Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 07 марта 2014 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Е.О. Никифорюк, В.А. Сидоренко, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Е.Н.,
рассмотрев с использованием системы видеоконференц-связи в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального казенного учреждения "Управление муниципальной жилищной инспекции г. Улан-Удэ" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 17 декабря 2013 года по делу N А10-3454/2013 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-4" (ОГРН 1050302700601, ИНН 0323123289) к Муниципальному казенному учреждению "Управление муниципальной жилищной инспекции г. Улан-Удэ" (ОГРН 1130327008459, ИНН 0323368514) о признании недействительным предписания от 31.07.2013 N 22-ПР,
суд первой инстанции Устинова Н.В.,
при участии в судебном заседании:
судьи Арбитражного суда Республики Бурятия, осуществляющего организацию видеоконференцсвязи Кушнаревой Н.П. при ведении протокола отдельного процессуального действия в Арбитражном суде Республики Бурятия секретаре судебного заседания Е.Р.Сурановой,
- от заявителя: Перетолчина А.В., представителя по доверенности от 10.01.2014 года;
- от заинтересованного лица: Очирова А.Н., представителя по доверенности от 16.01.2014 года;
- установил:
Заявитель, Общество с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-4", обратился к Муниципальному казенному учреждению "Управление муниципальной жилищной инспекции г. Улан-Удэ" с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (т. 1, л. 112), о признании недействительным предписания N 22-ПР от 31.07.2013 в части пункта 1 (нарушение норм Жилищного кодекса Российской Федерации), в части пунктов 1, 3, 5, 7, 10, 11, 13, 14 (нарушение Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда).
Решением суда первой инстанции от 17 декабря 2013 требования заявителя удовлетворены полностью.
Суд признал недействительным предписание Муниципального казенного учреждения "Управление муниципальной жилищной инспекции г. Улан-Удэ" от 31.07.2013 N 22-ПР в части пункта 1 (нарушение норм Жилищного кодекса Российской Федерации), в части пунктов 1, 3, 5, 7, 10, 11, 13, 14 (нарушение Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда) как несоответствующее Жилищному кодексу Российской Федерации.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Суд пришел к выводу об отсутствии, в данном случае у ответчика полномочий на осуществление в отношении общества муниципального жилищного контроля.
Управление, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и отказать заявителю в удовлетворении требований.
Представитель Управления в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, пояснив суду, что суд первой инстанции дал неправильное толкование нормам действующего законодательства относительно полномочий органа муниципального контроля, а также неправильно установил фактические обстоятельства дела относительно проверяемого жилого фонда.
Представитель общества в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился и просил отказать в ее удовлетворении.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 29.01.2014.
Согласно пункту 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и заслушав доводы сторон, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании заявления гражданки Лобановой В.И. (т. 1,л.34) проживающей в квартире N 102 многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Солнечная, дом 6 "а", МКУ "Управление муниципальной жилищной инспекции г. Улан-Удэ" 26.07.2013 издан приказ N 22П о проведении в период с 26.07.2013 по 01.08.2013 внеплановой выездной проверки ООО "ЖЭУ-4". Предметом проверки являлось соблюдение обязательных требований жилищного законодательства, правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (т. 1, л. 39).
По результатам проверки ответчиком составлен акт проверки от 31.07.2013 (т. 1, л.47-55), а также в отношении общества вынесено предписание N 22-ПР (т. 1, л.8).
Названной проверкой выявлены нарушения пункта 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.03.2013 N 416, а именно в договоре на предоставление услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома перечни услуг и работ не содержат объемы, стоимость, периодичность и (или) график оказания этих услуг и работ.
Также выявлены нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170:
- -п. 4.6.3.1, п. 5.7.2 наличие в чердачных помещениях разрушенных и негерметичных вентиляционных коробов;
- - п. 3.3.4 захламление чердачных помещений мусором;
- - п. 4.6.3.1 наличие не выведенных выше кровли канализационных стояков;
- - п. 4.6.3.1 люки в чердачное помещение не закрыты на замок;
- - п. 4.6.1.25 частичное разрушение жалюзийных решеток слуховых окон;
- - п. 4.1.5 захламление мусором приямков подвальных помещений;
- - п. 3.2.6, п. 4.7.1, п. 4.8.14 нарушение установленных норм освещения лестничных площадок (частичное отсутствие в подъездах электроламп, выключателей, конструктивных элементов светильников, загрязнение поверхности окон);
- - п. 4.1.1, п. 3.4.3, п. 4.1.4 не обеспечено сквозное проветривание всей площади подвальных помещений;
- - п. 4.8.1, п. 4.8.6 частичное отсутствие деревянных поручней на лестничных клетках;
- - п. 3.2.1, п. 3.2.9 ненадлежащее состояние отделочного слоя (штукатурного, окрасочного слоя и побелки) в подъездах 2, 3, 4, в коридорах и местах общего пользования всех подъездов. Нарушение периодичности ремонта подъездов;
- - п. 3.2.16 размещение на лестничных площадках оборудования и других предметов не допускается;
- - п. 3.2.18 располагаемые в лестничных клетках электрощиты не закрыты;
- - п. 3.9.2 на озелененной придомовой территории расположена стоянка автомашин;
- - п. 4.8.5 наличие поврежденных и не закрепленных отслоившихся керамических плиток на лестничных площадках;
- - п. 4.8.14 перед наружными входными дверями отсутствуют скребки и металлические решетки для очистки обуви от грязи и снега;
- - п. 4.6.1.2 повреждения и смещения отдельных элементов шиферной кровли;
- Согласно предписанию (пункт 1) обществу указано устранить нарушения Жилищного кодекса Российской Федерации, в срок до 01.09.2013 утвердить договор на предоставление услуг и работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома с собственниками в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416.
Предписанием (пунктами 1 - 15) указано устранить в срок до 01.09.2013 нарушения обязательных требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (пунктов 4.6.3.1; 5.7.2; 3.3.4; 4.6.3.1; 4.6.1.25; 4.1.5; 3.2.6; 4.7.1; 4.8.14; 4.1.1; 3.4.3; 4.1.4; 4.8.1; 4.8.6; 3.2.1; 3.2.9; 3.2.16; 3.2.18; 4.8.5; 4.8.14; 4.6.1.2).
Общество не согласилось с указанным предписанием, посчитав нарушившим его права и законные интересы и не соответствующим законодательству обратилось в суд с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (т. 1, л. 112), о признании оспариваемого предписания недействительным в части пункта 1 (нарушение норм Жилищного кодекса Российской Федерации), в части пунктов 1, 3, 5, 7, 10, 11, 13, 14 (нарушение Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда).
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Статья 4 Жилищного кодекса Российской Федерации, указывает, что жилищное законодательство регулирует отношения по поводу осуществления государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля.
Статьей 2 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
Статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится в том числе, осуществление муниципального жилищного контроля.
Статья 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливает, что под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами (ч. 1.1).
Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления (далее - органы муниципального жилищного контроля) в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами (ч. 2.1).
При организации и осуществлении муниципального жилищного контроля органы муниципального жилищного контроля взаимодействуют с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный жилищный надзор, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (ч. 2.2).
К отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи. К отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора в отношении деятельности региональных операторов, организацией и проведением их проверок, применяются положения указанного Федерального закона с учетом особенностей, предусмотренных частью 4.3 настоящей статьи (ч. 3).
Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований (ч. 4).
Основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", является поступление в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах нарушения обязательных требований к порядку принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, уставу товарищества собственников жилья и внесенным в него изменениям, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с такой организацией договора управления многоквартирным домом, порядку утверждения условий такого договора и его заключения, а также нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении такой проверки (ч. 4.2).
Должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право (ч. 5):
1) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований;
2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного жилищного надзора, органа муниципального жилищного контроля о назначении проверки посещать территории и расположенные на них многоквартирные дома, помещения общего пользования многоквартирных домов, а с согласия собственников жилые помещения в многоквартирных домах и проводить их обследования, а также исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю, проверять соответствие устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений требованиям законодательства Российской Федерации, а по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме проверять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, соответствие устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений требованиям законодательства Российской Федерации, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья председателя правления товарищества и других членов правления товарищества, правомерность принятия собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании таких собственников решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом в соответствии со статьей 162 настоящего Кодекса, правомерность утверждения условий этого договора и его заключения;
3) выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям;
4) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;
5) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.
Из указанных норм суд апелляционной инстанции делает следующие выводы.
Под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.
Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований (ч. 4).
Должностные лица органов муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право посещать территории и расположенные на них многоквартирные дома, помещения общего пользования многоквартирных домов, а с согласия собственников жилые помещения в многоквартирных домах и проводить их обследования, а также исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю, а также выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
В целях реализации полномочий органов местного самоуправления по проведению муниципального жилищного контроля в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ, руководствуясь ст. 28, 30, 32 Устава городского округа "Город Улан-Удэ", п. 3.2 Положения об Администрации города Улан-Удэ, во исполнение решения Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 23.03.2013 N 671-56 решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 30 апреля 2013 г. N 693-57 утверждено Положение о муниципальном казенном учреждении "Управление муниципальной жилищной инспекции г. Улан-Удэ" и его структуру.
Положением о муниципальном казенном учреждении "Управление муниципальной жилищной инспекции г. Улан-Удэ" установлено, что
Муниципальное казенное учреждение "Управление муниципальной жилищной инспекции г. Улан-Удэ" (далее - Управление) является структурным подразделением Администрации г. Улан-Удэ, уполномоченным на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами Республики Бурятия в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами (п. 1.1).
Управление создано в целях осуществления муниципального жилищного контроля в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации (п. 2.1).
Задачами деятельности Управления являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами в области жилищных отношений (п. 2.2).
Управление в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет в том числе следующие функции - планирует, организует и осуществляет проверки обеспечения соблюдения физическими лицами, юридическими лицами (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), индивидуальными предпринимателями требований к использованию и сохранности муниципального жилищного фонда в городском округе "Город Улан-Удэ".
Управление имеет право, в том числе (п. 4.1):
- беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа руководителя (заместителя руководителя) Управления о назначении проверки посещать территории и расположенные на них многоквартирные дома, помещения общего пользования многоквартирных домов, а с согласия собственников жилые помещения в многоквартирных домах и проводить их обследования, а также исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю,
- выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
Из указанного Положения следует, что Муниципальное казенное учреждение "Управление муниципальной жилищной инспекции г. Улан-Удэ" является уполномоченным органом местного самоуправления, уполномоченным на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда.
Суд апелляционной инстанции также усматривает, что из указанного следует, что Муниципальное казенное учреждение "Управление муниципальной жилищной инспекции г. Улан-Удэ" вправе осуществлять муниципальный жилищный контроль в отношении муниципального жилищного фонда.
Как следует из материалов дела, внеплановая выездная проверка ООО "ЖЭУ-4" назначена приказом МКУ "Управление муниципальной жилищной инспекции г. Улан-Удэ" 26.07.2013 N 22П на основании заявления гражданки Лобановой В.И., проживающей в квартире N 102 многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Солнечная, дом 6 "а".
Согласно материалам дела проверка проводилась в период с 26.07.2013 по 01.08.2013.
Из материалов дела, в том числе из выписки по лицевым счетам указанного жилого дома (т. 1, л. 17-18) следует, что в жилом доме, расположенном по адресу г. Улан-Удэ, ул. Солнечная, дом 6 "а" из 154 квартир, 31 квартира относятся к муниципальному жилищному фонду.
Статьей 1 Закон РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" установлено, что приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Из указанного следует, что жилые помещения, не приобретенные гражданами, относятся к помещениям государственного или муниципального жилого фонда.
Доказательства о том, что указанные квартиры относятся к государственному жилому фонду, в материалах дела отсутствуют.
На основании указанного и руководствуясь ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает, что материалами дела подтверждается, в жилом доме, расположенном по адресу г. Улан-Удэ, ул. Солнечная, дом 6 "а" имеются жилые помещения, относящиеся к муниципальному жилищному фонду.
Довод общества о том, что сам дом не относится к муниципальному жилому фонду, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку к из ст. 672 Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", норм Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что под муниципальным жилом фондом понимаются жилые помещения и приходящееся на них часть общего имущества жилого дома в целом.
Учитывая указанное, суд апелляционной инстанции считает, что Управление вправе осуществлять проверки в отношении организации осуществляющей обслуживание, связанное с содержанием указанного жилого дома.
Довод общества о том, что квартира N 102, от имени которой была подана жалоба в инспекцию, не относится к муниципальному жилищному фонду, не принимается судом апелляционной инстанции, исходя из следующего.
Статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (ч. 1).
Учитывая, что в указанном жилом доме имеются жилые помещения, относящиеся к муниципальному жилищному фонду, в силу чего содержание общего имущества в данном доме приходящегося на долю указанных жилых помещений также должно содержаться надлежащим образом, суд апелляционной инстанции считает, что орган муниципального жилищного контроля вправе осуществлять муниципальный жилищный контроль в отношении указанного объекта в целом.
Принимая во внимание, что общество на основании договора от 25.09.2010 (т. 1, л. 11) на предоставление услуг и работ по содержанию, текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома и ведение паспортного учета на момент проверки осуществляло управление указанным многоквартирным домом, суд апелляционной инстанции считает, что Управление обоснованно осуществило в отношении данного лица контрольные мероприятия.
Учитывая указанное, выводы суда первой инстанции о том, что Управление не вправе было проводить в отношении указанного общества контрольных мероприятий по надлежащему содержанию указанного жилого дома являются ошибочными.
Ошибочными являются также выводы суда первой инстанции о том, что у Управления отсутствовали законные основания для проведения внеплановой проверки, со ссылкой на п. 3.2.2 Порядка организации и осуществления муниципального жилищного контроля на территории городского округа "Город Улан-Удэ утвержденного Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 06.06.2013 N 229.
Пунктом 3.2.2 Порядка организации и осуществления муниципального жилищного контроля, установлено, что основанием для проведения внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя является:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения требований к использованию и сохранности муниципального жилищного фонда;
2) поступление в орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда муниципальному жилищному фонду, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинении вреда жизни, здоровью граждан, вреда муниципальному жилищному фонду, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушении прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
г) поступлении в орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах нарушения обязательных требований к порядку принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, уставу товарищества собственников жилья и внесенным в него изменениям, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с такой организацией договора управления многоквартирным домом, порядку утверждения условий такого договора и его заключения, а также нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении такой проверки.
Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган муниципального жилищного контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений об указанных выше фактах, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
Как следует из приказа о проведении внеплановой выездной проверки (т. 1, л. 39), проверка проводится с целью проверки доводов жильцов МКД расположенном по адресу г. Улан-Удэ, ул. Солнечная, дом 6 "а" изложенных в заявлении от 24.07.2013.
Учитывая, что в орган муниципального жилищного контроля поступило указанное заявление граждан свидетельствующее, в том числе о возникновении угрозы причинения вреда муниципальному жилищному фонду или причинении вреда муниципальному жилищному фонду, он правомерно назначил проведение внеплановой выездной проверки в отношении организации осуществляющей управление указанным многоквартирным домом.
Согласно пункту 1 предписания, обществу предписано устранить нарушения п. 8 Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, поскольку - в договоре на предоставление услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома перечни услуг и работ не содержат объемы, стоимость, периодичность и (или) график оказания этих услуг и работ
Обществу предложено в срок до 01.09.2013 утвердить договор на предоставление услуг и работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома с собственниками в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416.
Пунктом 8 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами утвержденного Постановление Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" установлено, что перечень услуг и работ должен содержать объемы, стоимость, периодичность и (или) график (сроки) оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Как указывает Управление, общество на момент проверки Перечень услуг и работ не представило, и с жильцами в соответствии с данными Правилами не согласовало.
Между тем указанные правила вступили в силу с 30.05.2013.
Из материалов дела следует, что общество осуществляет обслуживание указанного жилого дома в связи с тем, что жильцами выбран непосредственный способ управления (т. 1, л. 11, 19).
В пункте 1 Правил установлено, что настоящие Правила устанавливают стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме.
Пунктом 5 Правил, установлено, что проект перечня услуг и работ составляется и представляется собственникам помещений в многоквартирном доме для утверждения в зависимости от способа управления многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом или кооперативом соответственно, а в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме - одним из таких собственников.
В целях подтверждения необходимости оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных проектом перечня услуг и работ, управляющая организация, товарищество или кооператив по требованию собственников помещений в многоквартирном доме обязаны представить акт обследования технического состояния многоквартирного дома, а также иные документы, содержащие сведения о выявленных дефектах (неисправностях, повреждениях), и при необходимости - заключения экспертных организаций (п. 6).
Из названных норм следует, что проект Перечня услуг и работ и представляется, в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме - одним из таких собственников.
Материалами дела не подтверждается, что кто-либо из собственников жилых помещений, включая сособственника муниципального жилищного фонда, обращался к обществу с проектом Перечня услуг и работ для его утверждения (либо о внесении изменений и дополнений в имеющийся Перечень работ и услуг).
Из названных норм следует, что инициатива утверждения Перечня услуг и работ должна исходить от собственников жилых помещений, доказательств указанного Управление в суд не представило.
Имеющийся в деле Перечень услуг и работ составлен 25.09.2010 как приложение к договору на предоставление услуг и работ по содержанию, текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома и ведение паспортного учета. Внесение же в него изменение и дополнений, для приведения в соответствии с требованиями 8 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, должно осуществляться в том же порядке, что и установлено п. 5 данных правил, по инициативе собственника.
В силу указанного, такая обязанность не может быть возложена на общество, в силу чего в данной части требование заявителя надлежит удовлетворить, в связи с чем, в указанной части предписание подлежит признанию незаконным, как нарушающее права и законные интересы заявителя и не соответствующим нормам законодательства.
В части требований общества о признании незаконным предписание в части пунктов 1, 3, 5, 7, 10, 11, 13, 14 (нарушение Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда), суд апелляционной инстанции считает, что они не подлежали удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, установлено, что при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (ч. 2.1).
Пунктом 1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", установлено, что настоящие Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью:
- обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности;
- проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий;
- обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В силу указанного, суд апелляционной инстанции считает, что общество при осуществлении договора от 25.09.2010 (т. 1, л. 11) на предоставление услуг и работ по содержанию, текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома и ведение паспортного учета обязано соблюдать Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда.
В силу указанного, суд апелляционной инстанции считает, что Управление выявив нарушения пунктов 4.6.3.1; 5.7.2; 3.3.4; 4.6.3.1; 4.6.1.25; 4.1.5; 3.2.6; 4.7.1; 4.8.14; 4.1.1; 3.4.3; 4.1.4; 4.8.1; 4.8.6; 3.2.1; 3.2.9; 3.2.16; 3.2.18; 4.8.5; 4.8.14; 4.6.1.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 при содержании указанного жилого дома правомерно предложило обществу, как ответственному лицу за его содержание устранить выявленные наращения.
Доводы общества о том, что п. 10, 11 предписания не могут быть исполнены, в связи с неточным их изложением, не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку из содержания данных пунктов следует, что общество обязано произвести работы по восстановлению штукатурного, окрасочного слоя и побелку подъездов 2, 3, 4, а также коридоров и мест общего пользования, в связи с нарушением периодичности ремонта подъездов, а также согласовать с собственниками размещение оборудования и других предметов на лестничных площадках, поскольку размещение на лестничных площадках оборудования и других предметов не допускается.
В указанной части заявителю надлежит отказать в удовлетворении требований, поскольку им не представлено доказательств, что данной частью предписания нарушаются права и законные интересы заявителя, и оно не соответствует законодательству.
На основании изложенного решение суда подлежит отмене в соответствии со ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права, а требования заявителя подлежат частичному удовлетворению.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от "17" декабря 2013 года по делу N А10-3454/2013 отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Принять по делу новый судебный акт.
Признать недействительным предписание Муниципального казенного учреждения "Управление муниципальной жилищной инспекции г. Улан-Удэ" (ОГРН 1130327008459, ИНН 0323368514) от 31.07.2013 N 22-ПР в части пункта 1, как несоответствующее Жилищному кодексу Российской Федерации, Постановлению Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами".
В удовлетворении требований в остальной части отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий судья
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
Судьи
Е.О.НИКИФОРЮК
В.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.03.2014 ПО ДЕЛУ N А10-3454/2013
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 марта 2014 г. по делу N А10-3454/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 07 марта 2014 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Е.О. Никифорюк, В.А. Сидоренко, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Е.Н.,
рассмотрев с использованием системы видеоконференц-связи в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального казенного учреждения "Управление муниципальной жилищной инспекции г. Улан-Удэ" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 17 декабря 2013 года по делу N А10-3454/2013 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-4" (ОГРН 1050302700601, ИНН 0323123289) к Муниципальному казенному учреждению "Управление муниципальной жилищной инспекции г. Улан-Удэ" (ОГРН 1130327008459, ИНН 0323368514) о признании недействительным предписания от 31.07.2013 N 22-ПР,
суд первой инстанции Устинова Н.В.,
при участии в судебном заседании:
судьи Арбитражного суда Республики Бурятия, осуществляющего организацию видеоконференцсвязи Кушнаревой Н.П. при ведении протокола отдельного процессуального действия в Арбитражном суде Республики Бурятия секретаре судебного заседания Е.Р.Сурановой,
- от заявителя: Перетолчина А.В., представителя по доверенности от 10.01.2014 года;
- от заинтересованного лица: Очирова А.Н., представителя по доверенности от 16.01.2014 года;
- установил:
Заявитель, Общество с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-4", обратился к Муниципальному казенному учреждению "Управление муниципальной жилищной инспекции г. Улан-Удэ" с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (т. 1, л. 112), о признании недействительным предписания N 22-ПР от 31.07.2013 в части пункта 1 (нарушение норм Жилищного кодекса Российской Федерации), в части пунктов 1, 3, 5, 7, 10, 11, 13, 14 (нарушение Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда).
Решением суда первой инстанции от 17 декабря 2013 требования заявителя удовлетворены полностью.
Суд признал недействительным предписание Муниципального казенного учреждения "Управление муниципальной жилищной инспекции г. Улан-Удэ" от 31.07.2013 N 22-ПР в части пункта 1 (нарушение норм Жилищного кодекса Российской Федерации), в части пунктов 1, 3, 5, 7, 10, 11, 13, 14 (нарушение Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда) как несоответствующее Жилищному кодексу Российской Федерации.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Суд пришел к выводу об отсутствии, в данном случае у ответчика полномочий на осуществление в отношении общества муниципального жилищного контроля.
Управление, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и отказать заявителю в удовлетворении требований.
Представитель Управления в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, пояснив суду, что суд первой инстанции дал неправильное толкование нормам действующего законодательства относительно полномочий органа муниципального контроля, а также неправильно установил фактические обстоятельства дела относительно проверяемого жилого фонда.
Представитель общества в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился и просил отказать в ее удовлетворении.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 29.01.2014.
Согласно пункту 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и заслушав доводы сторон, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании заявления гражданки Лобановой В.И. (т. 1,л.34) проживающей в квартире N 102 многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Солнечная, дом 6 "а", МКУ "Управление муниципальной жилищной инспекции г. Улан-Удэ" 26.07.2013 издан приказ N 22П о проведении в период с 26.07.2013 по 01.08.2013 внеплановой выездной проверки ООО "ЖЭУ-4". Предметом проверки являлось соблюдение обязательных требований жилищного законодательства, правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (т. 1, л. 39).
По результатам проверки ответчиком составлен акт проверки от 31.07.2013 (т. 1, л.47-55), а также в отношении общества вынесено предписание N 22-ПР (т. 1, л.8).
Названной проверкой выявлены нарушения пункта 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.03.2013 N 416, а именно в договоре на предоставление услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома перечни услуг и работ не содержат объемы, стоимость, периодичность и (или) график оказания этих услуг и работ.
Также выявлены нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170:
- -п. 4.6.3.1, п. 5.7.2 наличие в чердачных помещениях разрушенных и негерметичных вентиляционных коробов;
- - п. 3.3.4 захламление чердачных помещений мусором;
- - п. 4.6.3.1 наличие не выведенных выше кровли канализационных стояков;
- - п. 4.6.3.1 люки в чердачное помещение не закрыты на замок;
- - п. 4.6.1.25 частичное разрушение жалюзийных решеток слуховых окон;
- - п. 4.1.5 захламление мусором приямков подвальных помещений;
- - п. 3.2.6, п. 4.7.1, п. 4.8.14 нарушение установленных норм освещения лестничных площадок (частичное отсутствие в подъездах электроламп, выключателей, конструктивных элементов светильников, загрязнение поверхности окон);
- - п. 4.1.1, п. 3.4.3, п. 4.1.4 не обеспечено сквозное проветривание всей площади подвальных помещений;
- - п. 4.8.1, п. 4.8.6 частичное отсутствие деревянных поручней на лестничных клетках;
- - п. 3.2.1, п. 3.2.9 ненадлежащее состояние отделочного слоя (штукатурного, окрасочного слоя и побелки) в подъездах 2, 3, 4, в коридорах и местах общего пользования всех подъездов. Нарушение периодичности ремонта подъездов;
- - п. 3.2.16 размещение на лестничных площадках оборудования и других предметов не допускается;
- - п. 3.2.18 располагаемые в лестничных клетках электрощиты не закрыты;
- - п. 3.9.2 на озелененной придомовой территории расположена стоянка автомашин;
- - п. 4.8.5 наличие поврежденных и не закрепленных отслоившихся керамических плиток на лестничных площадках;
- - п. 4.8.14 перед наружными входными дверями отсутствуют скребки и металлические решетки для очистки обуви от грязи и снега;
- - п. 4.6.1.2 повреждения и смещения отдельных элементов шиферной кровли;
- Согласно предписанию (пункт 1) обществу указано устранить нарушения Жилищного кодекса Российской Федерации, в срок до 01.09.2013 утвердить договор на предоставление услуг и работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома с собственниками в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416.
Предписанием (пунктами 1 - 15) указано устранить в срок до 01.09.2013 нарушения обязательных требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (пунктов 4.6.3.1; 5.7.2; 3.3.4; 4.6.3.1; 4.6.1.25; 4.1.5; 3.2.6; 4.7.1; 4.8.14; 4.1.1; 3.4.3; 4.1.4; 4.8.1; 4.8.6; 3.2.1; 3.2.9; 3.2.16; 3.2.18; 4.8.5; 4.8.14; 4.6.1.2).
Общество не согласилось с указанным предписанием, посчитав нарушившим его права и законные интересы и не соответствующим законодательству обратилось в суд с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (т. 1, л. 112), о признании оспариваемого предписания недействительным в части пункта 1 (нарушение норм Жилищного кодекса Российской Федерации), в части пунктов 1, 3, 5, 7, 10, 11, 13, 14 (нарушение Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда).
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Статья 4 Жилищного кодекса Российской Федерации, указывает, что жилищное законодательство регулирует отношения по поводу осуществления государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля.
Статьей 2 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
Статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится в том числе, осуществление муниципального жилищного контроля.
Статья 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливает, что под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами (ч. 1.1).
Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления (далее - органы муниципального жилищного контроля) в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами (ч. 2.1).
При организации и осуществлении муниципального жилищного контроля органы муниципального жилищного контроля взаимодействуют с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный жилищный надзор, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (ч. 2.2).
К отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи. К отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора в отношении деятельности региональных операторов, организацией и проведением их проверок, применяются положения указанного Федерального закона с учетом особенностей, предусмотренных частью 4.3 настоящей статьи (ч. 3).
Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований (ч. 4).
Основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", является поступление в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах нарушения обязательных требований к порядку принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, уставу товарищества собственников жилья и внесенным в него изменениям, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с такой организацией договора управления многоквартирным домом, порядку утверждения условий такого договора и его заключения, а также нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении такой проверки (ч. 4.2).
Должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право (ч. 5):
1) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований;
2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного жилищного надзора, органа муниципального жилищного контроля о назначении проверки посещать территории и расположенные на них многоквартирные дома, помещения общего пользования многоквартирных домов, а с согласия собственников жилые помещения в многоквартирных домах и проводить их обследования, а также исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю, проверять соответствие устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений требованиям законодательства Российской Федерации, а по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме проверять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, соответствие устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений требованиям законодательства Российской Федерации, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья председателя правления товарищества и других членов правления товарищества, правомерность принятия собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании таких собственников решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом в соответствии со статьей 162 настоящего Кодекса, правомерность утверждения условий этого договора и его заключения;
3) выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям;
4) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;
5) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.
Из указанных норм суд апелляционной инстанции делает следующие выводы.
Под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.
Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований (ч. 4).
Должностные лица органов муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право посещать территории и расположенные на них многоквартирные дома, помещения общего пользования многоквартирных домов, а с согласия собственников жилые помещения в многоквартирных домах и проводить их обследования, а также исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю, а также выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
В целях реализации полномочий органов местного самоуправления по проведению муниципального жилищного контроля в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ, руководствуясь ст. 28, 30, 32 Устава городского округа "Город Улан-Удэ", п. 3.2 Положения об Администрации города Улан-Удэ, во исполнение решения Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 23.03.2013 N 671-56 решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 30 апреля 2013 г. N 693-57 утверждено Положение о муниципальном казенном учреждении "Управление муниципальной жилищной инспекции г. Улан-Удэ" и его структуру.
Положением о муниципальном казенном учреждении "Управление муниципальной жилищной инспекции г. Улан-Удэ" установлено, что
Муниципальное казенное учреждение "Управление муниципальной жилищной инспекции г. Улан-Удэ" (далее - Управление) является структурным подразделением Администрации г. Улан-Удэ, уполномоченным на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами Республики Бурятия в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами (п. 1.1).
Управление создано в целях осуществления муниципального жилищного контроля в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации (п. 2.1).
Задачами деятельности Управления являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами в области жилищных отношений (п. 2.2).
Управление в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет в том числе следующие функции - планирует, организует и осуществляет проверки обеспечения соблюдения физическими лицами, юридическими лицами (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), индивидуальными предпринимателями требований к использованию и сохранности муниципального жилищного фонда в городском округе "Город Улан-Удэ".
Управление имеет право, в том числе (п. 4.1):
- беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа руководителя (заместителя руководителя) Управления о назначении проверки посещать территории и расположенные на них многоквартирные дома, помещения общего пользования многоквартирных домов, а с согласия собственников жилые помещения в многоквартирных домах и проводить их обследования, а также исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю,
- выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
Из указанного Положения следует, что Муниципальное казенное учреждение "Управление муниципальной жилищной инспекции г. Улан-Удэ" является уполномоченным органом местного самоуправления, уполномоченным на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда.
Суд апелляционной инстанции также усматривает, что из указанного следует, что Муниципальное казенное учреждение "Управление муниципальной жилищной инспекции г. Улан-Удэ" вправе осуществлять муниципальный жилищный контроль в отношении муниципального жилищного фонда.
Как следует из материалов дела, внеплановая выездная проверка ООО "ЖЭУ-4" назначена приказом МКУ "Управление муниципальной жилищной инспекции г. Улан-Удэ" 26.07.2013 N 22П на основании заявления гражданки Лобановой В.И., проживающей в квартире N 102 многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Солнечная, дом 6 "а".
Согласно материалам дела проверка проводилась в период с 26.07.2013 по 01.08.2013.
Из материалов дела, в том числе из выписки по лицевым счетам указанного жилого дома (т. 1, л. 17-18) следует, что в жилом доме, расположенном по адресу г. Улан-Удэ, ул. Солнечная, дом 6 "а" из 154 квартир, 31 квартира относятся к муниципальному жилищному фонду.
Статьей 1 Закон РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" установлено, что приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Из указанного следует, что жилые помещения, не приобретенные гражданами, относятся к помещениям государственного или муниципального жилого фонда.
Доказательства о том, что указанные квартиры относятся к государственному жилому фонду, в материалах дела отсутствуют.
На основании указанного и руководствуясь ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает, что материалами дела подтверждается, в жилом доме, расположенном по адресу г. Улан-Удэ, ул. Солнечная, дом 6 "а" имеются жилые помещения, относящиеся к муниципальному жилищному фонду.
Довод общества о том, что сам дом не относится к муниципальному жилому фонду, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку к из ст. 672 Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", норм Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что под муниципальным жилом фондом понимаются жилые помещения и приходящееся на них часть общего имущества жилого дома в целом.
Учитывая указанное, суд апелляционной инстанции считает, что Управление вправе осуществлять проверки в отношении организации осуществляющей обслуживание, связанное с содержанием указанного жилого дома.
Довод общества о том, что квартира N 102, от имени которой была подана жалоба в инспекцию, не относится к муниципальному жилищному фонду, не принимается судом апелляционной инстанции, исходя из следующего.
Статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (ч. 1).
Учитывая, что в указанном жилом доме имеются жилые помещения, относящиеся к муниципальному жилищному фонду, в силу чего содержание общего имущества в данном доме приходящегося на долю указанных жилых помещений также должно содержаться надлежащим образом, суд апелляционной инстанции считает, что орган муниципального жилищного контроля вправе осуществлять муниципальный жилищный контроль в отношении указанного объекта в целом.
Принимая во внимание, что общество на основании договора от 25.09.2010 (т. 1, л. 11) на предоставление услуг и работ по содержанию, текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома и ведение паспортного учета на момент проверки осуществляло управление указанным многоквартирным домом, суд апелляционной инстанции считает, что Управление обоснованно осуществило в отношении данного лица контрольные мероприятия.
Учитывая указанное, выводы суда первой инстанции о том, что Управление не вправе было проводить в отношении указанного общества контрольных мероприятий по надлежащему содержанию указанного жилого дома являются ошибочными.
Ошибочными являются также выводы суда первой инстанции о том, что у Управления отсутствовали законные основания для проведения внеплановой проверки, со ссылкой на п. 3.2.2 Порядка организации и осуществления муниципального жилищного контроля на территории городского округа "Город Улан-Удэ утвержденного Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 06.06.2013 N 229.
Пунктом 3.2.2 Порядка организации и осуществления муниципального жилищного контроля, установлено, что основанием для проведения внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя является:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения требований к использованию и сохранности муниципального жилищного фонда;
2) поступление в орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда муниципальному жилищному фонду, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинении вреда жизни, здоровью граждан, вреда муниципальному жилищному фонду, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушении прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
г) поступлении в орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах нарушения обязательных требований к порядку принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, уставу товарищества собственников жилья и внесенным в него изменениям, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с такой организацией договора управления многоквартирным домом, порядку утверждения условий такого договора и его заключения, а также нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении такой проверки.
Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган муниципального жилищного контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений об указанных выше фактах, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
Как следует из приказа о проведении внеплановой выездной проверки (т. 1, л. 39), проверка проводится с целью проверки доводов жильцов МКД расположенном по адресу г. Улан-Удэ, ул. Солнечная, дом 6 "а" изложенных в заявлении от 24.07.2013.
Учитывая, что в орган муниципального жилищного контроля поступило указанное заявление граждан свидетельствующее, в том числе о возникновении угрозы причинения вреда муниципальному жилищному фонду или причинении вреда муниципальному жилищному фонду, он правомерно назначил проведение внеплановой выездной проверки в отношении организации осуществляющей управление указанным многоквартирным домом.
Согласно пункту 1 предписания, обществу предписано устранить нарушения п. 8 Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, поскольку - в договоре на предоставление услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома перечни услуг и работ не содержат объемы, стоимость, периодичность и (или) график оказания этих услуг и работ
Обществу предложено в срок до 01.09.2013 утвердить договор на предоставление услуг и работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома с собственниками в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416.
Пунктом 8 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами утвержденного Постановление Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" установлено, что перечень услуг и работ должен содержать объемы, стоимость, периодичность и (или) график (сроки) оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Как указывает Управление, общество на момент проверки Перечень услуг и работ не представило, и с жильцами в соответствии с данными Правилами не согласовало.
Между тем указанные правила вступили в силу с 30.05.2013.
Из материалов дела следует, что общество осуществляет обслуживание указанного жилого дома в связи с тем, что жильцами выбран непосредственный способ управления (т. 1, л. 11, 19).
В пункте 1 Правил установлено, что настоящие Правила устанавливают стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме.
Пунктом 5 Правил, установлено, что проект перечня услуг и работ составляется и представляется собственникам помещений в многоквартирном доме для утверждения в зависимости от способа управления многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом или кооперативом соответственно, а в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме - одним из таких собственников.
В целях подтверждения необходимости оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных проектом перечня услуг и работ, управляющая организация, товарищество или кооператив по требованию собственников помещений в многоквартирном доме обязаны представить акт обследования технического состояния многоквартирного дома, а также иные документы, содержащие сведения о выявленных дефектах (неисправностях, повреждениях), и при необходимости - заключения экспертных организаций (п. 6).
Из названных норм следует, что проект Перечня услуг и работ и представляется, в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме - одним из таких собственников.
Материалами дела не подтверждается, что кто-либо из собственников жилых помещений, включая сособственника муниципального жилищного фонда, обращался к обществу с проектом Перечня услуг и работ для его утверждения (либо о внесении изменений и дополнений в имеющийся Перечень работ и услуг).
Из названных норм следует, что инициатива утверждения Перечня услуг и работ должна исходить от собственников жилых помещений, доказательств указанного Управление в суд не представило.
Имеющийся в деле Перечень услуг и работ составлен 25.09.2010 как приложение к договору на предоставление услуг и работ по содержанию, текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома и ведение паспортного учета. Внесение же в него изменение и дополнений, для приведения в соответствии с требованиями 8 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, должно осуществляться в том же порядке, что и установлено п. 5 данных правил, по инициативе собственника.
В силу указанного, такая обязанность не может быть возложена на общество, в силу чего в данной части требование заявителя надлежит удовлетворить, в связи с чем, в указанной части предписание подлежит признанию незаконным, как нарушающее права и законные интересы заявителя и не соответствующим нормам законодательства.
В части требований общества о признании незаконным предписание в части пунктов 1, 3, 5, 7, 10, 11, 13, 14 (нарушение Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда), суд апелляционной инстанции считает, что они не подлежали удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, установлено, что при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (ч. 2.1).
Пунктом 1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", установлено, что настоящие Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью:
- обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности;
- проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий;
- обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В силу указанного, суд апелляционной инстанции считает, что общество при осуществлении договора от 25.09.2010 (т. 1, л. 11) на предоставление услуг и работ по содержанию, текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома и ведение паспортного учета обязано соблюдать Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда.
В силу указанного, суд апелляционной инстанции считает, что Управление выявив нарушения пунктов 4.6.3.1; 5.7.2; 3.3.4; 4.6.3.1; 4.6.1.25; 4.1.5; 3.2.6; 4.7.1; 4.8.14; 4.1.1; 3.4.3; 4.1.4; 4.8.1; 4.8.6; 3.2.1; 3.2.9; 3.2.16; 3.2.18; 4.8.5; 4.8.14; 4.6.1.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 при содержании указанного жилого дома правомерно предложило обществу, как ответственному лицу за его содержание устранить выявленные наращения.
Доводы общества о том, что п. 10, 11 предписания не могут быть исполнены, в связи с неточным их изложением, не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку из содержания данных пунктов следует, что общество обязано произвести работы по восстановлению штукатурного, окрасочного слоя и побелку подъездов 2, 3, 4, а также коридоров и мест общего пользования, в связи с нарушением периодичности ремонта подъездов, а также согласовать с собственниками размещение оборудования и других предметов на лестничных площадках, поскольку размещение на лестничных площадках оборудования и других предметов не допускается.
В указанной части заявителю надлежит отказать в удовлетворении требований, поскольку им не представлено доказательств, что данной частью предписания нарушаются права и законные интересы заявителя, и оно не соответствует законодательству.
На основании изложенного решение суда подлежит отмене в соответствии со ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права, а требования заявителя подлежат частичному удовлетворению.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от "17" декабря 2013 года по делу N А10-3454/2013 отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Принять по делу новый судебный акт.
Признать недействительным предписание Муниципального казенного учреждения "Управление муниципальной жилищной инспекции г. Улан-Удэ" (ОГРН 1130327008459, ИНН 0323368514) от 31.07.2013 N 22-ПР в части пункта 1, как несоответствующее Жилищному кодексу Российской Федерации, Постановлению Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами".
В удовлетворении требований в остальной части отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий судья
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
Судьи
Е.О.НИКИФОРЮК
В.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)