Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истцу как члену семьи умершего сотрудника правоохранительных органов, обладающему правом на компенсационные выплаты на оплату коммунальных услуг, отказано в компенсации за полив приусадебного участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФИО14
Президиум Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего - Емельянова В.А.,
членов президиума: Ушакова В.М., Белинской С.В., Решетниковой Т.П., Сайтбурхановой Р.Х.
с участием первого заместителя прокурора Оренбургской области Волкова А.В.,
рассмотрел кассационную жалобу Ч. на решение Гайского городского суда Оренбургской области от 04 июля 2014 года и на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 29 октября 2014 года по делу по иску Гайского межрайонного прокурора, действующего в интересах Ч., к Государственному казенному учреждению Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" о признании действий незаконными и обязании выплатить компенсацию.
Заслушав доклад судьи Оренбургского областного суда Лебедевой Н.В.,
установил:
Гайский межрайонный прокурор, действуя в интересах Ч., обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование которого сослался на то, что Ч. является членом семьи умершего сотрудника правоохранительных органов и обладает правом на компенсационные выплаты в связи с расходами на оплату коммунальных услуг. С 2010 года Ч. является получателем коммунальной услуги "вода холодная", однако ответчик отказывает ей в компенсации расходов по оплате коммунальных платежей в части оплаты за полив приусадебного участка. Всего за полив приусадебного участка за период 2012-2013 годы ей не выплачена компенсация в размере *** рублей.
Просил признать незаконными действия Государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" в части отказа Ч., как члену семьи умершего сотрудника правоохранительных органов, в компенсации расходов по оплате коммунальных услуг за полив земельного участка за 2012-2013 годы и обязать ответчика выплатить истцу в качестве компенсации указанных расходов *** рублей в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу.
Решением Гайского городского суда Оренбургской области от 04 июля 2014 года в удовлетворении требований Гайского межрайонного прокурора отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 29 октября 2014 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в Оренбургский областной суд 27 февраля 2015 года, Ч. просит отменить принятые по делу судебные постановления. При этом заявитель ссылается на то, что под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче коммунального ресурса с целью обеспечения благоприятных условий использования, в том числе земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений), что следует из Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Определением судьи Оренбургского областного суда Лебедевой Н.В. от 12 мая 2015 года кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании президиума Оренбургского областного суда.
Ч., надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явилась, в связи с чем на основании статьи 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации президиум Оренбургского областного суда находит возможным рассмотрение дела в ее отсутствие.
Первый заместитель прокурора Оренбургской области Волков А.В. кассационную жалобу Ч. поддержал, просил отменить решение Гайского городского суда Оренбургской области от 04 июля 2014 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 29 октября 2014 года.
Представитель государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" Ш.Т.А.., действующая на основании доверенности от 01 апреля 2015 года N, в судебном заседании возражала по доводам кассационной жалобы, просила оставить без изменения принятые по делу судебные постановления.
Согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, президиум Оренбургского областного суда приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" члены семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, имеют право на компенсационные выплаты по оплате общей площади занимаемых ими жилых помещений и коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда.
Порядок и размеры компенсационных выплат определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2005 года N 475 "О предоставлении членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг", члены семей погибших (умерших) военнослужащих осуществляют оплату жилой площади, коммунальных и других видов услуг в полном объеме с последующим получением компенсационной выплаты в связи со следующими расходами: а) оплата общей площади занимаемых ими жилых помещений (в коммунальных помещениях - жилой площади), найма, содержания и ремонта жилых помещений (для собственников жилых помещений и членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов - оплата содержания и ремонта объектов общего пользования в многоквартирных жилых домах); б) оплата коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда; в) внесение платы за пользование услугами местной телефонной связи, абонентской платы за пользование радиотрансляционной точкой, коллективной антенной.
Согласно пункту 13 указанных Правил компенсационные выплаты членам семей погибших (умерших) военнослужащих назначаются органом социальной защиты населения по месту жительства.
Размер компенсационных выплат определяется из расчета 60 процентов расходов по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг (кроме услуг местной телефонной связи и абонентской платы за пользование радиотрансляционной точкой), составляющих долю членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего в составе общих расходов, приходящихся на всех граждан, зарегистрированных в жилом помещении (пункт 16 Правил).
Из материалов дела усматривается, что Ч. является членом семьи погибшего сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации и имеет право на компенсационные выплаты в связи с расходами на оплату коммунальных услуг.
В соответствии с договором на водоснабжение и водоотведение от 17 декабря 2010 года N, заключенным между МУП ЖКХ и Ч., МУП ЖКХ ("Энергоснабжающая организация") поставляет истцу воду холодную и воду для полива садового участка в период с мая по сентябрь в количестве 15 куб. м/100 кв. м по тарифу, утвержденному Гайским городским Советом депутатов. Площадь поливного участка составляет ***
Основанием для обращения Ч. за судебной защитой явился отказ ответчика компенсировать понесенные ею расходы на полив земельного участка за период с 2012 года по 2013 год в сумме *** рублей.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что плата за полив земельного участка не входит в состав коммунальных услуг, поскольку земельный участок не относится к жилищному фонду.
Согласившись с решением суда первой инстанции, судебная коллегия сослалась также на пункт 3 (раздела I) Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, согласно которому под коммунальной услугой понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях, на положения пункта 4 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и пункта 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2005 года N 475 "О предоставлении членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг", истолковав их таким образом, что членам семьи умершего военнослужащего возмещению подлежат расходы по оплате коммунальных услуг, предоставляемых в связи с пользованием ими жилых помещений, к которым земельный участок не относится.
Выводы судебных инстанций о том, что при предоставлении компенсационной выплаты по оплате коммунальных услуг членам семьи умершего военнослужащего не подлежит возмещению оплата по нормативу водопотребления, установленному для полива приусадебных участков, по тем основаниям, что водоснабжение в данном случае осуществляется не в жилое помещение, не соответствуют требованиям законодательства и характеру правоотношений по предоставлению коммунальных услуг гражданам, так как компенсационная выплата установлена на оплату коммунальных услуг, в том числе за полив приусадебного участка, полученных указанными гражданами для личного потребления, не связанного с осуществлением предпринимательской деятельности, что согласуется как с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, действовавшим до 1 сентября 2012 года, так и с положениями действующих в настоящее время Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Так, подпункты 10 и 11 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривают, что жилищное законодательство регулирует отношения по поводу предоставления коммунальных услуг и внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии со статьями 5 и 8 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилищным отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных Кодексом.
Частью 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в жилых домах несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Согласно части 4 названной статьи плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение).
Собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (пункт 9 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, действующим до 01 сентября 2012 года, под коммунальной услугой понималась деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
01 сентября 2012 года вступили в силу Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 N 354 (Правила N 354), с указанной даты признано утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", за исключением пунктов 15 - 28 Правил (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению) и пунктов 1 - 4 приложения N 2 к указанным Правилам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), которые утрачивают силу с 1 июля 2016 года.
Согласно абзацу 9 пункта 2 Правил N 354 коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Пункт 41 Правил N 354 устанавливает, что в состав оплаты в домовладении включаются коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом помещении, а также коммунальные услуги, потребленные при использовании земельного участка и расположенных надворных построек. А пункт 34 Правил N 354 обязывает потребителя, при отсутствии индивидуального прибора учета в домовладении, уведомлять исполнителя о площади земельного участка, видах и количестве сельскохозяйственных животных и птиц, режиме водопотребления на полив земельного участка, а также мощности применяемых устройств, с помощью которых осуществляется потребление коммунальных ресурсов.
Предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, который может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (пункт 6 Правил N 354).
По договору от 17 декабря 2010 года N на водоснабжение и водоотведение, заключенному между МУП ЖКХ и Ч., МУП ЖКХ ("Энергоснабжающая организация") поставляет истцу холодную воду и воду для полива садового участка за период с мая по сентябрь в количестве 15 куб. м/100 кв. м (л.д. 9).
При вынесении судебных актов предыдущими судебными инстанциями не учтены вышеназванные положения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 N 354, в том числе используемое в настоящих Правилах понятие "коммунальная услуга", под которым понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса, в том числе с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений), а также состав оплаты за пользование коммунальными услугами в домовладении.
Кроме того, ни статья 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ, ни Правила, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2005 года N 475, не содержат указаний на условия, ограничивающие предоставление компенсационной выплаты по оплате коммунальных услуг в зависимости от целевого использования потребляемой воды в жилом доме или при поливе приусадебного участка.
Допущенные судебными инстанциями нарушения норм материального права являются существенными нарушениями, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов заявителя жалобы.
С учетом изложенного, в целях исправления допущенных судебными инстанциями при рассмотрении дела ошибки в применении норм материального закона президиум Оренбургского областного суда считает необходимым кассационную жалобу Ч. удовлетворить, решение Гайского городского суда Оренбургской области от 04 июля 2014 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 29 октября 2014 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, в ходе которого необходимо установить обстоятельства, имеющие значение для дела, в частности объем потребленной холодной воды (адрес) за 2012-2013 годы за полив земельного участка, размер платы за коммунальную услугу за указанный период и размер компенсации, и, в зависимости от вновь установленных обстоятельств и в соответствии с требованиями закона, разрешить вопрос о возложении обязанности на ответчика выплатить Ч. компенсацию расходов по оплате коммунальных услуг за полив земельного участка за 2012-2013 годы.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум Оренбургского областного суда
постановил:
кассационную жалобу Ч. на решение Гайского городского суда Оренбургской области от 04 июля 2014 года и на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 29 октября 2014 года удовлетворить.
Решение Гайского городского суда Оренбургской области от 04 июля 2014 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 29 октября 2014 года по делу по иску Гайского межрайонного прокурора, действующего в интересах Ч., к Государственному казенному учреждению Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" о признании действий незаконными и обязании выплатить компенсацию отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий
В.А.ЕМЕЛЬЯНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 08.06.2015 N 44Г-25
Требование: О признании действий незаконными, обязании выплатить компенсацию.Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истцу как члену семьи умершего сотрудника правоохранительных органов, обладающему правом на компенсационные выплаты на оплату коммунальных услуг, отказано в компенсации за полив приусадебного участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПРЕЗИДИУМ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июня 2015 г. N 44г-25
ФИО14
Президиум Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего - Емельянова В.А.,
членов президиума: Ушакова В.М., Белинской С.В., Решетниковой Т.П., Сайтбурхановой Р.Х.
с участием первого заместителя прокурора Оренбургской области Волкова А.В.,
рассмотрел кассационную жалобу Ч. на решение Гайского городского суда Оренбургской области от 04 июля 2014 года и на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 29 октября 2014 года по делу по иску Гайского межрайонного прокурора, действующего в интересах Ч., к Государственному казенному учреждению Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" о признании действий незаконными и обязании выплатить компенсацию.
Заслушав доклад судьи Оренбургского областного суда Лебедевой Н.В.,
установил:
Гайский межрайонный прокурор, действуя в интересах Ч., обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование которого сослался на то, что Ч. является членом семьи умершего сотрудника правоохранительных органов и обладает правом на компенсационные выплаты в связи с расходами на оплату коммунальных услуг. С 2010 года Ч. является получателем коммунальной услуги "вода холодная", однако ответчик отказывает ей в компенсации расходов по оплате коммунальных платежей в части оплаты за полив приусадебного участка. Всего за полив приусадебного участка за период 2012-2013 годы ей не выплачена компенсация в размере *** рублей.
Просил признать незаконными действия Государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" в части отказа Ч., как члену семьи умершего сотрудника правоохранительных органов, в компенсации расходов по оплате коммунальных услуг за полив земельного участка за 2012-2013 годы и обязать ответчика выплатить истцу в качестве компенсации указанных расходов *** рублей в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу.
Решением Гайского городского суда Оренбургской области от 04 июля 2014 года в удовлетворении требований Гайского межрайонного прокурора отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 29 октября 2014 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в Оренбургский областной суд 27 февраля 2015 года, Ч. просит отменить принятые по делу судебные постановления. При этом заявитель ссылается на то, что под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче коммунального ресурса с целью обеспечения благоприятных условий использования, в том числе земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений), что следует из Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Определением судьи Оренбургского областного суда Лебедевой Н.В. от 12 мая 2015 года кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании президиума Оренбургского областного суда.
Ч., надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явилась, в связи с чем на основании статьи 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации президиум Оренбургского областного суда находит возможным рассмотрение дела в ее отсутствие.
Первый заместитель прокурора Оренбургской области Волков А.В. кассационную жалобу Ч. поддержал, просил отменить решение Гайского городского суда Оренбургской области от 04 июля 2014 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 29 октября 2014 года.
Представитель государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" Ш.Т.А.., действующая на основании доверенности от 01 апреля 2015 года N, в судебном заседании возражала по доводам кассационной жалобы, просила оставить без изменения принятые по делу судебные постановления.
Согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, президиум Оренбургского областного суда приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" члены семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, имеют право на компенсационные выплаты по оплате общей площади занимаемых ими жилых помещений и коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда.
Порядок и размеры компенсационных выплат определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2005 года N 475 "О предоставлении членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг", члены семей погибших (умерших) военнослужащих осуществляют оплату жилой площади, коммунальных и других видов услуг в полном объеме с последующим получением компенсационной выплаты в связи со следующими расходами: а) оплата общей площади занимаемых ими жилых помещений (в коммунальных помещениях - жилой площади), найма, содержания и ремонта жилых помещений (для собственников жилых помещений и членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов - оплата содержания и ремонта объектов общего пользования в многоквартирных жилых домах); б) оплата коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда; в) внесение платы за пользование услугами местной телефонной связи, абонентской платы за пользование радиотрансляционной точкой, коллективной антенной.
Согласно пункту 13 указанных Правил компенсационные выплаты членам семей погибших (умерших) военнослужащих назначаются органом социальной защиты населения по месту жительства.
Размер компенсационных выплат определяется из расчета 60 процентов расходов по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг (кроме услуг местной телефонной связи и абонентской платы за пользование радиотрансляционной точкой), составляющих долю членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего в составе общих расходов, приходящихся на всех граждан, зарегистрированных в жилом помещении (пункт 16 Правил).
Из материалов дела усматривается, что Ч. является членом семьи погибшего сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации и имеет право на компенсационные выплаты в связи с расходами на оплату коммунальных услуг.
В соответствии с договором на водоснабжение и водоотведение от 17 декабря 2010 года N, заключенным между МУП ЖКХ и Ч., МУП ЖКХ ("Энергоснабжающая организация") поставляет истцу воду холодную и воду для полива садового участка в период с мая по сентябрь в количестве 15 куб. м/100 кв. м по тарифу, утвержденному Гайским городским Советом депутатов. Площадь поливного участка составляет ***
Основанием для обращения Ч. за судебной защитой явился отказ ответчика компенсировать понесенные ею расходы на полив земельного участка за период с 2012 года по 2013 год в сумме *** рублей.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что плата за полив земельного участка не входит в состав коммунальных услуг, поскольку земельный участок не относится к жилищному фонду.
Согласившись с решением суда первой инстанции, судебная коллегия сослалась также на пункт 3 (раздела I) Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, согласно которому под коммунальной услугой понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях, на положения пункта 4 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и пункта 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2005 года N 475 "О предоставлении членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг", истолковав их таким образом, что членам семьи умершего военнослужащего возмещению подлежат расходы по оплате коммунальных услуг, предоставляемых в связи с пользованием ими жилых помещений, к которым земельный участок не относится.
Выводы судебных инстанций о том, что при предоставлении компенсационной выплаты по оплате коммунальных услуг членам семьи умершего военнослужащего не подлежит возмещению оплата по нормативу водопотребления, установленному для полива приусадебных участков, по тем основаниям, что водоснабжение в данном случае осуществляется не в жилое помещение, не соответствуют требованиям законодательства и характеру правоотношений по предоставлению коммунальных услуг гражданам, так как компенсационная выплата установлена на оплату коммунальных услуг, в том числе за полив приусадебного участка, полученных указанными гражданами для личного потребления, не связанного с осуществлением предпринимательской деятельности, что согласуется как с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, действовавшим до 1 сентября 2012 года, так и с положениями действующих в настоящее время Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Так, подпункты 10 и 11 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривают, что жилищное законодательство регулирует отношения по поводу предоставления коммунальных услуг и внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии со статьями 5 и 8 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилищным отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных Кодексом.
Частью 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в жилых домах несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Согласно части 4 названной статьи плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение).
Собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (пункт 9 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, действующим до 01 сентября 2012 года, под коммунальной услугой понималась деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
01 сентября 2012 года вступили в силу Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 N 354 (Правила N 354), с указанной даты признано утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", за исключением пунктов 15 - 28 Правил (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению) и пунктов 1 - 4 приложения N 2 к указанным Правилам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), которые утрачивают силу с 1 июля 2016 года.
Согласно абзацу 9 пункта 2 Правил N 354 коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Пункт 41 Правил N 354 устанавливает, что в состав оплаты в домовладении включаются коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом помещении, а также коммунальные услуги, потребленные при использовании земельного участка и расположенных надворных построек. А пункт 34 Правил N 354 обязывает потребителя, при отсутствии индивидуального прибора учета в домовладении, уведомлять исполнителя о площади земельного участка, видах и количестве сельскохозяйственных животных и птиц, режиме водопотребления на полив земельного участка, а также мощности применяемых устройств, с помощью которых осуществляется потребление коммунальных ресурсов.
Предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, который может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (пункт 6 Правил N 354).
По договору от 17 декабря 2010 года N на водоснабжение и водоотведение, заключенному между МУП ЖКХ и Ч., МУП ЖКХ ("Энергоснабжающая организация") поставляет истцу холодную воду и воду для полива садового участка за период с мая по сентябрь в количестве 15 куб. м/100 кв. м (л.д. 9).
При вынесении судебных актов предыдущими судебными инстанциями не учтены вышеназванные положения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 N 354, в том числе используемое в настоящих Правилах понятие "коммунальная услуга", под которым понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса, в том числе с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений), а также состав оплаты за пользование коммунальными услугами в домовладении.
Кроме того, ни статья 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ, ни Правила, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2005 года N 475, не содержат указаний на условия, ограничивающие предоставление компенсационной выплаты по оплате коммунальных услуг в зависимости от целевого использования потребляемой воды в жилом доме или при поливе приусадебного участка.
Допущенные судебными инстанциями нарушения норм материального права являются существенными нарушениями, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов заявителя жалобы.
С учетом изложенного, в целях исправления допущенных судебными инстанциями при рассмотрении дела ошибки в применении норм материального закона президиум Оренбургского областного суда считает необходимым кассационную жалобу Ч. удовлетворить, решение Гайского городского суда Оренбургской области от 04 июля 2014 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 29 октября 2014 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, в ходе которого необходимо установить обстоятельства, имеющие значение для дела, в частности объем потребленной холодной воды (адрес) за 2012-2013 годы за полив земельного участка, размер платы за коммунальную услугу за указанный период и размер компенсации, и, в зависимости от вновь установленных обстоятельств и в соответствии с требованиями закона, разрешить вопрос о возложении обязанности на ответчика выплатить Ч. компенсацию расходов по оплате коммунальных услуг за полив земельного участка за 2012-2013 годы.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум Оренбургского областного суда
постановил:
кассационную жалобу Ч. на решение Гайского городского суда Оренбургской области от 04 июля 2014 года и на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 29 октября 2014 года удовлетворить.
Решение Гайского городского суда Оренбургской области от 04 июля 2014 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 29 октября 2014 года по делу по иску Гайского межрайонного прокурора, действующего в интересах Ч., к Государственному казенному учреждению Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" о признании действий незаконными и обязании выплатить компенсацию отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий
В.А.ЕМЕЛЬЯНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)