Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 сентября 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Щелокаевой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зубаревой Е.С.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Октябрьского района города Кирова" (ОГРН: 1074345051186; ИНН: 4345207469)
без участия представителей сторон,
на Решение Арбитражного суда Кировской области от 27.07.2015 по делу N А28-6585/2015, принятое в порядке упрощенного производства в составе судьи Андриянова А.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Октябрьского района города Кирова" (ОГРН: 1074345051186; ИНН: 4345207469)
к Государственной жилищной инспекции Кировской области (ОГРН: 1024301334089; ИНН: 4345049124)
о признании незаконным и отмене постановления от 22.05.2015 N 432,
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Октябрьского района города Кирова" (далее - заявитель, Общество, Управляющая компания, ООО "Управляющая компания Октябрьского района города Кирова") обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением от 04.06.2015 о признании незаконным и отмене Постановления Государственной жилищной инспекции Кировской области (далее - ответчик, административный орган, Инспекция, ГЖИ Кировской области) по делу об административном правонарушении от 22.05.2015 N 432 (далее - Постановление, Постановление N 432), в соответствии с которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) "Нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений", и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей 00 копеек.
Требования, основанные на положениях статей 2.9, 7.22, 7.23, 24.5, 30.1 - 30.6 КоАП РФ, статей 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), разъяснениях пункта 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10), мотивированы заявителем несогласием с оспариваемым Постановлением в связи с неправильной квалификацией совершенного Обществом правонарушения. По мнению Управляющей компании, рассматриваемое правонарушение следует квалифицировать по статье 7.23 КоАП "Нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами".
Решением суда от 27.07.2015, принятого в порядке упрощенного производства, в удовлетворении требований заявителя было отказано. Принимая данное решение, суд первой инстанции пришел к выводу о верной квалификации Инспекцией совершенного Обществом правонарушения по статье 7.22 КоАП РФ.
Настаивая об обратном, заявитель принес апелляционную жалобу с требованием решение от 27.07.2015 отменить, Постановление N 432 признать незаконным и отменить. В обоснование обращения во Второй арбитражный апелляционный суд заявитель пояснил, что в ходе проведенной Инспекцией проверки в отношении многоквартирного жилого дома N 1А по улице О. Кошевого города Кирова (далее также - многоквартирный дом, дом, МКД) со стороны Общества установлено нарушение требований Правил N 354. За нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами предусмотрена административная ответственность по статье 7.23 КоАП РФ. Однако вмененное ООО "УК Октябрьского района г. Кирова" правонарушение Инспекцией квалифицировано по статье 7.22 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность за нарушение Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170). В ходе проверки в действиях Общества административным органом каких-либо нарушений Правил N 170 не устанавливал, тем самым привлечение Общества к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ незаконно и необоснованно. С учетом разъяснений пункта 9 Постановления N 10 неверная квалификация вмененного правонарушения влечет признание оспариваемого Постановления незаконным и подлежащим отмене.
Инспекция отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Определением Второго арбитражного апелляционного суда от 12.08.2015 дата судебного разбирательства, назначенного на 17.09.2015, изменена на 16.09.2015.
Стороны в суд апелляционной инстанции явку представителей не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123, 210 АПК РФ. В соответствии со статьей 156 АПК РФ судебное заседание апелляционного суда проведено в отсутствие представителей Общества и Инспекции.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом по приведенным в апелляционной жалобе доводам в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272.1 АПК РФ.
07.12.2007 собственники многоквартирного жилого дома N 1А по улице О. Кошевого города Кирова во исполнение решения общего собрания собственников помещений в форме заочного голосования от 22.11.2007 заключили договор управления многоквартирным домом N 08/253 (далее - договор; приложение к делу, л.д. 24-31) с ООО "УК Октябрьского района г. Кирова", в соответствии с условиями которого последнее, являясь управляющей организацией в отношении МКД, обязано обеспечить надлежащее функционирование и эксплуатацию дома с соблюдением характеристик надежности и безопасности; организовать работы по содержанию общего имущества в порядке и объеме, указанных в Перечне работы по содержанию общего имущества многоквартирного дома (приложение N 2); организовать проведение текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома согласно Перечню работ по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома (приложение N 3); обеспечивать собственников коммунальными услугами путем заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями на теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение в целях бытового потребления соответствующих услуг собственниками; планировать работы по текущему и капитальному ремонту общего имущества МКД с учетом технического состояния и фактического объема финансирования собственниками помещений (пункты 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3, 2.1.4, 2.1.6, подпункт "д" пункта 2.1.7 договора). Управляющая организация вправе самостоятельно определять подрядчика для выполнения работ по содержанию, текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома по перечню работ (приложения N N 2, 3); в случае возникновения аварийной ситуации самостоятельно использовать средства, предусмотренные на содержание и текущий ремонт, для организации ликвидации аварии (пункты 3.1.1, 3.1.5 договора). Собственники, в свою очередь, вправе осуществлять через уполномоченного представителя контроль над фактическим выполнением работ, их объемом и качеством, целевым использованием средств; требовать надлежащего исполнения управляющей организацией ее обязанностей по договору, в том числе требовать получения услуг по содержанию и ремонту общего имущества, коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством (пункты 3.2.4, 3.2.5 договора).
В приложении N 2 к договору к работам по содержанию общего имущества МКД стороны отнесли устранение незначительных неисправностей в системах водопровода, горячего водоснабжения и канализации, регулировку и наладку систем автоматического управления инженерным оборудованием.
01.04.2015 в связи с обращениями жителя квартиры N 38 дома Зевахина Е.В. с информацией о предоставлении жилищно-коммунальных услуг ненадлежащего качества (перебои с холодным и горячим водоснабжением с марта 2015 года из-за неисправности насоса) в МКД, что свидетельствует о нарушении прав потребителей жилищно-коммунальных услуг (приложение к делу, л.д. 1-3) начальником Инспекции вынесен приказ N 1019/15 (приложение к делу, л.д. 6-7) о проведении в отношении ООО "УК Октябрьского района г. Кирова" внеплановой выездной проверки сроком с 10.04.2015 по 12.05.2015, предметом которой является соблюдение Обществом обязательных требований, перечисленных в Жилищном кодексе Российской Федерации (далее - ЖК РФ), в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), Правилах N 354, Правилах N 170, Положении о государственной жилищной инспекции Кировской области, утвержденном Постановлением Правительства Кировской области от 23.10.2008 N 150/432.
Для достижения целей и задач проведения проверки у Общества были запрошены технический паспорт МКД, договор управления многоквартирным домом, договор на водоснабжение (ХГВС) дома в полном объеме, информацию о способе приготовления ГВС в доме (наличие ВВП), информацию о поступлении заявок от жильцов дома по вопросу предоставления ХГВС ненадлежащего качества в том числе в квартире N 38 дома, а именно: перебои с ХГВС с марта 2015 года (извлечения из журнала заявок управляющей и обслуживающей организации), письменные пояснения о причинах представления ХГВС ненадлежащего качества, распечатку данных с общедомового прибора учета МКД в период с 01.03.2015 по 01.04.2015, пояснения о принятых мерах по восстановлению услуги ХГВС надлежащего качества в том числе в квартире N 38 дома, информацию о снижении размера платы в случае предоставления (или отсутствия) коммунальных услуг ненадлежащего качества в МКД, иные документы, способствующие своевременному и объективному рассмотрению обращения.
В ходе проведенной проверки, результаты которой зафиксированы в акте проверки от 06.05.2015 N 19/75 (приложение к делу, л.д. 10-13), Инспекция выявила нарушения ООО "УК Октябрьского района г. Кирова" пунктов 5, 10 Правил N 491, а именно: в квартире N 38 на одиннадцатом этаже дома подача холодной и горячей воды через водоразборные краны осуществляется тонкой струйкой без напора; в квартирах N 42 и 87 на двенадцатом этаже дома холодной и горячее водоснабжение отсутствует, так как в подвальном помещении повысительный насос не работает из-за его неисправности, установлена продолжительность повторного периода неисправности насоса с 25.03.2015 по 14.04.2015 (на момент проведения проверки в течение 21 дня на верхних этажах дома холодное и горячее водоснабжение отсутствует из-за ненадлежащего содержания общего имущества в МКД).
На основании акта проверки от 06.05.2015 N 19/75 ГЖИ Кировской области выдала ООО "УК Октябрьского района г. Кирова" Предписание от 06.05.2015 N 19/30 (приложение к делу, л.д. 19), согласно которому Управляющая компания в срок до 08.06.2015 обязана выполнить работы по восстановлению или замене повысительного насоса, входящего в состав общего имущества МКД, предназначенного для надлежащего предоставления коммунальных услуг горячего водоснабжения и холодного водоснабжения на верхних этажах многоквартирного дома; представить отчет в Инспекцию о выполнении предписанных мероприятий с подтверждающими документами (с указанием суммы затраченных средств для выполнения мероприятий - при необходимости). Кроме того, усмотрев в действиях Общества признаки административного правонарушения, предусмотренные статьей 7.22 КоАП РФ, Инспекция 06.05.2015 в отношении ООО "УК Октябрьского района г. Кирова" составила протокол об административном правонарушении N 19/35 (приложение к делу, л.д. 14-18), а 22.05.2015 по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении (приложение к делу, л.д. 50-52) вынесла Постановление N 432 (л.д. 8-14, приложение к делу, л.д. 54-60) о привлечении Общества к административной ответственности и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей 00 копеек.
ООО "УК Октябрьского района г. Кирова" обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением об оспаривании Постановления N 432, в удовлетворении которого заявителю было отказано. Данное обстоятельство послужило основанием для обращения Общества во Второй арбитражный апелляционный суд, которой изучив доводы апелляционной жалобы, пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно статьей 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Из содержания приведенной нормы следует, что объектом данного правонарушения являются предусмотренные ЖК РФ, иными нормативными актами, не противоречащими ЖК РФ, правила содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Объективную сторону составляют противоправные действия, выражающиеся в нарушении правил содержания жилых домов и (или) жилых помещений, правил их ремонта.
Благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме обеспечиваются посредством управления многоквартирным домом, в том числе управляющей организацией. Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией, с которой заключается соответствующий договор управления. При таком выборе управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и Правил N 491 (части 1, 2 статьи 44, части 1, 2, 2.3, 3 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии со статьей 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая организация по заданию другой стороны, в частности, собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В пункте 3.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что субъектом рассматриваемого административного правонарушения являются лица, на которые возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов. Изложенное позволяет сделать вывод о том, что к числу субъектов административного правонарушения по статье 7.22 КоАП РФ относятся, в том числе управляющие организации, которые управляют многоквартирными домами и получают от собственников помещений плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, по содержанию и ремонту общего имущества, в данном случае ООО "УК Октябрьского района г. Кирова".
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, стандарты и Правила деятельности по управлению многоквартирными домами устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 39, часть 1 статьи 161 ЖК РФ).
Согласно подпунктам "а", "б", "г", "д" пункта 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
В соответствии с подпунктами "а", "з" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя помимо прочего осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Пункт 18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, к общим работам, выполняемым для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах относит среди прочего проверку исправности, работоспособности, регулировку и техническое обслуживание насосов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, автоматических регуляторов и устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета, расширительных баков и элементов, скрытых от постоянного наблюдения (разводящих трубопроводов и оборудования на чердаках, в подвалах и каналах); постоянный контроль параметров теплоносителя и воды (давления, температуры, расхода) и незамедлительное принятие мер к восстановлению требуемых параметров отопления и водоснабжения и герметичности систем; восстановление работоспособности (ремонт, замена) оборудования и отопительных приборов, водоразборных приборов (смесителей, кранов и т.п.), относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме. В силу пункта 5 Правил N 491 механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, расположенное на сетях холодного и горячего водоснабжения.
Статьей 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения. Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации. Эксплуатация зданий и сооружений должна быть организована таким образом, чтобы обеспечивалось соответствие зданий и сооружений требованиям энергетической эффективности зданий и сооружений и требования оснащенности зданий и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов в течение всего срока эксплуатации зданий и сооружений.
Согласно разделу II Правил N 170 техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии его элементов, в то числе в виде устранения их повреждений по мере выявления, не допуская появление и дальнейшего развития дефектов. В соответствии с подпунктом "д" пункта 5.8.3 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать обслуживание насосных установок систем водоснабжения и местных очистных установок систем канализации. При этом как следует из пункта 4 приложения N 1 к Правилам N 170 обслуживание насосов систем горячего и холодного водоснабжения производится ежедневно слесарями-сантехниками и электромонтерами организаций по обслуживанию жилищного фонда или специализированными организациями.
В соответствии с пунктом 3 утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, услуги и работы правлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме считаются оказанными или выполненными с ненадлежащим качеством в случае их несоответствия требованиям Правил N 491, Правил N 354, иным требованиям законодательства Российской Федерации и условиям договора.
Материалами дела установлено, что отсутствие холодного и горячего водоснабжения в МКД было вызвано неисправностью повысительного насоса, работа которого силами Управляющей компании надлежащим образом восстановлена не была, что привело к нарушению обязательных требований Правил N 491.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В пунктах 16, 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
При этом КоАП РФ в статье 2.2 в отношении юридических лиц формы вины не выделяет, следовательно, в отношении последних требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Вопреки приведенной статье Общество не представило доказательств, подтверждающих принятие последним всех зависящих от Управляющей компании мер по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения. Заявитель не доказал, что выявленные при проведении проверки нарушения не могли быть своевременно устранены. Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, не установлено.
Указанный факт по существу Обществом не оспаривается, вместе с тем приводится довод о неверной квалификации совершенного правонарушения, поскольку при проверке было выявлено нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами. Данный аргумент заявителя судом апелляционной инстанции отклоняется в силу следующего.
Статьей 7.23 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами. По данной статье ответственность наступает за нарушение правил обеспечения населения коммунальными услугами, которые содержатся в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), или Правилах N 354. Однако оспариваемым Постановлением Общество привлечено к административной ответственности за ненадлежащее содержание общедомового имущества, в частности, что послужило причиной отсутствия холодного и горячего водоснабжения, а не за сам факт отсутствия представления коммунальных услуг. При этом Обществу не вменяется нарушение Правил N 307 и Правил N 354, что видно из акта проверки от 06.05.2015 N 19/75 и протокола об административном правонарушении от 06.05.2015 N 19/35 (приложение к делу, л.д. 10-13, 14-18).
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в действиях Общества, ответственного за содержание и ремонт спорного жилого дома, имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ. Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, административным органом соблюдена, существенных нарушений не установлено.
Согласно части 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Таким образом, поскольку доводы, приведенные Обществом в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, не свидетельствуют о неправильном применении им норм материального и процессуального права и, соответственно, не влияют на законность принятого судом первой инстанции судебного акта, оснований для отмены решения Арбитражного суда Кировской области от 27.07.2015 суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ, частью 5 статьи 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Кировской области от 27.07.2015 по делу N А28-6585/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Октябрьского района города Кирова" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном порядке только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.09.2015 N 02АП-7341/2015 ПО ДЕЛУ N А28-6585/2015
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 сентября 2015 г. по делу N А28-6585/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 сентября 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Щелокаевой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зубаревой Е.С.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Октябрьского района города Кирова" (ОГРН: 1074345051186; ИНН: 4345207469)
без участия представителей сторон,
на Решение Арбитражного суда Кировской области от 27.07.2015 по делу N А28-6585/2015, принятое в порядке упрощенного производства в составе судьи Андриянова А.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Октябрьского района города Кирова" (ОГРН: 1074345051186; ИНН: 4345207469)
к Государственной жилищной инспекции Кировской области (ОГРН: 1024301334089; ИНН: 4345049124)
о признании незаконным и отмене постановления от 22.05.2015 N 432,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Октябрьского района города Кирова" (далее - заявитель, Общество, Управляющая компания, ООО "Управляющая компания Октябрьского района города Кирова") обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением от 04.06.2015 о признании незаконным и отмене Постановления Государственной жилищной инспекции Кировской области (далее - ответчик, административный орган, Инспекция, ГЖИ Кировской области) по делу об административном правонарушении от 22.05.2015 N 432 (далее - Постановление, Постановление N 432), в соответствии с которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) "Нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений", и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей 00 копеек.
Требования, основанные на положениях статей 2.9, 7.22, 7.23, 24.5, 30.1 - 30.6 КоАП РФ, статей 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), разъяснениях пункта 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10), мотивированы заявителем несогласием с оспариваемым Постановлением в связи с неправильной квалификацией совершенного Обществом правонарушения. По мнению Управляющей компании, рассматриваемое правонарушение следует квалифицировать по статье 7.23 КоАП "Нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами".
Решением суда от 27.07.2015, принятого в порядке упрощенного производства, в удовлетворении требований заявителя было отказано. Принимая данное решение, суд первой инстанции пришел к выводу о верной квалификации Инспекцией совершенного Обществом правонарушения по статье 7.22 КоАП РФ.
Настаивая об обратном, заявитель принес апелляционную жалобу с требованием решение от 27.07.2015 отменить, Постановление N 432 признать незаконным и отменить. В обоснование обращения во Второй арбитражный апелляционный суд заявитель пояснил, что в ходе проведенной Инспекцией проверки в отношении многоквартирного жилого дома N 1А по улице О. Кошевого города Кирова (далее также - многоквартирный дом, дом, МКД) со стороны Общества установлено нарушение требований Правил N 354. За нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами предусмотрена административная ответственность по статье 7.23 КоАП РФ. Однако вмененное ООО "УК Октябрьского района г. Кирова" правонарушение Инспекцией квалифицировано по статье 7.22 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность за нарушение Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170). В ходе проверки в действиях Общества административным органом каких-либо нарушений Правил N 170 не устанавливал, тем самым привлечение Общества к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ незаконно и необоснованно. С учетом разъяснений пункта 9 Постановления N 10 неверная квалификация вмененного правонарушения влечет признание оспариваемого Постановления незаконным и подлежащим отмене.
Инспекция отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Определением Второго арбитражного апелляционного суда от 12.08.2015 дата судебного разбирательства, назначенного на 17.09.2015, изменена на 16.09.2015.
Стороны в суд апелляционной инстанции явку представителей не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123, 210 АПК РФ. В соответствии со статьей 156 АПК РФ судебное заседание апелляционного суда проведено в отсутствие представителей Общества и Инспекции.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом по приведенным в апелляционной жалобе доводам в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272.1 АПК РФ.
07.12.2007 собственники многоквартирного жилого дома N 1А по улице О. Кошевого города Кирова во исполнение решения общего собрания собственников помещений в форме заочного голосования от 22.11.2007 заключили договор управления многоквартирным домом N 08/253 (далее - договор; приложение к делу, л.д. 24-31) с ООО "УК Октябрьского района г. Кирова", в соответствии с условиями которого последнее, являясь управляющей организацией в отношении МКД, обязано обеспечить надлежащее функционирование и эксплуатацию дома с соблюдением характеристик надежности и безопасности; организовать работы по содержанию общего имущества в порядке и объеме, указанных в Перечне работы по содержанию общего имущества многоквартирного дома (приложение N 2); организовать проведение текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома согласно Перечню работ по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома (приложение N 3); обеспечивать собственников коммунальными услугами путем заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями на теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение в целях бытового потребления соответствующих услуг собственниками; планировать работы по текущему и капитальному ремонту общего имущества МКД с учетом технического состояния и фактического объема финансирования собственниками помещений (пункты 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3, 2.1.4, 2.1.6, подпункт "д" пункта 2.1.7 договора). Управляющая организация вправе самостоятельно определять подрядчика для выполнения работ по содержанию, текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома по перечню работ (приложения N N 2, 3); в случае возникновения аварийной ситуации самостоятельно использовать средства, предусмотренные на содержание и текущий ремонт, для организации ликвидации аварии (пункты 3.1.1, 3.1.5 договора). Собственники, в свою очередь, вправе осуществлять через уполномоченного представителя контроль над фактическим выполнением работ, их объемом и качеством, целевым использованием средств; требовать надлежащего исполнения управляющей организацией ее обязанностей по договору, в том числе требовать получения услуг по содержанию и ремонту общего имущества, коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством (пункты 3.2.4, 3.2.5 договора).
В приложении N 2 к договору к работам по содержанию общего имущества МКД стороны отнесли устранение незначительных неисправностей в системах водопровода, горячего водоснабжения и канализации, регулировку и наладку систем автоматического управления инженерным оборудованием.
01.04.2015 в связи с обращениями жителя квартиры N 38 дома Зевахина Е.В. с информацией о предоставлении жилищно-коммунальных услуг ненадлежащего качества (перебои с холодным и горячим водоснабжением с марта 2015 года из-за неисправности насоса) в МКД, что свидетельствует о нарушении прав потребителей жилищно-коммунальных услуг (приложение к делу, л.д. 1-3) начальником Инспекции вынесен приказ N 1019/15 (приложение к делу, л.д. 6-7) о проведении в отношении ООО "УК Октябрьского района г. Кирова" внеплановой выездной проверки сроком с 10.04.2015 по 12.05.2015, предметом которой является соблюдение Обществом обязательных требований, перечисленных в Жилищном кодексе Российской Федерации (далее - ЖК РФ), в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), Правилах N 354, Правилах N 170, Положении о государственной жилищной инспекции Кировской области, утвержденном Постановлением Правительства Кировской области от 23.10.2008 N 150/432.
Для достижения целей и задач проведения проверки у Общества были запрошены технический паспорт МКД, договор управления многоквартирным домом, договор на водоснабжение (ХГВС) дома в полном объеме, информацию о способе приготовления ГВС в доме (наличие ВВП), информацию о поступлении заявок от жильцов дома по вопросу предоставления ХГВС ненадлежащего качества в том числе в квартире N 38 дома, а именно: перебои с ХГВС с марта 2015 года (извлечения из журнала заявок управляющей и обслуживающей организации), письменные пояснения о причинах представления ХГВС ненадлежащего качества, распечатку данных с общедомового прибора учета МКД в период с 01.03.2015 по 01.04.2015, пояснения о принятых мерах по восстановлению услуги ХГВС надлежащего качества в том числе в квартире N 38 дома, информацию о снижении размера платы в случае предоставления (или отсутствия) коммунальных услуг ненадлежащего качества в МКД, иные документы, способствующие своевременному и объективному рассмотрению обращения.
В ходе проведенной проверки, результаты которой зафиксированы в акте проверки от 06.05.2015 N 19/75 (приложение к делу, л.д. 10-13), Инспекция выявила нарушения ООО "УК Октябрьского района г. Кирова" пунктов 5, 10 Правил N 491, а именно: в квартире N 38 на одиннадцатом этаже дома подача холодной и горячей воды через водоразборные краны осуществляется тонкой струйкой без напора; в квартирах N 42 и 87 на двенадцатом этаже дома холодной и горячее водоснабжение отсутствует, так как в подвальном помещении повысительный насос не работает из-за его неисправности, установлена продолжительность повторного периода неисправности насоса с 25.03.2015 по 14.04.2015 (на момент проведения проверки в течение 21 дня на верхних этажах дома холодное и горячее водоснабжение отсутствует из-за ненадлежащего содержания общего имущества в МКД).
На основании акта проверки от 06.05.2015 N 19/75 ГЖИ Кировской области выдала ООО "УК Октябрьского района г. Кирова" Предписание от 06.05.2015 N 19/30 (приложение к делу, л.д. 19), согласно которому Управляющая компания в срок до 08.06.2015 обязана выполнить работы по восстановлению или замене повысительного насоса, входящего в состав общего имущества МКД, предназначенного для надлежащего предоставления коммунальных услуг горячего водоснабжения и холодного водоснабжения на верхних этажах многоквартирного дома; представить отчет в Инспекцию о выполнении предписанных мероприятий с подтверждающими документами (с указанием суммы затраченных средств для выполнения мероприятий - при необходимости). Кроме того, усмотрев в действиях Общества признаки административного правонарушения, предусмотренные статьей 7.22 КоАП РФ, Инспекция 06.05.2015 в отношении ООО "УК Октябрьского района г. Кирова" составила протокол об административном правонарушении N 19/35 (приложение к делу, л.д. 14-18), а 22.05.2015 по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении (приложение к делу, л.д. 50-52) вынесла Постановление N 432 (л.д. 8-14, приложение к делу, л.д. 54-60) о привлечении Общества к административной ответственности и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей 00 копеек.
ООО "УК Октябрьского района г. Кирова" обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением об оспаривании Постановления N 432, в удовлетворении которого заявителю было отказано. Данное обстоятельство послужило основанием для обращения Общества во Второй арбитражный апелляционный суд, которой изучив доводы апелляционной жалобы, пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно статьей 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Из содержания приведенной нормы следует, что объектом данного правонарушения являются предусмотренные ЖК РФ, иными нормативными актами, не противоречащими ЖК РФ, правила содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Объективную сторону составляют противоправные действия, выражающиеся в нарушении правил содержания жилых домов и (или) жилых помещений, правил их ремонта.
Благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме обеспечиваются посредством управления многоквартирным домом, в том числе управляющей организацией. Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией, с которой заключается соответствующий договор управления. При таком выборе управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и Правил N 491 (части 1, 2 статьи 44, части 1, 2, 2.3, 3 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии со статьей 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая организация по заданию другой стороны, в частности, собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В пункте 3.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что субъектом рассматриваемого административного правонарушения являются лица, на которые возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов. Изложенное позволяет сделать вывод о том, что к числу субъектов административного правонарушения по статье 7.22 КоАП РФ относятся, в том числе управляющие организации, которые управляют многоквартирными домами и получают от собственников помещений плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, по содержанию и ремонту общего имущества, в данном случае ООО "УК Октябрьского района г. Кирова".
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, стандарты и Правила деятельности по управлению многоквартирными домами устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 39, часть 1 статьи 161 ЖК РФ).
Согласно подпунктам "а", "б", "г", "д" пункта 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
В соответствии с подпунктами "а", "з" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя помимо прочего осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Пункт 18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, к общим работам, выполняемым для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах относит среди прочего проверку исправности, работоспособности, регулировку и техническое обслуживание насосов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, автоматических регуляторов и устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета, расширительных баков и элементов, скрытых от постоянного наблюдения (разводящих трубопроводов и оборудования на чердаках, в подвалах и каналах); постоянный контроль параметров теплоносителя и воды (давления, температуры, расхода) и незамедлительное принятие мер к восстановлению требуемых параметров отопления и водоснабжения и герметичности систем; восстановление работоспособности (ремонт, замена) оборудования и отопительных приборов, водоразборных приборов (смесителей, кранов и т.п.), относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме. В силу пункта 5 Правил N 491 механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, расположенное на сетях холодного и горячего водоснабжения.
Статьей 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения. Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации. Эксплуатация зданий и сооружений должна быть организована таким образом, чтобы обеспечивалось соответствие зданий и сооружений требованиям энергетической эффективности зданий и сооружений и требования оснащенности зданий и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов в течение всего срока эксплуатации зданий и сооружений.
Согласно разделу II Правил N 170 техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии его элементов, в то числе в виде устранения их повреждений по мере выявления, не допуская появление и дальнейшего развития дефектов. В соответствии с подпунктом "д" пункта 5.8.3 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать обслуживание насосных установок систем водоснабжения и местных очистных установок систем канализации. При этом как следует из пункта 4 приложения N 1 к Правилам N 170 обслуживание насосов систем горячего и холодного водоснабжения производится ежедневно слесарями-сантехниками и электромонтерами организаций по обслуживанию жилищного фонда или специализированными организациями.
В соответствии с пунктом 3 утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, услуги и работы правлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме считаются оказанными или выполненными с ненадлежащим качеством в случае их несоответствия требованиям Правил N 491, Правил N 354, иным требованиям законодательства Российской Федерации и условиям договора.
Материалами дела установлено, что отсутствие холодного и горячего водоснабжения в МКД было вызвано неисправностью повысительного насоса, работа которого силами Управляющей компании надлежащим образом восстановлена не была, что привело к нарушению обязательных требований Правил N 491.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В пунктах 16, 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
При этом КоАП РФ в статье 2.2 в отношении юридических лиц формы вины не выделяет, следовательно, в отношении последних требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Вопреки приведенной статье Общество не представило доказательств, подтверждающих принятие последним всех зависящих от Управляющей компании мер по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения. Заявитель не доказал, что выявленные при проведении проверки нарушения не могли быть своевременно устранены. Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, не установлено.
Указанный факт по существу Обществом не оспаривается, вместе с тем приводится довод о неверной квалификации совершенного правонарушения, поскольку при проверке было выявлено нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами. Данный аргумент заявителя судом апелляционной инстанции отклоняется в силу следующего.
Статьей 7.23 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами. По данной статье ответственность наступает за нарушение правил обеспечения населения коммунальными услугами, которые содержатся в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), или Правилах N 354. Однако оспариваемым Постановлением Общество привлечено к административной ответственности за ненадлежащее содержание общедомового имущества, в частности, что послужило причиной отсутствия холодного и горячего водоснабжения, а не за сам факт отсутствия представления коммунальных услуг. При этом Обществу не вменяется нарушение Правил N 307 и Правил N 354, что видно из акта проверки от 06.05.2015 N 19/75 и протокола об административном правонарушении от 06.05.2015 N 19/35 (приложение к делу, л.д. 10-13, 14-18).
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в действиях Общества, ответственного за содержание и ремонт спорного жилого дома, имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ. Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, административным органом соблюдена, существенных нарушений не установлено.
Согласно части 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Таким образом, поскольку доводы, приведенные Обществом в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, не свидетельствуют о неправильном применении им норм материального и процессуального права и, соответственно, не влияют на законность принятого судом первой инстанции судебного акта, оснований для отмены решения Арбитражного суда Кировской области от 27.07.2015 суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ, частью 5 статьи 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Кировской области от 27.07.2015 по делу N А28-6585/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Октябрьского района города Кирова" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном порядке только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Т.А.ЩЕЛОКАЕВА
Т.А.ЩЕЛОКАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)