.1 договора):
- - разработка проектов договоров;
- - определение условий договоров с осуществлением соответствующих расчетов;
- - заключение договоров с поставщиками коммунальных услуг для осуществления расчетов за жилищно-коммунальные услуги через почтовые отделения связи и иные кредитные учреждения и организации;
- - заключение договоров на вывоз твердых отходов, на техническое обслуживание лифтер, на обслуживание внутридомового газового оборудования со специализированные организациями, а по соглашению сторон иных договоров;
- - заключение договоров с Управлением федеральной почтовой связи Омской области -филиалом ФГУП "Почта России", а также иными кредитными учреждениями на прием и перечисление платежей населения за услуги, оказываемые ООО "УК Жилищник 5 ";
- - заключение договоров с администрацией города Омска и подрядными организациями на проведение работ по капитальному ремонту жилых домов, оказание помощи в техническом надзоре, составление проектно-сметной документации и других работ, связанных с подготовкой и проведением работ по капитальному ремонту жилых домов;
- - заключение договоров с Департаментом имущественных отношений Администрации города Омска на аренду движимого и недвижимого имущества.
- заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями на поставку коммунальных услуг населению.
Абонентская работа (раздел 1.1.2 договора):
- - формирование и сопровождение базы данных нанимателей и собственников жилых помещений (потребителей жилищно-коммунальных услуг), включая учет поступления денежных средств;
- - начисление нанимателям и собственникам помещений платы за жилищно-коммунальное и иные услуги;
- - формирование и направление единой расчетной квитанции для оплаты нанимателями и собственниками помещений жилищно-коммунальных и иных услуг.
- Аварийно-диспетчерское обслуживание жилищного фонда (раздел. 1.1.3 договора). Консультационные услуги (раздел. 1.1.4 договора);
- - по бухгалтерским, экономическим, юридическим вопросам (устная и письменная форма);
- - по оптимизации взаиморасчетов ООО "УК Жилищник 5" с контрагентами (кредиторами и должниками);
- - проведение анализа финансово-экономической деятельности.
Перечень объектов жилищного фонда, в отношении которого осуществляются вышеуказанные действия - многоквартирные жилые дома, находящиеся на обслуживании в ООО "УК Жилищник 5", приведен в приложении N 1 к договору.
Согласно договору (раздел. 2 "Права и обязанности Сторон") ООО "УК Центржилсервис" имеет право самостоятельно, либо с привлечением третьих лиц совершать вышеуказанные действия, на более выгодных для ООО "УК Жилищник 5" условиях. Также имеет право совершать все необходимые действия в интересах ООО "УК Жилищник 5", включая право заключения договоров, контрактов, соглашений, подписания платежных и иных банковских документов, актов сверки, заявлений.
Стоимость услуг по договору (сумма вознаграждения) определяется в соответствии с Приложением N 2 к договору (раздел. 3.1. договора). Расчет по договору производится на основании актов выполненных работ, счетов-фактур, выставляемых ООО "УК Центржилсервис" в адрес ООО "УК Жилищник 5". Структура оплаты по Акту выполненных работ указывается в приложении N 3 к договору.
ООО "УК "Центржилсервис" на основании раздела 1.1.1 договора N 1 от 01.06.2008 с ООО "УК Жилищник 5 ", заключило договоры со специализированными организациями- поставщиками услуг на выполнение работ, входящих в перечень работ по "содержанию и ремонту жилья" (вывоз твердых отходов, техническое обслуживание лифтов, обслуживание внутридомового газового оборудования, и пр.), утвержденных решениями общих собраний собственников жилых помещений в многоквартирных домах, находящихся на обслуживании ООО "УК Жилищник 5". ООО "УК "Центржилсервис" заключило договоры со следующими организациями -поставщиками услуг: ООО "Омсклифтсервис" ИНН 5503092712, ООО "Сибирьлифт" ИНН 5503048495, ООО "Центрлифт" ИНН 5503084207, ООО "ПК "Чистый город" ИНН 5504121211, ОАО "Омскгоргаз" ИНН 5504037369, ООО "УКЦентржилсервис" ИНН 5503206264, ОАО "УК "Центржилсервис" ИНН 5503098425, ООО "УК Жилкомсервис" ИНН 5503098418, ООО "Партнер - Жилищник", ИНН 5501096422.
ООО "УК "Центржилсервис" на основании договора N 1 от 01.06.2008, заключенного с ООО "УК "Жилищник 5", заключило договоры: "О приеме и перечисление платежей по единой квитанции" с ОАО "ОТП Банк" (филиал "ОПСБ" ОАО "ОТП Банк")ИНН 7708001614 (договор б/н от 01.07.2008) и с Акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации (Сбербанк России ОАО) ИНН 7707083893 (договор N 156 от 20.10.2009), а также с УФПС Омской области -филиал ФГУП "Почта России" (договор N 021-08 КП /55, 18-25/2082 от 17.07.2008) "Агентский договор о приеме платежей по статье "содержание и ремонт жилых помещений".
По условиям данных договоров поступающие от собственников помещений по единым квитанциям платежи распределяются платежными агентами (в момент оплаты) в процентном соотношении и перечисляются непосредственно на расчетные счета каждого из поставщиков, оказавшим услуги по статье "содержание и ремонт жилья".
Поскольку ООО "УК Жилищник 5" выступает в качестве самостоятельного субъекта правоотношений по отношению как к собственникам помещений, так и к ООО "УК Центржилсервис", и к специализированным организациям-поставщикам услуг, постольку налоговый орган заключил вывод о том, что платежи от собственников за услугу "содержание и ремонт жилья" должны в полном объеме быть признанными как доходы Общества и учитываться в целях налогообложения деятельности заявителя по УСН.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обжаловал его путем подачи апелляционной жалобы в Управление Федеральной налоговой службы по Омской области.
Решением вышестоящего налогового органа N 16-22/07237@ от 06.06.2014 апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения, решение Инспекции - без изменения.
Указанные обстоятельства послужило основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным акта налогового органа, как принятого с нарушением действующего законодательства и нарушающего охраняемые законом права и интересы заявителя.
10.11.2014 Арбитражный суд Омской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Пунктом 1 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.
В пункте 1 статьи 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что объектом налогообложения признаются: доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов.
Согласно пунктам 1 и 5 статьи 346.18 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации.
В силу пункта 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы: доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса Российской Федерации; внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 249 Налогового кодекса Российской Федерации доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
В пункте 1.1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщиком при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в статье 251 НК РФ. Как было установлено налоговым органом в ходе проверки и не опровергается налогоплательщиком, в проверяемом периоде Общество являлось организацией, управляющей многоквартирными домами, а также плательщиком единого налога по УСН с объектом налогообложения "доходы".
В силу пункта 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации, институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Поскольку глава 26.2 Кодекса не содержит определение понятия "договор управления многоквартирным домом", в силу пункта 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации, следует учитывать нормы других отраслей законодательства, в частности, законодательства, регулирующего жилищные и гражданские правоотношения.
Частью 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
Правоотношения Общества с собственниками помещений в многоквартирном доме основаны на договорах управления многоквартирным домом, по которым ООО "УК "Жилищник 5" принимает на себя обязанности по выполнению работ и услуг по управлению, содержанию (техническому обслуживанию) и текущему ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В рассматриваемом случае, исходя из анализа договоров ООО "УК "Жилищник 5" выступает в качестве самостоятельного субъекта правоотношений по отношению как к собственникам помещений, так и к ООО "УК "Центржилсервис", и к специализированным организациям-поставщикам услуг, ресурсоснабжающими организациями.
Поскольку Общество согласно договорам заключенным между ООО "УК "Жилищник 5" и собственниками помещений в многоквартирных домах оказывает последним услуги по содержанию и текущему ремонту общедомового имущества, постольку доходы от деятельности Общества подлежат включению в состав облагаемых налогом доходов, в соответствии с требованиями статей 346.15, 249, 250 НК РФ в объеме перечисленных населением платежей по статье "Содержание и ремонт жилья".
По существу, перечисленные в адрес ООО "Омсклифтсервис", ООО "Сибирьлифт", ООО "Центрлифт", ООО "ПК "Чистый город, ОАО "Омскгоргаз" и иных поставщиков услуг денежные средства являются расходами ООО "УК "Жилищник 5", но в силу добровольного перехода ООО "УК "Жилищник 5" на объект налогообложения "доходы", Общество не может уменьшать доходы (в виде поступающих от потребителей услуг денежных средств) включаемые в налогооблагаемую базу по УСНО. Следовательно, утверждение Общества о том, что суммы, полученные поставщиками услуг (напрямую от платежных агентов), отражены ими в составе доходов в целях налогообложения также не меняет позиции налогового органа.
Не влияет на оценку взаимоотношений Общества с собственниками и то обстоятельство, каким образом налогоплательщик выполняет работы - собственными силами или с привлечением других лиц. Такая позиция поддерживается Постановлением Президиума ВАС РФ от 16.11.2010 г. N 10841/10.
Апелляционный суд находит несостоятельной ссылку подателя жалобы в обоснование своей позиции на положения пункта 1 статьи 346.17 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно названной норме в целях главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).
Согласно пункту 1 статьи 346.18 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя.
Поскольку суммы платежей собственников жилья за оказанные услуги должны учитываться в составе доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением налогоплательщиком УСНО, постольку в рассматриваемом случае датой получения дохода Обществом следует считать день внесения денежных средств физическим лицом - собственником помещений платежному агенту. Последующее перераспределение платежным агентом денежных средств по распоряжению заявителя не свидетельствует о том, что названные денежные средства ему не адресовались.
Доводы налогоплательщика относительно неверного расчета заниженной налоговой базы по причине различного текста заключенных им договоров с собственниками жилых помещений несостоятельны, поскольку различие в текстах договоров не имеет правового значения с учетом того обстоятельства, что налогоплательщик не представил каких-либо доказательств того, что он являлся агентом иного лица, оказывающего собственникам помещений услуги по содержанию и ремонту жилья на основании какого-либо иного договора. Более того, согласно жилищному законодательству, последним определена возможность выбора одного из способов управления многоквартирным домом, а наличие у собственников жилья договоров с несколькими управляющими компаниями не предусмотрено.
Из материалов дела усматривается, что в ходе выездной налоговой проверки ООО "УК "Центржилсервис" (осуществляющим действия в интересах Общества) предоставлены сведения о начислениях, составленных на основании актов выполненных работ и поступлениях платежей от населения за услугу "содержание жилья" в 2010-2012 гг., по многоквартирным домам, находящимся на обслуживании ООО "УК "Жилищник 5", которые позволили налоговому органу определить размер соответствующей платы от населения.
Суммы доходов Общества от оказанных жильцам многоквартирных домов услуг по содержанию и ремонту подтверждаются представленными в материалы дела данными по домам за указанный период и оборотными ведомостями по услугам за период с 2010-2012 года, составленными ООО "Центржилсервис", как организацией оказывающей услуги по заключению договоров с вышеназванными обслуживающими организациями в пользу Общества.
Следовательно, факт занижения Обществом суммы дохода по УСН документально подтвержден.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции, приходит к выводу о том, что судом первой инстанции полно исследованы и установлены все фактические обстоятельства дела, дана надлежащая оценка представленным доказательствам и правильно применены нормы материального права без нарушений норм процессуального законодательства.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Омской области от 10.11.2014 по делу N А46-9308/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Ю.Н.КИРИЧЕК
Судьи
Е.П.КЛИВЕР
Н.Е.ИВАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)