Судебные решения, арбитраж
Хозяйственная деятельность товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 февраля 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей О.Ю. Ефимовой, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от ОАО "Донэнерго": Баршин Леонид Валерьевич, паспорт, по доверенности от 30.12.2014 N 79,
от Ростовского УФАС: Алексенко Иван Викторович, паспорт, по доверенности от 03.02.2015 N 29,
от ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго": Донцова Ольга Николаевна, паспорт, по доверенности от 26.11.2014 N 408,
от Бородиной Т.В.: Бородина Татьяна Васильевна, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области и
апелляционную жалобу Бородиной Татьяны Васильевны
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 19.08.2014 по делу N А53-14449/2014,
принятое судьей Бондарчук Е.В.
по заявлению открытого акционерного общества "Донэнерго"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
о признании недействительными решения и предписания,
при участии третьих лиц: открытое акционерное общество "Энергосбыт Ростовэнерго", Бородина Татьяна Васильевна,
установил:
открытое акционерное общество "Донэнерго" (далее - ОАО "Донэнерго") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС) о признании недействительными пунктов 1 и 2 решения от 20.05.2014 по делу N 1334/02 и предписания от 14.05.2014 N 374/02 (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ, принятого судом к рассмотрению).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено открытое акционерное общество "Энергосбыт Ростовэнерго".
Решением суда от 19.08.2014 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Ростовское УФАС обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе управление просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении требований ОАО "Донэнерго", ссылаясь на соответствие акта антимонопольного органа закону.
В Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.08.2014 по делу А53-14449/2014 также обратилась Бородина Татьяна Васильевна, не привлеченная к участию в деле А53-14449/2014.
Определением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2014 Бородина Татьяна Васильевна привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, поскольку по заявлению Бородиной Т.В. Ростовским УФАС было возбуждено дело N 1334/02, по результатам которого было принято решение от 20.05.2014, являющееся предметом спора по делу А53-14449/2014.
Представитель Ростовского УФАС в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и отказать в удовлетворении требований общества.
Бородина Т.В. поддержала доводы апелляционной жалобы, просит решение суда отменить и отказать в удовлетворении требований, заявленных ОАО "Донэнерго".
Представитель ОАО "Донэнерго" в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционных жалоб, считая решение суда законным и обоснованным по доводам представленного отзыва.
Представитель ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" в судебном заседании также возражал против удовлетворения апелляционных жалоб, считая решение суда законным и обоснованным по доводам представленного отзыва.
Изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, отзывов на жалобы, выслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об обоснованности жалоб.
Как следует из материалов дела, В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области поступило обращение граждан, проживающих по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Островского, 36/40а о неправомерных действиях ОАО "Донэнерго" и ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" (правопреемник ЗАО "Донэнергосбыт"), связанных с введением 24.05.2013 ограничения режима потребления электроэнергии в жилом доме, расположенном по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Островского, 36/40а.
По результатам рассмотрения материалов дела N 1334/02 Комиссией Ростовского УФАС принято решение от 20.05.2014 и признании ОАО "Донэнерго" нарушившим пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (пункт 1 решения). Пунктом 2 решения определено выдать ОАО "Донэнерго" предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.
В решении указано, что в ходе проведения проверки объектов электросетевого хозяйства обществом "Донэнерго" был выявлен факт потребления электрической энергии в спорном жилом доме в отсутствие заключенного в установленном порядке двустороннего договора энергоснабжения. В связи с чем в адрес ТСЖ "Островский 36/40а" было направлено уведомление от 02.04.2013 N 14/336 с требованием направить ответственного представителя, имеющего право подписи по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Островский, 36/40а на 05.04.2013 в 10-00 для составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии.
Письмом от 09.04.2013 N 14/366 повторно было сообщено об отсутствии правовых основания для потребления электрической энергии и направлено предупреждение о введении ограничения режима потребления электрической энергии.
О выявленном в ходе проведенной проверки факте бездоговорного потребления электрической энергии на точке поставки многоквартирный жилой дом по пер. Островского, 36/40а были также проинформированы Администрация Ленинского района г. Ростова-на-Дону (исх. N 14/530 от 21.05.2013) и ЗАО "Донэнергосбыт" (исх. N 14/531 от 21.05.2013).
24.05.2013 сетевой организацией ОАО "Донэнерго" введено ограничение режима потребления гражданами, проживающими по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Островского, 36/40а электрической энергии, о чем составлен акт N 04/0687 от 24.05.2013.
В период с 22.02.2013 граждане, проживающие по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Островского, 36/40а, обращались в ЗАО "Донэнергосбыт" (правопредшественник ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго") о заключении договора энергоснабжения.
Однако ЗАО "Донэнергосбыт" уклонилось от обязанности заключить договор с заявителями.
Таким образом, по мнению антимонопольного органа, по состоянию на 24.05.2013, то есть на момент введения ограничения режима потребления электрической энергии жильцы, проживающие по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Островского, 36/40а, обратились в ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" с целью заключить договор энергоснабжения.
Сторонами не оспаривается намерение жильцов многоквартирного дома, расположенного по адресу г. Ростов-на-Дону, пер. Островского, 36/40а, исполнения обязательств по оплате за потребленную электрическую энергию.
По мнению Ростовского УФАС, действия ОАО "Донэнерго", выразившиеся в прекращении оказания услуг по передаче электрической энергии противоречат части 4 ст. 26 Федерального закона Российской Федерации "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 N 35-ФЗ и пункту 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказании этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861.
В решении также указано, что 31.01.2013 общее собрание собственников жилого дома N 36/40а по пер. Островского в г. Ростове-на-Дону приняло решение о смене способа управления многоквартирным домом и переходе на непосредственное управление.
04.03.2013 представитель собственников - Бородина Т.В. направила ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" заявление от жильцов дома с просьбой заключить договоры энергоснабжения и осуществлять расчеты с каждым собственником. ОАО "Энергосбыт" были переданы сведения для заключения договоров и выставления счетов на оплату за потребленный ресурс.
В установленный законом срок ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" договор не направило, квитанцию на оплату энергоснабжения не представило.
25.03.2013 в адресу ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" было направлено уведомление о том, что собственники не получили квитанцию на оплату энергоснабжения и не имеют возможности оплатить потребленный коммунальный ресурс.
По состоянию на 24.05.2013, то есть на момент введения ограничения режима потребления электрической энергии ЗАО "Донэнергосбыт" не направляло жильцам, проживающим по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Островского, 36/40а, договор энергоснабжения.
01.07.2013 ЗАО "Донэнергосбыт" реорганизовано в форме присоединения к ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго".
Ростовским УФАС указано, что с учетом положений пунктов 23, 24, 26, 27 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, при выраженном желании заявителей оплачивать потребленные коммунальные услуги (в виде электроэнергии), уклонение от заключения договора поставки, является необоснованным.
При таких обстоятельствах, антимонопольный орган пришел к выводу, что жильцами многоквартирного дома по адресу г. Ростов-на-Дону, пер. Островского, 36/40а, приняты все возможные меры по надлежащему исполнению своих обязательств при потреблении электрической энергии.
Таким образом, по мнению Ростовского УФАС, ОАО "Донэнерго", направляя письма исх. N 14/336 от 02.04.2013, исх. N 14/366 от 09.04.2013, осуществив 24.05.2013 ограничение режима потребления гражданами, проживающими по адресу г. Ростов-на-Дону, пер. Островского, 36/40а,, электрической энергии нарушило запрет, установленный п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
На основании решения Ростовским УФАС выдано предписание от 14.05.2014 N 374/02, которым ОАО "Донэнерго" предписано прекратить нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в ущемлении интересов жильцов многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Островского, 36/40а (пункт 1) и во исполнении пункта 1 предписания в пятнадцатидневный срок с момента получения предписания отозвать письма исх. N 14/336 от 02.04.2013, исх. N 14/366 от 09.04.2013.
Считая незаконными пункты 1 и 2 решения и предписание антимонопольной службы, ОАО "Донэнерго" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198 - 201 АПК РФ для признания незаконным ненормативного акта органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта закону и нарушение им прав и законных интересов заявителя по делу.
Материалами дела не подтверждено наличие данных условий недействительности решения антимонопольного органа.
В силу пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 22.02.2001 N 11/3 ГУП "Донэнерго" включено в подраздел Реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль - "Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе" по виду деятельности "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии".
Таким образом, ОАО "Донэнерго" - правопреемник ГУП "Донэнерго" осуществляет деятельность на рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Положение ОАО "Донэнерго" на рынке услуг по передаче электрической энергии является доминирующим и на его деятельность распространяются ограничения, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции.
Согласно части 4 статьи 26 Федерального закона Российской Федерации "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 N 35-ФЗ в случае, если происходит смена собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, которые ранее в надлежащем порядке были технологически присоединены, а виды производственной деятельности, осуществляемой новым собственником или иным законным владельцем, не влекут за собой пересмотр величины присоединенной мощности и не требуют изменения схемы внешнего электроснабжения и категории надежности электроснабжения, повторное технологическое присоединение не требуется и ранее определенные границы балансовой принадлежности устройств или объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства не изменяются. При этом новый собственник или иной законный владелец энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики обязан уведомить сетевую организацию или владельца объектов электросетевого хозяйства о переходе права собственности или возникновении иного основания владения энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики. В случае перехода права собственности на часть указанных энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики или возникновения иного основания владения ими документы о границах балансовой принадлежности таких объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства подлежат оформлению в порядке, установленном правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказании этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, установлено, что собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
С учетом приведенных положений законодательства у ОАО "Донэнерго" отсутствовали правовые основания для ограничения подачи электрической энергии жильцам многоквартирного дома по адресу г. Ростов-на-Дону, пер. Островского, 36/40а.
Судом апелляционной инстанции признается ошибочным поддержанный судом первой инстанции довод ОАО "Донэнерго", что положения ч. 4 ст. 26 Федерального закона Российской Федерации "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 N 35-ФЗ в данном случае не подлежат применению, поскольку собственниками помещений дома по адресу г. Ростов-на-Дону, пер. Островского, 36/40а допущено бездоговорное потребление электрической энергии.
Согласно статье 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
В силу статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
В соответствии с пунктом 23 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, собственник помещения в многоквартирном доме и собственник жилого дома (домовладения) вправе инициировать заключение в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в подпунктах "а" и "б" и подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, в письменной форме путем подачи исполнителю по месту его нахождения, по почте или иным согласованным с исполнителем способом подписанного собственником (одним из сособственников) заявления о заключении договора в 2 экземплярах, содержащего информацию, указанную в подпунктах "в", "г", "д", "з", "л" и "с" и пункте 20 настоящих Правил, и копий документов, указанных в пункте 22 настоящих Правил.
Подачу документов в месте нахождения исполнителя может осуществить один из сособственников при предъявлении документа, удостоверяющего личность, или уполномоченный представитель любого из сособственников при предъявлении оформленной в установленном порядке доверенности.
Исполнитель не позднее 10 рабочих дней со дня принятия заявления и прилагаемых к нему документов обязан выдать заявителю в месте нахождения исполнителя, по почте или иным согласованным с заявителем способом подписанный исполнителем проект договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, в 2 экземплярах.
Пунктом 26 Правил N 354 определено, что если собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, приняли на общем собрании решение о выдаче одному из собственников или иному лицу полномочий действовать в отношениях с третьими лицами от имени собственников в таком доме, то в этом случае уполномоченное лицо вправе обратиться в ресурсоснабжающую организацию для заключения в письменной форме договора в отношении всех собственников.
Согласно пункту 27 Правил N 354 заключение договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, с ресурсоснабжающей организацией осуществляется в порядке, указанном в пунктах 23 и 24 настоящих Правил.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Порядок заключения и продления договора энергоснабжения установлен статьей 540 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 540 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 настоящего Кодекса.
Договор энергоснабжения, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора.
Если одной из сторон до окончания срока действия договора внесено предложение о заключении нового договора, то отношения сторон до заключения нового договора регулируются ранее заключенным договором.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что с момента создания в июне 2010 года ТСЖ "Островский 36/40а" принимало меры к заключению в письменной форме договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком - ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" (правопреемник общества "Донэнергосбыт") (л.д. 99-104 том N 1 приложения).
Указанные обстоятельства не оспариваются поставщиком и сетевой организацией (ОАО "Донэнерго").
Участвующими в деле лицами также не оспаривается, что с 2010 года жильцами (собственниками) помещений многоквартирного дома по адресу г. Ростов-на-Дону, пер. Островского, 36/40а осуществляется потребление электрической энергии.
Таким образом, с момента совершения жильцами конклюдентных действий по приему и потреблению электрической энергии в силу ст. 540 Гражданского кодекса РФ договор между абонентами и гарантирующим поставщиком считается заключенным.
При таких обстоятельствах, отсутствие письменного договора в данном случае не свидетельствует о наличии бездоговорного потребления электроэнергии, в связи с чем у сетевой организации отсутствовали основания для ограничения передачи ресурса.
При этом, суд также учитывает, что фактов бездоговорного потребления не было установлено в период с 2010 года по 2013 год, то есть в период осуществления управления домом Товариществом "Островский 36/40а". В материалы дела также не представлено доказательств направления поставщиком абонентам в указанный период претензий о наличии задолженности и необходимости ее погашения.
На основании решения общего собрания собственников дома от 31.01.2013 была изменена форма управления имуществом многоквартирного жилого дома с управления товариществом собственников жилья "Островский 36/40а" на непосредственное управление.
После изменения формы управления домом 04.03.2013 представитель собственников Бородина Т.В. обратилась к поставщику с заявлением о необходимости заключения договоров энергоснабжения непосредственно с жильцами дома (л.д. 36-40 том N 1 приложения).
Из переписки между энергосбытовой организацией и собственниками дома следует, что поставщик уклонялся от заключения договоров энергоснабжения (74-79 том N 2 приложения).
Судом апелляционной инстанции не принимаются во внимание ссылки на то, что Бородина Т.В. не имела полномочий на представление интересов всех собственников помещений дома.
В марте 2013 года собственник помещения в МКД по адресу г. Ростов-на-Дону, пер. Островского, 36/40а поставила в известность поставщика о смене способа управления в доме с приложением решения общего собрания собственников. Из заявления Бородиной Т.В. энергоснабжающей организации также стало известно о намерении жильцов заключить договоры энергоснабжения. Необходимость заключения договоров с жильцами также следовала из факта смены способа управления домов на непосредственное управление.
При таких обстоятельствах, гарантирующий поставщик, занимающий доминирующее положение на соответствующем рынке, должен был предпринять все необходимые меры по надлежащему оформлению (в письменном виде) договоров энергоснабжения с жильцами дома, которые фактически с 2010 года состоят с поставщиком в договорных отношениях, потребляя электроэнергию.
Материалами дела подтверждается, что жильцы дома с февраля 2013 года обращались к поставщику с заявлениями о представлении счетов с целью оплаты потребляемой электроэнергии и недопущения образования задолженности.
Таким образом, будучи осведомленным о фактическом подключении абонентов и потребления ими электроэнергии, поставщик должен был принять меры к надлежащему техническому (технологическое присоединение, проверка приборов учета) и юридическому (направление экземпляров договоров) оформлению фактически сложившихся отношений по поставке электроэнергии.
Основанный на информации, поступившей от жилищной инспекции, довод сетевой организации о том, что до ликвидации ТСЖ "Островский 36/40а" форма управления домом не может быть изменена, не соответствует действующему законодательству.
Существование юридического лица - ТСЖ не является основанием, исключающим принятие собственниками помещений решения об изменении способа управления имуществом дома.
При таких обстоятельствах, у ОАО "Донэнерго" отсутствовали основания для ограничения подачи электроэнергии, поскольку с момента фактического подключения к сетям между жильцами дома и гарантирующим поставщиком существует договорные отношения в силу статьи 540 Гражданского кодекса РФ.
Ростовским УФАС сделан обоснованный вывод о том, что введение ОАО "Донэнерго" 24.05.2013 ограничения режима потребления электроэнергии в жилом доме, расположенном по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Островского, 36/40а, нарушает запрет, установленный частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, направление обществом писем (уведомлений) исх. N 14/336 от 02.04.2013, исх. N 14/366 от 09.04.2013, согласно которым жильцами дома осуществляется бездоговорное неучтенное потребление электроэнергии и жильцы предупреждены о введении ограничения режима потребления электрической энергии, также является ущемлением прав абонентов и не соответствует ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
С учетом изложенного, предписание об отзыве указанных писем отвечает восстановлению нарушенных прав абонентов и пресечению нарушения антимонопольного закона.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что Ростовским УФАС приняты законные акты - решение и предписание по делу N 1334/02 (в обжалуемой части), основания для признании недействительными которых отсутствуют.
Решение суда от 19.08.2014 об удовлетворении заявления ОАО "Донэнерго" подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 19 августа 2014 года по делу А53-14449/2014 отменить.
Отказать в удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Донэнерго".
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Т.Г.ГУДЕНИЦА
Судьи
О.Ю.ЕФИМОВА
О.А.СУЛИМЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.02.2015 N 15АП-16737/2014 ПО ДЕЛУ N А53-14449/2014
Разделы:Хозяйственная деятельность товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 февраля 2015 г. N 15АП-16737/2014
Дело N А53-14449/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 февраля 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей О.Ю. Ефимовой, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от ОАО "Донэнерго": Баршин Леонид Валерьевич, паспорт, по доверенности от 30.12.2014 N 79,
от Ростовского УФАС: Алексенко Иван Викторович, паспорт, по доверенности от 03.02.2015 N 29,
от ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго": Донцова Ольга Николаевна, паспорт, по доверенности от 26.11.2014 N 408,
от Бородиной Т.В.: Бородина Татьяна Васильевна, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области и
апелляционную жалобу Бородиной Татьяны Васильевны
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 19.08.2014 по делу N А53-14449/2014,
принятое судьей Бондарчук Е.В.
по заявлению открытого акционерного общества "Донэнерго"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
о признании недействительными решения и предписания,
при участии третьих лиц: открытое акционерное общество "Энергосбыт Ростовэнерго", Бородина Татьяна Васильевна,
установил:
открытое акционерное общество "Донэнерго" (далее - ОАО "Донэнерго") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС) о признании недействительными пунктов 1 и 2 решения от 20.05.2014 по делу N 1334/02 и предписания от 14.05.2014 N 374/02 (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ, принятого судом к рассмотрению).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено открытое акционерное общество "Энергосбыт Ростовэнерго".
Решением суда от 19.08.2014 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Ростовское УФАС обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе управление просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении требований ОАО "Донэнерго", ссылаясь на соответствие акта антимонопольного органа закону.
В Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.08.2014 по делу А53-14449/2014 также обратилась Бородина Татьяна Васильевна, не привлеченная к участию в деле А53-14449/2014.
Определением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2014 Бородина Татьяна Васильевна привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, поскольку по заявлению Бородиной Т.В. Ростовским УФАС было возбуждено дело N 1334/02, по результатам которого было принято решение от 20.05.2014, являющееся предметом спора по делу А53-14449/2014.
Представитель Ростовского УФАС в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и отказать в удовлетворении требований общества.
Бородина Т.В. поддержала доводы апелляционной жалобы, просит решение суда отменить и отказать в удовлетворении требований, заявленных ОАО "Донэнерго".
Представитель ОАО "Донэнерго" в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционных жалоб, считая решение суда законным и обоснованным по доводам представленного отзыва.
Представитель ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" в судебном заседании также возражал против удовлетворения апелляционных жалоб, считая решение суда законным и обоснованным по доводам представленного отзыва.
Изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, отзывов на жалобы, выслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об обоснованности жалоб.
Как следует из материалов дела, В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области поступило обращение граждан, проживающих по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Островского, 36/40а о неправомерных действиях ОАО "Донэнерго" и ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" (правопреемник ЗАО "Донэнергосбыт"), связанных с введением 24.05.2013 ограничения режима потребления электроэнергии в жилом доме, расположенном по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Островского, 36/40а.
По результатам рассмотрения материалов дела N 1334/02 Комиссией Ростовского УФАС принято решение от 20.05.2014 и признании ОАО "Донэнерго" нарушившим пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (пункт 1 решения). Пунктом 2 решения определено выдать ОАО "Донэнерго" предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.
В решении указано, что в ходе проведения проверки объектов электросетевого хозяйства обществом "Донэнерго" был выявлен факт потребления электрической энергии в спорном жилом доме в отсутствие заключенного в установленном порядке двустороннего договора энергоснабжения. В связи с чем в адрес ТСЖ "Островский 36/40а" было направлено уведомление от 02.04.2013 N 14/336 с требованием направить ответственного представителя, имеющего право подписи по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Островский, 36/40а на 05.04.2013 в 10-00 для составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии.
Письмом от 09.04.2013 N 14/366 повторно было сообщено об отсутствии правовых основания для потребления электрической энергии и направлено предупреждение о введении ограничения режима потребления электрической энергии.
О выявленном в ходе проведенной проверки факте бездоговорного потребления электрической энергии на точке поставки многоквартирный жилой дом по пер. Островского, 36/40а были также проинформированы Администрация Ленинского района г. Ростова-на-Дону (исх. N 14/530 от 21.05.2013) и ЗАО "Донэнергосбыт" (исх. N 14/531 от 21.05.2013).
24.05.2013 сетевой организацией ОАО "Донэнерго" введено ограничение режима потребления гражданами, проживающими по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Островского, 36/40а электрической энергии, о чем составлен акт N 04/0687 от 24.05.2013.
В период с 22.02.2013 граждане, проживающие по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Островского, 36/40а, обращались в ЗАО "Донэнергосбыт" (правопредшественник ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго") о заключении договора энергоснабжения.
Однако ЗАО "Донэнергосбыт" уклонилось от обязанности заключить договор с заявителями.
Таким образом, по мнению антимонопольного органа, по состоянию на 24.05.2013, то есть на момент введения ограничения режима потребления электрической энергии жильцы, проживающие по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Островского, 36/40а, обратились в ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" с целью заключить договор энергоснабжения.
Сторонами не оспаривается намерение жильцов многоквартирного дома, расположенного по адресу г. Ростов-на-Дону, пер. Островского, 36/40а, исполнения обязательств по оплате за потребленную электрическую энергию.
По мнению Ростовского УФАС, действия ОАО "Донэнерго", выразившиеся в прекращении оказания услуг по передаче электрической энергии противоречат части 4 ст. 26 Федерального закона Российской Федерации "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 N 35-ФЗ и пункту 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказании этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861.
В решении также указано, что 31.01.2013 общее собрание собственников жилого дома N 36/40а по пер. Островского в г. Ростове-на-Дону приняло решение о смене способа управления многоквартирным домом и переходе на непосредственное управление.
04.03.2013 представитель собственников - Бородина Т.В. направила ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" заявление от жильцов дома с просьбой заключить договоры энергоснабжения и осуществлять расчеты с каждым собственником. ОАО "Энергосбыт" были переданы сведения для заключения договоров и выставления счетов на оплату за потребленный ресурс.
В установленный законом срок ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" договор не направило, квитанцию на оплату энергоснабжения не представило.
25.03.2013 в адресу ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" было направлено уведомление о том, что собственники не получили квитанцию на оплату энергоснабжения и не имеют возможности оплатить потребленный коммунальный ресурс.
По состоянию на 24.05.2013, то есть на момент введения ограничения режима потребления электрической энергии ЗАО "Донэнергосбыт" не направляло жильцам, проживающим по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Островского, 36/40а, договор энергоснабжения.
01.07.2013 ЗАО "Донэнергосбыт" реорганизовано в форме присоединения к ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго".
Ростовским УФАС указано, что с учетом положений пунктов 23, 24, 26, 27 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, при выраженном желании заявителей оплачивать потребленные коммунальные услуги (в виде электроэнергии), уклонение от заключения договора поставки, является необоснованным.
При таких обстоятельствах, антимонопольный орган пришел к выводу, что жильцами многоквартирного дома по адресу г. Ростов-на-Дону, пер. Островского, 36/40а, приняты все возможные меры по надлежащему исполнению своих обязательств при потреблении электрической энергии.
Таким образом, по мнению Ростовского УФАС, ОАО "Донэнерго", направляя письма исх. N 14/336 от 02.04.2013, исх. N 14/366 от 09.04.2013, осуществив 24.05.2013 ограничение режима потребления гражданами, проживающими по адресу г. Ростов-на-Дону, пер. Островского, 36/40а,, электрической энергии нарушило запрет, установленный п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
На основании решения Ростовским УФАС выдано предписание от 14.05.2014 N 374/02, которым ОАО "Донэнерго" предписано прекратить нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в ущемлении интересов жильцов многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Островского, 36/40а (пункт 1) и во исполнении пункта 1 предписания в пятнадцатидневный срок с момента получения предписания отозвать письма исх. N 14/336 от 02.04.2013, исх. N 14/366 от 09.04.2013.
Считая незаконными пункты 1 и 2 решения и предписание антимонопольной службы, ОАО "Донэнерго" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198 - 201 АПК РФ для признания незаконным ненормативного акта органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта закону и нарушение им прав и законных интересов заявителя по делу.
Материалами дела не подтверждено наличие данных условий недействительности решения антимонопольного органа.
В силу пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 22.02.2001 N 11/3 ГУП "Донэнерго" включено в подраздел Реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль - "Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе" по виду деятельности "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии".
Таким образом, ОАО "Донэнерго" - правопреемник ГУП "Донэнерго" осуществляет деятельность на рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Положение ОАО "Донэнерго" на рынке услуг по передаче электрической энергии является доминирующим и на его деятельность распространяются ограничения, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции.
Согласно части 4 статьи 26 Федерального закона Российской Федерации "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 N 35-ФЗ в случае, если происходит смена собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, которые ранее в надлежащем порядке были технологически присоединены, а виды производственной деятельности, осуществляемой новым собственником или иным законным владельцем, не влекут за собой пересмотр величины присоединенной мощности и не требуют изменения схемы внешнего электроснабжения и категории надежности электроснабжения, повторное технологическое присоединение не требуется и ранее определенные границы балансовой принадлежности устройств или объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства не изменяются. При этом новый собственник или иной законный владелец энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики обязан уведомить сетевую организацию или владельца объектов электросетевого хозяйства о переходе права собственности или возникновении иного основания владения энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики. В случае перехода права собственности на часть указанных энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики или возникновения иного основания владения ими документы о границах балансовой принадлежности таких объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства подлежат оформлению в порядке, установленном правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказании этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, установлено, что собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
С учетом приведенных положений законодательства у ОАО "Донэнерго" отсутствовали правовые основания для ограничения подачи электрической энергии жильцам многоквартирного дома по адресу г. Ростов-на-Дону, пер. Островского, 36/40а.
Судом апелляционной инстанции признается ошибочным поддержанный судом первой инстанции довод ОАО "Донэнерго", что положения ч. 4 ст. 26 Федерального закона Российской Федерации "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 N 35-ФЗ в данном случае не подлежат применению, поскольку собственниками помещений дома по адресу г. Ростов-на-Дону, пер. Островского, 36/40а допущено бездоговорное потребление электрической энергии.
Согласно статье 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
В силу статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
В соответствии с пунктом 23 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, собственник помещения в многоквартирном доме и собственник жилого дома (домовладения) вправе инициировать заключение в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в подпунктах "а" и "б" и подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, в письменной форме путем подачи исполнителю по месту его нахождения, по почте или иным согласованным с исполнителем способом подписанного собственником (одним из сособственников) заявления о заключении договора в 2 экземплярах, содержащего информацию, указанную в подпунктах "в", "г", "д", "з", "л" и "с" и пункте 20 настоящих Правил, и копий документов, указанных в пункте 22 настоящих Правил.
Подачу документов в месте нахождения исполнителя может осуществить один из сособственников при предъявлении документа, удостоверяющего личность, или уполномоченный представитель любого из сособственников при предъявлении оформленной в установленном порядке доверенности.
Исполнитель не позднее 10 рабочих дней со дня принятия заявления и прилагаемых к нему документов обязан выдать заявителю в месте нахождения исполнителя, по почте или иным согласованным с заявителем способом подписанный исполнителем проект договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, в 2 экземплярах.
Пунктом 26 Правил N 354 определено, что если собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, приняли на общем собрании решение о выдаче одному из собственников или иному лицу полномочий действовать в отношениях с третьими лицами от имени собственников в таком доме, то в этом случае уполномоченное лицо вправе обратиться в ресурсоснабжающую организацию для заключения в письменной форме договора в отношении всех собственников.
Согласно пункту 27 Правил N 354 заключение договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, с ресурсоснабжающей организацией осуществляется в порядке, указанном в пунктах 23 и 24 настоящих Правил.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Порядок заключения и продления договора энергоснабжения установлен статьей 540 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 540 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 настоящего Кодекса.
Договор энергоснабжения, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора.
Если одной из сторон до окончания срока действия договора внесено предложение о заключении нового договора, то отношения сторон до заключения нового договора регулируются ранее заключенным договором.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что с момента создания в июне 2010 года ТСЖ "Островский 36/40а" принимало меры к заключению в письменной форме договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком - ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" (правопреемник общества "Донэнергосбыт") (л.д. 99-104 том N 1 приложения).
Указанные обстоятельства не оспариваются поставщиком и сетевой организацией (ОАО "Донэнерго").
Участвующими в деле лицами также не оспаривается, что с 2010 года жильцами (собственниками) помещений многоквартирного дома по адресу г. Ростов-на-Дону, пер. Островского, 36/40а осуществляется потребление электрической энергии.
Таким образом, с момента совершения жильцами конклюдентных действий по приему и потреблению электрической энергии в силу ст. 540 Гражданского кодекса РФ договор между абонентами и гарантирующим поставщиком считается заключенным.
При таких обстоятельствах, отсутствие письменного договора в данном случае не свидетельствует о наличии бездоговорного потребления электроэнергии, в связи с чем у сетевой организации отсутствовали основания для ограничения передачи ресурса.
При этом, суд также учитывает, что фактов бездоговорного потребления не было установлено в период с 2010 года по 2013 год, то есть в период осуществления управления домом Товариществом "Островский 36/40а". В материалы дела также не представлено доказательств направления поставщиком абонентам в указанный период претензий о наличии задолженности и необходимости ее погашения.
На основании решения общего собрания собственников дома от 31.01.2013 была изменена форма управления имуществом многоквартирного жилого дома с управления товариществом собственников жилья "Островский 36/40а" на непосредственное управление.
После изменения формы управления домом 04.03.2013 представитель собственников Бородина Т.В. обратилась к поставщику с заявлением о необходимости заключения договоров энергоснабжения непосредственно с жильцами дома (л.д. 36-40 том N 1 приложения).
Из переписки между энергосбытовой организацией и собственниками дома следует, что поставщик уклонялся от заключения договоров энергоснабжения (74-79 том N 2 приложения).
Судом апелляционной инстанции не принимаются во внимание ссылки на то, что Бородина Т.В. не имела полномочий на представление интересов всех собственников помещений дома.
В марте 2013 года собственник помещения в МКД по адресу г. Ростов-на-Дону, пер. Островского, 36/40а поставила в известность поставщика о смене способа управления в доме с приложением решения общего собрания собственников. Из заявления Бородиной Т.В. энергоснабжающей организации также стало известно о намерении жильцов заключить договоры энергоснабжения. Необходимость заключения договоров с жильцами также следовала из факта смены способа управления домов на непосредственное управление.
При таких обстоятельствах, гарантирующий поставщик, занимающий доминирующее положение на соответствующем рынке, должен был предпринять все необходимые меры по надлежащему оформлению (в письменном виде) договоров энергоснабжения с жильцами дома, которые фактически с 2010 года состоят с поставщиком в договорных отношениях, потребляя электроэнергию.
Материалами дела подтверждается, что жильцы дома с февраля 2013 года обращались к поставщику с заявлениями о представлении счетов с целью оплаты потребляемой электроэнергии и недопущения образования задолженности.
Таким образом, будучи осведомленным о фактическом подключении абонентов и потребления ими электроэнергии, поставщик должен был принять меры к надлежащему техническому (технологическое присоединение, проверка приборов учета) и юридическому (направление экземпляров договоров) оформлению фактически сложившихся отношений по поставке электроэнергии.
Основанный на информации, поступившей от жилищной инспекции, довод сетевой организации о том, что до ликвидации ТСЖ "Островский 36/40а" форма управления домом не может быть изменена, не соответствует действующему законодательству.
Существование юридического лица - ТСЖ не является основанием, исключающим принятие собственниками помещений решения об изменении способа управления имуществом дома.
При таких обстоятельствах, у ОАО "Донэнерго" отсутствовали основания для ограничения подачи электроэнергии, поскольку с момента фактического подключения к сетям между жильцами дома и гарантирующим поставщиком существует договорные отношения в силу статьи 540 Гражданского кодекса РФ.
Ростовским УФАС сделан обоснованный вывод о том, что введение ОАО "Донэнерго" 24.05.2013 ограничения режима потребления электроэнергии в жилом доме, расположенном по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Островского, 36/40а, нарушает запрет, установленный частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, направление обществом писем (уведомлений) исх. N 14/336 от 02.04.2013, исх. N 14/366 от 09.04.2013, согласно которым жильцами дома осуществляется бездоговорное неучтенное потребление электроэнергии и жильцы предупреждены о введении ограничения режима потребления электрической энергии, также является ущемлением прав абонентов и не соответствует ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
С учетом изложенного, предписание об отзыве указанных писем отвечает восстановлению нарушенных прав абонентов и пресечению нарушения антимонопольного закона.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что Ростовским УФАС приняты законные акты - решение и предписание по делу N 1334/02 (в обжалуемой части), основания для признании недействительными которых отсутствуют.
Решение суда от 19.08.2014 об удовлетворении заявления ОАО "Донэнерго" подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 19 августа 2014 года по делу А53-14449/2014 отменить.
Отказать в удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Донэнерго".
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Т.Г.ГУДЕНИЦА
Судьи
О.Ю.ЕФИМОВА
О.А.СУЛИМЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)