Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.05.2015 N 13АП-5847/2015 ПО ДЕЛУ N А42-7921/2014

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 мая 2015 г. по делу N А42-7921/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 мая 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей О.И.Есиповой, В.М.Толкунова
при ведении протокола судебного заседания: К.А.Цубановой
при участии:
от истца (заявителя): не явился (извещен)
от ответчика (должника): не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5847/2015) ООО "Октябрьское ЖЭУ" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.02.2015 по делу N А42-7921/2014 (судья Фокина О.С.), принятое
по иску (заявлению) ООО "Октябрьское ЖЭУ"
к Административной комиссии Октябрьского административного округа муниципального образования город Мурманск
об отмене постановления N 1269/07-05 от 01.10.2014

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Октябрьское ЖЭУ" (ОГРН 1085190004525; далее - ООО "Октябрьское ЖЭУ", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением об оспаривании постановления Административной комиссии Октябрьского административного округа муниципального образования город Мурманск (далее - Административная комиссия) от 01.10.2014 N 1269/07-05 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 2.1 Закона Мурманской области от 06.06.2003 N 401-01-ЗМО "Об административных правонарушениях".
Решением суда от 11.02.2015 в удовлетворении заявленного Обществом требования отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Октябрьское ЖЭУ", ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и представленным доказательствам, а также неправильное применение судом норм материального права, просит решение от 11.02.2015 отменить и удовлетворить заявленное Обществом требование об отмене постановления. Податель жалобы ссылается на то, что контейнерная площадка по адресу: г. Мурманск, ул. Буркова, д. 37 была паспортизирована в 2006 году; выполнить работы по установке отдельного кармана для сбора крупногабаритного мусора технически не представляется возможным. Податель жалобы также указывает, что вывоз мусора осуществляется регулярно в соответствии с заключенным Обществом и ООО "ОРКО-инвест" договором, таким образом, управляющая компания, по мнению подателя жалобы, в полном объеме выполняет свои обязанности; административным органом не доказано длительное нахождение мусора на территории контейнерной площадки. Кроме того, по мнению подателя жалобы, управляющая компания не является лицом, ответственным за содержание контейнерной площадки. Таким образом, податель жалобы считает, что со стороны Общества противоправное виновное бездействие отсутствует.
Стороны извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, должностными лицами Управления Октябрьского административного округа города Мурманска 14.08.2014 в ходе обследования состояния контейнерной площадки в районе многоквартирного дома N 37 по ул. Буркова в г. Мурманске, установлено нахождение отходов потребления (картонная тара, деревянные конструкции) на территории контейнерной площадки и прилегающей к ней территории вне специально отведенных для этого мест (секцией для крупногабаритного мусора площадка не оборудована), что является нарушением пунктов 5.8, 5.10, 6.9 Положения о порядке обращения с отходами производства и потребления на территории муниципального образования город Мурманск, утвержденного Решением Совета депутатов города Мурманска от 03.10.2007 N 40-488, пунктов 9.2.47, 9.2.51, 9.2.55 Правил благоустройства территории муниципального образования город Мурманск, утвержденных Решением Совета депутатов города Мурманска от 26.12.2013 N 68-971. Результаты обследования отражены в акте N 434 от 14.08.2014 с фототаблицей (л.д. 34-35).
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 17.09.2014 должностным лицом Управления Октябрьского административного округа города Мурманска в отношении ООО "Октябрьское ЖЭУ" протокола N 26-11-03/721 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 2.1 Закона Мурманской области от 06.06.2003 N 401-01-ЗМО "Об административных правонарушениях" (далее - Закон N 401-01-ЗМО).
Протокол N 26-11-03/721 от 17.09.2014 и материалы дела об административном правонарушении переданы для рассмотрения в Административную комиссию.
Постановлением Административной комиссии от 01.10.2014 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 2.1 Закона N 401-01-ЗМО, с назначением наказания в виде штрафа в размере 50000 руб.
Не согласившись с постановлением о привлечении к административной ответственности, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения, не установил нарушения процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного Обществом требования.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда от 11.02.2015 в связи со следующим.
Статьей 2.1 Закона N 401-01-ЗМО установлена административная ответственность за нарушение установленного муниципальными нормативными правовыми актами порядка обращения с бытовыми, промышленными отходами и мусором при отсутствии признаков других административных правонарушений.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 161 ЖК РФ одним из способов управления многоквартирным домом является управление им управляющей организацией.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 указанного Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491).
Согласно подпункту "д" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя, в том числе, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов.
Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда закреплены в Правила и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
В соответствии с пунктом 3.7.1 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием, организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов, свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников, содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Таким образом, как правомерно указал суд первой инстанции, в силу вышеприведенных положений, сбор и вывоз твердых бытовых и крупногабаритных отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома, относятся к содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Решением Совета депутатов города Мурманска от 26.12.2013 N 68-971 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования город Мурманск (далее - Правила благоустройства), в соответствии с пунктом 9.2.47 которых физические и юридические лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, обязаны осуществлять, помимо прочего: уборку придомовых территорий; уборку контейнерных площадок и площадок для сбора крупногабаритных отходов; вывоз бытовых и крупногабаритных отходов.
В соответствии с пунктом 9.2.50 Правил благоустройства обращение с отходами производства и потребления осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Мурманской области, а также с нормативным правовым актом Совета депутатов города Мурманска о порядке обращения с отходами производства и потребления на территории города.
Крупногабаритные отходы собираются и складируются на специальных площадках и вывозятся по заявкам организаций, обслуживающих жилищный фонд города, мусоровозами для крупногабаритных отходов или обычным грузовым транспортом (пункт 9.2.55 Правил благоустройства).
Решением Совета депутатов города Мурманска от 03.10.2007 N 40-488 утверждено Положение о порядке обращения с отходами производства и потребления на территории муниципального образования город Мурманск, в соответствии с которым:
- - эксплуатация контейнеров для сбора твердых бытовых отходов с переполнением и загрязнением прилегающей территории не допускается (пункт 5.5);
- - крупногабаритные отходы (упаковочные материалы, предметы домашнего обихода: бытовая техника, сантехническое оборудование, мебель, металлические и деревянные конструкции, отходы от текущего ремонта жилых помещений) собираются на специальных площадках, расположенных, как правило, вблизи контейнерных площадок. Вывоз крупногабаритных отходов производится мусоровозами для крупногабаритных отходов или обычным грузовым транспортом по заявкам организаций по обслуживанию жилищного фонда или природопользователей, образовавших эти отходы, либо природопользователями самостоятельно с использованием собственного грузового транспорта (пункт 5.10).
- - места временного хранения строительных отходов должны быть оборудованы в соответствии с требованиями действующего законодательства вблизи площадок для сбора и временного хранения бытовых отходов. Для накопления и временного хранения строительных отходов от жилищ могут использоваться площадки для сбора крупногабаритных отходов (пункт 6.5);
- - предприятия жилищно-коммунального хозяйства в пределах обслуживаемой территории не допускают использование контейнеров для сбора твердых бытовых отходов для размещения строительных отходов, а также обеспечивают учет и контроль по их самовывозу или заключению договоров на вывоз строительных отходов между гражданами, организациями и предприятиями, проводящими ремонт (перепланировку) жилых и нежилых помещений и специализированными предприятиями по вывозу и захоронению отходов (пункт 6.6).
Как установлено судом и не оспаривается Обществом, контейнерная площадка, расположенная у дома N 37 по ул. Буркова в соответствии с паспортом предназначена для сбора твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора многоквартирных домов по адресам: ул. Тарана, 14, 18, 20, 22, 25, ул. Буркова, д. 33, 35, 37, 39. При этом, из материалов дела усматривается, что ООО "Октябрьское ЖЭУ" в соответствии с договорами осуществляет управление многоквартирными домами в г. Мурманске по адресам: ул. Буркова, д. 33, 35, 39 (л.д. 49, 118-129).
Таким образом, в силу положений статей 161, 162 ЖК РФ, подпункта "д" пункта 11 Правил N 491, пункта 3.7.1 Правил N 170, пункта 9.2.47 Правил благоустройства территории муниципального образования город Мурманск, пунктов 5.10, 6.6 Положение о порядке обращения с отходами производства и потребления на территории муниципального образования город Мурманск именно ООО "Октябрьское ЖЭУ", как лицо ответственное за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах, жители которых используют контейнерную площадку по адресу: г. Мурманск, ул. Буркова, д. 37, является лицом ответственным за надлежащее состояние и санитарное содержание указанной контейнерной площадки, обязано не допускать перенакопления мусора, беспорядочного его размещения и своевременно предпринимать меры по складированию и дальнейшему удалению мусора, а равно иметь оборудованную для таких целей (размещения крупногабаритного мусора) площадку.
Административным органом и судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела (акт N 434 от 14.08.2014 с фототаблицей), что Общество не исполнило свои обязанности по обеспечению надлежащего состояния контейнерной площадки для сбора мусора, поскольку мусор находится на земле вблизи металлических контейнеров, специальная секция (сборник) для крупногабаритного мусора отсутствует, что является нарушением установленного муниципальными нормативными правовыми актами порядка обращения с бытовыми отходами и мусором и образует объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 2.1 Закона N 401-01-ЗМО.
Доводы Общества о паспортизации спорной контейнерной площадки обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку из представленных в материалы дела доказательств, в том числе, распоряжения Администрации г. Мурманска от 10.02.2005 N 61-р, следует, что паспортизация контейнерных площадок для сбора твердых бытовых отходов проводилась с целью учета существующих контейнерных площадок, расположенных на придомовых территориях муниципального жилищного фонда, а не в целях установления их соответствия действующим нормам. Кроме того, проведение паспортизации контейнерной площадки не освобождает Общество от обязанности соблюдать требования действующих муниципальных нормативных правовых актов, устанавливающих порядок обращения с бытовыми отходами и мусором.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о принятии Обществом всех зависящих от него мер по соблюдению требований к надлежащему содержанию и обустройству контейнерной площадки в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном ему правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. Объем отходов, расположенных на контейнерной площадке на момент фиксации правонарушения (14.08.2014), не свидетельствует о регулярно принимаемых Обществом мерах по вывозу мусора с указанной площадки. Довод Общества о невозможности оборудования спорной контейнерной площадки специальной площадкой (отдельным карманом) для сбора крупногабаритного мусора документально не подтвержден.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 2.1 Закона N 401-01-ЗМО.
Судом первой инстанции не установлено нарушения административным органом процедуры привлечения Общества к административной ответственности. Как следует из материалов дела, Общество было надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а также рассмотрения дела об административном правонарушении; представитель Общества присутствовал при составлении 17.10.2014 протокола об административном правонарушении и рассмотрении 01.10.2014 материалов дела об административном правонарушении. Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, наказание назначено в пределах санкции статьей 2.1 Закона N 401-01-ЗМО.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленного Обществом требования.
Нарушения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда от 11.02.2015 не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Мурманской области от 11 февраля 2015 года по делу N А42-7921/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Октябрьское ЖЭУ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
Л.В.ЗОТЕЕВА

Судьи
О.И.ЕСИПОВА
В.М.ТОЛКУНОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)