Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КУРГАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 05.06.2014 ПО ДЕЛУ N 33-1687/2014

Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

КУРГАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 июня 2014 г. по делу N 33-1687/2014


Судья Артамонова С.Я.

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Тимофеевой С.В.,
судей Голубь Е.С., Шарыповой Н.В.,
при секретаре К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 5 июня 2014 года гражданское дело по исковому заявлению И., М., Р.М., Р.Е. к Государственному бюджетному образовательному учреждению общеобразовательная школа-интернат "Курганский областной лицей-интернат среднего (полного) общего образования для одаренных детей", Главному управлению образования Курганской области, Финансовому управлению Курганской области о признании права на меры социальной поддержки, взыскании денежных средств
по апелляционной жалобе Финансового управления Курганской области на заочное решение Кетовского районного суда Курганской области от 31 января 2014 года, которым постановлено:
исковые требования И., М., Р.М., Р.Е. к ГБОУОШИ "Курганский областной лицей-интернат среднего (полного) общего образования для одаренных детей", Главному управлению образования Курганской области, Финансовому управлению Курганской области о признании права на меры социальной поддержки, взыскании денежных средств, удовлетворить частично.
Признать за И., М., Р.М., Р.Е. право на меры социальной поддержки в виде предоставления компенсации оплаты за ремонт и содержание жилого помещения.
Взыскать с Финансового управления Курганской области в пользу И. коп.
Взыскать с Финансового управления Курганской области в пользу М. коп.
Взыскать с Финансового управления Курганской области в пользу Р.М. руб.
Взыскать с Финансового управления Курганской области в пользу Р.Е. коп.
В удовлетворении остальной части требований, отказать.
Заслушав доклад судьи Тимофеевой С.В., изложившей существо дела, объяснения представителя ответчика Государственного бюджетного образовательного учреждения общеобразовательной школы-интерната "Курганский областной лицей-интернат среднего (полного) общего образования для одаренных детей" Ш., полагавшей доводы апелляционной жалобы обоснованными, судебная коллегия

установила:

И., Р.М., Р.Е., М., обратились в суд с исками к Государственному бюджетному образовательному учреждению общеобразовательная школа-интернат "Курганский областной лицей-интернат среднего (полного) общего образования для одаренных детей" (далее ГБОУОШИ "Курганский областной лицей-интернат среднего (полного) общего образования для одаренных детей") о признании права на получение мер социальной поддержки в полном объеме как педагогическим работникам, работающим в сельской местности, возмещении расходов на оплату жилого помещения с ноября 2012 года.
Определением Кетовского районного суда Курганской области от 5 декабря 2013 года гражданские дела по исковым заявлениям И., М., Р.М., Р.Е. к ГБОУОШИ "Курганский областной лицей-интернат среднего (полного) общего образования для одаренных детей" о признании права на меры социальной поддержки, взыскании денежных средств, объединены в одно производство.
Впоследствии исковые требования истцы изменили, указали в качестве ответчиков ГБОУОШИ "Курганский областной лицей-интернат среднего (полного) общего образования для одаренных детей", Главное управление образования Курганской области, Финансовое управление Курганской области, просили признать право на получение мер социальной поддержки в полном объеме как педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, возместить расходы на оплату жилого помещения И. с ноября 2012 года в сумме коп., Р.М. с марта 2013 года в сумме коп., Р.Е. с ноября 2012 года в сумме руб., М. с ноября 2012 года в сумме коп.
В обоснование измененных исковых требований указали, что И. работает учителем иностранного языка, Р.М., Р.Е. и М. - воспитателями в ГБОУОШИ "Курганский областной лицей-интернат среднего (полного) общего образования для одаренных детей" и проживают в сельской местности. Полагали, что в соответствии с Законом Курганской области от 7 сентября 2005 года N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области" и Законом Российской Федерации "Об образовании" имеют право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения. Однако, работодателем ГБОУОШИ "Курганский областной лицей-интернат среднего (полного) общего образования для одаренных детей" в компенсации расходов на оплату жилого помещения им отказано, в связи с чем они вынуждены обратиться в суд.
В судебном заседании И., Р.М., М. на заявленных требованиях настаивали по доводам, изложенным в исковых заявлениях.
Истец Р.Е. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила дело рассмотреть в ее отсутствие, заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика ГБОУОШИ "Курганский областной лицей-интернат среднего (полного) общего образования для одаренных детей" в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представители ответчиков Главного управления образования Курганской области, Финансового управления Курганской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Финансового отдела администрации Кетовского района Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Судом постановлено изложенное выше заочное решение.
В апелляционной жалобе Финансовое управление Курганской области просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование указывает, что при рассмотрении дела суд применил статьи 125, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, однако основания, перечисленные в указанных статьях, признаются общими, поскольку их наличие требуется во всех случаях, если иное не установлено законом. В решении суда не имеется ссылок на доказательства, подтверждающие обоснованность применения к спорным отношениям положений статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку вина государственных органов либо их должностных лиц не установлена. Полагает, что суд определил ответчика по делу без учета норм бюджетного и гражданского законодательства, так как в соответствии с ведомственной структурой расходов областного бюджета, утвержденной Законами Курганской области об областном бюджете на соответствующий год, главным распорядителем средств областного бюджета, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, является Главное управление образования Курганской области, которое и представляет интересы Курганской области в суде по данным вопросам. Кроме того, Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 18 октября 2005 года N 379 утвержден Порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках на территории Курганской области, согласно которому начисление и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам осуществляется по месту работы (пенсионерам - по последнему месту работы по соответствующей специальности, пенсионерам, сменившим место жительства, а также в случае ликвидации организации - органом местного самоуправления по месту жительства) в размерах, определенных Законом N 75, после представления документов, указанных в пунктах 4 - 7 Порядка N 379. Возмещение расходов, произведенных учреждениями, подведомственными главным распорядителям средств областного бюджета, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам осуществляется соответствующим главным распорядителем средств областного бюджета за счет средств, предусмотренных на указанные цели в смете расходов данных учреждений на очередной финансовый год. Финансовое управление Курганской области не является ни работодателем истцов, ни главным распорядителем средств областного бюджета. Отмечает, что статья 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не относит к полномочиям субъекта Российской Федерации, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации, финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг. Льгота для педагогических работников образовательных учреждений на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, установлена статьей 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", то есть актом федерального законодательства. Полагает, что надлежащим ответчиком является Российская Федерация, принявшая расходное обязательство. Судом не учтено, что истцы могут иметь иные правовые основания для предоставления мер социальной поддержки. Для выяснения указанных обстоятельств к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, не было привлечено Главное управление социальной защиты населения Курганской области, которое осуществляет функции по ведению учета и выдаче справок о наличии оснований для предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных Законом N 75. Истцами не представлены расчеты исковых требований, а также документальные доказательства понесенных расходов на ремонт и содержание жилых помещений.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ГБОУОШИ "Курганский областной лицей-интернат среднего (полного) общего образования для одаренных детей" по доверенности Ш. полагала доводы апелляционной жалобы обоснованными, полагала, что истцы не имеют права на возмещение расходов на ремонт и содержание жилого помещения, поскольку законом предусмотрено возмещение только расходов за наем жилого помещения.
Истцы И., Р.М., Р.Е., М., представители ответчиков Финансового управления Курганской области, Главного управления образования Курганской области, представитель третьего лица Финансового отдела Администрации Кетовского района Курганской области, в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
От истцов И., Р.М., Р.Е., М. и их представителя по ордеру адвоката Мусабаевой Е.В. в суд апелляционной инстанции поступили письменные ходатайства об отложении слушания по делу в связи с нахождением представителя в период с 4 по 23 июня 2014 года за пределами Курганской области.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает заявленные ходатайства необоснованными, поскольку доказательств уважительности причин неявки истцов и их представителя в суд апелляционной инстанции не представлено.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что истцы И., Р.М., Р.Е., М. зарегистрированы и проживают на территории Кетовского района Курганской области.
Согласно копиям трудовых книжек истцы являются педагогическими работниками ГБОУОШИ "Курганский областной лицей-интернат среднего (полного) общего образования для одаренных детей". И. с принята на должность учителя, Р.М. с принята на должность, Р.Е. с принята на должность, М. с принята на должность. До настоящего времени истцы состоят в трудовых отношениях с ГБОУОШИ "Курганский областной лицей-интернат среднего (полного) общего образования для одаренных детей".
Согласно абзацу 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года "Об образовании" в редакции, действовавшей до 11 января 2011 года, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользовались до 11 января 2011 года правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
В силу статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций, в период спорных правоотношений сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статьей 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 1 марта 2005 года в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ, было предусмотрено, что специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.
Таким образом, права педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, предусмотренные абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", после 1 марта 2005 года федеральным законодателем сохранены.
Размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях (статья 2 Федерального закона от 6 мая 2003 года N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг").
Статьей 2 Закона Курганской области от 7 сентября 2005 года N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области" определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки. К ним, в частности, отнесены педагогические работники образовательных учреждений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 указанного Закона Курганской области от 7 сентября 2005 года N 75 в редакции, действовавшей в указанный период, педагогическим работникам образовательных учреждений предоставляются меры социальной поддержки в виде освобождения от оплаты общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), освобождения от оплаты отопления и освещения жилого помещения.
Законом Курганской области от 23 июля 2009 года N 479 (в редакции от 5 апреля 2010 года) в абзац 2 пункта 1, пункт 2 статьи 3, пункт 1 статьи 5 Закона Курганской области от 7 сентября 2005 года N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области" внесены изменения, вступившие в силу с 1 апреля 2010 года, согласно которым освобождение от оплаты заменено на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения. Компенсация данных расходов предоставляется указанным лицам для возмещения понесенных расходов в полном объеме.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что объем установленных для педагогических работников мер социальной поддержки не изменился, при этом претерпела изменение сама форма предоставления указанной меры с натуральной на компенсационную.
Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 18 октября 2005 года N 379, в редакции, действующей с 1 января 2010 года, утвержден Порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа на территории Курганской области (далее Порядок), который определяет правила компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг лицам, проживающим и работающим в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области.
Согласно пункту 6 данного Порядка педагогические работники образовательных учреждений ежемесячно по месту работы представляют документы, содержащие сведения о суммах платежей за жилье и коммунальные услуги за предшествующий месяц: документы о полной оплате жилого помещения и коммунальных услуг, начисленных за предшествующий месяц; справку органов местного самоуправления о приобретении топлива за счет собственных средств с учетом услуг по его доставке (для лиц, проживающих в жилых помещениях, не имеющих централизованного отопления).
Пунктом 9 Порядка установлено, что начисление и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг лицам, указанным в пункте 2 раздела 1 настоящего Порядка, осуществляется по месту работы в размерах, определенных Законом Курганской области от 7 сентября 2005 года N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области".
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 указанного Закона Курганской области от 7 сентября 2005 года N 75 (в редакции, действовавшей после 1 апреля 2010 года) компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения педагогическим работникам образовательных учреждений предоставляется для возмещения понесенных расходов в полном объеме.
Судом установлено, что М. проживает в, Р.Е. - в, Р.М. - в, И. - в.
Истцы производят оплату за ремонт и содержание жилья, в компенсации которой работодателем ГБОУОШИ "Курганский областной лицей-интернат среднего (полного) общего образования для одаренных детей" им было отказано.
Проанализировав положения статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации в контексте правовых норм, регулирующих спорные правоотношения сторон, суд пришел к обоснованному выводу о том, что право педагогических работников на полное возмещение расходов на оплату жилого помещения, установленное и гарантированное федеральным законодательством, не содержит каких-либо ограничений в его предоставлении, в том числе в части возмещения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В связи с чем, суд правомерно признал за истцами право на меры социальной поддержки в виде предоставления компенсации платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Поскольку предусмотренные федеральным законодательством меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения истцами не получены, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования истцов о возмещении убытков в виде понесенных расходов, размер которых подтвержден представленными в материалы дела квитанциями и ответчиками в суде не оспорен.
В силу абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" (в редакции, действующей с 11 января 2011 года) педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическими работниками федеральным государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 258-ФЗ (ред. от 19 октября 2007 года)) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
В силу пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Статьей 107 Устава Курганской области (в редакции Закона Курганской области от 2 июля 2007 года N 265) определено, что Правительство Курганской области является коллегиальным, постоянно действующим высшим органом исполнительной власти Курганской области, обеспечивающим исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящего Устава, законов и иных нормативных правовых актов Курганской области на территории Курганской области.
В соответствии с Уставом ГБОУОШИ "Курганский областной лицей-интернат среднего (полного) общего образования для одаренных детей" учредителем данного государственного учреждения является Курганская область, следовательно, меры социальной поддержки, на которые имеют право истцы, являются расходными обязательствами данного субъекта Российской Федерации, и финансирование расходов по обеспечению указанных мер является расходным обязательством Курганской области.
Согласно пункту 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
Статьей 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что перечень распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.
В ведомственной структуре расходов областного бюджета на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов, утвержденной Законом Курганской области от 8 декабря 2010 года N 78 "Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", предусмотрены расходы Финансового управления Курганской области на мероприятия в области социального обеспечения населения в виде субвенций на исполнение государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки лицам, проживающим и работающим в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа).
Аналогичные расходы Финансового управления Курганской области предусмотрены в ведомственной структуре расходов областного бюджета на 2014 год, утвержденной Законом Курганской области от 3 декабря 2013 года N 88 "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".
С учетом изложенного, судебная коллегия находит несостоятельным довод апелляционной жалобы ответчика о том, что Финансовое управление Курганской области является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку именно данный орган государственный власти субъекта является главным распорядителем средств казны субъекта Российской Федерации и несет ответственность за неисполнение государственных полномочий в пределах средств, выделенных из казны Курганской области.
Ссылка апелляционной жалобы на то, что суд не привлек к участию в деле Главное управление социальной защиты населения Курганской области и не выяснил, имеют ли истцы иные правовые основания для предоставления мер социальной поддержки, является необоснованной, поскольку доказательств того, что истцы пользуются мерами социальной поддержки в соответствии с иными нормативными правовыми актами, суду не представлено.
Решение суда постановлено в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями закона и не может быть отменено по доводам, изложенным в апелляционной жалобе Финансового управления Курганской области, которые основаны не неверном толковании закона, направлены на переоценку выводов суда и исследованных в судебном заседании доказательств, оснований для удовлетворения которых судебная коллегия не находит, поэтому не принимает во внимание. Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела судом не допущено, иных доводов, имеющих правовое значение и способных повлиять на законность и обоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судебной коллегией в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе ответчика.
Руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

заочное решение Кетовского районного суда Курганской области от 31 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Финансового управления Курганской области - без удовлетворения.

Судья председательствующий
С.В.ТИМОФЕЕВА

Судьи
Е.С.ГОЛУБЬ
Н.В.ШАРЫПОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)