Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АСТРАХАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 24.10.2013 N 2-29/2013-M-63/2013

Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АСТРАХАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 октября 2013 г. по делу N 2-29/2013-M-63/2013


Астраханский областной суд в составе:
председательствующего Мухамбеталиевой Н.Х.,
с участием прокурора Остроуховой Н.В.
при секретаре Хоюровой Ю.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Варжина А.Д. об оспаривании абзаца 4 подпункта 2.7.2 пункта 2.7 и пункта 4 Приложения N 7 Административного регламента государственных казенных учреждений Астраханской области - центров социальной поддержки населения районов города Астрахани, подведомственных министерству социального развития и труда Астраханской области, по предоставлению услуги "Прием заявлений и организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг", утвержденного Постановлением министерства социального развития и труда Астраханской области от 20 августа 2013 года N 48,

установил:

Постановлением министерства социального развития и труда Астраханской области от 20 августа 2013 года N 48 утвержден Административный регламент государственных казенных учреждений Астраханской области - центров социальной поддержки населения районов города Астрахани, подведомственных министерству социального развития и труда Астраханской области, по предоставлению услуги "Прием заявлений и организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг" (далее - Административный регламент), 29 августа 2013 года нормативный правовой акт опубликован в Сборнике законов и нормативных актов Астраханской области N 37.
Варжин А.Д. обратился в суд с заявлением об оспаривании абзаца 4 подпункта 2.7.2 пункта 2.7 и пункта 4 Приложения N 7 Административного регламента, указав, что оспариваемые положения нарушают права и свободы граждан, проживающих на территории Астраханской области, в том числе и его права, поскольку вопреки федеральному законодательству (ст. 10 ГК РФ) и ч. 2 ст. 55 Конституции РФ эти нормы предполагают недобросовестность поведения всех участников гражданских правоотношений и чинят препятствия в получении государственных услуг. Данными положениями незаконно устанавливаются требования о предоставлении справок о наличии (либо отсутствии) задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг. Считает, что фраза "и о наличии (об отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг" абзаца 4 подпункта 2.7.2 пункта 2.7, а также пункт 4 Приложения должны быть исключены из Административного регламента.
В судебном заседании Варжин А.Д. и его представитель Егоров А.В. заявленные требования поддержали по изложенным в заявлении доводам.
Представитель министерства социального развития и труда Астраханской области Калмыков О.А. с заявлением не согласился, ссылаясь на то, что в оспариваемой части постановление принято с соблюдением требований федерального законодательства, в пределах предоставленных министерству социального развития и труда Астраханской области полномочий. Требование, обращенное к гражданам, претендующим на получение социальной поддержки, о подтверждении наличия задолженности (либо ее отсутствии) закреплено в федеральном законодательстве и является одним из условий оказания государственной поддержки.
Прокурор Остроухова Н.В. с доводами Варжина А.Д. не согласилась, указав, что оспариваемый нормативный правовой акт соответствует нормам действующего федерального законодательства.
Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив их доводы, Астраханский областной суд не находит оснований для удовлетворения заявления Варжина А.Д.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 ФЗ от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Названные субсидии являются одной из гарантий социальной защиты граждан при осуществлении ими права на жилище (часть 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со ст. 159 ЖК РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Право на субсидии имеют граждане: пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; члены жилищных кооперативов; собственники жилых помещений.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.
Во исполнение ст. 159 ЖК РФ Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, где определены порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан.
В развитие федерального законодательства, а также с учетом того, что финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации, Постановлением министерства социального развития и труда Астраханской области от 20 августа 2013 года N 48 утвержден Административный регламент государственных казенных учреждений Астраханской области - центров социальной поддержки населения районов города Астрахани, подведомственных министерству социального развития и труда Астраханской области, по предоставлению услуги "Прием заявлений и организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг". Данный правовой акт является нормативным правовым актом, поскольку содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений, опубликован в Сборнике законов и нормативных актов Астраханской области N 37.
Варжин А.Д. оспаривает положение регламента о том, что при подаче заявления о предоставлении субсидии незаконно требуется документ о наличии (об отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Соответственно, по мнению заявителя, из списка документов Приложения N 7 должно быть исключено требование о предоставлении справки о наличии (отсутствии) задолженности, выданной уполномоченными учреждениями (п. 4). Указывает, что такие сведения содержатся в справке о платежах (п. 1). Кроме того, об имеющихся задолженностях центры социальной поддержки населения могут затребовать информацию путем межведомственного информационного взаимодействия. По мнению Варжина А.Д., возложение на гражданина предоставление справки об отсутствии задолженности свидетельствует о противоправности и недобросовестности граждан Астраханской области, тогда как добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагается, а значит умаляются права и свободы человека и гражданина.
Суд не находит оснований согласиться с доводами заявителя, поскольку, проанализировав оспариваемые положения на предмет их соответствия нормам действующего федерального законодательства, пришел к выводу, что они согласуются с положениями статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации и каким-либо нормативным правовым актам большей юридической силы не противоречат.
Частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность граждан по своевременному и полному внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Жилищный кодекс Российской Федерации в статье 159 предусматривает предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, являющихся мерой социальной защиты. Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это бюджетные средства, которые предоставляются гражданам на условиях долевого финансирования целевых расходов (на оплату жилого помещения и коммунальных услуг).
Субсидии согласно части 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. Аналогичное положение содержится в п. 6 Постановления Правительства РФ от 14 декабря 2005 года N 761.
Таким образом, условием предоставления гражданам жилищных субсидий является отсутствие задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
В соответствии с частью 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 11 Правил предусмотрено, что уполномоченные органы вправе проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, налоговые и таможенные органы, органы и учреждения федеральной государственной службы занятости населения, организации связи, другие органы и организации.
Согласно пункту 14 Правил заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Допрошенная в судебном заседании работник центра социальной поддержки населения Ю. пояснила, что согласно Административному регламенту любой гражданин субъекта вправе обратиться за социальной поддержкой, при этом он обязан предоставить документы, определенные в п. 8 Постановления Правительства и п. 2.7 Административного регламента, в том числе документ об отсутствии или наличии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Перечни документов указаны в Приложениях N 7, 8 и 9 к Административному регламенту. Каждый документ, указанный в Приложении N 7, несет определенную информацию. В п. 1 в справке от ТСЖ или управляющей компании указываются тарифы, одновременно может быть указано об отсутствии задолженности, тогда документ, указанный в п. 4 (о наличии либо отсутствии задолженности), не требуется. Далее необходимы сами платежные документы в виде счетов - квитанций, расчетных книжек, счетов, квитанций (перечислены названия платежных документов), эти документы необходимы только при повторном обращении для контроля обоснованно предоставленной субсидии на шесть месяцев.
Документы, указанные в п. 3 Приложения N 7, предоставляются только в том случае, если у граждан в жилом помещении отсутствуют контрольно-измерительные приборы. Соглашение о погашении задолженности предоставляется в исключительном случае при его наличии. Таким образом, документ о наличии либо отсутствии задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг является необходимым условием для решения вопроса о предоставлении субсидии.
Довод Варжина А.Д. о том, что сведения о наличии либо отсутствии задолженности могут быть запрошены в порядке межведомственного информационного взаимодействия, нельзя признать состоятельными, поскольку органы, перечисленные в п. 2.2.2 Административного регламента, не во всех случаях обладают такими сведениями.
В случае, если бы уполномоченные органы не требовали сведения о задолженностях и в случае необходимости не проверяли подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы и организации, это могло бы привести к нецелевому использованию бюджетных средств и, как следствие, к нарушению прав других лиц.
Таким образом, именно согласно нормам Жилищного кодекса Российской Федерации на гражданине, обратившемся в уполномоченный орган за получением субсидии, лежит обязанность по представлению заявления и других необходимых документов.
Предметом производства по делам об оспаривании нормативных правовых актов является проверка оспариваемого нормативного правового акта на предмет его соответствия нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Административный регламент принят министерством социального развития и труда Астраханской области в пределах предоставленных ему полномочий, оспариваемые заявителем пункты Административного регламента не противоречат действующему федеральному законодательству, прав и законных интересов заявителя не нарушают. Более того, обжалуемый нормативный акт, в том числе и оспариваемые пункты вынесены в интересах граждан, в целях соблюдения цели и порядка предоставления субсидий.
В силу части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявления Варжина А.Д.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, Астраханский областной суд,

решил:

заявление Варжина А.Д. о частичном оспаривании абзаца 4 подпункта 2.7.2 пункта 2.7 и пункта 4 Приложения N 7 Административного регламента государственных казенных учреждений Астраханской области - центров социальной поддержки населения районов города Астрахани, подведомственных министерству социального развития и труда Астраханской области, по предоставлению услуги "Прием заявлений и организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг", утвержденного Постановлением министерства социального развития и труда Астраханской области от 20 августа 2013 года N 48, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца через Астраханский областной суд.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)