Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "19" августа 2015 года
Полный текст постановления изготовлен "26" августа 2015 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Комнатной Ю.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новоселовой Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 10 июня 2015 года по делу N А57-27316/2014 (судья Бобунова Е.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Волжская ЖЭК" (410002, г. Саратов, ул. Григорьева, 24, ИНН 6450931850, ОГРН 1076450012055)
заинтересованные лица: администрация муниципального образования "Город Саратов" (410012, г. Саратов, ул. Первомайская, 78, ОГРН 1036405000280, ИНН 6450011003), комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" (410012, г. Саратов, ул. им. М. Горького, 48, ИНН 6450049166, ОГРН 1026402204950), администрация Волжского района муниципального образования "Город Саратов" (410028, г. Саратов, пл. Соборная, 3, ИНН 6450021386, ОГРН 1026402204641),
о признании бездействия Администрации муниципального образования "Город Саратов", выразившееся в не установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма по следующим адресам: пр. Котовского, д. 3, ул. Большая Горная, д. 160, ул. Волжская, д. 27А, ул. Комсомольская, д. 50, пр. Котовского, д. 10, ул. Лермонтова, д. 24/26, ул. Лермонтова, д. 25/1, ул. Лермонтова, д. 29, ул. Мичурина, д. 116А, ул. Московская, д. 47, ул. Октябрьская, д. 34, ул. Первомайская, д. 65, ул. Первомайская, д. 67, ул. Первомайская, д. 69, ул. Первомайская, д. 71, ул. Радищева, д. 24, ул. Челюскинцев, д. 54/56, ул. Чернышевского, д. 132А, ул. Чернышевского, д. 193, незаконным.
об обязании администрации муниципального образования "Город Саратов" установить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма по следующим адресам пр. Котовского, д. 3, ул. Большая Горная, д. 160, ул. Волжская, д. 27А, ул. Комсомольская, д. 50, пр. Котовского, д. 10, ул. Лермонтова, д. 24/26, ул. Лермонтова, д. 25/1, ул. Лермонтова, д. 29, ул. Мичурина, д. 116А, ул. 'Московская, д. 47, ул. Октябрьская, д. 34, ул. Первомайская, д. 65, ул. Первомайская, д. 67, ул. Первомайская, д. 69, ул. Первомайская, д. 71, ул. Радищева, д. 24, ул. Челюскинцев, д. 54/56, ул. Чернышевского, д. 132А, ул. Чернышевского, д. 193.
расходы по оплате государственной пошлины возложить на администрацию муниципального образования "Город Саратов",
при участии в судебном заседании представителей: администрации муниципального образования "Город Саратов" - Занозиной Л.Н., действующей по доверенности от N 0103/2014 от 20.01.2015,
без участия в судебном заседании представителей: общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Соколовогорская ЖЭК", комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", администрации Волжского района муниципального образования "Город Саратов" (почтовые уведомления N N 97002, 97004, 97005 приобщены к материалам дела),
Общество с ограниченной ответственностью "УК "Волжская ЖЭК" обратилось с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования "Город Саратов", выразившегося в не установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма по следующим адресам: пр. Котовского, д. 3, ул. Большая Горная, д. 160, ул. Волжская, д. 27А, ул. Комсомольская, д. 50, пр. Котовского, д. 10, ул. Лермонтова, д. 24/26, ул. Лермонтова, д. 25/1, ул. Лермонтова, д. 29, ул. Мичурина, д. 116А, ул. Московская, д. 47, ул. Октябрьская, д. 34, ул. Первомайская, д. 65, ул. Первомайская, д. 67, ул. Первомайская, д. 69, ул. Первомайская, д. 71, ул. Радищева, д. 24, ул. Челюскинцев, д. 54/56, ул. Чернышевского, д. 132А, ул. Чернышевского, д. 193.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 10 июня 2015 года признано незаконным бездействие администрации муниципального образования "Город Саратов", выразившееся в не установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма по следующим адресам: пр. Котовского, д. 3, ул. Большая Горная, д. 160, ул. Волжская, д. 27А, ул. Комсомольская, д. 50, пр. Котовского, д. 10, ул. Лермонтова, д. 24/26, ул. Лермонтова, д. 25/1, ул. Лермонтова, д. 29, ул. Мичурина, д. 116А, ул. Московская, д. 47, ул. Октябрьская, д. 34, ул. Первомайская, д. 65, ул. Первомайская, д. 67, ул. Первомайская, д. 69, ул. Первомайская, д. 71, ул. Радищева, д. 24, ул. Челюскинцев, д. 54/56, ул. Чернышевского, д. 132А, ул. Чернышевского, д. 193.
На администрацию муниципального образования "Город Саратов" возложена обязанность установить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма по следующим адресам: пр. Котовского, д. 3, ул. Большая Горная, д. 160, ул. Волжская, д. 27А, ул. Комсомольская, д. 50, пр. Котовского, д. 10, ул. Лермонтова, д. 24/26, ул. Лермонтова, д. 25/1, ул. Лермонтова, д. 29, ул. Мичурина, д. 116А, ул. Московская, д. 47, ул. Октябрьская, д. 34, ул. Первомайская, д. 65, ул. Первомайская, д. 67, ул. Первомайская, д. 69, ул. Первомайская, д. 71, ул. Радищева, д. 24, ул. Челюскинцев, д. 54/56, ул. Чернышевского, д. 132А, ул. Чернышевского, д. 193.
С администрации муниципального образования "Город Саратов" в пользу ООО "УК Волжская ЖЭК" взысканы расходы по оплате госпошлины в сумме 2000 руб.
Не согласившись с принятым решением, администрация муниципального образования "Горд Саратов" обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
ООО "УК Волжская ЖЭК" представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иных письменных отзывов в порядке статьи 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представлено.
В судебном заседании представитель администрации муниципального образования "Город Саратов" поддержал позицию по делу.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Соколовогорская ЖЭК", комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", администрации Волжского района муниципального образования "Город Саратов", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п. 1 ст. 123, п. 3 ст. 156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что ООО "УК "Волжская ЖЭК" осуществляет управление многоквартирными домами, расположенными по адресам: пр. Котовского, д. 3, ул. Большая Горная, д. 160, ул. Волжская, д. 27А, ул. Комсомольская, д. 50, пр. Котовского, д. 10, ул. Лермонтова, д. 24/26, ул. Лермонтова, д. 25/1, ул. Лермонтова, д. 29, ул. Мичурина, д. 116А, ул. Московская, д. 47, ул. Октябрьская, д. 34, ул. Первомайская, д. 65, ул. Первомайская, д. 67, ул. Первомайская, д. 69, ул. Первомайская, д. 71, ул. Радищева, д. 24, ул. Челюскинцев, д. 54/56, ул. Чернышевского, д. 132А, ул. Чернышевского, д. 193.
06 февраля 2014 года (исх. 61), 07 июля 2014 года (исх. 517) ООО "УК "Волжская ЖЭК" в адрес администрации Волжского района направило копии протоколов общих собраний собственников помещений многоквартирных домов, входящих в зону обслуживания ООО "УК "Волжская ЖЭК", об утверждении собственниками тарифов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах, а именно: пр. Котовского, д. 3, ул. Большая Горная, д. 160, ул. Волжская, д. 27А, ул. Комсомольская, д. 50, пр. Котовского, д. 10, ул. Лермонтова, д. 24/26, ул. Лермонтова, д. 25/1, ул. Лермонтова, д. 29, ул. Мичурина, д. 116А, ул. Московская, д. 47, ул. Октябрьская, д. 34, ул. Первомайская, д. 65, ул. Первомайская, д. 67, ул. Первомайская, д. 69, ул. Первомайская, д. 71, ул. Радищева, д. 24, ул. Челюскинцев, д. 54/56, ул. Чернышевского, д. 132А, ул. Чернышевского, д. 193, с просьбой подготовить и выпустить постановления об утверждении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда, проживающих в вышеуказанных многоквартирных домах.
ООО "УК "Волжская ЖЭК" 10 октября 2014 года обратилась в администрацию муниципального образования "Город Саратов" с заявлением (исх. 869) о предоставлении копий постановлений администрации муниципального образования "Город Саратов" об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма по следующим адресам:: пр. Котовского, д. 3, ул. Большая Горная, д. 160, ул. Волжская, д. 27А, ул. Комсомольская, д. 50, пр. Котовского, д. 10, ул. Лермонтова, д. 24/26, ул. Лермонтова, д. 25/1, ул. Лермонтова, д. 29, ул. Мичурина, д. 116А, ул. Московская, д. 47, ул. Октябрьская, д. 34, ул. Первомайская, д. 65, ул. Первомайская, д. 67, ул. Первомайская, д. 69, ул. Первомайская, д. 71, ул. Радищева, д. 24, ул. Челюскинцев, д. 54/56, ул. Чернышевского, д. 132А, ул. Чернышевского, д. 193.
По указанному заявлению администрация муниципального образования "Город Саратов" не приняла никакого решения, в связи с чем заявитель, посчитав, что в данном случае имеется бездействие, которое выразилось в не установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма по следующим адресам:: пр. Котовского, д. 3, ул. Большая Горная, д. 160, ул. Волжская, д. 27А, ул. Комсомольская, д. 50, пр. Котовского, д. 10, ул. Лермонтова, д. 24/26, ул. Лермонтова, д. 25/1, ул. Лермонтова, д. 29, ул. Мичурина, д. 116А, ул. Московская, д. 47, ул. Октябрьская, д. 34, ул. Первомайская, д. 65, ул. Первомайская, д. 67, ул. Первомайская, д. 69, ул. Первомайская, д. 71, ул. Радищева, д. 24, ул. Челюскинцев, д. 54/56, ул. Чернышевского, д. 132А, ул. Чернышевского, д. 193, и нарушает права и законные интересы общества, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Саратовской области пришел к выводу о том, что у администрации муниципального образования "Город Саратов" имеется обязанность по установлению платы за содержание и ремонт жилых помещений, а неисполнение данной обязанности свидетельствует о незаконном бездействии администрации.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно статье 154 Жилищного кодекса Российской Федерации определено плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем (далее - управляющая организация), вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.
Частью 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
Таким образом, наниматели жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги управляющей организации, осуществляющей управление соответствующим домом, при этом размер платы для нанимателей жилых помещений по договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда устанавливаются органами местного самоуправления.
При этом органы местного самоуправления устанавливают размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда как для групп многоквартирных домов, так и отдельно для каждого многоквартирного дома, в котором есть такие жилые помещения.
Пунктом 2 решения Саратовской городской Думы от 28.02.2008 N 25-245 "О наделении полномочиями по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирных домах и нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда" определена обязанность администрации муниципального образования "Город Саратов" устанавливать размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда, проживающих в многоквартирных домах, где собственники приняли решение в соответствии с действующим законодательством об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Судом первой инстанции установлено, подтверждено материалами дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что в многоквартирных домах по адресам: пр. Котовского, д. 3, ул. Большая Горная, д. 160, ул. Волжская, д. 27А, ул. Комсомольская, д. 50, пр. Котовского, д. 10, ул. Лермонтова, д. 24/26, ул. Лермонтова, д. 25/1, ул. Лермонтова, д. 29, ул. Мичурина, д. 116А, ул. Московская, д. 47, ул. Октябрьская, д. 34, ул. Первомайская, д. 65, ул. Первомайская, д. 67, ул. Первомайская, д. 69, ул. Первомайская, д. 71, ул. Радищева, д. 24, ул. Челюскинцев, д. 54/56, ул. Чернышевского, д. 132А, ул. Чернышевского, д. 193 имеются жилые помещения, которые находятся в муниципальной собственности, и в отношении которых с нанимателями данных жилых помещений заключены договоры социального найма.
Таким образом, у администрации муниципального образования "Город Саратов" имеется обязанность по установлению размера платы за содержание и ремонт для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма по указанным адресам.
Возражая против заявленных обществом требований, администрация указала, что ООО "УК Волжская ЖЭК" не обращалось в администрацию муниципального образования "Город Саратов" с заявлением об установлении платы для нанимателей жилых помещений в спорным многоквартирных домах.
Суд первой инстанции признал данный довод органа местного самоуправления несостоятельным.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
Из положений статьи 33 Устава муниципального образования "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005 N 67-649 (ред. от 19.03.2015) (далее - Устав муниципального образования "Город Саратов") следует, что администрация города является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Саратовской области.
Статья 34 Устава муниципального образования "Город Саратов" устанавливает, что структура администрации города представляет собой перечень структурных подразделений и схему подчиненности (распределение полномочий по общему руководству структурными подразделениями между высшими должностными лицами администрации города). Структура администрации города утверждается городской Думой по представлению главы администрации города.
Решением Саратовской городской Думы от 03.11.2006 N 11-77 "О структуре администрации муниципального образования "Город Саратов" утверждено, что администрация Волжского района является структурным подразделением администрации.
В соответствии с пунктом 2 постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" от 04.12.2009 N 1548 "Об исполнении полномочий по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирных домах и нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда" (ред. от 08.04.2011) (далее - постановление от 04.12.2009 N 1548) ответственными за подготовку проектов постановлений администрации муниципального образования "Город Саратов" об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда, проживающих в многоквартирных домах, где собственники приняли решение в соответствии с действующим законодательством об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, являются администрации районов муниципального образования "Город Саратов".
Следовательно, общество обоснованно обратилось с заявлением об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда, проживающих в спорных многоквартирных домах в администрацию Волжского района.
Как установлено судом первой инстанции, проект постановления администрации об установлении размера платы был подготовлен администрацией Волжского района и направлен в комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" для согласования, однако, 07.08.2014 проект постановления был возвращен для приведения его в соответствие с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения".
В ответ на запрос администрации Волжского района от 05.09.2014 N 2-06-22-2715 ООО "УК Волжская ЖЭК" направило структуру тарифа по статье "содержание жилья" по спорным многоквартирным жилым домам, что подтверждается письмом от 17.10.2014 N 892 (т. 2, л.д. 11-70).
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что довод о необходимости соответствия структуры тарифа постановлению Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения", не свидетельствует о законности бездействия органа местного самоуправления.
Собственники помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: пр. Котовского, д. 3, ул. Большая Горная, д. 160, ул. Волжская, д. 27А, ул. Комсомольская, д. 50, пр. Котовского, д. 10, ул. Лермонтова, д. 24/26, ул. Лермонтова, д. 25/1, ул. Лермонтова, д. 29, ул. Мичурина, д. 116А, ул. Московская, д. 47, ул. Октябрьская, д. 34, ул. Первомайская, д. 65, ул. Первомайская, д. 67, ул. Первомайская, д. 69, ул. Первомайская, д. 71, ул. Радищева, д. 24, ул. Челюскинцев, д. 54/56, ул. Чернышевского, д. 132А, ул. Чернышевского, д. 193, приняли решения об утверждении конкретного для каждого дома размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в соответствующем доме, что подтверждается протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 69 по ул. Первомайская в г. Саратове в форме заочного голосования, протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 71 по ул. Первомайская в г. Саратове в форме заочного голосования, протоколом N 3/2014 внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, проводимого в форме очного голосования с почтовым адресом: поезд Котовского, д. 10, протоколом N 1 очередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, проводимого в форме очного голосования с почтовым адресом: ул. Первомайская, д. 67, протоколом N 1 очередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, проводимого в форме очного голосования с почтовым адресом: ул. Чернышевского, д. 132 А, протоколом N 1 внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, проводимого в форме очного голосования с почтовым адресом: ул. Чернышевского, д. 54/56, протоколом N 1 очередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, проводимого в форме очного голосования с почтовым адресом: ул. Октябрьская, д. 34, протоколом N 1 очередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, проводимого в форме очного голосования с почтовым адресом: пр. Котовского, д. 3, протоколом N 1 внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, проводимого в форме очного голосования с почтовым адресом: ул. Чернышевского, д. 193, протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 50 по ул. Комсомольская в г. Саратове в форме заочного голосования, протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 29 по ул. Лермонтова в г. Саратове в форме заочного голосования, протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 160 по ул. Большая Горная в г. Саратове в форме заочного голосования, протоколом N 1 внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, проводимого в форме очного голосования с почтовым адресом: ул. Первомайская, д. 65, протоколом N 1 очередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, проводимого в форме очного голосования с почтовым адресом: ул. Волжская, д. 27 А, протоколом N 1 очередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, проводимого в форме очного голосования с почтовым адресом: ул. Мичурина, д. 116 А, протоколом N 2 очередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, проводимого в форме очного голосования с почтовым адресом: ул. Лермонтова, д. 29, протоколом N 1 очередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, проводимого в форме очного голосования с почтовым адресом: ул. Радищева, д. 24, протоколом N 2 внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, проводимого в форме очного голосования с почтовым адресом: ул. Лермонтова, д. 24/26, протоколом N 1 очередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, проводимого в форме очного голосования с почтовым адресом: ул. Московская, д. 47, протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 25/1 по ул. Лермонтова в г. Саратове в форме заочного голосования.
При этом довод администрации о том, что представленные обществом документы не позволяли обоснованно и объективно установить размер платы за содержание и ремонт жилых помещений, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку администрацией, как лицом, на которое возложена обязанность по установлению размера платы за содержание и ремонт жилых помещений, должны быть предприняты меры для получения соответствующей информации.
Апелляционная коллегия считает, что судом первой инстанции обоснованно принято во внимание, что настоящий спор возник не по поводу размера платы за содержание и ремонт имущества, а в связи с невыполнением администрацией обязанности по установлению платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей помещений по договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда, предусмотренной частью 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемое бездействие органа местного самоуправления нарушает права и охраняемые законом интересы общества, поскольку в отсутствие установленных тарифов ООО "УК Волжская ЖЭК" лишено возможности взимать с нанимателей жилых помещений законно установленную плату за содержание и ремонт жилых помещений и надлежащим образом оказывать услуги по обслуживанию жилого фонда.
Самостоятельное установление тарифов за содержание и ремонт жилого помещения управляющей компанией является неправомерным, влечет за собой административную ответственность, установленную частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности бездействия администрации муниципального образования "Город Саратов", выразившегося в неустановлении размер платы за содержание и ремонт жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда, проживающих в спорных многоквартирных домах, и правомерно удовлетворил заявленные ООО "УК Волжская ЖЭК" требования.
Обжалуя решение суда первой инстанции, администрация настаивает на том, что общество с заявлением об установлении размера платы в администрацию муниципального образования "Город Саратов" не обращалось, в связи с чем бездействие со стороны органа местного самоуправления отсутствует.
Суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод апелляционной жалобы, поскольку он являлся предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получил соответствующую правовую оценку и обоснованно был отклонен.
Основания для переоценки выводов суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.
Апелляционная коллегия находит, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация муниципального образования "Город Саратов" освобождена от уплаты госпошлины при обращении в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в связи с чем, вопрос о распределении судебных расходов в данной части рассмотрению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 10 июня 2015 года по делу N А57-27316/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.08.2015 N 12АП-6990/2015 ПО ДЕЛУ N А57-27316/2014
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 августа 2015 г. по делу N А57-27316/2014
Резолютивная часть постановления объявлена "19" августа 2015 года
Полный текст постановления изготовлен "26" августа 2015 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Комнатной Ю.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новоселовой Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 10 июня 2015 года по делу N А57-27316/2014 (судья Бобунова Е.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Волжская ЖЭК" (410002, г. Саратов, ул. Григорьева, 24, ИНН 6450931850, ОГРН 1076450012055)
заинтересованные лица: администрация муниципального образования "Город Саратов" (410012, г. Саратов, ул. Первомайская, 78, ОГРН 1036405000280, ИНН 6450011003), комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" (410012, г. Саратов, ул. им. М. Горького, 48, ИНН 6450049166, ОГРН 1026402204950), администрация Волжского района муниципального образования "Город Саратов" (410028, г. Саратов, пл. Соборная, 3, ИНН 6450021386, ОГРН 1026402204641),
о признании бездействия Администрации муниципального образования "Город Саратов", выразившееся в не установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма по следующим адресам: пр. Котовского, д. 3, ул. Большая Горная, д. 160, ул. Волжская, д. 27А, ул. Комсомольская, д. 50, пр. Котовского, д. 10, ул. Лермонтова, д. 24/26, ул. Лермонтова, д. 25/1, ул. Лермонтова, д. 29, ул. Мичурина, д. 116А, ул. Московская, д. 47, ул. Октябрьская, д. 34, ул. Первомайская, д. 65, ул. Первомайская, д. 67, ул. Первомайская, д. 69, ул. Первомайская, д. 71, ул. Радищева, д. 24, ул. Челюскинцев, д. 54/56, ул. Чернышевского, д. 132А, ул. Чернышевского, д. 193, незаконным.
об обязании администрации муниципального образования "Город Саратов" установить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма по следующим адресам пр. Котовского, д. 3, ул. Большая Горная, д. 160, ул. Волжская, д. 27А, ул. Комсомольская, д. 50, пр. Котовского, д. 10, ул. Лермонтова, д. 24/26, ул. Лермонтова, д. 25/1, ул. Лермонтова, д. 29, ул. Мичурина, д. 116А, ул. 'Московская, д. 47, ул. Октябрьская, д. 34, ул. Первомайская, д. 65, ул. Первомайская, д. 67, ул. Первомайская, д. 69, ул. Первомайская, д. 71, ул. Радищева, д. 24, ул. Челюскинцев, д. 54/56, ул. Чернышевского, д. 132А, ул. Чернышевского, д. 193.
расходы по оплате государственной пошлины возложить на администрацию муниципального образования "Город Саратов",
при участии в судебном заседании представителей: администрации муниципального образования "Город Саратов" - Занозиной Л.Н., действующей по доверенности от N 0103/2014 от 20.01.2015,
без участия в судебном заседании представителей: общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Соколовогорская ЖЭК", комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", администрации Волжского района муниципального образования "Город Саратов" (почтовые уведомления N N 97002, 97004, 97005 приобщены к материалам дела),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "УК "Волжская ЖЭК" обратилось с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования "Город Саратов", выразившегося в не установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма по следующим адресам: пр. Котовского, д. 3, ул. Большая Горная, д. 160, ул. Волжская, д. 27А, ул. Комсомольская, д. 50, пр. Котовского, д. 10, ул. Лермонтова, д. 24/26, ул. Лермонтова, д. 25/1, ул. Лермонтова, д. 29, ул. Мичурина, д. 116А, ул. Московская, д. 47, ул. Октябрьская, д. 34, ул. Первомайская, д. 65, ул. Первомайская, д. 67, ул. Первомайская, д. 69, ул. Первомайская, д. 71, ул. Радищева, д. 24, ул. Челюскинцев, д. 54/56, ул. Чернышевского, д. 132А, ул. Чернышевского, д. 193.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 10 июня 2015 года признано незаконным бездействие администрации муниципального образования "Город Саратов", выразившееся в не установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма по следующим адресам: пр. Котовского, д. 3, ул. Большая Горная, д. 160, ул. Волжская, д. 27А, ул. Комсомольская, д. 50, пр. Котовского, д. 10, ул. Лермонтова, д. 24/26, ул. Лермонтова, д. 25/1, ул. Лермонтова, д. 29, ул. Мичурина, д. 116А, ул. Московская, д. 47, ул. Октябрьская, д. 34, ул. Первомайская, д. 65, ул. Первомайская, д. 67, ул. Первомайская, д. 69, ул. Первомайская, д. 71, ул. Радищева, д. 24, ул. Челюскинцев, д. 54/56, ул. Чернышевского, д. 132А, ул. Чернышевского, д. 193.
На администрацию муниципального образования "Город Саратов" возложена обязанность установить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма по следующим адресам: пр. Котовского, д. 3, ул. Большая Горная, д. 160, ул. Волжская, д. 27А, ул. Комсомольская, д. 50, пр. Котовского, д. 10, ул. Лермонтова, д. 24/26, ул. Лермонтова, д. 25/1, ул. Лермонтова, д. 29, ул. Мичурина, д. 116А, ул. Московская, д. 47, ул. Октябрьская, д. 34, ул. Первомайская, д. 65, ул. Первомайская, д. 67, ул. Первомайская, д. 69, ул. Первомайская, д. 71, ул. Радищева, д. 24, ул. Челюскинцев, д. 54/56, ул. Чернышевского, д. 132А, ул. Чернышевского, д. 193.
С администрации муниципального образования "Город Саратов" в пользу ООО "УК Волжская ЖЭК" взысканы расходы по оплате госпошлины в сумме 2000 руб.
Не согласившись с принятым решением, администрация муниципального образования "Горд Саратов" обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
ООО "УК Волжская ЖЭК" представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иных письменных отзывов в порядке статьи 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представлено.
В судебном заседании представитель администрации муниципального образования "Город Саратов" поддержал позицию по делу.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Соколовогорская ЖЭК", комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", администрации Волжского района муниципального образования "Город Саратов", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п. 1 ст. 123, п. 3 ст. 156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что ООО "УК "Волжская ЖЭК" осуществляет управление многоквартирными домами, расположенными по адресам: пр. Котовского, д. 3, ул. Большая Горная, д. 160, ул. Волжская, д. 27А, ул. Комсомольская, д. 50, пр. Котовского, д. 10, ул. Лермонтова, д. 24/26, ул. Лермонтова, д. 25/1, ул. Лермонтова, д. 29, ул. Мичурина, д. 116А, ул. Московская, д. 47, ул. Октябрьская, д. 34, ул. Первомайская, д. 65, ул. Первомайская, д. 67, ул. Первомайская, д. 69, ул. Первомайская, д. 71, ул. Радищева, д. 24, ул. Челюскинцев, д. 54/56, ул. Чернышевского, д. 132А, ул. Чернышевского, д. 193.
06 февраля 2014 года (исх. 61), 07 июля 2014 года (исх. 517) ООО "УК "Волжская ЖЭК" в адрес администрации Волжского района направило копии протоколов общих собраний собственников помещений многоквартирных домов, входящих в зону обслуживания ООО "УК "Волжская ЖЭК", об утверждении собственниками тарифов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах, а именно: пр. Котовского, д. 3, ул. Большая Горная, д. 160, ул. Волжская, д. 27А, ул. Комсомольская, д. 50, пр. Котовского, д. 10, ул. Лермонтова, д. 24/26, ул. Лермонтова, д. 25/1, ул. Лермонтова, д. 29, ул. Мичурина, д. 116А, ул. Московская, д. 47, ул. Октябрьская, д. 34, ул. Первомайская, д. 65, ул. Первомайская, д. 67, ул. Первомайская, д. 69, ул. Первомайская, д. 71, ул. Радищева, д. 24, ул. Челюскинцев, д. 54/56, ул. Чернышевского, д. 132А, ул. Чернышевского, д. 193, с просьбой подготовить и выпустить постановления об утверждении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда, проживающих в вышеуказанных многоквартирных домах.
ООО "УК "Волжская ЖЭК" 10 октября 2014 года обратилась в администрацию муниципального образования "Город Саратов" с заявлением (исх. 869) о предоставлении копий постановлений администрации муниципального образования "Город Саратов" об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма по следующим адресам:: пр. Котовского, д. 3, ул. Большая Горная, д. 160, ул. Волжская, д. 27А, ул. Комсомольская, д. 50, пр. Котовского, д. 10, ул. Лермонтова, д. 24/26, ул. Лермонтова, д. 25/1, ул. Лермонтова, д. 29, ул. Мичурина, д. 116А, ул. Московская, д. 47, ул. Октябрьская, д. 34, ул. Первомайская, д. 65, ул. Первомайская, д. 67, ул. Первомайская, д. 69, ул. Первомайская, д. 71, ул. Радищева, д. 24, ул. Челюскинцев, д. 54/56, ул. Чернышевского, д. 132А, ул. Чернышевского, д. 193.
По указанному заявлению администрация муниципального образования "Город Саратов" не приняла никакого решения, в связи с чем заявитель, посчитав, что в данном случае имеется бездействие, которое выразилось в не установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма по следующим адресам:: пр. Котовского, д. 3, ул. Большая Горная, д. 160, ул. Волжская, д. 27А, ул. Комсомольская, д. 50, пр. Котовского, д. 10, ул. Лермонтова, д. 24/26, ул. Лермонтова, д. 25/1, ул. Лермонтова, д. 29, ул. Мичурина, д. 116А, ул. Московская, д. 47, ул. Октябрьская, д. 34, ул. Первомайская, д. 65, ул. Первомайская, д. 67, ул. Первомайская, д. 69, ул. Первомайская, д. 71, ул. Радищева, д. 24, ул. Челюскинцев, д. 54/56, ул. Чернышевского, д. 132А, ул. Чернышевского, д. 193, и нарушает права и законные интересы общества, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Саратовской области пришел к выводу о том, что у администрации муниципального образования "Город Саратов" имеется обязанность по установлению платы за содержание и ремонт жилых помещений, а неисполнение данной обязанности свидетельствует о незаконном бездействии администрации.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно статье 154 Жилищного кодекса Российской Федерации определено плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем (далее - управляющая организация), вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.
Частью 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
Таким образом, наниматели жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги управляющей организации, осуществляющей управление соответствующим домом, при этом размер платы для нанимателей жилых помещений по договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда устанавливаются органами местного самоуправления.
При этом органы местного самоуправления устанавливают размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда как для групп многоквартирных домов, так и отдельно для каждого многоквартирного дома, в котором есть такие жилые помещения.
Пунктом 2 решения Саратовской городской Думы от 28.02.2008 N 25-245 "О наделении полномочиями по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирных домах и нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда" определена обязанность администрации муниципального образования "Город Саратов" устанавливать размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда, проживающих в многоквартирных домах, где собственники приняли решение в соответствии с действующим законодательством об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Судом первой инстанции установлено, подтверждено материалами дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что в многоквартирных домах по адресам: пр. Котовского, д. 3, ул. Большая Горная, д. 160, ул. Волжская, д. 27А, ул. Комсомольская, д. 50, пр. Котовского, д. 10, ул. Лермонтова, д. 24/26, ул. Лермонтова, д. 25/1, ул. Лермонтова, д. 29, ул. Мичурина, д. 116А, ул. Московская, д. 47, ул. Октябрьская, д. 34, ул. Первомайская, д. 65, ул. Первомайская, д. 67, ул. Первомайская, д. 69, ул. Первомайская, д. 71, ул. Радищева, д. 24, ул. Челюскинцев, д. 54/56, ул. Чернышевского, д. 132А, ул. Чернышевского, д. 193 имеются жилые помещения, которые находятся в муниципальной собственности, и в отношении которых с нанимателями данных жилых помещений заключены договоры социального найма.
Таким образом, у администрации муниципального образования "Город Саратов" имеется обязанность по установлению размера платы за содержание и ремонт для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма по указанным адресам.
Возражая против заявленных обществом требований, администрация указала, что ООО "УК Волжская ЖЭК" не обращалось в администрацию муниципального образования "Город Саратов" с заявлением об установлении платы для нанимателей жилых помещений в спорным многоквартирных домах.
Суд первой инстанции признал данный довод органа местного самоуправления несостоятельным.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
Из положений статьи 33 Устава муниципального образования "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005 N 67-649 (ред. от 19.03.2015) (далее - Устав муниципального образования "Город Саратов") следует, что администрация города является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Саратовской области.
Статья 34 Устава муниципального образования "Город Саратов" устанавливает, что структура администрации города представляет собой перечень структурных подразделений и схему подчиненности (распределение полномочий по общему руководству структурными подразделениями между высшими должностными лицами администрации города). Структура администрации города утверждается городской Думой по представлению главы администрации города.
Решением Саратовской городской Думы от 03.11.2006 N 11-77 "О структуре администрации муниципального образования "Город Саратов" утверждено, что администрация Волжского района является структурным подразделением администрации.
В соответствии с пунктом 2 постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" от 04.12.2009 N 1548 "Об исполнении полномочий по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирных домах и нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда" (ред. от 08.04.2011) (далее - постановление от 04.12.2009 N 1548) ответственными за подготовку проектов постановлений администрации муниципального образования "Город Саратов" об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда, проживающих в многоквартирных домах, где собственники приняли решение в соответствии с действующим законодательством об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, являются администрации районов муниципального образования "Город Саратов".
Следовательно, общество обоснованно обратилось с заявлением об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда, проживающих в спорных многоквартирных домах в администрацию Волжского района.
Как установлено судом первой инстанции, проект постановления администрации об установлении размера платы был подготовлен администрацией Волжского района и направлен в комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" для согласования, однако, 07.08.2014 проект постановления был возвращен для приведения его в соответствие с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения".
В ответ на запрос администрации Волжского района от 05.09.2014 N 2-06-22-2715 ООО "УК Волжская ЖЭК" направило структуру тарифа по статье "содержание жилья" по спорным многоквартирным жилым домам, что подтверждается письмом от 17.10.2014 N 892 (т. 2, л.д. 11-70).
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что довод о необходимости соответствия структуры тарифа постановлению Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения", не свидетельствует о законности бездействия органа местного самоуправления.
Собственники помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: пр. Котовского, д. 3, ул. Большая Горная, д. 160, ул. Волжская, д. 27А, ул. Комсомольская, д. 50, пр. Котовского, д. 10, ул. Лермонтова, д. 24/26, ул. Лермонтова, д. 25/1, ул. Лермонтова, д. 29, ул. Мичурина, д. 116А, ул. Московская, д. 47, ул. Октябрьская, д. 34, ул. Первомайская, д. 65, ул. Первомайская, д. 67, ул. Первомайская, д. 69, ул. Первомайская, д. 71, ул. Радищева, д. 24, ул. Челюскинцев, д. 54/56, ул. Чернышевского, д. 132А, ул. Чернышевского, д. 193, приняли решения об утверждении конкретного для каждого дома размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в соответствующем доме, что подтверждается протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 69 по ул. Первомайская в г. Саратове в форме заочного голосования, протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 71 по ул. Первомайская в г. Саратове в форме заочного голосования, протоколом N 3/2014 внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, проводимого в форме очного голосования с почтовым адресом: поезд Котовского, д. 10, протоколом N 1 очередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, проводимого в форме очного голосования с почтовым адресом: ул. Первомайская, д. 67, протоколом N 1 очередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, проводимого в форме очного голосования с почтовым адресом: ул. Чернышевского, д. 132 А, протоколом N 1 внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, проводимого в форме очного голосования с почтовым адресом: ул. Чернышевского, д. 54/56, протоколом N 1 очередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, проводимого в форме очного голосования с почтовым адресом: ул. Октябрьская, д. 34, протоколом N 1 очередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, проводимого в форме очного голосования с почтовым адресом: пр. Котовского, д. 3, протоколом N 1 внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, проводимого в форме очного голосования с почтовым адресом: ул. Чернышевского, д. 193, протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 50 по ул. Комсомольская в г. Саратове в форме заочного голосования, протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 29 по ул. Лермонтова в г. Саратове в форме заочного голосования, протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 160 по ул. Большая Горная в г. Саратове в форме заочного голосования, протоколом N 1 внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, проводимого в форме очного голосования с почтовым адресом: ул. Первомайская, д. 65, протоколом N 1 очередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, проводимого в форме очного голосования с почтовым адресом: ул. Волжская, д. 27 А, протоколом N 1 очередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, проводимого в форме очного голосования с почтовым адресом: ул. Мичурина, д. 116 А, протоколом N 2 очередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, проводимого в форме очного голосования с почтовым адресом: ул. Лермонтова, д. 29, протоколом N 1 очередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, проводимого в форме очного голосования с почтовым адресом: ул. Радищева, д. 24, протоколом N 2 внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, проводимого в форме очного голосования с почтовым адресом: ул. Лермонтова, д. 24/26, протоколом N 1 очередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, проводимого в форме очного голосования с почтовым адресом: ул. Московская, д. 47, протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 25/1 по ул. Лермонтова в г. Саратове в форме заочного голосования.
При этом довод администрации о том, что представленные обществом документы не позволяли обоснованно и объективно установить размер платы за содержание и ремонт жилых помещений, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку администрацией, как лицом, на которое возложена обязанность по установлению размера платы за содержание и ремонт жилых помещений, должны быть предприняты меры для получения соответствующей информации.
Апелляционная коллегия считает, что судом первой инстанции обоснованно принято во внимание, что настоящий спор возник не по поводу размера платы за содержание и ремонт имущества, а в связи с невыполнением администрацией обязанности по установлению платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей помещений по договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда, предусмотренной частью 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемое бездействие органа местного самоуправления нарушает права и охраняемые законом интересы общества, поскольку в отсутствие установленных тарифов ООО "УК Волжская ЖЭК" лишено возможности взимать с нанимателей жилых помещений законно установленную плату за содержание и ремонт жилых помещений и надлежащим образом оказывать услуги по обслуживанию жилого фонда.
Самостоятельное установление тарифов за содержание и ремонт жилого помещения управляющей компанией является неправомерным, влечет за собой административную ответственность, установленную частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности бездействия администрации муниципального образования "Город Саратов", выразившегося в неустановлении размер платы за содержание и ремонт жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда, проживающих в спорных многоквартирных домах, и правомерно удовлетворил заявленные ООО "УК Волжская ЖЭК" требования.
Обжалуя решение суда первой инстанции, администрация настаивает на том, что общество с заявлением об установлении размера платы в администрацию муниципального образования "Город Саратов" не обращалось, в связи с чем бездействие со стороны органа местного самоуправления отсутствует.
Суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод апелляционной жалобы, поскольку он являлся предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получил соответствующую правовую оценку и обоснованно был отклонен.
Основания для переоценки выводов суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.
Апелляционная коллегия находит, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация муниципального образования "Город Саратов" освобождена от уплаты госпошлины при обращении в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в связи с чем, вопрос о распределении судебных расходов в данной части рассмотрению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 10 июня 2015 года по делу N А57-27316/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
М.Г.ЦУЦКОВА
М.Г.ЦУЦКОВА
Судьи
Ю.А.КОМНАТНАЯ
А.В.СМИРНИКОВ
Ю.А.КОМНАТНАЯ
А.В.СМИРНИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)