Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2008 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 сентября 2008 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Семушкина В.С., Юдкина А.А.,
при ведении протокола судебного заседания Смирновой Е.А., с участием:
от заявителя - представители Кирюхина Л.Ю., доверенность от 09 января 2008 г. N 4-юр, Накушнов С.Е., доверенность от 15 января 2008 г. N 82-юр, Степанов Ю.С., доверенность от 04 апреля 2008 г. N 114-юр,
от антимонопольного органа - представители Моисеев С.В., доверенность от 28 августа 2008 г., Юдин П.Г., доверенность от 02 июня 2008 г.,
от 3-го лица: ТСЖ "Гранит" - представитель Бородулин А.Г., доверенность от 19 февраля 2008 г., председатель собрания Алтынбаев А.А., протокол от 01 сентября 2008 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 12 сентября 2008 г. апелляционную жалобу ООО "Ульяновская региональная компания по реализации газа"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 09 июля 2008 г. по делу N А72-3355/2008, судья Каданцев Ю.А., принятое по заявлению ООО "Ульяновская региональная компания по реализации газа", г. Ульяновск, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г. Ульяновск, 3-е лицо: ТСЖ "Гранит", г. Ульяновск,
о признании недействительным решения от 15 мая 2008 г. N 4517/04-2008,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ульяновская региональная компания по реализации газа" (далее - ООО "Ульяновскрегионгаз", Общество) обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее - УФАС по Ульяновской области, антимонопольный орган) от 15 мая 2008 г. N 4517/04-2008, которым действия ООО "Ульяновская региональная компания по реализации газа" по применению к товариществу собственников жилья "Гранит" (далее - ТСЖ "Гранит") тарифов на газ для промышленных потребителей признаны нарушением ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 200 6 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено ТСЖ "Гранит".
Решением суда от 09 июля 2008 г. в удовлетворении заявления ООО "Ульяновскрегионгаз" отказано на том основании, что выданное антимонопольным органом ООО "Ульяновскрегионгаз" предписание от 15 мая 2008 г. N 6 о прекращении нарушения законодательства является законным.
В апелляционной жалобе ООО "Ульяновскрегионгаз" просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, поскольку нарушений установленного нормативными актами порядка ценообразования не имеется. ТСЖ "Гранит" обязано оплачивать газ по тарифам, установленным для промышленности. ООО "Ульяновскрегионгаз" не может применять к газу, поставляемому для крышной котельной, розничные цены на газ, реализуемый населению. Розничные цены на газ, поставляемый населению, в случае поставки газа исполнителю для выработки тепловой энергии с целью продажи его далее в качестве коммунального ресурса не применяется.
В отзывах на апелляционную жалобу УФАС по Ульяновской области и ТСЖ "Гранит" просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
В судебном заседании представители ООО "Ульяновскрегионгаз" поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда отменить, принять новый судебный акт, заявление ООО "Ульяновскрегионгаз" удовлетворить.
Представители УФАС по Ульяновской области и ТСЖ "Гранит" возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, согласно договору от 01 ноября 2007 г. N 57-5-3143/08 ООО "Ульяновскрегионгаз" поставляет ТСЖ "Гранит" газ для крышной котельной многоквартирного дома по адресу: г. Ульяновск, ул. Рябикова. 70, корп. 2.
К объемам газа, поставляемым по указанному договору, применяются цены, установленные приказами Федеральной службы по тарифам от 13 ноября 2007 г. N 329-э/2, от 04 декабря 2007 г. N 403-э/1 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. N 1021 "О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации".
ТСЖ "Гранит" 26 февраля 2008 г. обратилось в УФАС по Ульяновской области с заявлением о несогласии с действиями ООО "Ульяновскрегионгаз", применяющего по отношению к ТСЖ "Гранит" тарифы на газ, установленные для промышленных предприятий.
Приказом от 21 апреля 2008 г. N 44 УФАС по Ульяновской области возбудило в отношении ООО "Ульяновскрегионгаз" дело N 4517/04-2008 по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выражающегося в ущемлении интересов ТСЖ "Гранит" путем нарушения установленного нормативным правовым актом - постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" - порядка ценообразования через применение занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом тарифа на газ, реализуемый потребителям РФ, к ТСЖ "Гранит", вместо тарифа, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемого для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Рассмотрев дело N 4517/04-2008, УФАС по Ульяновской области 15 мая 2008 г. приняло решение, в соответствии с которым: признало действия ООО "Ульяновскрегионгаз" по применению к ТСЖ "Гранит" тарифов на газ для промышленных потребителей нарушением ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции"; выдало ООО "Ульяновскрегионгаз" предписание от 15 мая 2008 г. N 6 о прекращении нарушения законодательства в срок до 01 июня 2008 г. путем прекращения применения к ТСЖ "Гранит" тарифов на газ для промышленных потребителей (утвержденных приложением 1 приказа ФСТ РФ от 04 декабря 2007 г. N 403-э/1 "Об оптовых ценах на газ, добываемый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям Российской Федерации" и приложением 2 приказа ФСТ РФ от 13 ноября 2007 г. N 329-э/2 "Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ООО "Ульяновскоблгаз" и ООО "Автогазсервис" и размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям газа ООО "Ульяновскрегионгаз" в части тарифов, утвержденных для категории потребителей с объемом потребления до 10 млн. куб. м/год"); передало материалы дела уполномоченному лицу УФАС по Ульяновской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.31 КоАП РФ.
ООО "Ульяновскрегионгаз" занимает доминирующее положение на рынке услуг по распределению газообразного топлива в границах Ульяновской области и включено в реестр субъектов, имеющих долю на рынке более 35%, с долей более 65%, что установлено приказом Ульяновского УФАС по Ульяновской области от 26 июня 2006 г. N 187 и приложением к нему (копии приказа и приложения имеются в деле).
Согласно договору от 01 ноября 2007 г. N 57-5-3143/08 ООО "Ульяновскрегионгаз" поставляет ТСЖ "Гранит" газ для крышной котельной многоквартирного жилого дома по адресу: г. Ульяновск, ул. Рябикова, 70, корп. 2. Указанная котельная используется для обеспечения отопления указанного жилого дома и для подачи горячей воды в жилые помещения, находящиеся в указанном доме, отопление других зданий (сооружений) за счет указанной котельной не производится. При этом доказательства того, что в жилом доме по адресу: г. Ульяновск, ул. Рябикова, 70, корп. 2, отсутствуют иные потребители тепловой энергии, кроме как жильцы указанного дома, в материалы дела не представлены.
С учетом данных обстоятельств, а также с учетом положений СНиП П-35-76 "Котельные установки" (согласно которому автономной котельной признается котельная, предназначенная для одного здания или сооружения, централизованной котельной является котельная, предназначенная для нескольких зданий или сооружений, связанных с котельной наружными тепловыми сетями) крышная котельная, находящаяся в жилом доме по адресу: г. Ульяновск, ул. Рябикова, 70, корп. 2, является автономной.
Абзацами 2 и 3 пункта 18 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, установлено, что при производстве тепловой энергии для отопления многоквартирного дома с использованием автономной системы отопления, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при отсутствии централизованного отопления), размер платы за отопление рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на топливо, используемое для производства тепловой энергии. При этом расходы на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем, используемых для производства тепловой энергии, включаются в плату за содержание и ремонт жилого помещения. При приготовлении горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома (при отсутствии централизованного приготовления горячей воды) размер платы за горячее водоснабжение рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на холодную воду и топливо, используемые для приготовления горячей воды. При этом расходы на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем, используемых для приготовления горячей воды, включаются в плату за содержание и ремонт жилого помещения.
С учетом пункта 3 указанных "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам" (где содержится определения понятия "исполнитель") ТСЖ "Гранит" является исполнителем, предоставляющим коммунальные услуги потребителям-жильцам жилого дома по адресу: г. Ульяновск, ул. Рябикова, 70, корп. 2.
В соответствии с абзацем 2 пункта 15 указанных "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам" в случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Следовательно, исходя из приведенного требования абзаца 2 пункта 15 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", расчет размера платы за приобретение ТСЖ "Гранит" газа должен осуществляться по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги. При этом товарищество собственников жилья не является хозяйствующим субъектом, в связи с чем обязательства такого товарищества перед поставщиком газа не могут превышать совокупных обязательств всех жильцов дома, находящегося в управлении товарищества, исходя из цены на газ, установленной для населения.
Данная правовая позиция изложена в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05 октября 2007 г. N 57.
На 2008 г. такая цена, установленная приложением к приказу Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 13 декабря 2007 г. N 226 "Розничные цены на природный газ, реализуемый населению", составляет 1 930 руб. за 1 000 куб. м (включая НДС).
Указанный приказ подлежит применению при определении цены на газ для ТСЖ "Гранит" согласно положениям Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях", абзацу 2 статье 21 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", согласно которому по решению Правительства Российской Федерации регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа может быть заменено государственным регулированием цен на газ для конечных потребителей, использующих его в качестве топлива и (или) сырья, а также тарифов на услуги по транспортировке газа для независимых организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по транспортировке газа учитываются экономически обоснованные затраты и прибыль, а также уровень обеспечения организаций - собственников систем газоснабжения финансовыми средствами на расширение добычи газа, сети газопроводов и подземных хранилищ газа.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 г. N 332 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства" предусмотрено, что розничные цены на газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств), утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Подпунктом "е" пункта 4 "Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. N 1021 установлено, что государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат розничные цены на газ, реализуемый населению.
Согласно пунктам 1, 3, 4 "Методических указаний но регулированию розничных цен на газ. реализуемый населению", утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 23 ноября 2004 г. N 194-э/12, настоящие Методические указания по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению (далее - Методические указания), разработаны в целях установления единого для всех регионов Российской Федерации порядка формирования розничных цен на газ, реализуемый населению (далее - розничные цены). Розничные цены, устанавливаемые в соответствии с настоящими Методическими указаниями, применяются на объемы газа, реализуемые населению, а также жилищно-строительным кооперативам, товариществам собственников жилья и другим подобным организациям (далее - население) для потребления с использованием местных бытовых приборов, за исключением объемов газа, используемых для центрального отопления и на коммерческие цели. В случае, если поставка газа населению осуществляется в том числе для центрального отопления, включая потребление газа крышными и иными котельными, розничные цены применяются только на цели, указанные в п. 3, при условии наличия раздельного учета газа, используемого для центрального отопления. При этом в случае отсутствия раздельного учета газа розничные цены применяются на объем газа, используемый на цели, указанные в п. 3, определенный по утвержденным в установленном порядке нормируемым удельным показателям потребления газа, с учетом перечня бытовых приборов и других характеристик газопотребления.
Как следует из материалов дела, ТСЖ "Гранит" не обеспечивает отопление и подачу горячей воды иным потребителям, кроме населения. Приложенные к апелляционной жалобе ООО "Ульяновскрегионгаз" фотографии, копии постановлений о переводе жилых помещений в нежилые не являются достаточными доказательствами, подтверждающими использование газа товариществом собственников жилья для оказания услуг по теплоснабжению и снабжению горячей водой нежилых помещений. Кроме того, данные доказательства не представлялись в суд первой инстанции и ООО "Ульяновскрегионгаз" не привело уважительных причин, по которым данные доказательства не были представлены в суд первой инстанции.
Кроме того, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что даже если бы такие потребители у ТСЖ "Гранит" имелись, то в соответствии с вышеприведенным пунктом 4 "Методических указаний по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению", утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 23 ноября 2004 г. N 194-э/12, доля газа, использованная товариществом собственников жилья для отопления и снабжения горячей водой населения, подлежала бы оплате по цене, установленной для населения приложением к приказу Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 13.12.2007 г. N 226 "Розничные цены на природный газ, реализуемый населению", и только доля газа, затраченного для отопления и снабжения горячей водой иных категорий потребителей (помимо населения) подлежала бы оплате по иной цене исходя из объемов, установленных на основании данных раздельного учета объемов потребления или, при отсутствии раздельного учета, - по утвержденным в установленном порядке нормируемым удельным показателям потребления газа, с учетом перечня бытовых приборов и других характеристик газопотребления.
В связи с тем, что вышеуказанными нормативными актами прямо установлена обязательность применения цены на газ, установленной приложением к приказу Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 13 декабря 2007 г. N 226 "Розничные цены на природный газ, реализуемый населению", суд первой инстанции правомерно не признал обоснованными доводы ООО "Ульяновскрегионгаз" о том, что ТСЖ "Гранит" обязано производить с ним расчеты за газ по тарифам, установленным для промышленных потребителей.
Пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлен запрет совершения действий (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о нарушении ООО "Ульяновскрегионгаз" указанной нормы, в связи с чем выданное антимонопольным органом ООО "Ульяновскрегионгаз" предписание от 15 мая 2008 г. N 6 о прекращении нарушения законодательства является законным.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд выводы суда первой инстанции признает законными и обоснованными.
На основании изложенного решение суда от 09 июля 2008 г. следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "Ульяновскрегионгаз" - без удовлетворения.
В соответствии со ст. ст. 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1000 руб. надлежит отнести на ООО "Ульяновскрегионгаз".
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 09 июля 2008 г. по делу N А72-3355/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Ульяновская региональная компания по реализации газа" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ФИЛИППОВА
Судьи
А.А.ЮДКИН
В.С.СЕМУШКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.09.2008 ПО ДЕЛУ N А72-3355/2008
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 сентября 2008 г. по делу N А72-3355/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2008 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 сентября 2008 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Семушкина В.С., Юдкина А.А.,
при ведении протокола судебного заседания Смирновой Е.А., с участием:
от заявителя - представители Кирюхина Л.Ю., доверенность от 09 января 2008 г. N 4-юр, Накушнов С.Е., доверенность от 15 января 2008 г. N 82-юр, Степанов Ю.С., доверенность от 04 апреля 2008 г. N 114-юр,
от антимонопольного органа - представители Моисеев С.В., доверенность от 28 августа 2008 г., Юдин П.Г., доверенность от 02 июня 2008 г.,
от 3-го лица: ТСЖ "Гранит" - представитель Бородулин А.Г., доверенность от 19 февраля 2008 г., председатель собрания Алтынбаев А.А., протокол от 01 сентября 2008 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 12 сентября 2008 г. апелляционную жалобу ООО "Ульяновская региональная компания по реализации газа"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 09 июля 2008 г. по делу N А72-3355/2008, судья Каданцев Ю.А., принятое по заявлению ООО "Ульяновская региональная компания по реализации газа", г. Ульяновск, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г. Ульяновск, 3-е лицо: ТСЖ "Гранит", г. Ульяновск,
о признании недействительным решения от 15 мая 2008 г. N 4517/04-2008,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ульяновская региональная компания по реализации газа" (далее - ООО "Ульяновскрегионгаз", Общество) обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее - УФАС по Ульяновской области, антимонопольный орган) от 15 мая 2008 г. N 4517/04-2008, которым действия ООО "Ульяновская региональная компания по реализации газа" по применению к товариществу собственников жилья "Гранит" (далее - ТСЖ "Гранит") тарифов на газ для промышленных потребителей признаны нарушением ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 200 6 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено ТСЖ "Гранит".
Решением суда от 09 июля 2008 г. в удовлетворении заявления ООО "Ульяновскрегионгаз" отказано на том основании, что выданное антимонопольным органом ООО "Ульяновскрегионгаз" предписание от 15 мая 2008 г. N 6 о прекращении нарушения законодательства является законным.
В апелляционной жалобе ООО "Ульяновскрегионгаз" просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, поскольку нарушений установленного нормативными актами порядка ценообразования не имеется. ТСЖ "Гранит" обязано оплачивать газ по тарифам, установленным для промышленности. ООО "Ульяновскрегионгаз" не может применять к газу, поставляемому для крышной котельной, розничные цены на газ, реализуемый населению. Розничные цены на газ, поставляемый населению, в случае поставки газа исполнителю для выработки тепловой энергии с целью продажи его далее в качестве коммунального ресурса не применяется.
В отзывах на апелляционную жалобу УФАС по Ульяновской области и ТСЖ "Гранит" просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
В судебном заседании представители ООО "Ульяновскрегионгаз" поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда отменить, принять новый судебный акт, заявление ООО "Ульяновскрегионгаз" удовлетворить.
Представители УФАС по Ульяновской области и ТСЖ "Гранит" возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, согласно договору от 01 ноября 2007 г. N 57-5-3143/08 ООО "Ульяновскрегионгаз" поставляет ТСЖ "Гранит" газ для крышной котельной многоквартирного дома по адресу: г. Ульяновск, ул. Рябикова. 70, корп. 2.
К объемам газа, поставляемым по указанному договору, применяются цены, установленные приказами Федеральной службы по тарифам от 13 ноября 2007 г. N 329-э/2, от 04 декабря 2007 г. N 403-э/1 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. N 1021 "О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации".
ТСЖ "Гранит" 26 февраля 2008 г. обратилось в УФАС по Ульяновской области с заявлением о несогласии с действиями ООО "Ульяновскрегионгаз", применяющего по отношению к ТСЖ "Гранит" тарифы на газ, установленные для промышленных предприятий.
Приказом от 21 апреля 2008 г. N 44 УФАС по Ульяновской области возбудило в отношении ООО "Ульяновскрегионгаз" дело N 4517/04-2008 по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выражающегося в ущемлении интересов ТСЖ "Гранит" путем нарушения установленного нормативным правовым актом - постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" - порядка ценообразования через применение занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом тарифа на газ, реализуемый потребителям РФ, к ТСЖ "Гранит", вместо тарифа, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемого для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Рассмотрев дело N 4517/04-2008, УФАС по Ульяновской области 15 мая 2008 г. приняло решение, в соответствии с которым: признало действия ООО "Ульяновскрегионгаз" по применению к ТСЖ "Гранит" тарифов на газ для промышленных потребителей нарушением ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции"; выдало ООО "Ульяновскрегионгаз" предписание от 15 мая 2008 г. N 6 о прекращении нарушения законодательства в срок до 01 июня 2008 г. путем прекращения применения к ТСЖ "Гранит" тарифов на газ для промышленных потребителей (утвержденных приложением 1 приказа ФСТ РФ от 04 декабря 2007 г. N 403-э/1 "Об оптовых ценах на газ, добываемый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям Российской Федерации" и приложением 2 приказа ФСТ РФ от 13 ноября 2007 г. N 329-э/2 "Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ООО "Ульяновскоблгаз" и ООО "Автогазсервис" и размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям газа ООО "Ульяновскрегионгаз" в части тарифов, утвержденных для категории потребителей с объемом потребления до 10 млн. куб. м/год"); передало материалы дела уполномоченному лицу УФАС по Ульяновской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.31 КоАП РФ.
ООО "Ульяновскрегионгаз" занимает доминирующее положение на рынке услуг по распределению газообразного топлива в границах Ульяновской области и включено в реестр субъектов, имеющих долю на рынке более 35%, с долей более 65%, что установлено приказом Ульяновского УФАС по Ульяновской области от 26 июня 2006 г. N 187 и приложением к нему (копии приказа и приложения имеются в деле).
Согласно договору от 01 ноября 2007 г. N 57-5-3143/08 ООО "Ульяновскрегионгаз" поставляет ТСЖ "Гранит" газ для крышной котельной многоквартирного жилого дома по адресу: г. Ульяновск, ул. Рябикова, 70, корп. 2. Указанная котельная используется для обеспечения отопления указанного жилого дома и для подачи горячей воды в жилые помещения, находящиеся в указанном доме, отопление других зданий (сооружений) за счет указанной котельной не производится. При этом доказательства того, что в жилом доме по адресу: г. Ульяновск, ул. Рябикова, 70, корп. 2, отсутствуют иные потребители тепловой энергии, кроме как жильцы указанного дома, в материалы дела не представлены.
С учетом данных обстоятельств, а также с учетом положений СНиП П-35-76 "Котельные установки" (согласно которому автономной котельной признается котельная, предназначенная для одного здания или сооружения, централизованной котельной является котельная, предназначенная для нескольких зданий или сооружений, связанных с котельной наружными тепловыми сетями) крышная котельная, находящаяся в жилом доме по адресу: г. Ульяновск, ул. Рябикова, 70, корп. 2, является автономной.
Абзацами 2 и 3 пункта 18 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, установлено, что при производстве тепловой энергии для отопления многоквартирного дома с использованием автономной системы отопления, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при отсутствии централизованного отопления), размер платы за отопление рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на топливо, используемое для производства тепловой энергии. При этом расходы на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем, используемых для производства тепловой энергии, включаются в плату за содержание и ремонт жилого помещения. При приготовлении горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома (при отсутствии централизованного приготовления горячей воды) размер платы за горячее водоснабжение рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на холодную воду и топливо, используемые для приготовления горячей воды. При этом расходы на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем, используемых для приготовления горячей воды, включаются в плату за содержание и ремонт жилого помещения.
С учетом пункта 3 указанных "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам" (где содержится определения понятия "исполнитель") ТСЖ "Гранит" является исполнителем, предоставляющим коммунальные услуги потребителям-жильцам жилого дома по адресу: г. Ульяновск, ул. Рябикова, 70, корп. 2.
В соответствии с абзацем 2 пункта 15 указанных "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам" в случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Следовательно, исходя из приведенного требования абзаца 2 пункта 15 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", расчет размера платы за приобретение ТСЖ "Гранит" газа должен осуществляться по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги. При этом товарищество собственников жилья не является хозяйствующим субъектом, в связи с чем обязательства такого товарищества перед поставщиком газа не могут превышать совокупных обязательств всех жильцов дома, находящегося в управлении товарищества, исходя из цены на газ, установленной для населения.
Данная правовая позиция изложена в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05 октября 2007 г. N 57.
На 2008 г. такая цена, установленная приложением к приказу Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 13 декабря 2007 г. N 226 "Розничные цены на природный газ, реализуемый населению", составляет 1 930 руб. за 1 000 куб. м (включая НДС).
Указанный приказ подлежит применению при определении цены на газ для ТСЖ "Гранит" согласно положениям Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях", абзацу 2 статье 21 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", согласно которому по решению Правительства Российской Федерации регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа может быть заменено государственным регулированием цен на газ для конечных потребителей, использующих его в качестве топлива и (или) сырья, а также тарифов на услуги по транспортировке газа для независимых организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по транспортировке газа учитываются экономически обоснованные затраты и прибыль, а также уровень обеспечения организаций - собственников систем газоснабжения финансовыми средствами на расширение добычи газа, сети газопроводов и подземных хранилищ газа.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 г. N 332 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства" предусмотрено, что розничные цены на газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств), утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Подпунктом "е" пункта 4 "Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. N 1021 установлено, что государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат розничные цены на газ, реализуемый населению.
Согласно пунктам 1, 3, 4 "Методических указаний но регулированию розничных цен на газ. реализуемый населению", утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 23 ноября 2004 г. N 194-э/12, настоящие Методические указания по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению (далее - Методические указания), разработаны в целях установления единого для всех регионов Российской Федерации порядка формирования розничных цен на газ, реализуемый населению (далее - розничные цены). Розничные цены, устанавливаемые в соответствии с настоящими Методическими указаниями, применяются на объемы газа, реализуемые населению, а также жилищно-строительным кооперативам, товариществам собственников жилья и другим подобным организациям (далее - население) для потребления с использованием местных бытовых приборов, за исключением объемов газа, используемых для центрального отопления и на коммерческие цели. В случае, если поставка газа населению осуществляется в том числе для центрального отопления, включая потребление газа крышными и иными котельными, розничные цены применяются только на цели, указанные в п. 3, при условии наличия раздельного учета газа, используемого для центрального отопления. При этом в случае отсутствия раздельного учета газа розничные цены применяются на объем газа, используемый на цели, указанные в п. 3, определенный по утвержденным в установленном порядке нормируемым удельным показателям потребления газа, с учетом перечня бытовых приборов и других характеристик газопотребления.
Как следует из материалов дела, ТСЖ "Гранит" не обеспечивает отопление и подачу горячей воды иным потребителям, кроме населения. Приложенные к апелляционной жалобе ООО "Ульяновскрегионгаз" фотографии, копии постановлений о переводе жилых помещений в нежилые не являются достаточными доказательствами, подтверждающими использование газа товариществом собственников жилья для оказания услуг по теплоснабжению и снабжению горячей водой нежилых помещений. Кроме того, данные доказательства не представлялись в суд первой инстанции и ООО "Ульяновскрегионгаз" не привело уважительных причин, по которым данные доказательства не были представлены в суд первой инстанции.
Кроме того, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что даже если бы такие потребители у ТСЖ "Гранит" имелись, то в соответствии с вышеприведенным пунктом 4 "Методических указаний по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению", утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 23 ноября 2004 г. N 194-э/12, доля газа, использованная товариществом собственников жилья для отопления и снабжения горячей водой населения, подлежала бы оплате по цене, установленной для населения приложением к приказу Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 13.12.2007 г. N 226 "Розничные цены на природный газ, реализуемый населению", и только доля газа, затраченного для отопления и снабжения горячей водой иных категорий потребителей (помимо населения) подлежала бы оплате по иной цене исходя из объемов, установленных на основании данных раздельного учета объемов потребления или, при отсутствии раздельного учета, - по утвержденным в установленном порядке нормируемым удельным показателям потребления газа, с учетом перечня бытовых приборов и других характеристик газопотребления.
В связи с тем, что вышеуказанными нормативными актами прямо установлена обязательность применения цены на газ, установленной приложением к приказу Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 13 декабря 2007 г. N 226 "Розничные цены на природный газ, реализуемый населению", суд первой инстанции правомерно не признал обоснованными доводы ООО "Ульяновскрегионгаз" о том, что ТСЖ "Гранит" обязано производить с ним расчеты за газ по тарифам, установленным для промышленных потребителей.
Пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлен запрет совершения действий (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о нарушении ООО "Ульяновскрегионгаз" указанной нормы, в связи с чем выданное антимонопольным органом ООО "Ульяновскрегионгаз" предписание от 15 мая 2008 г. N 6 о прекращении нарушения законодательства является законным.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд выводы суда первой инстанции признает законными и обоснованными.
На основании изложенного решение суда от 09 июля 2008 г. следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "Ульяновскрегионгаз" - без удовлетворения.
В соответствии со ст. ст. 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1000 руб. надлежит отнести на ООО "Ульяновскрегионгаз".
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 09 июля 2008 г. по делу N А72-3355/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Ульяновская региональная компания по реализации газа" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ФИЛИППОВА
Судьи
А.А.ЮДКИН
В.С.СЕМУШКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)