Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
[^2] }\par\pard\plain\s1\f202\fs20\qj\fi540\li0\b0\i0\nosupersub\ul0\strike0\par\pard\plain\s1\f202\fs20\qj\fi540\li0\b0\i0\nosupersub\ul0\strike0где:\par\pard\plain\s1\f202\fs20\qj\fi540\li0\b0\i0\nosupersub\ul0\strike0 [^2] } - суммарное годовое потребление электрической энергии (кВтч) i-й группой оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирных домах;\par\pard\plain\s1\f202\fs20\qj\fi540\li0\b0\i0\nosupersub\ul0\strike0 [^2] } - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах (кв. м);\par\pard\plain\s1\f202\fs20\qj\fi540\li0\b0\i0\nosupersub\ul0\strike012 - количество месяцев в году.\par\pard\plain\s1\f202\fs20\qj\fi540\li0\b0\i0\nosupersub\ul0\strike0При этом в значение [^2] } включен расход электроэнергии по следующим группам оборудования, являющегося общим имуществом МКД:\par\pard\plain\s1\f202\fs20\qj\fi540\li0\b0\i0\nosupersub\ul0\strike0осветительные установки - исходя из определяемых уполномоченным органом суммарной мощности установленных осветительных приборов, количества часов работы в году и коэффициента, учитывающего наличие перегоревших ламп, находящихся в стадии замены;\par\pard\plain\s1\f202\fs20\qj\fi540\li0\b0\i0\nosupersub\ul0\strike0силовое оборудование лифтов, включая схемы управления и сигнализации, освещение кабин лифтов и лифтовых шахт - исходя из определяемых уполномоченным органом суммарной мощности установленного оборудования, количества часов работы в году и среднегодового коэффициента использования мощности в режиме работы (подъем и спуск кабины), а также суммарной мощности установленного оборудования, количества часов работы в году и среднегодового коэффициента использования мощности в режиме ожидания;\par\pard\plain\s1\f202\fs20\qj\fi540\li0\b0\i0\nosupersub\ul0\strike0системы противопожарного оборудования и дымоудаления, дверные запирающие устройства, усилители телеантенн коллективного пользования, насосное оборудование холодного и горячего водоснабжения, а также системы отопления и другое оборудование - исходя из мощности установленного оборудования и определяемых уполномоченным органом количества часов работы в году и среднегодового коэффициента использования мощности.\par\pard\plain\s1\f202\fs20\qj\fi540\li0\b0\i0\nosupersub\ul0\strike0Таким образом, при расчете норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на ОДН учтены все группы оборудования, указанные в формуле 34, в том числе осветительные установки, находящиеся в подвалах (расход электроэнергии, потребленной в подвальных помещениях, учтен в значении [^2] } - суммарное годовое потребление электрической энергии).\par\pard\plain\s1\f202\fs20\qj\fi540\li0\b0\i0\nosupersub\ul0\strike0Площадь подвальных помещений не включена РЭК ВО в значение [^2] } - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах (кв. м).\par\pard\plain\s1\f202\fs20\qj\fi540\li0\b0\i0\nosupersub\ul0\strike0В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 разъяснения по применению Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг дает Министерство регионального развития Российской Федерации.\par\pard\plain\s1\f202\fs20\qj\fi540\li0\b0\i0\nosupersub\ul0\strike0Согласно Письму Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 N 29433-ВК/19 "О разъяснении по вопросу учета в расчете размера платы за коммунальные услуги значений общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, при определении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды", в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011, потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальных услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме. При этом согласно пункту 36 Правил предоставления коммунальных услуг расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном указанными Правилами.\par\pard\plain\s1\f202\fs20\qj\fi540\li0\b0\i0\nosupersub\ul0\strike0При этом в целях обеспечения единого подхода при расчете общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (), необходимо учитывать одинаковый состав помещений, являющихся общим имуществом многоквартирного дома, как при определении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях, нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на общедомовые нужды, нормативов потребления коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению в жилых помещениях, нормативов потребления коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды, нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, так и при последующем расчете размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды в многоквартирных домах, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета, с использованием нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.\par\pard\plain\s1\f202\fs20\qj\fi540\li0\b0\i0\nosupersub\ul0\strike0В этой связи для обеспечения исполнителей коммунальных услуг, в том числе ресурсоснабжающих организаций, информацией об общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации утверждать нормативы потребления коммунальных услуг, в акте об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг следует отражать состав помещений, являющихся общим имуществом в многоквартирном доме, площади которых учтены при установлении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (например, площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, может быть определена в составе площадей тамбуров, коридоров, лестничных клеток, колясочных помещений, электрощитовых и помещений обслуживающего персонала).\par\pard\plain\s1\f202\fs20\qj\fi540\li0\b0\i0\nosupersub\ul0\strike0Таким образом, правом определять помещения, входящие в состав общего имущества МКД законодателем наделен уполномоченный орган, утверждающий нормативы потребления коммунальных услуг, в данном случае РЭК ВО.\par\pard\plain\s1\f202\fs20\qj\fi540\li0\b0\i0\nosupersub\ul0\strike0На основании указанного Письма РЭК ВО Приказом N 1266 в приложение N 2 к Приказу N 288 внесла изменения, устанавливающие конкретный перечень состава общего имущества собственников помещений в МКД, используемого для расчета норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на ОДН.\par\pard\plain\s1\f202\fs20\qj\fi540\li0\b0\i0\nosupersub\ul0\strike0Как следует из пояснений представителей РЭК ВО при установлении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды РЭК ВО использовала данные, содержащиеся на сайтах управляющих компаний в сети Интернет.\par\pard\plain\s1\f202\fs20\qj\fi540\li0\b0\i0\nosupersub\ul0\strike0В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.\par\pard\plain\s1\f202\fs20\qj\fi540\li0\b0\i0\nosupersub\ul0\strike0Обязательной для раскрытия является информация, предусмотренная пунктами 8 - 14 Стандарта раскрытия информации, в том числе перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении управляющей организации на основе договора управления, с указанием адресов этих домов и общей площади помещений в них (подпункт "д" пункта 8).\par\pard\plain\s1\f202\fs20\qj\fi540\li0\b0\i0\nosupersub\ul0\strike0Проанализировав данные, необходимые для расчетов норматива потребления коммунальной услуги электроснабжению РЭК ВО исходила из универсального состава площадей общего пользования, которыми потребители непосредственно пользуются, поскольку расход ресурсов в подвальных и чердачных помещениях если и имеется, то в меньшем объеме, чем в помещениях с лестничными клетками и коридорами. Иной расчет может привести к существенному увеличению платы граждан, проживающих в домах с чердачными и подвальными помещениями по сравнению с потребителями, проживающими в домах без чердаков и подвалов, но при прочих равных условиях.\par\pard\plain\s1\f202\fs20\qj\fi540\li0\b0\i0\nosupersub\ul0\strike0Исходя из буквального толкования пункта 2 правил N 306, норматив потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды - это норматив потребления, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме.\par\pard\plain\s1\f202\fs20\qj\fi540\li0\b0\i0\nosupersub\ul0\strike0Таким образом действия РЭК ВО области по установлению норматива без учета общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах площадей подвальных помещений не противоречит действующему законодательству.\par\pard\plain\s1\f202\fs20\qj\fi540\li0\b0\i0\nosupersub\ul0\strike0Более того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 внесены изменения в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые вступили в силу с 01.06.2013.\par\pard\plain\s1\f202\fs20\qj\fi540\li0\b0\i0\nosupersub\ul0\strike0Указанными изменениями уточнено понятие "общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в МКД", которое следует определять, как суммарную площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир МКД и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом МКД, не принадлежащих отдельным собственникам.\par\pard\plain\s1\f202\fs20\qj\fi540\li0\b0\i0\nosupersub\ul0\strike0Несмотря на то, что указанные изменения внесены в пункт 27 приложения к Правилам N 306, определяющий расчет норматива потребления коммунальных услуги по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды, учитывая, что общий показатель площади помещений, входящих в состав общего имущества МКД [^2] } присутствует при расчете норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению, а также с учетом вышеназванных разъяснений Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 о необходимости учета одинакового состава помещений, являющихся общим имуществом многоквартирного дома при определении нормативов потребления разных коммунальных услуг, указанная расшифровка площади применима по аналогии и при расчете норматива по электроснабжению.\par\pard\plain\s1\f202\fs20\qj\fi540\li0\b0\i0\nosupersub\ul0\strike0Конкретизация понятия общего имущества исключает возможность необоснованно изменять его состав и обеспечивает тем самым определенность указанного показателя и, соответственно, всей формулы.\par\pard\plain\s1\f202\fs20\qj\fi540\li0\b0\i0\nosupersub\ul0\strike0Доводы заявителя о нарушении его прав в связи с определением РЭК ВО состава общего имущества МКД без учета площадей подвальных помещений не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, основаны на документально не подтвержденных расчетах и предположениях.\par\pard\plain\s1\f202\fs20\qj\fi540\li0\b0\i0\nosupersub\ul0\strike0Учитывая, что в расчет общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД не включены площади подвалов, при последующем расчете размера платы за коммунальные услуги с ресурсоснабжающим организациями, они также не могут быть включены, поскольку рассчитываются по формуле 15 пункта 17 приложения N 2 к Правилам N 354, где показатель [^2] } должен применяться аналогичный показателю [^2] } в формуле 34 пункта 37 приложения к Правилам N 306.\par\pard\plain\s1\f202\fs20\qj\fi540\li0\b0\i0\nosupersub\ul0\strike0Исходя из изложенного приказ РЭК ВО от 25.12.2012 N 1266, которым в приложение N 2 к приказу N 288 внесены изменения, устанавливающие конкретный перечень состава общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, используемого для расчета норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на ОДН без учета подвальных помещений, не противоречит действующему законодательству, не нарушает права и законные интересы заявителя и иных лиц.\par\pard\plain\s1\f202\fs20\qj\fi540\li0\b0\i0\nosupersub\ul0\strike0Вместе с тем доводы заявителя относительно необоснованного использования РЭК ВО при утверждении норматива потребления по коммунальной услуге по электроснабжению на общедомовые нужды такого критерия, как дифференциация в зависимости от этажности здания, заслуживают внимания.\par\pard\plain\s1\f202\fs20\qj\fi55}
Таким образом, федеральным законодательством установлена единая формула расчета норматива потребления данного вида коммунальной услуги, не предусматривающая применение поправочного коэффициента, характеризующего зависимость величины расхода электрической энергии от конструктивных и технических параметров многоквартирного дома, и возможности дифференциации норматива.
Однако, при утверждении Приказом N 288 норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды по группе силовое оборудование лифтов общедомовых помещений, РЭК ВО указанный норматив в нарушение приведенных положений Правил N 306 был дифференцирован в зависимости от этажности здания.
Обосновывая правомерность дифференциации норматива от этажности здания, представитель РЭК ВО сослался на положения СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные", принятые постановлением Госстроя России от 23.06.2003 N 109 и введенные в действие с 01.10.2003, согласно которым для домов с этажностью до 9 этажей предусмотрено наличие одного лифта, для домов с этажностью 10 - 12 этажей - двух лифтов, а также на положения пункта 11 Правил N 306, предусматривающего, что при различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
Между тем Правила N 306 не предусматривают учет этажности здания при определении норматива потребления коммунальной услуги в отношении электроснабжения на ОДН.
Пункт 11 Правил N 306 устанавливает лишь общие положения определения нормативов и подлежит применению в совокупности с пунктом 4 этих же Правил, который в качестве конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома при определении нормативов потребления коммунальных услуг допускает применение в отношении коммунальной услуги по электроснабжению лишь таких параметров, как количество комнат в квартире и высота жилых помещений.
Не предусматривают Правила N 306 и применение при расчете названного норматива по группе силовое оборудование лифтов СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные". Указанные нормы и правила распространяются на проектирование и строительство вновь строящихся и реконструируемых многоквартирных жилых зданий, т.е. на МКД, построенные после 2003 года.
Единицей измерения норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды является кВтч в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. Представителями заинтересованных лиц не представлено суду доказательств, свидетельствующих, что этажность здания влияет на количественный показатель объема потребления электроэнергии на общедомовые нужды, установленный применительно к 1 кв. м.
При таких обстоятельствах, установление дифференцированных нормативов потребления электроэнергии на общедомовые нужды для граждан, проживающих в домах различной этажности, не соответствует принципу равенства обязанностей граждан в жилищной сфере, поскольку возлагает на граждан, проживающих в домах, для которых установлен наивысший норматив потребления, повышенные обязательства по оплате за данный вид коммунальной услуги.
Поскольку установление норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на ОДН произведено с нарушением норм федерального законодательства, в частности Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 306 от 06.05.2011, заявление ООО "УК "РЭС-12" в части признания недействующим приложения N 2 к Приказу N 288 подлежит удовлетворению, а приложение N 2 к Приказу РЭК ВО "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению при отсутствии приборов учета" от 28.08.2012 N 288, устанавливающее нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению при отсутствии приборов учета на общедомовые нужды в части дифференциации в зависимости от этажности здания, признанию недействующим.
При определении момента, с которого следует признать в части недействующим оспариваемый нормативный правовой акт, суд учитывает следующее.
Оспариваемый нормативный правовой акт регулирует вопросы определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Абзац 3 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" (в редакции от 9 февраля 2012 года) содержит разъяснение о том, что суд может признать нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу, если его положения применялись и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций.
Между тем применение оспариваемого приказа РЭК Вологодской области, не устанавливающего права граждан и организаций, а регулирующего исключительно вопросы определения нормативов потребления коммунальных услуг, повлекло взыскание с граждан оплаты за коммунальные услуги по электроснабжению при отсутствии приборов учета на общедомовые нужды в ненадлежащем размере, то есть фактически имело место возложение на граждан обязанности вносить плату за отдельные виды коммунальных услуг по незаконно установленным субъектом Российской Федерации нормативам потребления.
В приведенном пункте Постановления Пленума обращено внимание на то, что оспариваемый нормативный правовой акт (его часть), признанный противоречащим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, в соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом признается не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Исключение составляют нормативные правовые акты, которые в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации (законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, изданные по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации) могут быть проверены в процедуре конституционного судопроизводства. Такой акт (его часть) признается судом не действующим с момента вступления решения в законную силу.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт принят по вопросам, относящимся к ведению субъекта Российской Федерации, на его основании не реализовались права граждан и организаций, суд считает необходимым признать оспариваемые положения приказа РЭК Вологодской области недействующими с момента его принятия.
Сообщение о решении подлежит опубликованию в газете "Красный Север" после вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
заявление общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Региональные эксплуатационные системы-12" о признании недействующими нормативно-правовых актов Региональной энергетической комиссии Вологодской области удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня принятия приложение N 2 "Нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению при отсутствии приборов учета на общедомовые нужды" к приказу Региональной энергетической комиссии Вологодской области "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению при отсутствии приборов учета" от 28.08.2012 N 288, устанавливающее нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению при отсутствии приборов учета на общедомовые нужды в части дифференциации в зависимости от этажности здания.
В удовлетворении остальных требований общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Региональные эксплуатационные системы-12" отказать.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Вологодский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
О.В.ЖИДКОВА