Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 18.06.2015 N Ф08-3449/2015 ПО ДЕЛУ N А32-25060/2014

Требование: О признании незаконным расчета платы за водоотведение, обязании произвести перерасчет.

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Предприятие полагало, что расчет объема водоотведения сточных вод должен быть определен по показаниям индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июня 2015 г. по делу N А32-25060/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 июня 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Савенко Л.И., судей Айбатулина К.К. и Чесняк Н.В., при участии в судебном заседании от истца - муниципального унитарного ремонтно-эксплуатационного предприятия N 32 г. Краснодара муниципального образования город Краснодар (ИНН 2308012549, ОГРН 1022301212185) - Тимощенко Ю.В. (доверенность от 10.06.2015), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" (ИНН 23081119217) - Сергиенко С.В. (доверенность от 24.12.2014), рассмотрев кассационную жалобу муниципального унитарного ремонтно-эксплуатационного предприятия N 32 г. Краснодара муниципального образования город Краснодар на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.11.2014 (судья Орлова А.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2015 (судьи Баранова Ю.И., Еремина О.А., Пономарева И.В.) по делу N А32-25060/2014, установил следующее.
Муниципальное унитарное ремонтно-эксплуатационное предприятие N 32 г. Краснодара муниципального образования город Краснодар (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к ООО "Краснодар Водоканал" (далее - водоканал) о признании незаконным произведенного ответчиком с января 2014 года по июнь 2014 года включительно расчета платы за водоотведение по договору от 01.03.2009 N 6637, возложении обязанности на водоканал произвести перерасчет в соответствии с представленным истцом расчетом за водоотведение с января по июнь 2014 года включительно в сторону уменьшения на стоимость неправомерно предъявленных к оплате услуг водоотведения в сумме 2 040 284 рублей 93 копеек за излишне предъявленный к оплате объем водоотведения - 150 755,47 куб. м.
Решением суда от 26.11.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 02.03.2015, в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Судебные акты мотивированы тем, что водоканалом произведен расчет потребленного коммунального ресурса в соответствии с действующим порядком.
В кассационной жалобе предприятие просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда. Жалоба обоснована следующими доводами:
- - суды неправильно применили нормы материального права, так как нормы Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) имеют приоритет перед Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ);
- - ранее действующие нормы, предусматривавшие норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды, утратили силу (пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг");
- - в доме, не оборудованном общедомовым прибором учета сточных вод, плата за водоотведение на общедомовые нужды равна нулю;
- - суды не учли, что объем сточных вод должен определяться по показаниям индивидуальных приборов жильцов многоквартирного дома без учета объема общедомовых нужд;
- - суды не проверили расчет истца, объем выставляемых счетов не соответствует ни показаниям общедомовых приборов учета, ни сумме объемов индивидуального потребления коммунальных услуг в жилых и нежилых помещениях в отношении горячего водоснабжения.
В судебном заседании стороны поддержали доводы жалобы и обосновали свои возражения.
Суд объявлял перерыв в судебном заседании с 11.06.2015 до 16 часов 17.06.2015. Информация о перерыве размещена в сети Интернет на сайте Арбитражного суда Северо-Кавказского округа. После перерыва судебное заседание продолжено с участием обеих сторон.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений и постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено Кодексом.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что судебные акты надлежит отменить по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, предприятие является управляющей компанией, в управлении которой находится 53 многоквартирных жилых дома.
01 марта 2009 года водоканал (поставщик) и предприятие (абонент) заключили договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод (с протоколом разногласий).
Договор заключен в целях обеспечения потребителей-граждан, собственников жилья, объединенных в ТСЖ (ЖСК) либо заключивших договор на обслуживание с управляющими компаниями, водоснабжением и водоотведением. Абонент производит оплату поставщику: за отпуск питьевой воды; прием сточных вод; прием атмосферных осадков и дренажных вод при отсутствии ливневой канализации (статья 1 договора).
В силу пункта 3.1 договора абонент обеспечивает учет количества потребляемой воды и сбрасываемых сточных вод приборами учета, установленными по адресам, указанным в приложении N 1 к договору.
Согласно пункту 4.1.1 договора оплата услуг производится абонентом за потребленную питьевую воду и сброшенные сточные воды по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством для соответствующей группы потребителей на основании данных приборов учета, а при отсутствии приборов учета - в порядке, предусмотренном пунктами 3.6 - 3.9 договора. Размер платы за сточные воды при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета горячей воды определяется как сумма показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и нормативов потребления.
Суды установили, что в рамках договора водоканал оказал предприятию услуги по подаче холодной питьевой воды и водоотведению и предъявил к оплате с января по июнь 2014 года объем водоотведения в количестве 721 605,90 куб. м на 9 741 057 рублей 20 копеек. При этом объем водоотведения равен объему потребления по показаниям общедомовых приборов учета холодного и горячего водоснабжения.
Предприятие, полагая, что расчет объема водоотведения сточных вод должен быть произведен таким же способом, как и предъявляемый к оплате гражданам-потребителям, то есть определен по показаниям индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды, обратилось к водоканалу с претензией от 07.05.2014 N 01-1006 о перерасчете объема водоотведения за спорный период.
В письме о корректировке начислений от 14.05.2014 исх. N 04.01.02.3599 водоканал отказал предприятию в перерасчете объемов сточных вод от жилых домов истца.
Полагая, что объем водоотведения в количестве 150 755,47 куб. м стоимостью 2 040 284 рубля 93 копейки необоснованно предъявлен ответчиком к оплате, предприятие обратилось в суд с исковым заявлением.
Согласно пункту 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Кодекса) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства. В силу статьи 544 Кодекса оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Как установили судебные инстанции, многоквартирные дома, оборудованы общедомовыми приборами учета. Объемы водопотребления определены на основании показаний данных общедомовых приборов учета и расчетным методом по домам, не оборудованным общедомовыми приборами учета в отношении горячего водоснабжения.
Спор между сторонами возник в связи с тем, что в многоквартирных домах, обслуживаемых предприятием, отсутствуют общедомовые приборы учета сточных вод. В связи с этим водоканал при определении объема водоотведения руководствовался нормами части 11 статьи 20 Закона N 416-ФЗ, согласно которым в случае отсутствия у абонента прибора учета сточных вод объем отведенных сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения.
Отклоняя доводы предприятия о том, что к спорным правоотношениям подлежат применению постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" (далее - Правила N 124) и от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354), определяющие иной порядок расчета, судебные инстанции исходили из следующего.
В силу части 5 статьи 1 Закона N 416-ФЗ к отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, с оплатой таких услуг, положения данного Федерального закона применяются в части, не урегулированной другими федеральными законами.
Частью 11 статьи 20 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что в случае отсутствия у абонента прибора учета сточных вод объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения, при этом учитывается объем поверхностных сточных вод в случае, если прием таких сточных вод в систему водоотведения предусмотрен договором водоотведения. Положения данной нормы Закона N 416-ФЗ носят императивный характер.
В силу пункта 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), и пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" объем сточных вод должен определяться на границе общего имущества многоквартирного дома и централизованной системы водоотведения.
Согласно пункту 25 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению в жилых помещениях определяется исходя из суммы нормативов холодного водоснабжения и горячего водоснабжения в жилых помещениях. Таким образом, в случае отсутствия в многоквартирном доме коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод объем сточных вод, принятый от собственников или пользователей помещений в многоквартирных домах, принимается организацией, осуществляющей водоотведение, равным объему воды, поданной в этот многоквартирный дом из всех источников централизованного водоснабжения. Нормы Закона N 416-ФЗ имеют прямое действие и большую юридическую силу, чем подзаконные акты, в том числе Правила N 124 и N 354. В связи с этим, по мнению судебных инстанций, спорные правоотношения подлежат регулированию непосредственно вышеприведенными положениями Закона N 416-ФЗ.
Между тем судебные инстанции не учли следующего.
Правоотношения по поводу предоставления коммунальных услуг регулируются жилищным законодательством, состоящим из ЖК РФ, и принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними Указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5, пункт 10 части 1 статьи 4 ЖК РФ).
В силу положений части 1 статьи 153, части 4 статьи 154, пункта 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ, пунктов 63, 67 Правил N 354 на основании платежных документов граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги, которая включает в себя плату за водоотведение.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок расчета платы за коммунальные услуги регулируется Правилами N 354 и зависит от наличия у потребителей приборов учета коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления этим домом в составе платы за коммунальные услуги должен отдельно оплачивать коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме. Исключение сделано для коммунальной услуги по отоплению.
Объем услуг по водоотведению из жилых и нежилых помещений многоквартирного дома рассчитывается по индивидуальным приборам учета сточных вод, а при отсутствии таковых - по сумме объемов холодной и горячей воды, поставленной в эти помещения, которые определяются по суммарным показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета этих коммунальных ресурсов за расчетный период. При отсутствии приборов учета воды в жилых помещениях объем сточных вод определяется как произведение количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, и норматива водоотведения. При отсутствии приборов, фиксирующих объем водоснабжения в нежилых помещениях, этот объем определяется расчетным способом, аналогичным тому, который определен в договорах водоснабжения между исполнителем коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией, а при отсутствии такого условия - расчетным способом, установленным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о водоснабжении (пункты 42, 43, 59 Правил N 354 и формула 4 Приложения N 2 к Правилам N 354).
Порядок определения размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, зависит от наличия коллективного прибора учета коммунального ресурса.
Согласно пункту 48 Правил N 354, пунктам 10, 17 и формулам 10 и 15 Приложения N 2 к этим Правилам при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную на общедомовые нужды, определяется как произведение тарифа на водоотведение и объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды и приходящийся на конкретное жилое или нежилое помещение. Указанный объем рассчитывается как произведение доли в общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, и норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, установленного в соответствии с Правилами N 306.
Правилами N 306 не предусмотрен расчет норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды.
Ранее действующие нормы, предусматривавшие такой норматив, исключены из этих Правил (пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг"). Законность и обоснованность данной нормы проверялась Верховным Судом Российской Федерации в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и суд признал ее соответствующей закону (решение Верховного Суда Российской Федерации от 10.12.2014 N АКПИ14-1190).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 N 1380 в пункте 8 Правил N 306 норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды установлен равным 0.
Таким образом, при отсутствии в многоквартирных домах общедомовых приборов учета сточных вод законных оснований для начисления жильцам платы за коммунальную услугу по водоотведению на общедомовые нужды не имеется.
В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Закона N 416-ФЗ положения этого Закона применяются к отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по водоотведению, в части, не урегулированной другими федеральными законами. Правила определения объема коммунальных услуг урегулированы указанными нормами ЖК РФ, поэтому доводы ответчика, основанные на нормах Закона N 416-ФЗ (в том числе на пункте 11 статьи 20, обязывающей рассчитывать объем отведенных сточных вод по объему водоснабжения из всех источников), несостоятельны.
Данный вывод соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17.04.2015 N 310-ЭС14-5955.
Кроме того, суды не проверили, соответствует ли заявленное предприятием требование статье 12 Кодекса. По сути, между сторонами имеются разногласия по размеру задолженности. Суды не выяснили, совершаются ли водоканалом какие-либо неправомерные действия в отношении предприятия, и может ли заявленное требование рассматриваться как требование о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В судебном заседании представители сторон пояснили, что водоканалом предъявлен иск к предприятию о взыскании задолженности за услуги по водоснабжению и водоотведению, включающий спорный период с января по июнь 2014 года, т.е. между сторонами рассматривается спор по объему оказанных услуг. Судам следует рассмотреть вопрос о возможности защиты прав предприятия при заявлении возражений о взыскании задолженности за услуги по водоотведению в рамках этого спора. Данное обстоятельство также не было предметом рассмотрения суда.
При изложенных обстоятельствах судебные акты следует отменить, дело - направить на новое рассмотрение.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.11.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2015 по делу N А32-25060/2014 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.И.САВЕНКО
Судьи
К.К.АЙБАТУЛИН
Н.В.ЧЕСНЯК




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)