Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ ОТ 23.12.2014 ПО ДЕЛУ N 33-2431/2014

Требование: О признании незаконным решения об отказе в согласовании переустройства жилого помещения и понуждении выдать разрешение на переустройство жилого помещения.

Разделы:
Переустройство и перепланировка жилого помещения; Жилищное право
Обстоятельства: Установка индивидуального отопления вызвана необходимостью улучшения теплоснабжения жилого помещения, истица обратилась с соответствующим заявлением к ответчику, однако ей было отказано.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 декабря 2014 г. по делу N 33-2431/2014


Судья Бондаренко Н.П.
Докладчик Бажанов А.О.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Тамарова Ю.П.
судей Бажанова А.О.
Ганченковой В.А.
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании 23 декабря 2014 г. в г. Саранске дело по апелляционной жалобе администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия на решение Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 21 октября 2014 г.
Заслушав доклад судьи Бажанова А.О., судебная коллегия

установила:

В.О. обратилась с иском к администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным решения об отказе в согласовании переустройства жилого помещения в виде установки устройства индивидуального отопления жилого помещения и понуждении выдать разрешение на вышеназванное переустройство жилого помещения.
В обоснование своих требований указала, что является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
3 июня 2014 г. она обратилась с заявлением к ответчику о разрешении оборудования индивидуального отопления в жилом помещении, в удовлетворении которого отказано. Установка индивидуального отопления вызвана необходимостью улучшения теплоснабжения жилого помещения. Проект переустройства предусматривает монтаж котла отопительного настенного марки БАКСИ есо Форэ 24 Фай, отвечающего требованиям пункта 44 Постановления Правительства Российской Федерации N 307 от 16 апреля 2012 г. Считает решение об отказе незаконным, нарушающим ее права.
С учетом дополнений и уточнений просила признать незаконным решение администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия об отказе в согласовании переустройства жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, предусматривающего монтаж марки газового котла БАКСИ есо Форэ 24 Фай.
Решением Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 21 октября 2014 г. исковые требования В.О. удовлетворены.
В апелляционной жалобе глава администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия Ц. просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. Считает, что у ответчика имелись законные основания для отказа в удовлетворении заявления о переустройстве, так как из материалов дела установлено, что пакет документов, прилагаемых к заявлению о переустройстве, был неполным.
В возражениях на апелляционную жалобу В.О., указывая на несостоятельность доводов жалобы, просит решение суда оставить без изменения.
В судебное заседание истица В.О., ее представитель В.Е., представитель ответчика администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили, и отложить разбирательство дела суд не просили.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 44 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 307, перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения, входят источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям:
- наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания;
- наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления;
- температура теплоносителя - до 95 градусов Цельсия;
- давление теплоносителя - до 1 МПа.
Пунктом 7.3.7 строительных норм и правил "Здания жилые многоквартирные" (СНиП 31-01-2003), принятых и введенных в действие с 1 октября 2003 г. постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 23 июня 2003 г. N 109, также установлено, что в квартирах и встроенных помещениях общественного значения многоквартирных жилых домов, кроме помещений детских и лечебных учреждений, допускается установка индивидуальных систем теплоснабжения с теплогенераторами на природном газе с закрытыми камерами сгорания.
Как установлено судом первой инстанции, В.О. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
3 июня 2014 г. через многофункциональный центр В.О. обратилась в администрацию Чамзинского муниципального района Республики Мордовия с заявлением о разрешении на переустановку системы отопления квартиры по адресу: <адрес>, заключающейся в установке индивидуального отопления.
В сообщении главы администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия Ц. <N> от 11 июня 2014 г., направленного в адрес В.О., указано, что администрация Чамзинского муниципального района Республики Мордовия, рассмотрела ее заявление от 3 июня 2014 г. об установке индивидуального отопления. В соответствии со схемами теплоснабжения Комсомольского городского поселения перевод на индивидуальное отопление жилых помещений многоквартирного дома N <N> ул. <адрес> не запланирован.
Согласно заключению комплексной судебной инженерно-технологической, строительно-технической экспертизы АНО "Центр технических экспертиз" от 1 сентября 2014 г. отопительный настенный бытовой котел БАКСИ есо Форэ 24 Фай соответствует требованиям пункта 44 Постановления Правительства Российской Федерации N 307 от 16 апреля 2012 г.
Установка указанного отопительного настенного бытового котла в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, допустима. Данное изделие отвечает всем требованиям, предъявляемым к данному типу оборудования и месту его установки: СП 31-110-2003 Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий; Правила устройства электроустановок (ПУЭ), Седьмое издание; СНиП 31-01-2003. Здания жилые многоквартирные. СП 41-108-2004. Поквартирное теплоснабжение жилых зданий с теплогенераторами на газовом топливе; Постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 307 "О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации; ГОСТ 20548-87 "Котлы отопительные водогрейные теплопроизводительностью до 100 кВт. Общие технические условий" (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 20 февраля 1987 г. N 289); СНиП 41-01-2003 "Отопление, вентиляция и кондиционирование", СП 60.13330.2012 "СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование". СП 7.13130.2013 "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности" (Утв. Приказом МЧС РФ от 21 февраля 2013 г. N 116).
Установка отопительного настенного бытового котла не нарушит теплоснабжение жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Существующий трубопровод центрального отопления не претерпевает изменений. В соответствии с данным обстоятельством гидравлический и тепловой режим системы центрального теплоснабжения дома N <N> не изменится.
Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в переустроенном виде, в соответствии с проектной документацией на дополнительную установку двухконтурного газового котла в квартире N <N>, будут соответствовать строительным нормам, правилам и обязательным требованиям, а также требованиям пожарной безопасности при условии выполнения следующих обязательных требований: вывод трубы дымохода отработавших газов произвести выше кровли здания, монтажные работы по установке всасывающих/выпускных дымоходов произвести в строгом соответствии с руководством по эксплуатации газового котла БАКСИ есо Форэ 24 Фай.
Признавая отказ администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия незаконным, суд первой инстанции, приняв во внимание вышеуказанное заключение экспертов, исходил из того, устройство индивидуального отопления марки БАКСИ есо Форэ 24 Фай соответствует строительным нормам, правилам и обязательным требованиям, требованиям пожарной безопасности и не нарушает прав и законных интересов граждан и не создает угрозу их жизни или здоровью, и пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Судебная коллегия считает вывод суда правильным.
Судом обоснованно констатировано, что оспариваемое решение органа местного самоуправления не соответствует требованиям части 2 статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации, которой предусмотрено, что решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Из материалов дела установлено, что администрацией Чамзинского муниципального района Республики Мордовия В.О. отказано в согласовании переустройства жилого помещения в виде установки устройства индивидуального отопления жилого помещения, со ссылкой на схемы теплоснабжения Комсомольского городского поселения, утвержденные решением сессии депутатов Комсомольского городского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия.
В соответствии с частью 2 статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае:
1) непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых с учетом части 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса возложена на заявителя;
1.1) поступления в орган, осуществляющий согласование, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и(или) информации, необходимых для проведения переустройства и(или) перепланировки жилого помещения в соответствии с частью 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий согласование, после получения такого ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и(или) информацию, необходимые для проведения переустройства и(или) перепланировки жилого помещения в соответствии с частью 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления;
2) представления документов в ненадлежащий орган;
3) несоответствия проекта переустройства и(или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
Данный перечень оснований отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения является исчерпывающим.
Однако оспариваемое решение администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия об отказе в согласовании переустройства жилого помещения такого основания не содержит.
Довод апелляционной жалобы о том, что отсутствие в письме районной администрации ссылки на нарушения, предусмотренные частью 1 статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации, не меняет существа принятого ответчиком решения, является несостоятельным и отклоняется как основанный на неправильном толковании норм права.
Также судом был проверен довод ответчика о том, что отказ районной администрации в согласовании переустройства является законным ввиду отсутствия у В.О. заявления установленной формы с приложением документов, о необходимости представления которых ей было известно, и данный довод правомерно признан судом несостоятельным, так как оспариваемое решение об отказе в согласовании переустройства жилого помещения такого основания не содержит. Из текста ответа администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия от 11 июня 2014 г. <N> следует, что В.О. отказано в согласовании переустройства жилого помещения в виде установки устройства индивидуального отопления жилого помещения со ссылкой на схемы теплоснабжения Комсомольского городского поселения, утвержденные решением сессии депутатов Комсомольского городского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия.
Кроме того, в ходе судебного разбирательства были исследованы все значимые обстоятельства, которые могли служить основанием для отказа в удовлетворении заявления о переустройстве. Исследованные судом документы являются основанием для обоснованного вывода о незаконности отказа в удовлетворении заявления о разрешении переустройства. Таким образом, довод апелляционной жалобы о том, что на момент подачи заявления истица не приложила к нему необходимый и достаточный пакет документов, предусмотренных вышеназванными законоположениями, не может повлечь отмену обжалуемого решения суда.
Судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, вынесенным с применением норм материального права, подлежавших применению при регулировании спорных правоотношений, и соответствующим установленным судом обстоятельствам дела, в связи с чем судебная коллегия не усматривает оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения суда вне зависимости от доводов апелляционной жалобы, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 21 октября 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Ю.П.ТАМАРОВ

Судьи
А.О.БАЖАНОВ
В.А.ГАНЧЕНКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)