Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.08.2015 N 18АП-7661/2015 ПО ДЕЛУ N А07-2869/2015

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 августа 2015 г. N 18АП-7661/2015

Дело N А07-2869/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 августа 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимохина О.Б.,
судей Арямова А.А., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Матвеевой В.И., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14 мая 2015 года по делу N А07-2869/2015 (судья Искандаров У.С.).
В судебном заседании принял участие представитель Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору - Гузаирова З.М. (служебное удостоверение, доверенность N 3 от 12.01.2015).

Общество с ограниченной ответственностью "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана" (далее - заявитель, ООО "ЭСКБ", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - заинтересованное лицо, Госкомжилстройнадзор РБ, комитет) о признании недействительным предписания N ЦО-14-158-091 от 03.12.2014.
Определением суда от 14.04.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Управление жилищного хозяйства Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" (далее - третье лицо, управление, управляющая организация, ОАО "УЖХ Ленинского района ГО г. УФА РБ").
Решением суда от 14 мая 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель, не согласившись с решением суда, обжаловал его в апелляционном порядке - в жалобе просит решение суда отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Общество критически относится к выводу суда первой инстанции о том, что исполнителем коммунальных услуг продолжает оставаться управляющая организация, поскольку после расторжения заявителем в одностороннем порядке договора с управляющей организацией именно заявитель является исполнителем коммунальных услуг для собственников помещений многоквартирного дома.
ООО "ЭСКБ" указало, что поскольку договор между заявителем и управляющей организацией прекратил свое действие в связи с его расторжением, заявитель в порядке п. 53 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2012 N 442, обслуживание потребителей перешло к заявителю.
Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам письмом известил о предстоящем переходе потребителей на обслуживание к гарантирующему поставщику с указанием реквизитов для оплаты, потребленной электроэнергии.
Заявитель полагает, что в отсутствие подписанного сторонами договора, договор ресурсоснабжения нельзя считать заключенным, а отношения рассматривать как договорные. Управляющая компания становится исполнителем коммунальных услуг только с даты заключения договора ресурсоснабжения и без заключения договора о приобретении коммунального ресурса с ресурсоснабжающей организацией не может предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме.
По мнению общества, при отсутствии договора электроснабжения между управляющей компанией и гарантирующим поставщиком, к предоставлению коммунальной услуги приступает заявитель.
Заявитель критически относится к выводу суда первой инстанции о том, при расчете размера платы за поставленные ресурсы необходимо руководствоваться абз. 2, 3 п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Учитывая различия, определяющие деятельность управляющей и ресурсоснабжающей организаций, законодательством предусмотрено для них различное правовое регулирование.
Заявитель считает, что установленный абзацами п. 44 Правил N 354 порядок расчета не распространяется на случаи, при которых исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация.
Общество полагает, что в этих случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, подлежит расчету и распределению на собственников помещений многоквартирного дома в соответствии с абзацем четвертым п. 44 Правил N 354 - по формулам N 11-14 Приложения N 2 Правил N 354.
Кроме того, ООО "ЭСКБ" считает, что комитетом проведена проверка лишь одной квартиры многоквартирного дома, в связи с чем, факт завышения начисления платы по всему дому не доказан.
Также заявитель считает, что в материалах дела отсутствуют расчеты за электроэнергию, предоставленную на общедомовые нужды, определенной исходя из норматива потребления.
До начала судебного заседания от комитета поступили возражения на апелляционную жалобу общества, в которых заинтересованное лицо просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Госкомжилстройнадзор РБ считает, что выданное обществу предписание является законным и обоснованным. Таким образом, комитет возражает против иных доводов заявителя, изложенных в апелляционной жалобе.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание после отложения представители общества и третьего лица не явились.
С учетом мнения явившегося представителя комитета, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс), дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей общества и третьего лица.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Пояснил, что обстоятельства, установленные по настоящему делу, не аналогичны обстоятельствам дела, установленным по делу N А07-27765/2014.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ООО "ЭСКБ" в качестве юридического лица зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером 1020202770642 (т. 1, л.д. 30, 31-46); осуществляет электроснабжение жилого дома N 4 по ул. Летчиков в г. Уфе, находящегося в управлении ОАО "УЖХ Ленинского района ГО г. УФА РБ".
В связи с поступлением в комитет обращения жителя дома N 4 по ул. Летчиков в г. Уфе по вопросам соответствия нормативным требованиям качества, объема и порядка предоставления жилищно-коммунальных услуг и определения размера платы за коммунальные ресурсы), на основании распоряжения N 6779 от 26.11.2014 заинтересованным лицом проведена внеплановая документарная проверка в отношении заявителя, результаты которой оформлены актом от N 14-6779-1.9 от 03.12.2014 (т. 1, л.д. 15-24, 62-63, 85-90, 91-92).
Проверкой установлено, что в расчетных периодах с июля по сентябрь 2014 года, предъявление ООО "ЭСКБ" к оплате размера платы за коммунальную услугу электроэнергия на общедомовые нужды по лицевым счетам жилых помещений д. 4 по ул. Летчиков произведено в нарушение абз. 2, 3 п. 44 Правил N 354, а именно объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, превышает объем коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, электроэнергия предоставленной на общедомовые нужды.
03 декабря 2014 года обществу выдано предписание N ЦО-14-158-091 (т. 1, л.д. 25-26, 60), которым ООО "ЭСКБ" предписано в срок до 14.01.2015 устранить выявленные нарушения: произвести перерасчет (возврат) по услуге электроэнергия предоставленную на общедомовые нужды (недифференцированную по зонам суток) начисленную и предъявленную по лицевым счетам жилых помещений в сентябре 2014 года за расчетный месяц август 2014 года; привести объем по услуге электроэнергия предоставленный на общедомовые нужды и определение размера платы по лицевым счетам жилых помещений в соответствии с абз. 2, 3 п. 44 Правил N 354 не превышающий объем коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, в соответствии с постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 31.08.2012 N 222 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях, на общедомовые нужды и при использовании земельного участка и надворных построек на территории Республики Башкортостан, определенных расчетным методом" (далее - Постановление N 222) и произвести перерасчет (возврат) денежных средств по лицевым счетам жилых и нежилых помещений за услугу электроэнергия предоставленную на общедомовые нужды на разницу начисленной и предъявленной к оплате суммой и суммой определенной исходя из норматива потребления коммунальной услуги электроэнергия предоставленную на общедомовые нужды" за расчетные периоды с июля по сентябрь 2014 года; привести платежные документы в соответствии с п. 67, 69 Правил N 354 и представить документы, подтверждающие исполнение настоящего предписания в комитет в сроки, установленные в предписании, с приложением платежных документов.
Полагая, что настоящие предписание не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в экономической сфере, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности наличия совокупности обстоятельств, свидетельствующих о недействительности оспоренного предписания.
Оценив в порядке ст. 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), управление многоквартирным домом должно обеспечивать в том числе предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу ч. 2, 3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме в том числе за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
На основании ч. 12 ст. 161 ЖК РФ управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с ч. 15 ст. 161 ЖК РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Согласно ч. 16 ст. 161 ЖК РФ лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.
Правилами N 354 регулируются отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливаются их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Под коммунальными услугами, в силу п. 2 Правил N 354, понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса (к числу которых отнесена электрическая энергия) в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). Исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В силу п. 9 Правил N 354 условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются: а) в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом; б) в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом с товариществом или кооперативом с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество или кооператив; в) в договорах в том числе горячего водоснабжения, заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
На основании п. 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подп. "б" п. 10 данных Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
В соответствии с п. 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Согласно подп. "а" п. 17 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации в том числе о водоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором в качестве способа управления выбрано непосредственное управление, с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений о выборе такого способа управления, до даты начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанной в п. 14, 15 данных Правил.
В силу с п. 21 Правил N 354, договоры, заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых инженерных систем в таком доме, или такими собственниками самостоятельно, если законодательством Российской Федерации выполнение ими таких работ не запрещено.
Согласно ч. 1 ст. 36, ч. 3 ст. 39 ЖК РФ, п. 5, 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества многоквартирного жилого дома включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях. Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
На основании ст. 153, 155 ЖК РФ, если иного не установлено общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, коммунальные услуги оплачиваются управляющей организации, которая в свою очередь осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключен договор ресурсоснабжения.
Из дела следует, что управление многоквартирным домом N 4 по улице Летчиков в городе Уфе осуществляется ОАО "УЖХ Ленинского района ГО г. Уфа", с которой заявителем (ресурсоснабжающая организация) заключен договор энергоснабжения.
Исполнение данного договора прекращено обществом в одностороннем порядке, в связи с неисполнением управляющей организацией обязательств по оплате поставленной электроэнергии (в соответствии с п. 53 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442).
Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции все же пришел к выводу о том, что ОАО "УЖХ Ленинского района ГО г. Уфа" не утратило статус исполнителя коммунальной услуги, а у ООО "ЭСКБ", как у ресурсоснабжающей организации не возникло право производить расчет напрямую с собственниками помещений обслуживаемого ОАО "УЖХ Ленинского района ГО г. Уфа" многоквартирного жилого дома.
Между тем, апелляционный суд полагает ошибочным этот вывод суда первой инстанции.
Так, выводы суда первой инстанции противоречат изложенному выше толкованию закона. В отсутствие заключенного с управляющей организацией договора энергоснабжения именно заявитель является исполнителем коммунальной услуги энергоснабжения по рассматриваемому объекту жилищного фонда. На это обстоятельство также указано в извещении Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 27.11.2014 N 4169 (т. 1, л.д. 93).
По смыслу указанных положений управляющая компания становится исполнителем соответствующей коммунальной услуги для потребителей только после заключения договора с ресурсоснабжающей организацией. В отсутствие такого договора к предоставлению коммунальной услуги приступает ресурсоснабжающая организация, которая и становится исполнителем коммунальной услуги. Такое толкование Правил N 354 соответствует позиции, изложенной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 13.01.2014 N АКПИ13-1116.
В силу с п. 44 Правил N 354, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения 2 к этим Правилам (абз. 1).
Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения (абз. 2).
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств (абз. 3).
Установленный абзацами вторым и третьим настоящего пункта порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с настоящими Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация.
В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11-14 Приложения 2 к этим Правилам.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 11.06.2013 N АКПИ13-205, абз. 2, 3 п. 44 Правил N 354 закрепляют в качестве общего правила положение о том, что распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учета, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, и допускают изменение указанного порядка в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, решения о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. Если такое решение не принято, объем коммунальной услуги в размере указанного превышения исполнитель оплачивает за счет собственных средств. Установленный абз. 2,3 п. 44 Правил N 354 порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с данными Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. По смыслу данного законоположения, применение этих расчетных способов должно приводить к определению такого количественного значения энергетических ресурсов, которое явно выше количественного значения, определяемого при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Закрепленный абз. 2 п. 44 Правил N 354 порядок распределения между потребителями объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, фактически сводится к тому, что в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, размер платы на общедомовые нужды не может быть больше, чем плата на общедомовые нужды, рассчитанная по нормативу потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды в таком доме при отсутствии общедомового прибора учета, и тем самым не допускает преимуществ расчетного способа определения количественного значения энергетических ресурсов, что полностью согласуется с требованиями ч. 2 ст. 13 вышеуказанного закона. Абзац 17 п. 2 Правил N 354, раскрывая понятие ресурсоснабжающей организации как юридического лица независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя, осуществляющих продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод), не относит к деятельности этих лиц функцию управления многоквартирным домом, что исключает распространение установленного абзацами вторым и третьим данного пункта порядка расчета на случаи, при которых исполнителем коммунальной услуги является эта организация.
Таким образом, поскольку именно заявитель, являющийся ресурсоснабжающей организацией, в рассматриваемой ситуации признается исполнителем коммунальной услуги, основания для понуждения его к определению объема коммунальной услуги в соответствии с абз. 2 и 3 п. 44 Правил N 354 отсутствуют.
С учетом изложенного, поддержанный судом первой инстанции вывод комитета о том, что распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, а объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, заявитель должен оплачивать за счет собственных средств, сделан без учета положений абз. 4 п. 44 Правил N 354.
Таким образом, предписание, содержащее требование об осуществлении обществом перерасчета платы за оказанную услугу электроснабжения, предоставленную на общедомовые нужды в соответствии с абз. 2 и 3 п. 44 Правил N 354, не соответствует действующему законодательству.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене в соответствии с п. 4 ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 270 АПК РФ, а требования ООО "ЭСКБ" подлежат удовлетворению, поскольку обжалуемое предписание нарушает права заявителя в сфере экономической деятельности ввиду возложения на него обязанности по несению дополнительных расходов.
Аналогичная правовая позиция изложена в судебном деле N А07-27765/2014, N А07-1707/2015. При этом, ссылка комитета на отсутствие аналогичных обстоятельств по указанным дела несостоятельна.
Судебные расходы подлежат распределению в соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ.
При обращении в суд первой инстанции с поименованным заявлением общество уплатило государственную пошлину в сумме 4 000 руб. (т. 1, л.д. 13, 14), что видно из платежных поручений N 12626 и 12627 от 26.12.2014 (по 2 000 руб. соответственно).
ООО "ЭСКБ" при подаче апелляционной жалобой уплачена государственная пошлина в размере 3 000 руб., что подтверждается платежным поручением N 3535 от 31 марта 2015 года (т. 2 л.д. 56).
То есть, уплаченная обществом государственная пошлина составила всего 7 000 руб.
Вместе с тем, в данном случае государственная пошлина за подачу заявления в суд составляет 3 000 руб., а за подачу апелляционной жалобы - 1 500 руб.: всего 4 500 руб.
Следовательно, в силу с подп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, эта сумма излишне уплаченной государственной пошлины в размере 2 500 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета, а 4 500 руб. государственной пошлины подлежат взысканию с комитета в пользу общества в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст. 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14 мая 2015 года по делу N А07-2869/2015 отменить, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана" удовлетворить.
Заявленные обществом с ограниченной ответственностью "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана" требования удовлетворить.
Признать недействительным предписание Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору N ЦО-14-158-091 от 03 декабря 2014 года как не соответствующее Жилищному кодексу Российской Федерации и Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354.
Взыскать с Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (ИНН 0278218377, ОГРН 1140280411600) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана" (ИНН 0275038496, ОГРН 1020202770642) судебные расходы по уплате государственной пошлины при обращении в суд и по апелляционной жалобе в сумме 4 500 руб.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана" из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 2 500 руб., излишне уплаченную платежным поручением N 3535 от 31 марта 2015 года.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
О.Б.ТИМОХИН
Судьи
А.А.АРЯМОВ
Н.Г.ПЛАКСИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)