Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.03.2014 ПО ДЕЛУ N А67-3771/2013

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 марта 2014 г. по делу N А67-3771/2013


резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2014 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко Н.В.
судей: Журавлевой В.А., Усаниной Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Горецкой О.Ю.,
при участии:
от заявителя: Мухарьямова Р.Ф., доверенность N 138 от 01.01.2014 года,
от заинтересованного лица: Чекалина С.А., доверенность N 31 от 03.07.2013 года,
от третьих лиц: Жукова П.Г., доверенности от 12.01.2014 года,
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Томская энергосбытовая компания"
на решение Арбитражного суда Томской области от 20 ноября 2013 года по делу N А67-3771/2013 (судья Панкратова Н.В.)
по заявлению открытого акционерного общества "Томская энергосбытовая компания" (ИНН 7017174680, ОГРН 1057000128184, 634034, Томская область, г. Томск, улица Котовского, 19)
к Департаменту ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (634041, Томская область, г. Томск, проспект Кирова, 41)
о признании незаконным предписания от 13.06.2013 N 1462
третьи лица: 1) ООО "ЖЭП-9" (ОГРН 1057000105348, ИНН 7017112509, 634015, Томская область, г. Томск, пер. Музыкальный, 3, 1) 2) ООО "Управляющая компания "Жилищно-эксплуатационное предприятие N 9" (ОГРН 1087017020254, ИНН 7017217325, 634015, Томская область, г. Томск, пер. Музыкальный, 3, оф. 4),

установил:

Открытое акционерное общество "Томская энергосбытовая компания" (далее - ОАО "Томскэнергосбыт", заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (далее - Департамент, заинтересованное лицо) о признании незаконным предписания от 13.06.2013 N 1462.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "ЖЭП-9" (далее - ООО "ЖЭП-9), общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищно-эксплуатационное предприятие N 9" (далее - ООО "УК "ЖЭП N 9").
Решением Арбитражного суда Томской области от 20 ноября 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ОАО "Томскэнерго" обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ОАО "Томскэнерго" ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам и не основаны на полном всестороннем исследовании всех обстоятельств дела.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе
Департамент в отзыве на апелляционную жалобу, указывая на обоснованность и законность принятого по делу судебного акта, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) не представили.
В судебном заседании представитель ОАО "Томскэнерго" поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивал на ее удовлетворении; представители заинтересованного лица, третьих лиц возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителей лиц, явившихся в судебное заседание, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании поступившего обращения жильца дома N 7 по ул. Куйбышева в г. Томске по вопросу начисления платы за электроэнергию на общедомовые нужды заместителем начальника Департамента 16.05.2013 вынесено распоряжение N 1462 о проведении внеплановой документарной проверки ОАО "Томскэнергосбыт" в целях защиты прав и законных интересов граждан при предоставлении населению коммунальных услуг, по результатам которой составлен акт от 13.06.2013 N 1462.
В ходе проверки установлено, что правовые основания для выставления в счетах-квитанциях ОАО "Томскэнергосбыт" собственникам квартир по адресу: г. Томск, ул. Куйбышева, 7, платы за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды отсутствуют.
13.06.2013 государственным жилищным инспектором Томской области ОАО "Томскэнергосбыт" выдано предписание N 1462, которым заявителю предписано в срок до 01.07.2013 устранить нарушения требований законодательства путем исключения начисления платы за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды из счетов-квитанций собственников квартир по адресу: г. Томск, ул. Куйбышева, 7.
Полагая, что предписание Департамента от 13.06.2013 N 1462 не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, ОАО "Томскэнергосбыт" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных ОАО "Томскэнергосбыт" требований, принял по существу правильное решение, при этом выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ, пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации).
На основании пунктом 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354 (далее по тексту - Правила N 354).
В соответствии с пунктом 161 Правил N 354 государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным настоящими Правилами, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Департамент в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Положением о Департаменте ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области, утвержденного Постановлением Губернатора Томской области от 03.10.2012 N 117, является исполнительным органом государственной власти Томской области, входящим в систему исполнительных органов государственной власти Томской области и финансируемым за счет средств областного бюджета и ему для осуществления возложенных на него полномочий и функций предоставляется право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации выдавать предписания об устранении выявленных нарушений.
Более того, как правильно указал суд первой инстанции, целью деятельности Департамента является создание для населения Томской области комфортных условий проживания в соответствии с установленными в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства стандартами.
Задачами деятельности указанного выше органа государственной власти Томской области являются, в том числе, обеспечение надежности и эффективности работы жилищно-коммунального комплекса Томской области; 2) эффективное осуществление государственного жилищного надзора на территории Томской области.
При таких обстоятельствах доводы ОАО "Томскэнергосбыт" об отсутствии у Департамента полномочий на проведение проверки деятельности ОАО "Томскэнергосбыт" подлежат отклонению как несостоятельные.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, по результатам проведения проверки ОАО "Томскэнергосбыт" установлено, что в нарушение положений части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ, подпункта "г" пункта 31 Правил N 354, ресурсоснабжающая организация неправомерно выставляет в платежных документах собственникам квартир по адресу: г. Томск, ул. Куйбышева, 7 плату за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды.
Между тем решением общего собрания от 22.04.2008 собственников жилых помещений дома по ул. Куйбышева, 7 выбран способ управления многоквартирным домом - управляющая организация, в качестве которой выбрано ООО "ЖЭП-9" (л. д. 59).
22.04.2008 собственниками жилых помещений с ООО "ЖЭП-9" заключен договор управления многоквартирным домом по ул. Куйбышева 7, которым предусмотрено, в том числе, предоставление собственникам коммунальной услуги по электроснабжению.
Доказательств признания указанных решения и договора недействительными ОАО "Томскэнергосбыт" не представлено.
Кроме того, согласно п. п. 2.2.2. договора управления от 22.04.2008 управляющая компания приняла на себя обязательство осуществлять начисление платы и прием платежей за жилищно-коммунальные услуги, открыть лицевой счет собственника, производить перерасчет вышеназванных начислений и т.д.
Между ОАО "Томскэнергосбыт" и ООО "ЖЭП-9" заключен договор электроснабжения от 01.06.2006 N 2212 (с учетом дополнительного соглашения от 01.06.2010 о перемене сторон по договору).
Из вышеизложенного следует, что факт наличия договорных отношений между исполнителем коммунальной услуги в лице Управляющей компании и Гарантирующим поставщиком, а именно ОАО "Томскэнергосбыт" подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно пункту 8 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 Правил.
Данными лицами могут являться: управляющая организация, товарищество собственников жилья (жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив), ресурсоснабжающая организация.
В силу подп. "г" п. 31 названных Правил исполнитель обязан производить в установленном данными Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Частью 7 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 данной статьи и статьи 171 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в силу жилищного законодательства, если управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, у ресурсоснабжающей организации отсутствуют основания на взимание платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды. Данная обязанность возложена на управляющую организацию, как фактического исполнителя коммунальной услуги.
Поскольку материалами дела подтверждается, что управление многоквартирным домом по адресу ул. Куйбышева, 7 осуществляется управляющей организацией ООО "ЖЭП-9", между управляющей компанией и ОАО "Томскэнергосбыт" в проверяемый период действовал договор энергоснабжения электрической энергией, то исполнителем коммунальной услуги являлось ООО "ЖЭП-9". Следовательно, основания для взимания (выставления в счетах) платы за коммунальные услуги по электроснабжению на общедомовые нужды у ОАО "Томскэнергосбыт" отсутствовала.
Обратного ОАО "Томскэнергосбыт" в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не доказано.
Пунктами 9, 14, 17 Правил N 354 предусмотрено, что в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией, ресурсоснабжающая организация вправе предоставлять коммунальные услуги и взимать за них плату с потребителей до даты начала поставки коммунального ресурса непосредственно управляющей организацией по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
При этом, суд верно указал, что период, в течение которого ресурсоснабжающая организация вправе предоставлять коммунальные услуги и взимать за них плату с потребителей, фактически является временным периодом после заключения договора управления домом или перед его расторжением, необходимым для урегулирования договорных правоотношений между управляющей и ресурсоснабжающей организациями. Это единственный случай, когда допускается взимание платы за ОДН ресурсоснабжающей организацией.
Поскольку в рассматриваемом случае взаимоотношения между ОАО "Томскэнергосбыт" и ООО "ЖЭП-9" по поставке электроэнергии были урегулированы договором от 01.06.2006 N 2212, каких-либо препятствий для поставки электроэнергии в рамках данного договора у ОАО "Томскэнергосбыт" не имелось, то довод заявителя о том, что в силу положений п. 17 Правил N 354, он вправе выставлять для оплаты потребителям стоимость коммунального ресурса, потребленного на ОДН, ошибочен и основан на неверном истолковании в единстве вышеприведенных правовых норм в оспариваемой правовой ситуации, согласно установленным фактическим обстоятельствам.
Соглашение о порядке проведения расчетов за электроэнергию к договору электроснабжения от 01.06.2006 N 2212 также не предоставляет заявителю такого права, поскольку условия публичного договора (каковым в силу пункта 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации является договор энергоснабжения) не могут противоречить закону.
Кроме того, в самом соглашении указано, что в случае вступления в силу обязательных для исполнения нормативных правовых актов, изменяющих условия настоящего соглашения, стороны обязуются соблюдать и применять соответствующие изменения с момента вступления в силу данных нормативных правовых актов.
Следовательно, с момента введения Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ в статью 155 ЖК РФ часть 7.1, исключающей внесение ресурсоснабжающим организациям платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, условие соглашения о порядке проведения расчетов к договору электроснабжения от 01.06.2006 N 2212 в части электроэнергии на ОДН не подлежало применению ОАО "Томскэнергосбыт" и ООО "ЖЭП-9".
Довод апеллянта о том, что в силу пункта 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе, они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству его условий, а поэтому на основании договора от 01.06.2006 N 2212 и дополнительными соглашениями к нему ОАО "Томскэнергосбыт" предоставлено право взимания с потребителей стоимости полученной энергии, в том числе потребленной в жилом помещении так и на домовые нужды, основан на неверном толковании норм материального права.
Проанализировав перечисленные выше нормы права в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что при отсутствии у ОАО "Томскэнергосбыт" законных оснований для предъявления гражданам платы за коммунальные услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, изложенное в предписании требование Департамента о необходимости соблюдения ОАО "Томскэнергосбыт" положений Жилищного кодекса Российской Федерации является правомерным. Оспариваемое предписание вынесено в пределах предоставленных Департаменту полномочий.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что предписание Департамента от 13.06.2013 года N 1462 соответствует требованиям действующего законодательства РФ, не возлагает на ОАО "Томскэнергосбыт" не предусмотренных законодательством РФ обязанностей, прав и законных интересов ОАО "Томскэнергосбыт" не нарушает.
Выводы суда первой инстанции о соответствии предписания требованиям законодательства апелляционный суд считает обоснованными и не усматривает оснований для их переоценки.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального или процессуального права, выражают несогласие с выводами суда и не являются основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Ссылки апеллянта на судебную практику арбитражных судов не могут быть приняты судом во внимание при рассмотрении настоящего дела, так как перечисленные судебные акты какого-либо преюдициального значения для настоящего дела не имеют, приняты судами по конкретным делам, фактические обстоятельства которых отличны от фактических обстоятельств настоящего дела.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В порядке статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной инстанции относятся на подателя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Томской области от 20 ноября 2013 по делу N А67-3771/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно- Сибирского округа.

Председательствующий
Н.В.МАРЧЕНКО

Судьи
В.А.ЖУРАВЛЕВА
Н.А.УСАНИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)