Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 августа 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Комнатной Ю.А., Цуцковой М.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тюкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Волгоградское коммунальное хозяйство"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23 апреля 2014 года по делу N А12-5937/2014 (судья Пономарев А.В.)
по заявлению муниципального унитарного предприятия "Волгоградское коммунальное хозяйство" (400131, г. Волгоград, ул. Порт-Саида, д. 16А, ОГРН 1033401195288, ИНН 3448004130)
к инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (400087, г. Волгоград, ул. Новороссийская, д. 15, ОГРН 1063460031580, ИНН 3445079787)
о признании незаконным и отмене предписания N 345 от 14.02.2014,
установил:
В Арбитражный суд Волгоградской области обратилось муниципальное унитарное предприятие "Волгоградское коммунальное хозяйство" (далее - МУП "ВКХ", предприятие, заявитель) с заявлением о признании незаконным и отмене предписания инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее - административный орган, инспекция) N 345 от 14.02.2014.
Решением суда первой инстанции от 23 апреля 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
МУП "ВКХ" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании приказа заместителя руководителя инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области О.Д. Николаева от 20.12.2013 N 4118 с целью рассмотрения доводов обращения граждан от 27.11.2013 N ж-8886, проживающих по адресу: г. Волгоград, ул. Загорская, д. 13а, содержащего информацию о ненадлежащем предоставлении услуги по горячему водоснабжению, сотрудниками инспекции в период с 25.12.2013 по 26.12.2013 проведена внеплановая выездная проверка МУП "ВКХ", по результатам которой составлен акт проверки N 4118 от 26.12.2013, в котором зафиксированы выявленные нарушения.
В ходе проверки административным органом выявлены нарушения предприятием подпункта "д" пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), пункта 5 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг, пункта 2.4 "СанПиН 2.1.4.2496-09. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы" (далее - СанПиН 2.1.4.2496-09), а именно установлено, что на момент проверки температура коммунального ресурса (горячей воды) на вводе в здание на границе раздела внутридомовых инженерных сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, находящихся в муниципальной собственности и на правах хозяйственного ведения МУП "ВКХ", в подающем (входящем) трубопроводе сети горячего водоснабжения составили +46,0 оС, что не обеспечивает соответствия температуры горячей воды в точках водоразбора на внутридомовой сети требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09.
При проведении замеров температуры горячей воды в помещениях у потребителей установлено, что температура горячей воды в точке водоразбора в квартире 91 при сливе в течение трех минут составила +45,0 оС, что является нарушением подпункта "д" пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг, пункта 5 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг.
27.12.2013 по факту выявленных нарушений в отношении МУП "ВКХ" составлен протокол N 4118 об административном правонарушении.
Постановлением инспекции от 09.01.2013 N 4118 МУП "ВКХ" привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 руб.
Кроме того, по результатам проверки административным органом предприятию выдано предписание от 26.12.2013 N 4118 об устранении выявленных нарушений Правил предоставления коммунальных услуг, согласно которому МУП "ВКХ" надлежит в срок до 01.02.2014 обеспечить качество предоставления коммунального ресурса по горячему водоснабжению на многоквартирный дом для обеспечения предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в точках водоразбора у потребителей в доме в соответствии с пунктом 5 раздела II обязательного приложения N 1 Правил предоставления коммунальных услуг.
На основании приказа исполняющего обязанности заместителя руководителя инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области А.А. Давыдова от 11.02.2014 N 345 с целью контроля исполнения МУП "ВКХ" мероприятий, предусмотренных предписанием об устранении выявленных нарушений от 26.12.2013 N 4118, по адресу: г. Волгоград, ул. Загорская, д. 13а, сотрудниками инспекции в период с 13.02.2014 по 14.02.2014 проведена внеплановая выездная проверка в отношении предприятия, по результатам которой составлен акт проверки N 345 от 14.02.2014, в котором зафиксированы выявленные нарушения.
В ходе проверки административным органом установлено, что МУП "ВКХ" предписание N 4118 от 26.12.2013 не исполнено. При проведении замеров установлено, что температуры горячей воды на вводе в здание на границе раздела внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, находящихся в муниципальной собственности и на правах хозяйственного ведения МУП "ВКХ", на подающем трубопроводе горячего водоснабжения составляет +45,8 °С, что не позволяет обеспечить надлежащее качество коммунальной услуги горячего водоснабжения собственникам помещений многоквартирного дома, являющегося объектом проверки.
14.02.2014 инспекций МУП "ВКХ" выдано предписание N 345, согласно которому предприятию в срок до 15.03.2014 надлежит обеспечить качество предоставления коммунального ресурса по горячему водоснабжению на многоквартирный дом для обеспечения предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в точках водоразбора у потребителей в доме в соответствии с пунктом 5 раздела II обязательного приложения N 1 Правил предоставления коммунальных услуг.
МУП "ВКХ", полагая, что выданное административным органом предписание является незаконным и нарушает права и законные интересы общества, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что МУП "ВКХ", являясь ресурсоснабжающей организацией, обязано обеспечить надлежащее качество поставляемого коммунального ресурса и несет ответственность за неисполнение данной обязанности.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции обоснованными.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию определены Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг).
В соответствии с пунктом 24 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг в нормативы потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению и горячему водоснабжению в жилых помещениях включается расход воды исходя из расчета расхода холодной и горячей воды, необходимого для удовлетворения физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей человека в жилом помещении, а также исходя из того, что данные коммунальные услуги соответствуют требованиям к качеству, установленным правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "д" пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг определено, что одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является соответствие качества предоставляемых коммунальных услуг требованиям, приведенным в приложении N 1 к данным Правилам.
В пункте 5 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг закреплено, что температура горячей воды в точке водоразбора должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09), допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры горячей воды в точке водоразбора, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании составляет в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) не более чем на 5 °C; в дневное время (с 5.00 до 00.00 часов) - не более чем на 3 °C.
Согласно пункту 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °С и не выше 75 °С.
Пунктом 1.1 СанПиН 2.1.4.2496-09 определено, что санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения, а также правила контроля качества воды, подаваемой системами централизованного горячего водоснабжения, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
В соответствии с пунктом 1.2 СанПиН 2.1.4.2496-09 указанные санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения.
Пункт 1.3 СанПиН 2.1.4.2496-09 определяет, что санитарные правила распространяются на централизованное горячее водоснабжение при закрытых и открытых системах теплоснабжения, на системы теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения, а также автономные системы горячего водоснабжения на объектах повышенного эпидемического риска (лечебные, школьные, дошкольные учреждения и др.).
Согласно пункту 18 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила, обязательные при заключении договоров ресурсоснабжающими организациями), в договоре ресурсоснабжения предусматривается, в том числе, условие о разграничении ответственности сторон за несоблюдение показателей качества коммунального ресурса. Если иное не установлено договором ресурсоснабжения, ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество поставляемого коммунального ресурса на границе раздела внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, или общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома и которые подключены к централизованным сетям инженерно- технического обеспечения, и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых систем). Указанная граница раздела определяется в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности сетей и актом эксплуатационной ответственности сторон, копии которых прилагаются к договору ресурсоснабжения.
В силу пункта 20 Правил, обязательных при заключении договоров ресурсоснабжающими организациями, при установлении в договоре ресурсоснабжения показателей качества коммунального ресурса учитывается, что его объем и качество должны позволять исполнителю обеспечить предоставление коммунальной услуги потребителям в соответствии с требованиями, предусмотренными Правилами предоставления коммунальных услуг, и соответствовать условиям подключения (техническим условиям присоединения) многоквартирных домов, общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома, к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
Согласно пункту 5.1.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, для надежной и экономичной эксплуатации систем теплоснабжения организуется своевременное проведение планово-предупредительного ремонта и содержание в исправности системы горячего водоснабжения с подачей горячей воды требуемой температуры и давления во все водоразборные точки.
Часть 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепляет, что организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
В силу пункта 21 Правилам предоставления коммунальных услуг договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
Судом первой инстанции установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что подачу коммунального ресурса горячего водоснабжения в многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Волгоград, ул. Загорская, д. 13а осуществляет МУП "ВКХ" на основании договора теплоснабжения для предоставления коммунальных услуг потребителям N 011833 от 28.09.2012, заключенного с ООО "Управляющая компания Тракторозаводского района".
По условиям пункта 2.1. указанного договора МУП "ВКХ" обязуется на условиях, предусмотренных договором, осуществлять поставку тепловой энергии и горячей воды, а ООО "Управляющая компания Тракторозаводского района" обязуется на условиях, предусмотренных договором, оплачивать принятый потребителем объем коммунального ресурса, а также обеспечивать безопасную эксплуатацию и исправность внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется потребление коммунального ресурса.
Пунктом 3.1. договора N 011833 от 28.09.2012 предусмотрено, что качество коммунального ресурса, поставляемого МУП "ВКХ", должно позволять ООО "Управляющая компания Тракторозаводского района" обеспечить предоставление коммунальной услуги потребителю в соответствии с требованиями, предусмотренными Правилам предоставления коммунальных услуг и соответствовать условиям подключения (техническим условиям присоединения) внутридомовых инженерных систем к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
Согласно пункту 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационнотелекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Пунктом 2.3 договора N 011833 от 28.09.2012 МУП "ВКХ" и ООО "Управляющая компания Тракторозаводского района" согласовали, что граница раздела внутридомовых инженерных систем, которые подключены к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам, определяется в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон (приложение N 4 к договору).
В ходе проверки административным органом установлено и подтверждается материалами дела, что нарушение качества коммунального ресурса в виде горячей воды зафиксированы на вводе в дом N 13а по ул. Загорская, то есть в границах ответственности МУП "ВКХ".
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что причиной снижения температуры горячей воды в точках разбора воды в жилых помещениях проверяемого многоквартирного дома является изначальное занижение МУП "ВКХ" нормативного температурного режима подачи теплоносителя на горячее водоснабжение на вводе в жилой дом в подающем трубопроводе до +46,0 °C, что не позволяет ООО "Управляющая компания Тракторозаводского района" как управляющей организации обеспечить предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению потребителю в местах водоразбора в соответствии с требованиями, предусмотренными Правилам предоставления коммунальных услуг
Апелляционная коллегия считает, что судом первой инстанции обоснованно отклонен довод предприятия об отсутствии вины в предоставлении коммунальной услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества в связи с отсутствием наружного циркуляционного трубопровода от котельной до многоквартирного дома по указанному адресу, поскольку требования к температуре горячей воды в местах водоразбора определены пунктом 2.4. СанПиН 2.1.4.249609 независимо от применяемой системы теплоснабжения.
Заявителем в материалы дела не предоставлены доказательства, свидетельствующие о том, что нарушение качества поставляемого коммунального ресурса (горячее водоснабжение) произошло вследствие аварии, либо других обстоятельств непреодолимой силы.
Довод предприятия, что несоответствие температуры горячей воды при ее включении установленным нормам связано с отсутствием в доме циркуляционного трубопровода, не подтвержден какими-либо доказательствами, носит предположительный и субъективный характер.
Кроме того, заключая с ООО "Управляющая компания Тракторозаводского района" договор теплоснабжения, МУП "ВКХ" как ресурсоснабжающая организация приняло на себя обязательства по поставке коммунального ресурса надлежащего качества именно с целью предоставления коммунальных услуг потребителям, за соблюдение данных обязательств предприятие несет ответственность, тарифы, используемые при начислении платы абоненту за поставленный коммунальный ресурс, установлены с учетом всех затрат предприятия, включая затраты на ремонт и содержание систем энергоснабжения, находящихся в хозяйственном ведении, в техническом состоянии, позволяющем обеспечивать абонента коммунальным ресурсом надлежащего качества.
При этом, заявителем в материалы дела не представлено доказательств принятия всех зависящих от него мер, направленных на выявление и устранение нарушения качества поставляемого коммунального ресурса с целью соблюдения обязанности по поставке коммунального ресурса надлежащего качества, предусмотренной договором теплоснабжения.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявления МУП "ВКХ" о признании незаконным и отмене предписания инспекции N 345 от 14.02.2014.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
При подаче апелляционной жалобы МУП "ВКХ" было заявлено ходатайство о предоставлении отсрочки по уплате государственной пошлины до рассмотрения апелляционной жалобы.
Определением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08 июля 2014 года предприятию предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины до рассмотрения апелляционной жалобы на решение суда первой инстанции.
Учитывая, что постановление по делу состоялось не в пользу заявителя, с МУП "ВКХ" в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 000 (одна тысяча) рублей.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23 апреля 2014 года по делу N А12-5937/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Волгоградское коммунальное хозяйство" в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 000 (одна тысяча) рублей.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья
А.В.СМИРНИКОВ
Судьи
Ю.А.КОМНАТНАЯ
М.Г.ЦУЦКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.08.2014 ПО ДЕЛУ N А12-5937/2014
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 августа 2014 г. по делу N А12-5937/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 августа 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Комнатной Ю.А., Цуцковой М.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тюкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Волгоградское коммунальное хозяйство"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23 апреля 2014 года по делу N А12-5937/2014 (судья Пономарев А.В.)
по заявлению муниципального унитарного предприятия "Волгоградское коммунальное хозяйство" (400131, г. Волгоград, ул. Порт-Саида, д. 16А, ОГРН 1033401195288, ИНН 3448004130)
к инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (400087, г. Волгоград, ул. Новороссийская, д. 15, ОГРН 1063460031580, ИНН 3445079787)
о признании незаконным и отмене предписания N 345 от 14.02.2014,
установил:
В Арбитражный суд Волгоградской области обратилось муниципальное унитарное предприятие "Волгоградское коммунальное хозяйство" (далее - МУП "ВКХ", предприятие, заявитель) с заявлением о признании незаконным и отмене предписания инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее - административный орган, инспекция) N 345 от 14.02.2014.
Решением суда первой инстанции от 23 апреля 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
МУП "ВКХ" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании приказа заместителя руководителя инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области О.Д. Николаева от 20.12.2013 N 4118 с целью рассмотрения доводов обращения граждан от 27.11.2013 N ж-8886, проживающих по адресу: г. Волгоград, ул. Загорская, д. 13а, содержащего информацию о ненадлежащем предоставлении услуги по горячему водоснабжению, сотрудниками инспекции в период с 25.12.2013 по 26.12.2013 проведена внеплановая выездная проверка МУП "ВКХ", по результатам которой составлен акт проверки N 4118 от 26.12.2013, в котором зафиксированы выявленные нарушения.
В ходе проверки административным органом выявлены нарушения предприятием подпункта "д" пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), пункта 5 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг, пункта 2.4 "СанПиН 2.1.4.2496-09. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы" (далее - СанПиН 2.1.4.2496-09), а именно установлено, что на момент проверки температура коммунального ресурса (горячей воды) на вводе в здание на границе раздела внутридомовых инженерных сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, находящихся в муниципальной собственности и на правах хозяйственного ведения МУП "ВКХ", в подающем (входящем) трубопроводе сети горячего водоснабжения составили +46,0 оС, что не обеспечивает соответствия температуры горячей воды в точках водоразбора на внутридомовой сети требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09.
При проведении замеров температуры горячей воды в помещениях у потребителей установлено, что температура горячей воды в точке водоразбора в квартире 91 при сливе в течение трех минут составила +45,0 оС, что является нарушением подпункта "д" пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг, пункта 5 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг.
27.12.2013 по факту выявленных нарушений в отношении МУП "ВКХ" составлен протокол N 4118 об административном правонарушении.
Постановлением инспекции от 09.01.2013 N 4118 МУП "ВКХ" привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 руб.
Кроме того, по результатам проверки административным органом предприятию выдано предписание от 26.12.2013 N 4118 об устранении выявленных нарушений Правил предоставления коммунальных услуг, согласно которому МУП "ВКХ" надлежит в срок до 01.02.2014 обеспечить качество предоставления коммунального ресурса по горячему водоснабжению на многоквартирный дом для обеспечения предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в точках водоразбора у потребителей в доме в соответствии с пунктом 5 раздела II обязательного приложения N 1 Правил предоставления коммунальных услуг.
На основании приказа исполняющего обязанности заместителя руководителя инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области А.А. Давыдова от 11.02.2014 N 345 с целью контроля исполнения МУП "ВКХ" мероприятий, предусмотренных предписанием об устранении выявленных нарушений от 26.12.2013 N 4118, по адресу: г. Волгоград, ул. Загорская, д. 13а, сотрудниками инспекции в период с 13.02.2014 по 14.02.2014 проведена внеплановая выездная проверка в отношении предприятия, по результатам которой составлен акт проверки N 345 от 14.02.2014, в котором зафиксированы выявленные нарушения.
В ходе проверки административным органом установлено, что МУП "ВКХ" предписание N 4118 от 26.12.2013 не исполнено. При проведении замеров установлено, что температуры горячей воды на вводе в здание на границе раздела внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, находящихся в муниципальной собственности и на правах хозяйственного ведения МУП "ВКХ", на подающем трубопроводе горячего водоснабжения составляет +45,8 °С, что не позволяет обеспечить надлежащее качество коммунальной услуги горячего водоснабжения собственникам помещений многоквартирного дома, являющегося объектом проверки.
14.02.2014 инспекций МУП "ВКХ" выдано предписание N 345, согласно которому предприятию в срок до 15.03.2014 надлежит обеспечить качество предоставления коммунального ресурса по горячему водоснабжению на многоквартирный дом для обеспечения предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в точках водоразбора у потребителей в доме в соответствии с пунктом 5 раздела II обязательного приложения N 1 Правил предоставления коммунальных услуг.
МУП "ВКХ", полагая, что выданное административным органом предписание является незаконным и нарушает права и законные интересы общества, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что МУП "ВКХ", являясь ресурсоснабжающей организацией, обязано обеспечить надлежащее качество поставляемого коммунального ресурса и несет ответственность за неисполнение данной обязанности.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции обоснованными.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию определены Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг).
В соответствии с пунктом 24 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг в нормативы потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению и горячему водоснабжению в жилых помещениях включается расход воды исходя из расчета расхода холодной и горячей воды, необходимого для удовлетворения физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей человека в жилом помещении, а также исходя из того, что данные коммунальные услуги соответствуют требованиям к качеству, установленным правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "д" пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг определено, что одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является соответствие качества предоставляемых коммунальных услуг требованиям, приведенным в приложении N 1 к данным Правилам.
В пункте 5 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг закреплено, что температура горячей воды в точке водоразбора должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09), допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры горячей воды в точке водоразбора, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании составляет в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) не более чем на 5 °C; в дневное время (с 5.00 до 00.00 часов) - не более чем на 3 °C.
Согласно пункту 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °С и не выше 75 °С.
Пунктом 1.1 СанПиН 2.1.4.2496-09 определено, что санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения, а также правила контроля качества воды, подаваемой системами централизованного горячего водоснабжения, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
В соответствии с пунктом 1.2 СанПиН 2.1.4.2496-09 указанные санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения.
Пункт 1.3 СанПиН 2.1.4.2496-09 определяет, что санитарные правила распространяются на централизованное горячее водоснабжение при закрытых и открытых системах теплоснабжения, на системы теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения, а также автономные системы горячего водоснабжения на объектах повышенного эпидемического риска (лечебные, школьные, дошкольные учреждения и др.).
Согласно пункту 18 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила, обязательные при заключении договоров ресурсоснабжающими организациями), в договоре ресурсоснабжения предусматривается, в том числе, условие о разграничении ответственности сторон за несоблюдение показателей качества коммунального ресурса. Если иное не установлено договором ресурсоснабжения, ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество поставляемого коммунального ресурса на границе раздела внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, или общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома и которые подключены к централизованным сетям инженерно- технического обеспечения, и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых систем). Указанная граница раздела определяется в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности сетей и актом эксплуатационной ответственности сторон, копии которых прилагаются к договору ресурсоснабжения.
В силу пункта 20 Правил, обязательных при заключении договоров ресурсоснабжающими организациями, при установлении в договоре ресурсоснабжения показателей качества коммунального ресурса учитывается, что его объем и качество должны позволять исполнителю обеспечить предоставление коммунальной услуги потребителям в соответствии с требованиями, предусмотренными Правилами предоставления коммунальных услуг, и соответствовать условиям подключения (техническим условиям присоединения) многоквартирных домов, общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома, к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
Согласно пункту 5.1.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, для надежной и экономичной эксплуатации систем теплоснабжения организуется своевременное проведение планово-предупредительного ремонта и содержание в исправности системы горячего водоснабжения с подачей горячей воды требуемой температуры и давления во все водоразборные точки.
Часть 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепляет, что организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
В силу пункта 21 Правилам предоставления коммунальных услуг договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
Судом первой инстанции установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что подачу коммунального ресурса горячего водоснабжения в многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Волгоград, ул. Загорская, д. 13а осуществляет МУП "ВКХ" на основании договора теплоснабжения для предоставления коммунальных услуг потребителям N 011833 от 28.09.2012, заключенного с ООО "Управляющая компания Тракторозаводского района".
По условиям пункта 2.1. указанного договора МУП "ВКХ" обязуется на условиях, предусмотренных договором, осуществлять поставку тепловой энергии и горячей воды, а ООО "Управляющая компания Тракторозаводского района" обязуется на условиях, предусмотренных договором, оплачивать принятый потребителем объем коммунального ресурса, а также обеспечивать безопасную эксплуатацию и исправность внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется потребление коммунального ресурса.
Пунктом 3.1. договора N 011833 от 28.09.2012 предусмотрено, что качество коммунального ресурса, поставляемого МУП "ВКХ", должно позволять ООО "Управляющая компания Тракторозаводского района" обеспечить предоставление коммунальной услуги потребителю в соответствии с требованиями, предусмотренными Правилам предоставления коммунальных услуг и соответствовать условиям подключения (техническим условиям присоединения) внутридомовых инженерных систем к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
Согласно пункту 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационнотелекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Пунктом 2.3 договора N 011833 от 28.09.2012 МУП "ВКХ" и ООО "Управляющая компания Тракторозаводского района" согласовали, что граница раздела внутридомовых инженерных систем, которые подключены к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам, определяется в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон (приложение N 4 к договору).
В ходе проверки административным органом установлено и подтверждается материалами дела, что нарушение качества коммунального ресурса в виде горячей воды зафиксированы на вводе в дом N 13а по ул. Загорская, то есть в границах ответственности МУП "ВКХ".
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что причиной снижения температуры горячей воды в точках разбора воды в жилых помещениях проверяемого многоквартирного дома является изначальное занижение МУП "ВКХ" нормативного температурного режима подачи теплоносителя на горячее водоснабжение на вводе в жилой дом в подающем трубопроводе до +46,0 °C, что не позволяет ООО "Управляющая компания Тракторозаводского района" как управляющей организации обеспечить предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению потребителю в местах водоразбора в соответствии с требованиями, предусмотренными Правилам предоставления коммунальных услуг
Апелляционная коллегия считает, что судом первой инстанции обоснованно отклонен довод предприятия об отсутствии вины в предоставлении коммунальной услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества в связи с отсутствием наружного циркуляционного трубопровода от котельной до многоквартирного дома по указанному адресу, поскольку требования к температуре горячей воды в местах водоразбора определены пунктом 2.4. СанПиН 2.1.4.249609 независимо от применяемой системы теплоснабжения.
Заявителем в материалы дела не предоставлены доказательства, свидетельствующие о том, что нарушение качества поставляемого коммунального ресурса (горячее водоснабжение) произошло вследствие аварии, либо других обстоятельств непреодолимой силы.
Довод предприятия, что несоответствие температуры горячей воды при ее включении установленным нормам связано с отсутствием в доме циркуляционного трубопровода, не подтвержден какими-либо доказательствами, носит предположительный и субъективный характер.
Кроме того, заключая с ООО "Управляющая компания Тракторозаводского района" договор теплоснабжения, МУП "ВКХ" как ресурсоснабжающая организация приняло на себя обязательства по поставке коммунального ресурса надлежащего качества именно с целью предоставления коммунальных услуг потребителям, за соблюдение данных обязательств предприятие несет ответственность, тарифы, используемые при начислении платы абоненту за поставленный коммунальный ресурс, установлены с учетом всех затрат предприятия, включая затраты на ремонт и содержание систем энергоснабжения, находящихся в хозяйственном ведении, в техническом состоянии, позволяющем обеспечивать абонента коммунальным ресурсом надлежащего качества.
При этом, заявителем в материалы дела не представлено доказательств принятия всех зависящих от него мер, направленных на выявление и устранение нарушения качества поставляемого коммунального ресурса с целью соблюдения обязанности по поставке коммунального ресурса надлежащего качества, предусмотренной договором теплоснабжения.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявления МУП "ВКХ" о признании незаконным и отмене предписания инспекции N 345 от 14.02.2014.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
При подаче апелляционной жалобы МУП "ВКХ" было заявлено ходатайство о предоставлении отсрочки по уплате государственной пошлины до рассмотрения апелляционной жалобы.
Определением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08 июля 2014 года предприятию предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины до рассмотрения апелляционной жалобы на решение суда первой инстанции.
Учитывая, что постановление по делу состоялось не в пользу заявителя, с МУП "ВКХ" в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 000 (одна тысяча) рублей.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23 апреля 2014 года по делу N А12-5937/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Волгоградское коммунальное хозяйство" в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 000 (одна тысяча) рублей.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья
А.В.СМИРНИКОВ
Судьи
Ю.А.КОМНАТНАЯ
М.Г.ЦУЦКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)