Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "18" сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "24" сентября 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Волковой Т.В.,
судей Никитина А.Ю., Тимаева Ф.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шевченко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14 июля 2014 года по делу N А12-14814/2014 (судья Н.В. Лаврик)
по иску Администрации городского поселения город Палласовка Палласовского муниципального района Волгоградской области (404264, Волгоградская обл., г. Палласовка, ул. Первомайская д. 1; ИНН 3423019544, ОГРН 1053478417410)
к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (400131, Волгоград, ул. Коммунистическая, д. 5; ИНН 3444080684, ОГРН 1023403453072),
с участием в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерства финансов Волгоградской области (400131, Волгоград, ул. Порт-Саида, 7; ИНН 3444130624, ОГРН 1063444006922),
Администрации Палласовского муниципального района Волгоградской области (404264, г. Палласовка, ул. Коммунистическая, д. 2; ИНН 3423016222, ОГРН 1023405175287),
общества с ограниченной ответственностью "Спец Транс Сервис" (Волгоградская обл., г. Камышин, ул. Полоса отчуждения, 25а, 2; ИНН 3436112452, ОГРН 1103453001057),
о взыскании 5 860 202 руб.,
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
установил:
Администрация городского поселения город Палласовка Палласовского муниципального района Волгоградской области (далее - Администрация г. Палласовка, истец) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к министерству транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (далее - Миндортранс Волгоградской области, ответчик) о взыскании задолженности в размере 5 860 202 руб. по Соглашению от 13.05.2013 (регистрационный N 231-13), заключенному между Миндортрансом Волгоградской области, Администрацией Палласовского муниципального района и Администрацией городского поселения город Палласовка "о предоставлении в 2013 году субсидий бюджетам муниципальных образований Палласовского муниципального района Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет средств дорожного фонда Волгоградской области".
Определениями арбитражного суда от 12.05.2014 и от 04.06.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Волгоградской области, Администрация Палласовского муниципального района Волгоградской области, общество с ограниченной ответственностью "Спец Транс Сервис".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 14 июля 2014 года с Министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области за счет средств дорожного фонда Волгоградской области в пользу Администрации городского поселения город Палласовка Палласовского муниципального района Волгоградской области взыскано 5 860 202 рублей задолженности в размере невыплаченной целевой субсидии по Соглашению от 13.05.2013 (регистрационный N 231-13) о предоставлении в 2013 году субсидий бюджетам муниципальных образований Палласовского муниципального района Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет средств дорожного фонда Волгоградской области.
Не согласившись с принятым судебным актом, министерство транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, принять по делу новый судебный акт, которым просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Согласно отчету о публикации информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным апелляционным судом в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" за пятнадцать дней до начала судебного заседания.
Согласно пункту 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" при наличии в материалах дела уведомления о вручении лицу, участвующему в деле, копии первого судебного акта по рассматриваемому делу либо сведений, указанных в части 4 статьи 123 АПК РФ, такое лицо считается надлежаще извещенным при рассмотрении дела судом апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, если судом, рассматривающим дело, выполняются обязанности по размещению информации о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 АПК РФ, дело рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в порядке статьи 123 АПК РФ.
Дело рассматривается в апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт подлежит оставлению без изменения в силу следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между Миндортрансом области, Администрацией Палласовского муниципального района и Администрацией городского поселения город Палласовка заключено Соглашение от 13.05.2013 (регистрационный номер 231-13) "о предоставлении в 2013 году субсидий бюджетам муниципальных образований Палласовского муниципального района Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет средств дорожного фонда Волгоградской области". (далее по тексту - Соглашение).
В пункте 1.2 Соглашения предусмотрено, что Миндортранс направляет в бюджет городского поселения город Палласовка субсидию в размере 6 774 800 руб. на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения.
Поселение в свою очередь обязалось обеспечить направление средств городского бюджета в размере 2 436 400 руб. на долевое финансирование работ.
Из содержания Соглашения также следует, что городское поселение должно заключить по результатам аукциона или конкурса муниципальный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту и ремонту дорог местного значения; направить средства бюджета городского поселения на долевое участие в финансировании и представить в Миндортранс всю предусмотренную Соглашением отчетную документацию.
Приложением спорного Соглашения являются график перечисления субсидий и перечень объектов капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог местного значения, на финансовое обеспечение которых предоставляются в 2013 году субсидии бюджету муниципального образования из средств дорожного фонда.
Согласно абзацу 1 пункта 6.2 Соглашения оно вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до 31 декабря текущего финансового года, а в части принятых Миндортрансом обязательств до их полного исполнения.
Во исполнения своих обязательств по Соглашению Администрация г. Паласовки (как муниципальный заказчик) заключила с подрядчиком - ООО "Спец Транс Сервис" муниципальный контракт N 15 от 29.07.2013 на выполнение работ по ремонту дорог с твердым покрытием ул. Молодежная (от объездной дороги по ул. Октябрьская) городского поселения г. Палласовка. Контрактом определено, что оплата выполненных работ производится за счет средств городского бюджета в размере 2 107 460 руб. 05 коп., а из дорожного фонда области в размере 5 860 202 руб.
Материалами дела подтверждается и никем не оспаривается, что работы по муниципальному контракту N 15 от 29.07.2013 подрядчиком выполнены надлежащим образом. Платежными поручениями от 13.11.2013 N 1886 и от 21.11.2013 N 1935 Администрация г. Палласовка перечислила подрядчику за счет средств городского бюджета 2 107 460 руб. 05 коп., т.е. обязанность по финансированию в своей части исполнила.
Также никем не оспаривается и подтверждено документально то обстоятельство, что необходимая отчетная документация была предоставлена истцом в Миндортранс полностью и своевременно (сопроводительным письмом от 25.11.2013 N 1723).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 05.06.2014 по делу N А12-9025/2014 удовлетворены исковые требования подрядчика (ООО "Спец Транс Сервис") и с Администрации г. Палласовка как со стороны по муниципальному контракту N 15 от 29.07.2013 взыскана задолженность в размере 5 860 202 руб. (т.е. та часть, которая должна финансироваться из дорожного фонда), плюс неустойка за просрочку оплаты работ и судебные расходы (издержки) за рассмотрение дела N А12-9025/2014.
Ссылаясь на то, что средства из дорожного фонда области в размере 5 860 202 руб. так и не были перечислены (несмотря на неоднократные заявки), истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 1 Закона Волгоградской области от 07.11.2011 N 2246-ОД "О дорожном фонде Волгоградской области" дорожный фонд Волгоградской области (далее - дорожный фонд) - это часть средств областного бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения), а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.
Средства дорожного фонда имеют специальное назначение и не подлежат изъятию или расходованию на нужды, не связанные с финансовым обеспечением дорожной деятельности и дорожного хозяйства в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Волгоградской области.
В силу статей 2 и 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ, Кодекс) органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с данным Кодексом.
В соответствии со статьей 6 БК РФ межбюджетные отношения - взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса; межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно статье 135 БК РФ из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам могут быть предоставлены субсидии.
Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (пункт 1 статьи 139 Бюджетного кодекса).
Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса. (пункт 3 статьи 139 БК РФ).
В рассматриваемом случае условия и цели расходования субсидий, выделяемых на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в 2013 году были определены Постановлением Правительства Волгоградской области от 26.02.2013 N 91-п в "Порядке предоставления и расходования субсидий, выделяемых бюджетам муниципальных образований Волгоградской области за счет средств дорожного фонда Волгоградской области". (далее по тексту - Порядок N 91-п).
В Порядке N 91-п установлено, что предоставление субсидий осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом об областном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период, в т.ч за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета (пункт 1.4). Распределение субсидий между муниципальными образованиями Волгоградской области производится в соответствии с настоящим Порядком и утверждается нормативным правовым актом Правительства Волгоградской области (пункт 1.5). Предоставление субсидий осуществляется при условии обеспечения софинансирования расходных обязательств за счет средств бюджетов муниципальных образований в размере 20 процентов от стоимости работ по строительству (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием, подлежащих выполнению в текущем году (пункт 1.6).
Согласно пункту 1.7 Порядка N 91-п погашение кредиторской задолженности за отчетный финансовый год производится в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетам муниципальных образований за счет средств дорожного фонда Волгоградской области в текущем финансовом году.
В соответствии с пунктом 1.9 Порядка N 91-п контроль за целевым использованием субсидий осуществляют Миндортранс и иные органы государственной власти Волгоградской области в соответствии с возложенными на них полномочиями.
Постановлением Правительства Волгоградской области от 05.03.2013 N 105-п, в соответствии с Законом Волгоградской области от 07.11.2011 N 2246-ОД "О дорожном фонде Волгоградской области" и Законом Волгоградской области от 27.12.2012 N 181-ОД "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" утверждено распределение субсидий бюджетам муниципальных образований Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов на 2013 год. В частности для городского поселения г. Палласовка на 2013 год были предусмотрены средства (субсидия) в размере 6 774,8 тыс. руб.
В статье 6 БК РФ даны понятия бюджетному обязательству (это - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году) и расходному обязательству (это - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию средства из соответствующего бюджета).
Миндортранс Волгоградской области, исходя из положений статьи 161 БК РФ, по статусу приравнивается к казенному учреждению.
Таким образом, на основании положений статьи 139 БК РФ, Закона Волгоградской области об областном бюджете на 2013 год и Соглашения от 13.05.2013 у Волгоградской области в лице Миндортранса перед истцом возникли расходные бюджетные обязательства.
В силу статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Каких-либо изъятий в отношении требований, вытекающих из договоров, предметом которых являются бюджетные средства, Гражданским кодексом Российской Федерации не предусмотрено. Нормы бюджетного законодательства не исключают, а, напротив, предполагают регулирование отношений, предусматривающих бюджетное финансирование, нормами гражданского законодательства, если эти отношения основаны на договорах (соглашениях) и вытекающих из них расходных обязательствах.
В силу части 2 статьи 425 ГК РФ договор, в котором отсутствует условие о том, что окончание срока его действия влечет прекращение обязательств сторон по договору, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Следовательно, тот факт, что в Соглашении сказано о его действии до 31.12.2013 само по себе не влечет прекращение обязательства Миндортранс перечислить в бюджет г. Палласовка причитающуюся городскому поселению субсидию.
Согласно правовой позиции Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28.05.2013 по делу N А12-14439/2012, бюджетное обязательство по выплате субсидии не может быть прекращено в одностороннем порядке со ссылкой на отсутствие бюджетного финансирования (или на превышение расходов над доходами бюджета в соответствующем финансовом году). Не может быть также прекращено уже возникшее расходное бюджетное обязательство принятием впоследствии нормативного акта, отменяющего действие ранее принятого нормативного акта, в соответствии с которым возникло расходное обязательство.
Соглашение от 13.05.2013 N 231-13 было заключено сторонами в целях соблюдения порядка предоставления в 2013 году субсидий бюджетам муниципальных образований Палласовского муниципального района Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет средств дорожного фонда Волгоградской области.
При заключении указанного соглашения, несоответствия муниципального образования критериям отбора не установлено, соглашение недействительным в установленном законом порядке не признано.
Поскольку ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения по городскому поселению г. Палласовка выполнен, истцом обязательства, предусмотренные указанным соглашением, также исполнены, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для уклонения ответчика от исполнения обязательств, принятых на основании соглашения от 13.05.2013 N 231-13.
Данная правовая позиция также отражена в постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11 июля 2013 года по делу N А55-27327/2012.
Суд, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, суд читает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Миндортранс Волгоградской области удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14 июля 2014 года по делу N А12-14814/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Т.В.ВОЛКОВА
Судьи
А.Ю.НИКИТИН
Ф.И.ТИМАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.09.2014 ПО ДЕЛУ N А12-14814/2014
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 сентября 2014 г. по делу N А12-14814/2014
Резолютивная часть постановления объявлена "18" сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "24" сентября 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Волковой Т.В.,
судей Никитина А.Ю., Тимаева Ф.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шевченко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14 июля 2014 года по делу N А12-14814/2014 (судья Н.В. Лаврик)
по иску Администрации городского поселения город Палласовка Палласовского муниципального района Волгоградской области (404264, Волгоградская обл., г. Палласовка, ул. Первомайская д. 1; ИНН 3423019544, ОГРН 1053478417410)
к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (400131, Волгоград, ул. Коммунистическая, д. 5; ИНН 3444080684, ОГРН 1023403453072),
с участием в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерства финансов Волгоградской области (400131, Волгоград, ул. Порт-Саида, 7; ИНН 3444130624, ОГРН 1063444006922),
Администрации Палласовского муниципального района Волгоградской области (404264, г. Палласовка, ул. Коммунистическая, д. 2; ИНН 3423016222, ОГРН 1023405175287),
общества с ограниченной ответственностью "Спец Транс Сервис" (Волгоградская обл., г. Камышин, ул. Полоса отчуждения, 25а, 2; ИНН 3436112452, ОГРН 1103453001057),
о взыскании 5 860 202 руб.,
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
установил:
Администрация городского поселения город Палласовка Палласовского муниципального района Волгоградской области (далее - Администрация г. Палласовка, истец) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к министерству транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (далее - Миндортранс Волгоградской области, ответчик) о взыскании задолженности в размере 5 860 202 руб. по Соглашению от 13.05.2013 (регистрационный N 231-13), заключенному между Миндортрансом Волгоградской области, Администрацией Палласовского муниципального района и Администрацией городского поселения город Палласовка "о предоставлении в 2013 году субсидий бюджетам муниципальных образований Палласовского муниципального района Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет средств дорожного фонда Волгоградской области".
Определениями арбитражного суда от 12.05.2014 и от 04.06.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Волгоградской области, Администрация Палласовского муниципального района Волгоградской области, общество с ограниченной ответственностью "Спец Транс Сервис".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 14 июля 2014 года с Министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области за счет средств дорожного фонда Волгоградской области в пользу Администрации городского поселения город Палласовка Палласовского муниципального района Волгоградской области взыскано 5 860 202 рублей задолженности в размере невыплаченной целевой субсидии по Соглашению от 13.05.2013 (регистрационный N 231-13) о предоставлении в 2013 году субсидий бюджетам муниципальных образований Палласовского муниципального района Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет средств дорожного фонда Волгоградской области.
Не согласившись с принятым судебным актом, министерство транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, принять по делу новый судебный акт, которым просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Согласно отчету о публикации информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным апелляционным судом в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" за пятнадцать дней до начала судебного заседания.
Согласно пункту 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" при наличии в материалах дела уведомления о вручении лицу, участвующему в деле, копии первого судебного акта по рассматриваемому делу либо сведений, указанных в части 4 статьи 123 АПК РФ, такое лицо считается надлежаще извещенным при рассмотрении дела судом апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, если судом, рассматривающим дело, выполняются обязанности по размещению информации о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 АПК РФ, дело рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в порядке статьи 123 АПК РФ.
Дело рассматривается в апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт подлежит оставлению без изменения в силу следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между Миндортрансом области, Администрацией Палласовского муниципального района и Администрацией городского поселения город Палласовка заключено Соглашение от 13.05.2013 (регистрационный номер 231-13) "о предоставлении в 2013 году субсидий бюджетам муниципальных образований Палласовского муниципального района Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет средств дорожного фонда Волгоградской области". (далее по тексту - Соглашение).
В пункте 1.2 Соглашения предусмотрено, что Миндортранс направляет в бюджет городского поселения город Палласовка субсидию в размере 6 774 800 руб. на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения.
Поселение в свою очередь обязалось обеспечить направление средств городского бюджета в размере 2 436 400 руб. на долевое финансирование работ.
Из содержания Соглашения также следует, что городское поселение должно заключить по результатам аукциона или конкурса муниципальный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту и ремонту дорог местного значения; направить средства бюджета городского поселения на долевое участие в финансировании и представить в Миндортранс всю предусмотренную Соглашением отчетную документацию.
Приложением спорного Соглашения являются график перечисления субсидий и перечень объектов капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог местного значения, на финансовое обеспечение которых предоставляются в 2013 году субсидии бюджету муниципального образования из средств дорожного фонда.
Согласно абзацу 1 пункта 6.2 Соглашения оно вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до 31 декабря текущего финансового года, а в части принятых Миндортрансом обязательств до их полного исполнения.
Во исполнения своих обязательств по Соглашению Администрация г. Паласовки (как муниципальный заказчик) заключила с подрядчиком - ООО "Спец Транс Сервис" муниципальный контракт N 15 от 29.07.2013 на выполнение работ по ремонту дорог с твердым покрытием ул. Молодежная (от объездной дороги по ул. Октябрьская) городского поселения г. Палласовка. Контрактом определено, что оплата выполненных работ производится за счет средств городского бюджета в размере 2 107 460 руб. 05 коп., а из дорожного фонда области в размере 5 860 202 руб.
Материалами дела подтверждается и никем не оспаривается, что работы по муниципальному контракту N 15 от 29.07.2013 подрядчиком выполнены надлежащим образом. Платежными поручениями от 13.11.2013 N 1886 и от 21.11.2013 N 1935 Администрация г. Палласовка перечислила подрядчику за счет средств городского бюджета 2 107 460 руб. 05 коп., т.е. обязанность по финансированию в своей части исполнила.
Также никем не оспаривается и подтверждено документально то обстоятельство, что необходимая отчетная документация была предоставлена истцом в Миндортранс полностью и своевременно (сопроводительным письмом от 25.11.2013 N 1723).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 05.06.2014 по делу N А12-9025/2014 удовлетворены исковые требования подрядчика (ООО "Спец Транс Сервис") и с Администрации г. Палласовка как со стороны по муниципальному контракту N 15 от 29.07.2013 взыскана задолженность в размере 5 860 202 руб. (т.е. та часть, которая должна финансироваться из дорожного фонда), плюс неустойка за просрочку оплаты работ и судебные расходы (издержки) за рассмотрение дела N А12-9025/2014.
Ссылаясь на то, что средства из дорожного фонда области в размере 5 860 202 руб. так и не были перечислены (несмотря на неоднократные заявки), истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 1 Закона Волгоградской области от 07.11.2011 N 2246-ОД "О дорожном фонде Волгоградской области" дорожный фонд Волгоградской области (далее - дорожный фонд) - это часть средств областного бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения), а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.
Средства дорожного фонда имеют специальное назначение и не подлежат изъятию или расходованию на нужды, не связанные с финансовым обеспечением дорожной деятельности и дорожного хозяйства в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Волгоградской области.
В силу статей 2 и 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ, Кодекс) органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с данным Кодексом.
В соответствии со статьей 6 БК РФ межбюджетные отношения - взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса; межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно статье 135 БК РФ из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам могут быть предоставлены субсидии.
Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (пункт 1 статьи 139 Бюджетного кодекса).
Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса. (пункт 3 статьи 139 БК РФ).
В рассматриваемом случае условия и цели расходования субсидий, выделяемых на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в 2013 году были определены Постановлением Правительства Волгоградской области от 26.02.2013 N 91-п в "Порядке предоставления и расходования субсидий, выделяемых бюджетам муниципальных образований Волгоградской области за счет средств дорожного фонда Волгоградской области". (далее по тексту - Порядок N 91-п).
В Порядке N 91-п установлено, что предоставление субсидий осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом об областном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период, в т.ч за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета (пункт 1.4). Распределение субсидий между муниципальными образованиями Волгоградской области производится в соответствии с настоящим Порядком и утверждается нормативным правовым актом Правительства Волгоградской области (пункт 1.5). Предоставление субсидий осуществляется при условии обеспечения софинансирования расходных обязательств за счет средств бюджетов муниципальных образований в размере 20 процентов от стоимости работ по строительству (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием, подлежащих выполнению в текущем году (пункт 1.6).
Согласно пункту 1.7 Порядка N 91-п погашение кредиторской задолженности за отчетный финансовый год производится в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетам муниципальных образований за счет средств дорожного фонда Волгоградской области в текущем финансовом году.
В соответствии с пунктом 1.9 Порядка N 91-п контроль за целевым использованием субсидий осуществляют Миндортранс и иные органы государственной власти Волгоградской области в соответствии с возложенными на них полномочиями.
Постановлением Правительства Волгоградской области от 05.03.2013 N 105-п, в соответствии с Законом Волгоградской области от 07.11.2011 N 2246-ОД "О дорожном фонде Волгоградской области" и Законом Волгоградской области от 27.12.2012 N 181-ОД "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" утверждено распределение субсидий бюджетам муниципальных образований Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов на 2013 год. В частности для городского поселения г. Палласовка на 2013 год были предусмотрены средства (субсидия) в размере 6 774,8 тыс. руб.
В статье 6 БК РФ даны понятия бюджетному обязательству (это - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году) и расходному обязательству (это - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию средства из соответствующего бюджета).
Миндортранс Волгоградской области, исходя из положений статьи 161 БК РФ, по статусу приравнивается к казенному учреждению.
Таким образом, на основании положений статьи 139 БК РФ, Закона Волгоградской области об областном бюджете на 2013 год и Соглашения от 13.05.2013 у Волгоградской области в лице Миндортранса перед истцом возникли расходные бюджетные обязательства.
В силу статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Каких-либо изъятий в отношении требований, вытекающих из договоров, предметом которых являются бюджетные средства, Гражданским кодексом Российской Федерации не предусмотрено. Нормы бюджетного законодательства не исключают, а, напротив, предполагают регулирование отношений, предусматривающих бюджетное финансирование, нормами гражданского законодательства, если эти отношения основаны на договорах (соглашениях) и вытекающих из них расходных обязательствах.
В силу части 2 статьи 425 ГК РФ договор, в котором отсутствует условие о том, что окончание срока его действия влечет прекращение обязательств сторон по договору, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Следовательно, тот факт, что в Соглашении сказано о его действии до 31.12.2013 само по себе не влечет прекращение обязательства Миндортранс перечислить в бюджет г. Палласовка причитающуюся городскому поселению субсидию.
Согласно правовой позиции Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28.05.2013 по делу N А12-14439/2012, бюджетное обязательство по выплате субсидии не может быть прекращено в одностороннем порядке со ссылкой на отсутствие бюджетного финансирования (или на превышение расходов над доходами бюджета в соответствующем финансовом году). Не может быть также прекращено уже возникшее расходное бюджетное обязательство принятием впоследствии нормативного акта, отменяющего действие ранее принятого нормативного акта, в соответствии с которым возникло расходное обязательство.
Соглашение от 13.05.2013 N 231-13 было заключено сторонами в целях соблюдения порядка предоставления в 2013 году субсидий бюджетам муниципальных образований Палласовского муниципального района Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет средств дорожного фонда Волгоградской области.
При заключении указанного соглашения, несоответствия муниципального образования критериям отбора не установлено, соглашение недействительным в установленном законом порядке не признано.
Поскольку ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения по городскому поселению г. Палласовка выполнен, истцом обязательства, предусмотренные указанным соглашением, также исполнены, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для уклонения ответчика от исполнения обязательств, принятых на основании соглашения от 13.05.2013 N 231-13.
Данная правовая позиция также отражена в постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11 июля 2013 года по делу N А55-27327/2012.
Суд, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, суд читает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Миндортранс Волгоградской области удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14 июля 2014 года по делу N А12-14814/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Т.В.ВОЛКОВА
Судьи
А.Ю.НИКИТИН
Ф.И.ТИМАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)